Научная статья на тему 'Психологические последствия пережитого насилия'

Психологические последствия пережитого насилия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
937
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
VIOLENCE / CONSEQUENCES OF VIOLENCE / EMOTIONALITY / DOMESTIC VIOLENCE / PARENTAL VIOLENCE / PHYSICAL VIOLENCE / EMOTIONAL EXCITABILITY / НАСИЛИЕ / ПОСЛЕДСТВИЯ НАСИЛИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ / НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ / НАСИЛИЕ СО СТОРОНЫ РОДИТЕЛЕЙ / ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВОЗБУДИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Даренских Светлана Сергеевна, Трунова Анна Андреевна

В статье представлены результаты исследования эмоциональной устойчивости юношей и девушек, переживших физическое насилие в детстве. Эмоциональность рассматривается как обобщенная характеристика эмоциональной сферы человека, которая оказывает влияние на личность и его успешное функционирование. Одной из причин изменения эмоциональности, проявления и течения эмоций является пережитое насилие. В статье указано многообразие в определении понятий «наказание», «жестокое обращение», «насилие» и отсутствие единого понятийного аппарата. Авторы говорят о последствиях пережитого насилия, которые могут проявляться в когнитивных нарушениях, проблемах с обучением, низком социально-экономическом статусе, проблемах с воспитанием собственных детей. В связи с этим было проведено исследование эмоциональности юношей и девушек в возрасте 18-20 лет. Выборка была поделена на эмпирическую и контрольные группы. Авторы провели исследование эмоциональности юношей и девушек с опытом физического насилия в родительской семье. В статье показаны особенности проявления эмоциональности в эмпирической группе в сравнении с контрольной. Характеристики эмоциональности, такие как «эмоциональная возбудимость», «длительность эмоций», «интенсивность эмоций» более выражены в группе юношей и девушек, переживших насилие в детстве. Рассмотрение «отрицательного влияния эмоций на эффективность деятельности и общения» через призму ситуации пережитого насилия, позволяет говорить о меньшей эффективности в общении и деятельности в группе юношей и девушек с опытом насилия в детстве. Выявлено, что юноши и девушки в большей степени проявляют тревожность и ригидность. Показаны связи различных характеристик эмоциональности психических состояний и характерологических акцентуаций личности. Выявлено, что девушки и юноши, с опытом насилия в родительской семье более эмоционально возбудимы, тревожны, с выраженной скоростью возникновения эмоциональной реакции. Девушки и юноши в большей проявляют замкнутость,нерешительность в поведении, отгороженность от других. Респондентам из эмпирической группы необходима психологическая помощь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Даренских Светлана Сергеевна, Трунова Анна Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CONSEQUENCES OF VIOLENCE

The article presents the results of the study of emotional stability of boys and girls who experienced physical violence in childhood. Emotionality is considered as a generalized characteristic of the emotional sphere of a person, which affects the personality and its successful functioning. One of the reasons for the change in emotionality, manifestation and flow of emotions is the experience of violence. The article indicates the diversity in the definition of the concepts of "punishment", "ill-treatment", "violence" and the lack of a single conceptual apparatus. The authors talk about the consequences of experienced violence, which can be manifested in cognitive impairment, learning problems, low socio-economic status, problems with raising their own children. In this regard, the study was conducted emotionality of boys and girls aged 18-20 years. The sample was divided into empirical and control groups. The authors conducted a study of the emotionality of boys and girls with experience of physical violence in the parental family. The article shows the peculiarities of emotionality in the empirical group in comparison with the control group. Characteristics of emotionality, such as "emotional excitability", "duration of emotions", "intensity of emotions" are more pronounced in the group of boys and girls who experienced violence in childhood. Consideration of the "negative impact of emotions on the effectiveness of activities and communication" through the prism of the situation of experienced violence, allows us to talk about less efficiency in communication and activity in a group of boys and girls with experience of violence in childhood. It was revealed that boys and girls are more likely to show anxiety and rigidity. Connections of various characteristics of emotionality of mental States and characterological accentuations of the personality are shown. It was revealed that girls and boys with experience of violence in the parental family are more emotionally excitable, anxious, with a pronounced rate of emotional reaction. Girls and boys are more withdrawn, indecisive in behavior, isolation from others. The respondents from the empirical group the necessary psychological support.

