Статьи
УДК 614.2:378.172
ХАРАКТЕРИСТИКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА
И. Ю. Маргошина, И. М. Никольская ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова»
Минздрава России, Санкт-Петербург, Россия
QUALITY OF LIFE AND EDUCATIONAL PROCESS CHARACTERISTICS OF MEDICAL FACULTY UNDERCLASSMEN
I. Yu. Margoshina, I. M. Nikolskaya North-Western State Medical University named after I. I. Mechnikov, St. Petersburg, Russia
© И. Ю. Маргошина, И. М. Никольская, 2014 г.
В статье представлены результаты пилотного исследования качества жизни и учебной деятельности студентов младших курсов лечебного факультета вуза. Выявлены обобщенные характеристики качества жизни: положительная субъективная оценка состояния физического и психического здоровья; высокая удовлетворенность жизнью в целом, взаимоотношениями в семье, с друзьями; высокая субъективная оценка социального благополучия, отражающая возможности получить доступное и качественное образование. Определены обобщенные характеристики учебной деятельности: высокий уровень адаптации и мотивации обучения в вузе, доминирующие мотивы, ценностные характеристики процесса получения знаний, неудовлетворенность технической и методической оснащенностью вуза. Установлена связь удовлетворенности жизнью с оценкой состояния здоровья и уровнем мотивации учебной деятельности.
Ключевые слова: качество жизни, здоровье, психологическое и социальное благополучие, учебная деятельность, мотивация.
The pilot research's results of quality of life and educational process of medical faculty underclassmen are presented. Such general indicators of quality of life as positive subjective assessment of physical and mental health, high satisfaction of life, family and friendly relations, general high satisfaction of social well-being, including the opportunity to receive high-quality education are found out. A high level of adaptation and motivation to learn, predominant motives, valuables of education process, dissatisfaction of technical and methodological equipment of the University are defined. The communication between life satisfaction, assessment of health status and level of motivation of educational activity is established.
Keywords: quality of life, health, psychological and social well-being, educational process, motivation.
Введение. Качество жизни (КЖ) — интегральная характеристика физического, психического и социального функционирования человека. Изучение КЖ исторически проводится двумя способами: измерение объективных условий жизни и измерение субъективных оценок жизни. В настоящее время ведущая роль в формировании удовлетворенностью жизнью и социальными отношениями отводится субъективным компонентам КЖ [1], в том числе удовлетворенности качеством обучения и организацией учебной среды [2].
В исследованиях студентов медицинских вузов отмечено снижение индекса их КЖ в связи с высокой умственной и эмоциональной нагрузкой, вынужденными частыми нарушениями режима труда, отдыха и питания, кризисом нравственных ценностей, неуверенностью в будущем, сменой места жительства в результате учебы [3, 4]. Установлено, что оценка КЖ отражает адап-
тационный потенциал студентов медицинского вуза [1, 5]. Показано, что мотивация обучения в вузе связана не только с характером физического и психического здоровья студентов, но также с такими структурными элементами образовательной среды, как личность преподавателя, удовлетворенность объемом профессиональных дисциплин и организацией учебных занятий, возможность иметь полноценный активный отдых [6]. Определена значимость социальных факторов, в том числе специальной организации образовательной среды, в повышении мотивации студентов [7].
Все вышеизложенное показывает актуальность исследования КЖ и учебной деятельности у студентов медицинских вузов в контексте оптимизации образовательного процесса. Исходя из этого в феврале 2014 г. по заказу ректората и Учебного управления Северо-Западного государственного университета им. И. И. Мечникова
Articles
было проведено анкетирование студентов всех курсов и факультетов вуза с целью изучения показателей КЖ и мотивации к обучению.
Цель исследования — определить общие характеристики качества жизни и учебной деятельности у студентов младших курсов лечебного факультета; выявить влияние удовлетворенности жизнью на оценки здоровья и мотивации учебной деятельности.
Материалы и методы. Всего было обследовано 466 студентов 1-го (п = 319) и 2-го (п = 274) курсов бюджетного отделения лечебного факультета СЗГМУ им И. И. Мечникова. В изучаемой совокупности обследованных преобладали девушки (66%). Возраст студентов распределился следующим образом: 16-17 лет — 8%, 18-20 лет — 67, 21-24 года — 17, 25-36 лет — 8%.
