УДК 343.9
ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ TACTICAL FEATURES OF INTERROGATION OF MINORS.
Мищенко О.В.
Южно-Российский институт управления - филиал
Российской академии народного хозяйства и государственной службы
Mishencko O.V.
South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential
Academy of
National Economy and Public Administration
Аннотация: В статье автор рассматривает тактические особенности проведения допроса несовершеннолетних, индивидуальные особенности возрастных групп. Анализирует этапы подготовки допроса. Также автор рассматривает психологические основы допроса несовершеннолетних и делает выводы о том, что предопределяет эффективность допроса.
Ключевые слова: несовершеннолетний, этапы подготовки допроса, возрастные и индивидуальные особенности допрашиваемого лица, тактические приемы.
Annotation: In this article the author considers the tactical features of carrying out of interrogation of a minor, the individual characteristics of age groups. Analyzes the stages of interrogation. The author also examines the psychological basis of interrogation of a minor and makes conclusion about what determines the effectiveness of interrogation.
Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 3 - 4 (июль - декабрь) 2015
Key words: juvenile, stage of the interrogation, age and individual characteristics of the person being interrogated, tactics.
Допрос является самым распространенным и необходимым следственным действием, и от того, насколько полны, достоверны, точны сведения, полученные от свидетелей и потерпевших, будет зависеть возможность доказывания совершенного преступления. Эксперты, работающие с несовершеннолетними сталкиваются с необходимостью оценки того, насколько дети могут воспринимать и отражать ситуации, происходящие с ними или на их глазах. Данная проблема возникает в связи с существованием специфических особенностей различных возрастных групп, а также с недостаточной разработанностью в юридической психологии вопросов дачи показаний несовершеннолетних.
Данной проблеме посвящены исследования таких авторов, как Пащенко Е.А., Лысенко А.В. [6,7,8].
Несовершеннолетние — это лица, не достигшие 18-летнего возраста. В психологической литературе рассматривается шесть возрастных групп несовершеннолетних: 1) младенческий возраст (до 1 года); 2) раннее детство (от 1 до 3 лет); 3) дошкольный возраст (от 3 до 7 лет); 4) младший школьный возраст (от 7 до 11-12 лет); 5) подростковый возраст (от 11 до 14-15 лет); 6) старший школьный возраст (от 14 до 18 лет).
Подготовка и проведение допроса несовершеннолетних во многом обусловлены возрастными и индивидуальными особенностями допрашиваемого лица, кроме того необходимо принимать во внимание свойства культуры и общества, к которым он принадлежит, его пол и типологические свойства.
Типологические особенности психологии связаны в первую очередь с процессуальным положением лица, его правами и обязанностями, его взаимоотношениями с другими участниками следственных действий.
Например, несовершеннолетний, выступающий в качестве свидетеля, старается иногда, не имея личной заинтересованности, определить линию поведения следователя и «угодить» ему своими показаниями, которые в этом случае оказываются не всегда объективными.
Что касается потерпевшего несовершеннолетнего, то здесь объективность осложняется тем, что подростки склонны бессознательно или с умыслом преувеличить грозившую им опасность при совершении преступления. Знание психологических основ допроса такой категории лиц имеет большую практическую важность потому, что они в значительной степени позволяет добиваться управляемости процесса получения показаний, устранить факторы и условия, отрицательно влияющие на формирование полных и правдивых показаний, тем самым получить наибольшую информацию об известных такому лицу фактах и обстоятельствах.[1, с.82]
Для детей дошкольной возрастной группы характерна обостренная наблюдательность, их восприятию присуща детализация. При воспроизведении наблюдавшего события дети могут давать показания о фактах, которых не заметили взрослые.
В дошкольном и младшем школьном возрасте несовершеннолетним свойственна повышенная внушаемость и склонность к фантазированию.
