Научная статья на тему 'Психологические особенности трудолюбия студентов'

Психологические особенности трудолюбия студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
251
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОЛЮБИЕ / СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ТИПОЛОГИЯ ТРУДОЛЮБИЯ СТУДЕНТОВ / КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ / TYPOLOGY OF STUDENTS' DILIGENCE / DILIGENCE / SYSTEM-FUNCTIONAL APPROACH / CLUSTER ANALYSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Анисимова Юлия Николаевна, Шляхта Наталья Фёдоровна

Статья посвящена анализу результатов эмпирического исследования трудолюбия студентов. Описаны четыре основных типа трудолюбия, выделенных в результате кластерного анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Анисимова Юлия Николаевна, Шляхта Наталья Фёдоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Features of Diligence in Students

The article is devoted to the analysis of the empirical research of students' diligence. The four main types of diligence, which were picked out as a result of the cluster analysis were described.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности трудолюбия студентов»

КОМПЛЕКСНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В РАМКАХ СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО

ПОДХОДА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРУДОЛЮБИЯ СТУДЕНТОВ

Ю.Н. Анисимова, Н.Ф. Шляхта

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Статья посвящена анализу результатов эмпирического исследования трудолюбия студентов. Описаны четыре основных типа трудолюбия, выделенных в результате кластерного анализа.

Ключевые слова: трудолюбие, системно-функциональный подход, типология трудолюбия студентов, кластерный анализ.

Трудолюбие — это свойство личности, которое характеризуется положительным отношением к процессу трудовой деятельности. Оно является одной из главных характеристик поведения человека в процессе его деятельности. В психологическом плане трудолюбие предполагает отношение к труду как к основному смыслу жизни, потребность и привычку трудиться [1]. В данной статье мы рассматриваем психологические особенности трудолюбия в рамках системно-функционального подхода А.И. Крупнова [3].

В нашем исследовании приняли участие 279 студентов в возрасте от 17 до 25 лет, из них 100 юношей и 179 девушек. Для диагностики трудолюбия использовалась бланковый тест, разработанный А.И. Крупновым. Данные были подвергнуты кластерному анализу.

В результате было получено четыре кластера (типа), отражающих структуру соотношения 16 переменных трудолюбия (рис. 1).

Далее мы рассмотрим и проанализируем выделенные кластеры. Процентное распределение испытуемых по типам трудолюбия приведено в табл. 1.

45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

' \ В / Г * \

Л* ,М\ /' \1

■оу/ \ Г ¥

V/ V

\>

1

§

Е?

о О

ш

ь ь ь ь ь ь ь ь ь ь ь ь

т т т т т т т т т т т т

с с с с с с с с с с с с

о о о о о о о о о о о о

н н н н н н н н н н н н

т т н н т ктн т т т т ь ь

и и е е е и и и и л л

р р л л м е г г н н а а

т т с м д е р с р р е е н н

н н б е е т т р р

§ о и § о г СО мы с О до е в с П у О н СО н О е т н е т с к СО

я

Я а. ш с

О

5 .

—---Кластер 1

—а— Кластер 2

— о— Кластер 3 —в— Кластер 4

о о

Рис. 1. Результаты кластерного анализа переменных трудолюбия студентов

Таблица 1

Распределение студентов по типам трудолюбия (кластерам)

Тип трудолюбия Кластер Кол-во испытуемых, человек % испытуемых

1. Инструментально-смысловой 4 76 27,2

2. Мотивированно-агармонический 2 75 26,9

3. Слабомотивированный 3 53 19

4. Избирательный 1 75 26,9

Для первого типа, который соответствует четвертому кластеру, характерны максимальные значения мотивационно-смысловых (кроме осведомленности) и гармонически-инструментальных характеристик, которые значительно превосходят аэнергичность, астеничность и экстернальность. Для этого типа характерны минимальные значения трудностей. Представители данного типа поддерживают активную деятельность, у них достаточно высоко развиты самостоятельность и независимость, они совершенствуют себя и свои способности, стремятся быть нужным человеком, стремятся получить в жизни какие-то преимущества, реализовать свои личные планы в жизни, зарекомендовать себя в кругу друзей. Для представителей этого типа характерно частое побуждение быстро и умело выполнять любое задание, без лишних проволочек приступать к намеченной работе, получать удовлетворение от самого процесса работы, для них характерны невозмутимость и спокойствие при неудачах, желание всего добиваться самому, своим трудом. В редких случаях они с трудом начинают дело, не любят однообразные занятия, плохо сосредотачиваются на работе, что может помешать достижению намеченных результатов. С учетом того, что у представителей данного

типа высокая степень выраженности динамических и активно-регуляторных переменных трудолюбия (энергичность, стеничность, интернальность), при низких показателях аэнергичности и минимальных показателях трудностей, и опираясь на результаты исследований индивидуально-типических особенностей других свойств личности [2; 4—6], мы назвали этот тип инстументально-смысловым.