Текст научной работы на тему «Психологические последствия пережитого насилия»

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2020. - № 2 (18). Health, Physical Culture and Sports. 2020, 2(18)

Раздел IV. Научные статьи по итогам Международной конференции Section IV. Scientific Articles Following the International Conference

УДК 159.9

DOI https://doi.org/10.14258/zosh(2020)2.23

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПЕРЕЖИТОГО НАСИЛИЯ

Даренских Светлана Сергеевна^™

Кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии Алтайский государственный университет, AuthorID: 776340, Барнаул, Россия, e-mail: svetla-ss@yandex.ru

Orcid: https://orcid.org/0000-0002-6456-5831 Трунова Анна Андреевна^™ магистрант факультета психологии и педагогики, Алтайский государственный университет,

Барнаул, Россия, e-mail: trunova.th@mail.ru

PSYCHOLOGICAL CONSEQUENCES OF VIOLENCE

Darenskikh Svetlana Sergeevna

Altai state university, associate professor of social psychology, candidate of psychological science, AuthorID: 776340 Barnaul, Russia, e-mail: svetla-ss@yandex.ru Orcid: https://orcid.org/

0000-0002-6456-5831 Trunova Anna Andreevna

master student, faculty of psychology and pedagogy Altai state university, Barnaul, Russia, e-mail:

trunova.th@mail.ru

Следует цитировать / Citation:

Даренских, С.С., Трунова, А.А.. Психологические последствия пережитого насилия // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2020. 2 (18), С. 227-233. URL: http://journal.asu.ru/zosh/issue/archive. DOI https://doi.org/10.14258/ zosh(2020)2.23

Darenskikh, S. S. , Trunova, A. A. (2020). Psychological consequences of violence. Health, Physical Culture and Sports, 2 (18), 227-233. (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/zosh/issue/ archive. DOI https://doi.org/10.14258/zosh(2020)2.23

Поступило в редакцию / Submitted 15.10.2019 Принято к публикации / Accepted 14.05.2020

Аннотация. В статье представлены результаты исследования эмоциональной устойчивости юношей и девушек, переживших физическое насилие в детстве. Эмоциональность рассматривается как обобщенная характеристика эмоциональной сферы человека, которая

оказывает влияние на личность и его успешное функционирование. Одной из причин изменения эмоциональности, проявления и течения эмоций является пережитое насилие. В статье указано многообразие в определении понятий «наказание», «жестокое обращение», «насилие» и отсутствие единого понятийного аппарата. Авторы говорят о последствиях пережитого насилия, которые могут проявляться в когнитивных нарушениях, проблемах с обучением, низком социально-экономическом статусе, проблемах с воспитанием собственных детей. В связи с этим было проведено исследование эмоциональности юношей и девушек в возрасте 18-20 лет. Выборка была поделена на эмпирическую и контрольные группы.

Авторы провели исследование эмоциональности юношей и девушек с опытом физического насилия в родительской семье. В статье показаны особенности проявления эмоциональности в эмпирической группе в сравнении с контрольной. Характеристики эмоциональности, такие как «эмоциональная возбудимость», «длительность эмоций», «интенсивность эмоций» более выражены в группе юношей и девушек, переживших насилие в детстве. Рассмотрение «отрицательного влияния эмоций на эффективность деятельности и общения» через призму ситуации пережитого насилия, позволяет говорить о меньшей эффективности в общении и деятельности в группе юношей и девушек с опытом насилия в детстве. Выявлено, что юноши и девушки в большей степени проявляют тревожность и ригидность. Показаны связи различных характеристик эмоциональности психических состояний и характерологических акцентуаций личности. Выявлено, что девушки и юноши, с опытом насилия в родительской семье более эмоционально возбудимы, тревожны, с выраженной скоростью возникновения эмоциональной реакции. Девушки и юноши в большей проявляют замкнутость, нерешительность в поведении, отгороженность от других. Респондентам из эмпирической группы необходима психологическая помощь.

Ключевые слова: насилие, последствия насилия, эмоциональность, насилие в семье, насилие со стороны родителей, физическое насилие, эмоциональная возбудимость.

Abstract. The article presents the results of the study of emotional stability of boys and girls who experienced physical violence in childhood. Emotionality is considered as a generalized characteristic of the emotional sphere of a person, which affects the personality and its successful functioning. One of the reasons for the change in emotionality, manifestation and flow of emotions is the experience of violence. The article indicates the diversity in the definition of the concepts of "punishment", "ill-treatment", "violence" and the lack of a single conceptual apparatus. The authors talk about the consequences of experienced violence, which can be manifested in cognitive impairment, learning problems, low socio-economic status, problems with raising their own children. In this regard, the study was conducted emotionality of boys and girls aged 18-20 years. The sample was divided into empirical and control groups.