Подросткам присуще неуравновешенность, импульсивность, быстрая смена настроений, негативизм. Эти качества могут быть причиной отказа от общения со следователем. Неблагоприятное ближайшее бытовое окружение и отсутствие достаточного жизненного опыта влияют на формирование искаженных представлений о таких нравственных понятиях, как дружба и товарищество, смелость, скромность. Следователь должен считаться с такой отличительной чертой как «чувство взрослости».[2, с.65]
Старшие школьники характеризуются достаточно высоким развитием психических процессов. Ранняя юность — это возраст формирования мировоззрения. В этот период определяются жизненные идеалы, осуществляется выбор профессиональной направленности. Психологии несовершеннолетних характерно явление конформизма. В психологической литературе конформность определяется как податливость человека реальному или воображаемому давлению группы. Яркое проявление конформности несовершеннолетних обнаруживается в процессе совершения ими групповых преступлений. В силу социально-психологических особенностей несовершеннолетних различных возрастных групп их поведение может приобретать виктимный характер, а сами несовершеннолетние могут становиться жертвами преступлений. Повышенной виктимностью довольно часто обладают
несовершеннолетние с асоциальными установлениями, предпочитающие бесцельное времяпрепровождение, нередко провоцирующие конфликтные отношения.
Восприятие детей, обусловленное неустойчивостью внимания, слабостью логического мышления, склонностью к фантазированию, отличается от взрослых: 1) поверхностностью; 2) фрагментарностью; 3) яркой эмоциональной окрашенностью.[3, с.96]
В этой связи, считаю целесообразным рассмотреть этапы подготовки допроса, так как качественно проведенная подготовка предопределяет эффективность допроса.
Первый элемент подготовки допроса - изучение материалов уголовного дела и определение предмета допроса несовершеннолетнего.
Второй элемент подготовки - изучение личности несовершеннолетнего, как целостной системы взаимосвязанных свойств, качеств, черт, признаков участника уголовно-процессуальных отношений, обладающего специальным правовым статусом и выполняющего правовые
социальные роли, выражающие при этом нравственно-психологическую характеристику и отношение к социальным ценностям.[4, с.134]
Третий элемент подготовки - определение времени, места, примерной продолжительности допроса. Допрос должен быть произведен как можно быстрее после события преступления. Актуален безотлагательный допрос, так как несовершеннолетние довольно легко поддаются внушению, в результате чего могут незаметно для себя подменить собственное восприятие высказываниями других лиц, с которыми они разговаривали до допроса.
Четвертым элементом подготовки является определение круга участников допроса и предварительная беседа следователя с ними. Так в ходе допроса могут присутствовать законные представители, педагог, психолог, защитник.
Задача специалиста обеспечить условия, в которых несовершеннолетний допрашиваемый будет давать полную и объективную информацию. Это достигается путем обеспечения соответствующего взаимодействия несовершеннолетнего допрашиваемого и следователя; обеспечения надлежащего коммуникативного процесса.[5, с.78]
Пятым элементом подготовки является составление плана допроса. Планирование, будучи организационной основой расследования имеет целью определение пути и содержания деятельности следователя на всех ее этапах, обеспечение ее полноты, объективности, всесторонности и эффективности.
Тщательная, всесторонняя и своевременная подготовка к допросу несовершеннолетнего - залог его успеха и получения оптимальных результатов, необходимое условие для создания атмосферы, благоприятствующей получению от допрашиваемого полных и правдивых показаний по уголовному делу.
Список литературы:
1. Пащенко Е.А. Ответственность несовершеннолетних в спектре уголовной политики // Проблемы уголовного и уголовно-процессуального права, №1, 2009г.- С. 82-84.
2. Пащенко Е.А. Криминогенность отставания в психическом развитии несовершеннолетних // Проблемы уголовного и уголовно-процессуального права, №2, 2009г.-С. 64-66
3. Пащенко Е.А. Выявление отставания в психическом развитии несовершеннолетних и критерии оценки // Проблемы уголовного и уголовно-процессуального права, №4, 2010г.-С. 95-97
4. Скичко О.Ю. Тактико-психологические основы допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на предварительном следствии. - Саратов, 2005.
5. Макаренко И.А. Криминалистическое учение о личности несовершеннолетнего обвиняемого. - Саратов, 2006.
6. Пащенко Е.А. Ответственность несовершеннолетних в спектре уголовной политики // Северо-Кавказский юридический вестник. 2009. № 1. С. 82-84
7. Пащенко Е.А. Криминогенность отставания в психическом развитии несовершеннолетних // Северо-Кавказский юридический вестник. 2009. № 2. С. 64-65
8. Лысенко А.В. О необходимости структурного реформирования системы предупреждения преступности несовершеннолетних // СевероКавказский юридический вестник. 2009. № 2. С. 70-73