Научная статья на тему 'Особенности психологической подготовки экипажа долгосрочной экспедиции на Марс'

Особенности психологической подготовки экипажа долгосрочной экспедиции на Марс Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
829
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Раскин А. А., Суханов А. С., Храмов И. В., Сизых И. С.

Дается обзор методов психологической подготовки космонавтов с учетом специфики полета на Марс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности психологической подготовки экипажа долгосрочной экспедиции на Марс»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

обороны США заявил: «Победа в войне с СССР более недостижима. Заменив термоядерную водородную бомбу маленьким спутником, Россия одержала огромную политическую и общественную победу» [3].

10 октября 1957 г. по личной просьбе Н. С. Хрущева было принято решение о срочной подготовке и запуске нового спутника Земли к 40-летию Октября. Подготовка ракетно-космического комплекса на стартовой позиции происходила без замечаний. Пуск ракеты Р-7 ПС N М1-2ПС был произведен 3 ноября 1957 г. Спутник совершил 2570 оборотов вокруг Земли и прекратил существование 14 апреля 1958 г. По орбите ИСЗ впервые совершило полет живое существо - собака Лайка.

Работы по подготовке к запуску спутника типа «Д» шли своим чередом. Для запуска спутника на базе ракеты Р-7 была разработана ракета 8А91 с некоторым форсированием тяги двигательных установок, в том числе и управляющих двигателей. Первый пуск РН 8А91 со спутником типа «Д» был произведен 27 апреля 1958 г., но спутник не был выведен на орбиту из-за аварии РН, по причине возникновения продольных колебаний. 15 мая 1957 г. состоялся успешный пуск РН 8А91, третий ИСЗ вышел на орбиту,

близкую к расчетной, и просуществовал до 6 апреля 1960 г., т. е. 692 суток, более чем в два раза превысив расчетное время. Разработка конструкции, изготовление и запуски ракет-носителей с ПС-1, ПС-2 и с объектом «Д» положили начало развитию принципиально новой техники в нашей стране - созданию космических аппаратов и ракет-носителей [2].

Таким образом, первые искусственные спутники Земли возвысили СССР над всем миром, никогда еще прежде наша страна не была настолько уважаемой, как в те годы, далеко позади себя оставив все остальные державы.

Библиографические ссылки

1. Ветров Г. Первый спутник // Новости космонавтики. 1997. № 16.

2. Гудилин В. Е., Слабкий Л. И. Ракетно-космические системы. М., 1996.

3. Фаворский В. В. Космонавтика и ракетно-космическая промышленность. М., 2005.

© Кайсина Е. А., Старовойтова Е. Н., 2011

УДК 669.713.7

А. А. Раскин, А. С. Суханов, И. В. Храмов Научный руководитель - И. С. Сизых Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЭКИПАЖА ДОЛГОСРОЧНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ НА МАРС

Дается обзор методов психологической подготовки космонавтов с учетом специфики полета на Марс.

Существующая сегодня система психологического отбора, подготовки и комплектования космических экипажей ориентирована на обеспечение орбитальных полетов около Земли. Такая система, вероятно, не может являться достаточной для реализации длительных полетов, например, к Марсу. Высокая степень риска и ответственности, длительное нахождение в замкнутом пространстве, невозможность эвакуации и ограниченность наземного мониторинга предъявляют повышенные требования к психологическому состоянию участников межпланетного полета. Таким образом, для реализации длительных межпланетных экспедиций требуется создать новую, более совершенную систему экспертной психолого-психиатрической оценки с использованием методов углубленного клинического обследования, тестирования и наблюдения с учетом существующих, положительно зарекомендовавших методик и технологий. Причем такая система должна непрерывно совершенствоваться за счет постоянного внедрения в практику новых тестов, направленных на оценку текущего состояния и резервных возможностей человека, выявляемых при работе в сложных и экстремальных условиях. В настоящее время в процессе психологического отбора учитываются:

- состояние психического здоровья;

- профессионально значимые качества личности;

- особенности поведения и деятельности в составе малой группы;

- переносимость пребывания в экстремальных условиях (изоляция, экстремальные климатические условия; длительное бодрствование с режимом непрерывной деятельности);

- радиационная чувствительность организма.

