Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ ИНТЕРНЕТ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ НА ЕЕ ВИРТУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ ИНТЕРНЕТ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ НА ЕЕ ВИРТУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
24
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ВИРТУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абдукаримова Э.А.

В данной статье проанализированы определения виртуальной личности и виртуальной реальности; рассмотрено влияние социальных потребностей реальной личности Интернет пользователя на ее виртуальный образ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Абдукаримова Э.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF INFLUENCE OF SOCIAL NEEDS OF REAL PERSON (THE INTERNET USER) ON ITS VIRTUAL IMAGE

In this article are analyzed the definitions of virtual reality; examined the influence of social needs of the real identity of the internet user on its virtual image

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ ИНТЕРНЕТ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ НА ЕЕ ВИРТУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ»

УДК 159.99

Абдукаримова Э.А. студент 2 курса

факультет Психологии и педагогического образования научный руководитель: Зекерьяев Р. И.

преподаватель кафедра психологии

ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

Россия, г. Симферополь

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ ИНТЕРНЕТ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ НА ЕЕ ВИРТУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ

Аннотация: в данной статье проанализированы определения виртуальной личности и виртуальной реальности; рассмотрено влияние социальных потребностей реальной личности Интернет пользователя на ее виртуальный образ.

Ключевые слова: виртуальная личность, социальные потребности, виртуальный образ, виртуальная реальность, социокультурная идентичность.

Abdukarimova E.A.

student

2 course, the department of psychology and teacher education SBIOHE RC Crimean engineering and pedagogical university,

Simferopol Scientific director: Zekeryaev R.I.

Lecturer of the department ofpsychology PSYCHOLOGICAL FEATURES OF INFLUENCE OF SOCIAL NEEDS OF REAL PERSON (THE INTERNET USER) ON ITS VIRTUAL

IMAGE

Annotation: in this article are analyzed the definitions of virtual reality; examined the influence of social needs of the real identity of the internet user on its virtual image

Keywords: virtual identity, social needs, virtual image, virtual reality, sociocultural identity

Постановка проблемы. В современном мире стремительно развиваются компьютерные технологии. С распространением Интернет сетей многие люди приобрели возможность беспрепятственно взаимодействовать друг с другом на большом расстоянии. Каждый человек в процессе интернет-социализации создает свой уникальный виртуальный образ. Динамика формирования этого образа зависит от многих факторов.

Особую важность данный вопрос приобретает по отношению к подростковому возрасту. Проблема заключается в том, что подростки не до

конца сформировались в реальной жизни и их деятельность в сетях социального взаимодействия может привести к непредсказуемым последствиям. Процессу интернет-социализации подростков присущи частично-поисковая и компенсаторная функции. Разное воплощение в жизнь компенсаторной функции может привести к созданию виртуального образа с девиантными установками. Таким образом, остается важным вопрос о психологических особенностях влияния социальных потребностей на виртуальную личность интернет-пользователя.

Целью статьи является изучение влияния уровня реализации социальных потребностей реальной личности на ее виртуальный образ в интернет пространстве.

Анализ последних публикаций по теме исследования. Проанализировав научную литературу, касающуюся темы виртуальной реальности и виртуального образа в сети, можно сказать, что сформулировано множество различных определений виртуальной личности.

Впервые термин «виртуальная реальность» применил в своей работе Дж. Ланье в 1984 г. По его мнению, данное понятие обозначало иммерсивную и интерактивную имитацию реалистичных и вымышленных сред, т.е. некий иллюзорный мир, в который погружается и с которым взаимодействует человек, причем создается этот мир имитационной системой, способной формировать соответственные стимулы в сенсорном поле человека и воспринимать его ответные реакции в моторном поле в реальном времени [5].

Наиболее популярную трактовку понятия виртуальной реальности в России сформулировал Н.А. Носов. Он выразил следующее мнение: виртуальная реальность - это реальности, независимо от ее природы (физическая, геологическая, психологическая, социальная, техническая и проч.), обладающая следующим рядом свойств:

- порожденность;

- актуальность;

- автономность;

- интерактивность [2].

Кандидат педагогических наук В.А. Плешаков утверждает, что в процессе киберсоциализации у человека возникает целый ряд новых ожиданий и интересов, мотивов и целей, потребностей и установок, а также форм психологической и социальной активности, непосредственно связанных с киберпространством, фактически новым виртуальным жизненном пространством человека [3].

Рассмотрим также понятие виртуальной личности, определений которого также довольно много в научной литературе.

Е.А. Горный считал, что виртуальной личностью является комплекс знаков, существующий в электронной среде, которая выступает носителем этих знаков[1].

По нашему мнению, виртуальной личностью можно назвать

виртуальный образ индивида в сети, который сформирован на основе определенного поведения, характера и мыслей человека.

Изложение основного материала.

Социализацией принято считать многогранный и непрерывный процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни. Смысл данного процесса заключается в «интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ей успешно функционировать в обществе» [4].

В период юности усваиваются основные социальные нормы и правила, формируются ценностные ориентации, что способствует более интенсивному протеканию процесса социализации. Важная роль в данном процессе отводится как социальным институтам в целом, так и социальному окружению личности в частности.

Одним из наиболее доступных и распространенных в современном обществе институтом социализации стала сеть Интернет.

Существование социальных потребностей обусловлено жизнью человека с другими индивидами и при постоянном взаимодействии с ними. Общество оказывает влияние на формирование структуры личности, ее нужд и желаний. Гармоничное развитие личности вне общества невозможно. Потребность в общении, дружбе, любви может быть удовлетворена только в процессе взаимодействия человека и общества.

