Научная статья на тему 'Психологические особенности страхов у детей младшего школьного возраста'

Психологические особенности страхов у детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2481
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / РЕБЕНОК / ЭМОЦИИ / СТРАХ / SCHOOL AGE / CHILD / EMOTIONS / FEAR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абдулгалимова С.А.

Анализ психологической, педагогической и специальной литературы по проблеме развития страха у детей младшего школьного возраста показал, что данная проблема достаточно разработана и обоснована. В связи с этим необходима, проводить своевременная профилактика эмоционального состояния детей с целью оказания действенной помощи, которая должна носить комплексный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Абдулгалимова С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES FEAR AMONG PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Analysis of psychological, educational and special literature on the development of the problem of fear in children of primary school age showed that the problem is sufficiently developed and justified. In this regard, necessary to carry out timely preventive maintenance of the emotional state of the children in order to provide effective assistance, which should be comprehensive.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности страхов у детей младшего школьного возраста»

2. Stesnyakova N.E. The willingness of future teachers to the profession as a psychological and pedagogical problem. Bulletin of the University of Penza. -2013. - № 4. - with. 15-17.

3. Morozova M.A. Teacher guide the process of self-realization of the university students. // University science in modern conditions. - Ulyanovsk: 42 NTC Ulstu 2008. - s.60-66.

4. Bogovarovo V.A. Mukhametzyanova FG, Kudakov OR Formation of universal competence teacher-psychologist in the conditions of non-public university: a monograph. Kazan: YULAKS, 2008.124 with.

5. Ishutina I.R. Readiness of the future teachers of computer science to the use of computer-based training programs in educational activities. //I.R. Ishutina. // Bulletin of Atyrau State University. H. Dosmukhamedov: Izdat. ASU Center. H. Dosmukhamedov, №1 (12), 2009.- p. 95-100.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Абдулгалимова С.А., к.псх.н., зав. кафедрой педагогики и психологии ЧОО ВО «Дагестанская академия образования и культуры»

Аннотация. Анализ психологической, педагогической и специальной литературы по проблеме развития страха у детей младшего школьного возраста показал, что данная проблема достаточно разработана и обоснована. В связи с этим необходима, проводить своевременная профилактика эмоционального состояния детей с целью оказания действенной помощи, которая должна носить комплексный характер. Ключевые слова: школьный возраст, ребенок, эмоции, страх.

PSYCHOLOGICAL FEATURES FEAR AMONG PRIMARY SCHOOL

CHILDREN

Abdulgalimova S.A, k.pskh.n., Head. Department of Pedagogy

and Psychology ORR IN "Dagestan Academy of Education and Culture"

Annotation. Analysis of psychological, educational and special literature on the development of the problem of fear in children of primary school age showed that the problem is sufficiently developed and justified. In this regard, necessary to carry out timely preventive maintenance of the emotional state of the children in order to provide effective assistance, which should be comprehensive.

Keywords: school age, child, emotions, fear.

В настоящее время известно, что данной проблемой занимались многие известные учёные К.Э. Изард, З.Фрейд, А.И. Захаров, К.Левин, А.М. Прихожан, М. Ковач, Л.С. Выготский, С.В. Воликова, А.Б. Холмогорова, А.М. Галкина и др.

А. И. Захаров (выявление и уточнение преобладающих видов страхов детей разных возрастов), Д. Боулби (раскрыл причины детских страхов, создал концепцию привязанности как отличительной поведенческой системы, обладающей биологической функцией защиты), Л.И. Божович (экспериментальное исследование аффективных конфликтов), Рэчмен (разработал концепцию травматического обуславливания), Черясворт (предложил перечень индикаторов страха), В.Э. Гебзаттель (изучение фобий и их влияние на формирующуюся личность ребёнка), Ю.Л. Ханина (изучение тревоги, как состояние адекватной угрозы оказывает оптимизирующее влияние на человека), К.Э. Изард (классифицировал эмоции на фундаментальные и производные, исследовал эмоционально-личностную сферу, тревожность и страхи у детей), Н.А. Аминова, Н.Д.

Левитова (изучение тревоги, как интегрального явления), Ю.В. Щербатых (исследование психофизиологических феноменов стресса)

Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются» - так характеризует этот возраст Н.С. Лейтес.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6 -7 до 9-11 лет.

В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Но ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.

В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности - учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества [6].

Младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Его не было у тех

детей, которые вообще не посещали школу, его не было и у тех, для которых начальная школа была первой и последней ступенью образования.

В этом возрасте ребенок способен сознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в жизни. Сознание своего социального "Я" и возникновение на этой основе внутренних позиций, то есть целостного отношения к окружающему и самому себе, порождает соответствующие потребности и стремления. Из этого следует, что младший школьник уже знает, чего он хочет и к чему стремится [4].

Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний [4].

Следует отметить, что каждый человек испытывает чувство страха, являющейся естественной и адекватной реакцией организма, заставляющей мозг сосредотачиваться на задаче по распознаванию опасности и вариантах ее избегания. Проявления их весьма разнообразны. Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, в целом являются признаком эмоционального неблагополучия.

В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью, так как психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям.

Среди человеческих эмоций самой распространённой и отрицательно окрашенной остается страх, который может быть и у детей и у их

родителей. Эмоция страха основана на инстинкте самосохранения и имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания. Известный физиолог И.П. Павлов считал страх проявлением естественного рефлекса. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на угрожающего стимула [3]. В межличностном общении родителей и детей всегда присутствуют отрицательные эмоции, которые вызывают страх, порой это происходит осознанно, и родители пытаются таким образом воздействовать на поведение ребёнка, забывая при этом, что чувство страха приводит к параличу сознания ребёнка и наносит ему ощутимый вред. Впоследствии этот детский страх мешает повзрослевшему ребёнку преодолеть жизненные ситуации, связанные с этим страхом. Зачастую само противодействие родителям становится для ребёнка важнее, чем неудовлетворённая потребность: он и не против бы осуществить родительский запрет, но не может смириться с тем, что ему запрещают что-то делать, пугая непонятными страхами и, лишая возможности самостоятельного выбора.

К. Левин, обсуждая психологическую ситуацию запрета и наказания, выделил четыре направления поведения детей: выполнение требования, принятие наказания, действия, направленные на преодоление препятствия, борьба с взрослыми [4].

В отечественной и зарубежной психологии авторы с разных точек зрения подходят к определению содержания понятия «страх».

Например, З. Фрейд говорит, что страх - это состояние аффекта -объединение определённых ощущений ряда: удовольствие -неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятия, а также вероятно, и отражение определённого значимого события [8].

Карпенко Л.А., характеризуя эмоциональную составляющую страха, приводит следующие аргументы: „.В случае, когда страх достигает силы

аффекта (панический страх, ужас), он способен навязать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия) и др. [3].

В теории дифференциальных эмоций К.Э. Изарда, описываются базовые эмоции человека, среди которых одно из основных мест занимает страх. Поскольку страх отнесён к базовым эмоциям, то его относят к врождённым эмоциональным процессам, имеющим, генетически заданный физиологический компонент, строго определённый мимическим проявлением и конкретным субъективным переживанием... [2].

Как правило, страхи возникают по вине самих родителей, которые пользуясь случаем, запугивают своих детей, не думая о последствиях. Если бы родители знали, что предупреждение и ограждение детей от страхов приходящих от семейных неурядиц, чрезмерной опеки, родительской невнимательности, неблагоприятным окружением и пр., то они более пристально следили бы за семейным комфортом и взаимоотношениями, и тогда дети не накапливали бы тревогу и беспокойство.

Отечественный исследователь А.И. Захаров, считает, что причиной детских страхов могут быть многочисленные запреты со стороны родителей и учителей, а также гнев и угрозы взрослых в адрес ребёнка. Самые распространённые - это внушённые страхи. Источником внушённых страхов выступают взрослые, окружающие ребёнка: родители, бабушки, воспитатели, педагоги и др., которые непроизвольно, слишком эмоционально предупреждают ребёнка об опасности [1].

Взрослые часто предупреждают ребёнка об опасности короткими фразами: «Стой, а то упадёшь!», «Не трогай - обожжёшься!», «Не гладь собаку - укусит!» и т.д. Ребёнок до конца ещё не понимает, чем ему грозит общение с животными или выполнением той или иной не знакомой ему деятельности, но уже ясно ощущает тревогу в эмоциональном предупреждении, и у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на схожие жизненные ситуации. Поскольку

ребёнок воспринимает в предупреждении лишь вторую часть «Упадёшь!», «Обожжёшься!», «Укусит!», то такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь, и когда ребёнок вырастет, страх не притупится, но и не исчезнет.

Детская фантазия безгранична. Она ярко окрашена, наделена негативными эмоциями и представляется ребёнку как вполне реальное явление. Одной из причин страха у ребёнка могут быть взаимоотношения со сверстниками. Например, если более сильный ребёнок запугивает малыша разными историями - «страшилками». Однако, несмотря на то, что страх -это интенсивно выражаемая эмоция, обычно он кратковременен, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми.

