Секция
«ОСВОЕНИЕ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ »
УДК 159.9
А. Ю. Беляев, А. В. Тирацуян, А. А. Чернов Научный руководитель - И. С. Сизых Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРЕГРУЗКИ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ ЭКИПАЖЕЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
Рассмотрены возможные негативные психологические состояния летчиков и космонавтов во время полета, влияние различных негативных факторов на психическое состояние экипажей летательных аппаратов и способы их устранения.
Летная деятельность осуществляется в условиях высокого нервно-психического напряжения, дефицита информации и времени, развития нештатных ситуаций, воздействия экстремальных факторов полета, что требует от летчика высокого уровня профессиональной подготовленности, крепкого физического и психического здоровья, функциональной надежности и эмоциональной устойчивости, высокого интеллекта и положительных личностных качеств, отличного развития летных навыков. Космонавты и летчики сталкиваются в своей работе с необходимостью обработки большого потока информации. Умственные операции, обработка информации, решение проблемных ситуаций в условиях лимита, дефицита времени вызывают большое напряжение у операторов, приводят к утомлению, а иногда и переутомлению. Переутомление, как правило, влечет за собой снижение продуктивности, эффективности работы, увеличение числа ошибок, сбоев. На уровне организма проявляется в повышении кровяного давления, в учащении пульса [1, с. 43]. Влияние данных условий работы приводит не только к нарушению ряда функциональных систем организма, но и отражается на состоянии психических функций и работоспособности летчиков [2, с. 12].
В космических полетах на первый план выходит проблема изоляции. Изоляция изучалась в лабораторных исследованиях. Эксперименты с сурдокамерами, ограничением движений, надеванием повязок на органы чувств, ставили своей задачей ограничить приток информации и выяснить каким образом это повлияет на психическое состояние индивида. Сенсорный голод, ограничение поступающей сенсорной информации приводят к ряду негативных психологических состояний: эмоциональное напряжение, апатия, скованность позы и мимики, повышение ориентировочных реакций, иногда появляется раздражительность, тревожность, апатия [1, с. 112].
К наиболее вероятным негативным психологическим состояниям, возникающим в ходе космических полетов, можно отнести:
1. Десинхроноз (несовпадение ритма человека с дневным ритмом), связан с тем, что в ситуации полета отсутствуют привычные ориентиры, по которым че-
ловек определяет течение времени: восход и закат солнца, характер деятельности окружающих людей и другие.
2. Острое и хроническое утомление. Острое утомление наступает при относительно кратковременной работе, если ее интенсивность не соответствует уровню физической подготовленности занимающегося ею. Оно проявляется, главным образом, в расстройстве регуляторных влияний ЦНС и эндокринной системы, а также в нарушении водно-солевого баланса в организме и резком падении сердечной производительности (сердечная недостаточность). Хроническое утомление является результатом систематического недовосстановления после работы. При этом виде утомления утрачивается способность к усвоению новых движений, снижается работоспособность и устойчивость организма к заболеваниям.
3. Психическая астенизация (повышенная утомляемость, быстрая истощаемость нервных процессов, уменьшение способности к длительному интеллектуальному напряжению). Может выступать как следствие сенсорного голода, дефицита положительных эмоциональных состояний.
4. Острое психическое расстройство (клинически определенная группа симптомов или поведенческих признаков, обычно причиняющих страдание и препятствующих функционированию личности). Может выступать как развитие предрасположенности к психическим заболеваниям, которая не была выявлена в ходе профотбора, как негативный способ адаптации к критическим ситуациям.
Рассмотрим негативные факторы, влияющие на психологическое состояние летного экипажа:
1. Блокада информационного обеспечения (выход из строя средств связи, которые обеспечивают обмен информацией между экипажем летательного аппарата и центром управления на земле).
2. Конфликтная напряженность в экипаже. Определяется как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами экипажа [3, с 12]. Может выступать как отсутствие сработанности, психологической несовместимости (по типу темперамента, установкам и ценностям).
Секция «Освоение космического пространства: история и современность»
Значительный вклад в изучение психологических перегрузок связанных с деятельностью космонавтов и летчиков внесли следующие ученые: В. И. Лебедев (исследование поведения в экстремальных условиях), Ф. Д. Горбов (изучение психических состояний космонавтов), А. А. Ухтомский (изучение физиологии нервно-мышечного аппарата), М. Р. Баррат (изучение проблем медицинской диагностики в полете)., А. И. Григорьев (медицинский контроль в космических полетах), А. Д. Егоров (исследования в авиакосмической медицине), Г. С. Никифоров (изучение надежности человеческого звена в авиации), Т. П. Зин-ченко (вопросы зрительного опознания и разработки кодовых алфавитов), А. И. Нафтульев (изучение проблем принятия решения).