При подготовке и обучении космонавтов сегодня в

первую очередь оцениваются такие профессионально значимые качества личности как хладнокровие, склонность к оправданному риску; устойчивость и быстрое переключение внимания; высокая точность и скорость двигательных реакций; умение ориентироваться в быстро меняющейся обстановке, способность принимать и осуществлять в этих условиях правильные решения; хорошая память, развитое чувство времени, наблюдательность; устойчивость к длительному пребыванию в условиях изоляции. Также обращается внимание на способность к групповой работе, поскольку в условиях полета многое зависит от сработанности и слаженности действий малой группы. Будущих космонавтов обучают эффективному взаимодействию с партнерами: настраивают на развитие

Секция «Освоение космического пространства: история и современность»

рефлексии, способности к самоанализу, формируют умение правильно оценивать свои позитивные и негативные стороны, самокритичность, стремление оказывать помощь, умение избегать конфликтов и стремление их предупреждать, умение сохранять выдержку в конфликтных ситуациях [1].

При подготовке экипажа психологи знакомят космонавтов с особенностями межличностных отношений и обучают их навыкам формирования отношений на основе взаимоуважения и взаимопомощи, что особенно важно при интернациональном составе экипажа и в экипаже, смешанном по фактору пола. При подготовке марсианской экспедиции необходимо предусмотреть овладение каждым космонавтом навыков рефлексии и само регуляции, умением оказывать психологическую поддержку, как окружающим, так и самому себе, что позволит повысить эффективность выполнения научной программы и вероятность успешного осуществления экспедиции в целом.

Риски, сопутствующие первому межпланетному полету, увеличивают опасность развития разных психических нарушений. Поэтому одной из важных задач психологического обеспечения должна быть ранняя диагностика состояния космонавта. Поскольку возможности наземного мониторинга в межпланетном полете будут ограничены, контроль за психическим состоянием членов экипажа будет осуществлять бортовой врач, который должен в совершенстве владеть методами психодиагностики и приемами психокоррекции и др. В марсианской экспедиции особое внимание следует уделить проблеме психиатрических нарушений, которые могут возникнуть вследствие длительной изоляции в составе малой группы, при индивидуальной предрасположенности к психическим расстройствам, не выявленной в процессе отбора [2].

Применяемый в настоящее время комплекс социально-психологической поддержки включает наземные и бортовые средства. К наземным средствам относятся средства информационного обеспечения по каналам радио-, ТВ- и компьютерной (интернет) связи: передача новостей, сообщений из дома, сообщений из отряда космонавтов, трансляция телевизионных программ и репортажей. К ним относятся также общение с наземными абонентами, радио- и

ТВ-встречи с семьями, друзьями, деятелями культуры, искусства, спортсменами.

В отличие от околоземного полета условия автономного межпланетного полета исключают возможность пополнения средств социально-психологического обеспечения и поэтому нужно заранее осуществить:

- изучение возможностей и динамики потребностей информационного обеспечения космонавтов в условиях автономного полета;

- оценку продолжительности рабочего дня и свободного времени на различных фазах полета;

- определение целесообразности и возможности создания на космическом корабле управляемой аудиовизуальной среды, изучение психологических эффектов насыщения жизни членов экипажа земными впечатлениями (с использованием средств живописи, видео- и аудиоматериалов и др.);

- определение соотношения объемов творческой и рекреационной деятельности.

Таким образом, для управления психическим состоянием участников марсианской экспедиции необходима разработка современной системы психолого-психиатрической оценки состояния космонавтов, их психологической подготовки, обеспечение их средствами необходимыми для психологической самопомощи и взаимопомощи на борту корабля. Важное место занимает специальная программа содержащая комплекс мероприятий по социально-психологической поддержке, а также обязательная до полетная профилактика: отбор лиц, устойчивых к эмоциональному стрессу, тщательная психологическая и профессиональная подготовка, комплектование экипажа с учетом фактора психологической совместимости и надежное эргономическое обеспечение полета.

Библиографические ссылки

1. Леонов А. А., Лебедев В. И. Психологические проблемы межпланетного полета. М. : Наука, 1975. С. 248.

2. Григорьев А. И. Космическая биология и медицина. Т. 3. Кн. 2. М. : Наука,. 2001. С. 145-164.

© Раскин А. А., Суханов А. С., Храмов И. В.,

Сизых И. С., 2011

УДК 940

Д. В. Щеголькова, Е. И. Орешкина Научный руководитель - Е. А. Шушканова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

КОСМИЧЕСКАЯ ГОНКА ВООРУЖЕНИЯ В ГОДЫ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ

Изложены основные этапы космической гонки между двумя сверхдержавами, такими как СССР и США. Необходимо отметить, что гонка вооружений рассматривается только в период холодной войны (19571991).

Первые шаги в космос человечество сделало в условиях соперничества двух крупнейших и влиятельных государств - СССР и США, представлявших противоположные социальные системы и два главных

«полюса» на карте мира. Следует заметить, что космическая гонка являлась «побочным эффектом» холодной войны и была величайшим научно-техническим соревнованием в истории человечества,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.