Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
обороны США заявил: «Победа в войне с СССР более недостижима. Заменив термоядерную водородную бомбу маленьким спутником, Россия одержала огромную политическую и общественную победу» [3].
10 октября 1957 г. по личной просьбе Н. С. Хрущева было принято решение о срочной подготовке и запуске нового спутника Земли к 40-летию Октября. Подготовка ракетно-космического комплекса на стартовой позиции происходила без замечаний. Пуск ракеты Р-7 ПС N М1-2ПС был произведен 3 ноября 1957 г. Спутник совершил 2570 оборотов вокруг Земли и прекратил существование 14 апреля 1958 г. По орбите ИСЗ впервые совершило полет живое существо - собака Лайка.
Работы по подготовке к запуску спутника типа «Д» шли своим чередом. Для запуска спутника на базе ракеты Р-7 была разработана ракета 8А91 с некоторым форсированием тяги двигательных установок, в том числе и управляющих двигателей. Первый пуск РН 8А91 со спутником типа «Д» был произведен 27 апреля 1958 г., но спутник не был выведен на орбиту из-за аварии РН, по причине возникновения продольных колебаний. 15 мая 1957 г. состоялся успешный пуск РН 8А91, третий ИСЗ вышел на орбиту,
близкую к расчетной, и просуществовал до 6 апреля 1960 г., т. е. 692 суток, более чем в два раза превысив расчетное время. Разработка конструкции, изготовление и запуски ракет-носителей с ПС-1, ПС-2 и с объектом «Д» положили начало развитию принципиально новой техники в нашей стране - созданию космических аппаратов и ракет-носителей [2].
Таким образом, первые искусственные спутники Земли возвысили СССР над всем миром, никогда еще прежде наша страна не была настолько уважаемой, как в те годы, далеко позади себя оставив все остальные державы.
Библиографические ссылки
1. Ветров Г. Первый спутник // Новости космонавтики. 1997. № 16.
2. Гудилин В. Е., Слабкий Л. И. Ракетно-космические системы. М., 1996.
3. Фаворский В. В. Космонавтика и ракетно-космическая промышленность. М., 2005.
© Кайсина Е. А., Старовойтова Е. Н., 2011
УДК 669.713.7
А. А. Раскин, А. С. Суханов, И. В. Храмов Научный руководитель - И. С. Сизых Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЭКИПАЖА ДОЛГОСРОЧНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ НА МАРС
Дается обзор методов психологической подготовки космонавтов с учетом специфики полета на Марс.
Существующая сегодня система психологического отбора, подготовки и комплектования космических экипажей ориентирована на обеспечение орбитальных полетов около Земли. Такая система, вероятно, не может являться достаточной для реализации длительных полетов, например, к Марсу. Высокая степень риска и ответственности, длительное нахождение в замкнутом пространстве, невозможность эвакуации и ограниченность наземного мониторинга предъявляют повышенные требования к психологическому состоянию участников межпланетного полета. Таким образом, для реализации длительных межпланетных экспедиций требуется создать новую, более совершенную систему экспертной психолого-психиатрической оценки с использованием методов углубленного клинического обследования, тестирования и наблюдения с учетом существующих, положительно зарекомендовавших методик и технологий. Причем такая система должна непрерывно совершенствоваться за счет постоянного внедрения в практику новых тестов, направленных на оценку текущего состояния и резервных возможностей человека, выявляемых при работе в сложных и экстремальных условиях. В настоящее время в процессе психологического отбора учитываются:
- состояние психического здоровья;
- профессионально значимые качества личности;
- особенности поведения и деятельности в составе малой группы;
- переносимость пребывания в экстремальных условиях (изоляция, экстремальные климатические условия; длительное бодрствование с режимом непрерывной деятельности);
- радиационная чувствительность организма.
При подготовке и обучении космонавтов сегодня в
первую очередь оцениваются такие профессионально значимые качества личности как хладнокровие, склонность к оправданному риску; устойчивость и быстрое переключение внимания; высокая точность и скорость двигательных реакций; умение ориентироваться в быстро меняющейся обстановке, способность принимать и осуществлять в этих условиях правильные решения; хорошая память, развитое чувство времени, наблюдательность; устойчивость к длительному пребыванию в условиях изоляции. Также обращается внимание на способность к групповой работе, поскольку в условиях полета многое зависит от сработанности и слаженности действий малой группы. Будущих космонавтов обучают эффективному взаимодействию с партнерами: настраивают на развитие
Секция «Освоение космического пространства: история и современность»
рефлексии, способности к самоанализу, формируют умение правильно оценивать свои позитивные и негативные стороны, самокритичность, стремление оказывать помощь, умение избегать конфликтов и стремление их предупреждать, умение сохранять выдержку в конфликтных ситуациях [1].
