Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
285
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / СТУДЕНЧЕСТВО / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Колюх О. А., Темиргалиева М. С.

В статье представлены результаты первой части исследования субъективной оценки качества жизни студентов. Выборку исследования составили студенты 1-4-х курсов очного отделения Павлодарского педагогического университета (N=200), которые были распределены на две группы: с высокой оценкой качества жизни и с низкой оценкой качества жизни. Критериями оценки качества жизни являлись: эмоциональное состояние, степень удовлетворенности к разным сферам своей жизни, состояние физического и психического здоровья, самооценка и личностные ресурсы, доступность потребительских благ. Было выявлено, что возраст, курс обучения, налаживание самостоятельной жизни, поиск работы не являются причинами, которые влияют на качество жизни. Семейное положение, связь с родными и близкими, физическое и психическое здоровье, материальное благополучие, субъективное ощущение поддержки со стороны окружающих оказались важными факторами высокой оценки качества жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Колюх О. А., Темиргалиева М. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF SUBJECTIVE ASSESSMENT OF THE QUALITY OF LIFE OF STUDENTS

In this scientific article, the authors present the results of the first part of the study, the idea of which was to study the subjective assessment of the quality of life of students. The study sample consisted of 1-4 year students of the full-time department of Pavlodar Pedagogical University (N = 200), who were divided into two groups - students who rated their quality of life as high, and students who rated their quality of life as low. The criteria for assessing the quality of life were: emotional state, degree of satisfaction with different areas of one's life, state of physical and mental health, self-esteem and personal resources, availability of consumer goods. It was found that age, course of study, the problem of finding a job and setting up an independent life are not factors that affect the quality of life. The prerequisites for the high quality of life of students were the presence of a family, close friends and relatives, physical and mental health, economic well-being, a subjective feeling of support from others.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ»

МРНТИ 15.41.31

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА

ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

О.А. Колюх,М.С. Темиргалиева Павлодарский государственный педагогический университет, г.Павлодар, Казахстан olg.kolyuh2011@mail.ru, molder1995@gmail.com

В статье представлены результаты первой части исследования субъективной оценки качества жизни студентов. Выборку исследования составили студенты 1-4-х курсов очного отделения Павлодарского педагогического университета (N=200), которые были распределены на две группы: с высокой оценкой качества жизни и с низкой оценкой качества жизни. Критериями оценки качества жизни являлись: эмоциональное состояние, степень удовлетворенности к разным сферам своей жизни, состояние физического и психического здоровья, самооценка и личностные ресурсы, доступность потребительских благ. Было выявлено, что возраст, курс обучения, налаживание самостоятельной жизни, поиск работы не являются причинами, которые влияют на качество жизни. Семейное положение, связь с родными и близкими, физическое и психическое здоровье, материальное благополучие, субъективное ощущение поддержки со стороны окружающих оказались важными факторами высокой оценки качества жизни.

Ключевые слова: качество жизни, субъективная оценка, психическое здоровье, студенчество, критерии оценки качества жизни.

Введение

Для нашего государства обеспечение необходимых условий для качественной и достойной жизни граждан является главной задачей. Такие аспекты, как благосостояние населения, накопление человеческого капитала и уровень человеческого развития отражают уровень жизни населения. Различные страны, проводя свою политику, реализуют реформы и осуществляют разного рода преобразования. Таким образом они пытаются повысить уровень качества жизни людей, обеспечивая социальную, экономическую и политическую стабильность в обществе.

В Послании Первого Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 5 октября 2018 года особое внимание обращается на то, что нашим главным приоритетом должен стать рост благосостояния казахстанцев, а именно: рост доходов населения, повышение качества жизни, создание комфортной среды проживания, то, что лежит в основе достижения высоких стандартов жизни общества [1]. Во время пандемии, которая задела качество жизни почти всех стран мира, президент РК Касым-Жомарт Токаев в своем послании от 1 сентября 2020 года отмечает, что сохранение социально-экономической стабильности и занятость населения является нашей главной задачей [2]. Политика, которая реализуется в настоящее время в Правительстве РК, имеет социальную направленность и нацелена на достижение качественных показателей жизни. Улучшение благосостояния граждан Казахстана остается приоритетным направлением государственных и правительственных программ развития. Реализация этих программ дает положительные результаты, обеспечивает социальную справедливость и социальную защиту населения.

