Научная статья на тему 'Тактические особенности проведения допроса несовершеннолетних'

Тактические особенности проведения допроса несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2411
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / JUVENILE / ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ ДОПРОСА / STAGE OF THE INTERROGATION / ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДОПРАШИВАЕМОГО ЛИЦА / AGE AND INDIVIDUAL CHARACTERISTICS OF THE PERSON BEING INTERROGATED / ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / TACTICS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мищенко О.В.

В статье автор рассматривает тактические особенности проведения допроса несовершеннолетних, индивидуальные особенности возрастных групп. Анализирует этапы подготовки допроса. Также автор рассматривает психологические основы допроса несовершеннолетних и делает выводы о том, что предопределяет эффективность допроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мищенко О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TACTICAL FEATURES OF INTERROGATION OF MINORS

In this article the author considers the tactical features of carrying out of interrogation of a minor, the individual characteristics of age groups. Analyzes the stages of interrogation. The author also examines the psychological basis of interrogation of a minor and makes conclusion about what determines the effectiveness of interrogation.

Текст научной работы на тему «Тактические особенности проведения допроса несовершеннолетних»

УДК 343.9

ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ TACTICAL FEATURES OF INTERROGATION OF MINORS.

Мищенко О.В.

Южно-Российский институт управления - филиал

Российской академии народного хозяйства и государственной службы

Mishencko O.V.

South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential

Academy of

National Economy and Public Administration

Аннотация: В статье автор рассматривает тактические особенности проведения допроса несовершеннолетних, индивидуальные особенности возрастных групп. Анализирует этапы подготовки допроса. Также автор рассматривает психологические основы допроса несовершеннолетних и делает выводы о том, что предопределяет эффективность допроса.

Ключевые слова: несовершеннолетний, этапы подготовки допроса, возрастные и индивидуальные особенности допрашиваемого лица, тактические приемы.

Annotation: In this article the author considers the tactical features of carrying out of interrogation of a minor, the individual characteristics of age groups. Analyzes the stages of interrogation. The author also examines the psychological basis of interrogation of a minor and makes conclusion about what determines the effectiveness of interrogation.

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 3 - 4 (июль - декабрь) 2015

Key words: juvenile, stage of the interrogation, age and individual characteristics of the person being interrogated, tactics.

Допрос является самым распространенным и необходимым следственным действием, и от того, насколько полны, достоверны, точны сведения, полученные от свидетелей и потерпевших, будет зависеть возможность доказывания совершенного преступления. Эксперты, работающие с несовершеннолетними сталкиваются с необходимостью оценки того, насколько дети могут воспринимать и отражать ситуации, происходящие с ними или на их глазах. Данная проблема возникает в связи с существованием специфических особенностей различных возрастных групп, а также с недостаточной разработанностью в юридической психологии вопросов дачи показаний несовершеннолетних.

Данной проблеме посвящены исследования таких авторов, как Пащенко Е.А., Лысенко А.В. [6,7,8].

Несовершеннолетние — это лица, не достигшие 18-летнего возраста. В психологической литературе рассматривается шесть возрастных групп несовершеннолетних: 1) младенческий возраст (до 1 года); 2) раннее детство (от 1 до 3 лет); 3) дошкольный возраст (от 3 до 7 лет); 4) младший школьный возраст (от 7 до 11-12 лет); 5) подростковый возраст (от 11 до 14-15 лет); 6) старший школьный возраст (от 14 до 18 лет).

Подготовка и проведение допроса несовершеннолетних во многом обусловлены возрастными и индивидуальными особенностями допрашиваемого лица, кроме того необходимо принимать во внимание свойства культуры и общества, к которым он принадлежит, его пол и типологические свойства.

Типологические особенности психологии связаны в первую очередь с процессуальным положением лица, его правами и обязанностями, его взаимоотношениями с другими участниками следственных действий.

Например, несовершеннолетний, выступающий в качестве свидетеля, старается иногда, не имея личной заинтересованности, определить линию поведения следователя и «угодить» ему своими показаниями, которые в этом случае оказываются не всегда объективными.

Что касается потерпевшего несовершеннолетнего, то здесь объективность осложняется тем, что подростки склонны бессознательно или с умыслом преувеличить грозившую им опасность при совершении преступления. Знание психологических основ допроса такой категории лиц имеет большую практическую важность потому, что они в значительной степени позволяет добиваться управляемости процесса получения показаний, устранить факторы и условия, отрицательно влияющие на формирование полных и правдивых показаний, тем самым получить наибольшую информацию об известных такому лицу фактах и обстоятельствах.[1, с.82]

Для детей дошкольной возрастной группы характерна обостренная наблюдательность, их восприятию присуща детализация. При воспроизведении наблюдавшего события дети могут давать показания о фактах, которых не заметили взрослые.

В дошкольном и младшем школьном возрасте несовершеннолетним свойственна повышенная внушаемость и склонность к фантазированию.