Социальные потребности человека проявляются не столь остро, как физиологические, однако они играют важнейшую роль при взаимодействии индивида и общества. Реализация социальных нужд невозможна вне общества.

Главной особенностью социальных нужд является то, что удовлетворить их можно только при взаимодействии с обществом. Само возникновение таких потребностей связано с социумом на текущем этапе культурно-исторического развития. Деятельность - основной источник удовлетворения социальных нужд личности. Изменение содержания общественной деятельности способствует развитию социальных потребностей. Чем разнообразнее и сложнее общественная активность, тем совершеннее становится система потребностей личности.

Рассматривая роль влияния социальных потребностей на виртуальную личность оказывают прямое воздействие на формирование социокультурной идентичности личности, нельзя не остановиться на проблемах, которые сопровождают этот процесс и, прежде всего, как социокультурная идентичность формируется в современном обществе, с его неустойчивостью, кризисами, рисками.

В настоящее время процесс идентификации рассматривается значительно шире, чем это было принято в классической гуманитаристике. Ранее этот процесс четко связывался с социализацией личности, прежде всего, с ее первой стадией (период взросления личности). В настоящее время

процесс личностной идентификации анализируется в рамках практически всей жизнедеятельности человека. В свою очередь, это расширяет поле для анализа идентификации и групп, и всего общества.

Выводы.

В современном мире стремительно развиваются компьютерные технологии. С распространением Интернет сетей многие люди приобрели возможность беспрепятственно взаимодействовать друг с другом на большом расстоянии. Каждый человек в процессе интернет-социализации создает свой уникальный виртуальный образ.

Если человек может полностью реализовать в реальной жизни желаемые и допустимые для него социокультурные роли, то, скорее всего, потребность расширять количество своих ролей за счет конструирования виртуальных образов своего «Я» у него будет минимальна или совсем отсутствовать. В таком случае общение в Интернете будет носить характер дополнительного к основному общению в реальности. А состояние неудовлетворенности от своего внешнего облика, пола, возраста, социально-экономического статуса, этнической принадлежности и др. порождает потребность в создании новой, виртуальной личности, в большей или меньшей степени отличающейся от реальной.

В ходе проведения теоретического исследования, нами было выявлено, что социальные потребности личности оказывают влияние на ее виртуальный образ в сетях социального взаимодействия, а именно: коммуникативный, мотивационно-смысловой, информационный компоненты. Все эти компоненты способствуют удовлетворению социальных потребностей реальной личности в Интернет пространстве.

Нельзя не отметить, что проблема влияния социальных потребностей на виртуальную личность через интернет обладает способностями манипулирования (сознательно или нет) личностью, мифологизируя социально-культурное пространство, в котором существует человек.

Поэтому проблема влияния социальных потребностей на виртуальную личность через интернет требует еще своего дальнейшего осмысления и в рамках социокультурного анализа.

Использованные источники:

1. Горный Е.А. Онтология виртуальной личности // Бытие и язык: сб. ст. по материалам междунар, конф. Новосибирск: Новосибирский институт экономики, психологии и права; Новосибирское книжное издательство, 2004. С. 78-88. 5

2. Носов Н.А. Манифест виртуалистики. - М., 2001[Электронный ресурс]. -URL: http://www.virtualistika.ru/vip_15.html. 18

3. Плешаков В. А. киберсоциализация человека в информационном пространстве // информация и образование: границы коммуникаций Info'2010, Матер. Всерос. научно-практической конф. горно-алтайск.: РиО гагу, 2009 С. 51-52. 19

4. Социализация // Большой психологический словарь / Сост.: Мещеряков

Б., Зинченко В. — ОЛМА-ПРЕСС. 2004. 24

5. Lanier G. Interview// Computer graphics world, v 15, n 4. 1992. 30

УДК 159.947.5

Абдурафиева Т.Р. студент 3 курса направление подготовки «Психология»

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» научный руководитель: Лучинкина А.И., д.психол.н.

доцент

Россия, г. Симферополь ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ МОЛОДЕЖИ, ВСТУПАЮЩЕЙ В ДЕВИАНТНЫЕ ИНТЕРНЕТ-ГРУППЫ

Аннотация. Данная работа посвящена исследованию проблемы мотивации молодежи, вступающей в девиантные интернет-группы. Описана взаимосвязь мотивации и выбора референтной группы. Описаны особенности виртуального общения и виртуальных подростковых групп.

Ключевые слова: мотивация, молодежь, юношеский возраст, девиантное поведение, интернет-группы, виртуальное общение.

Abdurafieva T.R.

3-year student, direction of training "Psychology" GBOU VK RK «Crimean Engineering and Pedagogical University»

Russia, Simferopol

scientific supervisor Luchinkina A.I., the psychologist. s, associate

professor

PECULIARITIES OF MOTIVATION OF YOUTH ENTERING DEVIAN INTERNET GROUPS

Annotation. This paper is devoted to the study of the problem of motivating young people entering the deviant Internet groups. The relationship between motivation and the choice of the reference group is described. Features of virtual communication and virtual teenage groups are described.

Keywords: motivation, youth, youthful age, deviant behavior, Internet groups, virtual communication.

Постановка проблемы. Данный этап развития общества характеризуется приобретением популярности виртуального общения. Это приводит к тому, что молодежь, на пути своей социализации, начинают искать референтные группы не только в реальной жизни, но и в виртуальном мире. В данной работе мы освещаем девиантные интернет-группы и мотивацию молодежи к вступлению в них. Научная проблема исследования заключается в выявлении основных мотивов вступления молодежи в девиантные интернет-группы с целью создания системы психопрофилактической работы в этом направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.