У представителей второго типа (второй кластер) более высокие показатели осведомленности и немного более низкие значения переменных мотивационно-смысловой подсистемы трудолюбия. Также во втором типе наблюдается высокая выраженность агармонических переменных инструментально-динамической подсистемы, которые в некоторых случаях (например, аэнергичность) даже превосходят выраженность гармонических. Для данного типа характерны максимальные значения трудностей. Студенты, относящиеся ко второму типу, так же как и к первому, стремятся получить в жизни какие-то преимущества, реализовать свои личные планы, зарекомендовать себя в кругу друзей, при этом они непостоянны в проявлении трудолюбия, ограничивают себя рамками «от и до», откладывают на потом намеченную работу, отказываются от ранее запланированного, испытывают страх за то, что не удастся выполнить задуманное, раздражаются от неудач в работе, разочаровываются при выполнении дел, которые не приносят сразу видимого результата. Также представители данного типа не считают себя ответственными за неудачи, уповают на случай, им нужен какой-то толчок для выполнения заданий, они с трудом начинают дело и не любят выполнять однообразную работу. Можно сказать, что они достаточно мотивированы, но испытывают сложности в реализации трудолюбия, что соответствует аналогичному типу реализации других свойств личности [2; 4—6], поэтому мы дали второму типу название мотивированно-агармонический.

Представители третьего типа (третий кластер) характеризуются наиболее низкими показателями мотивационно-смысловых характеристик, а также низкими показателями гармонических и более высокими агармонических переменных инструментально-динамического блока. Очевидно, что испытуемые этого типа при явных сложностях в инструментально-динамической сфере недостаточно мотивированы к проявлению трудолюбия (в отличие от испытуемых с мотивированно-агармоническим типом). Соответственно, у студентов данной группы в минимальной степени проявляются старательность и аккуратность в работе, у них нет тяги к активной жизни и деятельности, они не ощущают в себе потребность что-то делать, не работают с полной отдачей сил, не испытывают чувства гордости от хорошо выполненного дела, у них нет желания всего добиваться самому, своим трудом. В данном случае очевидно сходство с характеристиками слабомотивированного типа, описанного при типологизации других свойств личности, рассматриваемых в русле системно-функционального подхода [2; 4—6].

Для испытуемых четвертой группы (первый кластер) характерны минимальные показатели осведомленности при достаточно высоких показателях осмысленности. В инструментально-динамическом блоке гармонические переменные явно преобладают над агармоническими. Для этого типа характерны невысокие показатели трудностей. У студентов данной группы проявляются самостоятельность и независимость, они совершенствуют себя и свои способности, укрепляют

самоуважение, развивают задатки и способности, улучшают личное благополучие, относятся творчески к выполняемому делу, получают удовлетворение от хорошо выполненной работы. При этом они иногда испытывают страх за то, что не удастся выполнить задуманное, огорчение при малейших неполадках в делах, не считают себя ответственными за неудачи, легко отвлекаются от начатого дела на посторонние занятия, ограничивают себя рамками «от и до», откладывают на потом намеченную работу, избегают объемных заданий, выполняют работу только по принуждению, с трудом начинают дело, испытывают затруднения при определении очередного дела, не любят обращаться за помощью, не любят выполнять однообразную работу. Главной характеристикой данного типа является избирательность при выборе задания. Если задание вызывает интерес, то оно быстро и без труда выполняется, и наоборот, если задание объемное и трудное, то сразу же пропадает к нему интерес, вследствие чего, оно либо не выполняется совсем, либо по принуждению. Мы назвали этот тип избирательным, что соответствует результатам других типологических исследований [2; 4—6].

Таким образом, нами было выделено четыре основных типа, отражающих некоторые психологические особенности трудолюбия:

— инструментально-смысловой тип трудолюбия характеризуется максимальной степенью выраженности мотивационных, смысловых, целевых и результативных характеристик, минимальной выраженностью трудностей;

— мотивированно-агармонический тип трудолюбия характеризуется достаточно высокими показателями мотивационно-смысловых составляющих и низкими показателями регуляторно-динамических составляющих;

— слабомотивированый тип трудолюбия характеризуется минимальными показателями целевых, мотивационных, продуктивных компонентов;

— избирательный тип трудолюбия характеризуется селективностью моти-вационно-смысловых и регуляторно-динамических составляющих, средними показателями трудностей.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Анисимова Ю.Н., Каменева Г.Н. Психологические особенности трудолюбия у юношей и девушек подросткового и юношеского возрастов // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2010. — № 2. — С. 27—31.

[2] Замалдинова Г.Н. Индивидуально-типические особенности уверенности сотрудников коммерческих организаций // Вестник университета (Государственный университет управления). — 2010. — № 11. — С. 39—41.

[3] Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2006. — № 1. — С. 63—74.

[4] Новикова И.А., Шляхта Д.А. Индивидуально-типические особенности личностной активности в коммуникативной сфере // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2009. — № 1. — С. 36—40.

[5] Новикова И.А., Шурухина Г.А. Системно-функциональный анализ индивидуально-типических особенностей инициативности старшеклассников и студентов // Вестник Башкирского государственного университета. — 2011. — № 1. — С. 259—264.

[6] Шляхта Д.А. К проблеме устойчивости типов в проявлениях черт характера // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2008. — № 1. — С. 50—57.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF DILIGENCE IN STUDENTS

Yu.N. Anisimova, N.F. Shlyakhta

The Department of Social and Differential Psychology Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklay str., 6, Moscow, Russia, 117798

The article is devoted to the analysis of the empirical research of students' diligence. The four main types of diligence, which were picked out as a result of the cluster analysis were described.

Key words: diligence, system-functional approach, typology of students' diligence, cluster analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.