The authors conducted a study of the emotionality of boys and girls with experience of physical violence in the parental family. The article shows the peculiarities of emotionality in the empirical group in comparison with the control group. Characteristics of emotionality, such as "emotional excitability", "duration of emotions", "intensity of emotions" are more pronounced in the group of boys and girls who experienced violence in childhood. Consideration of the "negative impact of emotions on the effectiveness of activities and communication" through the prism of the situation of experienced violence, allows us to talk about less efficiency in communication and activity in a group of boys and girls with experience of violence in childhood. It was revealed that boys and girls are more likely to show anxiety and rigidity. Connections of various characteristics of emotionality of mental States and characterological accentuations of the personality are shown. It

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2020. - № 2 (18). Health, Physical Culture and Sports. 2020, 2(18)

Раздел IV. Научные статьи по итогам Международной конференции Section IV. Scientific Articles Following the International Conference

was revealed that girls and boys with experience of violence in the parental family are more emotionally excitable, anxious, with a pronounced rate of emotional reaction. Girls and boys are more withdrawn, indecisive in behavior, isolation from others. The respondents from the empirical group the necessary psychological support.

Key words: violence, consequences of violence, emotionality, domestic violence, parental violence, physical violence, emotional excitability.

Актуальность. Домашнее насилие острая проблема сегодняшнего дня. Статистика не дает достоверных данных о его распространенности. Также существует проблема определения данного понятия. Не смотря на достаточное количество работ посвященных проблеме наказания, жестокого обращения и насилия в семье отсутствует четкая граница между данными понятиями, а так же единая точка зрения на определение данных понятий. Можно говорить о чрезмерности наказания, жестокости и насилии в ситуации, когда наказание носит характер физического воздействия, унижает и оскорбляет достоинство ребенка, наблюдается пренебрежение основными нуждами ребенка.

Внутрисемейное насилие осуществляет стабилизирующую (снижение напряжения и сохранение семьи) и контролирующую (доминирование и контроль одного члена семьи над другим) функции. Домашнее насилие в большом числе случаев наблюдается в семьях с очень жесткими внешними границами и внутрисемейным слиянием (Качаева М.А.,2017, Алексеева И.А., 2010)

Рассмотрение видов насилия позволяет говорить о том, что наиболее изученным является сексуальное насилие, как в отношении детей, так и взрослых. Отсутствует единый взгляд на проблему

физического насилия. Если рассматривать физическое насилие по отношению к детям, то очень часто происходит подмена понятий «наказание» и «насилие». Еще более проблематичная ситуация обстоит с психологическим насилием. Н е с м о т р я н а с л о ж н о с т и операционализации данных понятий, большинство авторов говорят о пс ихологиче ских по с ледс тв иях возникающих после пережитого насилия (Качаева, 2017, Алексеева, 2010, Абрамов, 2005, Григович, 2012, Дозорцева, 2006, 2007, Здравомыслова, 2000, Ильина, 2000, Малкина-Пых, 2006, Биренбаум, 1977). Одной из необходимых личностных качеств и является эмоциональность, которая также может подвергаться трансформации после пережитого насилия. Анализ литературных источников показывает, что существует большое количество определений и толкований понятия эмоциональной устойчивости. «Эмоциональность» в широкой и нте р пр е тац ии т р акту е тс я как совокупность областей выражения чувств и эмоций субъекта (Биренбаум, 1977, Вежбицкая 1997, Лукьянова, 1986). Е.П. Ильин говорит, о том, что: «эмоциональность как интегральное свойство личности или темперамента действительно имеет место, так как чем выше эмоциональная возбудимость, тем

больше интенсивность возникающих эмоций и тем дольше они сохраняются. Другой вывод состоит в том, что чем больше выражена эмоциональность, тем большее влияние на ухудшение эффективности деятельности она оказывает» (Ильин, 2001). Цель и задачи исследования. В исследовании приняли участие 57 человек в возрасте от 18 и до 20 лет. Цель: содержательные характеристики эмоциональности юношей и девушек с опытом физического насилия в родительской семье. Задачи:

1. Разработать и апробировать э м п и р и ч е с к у ю п р о г р а м м у исследования эмоциональности юношей и девушек с опытом физического насилия в родительской семье.

