Научная статья на тему 'Психологические особенности тактических приемов допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых'

Психологические особенности тактических приемов допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
369
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Ключевые слова
допрос несовершеннолетнего / индивидуальные психологические свойства несовершеннолетнего / следственные действия / возрастные особенности / тактические приемы. / interrogation of a minor / individual psychological properties of a minor / investigative actions / age characteristics / tactical techniques

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ольга Николаевна Лазаренко, Артем Игоревич Тимофеев

Статья посвящена вопросам рассмотрения тактических приемов и психологических особенностей различных возрастных групп несовершеннолетних при производстве с ним следственных действий, особое внимание уделяется производству допроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological features of tactical methods of interrogation of minor suspects, accused

The article Is devoted to the consideration of tactical techniques and psychological characteristics of various age groups of minors in the course of investigative actions with him, special attention is paid to the interrogation.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности тактических приемов допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых»

Закон и право. 2022. № 1. С. 177-181. Law and legislation. 2022;(1):177-181.

Научная статья УДК 343.98

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-1-177-181

NIION: 1997-0063-1/22-041 MOSURED: 77/27-001-2022-1-241

Психологические особенности тактических приемов допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых

Ольга Николаевна Лазаренко1, Артем Игоревич Тимофеев2

1 2 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия

1 o-nika@bk.ru

2 asmol67@bk.ru

Аннотация. Статья посвящена вопросам рассмотрения тактических приемов и психологических особенностей различных возрастных групп несовершеннолетних при производстве с ним следственных действий, особое внимание уделяется производству допроса.

Ключевые слова: допрос несовершеннолетнего, индивидуальные психологические свойства несовершеннолетнего, следственные действия, возрастные особенности, тактические приемы.

Для цитирования: Лазаренко О.Н., Тимофеев А.И. Психологические особенности тактических приемов допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых // Закон и право. 2022. № 1. С. 177—181. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-1-177-181.

Original article

Psychological features of tactical methods of interrogation of minor suspects, accused

Olga N. Lazarenko1, Artem I. Timofeev2

1 2 Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia

1 o-nika@bk.ru

2 asmol67@bk.ru

Abstract. The article is devoted to the consideration of tactical techniques and psychological characteristics of various age groups of minors in the course of investigative actions with him, special attention is paid to the interrogation.

Keywords: interrogation of a minor, individual psychological properties of a minor, investigative actions, age characteristics, tactical techniques.

For citation: Lazarenko O.N., Timofeev A.I. Psychological features of tactical methods of interrogation of minor suspects, accused // Law and legislation. 2022;(1):177—181. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-1-177-181.

Тактика производства следственных действий с участием несовершеннолетних в значительной степени обусловлена спецификой возрастных и индивидуальных особенностей личности таких лиц. Личность каждого несовершеннолетнего, как и взрослого человека,

© Лазаренко О.Н., Тимофеев А.И. М., 2022. LAW & LEGISLATION • 01-2022

является индивидуальной и неповторимой, однако в ней находят свое отражение и общие закономерности, присущие именно лицам несовершеннолетнего возраста. В силу этого знание следователем индивидуальных психологических свойств несовершеннолетнего дает возможность использовать типичные признаки, присущие его возрастной группе. При этом достаточно вели-

ко значение знаний о возрастных особенностях подростка, когда имеется недостаток информации о личности конкретного несовершеннолетнего [14, с. 95].

В настоящее время большинство ученых выделяют следующие возрастные группы несовершеннолетних: младенческий возраст (до 1 года); ранее детство (от 1 года до 3 лет); дошкольный возраст (от 3 до 6 лет); младший школьный возраст (от 6 до 10 лет); средний школьный возраст (от 10 до 15 лет); ранняя юность (от 15 до 18 лет) [8, с. 72].

Конечно, такая периодизация обладает определенной долей условности, среди детей встречаются такие, которые ведут себя и высказывают суждения, характерные для взрослых людей, в то время как подростки могут себя вести как маленькие дети.

В последнее время нередко прослеживается достаточно ускоренное физическое, половое, психическое развитие детей и подростков (акселерация), которое в определенной мере смещает границы перечисленных нами выше возрастных категорий, однако особого влияния на типичные возрастные характеристики таких групп не оказывает [15, с.149].

В то же время прослеживаются и процессы ретардации — замедления физического и психического развития личности несовершеннолетнего, что привело к появлению в УК РФ нормы о так называемой возрастной вменяемости (ст. 20 УК РФ), когда лицо, достигшее определенного возраста, по уровню своего психического развития не достигло того уровня, который присущ обычно несовершеннолетним такого возраста.