Одна из важнейших ценностей нашего мира - это психологическое благополучие и удовлетворённость своей жизнью. Эта ценность является главным приоритетом не только для самого человека, но и для политики различных стран. Удовлетворенность собственной жизнью играет значительную роль в жизни человека, определяя его поведение и поступки. Переживания относительно качества своей жизни являются главным фактором общественных настроений, ожиданий, отношений в обществе.

Обзор определений качества жизни

Проблематика исследований психического здоровья человека актуальна и обсуждаема во многих сферах жизнедеятельности. Такие ученые, как А. Адлер, В. Франкл, К. Роджерс, Ф. Перлз, К.Г. Юнг А. Маслоу, З. Фрейд, Н. Сарториус, В. Райх, Р. Мэй, В.М. Бехтерев, И.В. Дубровина, Б.С. Братусь, Г.С.Никифоров, В.Н. Мясищев, С.С. Корсаков, А.В. Шувалов, А.М. Прихожан, В.С. Пахальян, О.С. Васильева и др. изучали проблему ментального здоровья.

По мнению Д.Н. Леонтьева, психическое здоровье определяется как «состояние динамического равновесия индивида с окружающей средой, когда все заложенные в его биологической и социальной сущности способности проявляются наиболее полно, а все жизненно важные подсистемы функционируют с оптимальной интенсивностью» [3; 56]. Отдельная категория интегрального здоровья - здоровье психическое. Оно подразумевается как способность индивида получать желаемое, быть самодостаточным, удовлетворенным достигнутым. При этом индивид легко и успешно адаптируется к переменам окружающего мира [4; 73].

Большинство исследований оценки качества жизни подвергаются сомнению и критике. Это происходит потому, что параметры качества жизни слишком противоречивы, разрозненны, обширны и трудно структурируются, поскольку не имеют единой основы для классификации. В междисциплинарных исследованиях эта проблема стоит особенно остро. Лонгитюдные исследования выявили тот факт, что взаимосвязи между составляющими качества жизни часто бывают нелинейными. По этой причине ученые не всегда могут объяснить причинно-следственные связи и устойчивые закономерности. Другими словами, они могут существовать на определенном этапе исследования, но качественно изменяться на следующем.

На данный момент существует большое количество идей и концепций качества жизни, но построить единую модель, которая удовлетворяет междисциплинарные запросы, возможным сейчас не представляется. Понятие «качество жизни» цельное, но противоречивое по своей сути, является главной методологической проблемой. По этой причине необходимо четко определять тот методологический контекст, в котором оно используется представителями разных направлений. Для психологии это должен быть субъективный аспект. От психологии требуется разработка и масштабная методологическая проработка сущностного наполнения понятия «субъективного благополучия» человека в обычных и стрессовых условиях жизни, а также подготовка методов изучения личностных особенностей, которые определяют влияние объективных факторов на состояние общего качества жизни.

Такие ученые, как Каплан, Хольмс и Райх, Перлин, Менахан, Либерман и Милан изучали негативное влияние стресса на качество жизни [5;79]. Под воздействием социально-жизненных событий возникновение стрессовых ситуаций исследовалось достаточно тщательно и продуктивно. Анализируя опыт зарубежных исследователей, можно сказать, что личность, которая имеет большое количество негативных эмоций и стрессов в повседневной жизни, более подвержена тревожности, депрессии - и имеет низкую оценку качества своей жизни.

Казахстанские ученые Ю.А. Россинский, В.Я. Семке, Н.В. Асланбекова в результате своих исследований пришли к выводу, что качество жизни достоверно ниже у лиц, имеющих аддиктивные расстройства, чем у лиц, их не имеющих [6; 180].

Дж. Гэлбрейт в своих трудах пишет о том, что понятие «качество жизни» стало объектом дискуссии, в которой выделились два основных направления. Характеристики экологического порядка, уровень преступности являются одним из направлений. Это направление рассматривает качество жизни как уровень социального развития социума. Наибольшей популярностью является определение понятия «качества жизни» как субъективной оценки личности уровня удовлетворённости своих желаний и потребностей. Это явление стало носить название «исполнения желаний» и/или «удовлетворённость своих необходимостей» [7; 51-52]. Понятие «качество жизни» применяется в психологии как общая, так и как глобальная оценка степени удобства в удовлетворении человеческих потребностей [8; 170].

