Научная статья на тему 'Психологические особенности ценностно-мотивационной сферы личности с различным уровнем конфликтности'

Психологические особенности ценностно-мотивационной сферы личности с различным уровнем конфликтности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
113
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценностно-мотивационная сфера / конфликтность / ценности / мотивы / идеалы / личность / напористость / бескомпромиссность / конфликт. / value-motivational sphere / conflict / values / motives / ideals / personality / assertiveness / uncompromising / conflict.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Уракова Наталья Андреевна

Статья посвящена изучению психологических особенностей ценностно-мотивационной сферы личности с различным уровнем конфликтности. Поднимается вопрос ценностно-мотивационной сферы личности как психологического феномена. Исследуется взаимосвязь особенностей ценностных ориентаций, мотивационного профиля и уровня конфликтности. В рамках исследования была выявлена закономерность: особенности ценностно-мотивационной сферы личности оказывают влияние на уровень ее конфликтности, что подтверждается с помощью методов математической статистики, таких как частотный анализ, факторный анализ и корреляционный анализ Спирмена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Уракова Наталья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological features of the value-motivational sphere of a person with different levels of conflict

The article is devoted to the study of psychological features of the value-motivational sphere of a person with different levels of conflict. The question of the value-motivational sphere of personality as a psychological phenomenon is raised. The interrelation of the features of value orientations, motivational profile and the level of conflict is investigated. Within the framework of the study, a pattern was revealed: the features of the value-motivational sphere of a personality influence the level of its conflict, which is confirmed by the methods of mathematical statistics: frequency analysis, factor analysis and Spearman correlation analysis.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности ценностно-мотивационной сферы личности с различным уровнем конфликтности»

Психологические особенности ценностно-мотивационной сферы личности с различным

уровнем конфликтности

Psychological features of the value-motivational sphere of a person with different levels of

conflict

Уракова Наталья Андреевна

Студентка 3 курса ГБОУВО РК «КИПУ имени Февзи Якубова» Россия, г. Симферополь e-mail: urakovanatalie@mail. ru

Urakova Natalia Andreevna

3ndyearstudent

SBEIHERC CEPU named after Fevzi Yakubov;

Russia, Simferopol e-mail: urakovanatalie@mail.ru

Научный руководитель Зекерьеяев Руслан Ильвисович

Кандидат психологических наук, Доцент кафедры Психологии ГБОУВО РК «КИПУ имени Февзи Якубова» Россия, г.Симферополь e-mail.ru: ruslan51291@mail.ru

Scientific supervisor Zekeriaev Ruslan Ilvisovich

PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Psychology SBEIHE RC CEPU named after Fevzi Yakubov

Russia, Simferopol e-mail.ru: ruslan51291@mail.ru

Аннотация.

Статья посвящена изучению психологических особенностей ценностно-мотивационной сферы личности с различным уровнем конфликтности. Поднимается вопрос ценностно-мотивационной сферы личности как психологического феномена. Исследуется взаимосвязь особенностей ценностных ориентаций, мотивационного профиля и уровня конфликтности. В рамках исследования была выявлена закономерность: особенности ценностно-мотивационной сферы личности оказывают влияние на уровень ее конфликтности, что подтверждается с помощью методов математической статистики, таких как частотный анализ, факторный анализ и корреляционный анализ Спирмена.

Annotation.

The article is devoted to the study of psychological features of the value-motivational sphere of a person with different levels of conflict. The question of the value-motivational sphere of personality as a psychological phenomenon is raised. The interrelation of the features of value orientations, motivational profile and the level of conflict is investigated. Within the framework of the study, a pattern was revealed: the features of the value-motivational sphere of a personality influence the level of its conflict, which is confirmed by the methods of mathematical statistics: frequency analysis, factor analysis and Spearman correlation analysis.

Ключевые слова: ценностно-мотивационная сфера, конфликтность, ценности, мотивы, идеалы, личность, напористость, бескомпромиссность, конфликт.