Следует учитывать существование так называемых кризисов в развитии несовершеннолетних — столкновений внешних и внутренних условий развития, которые сопровождаются сильными эмоциональными переживаниями [6, с. 61]. Принято выделять большие и малые кризисы.

Большими кризисами являются: кризис но-ворожденности, кризис 3 лет, кризис 13 — 14 лет; малыми кризисами являются: кризис 1 года, кризис 7 лет, кризис 17 — 18 лет.

Большие кризисы характеризуются перестроением отношений ребенка и общества, малые внешне особо не проявляются, но во время них нарастают умения и самостоятельность ребенка. Позитивным аспектом всех кризисов является тот, что они приводят к развитию личности [1, с. 714].

Очень важно, чтобы следователь обладал информацией о таких кризисах и учитывал их в выборе тактики производства допроса несовершеннолетних в том или ином возрасте.

В младенческом возрасте и в раннем детстве обычно дети в уголовное производство не вовлекаются, но все же редкие исключения бывают. Например, по уголовному делу о краже телевизора была допрошена девочка в возрасте 2 лет 8 месяцев, которая находилась в момент кражи одна дома и видела, как домой приходил «дядя Валера» и забрал телевизор. Кражу она наблюдала из другой комнаты, и преступник не предполагал, что в квартире кто-то есть и видит его действия. Показания девочки позволили получить и иные доказательства — признательные показания подозреваемого, а также произвести выемку у него телевизора [11].

Но, как уже было отмечено, такие ситуации крайне редки, в связи с чем следует уделить внимание типичным ситуациям, складывающимся при расследовании уголовных дел с участием несовершеннолетних.

Так, достаточно значимым является дошкольный возраст (от 3 до 6 лет), так как именно в это время ребенком приобретаются качества, определяющие его последующее интеллектуальное развитие и формирующие личность [7, с. 29]. Для таких детей характерны обостренная наблюдательность, а восприятию присуща детализация [5]. Это, например, проявляется в том, что в ходе допроса таких детей можно получить информацию о фактах, которые не заметили взрослые.

Так, дошкольник К., гуляя на улице, видел преступника, выходящего из дома соседей после совершения кражи. Несмотря на то что данного человека видели и другие лица, только несовершеннолетний К. смог описать детально сумку, которая была при нем, а также зажигалку, которой прикуривал подозреваемый [10].

Однако дети данного возраста плохо разбираются в событиях, могут и вовсе не понимать происходящее, в ряде случаев воображение может «дорисовать» увиденное [12].

При допросе дошкольников необходимо учитывать их легкую возбужденность, неустойчивость эмоций, настроений, активную моторную подвижность, неспособность их к логическому мышлению; такие дети могут лишь отвечать на несложные, понятные им вопросы [9, с. 321].

Поскольку в младшем школьном возрасте ребенок начинает учиться, у него начинают развиваться сосредоточенность, умение сохранять

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2022

в памяти увиденное и услышанное [4, с. 53]. Детям в этом возрасте тяжело сосредоточиваться на однообразной деятельности, в связи с этим целесообразно производство следственных действий с несовершеннолетними проводить с элементами игры, меняя формы деятельности. Такие несовершеннолетние более уравновешены, чем дошкольники, они уже умеют делать выводы и обобщения, но слабо владеют собой, такие чувства, как страх, радость, стыд, у них проявляются достаточно явно [4, с. 54].

При переходе к подростковому возрасту в психике и физиологии человека происходят глубочайшие изменения. Это период бурного полового созревания, изменения эндокринной системы; все это приводит к повышенной реактивности и хрупкости нервно-психической организации подростка.

На этот же период приходится возрастание мускульной силы, общего подъема активности, жизнедеятельности. Повышается и интеллектуальная активность, стимулирование которой происходит путем повышения любознательности, появления желания демонстрации окружающим своих способностей, получения от них высокой оценки. Более самостоятельным, активным и творческим становится мышление подростка. При этом самостоятельность находит свое проявление в независимости выбора, способа поведения. Речь подростка является достаточно развитой; он способен легко воспроизводить словесный материал; при этом стремление к самостоятельности выражается в том, что подросток стремится воспроизводить материал своими словами [13, с. 227].

Подросток старается демонстрировать свою взрослость, самостоятельность, независимость, соответственно, и от окружающих он требует отношения к себе как ко взрослому, прячет свои слабости, старается быть независимым. Сложность в общении с таким лицом заключается в том, что он уже не относит себя к детям, однако при этом еще не сформировался как взрослая личность [16, с. 41]. Это и должно учитываться следователем (дознавателем) при производстве следственных действий с подростками; нужно учитывать их «чувство взрослости» и использовать его в целях, необходимых для получения требуемой информации.