Подросткам присуще неуравновешенность, импульсивность, быстрая смена настроений, негативизм. Эти качества могут быть причиной отказа от общения со следователем. Неблагоприятное ближайшее бытовое окружение и отсутствие достаточного жизненного опыта влияют на формирование искаженных представлений о таких нравственных понятиях, как дружба и товарищество, смелость, скромность. Следователь должен считаться с такой отличительной чертой как «чувство взрослости».[2, с.65]

Старшие школьники характеризуются достаточно высоким развитием психических процессов. Ранняя юность — это возраст формирования мировоззрения. В этот период определяются жизненные идеалы, осуществляется выбор профессиональной направленности. Психологии несовершеннолетних характерно явление конформизма. В психологической литературе конформность определяется как податливость человека реальному или воображаемому давлению группы. Яркое проявление конформности несовершеннолетних обнаруживается в процессе совершения ими групповых преступлений. В силу социально-психологических особенностей несовершеннолетних различных возрастных групп их поведение может приобретать виктимный характер, а сами несовершеннолетние могут становиться жертвами преступлений. Повышенной виктимностью довольно часто обладают

несовершеннолетние с асоциальными установлениями, предпочитающие бесцельное времяпрепровождение, нередко провоцирующие конфликтные отношения.

Восприятие детей, обусловленное неустойчивостью внимания, слабостью логического мышления, склонностью к фантазированию, отличается от взрослых: 1) поверхностностью; 2) фрагментарностью; 3) яркой эмоциональной окрашенностью.[3, с.96]

В этой связи, считаю целесообразным рассмотреть этапы подготовки допроса, так как качественно проведенная подготовка предопределяет эффективность допроса.

Первый элемент подготовки допроса - изучение материалов уголовного дела и определение предмета допроса несовершеннолетнего.

Второй элемент подготовки - изучение личности несовершеннолетнего, как целостной системы взаимосвязанных свойств, качеств, черт, признаков участника уголовно-процессуальных отношений, обладающего специальным правовым статусом и выполняющего правовые

социальные роли, выражающие при этом нравственно-психологическую характеристику и отношение к социальным ценностям.[4, с.134]

Третий элемент подготовки - определение времени, места, примерной продолжительности допроса. Допрос должен быть произведен как можно быстрее после события преступления. Актуален безотлагательный допрос, так как несовершеннолетние довольно легко поддаются внушению, в результате чего могут незаметно для себя подменить собственное восприятие высказываниями других лиц, с которыми они разговаривали до допроса.

Четвертым элементом подготовки является определение круга участников допроса и предварительная беседа следователя с ними. Так в ходе допроса могут присутствовать законные представители, педагог, психолог, защитник.

Задача специалиста обеспечить условия, в которых несовершеннолетний допрашиваемый будет давать полную и объективную информацию. Это достигается путем обеспечения соответствующего взаимодействия несовершеннолетнего допрашиваемого и следователя; обеспечения надлежащего коммуникативного процесса.[5, с.78]

Пятым элементом подготовки является составление плана допроса. Планирование, будучи организационной основой расследования имеет целью определение пути и содержания деятельности следователя на всех ее этапах, обеспечение ее полноты, объективности, всесторонности и эффективности.

Тщательная, всесторонняя и своевременная подготовка к допросу несовершеннолетнего - залог его успеха и получения оптимальных результатов, необходимое условие для создания атмосферы, благоприятствующей получению от допрашиваемого полных и правдивых показаний по уголовному делу.

Список литературы:

1. Пащенко Е.А. Ответственность несовершеннолетних в спектре уголовной политики // Проблемы уголовного и уголовно-процессуального права, №1, 2009г.- С. 82-84.

2. Пащенко Е.А. Криминогенность отставания в психическом развитии несовершеннолетних // Проблемы уголовного и уголовно-процессуального права, №2, 2009г.-С. 64-66

3. Пащенко Е.А. Выявление отставания в психическом развитии несовершеннолетних и критерии оценки // Проблемы уголовного и уголовно-процессуального права, №4, 2010г.-С. 95-97

4. Скичко О.Ю. Тактико-психологические основы допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на предварительном следствии. - Саратов, 2005.

5. Макаренко И.А. Криминалистическое учение о личности несовершеннолетнего обвиняемого. - Саратов, 2006.

6. Пащенко Е.А. Ответственность несовершеннолетних в спектре уголовной политики // Северо-Кавказский юридический вестник. 2009. № 1. С. 82-84

7. Пащенко Е.А. Криминогенность отставания в психическом развитии несовершеннолетних // Северо-Кавказский юридический вестник. 2009. № 2. С. 64-65

8. Лысенко А.В. О необходимости структурного реформирования системы предупреждения преступности несовершеннолетних // СевероКавказский юридический вестник. 2009. № 2. С. 70-73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.