При подготовке экипажа психологи знакомят космонавтов с особенностями межличностных отношений и обучают их навыкам формирования отношений на основе взаимоуважения и взаимопомощи, что особенно важно при интернациональном составе экипажа и в экипаже, смешанном по фактору пола. При подготовке марсианской экспедиции необходимо предусмотреть овладение каждым космонавтом навыков рефлексии и само регуляции, умением оказывать психологическую поддержку, как окружающим, так и самому себе, что позволит повысить эффективность выполнения научной программы и вероятность успешного осуществления экспедиции в целом.
Риски, сопутствующие первому межпланетному полету, увеличивают опасность развития разных психических нарушений. Поэтому одной из важных задач психологического обеспечения должна быть ранняя диагностика состояния космонавта. Поскольку возможности наземного мониторинга в межпланетном полете будут ограничены, контроль за психическим состоянием членов экипажа будет осуществлять бортовой врач, который должен в совершенстве владеть методами психодиагностики и приемами психокоррекции и др. В марсианской экспедиции особое внимание следует уделить проблеме психиатрических нарушений, которые могут возникнуть вследствие длительной изоляции в составе малой группы, при индивидуальной предрасположенности к психическим расстройствам, не выявленной в процессе отбора [2].
Применяемый в настоящее время комплекс социально-психологической поддержки включает наземные и бортовые средства. К наземным средствам относятся средства информационного обеспечения по каналам радио-, ТВ- и компьютерной (интернет) связи: передача новостей, сообщений из дома, сообщений из отряда космонавтов, трансляция телевизионных программ и репортажей. К ним относятся также общение с наземными абонентами, радио- и
ТВ-встречи с семьями, друзьями, деятелями культуры, искусства, спортсменами.
В отличие от околоземного полета условия автономного межпланетного полета исключают возможность пополнения средств социально-психологического обеспечения и поэтому нужно заранее осуществить:
- изучение возможностей и динамики потребностей информационного обеспечения космонавтов в условиях автономного полета;
- оценку продолжительности рабочего дня и свободного времени на различных фазах полета;
- определение целесообразности и возможности создания на космическом корабле управляемой аудиовизуальной среды, изучение психологических эффектов насыщения жизни членов экипажа земными впечатлениями (с использованием средств живописи, видео- и аудиоматериалов и др.);
- определение соотношения объемов творческой и рекреационной деятельности.
Таким образом, для управления психическим состоянием участников марсианской экспедиции необходима разработка современной системы психолого-психиатрической оценки состояния космонавтов, их психологической подготовки, обеспечение их средствами необходимыми для психологической самопомощи и взаимопомощи на борту корабля. Важное место занимает специальная программа содержащая комплекс мероприятий по социально-психологической поддержке, а также обязательная до полетная профилактика: отбор лиц, устойчивых к эмоциональному стрессу, тщательная психологическая и профессиональная подготовка, комплектование экипажа с учетом фактора психологической совместимости и надежное эргономическое обеспечение полета.
Библиографические ссылки
1. Леонов А. А., Лебедев В. И. Психологические проблемы межпланетного полета. М. : Наука, 1975. С. 248.
2. Григорьев А. И. Космическая биология и медицина. Т. 3. Кн. 2. М. : Наука,. 2001. С. 145-164.
© Раскин А. А., Суханов А. С., Храмов И. В.,
Сизых И. С., 2011
УДК 940
Д. В. Щеголькова, Е. И. Орешкина Научный руководитель - Е. А. Шушканова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
КОСМИЧЕСКАЯ ГОНКА ВООРУЖЕНИЯ В ГОДЫ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ
Изложены основные этапы космической гонки между двумя сверхдержавами, такими как СССР и США. Необходимо отметить, что гонка вооружений рассматривается только в период холодной войны (19571991).
Первые шаги в космос человечество сделало в условиях соперничества двух крупнейших и влиятельных государств - СССР и США, представлявших противоположные социальные системы и два главных
«полюса» на карте мира. Следует заметить, что космическая гонка являлась «побочным эффектом» холодной войны и была величайшим научно-техническим соревнованием в истории человечества,