Понятие «качества жизни» было одним из главных дискуссионных вопросов на рубеже 1960 - 1970-х г.г. Эти дискуссии рассматривали такие вопросы, как раскрытие масштаба оценок-индикаторов, которые способны на противоречие тождественности экономического роста и общественного развития. Работа под руководством Р. Бауэра «Социальные индикаторы» стала основополагающей коллективной монографией (Social Indicators, 1966). Эта монография задала

ориентир зарубежным авторам под названием «движение за социальные индикаторы», которое тесно связано с категорией качества жизни [9; 23]. У советских учёных того периода «качество жизни» используется весьма редко в отличие от «благосостояния народа», хотя в понимании практически равноценно «уровню жизни» [10;206]. Можно отметить, что понятия «качество жизни» и «уровень жизни» не синонимичны, хотя некоторые исследователи используют эти категории как идентичные.

Зарубежными исследователями (Ф. Конверс А., Кэмпбелл, С. Уитни, Ф. Роджерс, Г. Райтхоффер и др.) было разработано положение «ощущаемого качества жизни», которое представляет собой систему субъективных показателей. По этой концепции можно выделить три основные подхода к изучению «субъективного качества жизни». Первый подход изучает связи социально-экономических характеристик (пол, уровень образования, возраст, семейный статус и т.п.) и самооценок качества жизни людей. Второй подход ориентируется на расхождения в желаемом и реальном, а также степень удовлетворенности от жизни. Третий подход направлен на связь утверждений субъективного благосостояния с комплексом психологических и социальных проблем (например, состояние невроза и депрессии, социальная поддержка, социальные связи и т.п.) [11; 145].

В ООН понятие «качество жизни» стало активно применяться в контексте дискуссии по вопросам развития общества и борьбы с бедностью и неравенством [12; 22-40]. В итоге была создана система качества жизни, где важнейшее звено отводится личности и идее взращивания гуманистического общества. В отчете Комиссии по оценке экономических результатов и социального прогресса выделяется особая роль показателей благосостояния, таким как расход и доход, распределение дохода между отдельными группами людей, перемены в окружающей среде [13;16].

Различные объяснения термина «качество жизни» выявили предрасположенность большинства исследователей понимать под качеством жизни некую комплексную характеристику, интегральный показатель. Она всесторонне характеризует уровень развития удовлетворения всего сочетания потребностей и интересов человека. В нашей статье понятие «качества жизни» рассматривается в области психологии здоровья, в качестве психологической составляющей. Мы рассматриваем, каким образом студенты субъективно ощущают, воспринимают, оценивают качество своей жизни. Исходный тезис нашего исследования: качество жизни позволяет укреплять психическое здоровье личности.

Тема «оценка качества жизни» широко изучается за рубежом. Так, китайские исследователи Х. Ву, С. Хан, Дж. Жанг определяют «качество жизни» как многогранную концепцию, которая включает в себя социальное функционирование, а также состояние физического и психического здоровья [14; 280].

М.Хиль-Лакрус, А.И. Хиль-Лакрус и М.Л Грасиа-Перес показали, что чем выше уровень образования, тем лучше уровень субъективной оценки качества жизни. Наибольшее влияние образование оказало на измерение психического здоровья, но это влияние модулировалось полом и зоной проживания. Значение взаимодействия образования и зоны проживания было более значительным, чем только уровень образования [15; 187].

В результате исследования в университетах Даммама (Саудовская Аравия) было обнаружено, что оценка качества жизни у студенток зависит от уровня образования родителей, дохода семьи и проблемного использования Интернета [16; 20-28].

Наряду с другими факторами риска, хронические заболевания являются важным фактором, определяющим качество жизни человека. Некоторые здоровые привычки и модели поведения, такие как регулярный распорядок дня и упражнения в свободное время, улучшили качество жизни людей в городах Китая. Целенаправленная политика общественного здравоохранения, основанная на этих выводах, может улучшить качество жизни, связанное со здоровьем.

Удовлетворенность жизнью рассматривается сквозь призму эмоционально-оценочного отношения к жизни. Оно определяется отношением личности к себе, к социальному миру, к отдельным наиболее значимым для индивида лицам. Характер непосредственного эмоционального отношения к жизни, прежде всего, детерминирован интерперсональными факторами: отношением лица к значимым другим, отношением с их стороны, в целом удовлетворением потребностей социальной принадлежности, а также эмоциональным

отношением к себе. Оценочный компонент отношения к жизни связан с самооценкой, удовлетворением потребностей компетентности в целом. Говоря об удовлетворенности жизнью в контексте самоактуализации личности, следует сделать акцент на удовлетворении потребности в социальной оценке и признании, ведь она предшествует потребности самоактуализации [17; 560564].