2. Описать и проинтерпретировать полученные результаты.

Методы исследования. Анкетирование. Психологическое тестирование: характеристики эмоциональности (Е. П. Ильин); самооценка психических с о с т о я н и й ( п о А й з е н к у ) ; характерологические акцентуации личности и нервно-психологическая неустойчивость. Методы математической статистики.

Результаты и их обсуждение.

Анкетирование позволило поделить выборку на эмпирическую и контрольную группы. В эмпирическую группу вошли те, кто подвергался физическому насилию в родительской семье. В контрольной группе респонденты не переживали данного опыта.

С помощью «Ш-критерия Манна-Уитни» были выявлены статистически значимые различия в «Характеристике эмоциональности» (Е. П. Ильин). Шкалы «эмоциональная возбудимость» (р=0,000), «длительность эмоций» (р = 0,000) показывают, что респонденты эмпирической группы, чаще проявляют

эмоциональную возбудимость и более длительно переживает эмоциональные реакции.

Эмоциональная возбудимость в данной группе может выражаться в большой готовности реагировать на значимые раздражители, также проявляться в повышенной раздражительности, нервозности, вспыльчивости, склонности поддаваться воздействиям других людей и обстоятельств жизни и быстро приходить в состояния эмоционального возбуждения. Также эмпирической группе в большей степени присуще длительность эмоций. Она проявляется в большей длительности протекания эмоциональных реакциях на раздражитель.

Различия по шкалам «интенсивность эмоций» (р=0,000) и «отрицательное влияние эмоций на эффективность деятельности и общения» (р=0,003) говорят о том, что в эмпирической группе, более выражено проявление силы эмоций, наблюдается меньшая эффективность в общении и деятельности, чем в контрольной группе.

Методика «Самооценка психических состояний» по Г.Айзенку показала статистически значимые различия по шкалам «тревожность» (р=0,000), «ригидность» (р=0,006), это означает, в респонденты с опытом физического насилия чаще проявляет тревожность и ригидность.

Так тревожность характеризуется склонностью часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Также эмпирической группе в большей степени присуще проявление ригидности, которая характеризуется сложностью субъекта изменять намеченный план действий в новых условиях. Ригидность п р о я в л я е т с я в у п р я м с т в е , впечатлительности, в длительном временном отрезке сохранять эмоциональное состояние, фокусироваться на неудачах и обидах.

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2020. - № 2 (18). Health, Physical Culture and Sports. 2020, 2(18)

Раздел IV. Научные статьи по итогам Международной конференции Section IV. Scientific Articles Following the International Conference

По методике «Характерологические акцентуации личности и нервно-психологическая неустойчивость» были выявлены статистически значимые различия по шкалам «экстраверсия-интроверсия» (р=0,000), «эксплозивная форма» (р=0,000), «психастеническая ф ор ма» (р =0 , 0 0 0 ) , « ш из оид ная ф о р м а » ( р = 0 , 0 0 0 ) , « ш к а л а направленности» (р=0,038), «шкала НПН» (р=0,000). Девушки и юноши, эмпирической группы чаще проявляют замкнутость, скромность, повышенную возбудимость, агрессивность, высокую тр евожно сть, нерешительность, неуверенность в себе. Проявляют высокие претензии к себе, разочарование в выбранной профессии. С помощью корреляционного анализа Спирмена удалось установить достоверные связи между шкалами теста «Характеристики эмоциональности» (Е. П. Ильин) и «Самооценка психических состояний (по Айзенку): • Положительная

корреляционная связь наблюдается между шкалой «тревожность» и шкалами: «эмоциональная возбудимость» (р=0,000; г=0,0629), «интенсивность эмоций» (р=0,001; г=0,0433), « длительность эмоций» (р=0,000; г=0,0649). Так, мы можем говорить о том, что при повышении тревожности у юношей и девушек эмпирической г р у п п ы у с и л и в а е т с я длительность и

интенсивность эмоций,

эмоциональная возбудимость.

• Отрицательная корреляционная связь наблюдается между шкалами « а г р е с с и в н о с т ь » и «отрицательное в л и я н и е » ( р = 0 , 0 0 8 ; г=-0,0346), это говорит о том, что с ростом агрессивности снижается эффективность в общении с людьми.