Нельзя не обратить внимание на то, что у несовершеннолетних нередко просматривается склонность ко лжи, причем это касается любого участника уголовного процесса, не только подо-

зреваемого (обвиняемого); при этом нередко ложь бывает бесцельной.

В ранней юности происходит процесс формирования мировоззрения лица. Взгляды несовершеннолетнего к этому времени уже достаточно определенные, хотя и не всегда правильные. Нередко несовершеннолетние скептически относятся к морали и нравственности, это в особенности свойственно несовершеннолетним правонарушителей.

К рассматриваемому возрасту у несовершеннолетних формируется характер и темперамент, которые зависят во многом от физиологических особенностей человека. При этом темперамент должен учитываться при установлении контакта с несовершеннолетним, при производстве с ним следственных действий [2, с. 80]. Например, допрашивая холерика, следует учитывать, что для него характерны быстрые эмоциональные переходы в противоположные состояния, бурные реакции, требуется тщательный контроль за поведением такого лица в целях своевременного пресечения грубости, резкости [3, с. 34].

Допрос несовершеннолетнего-сангвиника протекает в доброжелательной обстановке, поскольку для лиц такого типа характерны общительность, способность легко входить в контакт. Несовершеннолетние данного типа достаточно легко переключают внимание, поэтому при их допросе может быть эффективна тактика постановки внезапных и неожиданных вопросов [3, с. 35].

При производстве следственных действий с участием флегматика следует учитывать, что установление контакта с ним — достаточно длительный процесс. Прежде чем флегматик включится в процесс и будет принимать хотя бы относительно активное участие в производимом с ним следственном действии, с ним необходимо побеседовать на отвлеченные темы, т.е. ввести его в процесс.

Что касается участия в следственном действии несовершеннолетнего-меланхолика, необходимо помнить, что его стеснительность, эмоциональная впечатлительность требуют особо -го подхода к тактике производства с ним следственного действия и установлению психологического контакта [3, с. 37].

Таким образом, производя следственные действия с несовершеннолетними, необходимо учитывать их психологические особенности, связанные как с возрастными особенностями данных лиц, так и с их индивидуальными личностными качествами. Выявление таких особеннос-

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 01-2022

тей необходимо осуществлять в рамках подготовки к производству следственных действий с участием несовершеннолетних, для чего видится целесообразным привлечение к сбору характеризующих данных на несовершеннолетнего сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних, а также проведение следователем бесед с родителями и педагогами подростков.

В настоящее время многие следователи и дознаватели не имеют необходимой психологической литературы, не обладают знаниями о том, какая литература может оказать помощь в данной ситуации.

Представляется, что в рамках служебной подготовки лиц, производящих расследование уголовных дел, где тем или иным участником является несовершеннолетний, требуется изучать вопросы необходимости получения сведений о личности несовершеннолетнего, его психологических качествах, источники получения таких сведений; при этом целесообразно рассматривать соответствующие положительные и отрицательные примеры того, как учет либо не учет особенностей несовершеннолетнего участника уголовного процесса повлиял на результаты производства с ним следственных действий.

Кроме того, необходимо отходить от стереотипов, согласно которым показания несовершенно летних обычно неправдивы либо в силу умышленного лжесвидетельствования, либо в силу неспособности адекватно оценивать происходящее. Представляется, что именно достаточное изучение свойств личности несовершеннолетнего позволяет сделать правильный выбор тактики производства следственного действия с учетом этих свойств и особенностей, что дает возможность в большинстве случаев получить необходимые доказательства путем производства данных следственных действий.

Список источников

1. Айсханова Е. С. Социальные и психологические особенности личности несовершеннолетних // Молодой ученый. 2015. № 23 (103).

2. Аканова Г.К. Психологические особенности следствия по делам несовершеннолетних / / Социология. 2014. № 4.

3. Баширова С.Г. Психологические основы получения показаний от малолетних свидетелей и потерпевших на предварительном расследовании: некоторые замечания и рекомендации // Вестник ВУиТ. 2017. № 1.

4. Бузарова Е.А., Четыз Т.Н. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего

дошкольного и младшего школьного возраста / / Вестник Адыгейского гос. ун-та. Сер. 3: Педагогика и психология. 2007. № 3.

5. Гонина О.О. Психология дошкольного возраста: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М.: Юрайт, 2015.

6. Гусейнов А.Б. Особенности личности несовершеннолетних правонарушителей / / Теория и практика общественного развития. 2008. № 2.

7. Ковынева О.Г., Введенский В.Н. Психологические особенности детей дошкольного возраста // Universum: психология и образование. 2017. № 11 (41).