Key words: value-motivational sphere, conflict, values, motives, ideals, personality, assertiveness, uncompromising, conflict.

Введение

Ценностно-мотивационная сфера - это структура, включающая в себя общечеловеческие идеалы, мотивы и жизненные ценности человека. Ее сформированность определяет отношение человека к любому виду

деятельности, упорядочивает действия человека и задает стабильную мотивацию. Именно этот компонент позволяет личности осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы она имела личностный смысл. Также ценностно-мотивационная сфера определяет социально-психологические свойства личности: нравственно-этическую жизненную позицию, социальные отношения человека, социальные ожидания. Соответственно, определяет отношение личности к обществу. Уровень конфликтности конкретной личности также зависит от особенностей ее ценностно-мотивационной сферы: нередко конфликт может выступать средством достижения цели. Несмотря на большое количество исследований, посвященных проблеме ценностно-мотивационной сферы личности, малоизученными остаются психологические особенности ее проявления в межличностных отношениях.

Целью статьи является изучение психологических особенностей ценностно-мотивационной сферы личности с различным уровнем конфликтности.

Анализ литературы по проблеме исследования

Ценностно-мотивационная сфера личности является особым психологическим феноменом, вызывающим интерес у многих исследователей в области психологии. Об этом свидетельствуют множество исследований, проведенных Д. А. Леоньтевым, В. П. Тугариновым, С. С. Бубновой, К. Клакхоном, Ж. Годфруа, С. Райсом и другими.

A. Шопенгауэр под ценностно - мотивационной сферой личности понимает всю имеющуюся у данного человека совокупность мотивационных образований: диспозиций (мотивов), потребностей и целей, аттитюдов, поведенческих паттернов, интересов и других мотивационных факторов [13].

В понимании Ж. Годфруа, мотивация - это совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение, во-вторых, побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность [2].

С. Райс рассматривает человека в фокусе шестнадцати первичных потребностей, каждая из которых действует независимо от других. Автор выделяет 16 базовых желаний: признание, любопытство, еда, семья, честь, идеализм, независимость, порядок, физическая активность, власть, романтика, бережливость, общение, статус, покой и месть. С. Райс утверждает, что на 16 потребностей есть всего 6 сфер их удовлетворения: семья, взаимоотношения, работа, духовная жизнь, спорт и счастье [10].

B. П. Тугаринов понимает ценности, как суть предмета, явления и их свойства, которые нужны людям определенного общества или класса и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также - идеи и побуждения в качестве нормы, цели и идеала [12].

Ценности, по мнению Д. А. Леонтьева направляют, ориентируют поведение человека на определенные цели. Внутренние отношения главных мотивационных линий образуют общий психологический профиль личности. Он определяет личностные ценности как более или менее осознаваемую модель должного (желаемого), которая отражает опыт жизнедеятельности социальной общности. Д. А. Леонтьев выделяет три формы существования ценностей: общественные идеалы, предметное воплощение этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей и мотивационные структуры личности («модели должного»), побуждающие ее к предметному воплощению в своем поведении и деятельности общественных ценностных идеалов [7].

Клайд Клакхон считает, что «ценности - это осознанное или неосознанное, характерное для индивида или для группы индивидов представление о желаемом, которое определяет выбор целей (индивидуальных или групповых) с учетом возможных средств и способов действия». Ценности, таким образом, выступают звеном, связывающим человека и общество [4].

C. С. Бубнова в своей работе «Ценностные ориентации как нелинейная система» дает следующее

определение: ценности - значимые для личности объекты и явления окружающей действительности, определяющие ее направленность и мотивацию деятельности. Самым важным свойством системы личностных ценностей, по ее мнению, является многомерность, которая заключается в том, что критерий их иерархии отражает различные содержательные аспекты, обусловленные влиянием тех или иных форм социальных отношений. С. С. Бубнова отмечает, что структура такой системы чаще всего нелинейна. Автор выделяет следующие ценностые ориентации: приятное времяпровождение, отдых, высокое материальное благосостояние, поиск и наслаждение прекрасным, помощь и милосердие, любовь, познание нового в мире, природе, человеке, высокий социальный статус, признание, влияние на окружающих, социальная активность, общение и здоровье [1].