Теорию качества жизни населения развивают в своих исследованиях такие ученые, как Н.М. Римашевская, С.А. Айвазян, А.И. Бестужев-Лада, В.Н. Бобков, В.М. Жеребин, Е.Ш. Гонтмахер, И.И. Елисеева, П.С. Мстиславский, Г.М. Зараковский, Б.И. Герасимов, В.В. Косо, В.В. Окрепилов, З.Т. Голенкова, Л.А. Беляева. По мнению Н.М. Римашевской, «в определенном смысле результирующим показателем по отношению к смыслу, вкладываемому в термины «уровень» и «образ жизни», оказывается понятие «качество жизни», которое имеет объективный характер» [18; 254]. Можно сделать вывод, что все эти понятия представляют некую систему, объединенную в конечном итоге в понятие «народное благосостояние». Следует учитывать, что понятия «качество жизни» и «благосостояние» не являются синонимами. Различие заключается в том, что механизмы создания благосостояния рассматриваются с трех позиций. Первая - это возможности и средства, создаваемые в производстве и предназначенные для удовлетворения личных потребностей; вторая -готовность к потребляемым благам отдельных слоев населения как следствие существующих в обществе условий и принципов распределения; третья - степень здоровья населения и жизнедеятельности людей [19; 120].

Л.С. Спанкулова и В.А. Канева в своих исследованиях отмечают, что на качество жизни казахстанцев оказывают влияние следующие факторы: возраст, семейное положение, доход, образование, наличие детей, собственное жилье, неудовлетворенность жизнью, здоровьем и материальным положением [20; 2130].

В результате исследований регионов Казахстана в 1994-2014 годы Г.Н. Нюсуповой, А.А. Токбергеновой, Ш.Г. Каировой, Д.А Тажиевой были выделены следующие типы регионов по уровню качества жизни населения:

1) лидеры роста и развития: город Нур-Султан, город Алматы, Западно-Казахстанская, Карагандинская, Атырауская области.

2) лидеры роста и аутсайдеры развития: Джамбульская область

3) лидеры развития, аутсайдеры: Актюбинская и Мангистауская области

4) аутсайдеры роста и развития: Кызылординская, Акмолинская, Павлодарская, ЮжноКазахстанская, Северо-Казахстанская, Костанайская, Алматинская, Восточно-казахстанская области [21].

Майкл Аргайл изучил результаты западноевропейских и американских ученых, в основе исследований которых - факторы счастья. Источниками, условиями и областями удовлетворенности жизнью являются факторы счастья. Иногда это могут быть характеристики самого человека - его личностные качества, которые возможно измерить, определить. Они могут демонстрировать статистически важную связь с удовлетворенностью качеством жизни. По мнению М. Аргайла, счастье характеризуется как состояние проживания удовлетворенности жизнью в общем и интенсивность пребывания в положительных эмоциях, а также рефлексия человеком своего прошлого и настоящего. Еще одна причина, которая влияет на удовлетворенность жизнью, - наличие собственной деятельности или по-другому работы. Следующая причина, влияющая на «качество жизни - это жизнедеятельность, хобби, интересы, досуг, свободное время. Присутствует простор для творчества, которая связна с внутренней мотивацией, поэтому «хобби и свободное время» имеет большую значимость, чем работа. Принятием радости от общения, укреплением чувства своего я, наличие возможности отдыха для разрядки. Главным фактором М.Аргайл выделял здоровье [22; 168].

В.Н.Бобков трактует «качество жизни как степень удовлетворения системы высокоразвитых потребностей и интересов людей, а также уровень развития. По его мнению, это краткое определение нисколько не противоречит многочисленным идеям концепциям, которые уже имеются в литературе. Свобода, счастье, возможности и равенство, способности - все перечисленное является желаниями, потребностями и интересами людей [23; 109]. Бобков определяет качество жизни как экономическую и социальную категорию, которая имеет следующие особенности:

1. Качество жизни - многогранное, многоаспектное понятие, которое несравненно более глубокое, чем «уровень жизни».