• Также положительные корреляционные связи н а б л ю д а е т с я м е ж д у « р и г и д н о с т ь ю » и «эмоциональной возбудимостью» (р=0,008; г=0,0349), и «длительностью эмоций» (р=0,001; г=0,0423). Так при высоком уровне ригидности в эмпирической г р у п п е у с и л и в а е т с я эмоциональная возбудимость и длительность эмоций.

Корреляционные связи между методиками «Самооценка психических состояний» (по Айзенку) и «Характерологические акцентуации личности и нервно-психологическая неустойчивость» показали:

• Положительная корреляционная с в я з ь н аблюд ае тс я м еж д у «тревожностью» и шкалами «эксплозивная форма» (р=0,000; г=0,0507); «психастеническая форма» (р = 0,000; г=0,0674); «шизоидная форма» (р=0,000; г=0,0577), «истероидная форма» (р=0,000; г=0,0577) и уровнем «шкала НПН» (р=0,000; г = 0,0647). Так повышенная

тревожность связана с несоответствием эмоциональных р е а к ц и й , п о в ы ш е н н о й возбудимостью и слабым контролем эмоций. Также тревожность связана с неуверенностью в себе и фиксации на неудачах, замкнутость и отгороженности жизни и дел коллектива.

Отрицательная связь наблюдается м е жд у « тр е в ожн о с ть ю » и «экстраверсией, интроверсией» (р=0,000; г=-0,0752) и «направленностью» (р=0,001; г=-0,0430). Отрицательная корреляционная связь наблюдается между шкалами «фрустрация» и «шкалой направленности» (р=0,009; г=-0,0341), шкалой «ригидность» и ш к а л о й « э к с т р а в е р с и я , интроверсия» (р=0,000; г=-,0470). Чем выше проявляется фрустрация, т е м н и ж е п р о я в л я е т с я направленность. И также чем выше проявляется ригидность, тем ниже будет проявляться экстраверсия или интроверсия.

Положительная связь наблюдается между шкалой «фрустрация» и «эксплозивная форма» (р=0,011; г=0,0335). Шкала «ригидность» и м е е т п о л о ж и т е л ь н у ю корреляционную связь со шкалами «психастеническая форма» (р = 0,023; г=0,0301),

«шизоидная форма» (р=0,012; г=0,033 1), «истероидная форма» (р = 0,007; г=0,0356) «НПН» (р=0,001; г=0,0421). Так больше выражается уровень ф р у с т р а ц и и , т е м б о л ь ш е интенсивнее связь с эксплозивным поведением в контрольной группе испытуемых. И чем больше проявляется ригидность, тем больше она связана с психастенической, шизоидной, истероидной формами акцентуации и уровнем нервно-психической неустойчивости. Заключение. Таким образом, юноши и девушки, с опытом физического насилия в детстве, обладают в большей степени таким и хар акте р ис тикам и, как э м о ц и о н а л ь н а я в о з буд и м о с т ь , тр евожно сть, высокая скор ость возникновения эмоциональной реакции, б о л е е д л и т е л ь н а я в р е м е н н а я протяженность эмоциональной возбудимости на раздражитель. У девушек и юношей в большей степени проявляется з а с т е н ч и в о с т ь , з а м к н у т о с т ь , не р еш ител ьно сть в пов ед е нии, неуверенность в себе, закрытость, отгороженность от коллектива и др. Такое состояние не может не сказываться на личностной эффективности и успешности и требует психологической помощи и поддержки.

Библиографический список

1. Качаева М.А., Дозорцева Е.Г., Нуцкова Е.В. Отсроченные последствия пережитого домашнего насилия у женщин и девочек - Психология и право - 2017. Том. 7, № 3.

2. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. 2-е изд. М.: Генезис, 2010. 272 с.

3. Абрамов Н.К. Семья и проблемы «внутрисемейной» жестокости // Агрессия и жестокость. СПб.: Питер, 2005. С. 104-109.

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2020. - № 2 (18). Health, Physical Culture and Sports. 2020, 2(18)

Раздел IV. Научные статьи по итогам Международной конференции Section IV. Scientific Articles Following the International Conference

4. Григович И.Н. Синдром жестокого обращения с ребенком. Диагностика. Помощь. Предупреждение. М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2012. 184 с.