Использовалась авторская анкета «Качество жизни и мотивация учебной деятельности у студентов» (Никольская И. М., Добряков И. В., Мар-гошина И. Ю., Кокоренко В. Л., 2014). Анкета смешанного типа содержит 40 вопросов-утверждений, разделенных на шесть блоков:
1. Социально-демографическая характеристика: дата и время заполнения, факультет, курс, форма обучения, пол, возраст, семейное положение, место жительства, жилищно-бытовые условия, профессиональная занятость, наличие в семье медицинских работников.
2. Субъективная оценка физического и психического здоровья: состояние здоровья в целом, фон настроения, выраженность жалоб на функционирование отдельных систем организма и психоэмоциональное состояние.
3. Субъективная оценка психологического благополучия как степень удовлетворенности различными сторонами жизни: семьей, друзьями, противоположным полом, работой, учебой, окружающей средой, материальной, духовной и культурной сторонами жизни, собой.
4. Субъективная оценка социального благополучия как степень удовлетворенности социальным статусом, который можно реализовать в различных сферах взаимодействия личности с социумом: образовании, межличностных отношениях, трудоустройстве, материальном достатке и условиях быта, сфере досуга, культурного развития и др.
5. Оценка мотивов профессионального выбора, учебной деятельности и условий образовательной среды. Мотивы — это все факторы, обусловливающие учебную активность и профессиональное развитие студентов на момент поступления в вуз и на текущем этапе обучения. Характеристика учебной деятельности включает оценки: тайм-менеджмента организации обучения, преподавательской деятельности и преподавания отдельных дисциплин, форм обучения; уровня информированности о традициях вуза, трудностей текуще-
го обучения и будущего профессионального развития. Образовательная среда — это совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности студента.
6. Оценка необходимости создания специальной службы для поддержки студентов и предложения студентов о реорганизации учебной деятельности.
Анкета включает вопросы «закрытого» типа в виде дихотомических шкал, вопросов с ограниченным числом альтернатив, а также вопросов с вариантами ответов в виде семантического дифференциала. Показатели самооценок физического и психического здоровья, психологического и социального благополучия оцениваются по 10-балльным шкалам и сгруппированы по трем уровням состояния признака: низкий (0-3 балла), средний (4-7) и высокий (8-10).
При статистической обработке данных использовались: выборочный метод оценки доверительности доли признака в генеральной совокупности (для доверительной вероятности 95% z-зна-чение = 1,96); сравнение выборочных долей путем сопоставления доверительных интервалов; одно-факторный дисперсионный анализ (ANOVA).
Результаты и их обсуждение. Анализ социально-демографических характеристик выявил, что большинство студентов, участвовавших в исследовании: не состоят в браке (93,3% ± 6,7%), заняты только учебой (89,3% ± 3%), не имеют в своей семье врачей (62,4% ± 2,7%).
Большая часть студентов высоко оценивает состояние своего здоровья (60,4%, 95% ДИ = 56,0%-64,8%). Анализ физических и психических жалоб не обнаруживает преобладания признаков высокой степени их выраженности. Большая доля жалоб на физическое самочувствие находится на низком уровне, среди них жалобы на «сердце» (88,9%, 95% ДИ = 86,1-91,7%) и «частые простуды» (84,8%, 95% ДИ = 81,2-87,6%) имеют статистически значимо большие доли. Жалобы на головные боли (55,2%, 95% ДИ=50,7%-59,4%) статистически более значимо выражены в диапазоне среднего уровня.
Среди жалоб на психическое самочувствие значимо выражены жалобы на раздражительность (61,9%, 95% ДИ = 57,7-66,3%). Их доминирующая доля находится в диапазоне среднего уровня.
Для большей части студентов характерны высокая удовлетворенность своей жизнью (63,7%, 95% ДИ = 59,3-68,1%), семейными (67,0%, 95% ДИ = 62,7-71,3%) и дружескими (64,2%, 95% ДИ = 59,9-68,5%) взаимоотношениями. Между выраженностью долей данных показателей значимые различия отсутствуют.
Меньше всего студенты удовлетворены безопасностью окружающей среды. Статистически значимая доля выраженности данного показателя относится к низкому уровню (52,9%, 95% ДИ = 48,4-57,4%), показывая, что половину опрошен-
Статьи
ных студентов безопасность окружающей среды не удовлетворяет.
При изучении социального благополучия выявлено, что выше всего студенты оценивают возможности получить доступное и качественное образование (71,2%, 95% ДИ = 67,1-75,3%) и трудоустройство (63,4%, 95% ДИ = 59,1-67,7%), ниже всего — возможности иметь собственное жилье (64,4%, 95% ДИ = 60,1-68,7%) и хорошую заработную плату (64,4%, 95% ДИ = 60,1-68,7%).