Итак, ценностно-мотивационная сфера является значимой составляющей любого человека. Она определяется как многокомпонентное личностное образование, обеспечивающее направленность восприятия и устойчивое целенаправленное поведение человека в различных сферах жизни. Ценностно-мотивационная сфера личности определяет характер ее взаимодействия с окружающей средой. Таким образом, особенности ценностных ориентаций и мотивационного профиля конкретного человека оказывают влияние на его социальную жизнь: способ достижения цели в межличностном общении, цель взаимодействия с людьми, особенности конфликтного поведения, социальные ожидания.

А. Маслоу также занимался изучением данной темы. Он рассматривал конфликт, как следствие нереализованной потребности человека в самоактуализации. В основе чего лежит разрыв между стремлением к самоактуализации и реальным результатом [8].

Современные работы М. Робера и Ф. Тильмана несут идею положительного влияния конфликтов на развитие личности и межличностные отношения в обществе. В своих трудах они несли идею того, что конфликт - это кризис, а его прохождение ведет к возникновению новых качеств личности, позволяет ей легче адаптироваться к общественной жизни, развивать свою самооценку и многое другое [11].

Психолог Л. Козер изучал особенности социальных конфликтов. Он рассматривал конфликт как противостояние между отдельными личностями или представителями социальных групп, которое происходит на почве дефицита статуса, власти или неких материальных средств. Козер видит положительное значение конфликта: конфликт внутри группы несет пользу всем участникам, если его предметом являются цели людей, ценности, которые имеют для них значение, а также интересы представителей социальной группы. Конфликты на такой основе не затрагивают благополучие и целостность группы. Разрушающую силу, по мнению Козера, имеют конфликты, которые основываются на разногласиях в самых важных и основательных сферах жизни группы. Например, семейные конфликты на основе разногласий супругов во взгляде на хобби являются конструктивными, то есть, ведущими к развитию семьи. В то время как конфликт на почве разного взглядов на жизнь ведет к разрушению семьи в целом [6].

И. В. Железнова рассматривает тему конфликтности подростков. В результате исследования было выведено следующее: неуверенность в себе, завышенные показатели межличностной тревожности напрямую связаны с асоциальным, конфликтным поведением - повышенное стремление подростка к положительному образу «Я» порождает феномен компенсации, пусть даже через конфликтное поведение [3].

Р. К. Муталимов и К. В. Кравцова в своей работе отмечают важность профилактики конфликтных ситуаций: изменяя свое отношение к проблемной ситуации и поведение в ней, можно воздействовать на психику и действия оппонента, а конфликт вовсе избежать, что будет благоприятным исходом любого диалога [9].

Е. П. Ильин в своей работе «Психология общения и межличностных отношений» отмечает, что конфликтность является неотъемлемым свойством социальных отношений, а потому прямым образом влияет на

коммуникацию и ее результаты. Это влияние обусловило необходимость теоретического осмысления конфликта и путей его регулирования. По мнению автора, конфликт является следствием столкновения взаимоисключающих интересов, потребностей, что создаёт внутреннее напряжение и выливается в активные действия. Ильин указывает на то, что уровень конфликтности конкретной личности зависит от уровня таких характеристик, как вспыльчивость, напористость, мстительность и бескомпромиссность [4].

Организация и методы исследования

Эмпирическую базу исследования составили 40 человек, возрастное и гендерное распределение респондентов: 20 мужчин и 20 женщин в возрасте от 18 до 25 лет. Испытуемых привлекали, используя оповещения в социальных сетях о проведении исследования.

В ходе исследования был использован ряд методик:

1. «Мотивационный профиль» (С. Райс).