2. Качество жизни имеет две стороны: субъективную и объективную. Объективные элементы качества жизни: уровень жизни, уровень занятости, социальное обеспечение и гарантии, развитие сферы услуг. Субъективные элементы отражают эмоциональное отношение личности, степень удовлетворенности к разным сферам своей жизни: удовлетворенность работой, стабильности и комфорта, условиями жизни. Понятие качества жизни в узком смысле выражает только качественные характеристики (в противовес уровню жизни).

Методология исследования

Стратой, которая во многом определяет политическую, экономическую и социальную стабильность общества, является студенчество. Студенческий возраст является переходным, а учебная деятельность остается одной из главных в этом возрасте. Студенты приобретает учебно-профессиональные черты, которые ориентированы на предстоящую трудовую деятельность, а возраст благоприятен для формирования основополагающих ценностей личности. Важные изменения в сфере оценки собственного потенциала происходят по ходу изменений социальной ситуации развития, трансформируется уровень и критерии самооценки. У студентов от первого к третьему курсу изменяется ситуация развития, актуализируются сначала проблемы адаптации к новым условиям жизни, учебы, позже проблемы предстоящего трудоустройства и рефлексии собственных профессиональных возможностей и приобретаемого за время обучения багажа знаний и трудовых навыков. Важным аспектом актуальных социокультурных условий являются уровень материального благосостояния и социальный статус семьи.

Основная идея нашего исследования заключается в том, чтобы изучить субъективную оценку качества жизни студентов, проследить ее взаимосвязь с психическим здоровьем, выявить психологические особенности и закономерности. В данной статье представлены результаты первой части нашего исследования - изучение субъективной оценки качества жизни студентов.

Выборку исследования составили студенты 1-4 курсов очного отделения Павлодарского педагогического университета (N=200). Студентам была предложена анкета, по результатам которой авторы сформировали две группы студентов - студенты, оценившие свое качество жизни как высокое, и студенты, оценившие свое качество жизни как низкое. Критериями оценки качества жизни являлись следующие: эмоциональное состояние, степень удовлетворенности разыми сферами своей жизни, состояние физического и психического здоровья, самооценка и личностные ресурсы, доступность потребительских благ. Таким образом, было сформировано две группы по 100 человек.

В результате нами было выявлено, что возраст, курс обучения, проблема поиска работы и обустройства самостоятельной жизни не выступают факторами, влияющими на качество жизни. Предпосылками высокого качества жизни студентов оказались наличие семьи, близких друзей и родственников, физического и психического здоровья, экономическое благополучие, субъективное ощущение поддержки со стороны окружающих.

Нами применялись следующие психологические инструменты: «Самооценка эмоциональных состояний» А. Уэссман и Д. Рикс, «Морфологический тест жизненных ценностей» (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина), опросник А.А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи», методика «Уровень субъективного контроля».

Анализ самооценки эмоциональных состояний показал высокий уровень хорошего настроения, жизнерадостности (82% и 79%), энергичности (74% и 68%), уверенности в себе (60% и 54%) в обеих группах студентов с незначительной разницей, низкий уровень тревожности (6% и 13%). Это говорит о том, что данные факторы не будут влиять на субъективную оценку и качество жизни студентов, как бы они его ни оценивали: как высокое или как низкое.

Анализ жизненных ценностей показал картину мотивационно-ценностной структуры личности студентов. Результаты для двух групп студентов существенно отличаются (см. таблицу 1).

Таблица 1 - Жизненные ценности студентов, %

Жизненные ценности Студенты, оценившие свое Студенты, оценившие свое

качество жизни как высокое качество жизни как низкое

Развитие себя 73 63

Духовное удовлетворение 64 61

Креативность 76 50

Активные социальные контакты 69 55

Собственный престиж 72 58

Высокое материальное положение 59 70

Достижение 58 53

Сохранение собственной 63 59

индивидуальности

Источник: Составлено авторами

Как видно из таблицы 1, для студентов, оценивших своё качество жизни как высокое, наиболее актуальны такие жизненные ценности, как:

- креативность (76%): стремление к реализации своих творческих возможностей, внесению различных изменений во все сферы своей жизни;

- развитие себя (73%): стремление получать объективную информацию об особенностях его характера, стремление к самосовершенствованию, серьезное отношение к своим обязанностям, компетентность в делах, снисходительность к недостаткам окружающих;

- собственный престиж (72%): стремление человека к признанию, уважению, одобрению со стороны других, как правило, наиболее значимых лиц, к чьему мнению он прислушивается в наибольшей степени и на чье мнение он ориентируется, в первую очередь, в своих суждениях, поступках и взглядах

- активные социальные контакты (69%): стремление к установлению благоприятных взаимоотношений с окружающими.