Оценки адаптированности в вузе (61,8%, 95% ДИ = 57,4-66,2%) и мотивации учебной деятельности (60,7%, 95% ДИ = 56,3-65,1%) статистически значимо доминируют в диапазоне их высоких значений. Ведущие учебные мотивы отражают потребности: приобрести врачебную специальность (83,7%, 95% ДИ = 80,4-87,0%), добиться успеха в будущей профессиональной деятельности (81,7%, 95% ДИ = 78,2-85,2%), получить диплом о высшем образовании (75,3%, 95% ДИ = 71,4-79,2%) и престижную работу в будущем (78,8%, 95% ДИ = 75,1-82,5%).
Все ценностные характеристики учебной деятельности статистически значимо выражены в диапазоне оценок высокого уровня и превышают долевой показатель больше 60%. Наиболее значимы для студентов ценности приобретения глубоких и прочных знаний (91,2%, 95% ДИ = 88,6-93,8%), быть успешным профессионалом в будущем (86,6%, 95% ДИ = 83,6-89,6 %), успешно учиться на последующих курсах (86,2%, 95% ДИ = 83,1-89,3%), стараться не «запускать» предметы учебного цикла (84,7%, 95% ДИ = 81,7-87,7%), получать интеллектуальное удовлетворение (79,1%, 95% ДИ = 75,4-82,8%), общаться в рамках учебного процесса с профессионалами высокого уровня (76,6%, 95% ДИ = 72,8-80,4%).
Для студентов не характерна высокая степень удовлетворенности условиями обучения в вузе. Большинство из них демонстрируют среднюю степень удовлетворенности рейтингом своего вуза среди других медицинских вузов (64,6%, 95% ДИ = 60,3-68,9%). Наибольшую неудовлетворенность вызывают техническая и методическая оснащенность вуза в целом (76,6%, 95% ДИ = 72,8-80,4%), организация питания (68,6%, 95% ДИ = 64,4-72,8%) и зоны отдыха (67,7%, 95% ДИ = 63,5-71,9%).
Студенты положительно относятся ко всем формам учебных занятий, отдавая предпочтение лекциям (71,0%, 95% ДИ = 64,4-72,8%), затем лабораторным занятиям (60,0%, 95% ДИ = 55,6-64,4%) и семинарам (58,9%, 95% ДИ = 54,4-63,3%).
На учебных занятиях для большинства студентов важны возможность творчески проявить себя (89,5%, 95% ДИ = 86,7-92,3%) и эмоциональная форма изложения учебного материала преподавателем (62,6%, 95% ДИ = 58,3-66,94%).
Доминирующие трудности в обучении большинство студентов связывают с плохой школь-
ной подготовкой (78,9%, 95% ДИ = 75,2-82,6%) и негативным отношением к дисциплинам социально-гуманитарного профиля (философия, история, экономика), которые, по их мнению, являются лишними (68,9%, 95% ДИ = 64,7-73,1%).
Характеризуя своих преподавателей, студенты высоко оценивают их умение образно излагать свои мысли (72,3%, 95% ДИ = 67,7-76,9%) и пользоваться выразительными (невербальными) средствами изложения учебного материала (56,6%, 95% ДИ = 52,1-61,1%). Среди отрицательных оценок более всего выражен такой спектр характеристик преподавателей, как высокомерие, грубость, недоброжелательность (73,4%, 95% ДИ = 69,4-77,4%).
Среди предложений студентов по изменению учебной среды доминируют пожелания изменить материальную базу (72,2%, 95% ДИ = 68,276,4%), процесс обучения (68,1%, 95% ДИ = 63,972,3%) и режим занятий (63,5%, 95% ДИ = 59,167,9%).
Оценка зависимости общей оценки состояния здоровья и уровня мотивации учебной деятельности от общей оценки удовлетворенности жизнью определялась с помощью однофакторного дисперсионного анализа. Установлено влияние общей удовлетворенностью жизнью на оценку состояния здоровья ^ = 6,9 при р = 0,001) и на уровень мотивации к учебной деятельности ^ = 6,9 при р = 0,001). Чем выше степень удовлетворенности жизнью, тем выше общая оценка здоровья и выше мотивация учебной деятельности у студентов.