2. «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций» (С. С. Бубнова).

3. «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев).

Также в ходе исследования были использованы методы математико-статистической обработки данных: частотный анализ, корреляционный анализ Спирмена, факторный анализ, Н-критерий Краскела-Уоллиса.

Гипотезой исследования выступило предположение о том, что существует взаимосвязь между особенностями ценностно-мотивационной сферы личности и уровнем ее конфликтности.

Представление и анализ результатов исследования.

В ходе исследования было обнаружено, что в изучаемой выборке присутствуют люди с низким, средним, высоким уровнями конфликтности в разном количестве (Рисунок 1).

Рисунок 1. Соотношение людей с низким, средним, высоким уровнями конфликтности

В ходе исследования были проанализированы различия в особенностях ценностно-мотивационной сферы людей с различным уровнем конфликтности (Рисунок 2-3).

I Низкий уровень ■ Среднийуроень ■ Высокий уровень Рисунок 2. Сравнение особенностей ценностной сферы личности с различным уровнем конфликтности (часть 1)

I Низкий уровень «Средний уроень ■ Высокий уровень Рисунок 3. Сравнение особенностей ценностной сферы личности с различным уровнем конфликтности (часть 2)

Из рисунка 2, 3 видно, что у людей с высоким уровнем конфликтности доминируют такие ценности, как «высокий социальный статус и управление людьми», «признание и уважение людей», «отдых, приятное времяпровождение», «высокое материальное благосостояние», «социальная активность для позитивного изменения общества». У людей с средним уровнем конфликтности доминируют следующие ценности: «помощь и милосердие», «поиск и наслаждение прекрасным», «познание нового в мире». У людей с низким уровнем конфликтности преобладают следующие ценности: «здоровье», «любовь».

Для анализа различий в ценностной сфере между группами с различным уровнем конфликтности был использован Н-критерий Краскела-Уоллиса (Рисунок 4-5).

Статистические критерии3 |Ь

Высокое Поиск и Познание

Отдьк, приятное материальное наслаждение Помощь и нового в

времяпровождение благосостояние прекрасным милосердие Любовь мире

Хи-квадрат 5,787 8,515 .965 3,899 ,894 4.991

СТ.СЕ. 2 2 2 2 2 2

Асимптотическая значимость ,055 ,014 ,617 ,142 ,640 ,082

a. Критерий Краскела-Уоллиса

b. Группирующая переменная: Уровень конфликтности (группа)

Рисунок 4. Результаты Н-критерия Краскела-Уоллиса (ценности) (часть 1)

Статистические критерии'3 ь

Высокий социальный статус и управление людьми Признание, уважение людей Социальная активность для позитивная изменения ойщества ОВщение Здоровье

Хи-квадрат 3,397 ,506 2,324 3,299 ,47В

ст.св. 2 2 2 2 2

Асимптотическая

значимость ,183 ,777 ,313 ,192 ,783

a. Критерий Краскела-Уоллиса

b. Группирующая переменная: Уровень конфликтности (группа)

Рисунок 5. Результаты Н-критерия Краскела-Уоллиса (ценности) (часть 2)

Из рисунков 4, 5 видно, что достоверных различий обнаружено не было.

4,5 4

■ Низкий уровень ■ Средний уроень ■ Высокий уровень

Рисунок 6. Сравнение особенностей мотивационной сферы личности с различным уровнем конфликтности

(часть 1)

б

11|| 1|11)1 III ||| III Л 1||

„<*■ ^ /■ /

^О ,е>У .ел .О

■ Низкий уровень ■ Средний уроень ■ Высокий уровень

Рисунок 7. Сравнение особенностей мотивационной сферы личности с различным уровнем конфликтности

(часть 2)

Из рисунка 6, 7 видно, что у людей с высоким уровнем конфликтности доминируют такие мотивы, как «власть», «социальные контакты», «общественное положение», «соревновательность», «приятие», «покой», «романтические отношения». У людей с средним уровнем конфликтности доминируют следующие мотивы: «идеализм», «порядок», «честь». У людей с низким уровнем конфликтности преобладают такие мотивы, как «насыщение», «физическая активность», «сбережения», « семья.