Для студентов, оценивших своё качество жизни как низкое, наиболее актуальны такие жизненные ценности, как:

- высокое материальное положение (70%). Стремление человека к возможно более высокому уровню своего материального благосостояния, убежденность в том, что материальный достаток является главным условием жизненного благополучия, высокий уровень материального благосостояния для таких студентов часто оказывается основанием для развития чувства собственной значимости и повышенной самооценки;

- развитие себя (63%): ставят порог своим возможностям, обидчивы при вынесении им негативной оценки;

- духовное удовлетворение (61%): ищут конкретную выгоду от взаимных отношений, результатов деятельности.

Относительно шкал жизненных сфер значительных различий не обнаружено, но определены наиболее важные: сфера профессиональной жизни (93% и 89%) и сфера семейной жизни (88% и 86%).

Полученные данные говорят о том, что при формировании субъективной оценки качества жизни студентов важную роль играют вышеназванные критерии, и они же будут влиять на степень удовлетворенности к разным сферам своей жизни, а соответственно на повышение личностных ресурсов.

По полученным результатам нам необходимо было изучить ведущие мотивы: мотив достижения успеха или избегания неудачи. Анализ данных показал значительные различия в двух группах студентов (см. таблицу 2).

Таблица 2 - Ведущие мотивы студентов, %

Ведущий мотив Студенты, оценившие свое качество жизни как высокое Студенты, оценившие свое качество жизни как низкое

Мотив достижения успеха 85 22

Мотив избегания неудачи 15 78

Источник: Составлено авторами.

Как видно из таблицы 2, для студентов, оценивших своё качество жизни как высокое, более выражена мотивация на успех (надежда на успех) - 85%. Для студентов, оценивших своё качество жизни как низкое, более выражена мотивация на неудачу (боязнь неудачи) - 78%. При мотивации на успех студенты, начиная дело, думают о способах достижения успеха. В основе активности лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие студенты обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели и целеустремленность. При мотивации на неудачу активность студентов связана с потребностью избежать наказания, неудачи. В основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, студенты уже заранее боятся возможной неудачи, думают о путях избегания этой гипотетической неудачи.

Анализ уровня субъективного контроля показал следующее. Уровень субъективного контроля студентов второй группы - низкий (72%) в сторону экстернального типа контроля, т.е. можно считать, что эти студенты в деятельности склонны полагаться больше на удачу, чем задействовать собственные ресурсы для достижения результата. В то время как у студентов первой группы - высокий (84%), т.е. можно предположить, что все решения этих студентов основываются на их собственных силах и ресурсах. Такие личности не склонны полагаться на удачу, а предпочитают держать контроль над ситуацией в своих руках.

Полученные данные говорят о том, что ведущие мотивы могут влиять на формирование субъективной оценки качества жизни студентов, на степень удовлетворенности к разным сферам своей жизни, на повышение личностных ресурсов, психическое здоровье. И самый важный момент в этом аспекте - это повышение личностных ресурсов с целью изменения ведущего мотива.

Таким образом, можем предположить, что субъективную оценку качества жизни студентов 1-4 курсов составляют: эмоциональное состояние, степень удовлетворенности к разным сферам своей жизни, состояние физического и психического здоровья, самооценка и личностные ресурсы, доступность потребительских благ. Это может выражаться в оптимистичном настроении, энергичности, уверенности в себе и своих силах, в мотивации достижения успеха, в некоторых жизненных ценностях, благодаря которым студенты могут стремиться к самореализации, реализации своих возможностей и способностей, к умению адекватно относиться к критике в свой адрес, к установлению эффективных межличностных контактов. На фоне убежденности, что материальный достаток является главным условием жизненного благополучия, обидчивость, поиск выгоды от взаимных отношений негативно влияют на субъективную оценку качества жизни студентов.

Заключение

Исследуя качество жизни, мы пришли к выводу, что в характеристике субъективных показателей качества жизни человека выявляется особая значимость для психического здоровья. Из полученных данных мы видим, что удовлетворенность жизнью - это интегральный показатель, который объединяет несколько компонентов.