В заключение можно отметить, что для уменьшения вероятности психических перегрузок, прежде всего, следует тщательно проводить проверку на профессиональную пригодность к летной деятельности, что позволит избежать проблемных ситуаций в дальнейшем. Так же необходим регулярный контроль за психическим и физическим состоянием летного состава.
Также летный экипаж обучается способам профилактики негативных эмоциональных состояний и нейтрализации влияния на него негативных факторов. Также имеет значение продуманная среда, в которой будет проходить полет, оснащение средствами связи с землей, библиотекой, фонотекой и так далее.
Библиографические ссылки
1. Личность в экстремальных условиях. М. : Политиздат, 1989.
2. Личностные характеристики летного состава с разной профессиональной квалификацией (в практике клинико-психологической экспертизы) // Психологический журнал. 2009. № 2. 170 с.
3. Григорьев А. И., Егоров А. Д. Теория и практика медицинского контроля в длительных космических полетах // Авиакосмическая и экологическая медицина, 1997. № 1. 120 с.
© Беляев А. Ю., Тирацуян А. В., Чернов А. А.,
Сизых И. С., 2011
УДК 101.1:316
Е. А. Кайсина Научный руководитель - Е. Н. Старовойтова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ООСНВНЫЕ ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ИСКУССТВЕННЫХ СПУТНИКОВ В СССР
Раскрываются причины, особенности и трудности создания первых искусственных спутников Земли в СССР, отмечаются успехи в создании космической техники.
Одним из важных этапов в развитии отечественной космической техники является создание первых спутников. Искусственные Спутники Земли (ИСЗ) -космические летательные аппараты, выведенные на орбиты вокруг Земли и предназначенные для решения научных и прикладных задач. Восстановить историю их создания, выяснить причины и трудности этого процесса, значит определить место и роль нашего государства в общемировой истории освоения космического пространства.
Постановление Совмина о работах по ИСЗ было подписано 30 января 1956 г. Предусматривалось создание в 1957-58 гг. на базе ракеты Р-7 неориентированного ИСЗ (объект Д) весом 1000-1400 кг с аппаратурой для научных исследований 200-300 кг. Устанавливался срок первого пробного пуска объекта Д - 1957 г. К июлю 1956 г. был готов эскизный проект ИСЗ. К моменту завершения проекта определился состав научных задач, решаемых с помощью спутника, что составляло, можно сказать, основную идейную компоненту новой разработки. К концу 1956 г. выяснилось, что есть реальная угроза срыва намеченных планов по ИСЗ [1]. Однако Королев в докладной записке Совету Министров изложил свои мысли по поводу того, что запуск «Объекта Д» невозможен в установленный срок, и, дабы не быть обогнанными США, предложил запуск простого спутника ПС-1, с чем Министерство не могло не согласиться. Работы продолжились.
Ракета Р-7 с первым ИСЗ, получившим название ПС-1, стартовала 4 октября 1957 г. в 22 ч 28 мин по московскому времени. Ракета-носитель (2-я ступень -блок «А») совершила 882 оборота и прекратила существование 2 декабря 1957 г., спутник - 1440 оборота и прекратил существование 4 января 1958 г. С помощью этого ИСЗ впервые была измерена плотность верхней атмосферы (по изменениям его орбиты), исследованы особенности распространения радиосигналов в ионосфере, проверены теоретические расчеты и основные технические решения, связанные с выведением ИСЗ на орбиту. 1 февраля 1958 г. на орбиту был выведен первый американский ИСЗ «Эксплорер-1», а несколько позже самостоятельные запуски ИСЗ произвели и другие страны.
Это было событие мирового значения. 5 октября 1957 г. сообщение ТАСС заканчивалось словами: «Искусственные спутники Земли проложат дорогу к межпланетным путешествиям и, по-видимому, нашим современникам суждено быть свидетелями того, как освобожденный и сознательный труд людей нового социалистического общества делает реальностью самые дерзновенные мечты человечества». Американский авиационный журнал «American Aviation» писал: «Запуск спутника Советским Союзом явился не только крупным научным достижением, но и одним из величайших событий в истории всего мира». Спутник изменил политическую расстановку сил. Министр