Для анализа различий в ценностной сфере между группами с различным уровнем конфликтности был использован Н-критерий Краскела-Уоллиса (Рисунок 8-9).

Статистические критерии3 |Ь

Приятие Любознательность Насыщение Семья Честь Идеализм Независимость Порядок

Хи-квадрат ,293 1,637 1,600 7,028 ,401 ,797 1,307 ,766

ст.св. 2 2 2 2 2 2 2 2

Асимптотическая значимость со ,441 ,443 ,030 ,818 ,671 ,520 ,682

a. Критерий Краскела-Уоллиса

b. Группирующая переменная: Уровень конфликтности (группа)

Рисунок 8. Результаты Н-критерия Краскела-Уоллиса (мотивы) (часть 1)

Статистические критерии3 ,ь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Физическая Романтические Социальные Общественное Соревнова-

активность Власть отношения Сбережения контакты положение Покой тельность

ли-квадрат ,297 ,047 ,144 1,222 ,465 3,625 ,036 ,864

ст.св. 2 2 2 2 2 2 2 2

Асимптотическая значимость ,862 .977 ,930 ,543 ,792 ,14В ,982 ,649

а Критерий Краскела-Уоллиса

Ь Группирующая переменная: Уровень конфликтности (группа)

Рисунок 9. Результаты Н-критерия Краскела-Уоллиса (мотивы) (часть 2)

Из рисунков 8, 9 видно, что достоверных различий обнаружено не было.

Для уточнения результатов был использован корреляционный анализ Спирмена (Рисунок 10).

Вспыльчивость Напористость Обидчивость Неуступчивость Бескомпромиссность Мстительность Нетерпимость к мнению других Подозрительность Позитивная агрессивность Негативная агрессивность Уровень конфликтности

Отдых, приятное времяпровождение 0,269 0,103 0,54 0,121 -0,13 0,146 0,0861 0,43 0,114 0,106 0,407

Высокое материальное благосостояние -0,01 0,48 0,218 0,274 0,207 0,173 0,0274 0,351 0,42 0,1311 0,276

Поиск и наслаждение прекрасным 0,253 0,087 0,288 0,115 -0,013 0,156 -0,033 -0,12 0,131 0,0831 0,1414

Помощь и милосердие -0,041 -0,08 -0,19 0,032 -0,343 -0,154 -0,12 -0,07 -0,026 -0,153 -0,221

Любовь -0,173 -0,45 -0,187 -0,48 -0,58 -0,52 -0,45 -0,32 -0,52 -0,56 -0,44

Познание нового в мире -0,054 0,176 -0,165 0,074 0,142 0,271 -0,127 -0,01 0,147 0,0903 -0,034

Высокий социальный статус 0,243 0,65 0,337 0,61 0,378 0,22 0,2438 0,4 0,68 0,3307 0,498

Признание, уважение людей 0,393 0,174 0,317 0,307 -0,042 0,229 0,1882 0,14 0,257 0,1748 0,3061

Социальная активность 0,41 0,339 0,391 0,286 0,046 0,099 0,0331 0,377 0,345 0,0428 0,451

Общение 0,203 0,279 0,143 0,233 0,034 -0,13 -0,223 0,11 0,283 -0,174 0,1845

Здоровье -0,41 -0,044 -0,374 -0,173 0,186 -0,198 -0,155 -0,29 -0,09 -0,136 -0,346

Приятие 0,47 0,298 0,58 0,384 0,073 0,366 0,3791 0,399 0,379 0,3631 0,553

Любознательность -0,138 0,064 -0,042 -0,035 -0,057 -0,206 -0,301 0,046 0,012 -0,234 -0,067