Возвращаясь к исследованиям К.Э. Изард, мы обращаем внимание на выделенные исследователем факторы, которые участвуют в возникновении устойчивых страхов:

-наличие страхов у родителей, прежде всего у матери;

-тревожность в отношении с ребёнком, избыточное предохранение его от опасности и изоляция от общения его со сверстниками;

-излишне ранняя рационализация чувств ребёнка, обусловленная чрезмерной принципиальностью родителей или их эмоциональным неприятием детей;

-большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребёнку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье; -отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков, создающие проблемы в общении со сверстниками и неуверенность в себе; -конфликтные отношения между родителями в семье;

-психические травмы типа испуга, обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам;

-психическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми [2].

Используя данные, проанализированные в изученной литературе можно сделать следующий вывод, чего боятся дети в возрасте 6 -11 лет:

1.Крови, ушибов, операций.

2.Потери родственников. З.Одиночества.

4.Пауков, змей, клещей, собак.

5.Клоунов, кукол, восковых фигур.

6.Высоты.

7. Темноты.

Из приведённых выше страхов наибольший выбор остался за №3 (Одиночество). Используя данные, проанализированные в изученной литературе, оказалось, что причиной возникновения страха одиночества служит:

-привязанность к матери (начиная с раннего детства, ребёнок постоянно находится под опекой мамы, боятся незнакомых людей, плачет, когда с ним разлучаются, подрастая, спрашивает одобрения, требует признания и любви);

-неполная семья или неблагоприятное окружение (недостаток любви приводит к тому, что ребёнок замыкается в себе, вследствие этого приходит состояние страх перед одиночеством).

Следовательно, можно говорить о том, что детские страхи создают неблагоприятную ситуацию для эмоционального развития ребёнка, способствуют формированию депрессивной и тревожной симптоматики у детей младшего школьного возраста, ведёт к недоразвитию социальных навыков.

Чтобы оказать действенную помощь, таким детям необходима своевременная профилактика эмоционального состояния, помощь должна

носить комплексный характер. В фокусе внимания специалистов по коррекции детских страхов должны быть непосредственно ребёнок, его родители (их воспитательные установки), педагоги и учебное заведение.

Помимо оказания индивидуальной помощи детям и их родителям государство должно проявить максимум усилий по налаживанию позитивного информативного поля СМИ, детской литературы, искусства и кино. Эта необходимость обусловлена, в том числе, проблемами психологического благополучия детей.

Литература:

1.Захаров А.И. Как преодолеть страх у детей. М.: 1986. 112с.

2.Изард К.Э. Теория дифференциальных эмоций. //Психология эмоций. СПб.: 2007. 464с.

3.Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь. М.: 1985. 431с.

4.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. //Н.Л.Кряжева: Уч. пособие. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004-192с.

5.Левин К. Динамическая психология. Избранные труды. М.: 2001. б.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник для вузов. //Л.Ф.Обухова Учебник для вузов. -М.Юрайт, 2011. -464с.

7.Ситникова А.С. Детские страхи [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.psytren.ru/list/110.

8.Фрейд З. Психология бессознательного. М.: 1989. 296с.

Literature:

1.Zaharov A.I. How to overcome fear in children. M .: 1986 112c.

2.Izard K.E. The theory of differential emotions. // Psychology of emotions. SPb

.: 2007. 464s.

3.Karpenko L.A. Short psychological dictionary. M .: 1985. 431s.

4.Kryazheva N.L. The development of the emotional world of children. //N.L.Kryazheva: Ouch. allowance. -Ekaterinburg: U-Faktoriya, 2004-192s.

5.Levin K. Dynamic psychology. Selected works. M .: 2001.

6.Obuhova L.F. Age-related psychology. Textbook for high schools.

//L.F.Obuhova Textbook for high schools. -M.Yurayt, 2011. -464s.

7.Sitnikova A.S. Children's fears [electronic resource]. -

Http://www.psytren.ru/list/110 Access.

8.Freyd C. Psychology of the Unconscious. M .: 1989. 296s.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ УРОКИ В ИНКЛЮЗИВНЫХ КЛАССАХ

Феталиева Л.П., к.фил.н., ст. преподаватель

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала

Аннотация. В статье представлены наиболее эффективные формы работы по формированию толерантного отношения учащихся, педагогов и родителей к младшим школьникам с особенностями развития; варианты проведения интерактивных уроков в инклюзивных и обычных классах с использованием методов арт-терапии, сказкотерапии, сюжетно-ролевой игры.

Ключевые слова: инклюзивное образование, ребёнок-инвалид, школьное пространство, младший школьник с особенностями развития, толерантность, педагогическая толерантность, толерантное отношение.

INTERACTIVE LESSONS IN INCLUSIVE CLASSROOMS

Fetalieva LP, PhD on Philology Sciences, Art. teacher FGBOU IN "Dagestan State Pedagogical University", Makhachkala

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.