8. Матвеев С.В. Нравственные и психологические особенности несовершеннолетних как источников информации в уголовном судопроизводстве // Науч. тр. МГЮА, 2007. № 6.

9. Нестерова Ю.Н. Психологические особенности допроса несовершеннолетних // Научно-образовательный потенциал молодежи в решении актуальных проблем XXI века. 2014. № 2.

10. Приговор Кузьминского районного суда г. Москвы от 21.03.2018 по делу № 1-28/2018 // https://mos-gorsud.ru/rs/kuzminskij

11. Приговор Кузьминского районного суда г. Москвы от 15.10.2018 по делу № 1-61/2018 // https://mos-gorsud.ru/rs/kuzminskij

12. Психология детства: Учебник / Под ред. А.А. Реана. СПб.:Прайм-Еврознак, 2003.

13. Пумцева А.В. Психологические и тактические особенности допроса несовершеннолетних // Проблемы современной юриспруденции: Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. 2016.

14. Синигибский H.A., Гочияев М.К Учет возрастных и психологических особенностей несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве // Наука и образование на рубеже тысячелетий. Сб. науч.-исслед. работ. Кисловодск, 2010.

15. Шишкарев A.A., Глушкова О.В. Учет психологических особенностей личности несовершенно летнего обвиняемого в ходе проведения допроса // Актуальные проблемы юридических наук. 2015. № 1.

16. Щеткин Ю.Ю., Молочная Н.Л., Кривоно-гова Л.И. Социально-психологическая характеристика подростка-правонарушителя / / Вестник Таганрогского ин-та им. А.П. Чехова. 2009. № 2.

References

1. Ayshanova E.S. Social and psychological features of the personality of minors // Young scientist. 2015. № 23 (103).

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2022

2. Akanova G.K. Psychological features of juvenile investigation // Sociology. 2014. № 4.

3. Bashirova S.G. Psychological foundations of obtaining testimony from juvenile witnesses and victims at the preliminary investigation: some observations and recommendations / / Bulletin of the University of Medicine. 2017. № 1.

4. Buzarova E.A., ChetozT.N. Psychological and pedagogical characteristics of children of senior preschool and primary school age // Bulletin of the Adygea State University. Series 3: Pedagogy and Psychology. 2007. № 3.

5. Gonina O.O. Psychology of preschool age: Textbook and workshop for applied bachelor's degree. Moscow: Yurayt Publishing House, 2015.

6. Huseynov A.B. Personality features of juvenile offenders // Theory and practice of social development. 2008. № 2.

7. Kovyneva O. G, Vvedensky V.N. Psychological features of preschool children // Universum: psychology and education. 2017. № 11 (41).

8. Matveev S.V. Moral and psychological features of minors as sources of information in criminal proceedings // Scientific Works of the Moscow State Law Institute, 2007. № 6.

9. Nesterova Yu.N. Psychological features of interrogation of minors // Scientific and educational

potential of youth in solving urgent problems of the XXI century. 2014. № 2.

10. Verdict of the Kuzminsky District Court of Moscow dated March 21, 2018 in case № 1-28/2018 // https://mos-gorsud.ru/rs/kuzminskij

11. Verdict of the Kuzminsky District Court of Moscow dated October 15, 2018 in case № 1-61/2018 // https: //mos-gorsud.ru/rs/kuzminskij

12. Psychology of childhood: Textbook / Edited by A.A. Rean. SPb.: Prime-Euro Sign, 2003.

13. Pumtseva A.V. Psychological and tactical features of interrogation of minors // Problems of modern jurisprudence: Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference. 2016.

14. Sinigibsky I.A., Gochiyaev M.K. Taking into account the age and psychological characteristics of minors in criminal proceedings // Science and education at the turn of the millennium: Collection of research papers. Kislovodsk, 2010.

15. Shishkarev A.A, Glushkova O.V. Taking into account the psychological characteristics of the personality of a minor accused during interrogation // Actual problems of legal sciences. 2015. № 1.

16. Shchetkin Yu.Yu., Molochnaya N.L., Krivonogova L.I. Socio-psychological characteristics of a delinquent teenager // Bulletin of the Taganrog Institute named after A. P. Chekhov. 2009. № 2.

Информация об авторах

Лазаренко О.Н. — кандидат юридических наук, доцент Тимофеев А.И. — старший преподаватель

Information about the authors

Lazarenko O.N. — candidate of law, associate professor Timofeev A.I. — senior lecturer

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 06.10.2021; одобрена после рецензирования 08.11.2021; принята к публикации 14.11.2021.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article was submitted 06.10.2021; approved after reviewing 08.11.2021; accepted for publication 14.11.2021.

LAW & LEGISLATION • 01-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.