Насыщение -0,096 -0,16 -0,101 -0,115 -0,277 -0,221 -0,252 -0,15 -0,133 -0,268 -0,23

Семья -0,139 -0,317 -0,252 -0,351 -0,183 -0,187 -0,293 -0,22 -0,367 -0,218 -0,286

Честь -0,275 -0,352 -0,328 -0,18 -0,163 -0,319 -0,097 -0,28 -0,302 -0,281 -0,375

Идеализм 0,167 0,022 -0,027 -0,084 -0,42 -0,312 -0,288 -0,06 -0,036 -0,336 -0,099

Независимость 0,172 0,51 0,088 0,48 0,41 0,313 0,412 0,201 0,54 0,466 0,3162

Порядок -0,025 -0,178 -0,04 0,082 0,007 -0,076 -0,048 0,023 -0,076 -0,029 -0,006

Физ.активность -0,254 -0,114 -0,42 -0,085 0,004 -0,256 -0,134 -0,29 -0,078 -0,141 -0,365

Власть 0,376 0,53 0,173 0,54 0,147 0,089 0,1176 0,063 0,59 0,2238 0,2899

Романтические отношения 0,166 0,317 0,227 0,323 0,071 -0,213 0,0228 0,141 0,35 -0,026 0,2245

Сбережения -0,276 -0,43 -0,19 -0,147 -0,138 -0,195 -0,121 -0,17 -0,296 -0,147 -0,301

Социальные контакты 0,1 0,214 -0,068 0,196 0,011 -0,118 -0,122 -0,11 0,224 -0,035 -0,015

Общественное положение 0,332 0,245 0,56 0,285 0,111 0,122 0,0816 0,315 0,256 0,1186 0,496

Покой 0,235 -0,039 0,51 0,039 0,021 0,41 0,2768 0,274 -0,016 0,3201 0,3779

Соревновательность 0,387 0,64 0,239 0,41 0,44 0,45 0,2012 0,222 0,58 0,488 0,473

Рисунок 10. Корреляционный анализ Спирмена

В ходе корреляционного анализа было обнаружено, что существует взаимосвязь между ценностями и мотивами и отдельными шкалами конфликтности.

Средняя прямая взаимосвязь между шкалой «напористость» и ценностями «высокое материальное благосостояние» (р = 0,48), «высокий социальный статус» (р = 0,65), мотивами «власть» (р = 0,53), «независимость» (р = 0,51), «соревновательность» (р =0,64). Средняя обратная взаимосвязь между шкалой «напористость» и мотивами «любовь» (р = -0,45), «сбережения» (р = -0,43).

Средняя обратная взаимосвязь между ценностью «любовь» и шкалами «неуступчивость» (р = -0,48), «бескомпромиссность (р = -0,58), «мстительность» (р = -0,52), «нетерпимость к мнению других» (р = -0,45), «позитивная агрессивность» (р = -0,52), «негативная агрессивность» (р = -0,56), а также общим уровнем конфликтности (р = -0,44).

Средняя прямая взаимосвязь между ценностью «высокий социальный статус» и шкалами «неуступчивость» (р = 0,61), «позитивная агрессивность» (р = 0,68), «подозрительность» (р = 0,4), «напористость» (р = 0,65), «уровень конфликтности» ( р = 0,498).

Средняя прямая взаимосвязь между мотивом «соревновательность» и шкалами «неуступчивость» (р = 0,41), «бескомпромиссность» (р = 0,44), «мстительность» (р = 0,45), «позитивная агрессивность» (р = 0,58), «негативная агрессивность» (р = 0,488), «уровень конфликтности» (р = 0,473).

Средняя прямая взаимосвязь между мотивом «независимость» и шкалами «неуступчивость» (р = 0,48), «бескомпромиссность» (р = 0,41), «нетерпимость к мнению других» (р = 0,412), «позитивная агрессивность» (р = 0,54), «негативная агрессивность» (р = 0,466).

