Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ КИОКУШИНКАЙ КАРАТЭ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ КИОКУШИНКАЙ КАРАТЭ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
422
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спортивная деятельность / спортивные достижения / психологические особенности спортсменов / эмоциональная устойчивость / самооценка / дисциплинированность / sports activity / sports achievements / psychological characteristics of athletes / emotional stability / self-esteem / discipline

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Емельянова Маргарита Федоровна

Результативность выступления спортсмена на показательных соревнованиях во многом зависит от его психологических особенностей и уровня эмоциональной устойчивости. Недооценка роли психологических особенностей и их учета динамики изменения спортивными тренерами, самими спортсменами часто приводит к тому, что подросток оказывается неспособным проявить свои возможности в спортивной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Емельянова Маргарита Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF TEENAGE ATHLETES ENGAGED IN KYOKUSHIN KARATE

In many ways, the effectiveness of an athlete’s performance at demonstration competitions depends on his psychological characteristics and the level of emotional stability. Underestimation of the psychological characteristics’ role and their consideration of the change dynamics by sports coaches, athletes themselves often leads to the fact that a teenager is unable to show his abilities in sports activities.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ КИОКУШИНКАЙ КАРАТЭ»

УДК 159.9.072

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ КИОКУШИНКАЙ КАРАТЭ

Емельянова Маргарита Федоровна.

Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», магистрант, vai19@list.ru.

Аннотация. Результативность выступления спортсмена на показательных соревнованиях во многом зависит от его психологических особенностей и уровня эмоциональной устойчивости. Недооценка роли психологических особенностей и их учета динамики изменения спортивными тренерами, самими спортсменами часто приводит к тому, что подросток оказывается неспособным проявить свои возможности в спортивной деятельности.

Ключевые слова: спортивная деятельность, спортивные достижения, психологические особенности спортсменов, эмоциональная устойчивость, самооценка, дисциплинированность.

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF TEENAGE ATHLETES ENGAGED IN KYOKUSHIN KARATE

Yemelyanova Margarita Feodorovna.

Novosibirsk, Russia, Novosibirsk State University of Economics and Management, Master's student, vai19@list.ru.

Abstract. In many ways, the effectiveness of an athlete's performance at demonstration competitions depends on his psychological characteristics and the level of emotional stability. Underestimation of the psychological characteristics' role and their consideration of the change dynamics by sports coaches, athletes themselves often leads to the fact that a teenager is unable to show his abilities in sports activities.

Keywords: sports activity, sports achievements, psychological characteristics of athletes, emotional stability, self-esteem, discipline.

В настоящее время в современном спорте, довольно часто в споре равных, побеждает тот, кто лучше умеет контролировать и распоряжаться не только физическими ресурсами, но и умеет беречь на должном уровне нервно-психическую энергию. Во многом результативность выступления спортсмена на показательных соревнованиях зависит от его психологических особенностей и уровня эмоциональной устойчивости. К сожалению, среди тренеров принято считать, что успешное выступление на соревнованиях можно добиться только путём изнурительных тренировок и роль влияния психологических особенностей на повышение уровня спортивных достижений недооценивают.

На сегодняшний момент актуальной задачей спортивных теоретиков и практиков является построение прогноза спортивных результатов, как индивидуально для каждого спортсмена, так и в целом для сборной команды.

Основываясь на большом опыте, спортивные психологи (Т.В. Огородова, В.М. Мельников) определяют систему базовых личностных качеств, которые являются характерными чертами для успешного спортсмена:

- высокая степень сосредоточения ровно как индивидуальная черта спортсмена, которая способствует постоянной активности и целенаправленности спортсмена;

- высокая степень внутренней или внешней мотивации, при этом спортсмен стремится к постоянному достижению высоких результатов в спорте

[4].