Высокая субъективная оценка качества жизни зависит от многих обстоятельств, в том числе и от окружающей среды, в которой непосредственно находится человек (в нашем случае -студент), от социально-экономических условий, места проживания. Удовлетворенность либо неудовлетворенность жизнью будет определять многие поступки человека и вид его деятельности. Качество жизни личности является индивидуальным и субъективным понятием, которое объединяет в своей сути важнейшие сферы жизни человека, удовлетворение которых свидетельствует о положительном качестве жизни, а негативное восприятие - о негативном качестве жизни [1].

Следовательно, переживание удовлетворенности жизнью зависит от удовлетворения потребностей, уровня притязаний, требований к себе и ожиданий от жизни, а также от возможностей реализации своих стремлений. Личность должна балансировать между удовлетворением собственных потребностей и потребностей общества, поддерживать равновесие между внутренними механизмами функционирования и условиями среды, социально-

психологического пространства. Такое внутреннее равновесие личности Р.М. Шамионов определял как субъективное благополучие [24; 1762].

В заключение необходимо признать, что в условиях постоянно растущей психологической, социальной, экономической нестабильности, связанной с напряженной социально-политической ситуацией в мире, изучение проблематики субъективной оценки качества жизни студентов становится еще более актуальным.

Список литературы

1. Назарбаев Н.А. (2018) Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни. Послание Первого Президента РК народу Казахстана//Первый Президент Республики Казахстан. Официальный сайт. - 2018, 5 окт. -URL:https://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana-5-oktyabrya-2018-g (дата обращения: 07.10.2020).

2. Токаев К.-Ж.К. (2020) Казахстан в новой реальности: время действий. Послание Президента РК народу Казахстана// Президент Республики Казахстан. Официальный сайт. - 2020, 1 сентября. URL:https://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-1-sentyabrya-2020-g (дата обращения: 07.10.2020).

3. Леонтьев Д.А. (2003) Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М: Смысл. - 487 с.

4. Катков А.Л. (2002) Комплексное исследование состояния, уровня и основных тенденций в формировании психического здоровья населения Республики Казахстан // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. № 4 (26). С. 73-80

5. Экономическая психология: актуальные теоретические прикладные проблемы: Материалы пятой международной научнопрактической конференции г. Иркутск, 22-23 июня 2004 г./ Под общ. ред.проф. Карнышева А.Д. Иркутск: Изд-во БГУ ЭП, 2004. - 246 с.

6. Россинский Ю.А., Семке В.Я., Асланбекова Н.В. (2008) Качество жизни и психическое здоровье врачей стационарного профиля. Павлодар. - 319 с.

7. Яппарова Р.Р. (2012) Качество жизни: генезис понятия и современных подходов // Экономика и управление: научно-практический журнал. №6. С. 51-52.

8. Сорокин В.М. (2003) Специальная психология: уч. пособие / Под научн. ред. Л.М. Шипицыной. СПб: «Речь».- 216 с.

9. Бестужев-Лада И. В. (1978) О «качестве жизни» //США и Канада: экономика, политика, культура. № 1. С. 23-35.

10. Петропавлова Г.П. (2011) Содержание категории «качество жизни» в науке и использование в практике управления территорией // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия:экономика и экономический менеджмент. № 1. С. 206-225

11.Гаврилова Т.В. (2005) Территориальная дифференциация качества жизни населения Ставропольского края: дис. на соискание ученой степени геогр. наук. Ставрополь. - 145 с.

12.Римашевская Н.М. (2010) Человеческий потенциал России и проблемы «сбережения населения // Российский экономический журнал. С.22-40

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13.Доклад комиссии по оценке экономических результатов и социального прогресса (2010) Вопросы статистики. № 11. С. 12-21.

14.Wu H., Han S., Zhang G. (2020) Health-related quality of life and determinants in North-China urban community residents. Health and Quality of Life Outcomes 18, 280. https://doi.org/10.1186/s12955-020-01522-w

15.Gil-Lacruz M., Gil-Lacruz A.I. & Gracia-Pérez M.L. (2020) Health-related quality of life in young people: the importance of education. Health and Quality of Life Outcomes 18, 187. https://doi.org/10.1186/s12955-020-01446-5

16.Barayan S.S., Al Dabal B.K., Abdelwahab M.M., Shafey M.M., Al Omar R.S. (2018) Health-related quality of life among female university students in Dammam district: is internet use related? J Fam Community Med.25 (1): 20-8.