Средняя прямая взаимосвязь между мотивом «покой» и шкалами «обидчивость» (р = 0,51), «мстительность» (р = 0,41).

Средняя прямая взаимосвязь между шкалой «обидчивость» и ценностью «отдых, приятное времяпровождение» (р = 0,54), мотивами «приятие» (р = 0,58), «общественное положение» (р = 0,56), «покой» (р = 0,51). А также обратная средняя взаимосвязь с «физической активностью» (р = - 0,42).

Средняя прямая взаимосвязь между шкалой «вспыльчивость» и ценностью «социальная активность» (р = 0,41), мотивами «приятие» (р = 0,47). Средняя обратная взаимосвязь с ценностью «здоровье» (р = - 0,41).

Средняя обратная взаимосвязь между шкалой «бескомпромиссность» и мотивом «идеализм» (р = - 0,42).

Средняя прямая взаимосвязь между шкалой «подозрительность» и ценностью «отдых, приятное времяпровождение (р = 0,43).

Средняя прямая взаимосвязь между шкалой «позитивная агрессивность» и ценностями «высокое материальное благосостояние» (р = 0,42), высокий социальный статус (р = 0,68), мотивом «власть» (р = 0,59).

Также была выявлена средняя прямая взаимосвязь между общим «уровнем конфликтности» и ценностями «отдых, приятное времяпровождение» (р = 0,407), «высокий социальный статус» (р = 0,498), «социальная активность» (р = 0,451), мотивом «общественное положение (р = 0,496).

С учетом большого количества психологических особенностей ценностно-мотивационной сферы личности, связанных с выраженностью компонентов конфликтности, на следующем этапе исследования было принято решение о проведении факторного анализа, для снижения размерности перечня исследованных явлений.

КМО и критерий Бартлетта

Мера адекватности выборки Канзера-Манера-Олкнна (КМО]. ,717

Критерий сферичности Примерная Хи-квадрат Бартлепа СТСЕ 146,665 45

Знач. ,000

Рисунок 11. КМО и критерий Бартлетта

Из рисунка 11 видно, что проведение факторного анализа на основе изучаемых переменных представляется возможным, а факторная модель обладает высоким уровнем пригодности (КМО =0,717; р < 0,05). Повернутая матрица компонентов выглядит следующим образом (Рисунок 12).

Повернутая матрица компонентов3

Компонент

1 2 3

Отдых, приятное времяпровождение ,782

Любовь -,563

Высокий соц.статус и управление людьми ,752

Приятие ,303

Независимость ,796

Власть ,743

Общественное положение ,828

Покой ,796

Соревновательность ,768

Уровень конфликтности ,535 ,532

Метод выделения факторов: метод главным компонент.

Метод вращения: варимакс с нормализацией Кайзера.

а. Вращение сошлось за 6 итераций.

Рисунок 12. Повернутая матрица компонентов

Из рисунка 12 видно, что в результате факторного анализа можно выделить 3 фактора, 2 из которых связаны уровнем конфликтности.

Фактор 1 «социальный престиж» объединяет в себе ряд таких шкал с прямым вхождением как ценность «высокий соц.статус и управление людьми», мотив «независимость», мотив «власть», мотив «соревновательность», а также мотив «любовь» с обратных вхождением. Содержание фактора объединяет в себе стремление личности занимать престижное положение в обществе, обладать определенным статусом и авторитетом. Данное явление может влиять на уровень конфликтности, так как конфликт может выступать средством для достижения цели, удовлетворения потребностей, заключающихся в особом положении или привилегиях.

Фактор 2 «сохранность личных границ» включает в себя следующие мотивы с прямым вхождением: «приятие» и «покой». Содержание фактора объединяет в себе желание личности жить в спокойствии и умиротворении. Данное явление может влиять на уровень конфликтности личности, так как, живя в обществе и имея данные ценности, человеку, зачастую, приходиться отстаивать свои личные границы и интересы.