Как отмечают ряд исследователей (Энглерт С., Грахам Дж.), индивидуальные особенности, когнитивные процессы и индивидуальные черты личности в полной мере проявляются при сильном психическом и физическом напряжении, при постоянно меняющихся условиях внешней среды, что наблюдается в спорте, в частности в киокушинкай каратэ [11].

Во время тренировочных занятий и спортивных соревнований у подростка проявляются его слабые и сильные стороны характера, такие как: высокий уровень выносливости, укрепление адекватной самооценки, проявление боязливости, появление сомнений и ошибочных убеждений. Для успешного и верного направления в развитии подростка как спортсмена-победителя тренеру необходимо учитывать особенности подростка, укреплять и развивать сильные стороны его характера [5].

В связи с этим целью данной работы является выявление психологических способностей спортсменов-подростков, занимающихся киокушинкай каратэ.

С целью проверки выдвинутой нами гипотезы были исследованы 3 группы каратистов с разным уровнем спортивных достижений. Первая группа: спортсмены, имеющие призовые места в соревнованиях на первенство города. Вторая группа: подростки, занимающие призовые места в областных и республиканских соревнованиях. Третья группа: каратисты, у которых есть призовые места в международных соревнованиях.

Исследование проводилось на базе КГУ СДЮШ г. Текели и КГУ СДЮШ г. Талдыкорган, Алматинской области, Республика Казахстан. Выборку исследования составил 51 подросток в возрасте от 12 до 17 лет, все подростки занимаются киокушинкай каратэ.

Для достижения цели и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: 14 PF тест-опросник Кеттелла для подростков, личностный опросник Айзенка, опросник «Шкала спортивной мотивации», разработанная Р. Дж. Валлерандом.

Для проверки наличия корреляционной связи был использован метод статистической обработки эмпирических данных (Statistic версия 10.0, Microsoft Office Excel), методы математической обработки - корреляционный анализ по критерию х2 Пирсона.

По результатам 14 факторного личностного опросника Кеттелла можно сделать вывод, что у спортсменов-каратистов, занимающих призовые места в турнирах международного уровня, преобладают следующие особенности личности: уверенность в себе, дисциплинированность, самоуважение, склонность к риску, хорошие лидеры. Для подростков-каратистов, занимающих места в городских турнирах, характерны такие качества как плохой контроль своих эмоций, могут легко поддаваться обиде и терять уверенность в себе. Не всегда могут проявить себя в полной мере, которая требуется от них. Вторая группа показала средние результаты.

По полученным данным мы можем говорить о том, что между спортсменами первой и третьей группы есть устойчивые различия. Чем занятия спортом продолжительней, тем лучше подросток научается контролировать себя. То есть в приоритетах у спортсмена появляется самодисциплина. Она относится как к организации тренировочного процесса, так и к умению контролировать свои эмоции, не попадаться на уловки противника, пытающегося вывести его из эмоционального равновесия. Самодисциплина является важным компонентом, который способствует развитию уровня спортивных достижений.

Высокие показатели средних значений наблюдаются по следующим факторам: открытость, эмоциональная стабильность, активность, осторожность, степень принятия моральных норм, уровень самоконтроля у спортсменов 3 группы, а вот наименьший средний показатель по факторам замкнутость, низкий уровень самоконтроля, флегматичность показали спортсмены 1 группы.

С целью определения особенностей типа темперамента была использована методика Айзенка.

По полученным средним значениям не наблюдается явных различий по шкале экстраверсия. Однако есть явные различия по шкале нейротизм между спортсменами 1 и 3 групп с разницей в 4 бала. Это указывает на то, что для спортсменов 1 группы присуще такие особенности темперамента как предрасположенность к низкой эмоциональной устойчивости, что может приводить к вспышкам раздраженности, чувству тревоги и даже состоянию депрессии.