Заключение. Проведенное исследование позволяет дать общую характеристику показателей КЖ и учебной деятельности студентов 1-го и 2-го курсов бюджетного отделения лечебного факультета СЗГМУ им. И. И. Мечникова, среди которых большинство составляют лица молодого возраста, женского пола, не состоящие в браке, занятые только учебой и не имеющие в родительской семье врачей.
Обобщенные характеристики КЖ:
— положительная субъективная оценка состояния физического и психического здоровья, доминирование в структуре физических — жалоб на головные боли, в структуре психических — жалоб на раздражительность;
— высокая удовлетворенность жизнью в целом, взаимоотношениями в семье, с друзьями;
— неудовлетворенность безопасностью окружающей среды;
— высокая субъективная оценка социального благополучия, отражающая возможности получить доступное и качественное образование и трудоустройства;
— низкие оценки возможностей иметь собственное жилье и получать достойную заработную плату.
Articles
Обобщенные характеристики учебной деятельности:
— высокий уровень адаптации и мотивации обучения в вузе при доминировании мотивов получения врачебной специальности и диплома о высшем образовании для успешной профессиональной реализации себя в будущем на престижной работе;
— важно в процессе занятий приобретать глубокие и прочные знания, не «запускать» предметы учебного цикла, получать интеллектуальное удовлетворение, общаться с профессионалами высокого уровня, чтобы успешно учиться на следующих курсах и быть успешными специалистами;
— положительное отношение ко всем формам учебных занятий;
— тенденции связывать учебные трудности с плохой подготовкой в школе и необходимостью изучать «лишние» дисциплины социально-гуманитарного профиля;
— положительная оценка умения преподавателей образно излагать материал, использовать
невербальные средства его представления и отрицательная — их высокомерия, грубости, недоброжелательности;
— средний уровень удовлетворенности рейтингом вуза среди других медицинских вузов;
— неудовлетворенность технической и методической оснащенностью вуза в целом, организацией зон отдыха и питания, пожелания изменить материальную базу образовательного учреждения, процесс обучения и режим занятий.
Чем выше удовлетворенность жизнью в целом у студентов, тем выше они оценивают свое здоровье и тем выше мотивация их учебной деятельности.
В будущем авторы планируют провести более глубокий статистический анализ полученных результатов для выявления взаимосвязей и взаимовлияний показателей качества жизни, учебной деятельности и социально-демографических характеристик студентов с целью выявления факторов, позволяющих оптимизировать образовательный процесс вуза.
Литература
1. Губина О. И. Оценка и анализ качества жизни и профессиональной адаптации студентов медицинского вуза: Автореф. ... дис. канд. мед. наук. — Воронеж, 2007. — 18 с.
2. Лучкевич В. С., Самодова И. Л., Фигуровский А. П., Аликбаев Т. З. Медико-социальные и гигиенические особенности образовательного процесса и условий обучения студентов на младших курсах медицинского вуза / / Вестник Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова. — 2014. — Т. 6. — № 1. — С. 98-103.
3. Шадрин В. Н., Забылина А. Н. Качество жизни студентов медицинского университета как фактор, влияющий на качество образования // Электронный научный журнал «Медицина и образование в Сибири». — 2008. — № 2. — http://www.ngmu.ru/cozo/mos/arcЫve/mdex.php?number=12. — Последнее посещение сайта 22.12.2014.
4. Ющук Н. Д., Ачкасов Е. Е., Мартынов Ю. В. Высшая медицинская школа глазами преподавателей, студентов, врачей и населения. Информационно-аналитические материалы по результатам социологического исследования. — М.: Триада-Х, 2011. — 128 с.
5. Губина О. И., Евдокимов В. И., Федотов А. Н. Изучение качества жизни и адаптации у студентов медицинского вуза // Вестник новых медицинских технологий. — 2006. — Т. 13. — № 3. — С. 167-169.
6. Тлемисова А. Д. Особенности формирования профессиональной мотивации студентов в процессе обучения // Психология обучения. — 2011. — № 4. — С. 80-86.
7. Демина Л. Д., Костенко М. А., Сагалакова О. А., Труевцев Д. В., Юсупов П. Р. Технологии анализа мотива-ционной основы оценками студентами качества образования в вузе // Психология обучения. — 2012. — № 12. — С. 100-106.
Информация об авторах:
Маргошина Инна Юрьевна — к. п. н., ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова» Минздрава России, ассистент кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии
Никольская Ирина Михайловна — д. п. н., профессор, ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова» Минздрава России, профессор кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии
Адрес для контактов: Маргошина Инна Юрьевна: [email protected]