5. Дозорцева Е.Г. Психологическая травма у подростков с проблемами в поведении. Диагностика и коррекция. М.: Генезис, 2007. 128 с.

6. Дозорцева Е.Г. Психическая травма и социальное функционирование девочек-подростков с делинквентным поведением // Российский психиатрических журнал. 2006. № 4. С.12-16.

7. Здравомыслова Е.М. Насилие в семье и кризис традиционной концепции воспитания // Человек и семья: Мат-лы науч.-практич. конф. М.: Социальная педагогика , 2000. С. 18-25.

8. Ильина С.В. Эмоциональный опыт насилия и пограничная личностная организация при расстройствах личности: дис... канд. психол. наук. М., 2000. 241 с.

9. Малкина-Пых И.Г. Психология поведения жертвы. М.: Эксмо, 2006. 1008 с.

10. Биренбаум Я.Г. Эмоциональность и экспрессивность в пространстве вводности // Выражение экспрессии в языке и речи. Новосибирск, 1977. Вып.107. С. 3 - 10.

11. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М. : Рус. словари, 1997.

12. Лукьянова Н.А. Экспрессивная лексика разговорного употребления (проблемы семантики). Новосибирск : Наука, 1986.

13. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2001. 752 с.

References

1. Kachaeva M.A., Dozortseva E.G., Nutskova E.V. (2017). Otsrochennye posledstviia perezhitogo domashnego nasiliia u zhenshchin i devochek. Psikhologiia ipravo, 3(7)

2. Alekseeva I.A., Novosel'skii I.G. (2010). Zhestokoe obrashchenie s rebenkom. Prichiny. Posledstviia. Pomoshch'. 2-e izd. Moscow: Genezis, 272 p.

3. Abramov N.K. (2005). Sem'ia i problemy "vnutrisemeinoi' zhestokosti. Agressiia i zhestokost. SPb.: Piter, 2005. Рр. 104-109.

4. Grigovich I.N. (2012). Sindrom zhestokogo obrashcheniia s rebenkom. Diagnostika. Pomoshch'. Preduprezhdenie. Mosow: Natsional'nyi fond zashchity detei ot zhestokogo obrashcheniia, 184 p.

5. Dozortseva E.G. (2007). Psikhologicheskaia travma u podrostkov s problemami v povedenii. Diagnostika i korrektsiia. Moscow: Genezis, 2007. 128 s.

6. Dozortseva E.G. (2006). Psikhicheskaia travma i sotsial'noe funktsionirovanie devochek-podrostkov s delinkventnym povedeniem. Rossiiskiipsikhiatricheskikh zhurnal, 4. Pp.12-16.

7. Zdravomyslova E.M. (2000). Nasilie v sem'e i krizis traditsionnoi kontseptsii vospitaniia. Chelovek i sem'ia: Mat-ly nauch.-praktich. konf. M.: Sotsial'naia pedagogika , p. 18-25.

8. Il'ina S.V. (2000). Emotsional'nyi opyt nasiliia i pogranichnaia lichnostnaia organizatsiia pri rasstroistvakh lichnosti: dis. kand. psikhol. nauk. Moscow, 241 p.

9. Malkina-Pykh I.G. (2006). Psikhologiia povedeniia zhertvy. Moscow: Eksmo, 2006. 1008 s.

10. Birenbaum Ia.G. (1997). Emotsional'nost' i ekspressivnost' v prostranstve vvodnosti // Vyrazhenie ekspressii v iazyke i rechi. Novosibirsk, 1977. Vyp.107. S. 3 - 10.

11. Vezhbitskaia A. (1997). Iazyk. Kul'tura. Poznanie. M. : Rus. slovari, 1997.

12. Luk'ianova N.A. (1986). Ekspressivnaia leksika razgovornogo upotrebleniia (problemy semantiki). Novosibirsk : Nauka, 1986.

13. Il'in E.P. (1986). Emotsii i chuvstva. SPb: Piter, 2001. 752 p.

Вклад авторов:

A — Разработка концепции или дизайн методологии; создание моделей, изучение проблемы B — Применение статистических, математических, вычислительных или других исследований

C — Проведение исследований, в частности — проведение экспериментов или сбор данных D — Подготовка, создание и оформление рукописи Author's Contribution:

A — Concept development or design methodology; creating models, studying the problem B — Application of statistical, mathematical, computational or other studies C — Research, in particular experimentation or data collection D — Preparation, creation and design of the manuscript

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.