Выводы

Ценностно-мотивационная сфера представляет собой сложный психологический феномен, интересующих многих исследователей в области психологии. Ценностно-мотивационная сфера - это структура, включающая в себя общечеловеческие идеалы, мотивы и жизненные ценности человека. Именно эта структура позволяет осуществлять свою деятельность так, чтобы она имела личностный смысл, а ее сформированность обеспечивает устойчивость и направленность человека в различных сферах деятельности. Индивидуальность каждого человека также обуславливается особенностями его мотивационного профиля и ценностных ориентаций. Ценностно-мотивационная сфера определяет социально-психологические свойства личности: нравственно-этическую жизненную позицию, социальные ожидания и социальные отношения человека.

Каждый человек стремится выстраивать свою жизнь в соответствии со своими ценностями, по этой причине в межличностном общении могут возникать конфликты. Однако, в некоторых случаях, конфликт выступает не результатом столкновения людей с различным набором ценностей, а средством достижения цели, непосредственно связанной с ценностными направленностями человека. В зависимости от особенностей мотивационного профиля и ценностных ориентаций личности, могут определяться ее особенности в

конфликтном поведении: степень выраженности тех или иных психологических качеств, а также общий уровень конфликтности.

Таким образом, было обнаружено, что существует связь между особенностями ценностно-мотивационной сферой личности и уровнем ее конфликтности. В ходе факторного анализа были выделены два фактора, связанных с конфликтностью: «социальный престиж» и «сохранность личных границ».

«Социальный престиж» объединяет в себе ряд таких шкал, как ценность «высокий соц.статус и управление людьми» и мотивы «независимость», «власть», «соревновательность», «любовь». Содержание фактора объединяет в себе стремление личности обладать определенным статусом, властью, авторитетом и занимать престижное положение в социуме. Данные предпочтения могут оказывать влияние на уровень конфликтности личности: конфликт может выступать средством для достижения цели и удовлетворения потребностей, заключающихся в чувстве власти, преимущественном положении над окружающими и особых привилегиях.

Второй фактор «сохранность личных границ» включает в себя следующие мотивы: «приятие» и «покой». Содержание фактора объединяет в себе желание личности жить в спокойствии и умиротворении. Личные границы охраняют внутренний мир человека от посягательств извне, потому, данное явление может влиять на уровень его конфликтности. Живя в обществе и имея данные ценности, человеку, зачастую, приходиться отстаивать свои личные границы и интересы.

Список используемой литературы:

1. Бубнова С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система / С. С. Бубнова // Психологический журнал. - 1999. - №5. - С. 99 - 105.

2. Годфруа Ж. Что такое психология / Ж. Годфруа. - Москва : Мир, 1992. - 264 с.

3. Железнова И. В. Изучение проблемы конфликтов в подростковом возрасте / И. В. Железнова. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. - № 2. - С. 34-35.

4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб : Питер, 2006. - 508 с.

5. Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию / К. Клакхон. - СПб. : Евразия, 1998. -

419 с.

6. Козер Л. А. Завершение конфликта / Л. А. Козер. - М. : Директ - Медиа, 2007. - 23 с.

7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - Москва : Политиздат, 1975. -

311 с.

8. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб. : Питер, 2014. - 400 с.

9. Муталимов Р. К. Способы решения конфликтных ситуаций и их предупреждение / Р. К. Муталимов, К. В. Кравцова. // Молодой ученый. - 2021. - № 38. - С. 148 - 149.

10. Райс Стивен. Кто я? Практическая психология для всех / Стивен Райс. - Харьков : Книжный клуб, 2000. - 256 с.

11. Робер М. - А. Психология индивида и группы / М.-А. Робер, Ф. Тильман; Пер. с фр. Е. В. Машковой, Е. А. Соколова. - М. : Прогресс, 1988. - 255 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Тугаринов В. П. Теория ценностей в марксизме / В. П. Тугаринов. - Ленинград : Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. - 124 с.

13. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр. - Москва : Азбука, 2021. - 608 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.