17.Сулейманов Р.Ф., Разумнова О.А. (2017) Удовлетворенность жизнью лиц разных возрастных групп как условие устойчивого развития общества. В: Устойчивое развитие регионов: опыт, проблемы, перспективы. С. 560-5

18.Римашевская Н.М., Оникова Л.А. (1991) Народное благосостояние: тенденции и перспективы. М.: Наука. - 254 c.

19.Женщина, мужчина, семья в России: последняя треть XX века (2001)под ред. проф. Н. М. Римашевской. М.: ИСЭПН, 2001. - 320 с.

20.Спанкулова Л.С., Канева М.А. (2018) Социально-экономический статус и качество жизни, связанные со здоровьем населения промышленного региона (на примере Карагандинской области Республики Казахстан) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. Том 14. № 11. С. 21302148.

21.Нюсупова Г.Н., Токбергенова А.А., Каирова Ш.Г.,Тажиева Д.А. (2015) Оценка уровня качества жизни населения Республики Казахстан на основе методики двумерного статико-динамического анализа // Вестник КазНУ. Серия географическая. № 2(41), С. 438-445Аргайл М. (2003) Психология счастья. Санкт-Петербург: Питер. - 271 с.

22.Рубанова Е.Ю. (2014) Теоретические аспекты качества жизни в контексте психологии здоровья //Ученые заметки ТОГУ. Том 5. № 3. С. 108 - 115. Хабаровск.

23.Шамионов Р.М. (2018) Субъективное благополучие в контексте развития субъекта // Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности. С. 1757-1763.

Студенттердщ eMip сапасын субъективт баFалаудьщ психологиялык ерекшелiктерi

О.А. Колюх, М.С. Темиргалиева Павлодар педагогикалъщ университет^ Павлодар, Казахстан olg.kolyuh2011@mail.ru, molder1995@gmail.com

Б^л гылыми макалада авторлар зерттеудщ бiрiншi бeлiмi нэтижелерш ^сынады, оньщ идеясы студенттердщ eмiр сапасын субъективп багалауды зерттеу болды. Зерттеу Yлгiсi Павлодар педагогикалык университетiнiн кYндiзгi бeлiмiнде окитын 1-4- курс студенттерiнен к¥ралды (N = 200), олар - eмiр сапасын жогары деп багалайтын студенттер жэне олардын eмiрiн темен деп багалаган студенттер екi топка бeлiндi. 9мiр CYPУ сапасын багалау критерийлерi мыналар болды: эмоционалды жагдай, адамнын eмiрiнiн эртYрлi салаларына канагаттану дэрежеа, физикалык жэне психикалык денсаулык жагдайы, eзiн-eзi багалау жэне жеке ресурстар, тугыну тауарларынын кол жетiмдiлiгi. Жас, оку курсы, ж^мыс табу жэне тэуелаз eмiрдi орнату проблемалары eмiр сапасына эсер ететiн факторлар емес екендш аныкталды. Студенттер eмiрiнiн жогары денгешнщ алгышарттары отбасы, жакын достары мен туыстарынын болуы, физикалык жэне психикалык денсаулыгы, экономикалык эл-аукаты, баскалардын субъективтi колдау сезiмi болды.

Т}йт свздер: eмiр сапасы, субъективтi багалау, психикалык денсаулык, студенттер, eмiр сапасын багалау критерийлерг

Psychological features of subjective assessment of the quality of life of students

О.А. Kolyukh, M.S. Temirgaliyeva Pavlodar State Pedagogical University, Pavlodar, Kazakhstan olg.kolyuh2011@mail.ru, molder1995@gmail.com

In this scientific article, the authors present the results of the first part of the study, the idea of which was to study the subjective assessment of the quality of life of students. The study sample consisted of 1-4 year students of the full-time department of Pavlodar Pedagogical University (N = 200), who were divided into two groups - students who rated their quality of life as high, and students who rated their quality of life as low. The criteria for assessing the quality of life were: emotional state, degree of satisfaction with different areas of one's life, state of physical and mental health, self-esteem and personal resources, availability of consumer goods. It was found that age, course of study, the problem of finding a job and setting up an independent life are not factors that affect the quality of life. The prerequisites for the high quality of life of students were the presence of a family, close friends and relatives, physical and mental health, economic well-being, a subjective feeling of support from others.

Keywords: quality of life, subjective assessment, mental health, students, criteria for assessing the quality

of life.

Поступила в редакцию 26.10.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.