Средние значения по опроснику «Спортивная мотивация» имеют явные различия по всем шкалам. Низкие результаты по шкале внутренняя мотивация показала 1 группа, а наивысший результат был у 3 группы. По шкале внешняя мотивация наименьшие результаты показала 3 группа спортсменов, а вот наивысший результат был выявлен у спортсменов 1 группы. Из полученных данных можем сделать вывод о том, что для начинающих спортсменов на первом месте стоит внешняя мотивация. Это указывает на необходимость поддержки юного спортсмена из внешнего мира. Такую поддержку могут оказывать родители, тренер, друзья. Уровень амотивации у 2 и 3 групп оказался на одном уровне, 1 группа показала наивысший результат. Для спортсменов 1 группы с высоким уровнем амотивации характерно негативное отношение к спорту, возможен частичный или полный отказ от предстоящих тренировок. У них нет нужной мотивации для движения по спортивной карьерной лестнице.

Очень часто такие подростки бросают занятия спортом и не возвращаются туда снова.

Амотивация при постоянной подпитке может развивать у подростка хроническое тревожное состояние. А также возможен перенос негативных эмоций на родных и окружающих.

С увеличением результативности спортивных достижений наблюдается преобладание таких качеств личности как доминирование, авантюризм, а также рост уровня волевых качеств; усиление спортивной мотивации. При этом у спортсменов с наивысшими результатами преобладает внутренняя мотивация, а у спортсменов с наименьшими результатами наблюдается внешняя мотивация.

Полученные данные подтверждают гипотезу. Учитывая психологические особенности спортсмена-каратиста, можно выявить его слабые и сильные стороны личности, для правильного построения дальнейшей работы с целью улучшения его спортивных достижений.

С увеличением результативности спортивных достижений наблюдается преобладание таких качеств личности как доминирование, авантюризм, а также рост уровня волевых качеств; усиление спортивной мотивации. При этом у спортсменов с наивысшими результатами преобладает внутренняя мотивация, а у спортсменов с наименьшими результатами наблюдается внешняя мотивация.

Учитывая психологические особенности спортсмена-каратиста, можно выявить его слабые и сильные стороны личности, для правильного построения дальнейшей работы с целью улучшения его спортивных достижений.

Мы можем говорить о том, что занятие киокушинкай каратэ для подростка имеет положительные стороны, так как совершенствует его всесторонне, как физически, так и психологически. Регулярные занятия киокушинкай каратэ помогают юному спортсмену стать сильнее, крепче, а также развивают и укрепляют в нём соответствующие свойства его личности, такие как упорство, самодисциплина, решительность, целеустремлённость, уверенность в себе, сдержанность. Так как киокушинкай каратэ - это не просто стиль каратэ, это направление, основной целью которого является научение спортсмена самодисциплине.

Все качества, приобретаемые спортсменом при тренировке, формируют крепкую связь с его темпераментом, что образует крепкие взаимосвязи между собой. И с уверенностью можно сделать вывод, что киокушинкай каратэ развивает психологические особенности подростка и способствует преодолению поставленных задач.

Библиографический список.

1. Бабушкин Г.Д. Влияние психической готовности на состояние и результативность спортсмена // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2018. - № 2.

2. Богданова Д.Ш. Профессиональный спорт в современной культуре // Общество. Среда. Развитие. - 2017. - №2.

3. Бодров В.А. Современные исследования фундаментальных и прикладных проблем психологии профессиональной деятельности // Психологический журнал. - 2018. - № 5.

4. Огородова Т.В. Успешность спортивной деятельности в связи с особенностями личности и особенности отношений с тренером (на примере учащихся СДЮШОР по карате) // Молодой психолог. - 2019. - №1.

5. Конопкин О.А. Структурно-функциональный и содержательно-психологический аспекты осознанной саморегуляции // Психология. - 2018. -№ 1.

6. Кузьменко Г.А. Мотивационно-ценностный компонент в структуре проявления и развития интеллектуальных способностей подростков-спортсменов. - [Электронный документ] // Психологические науки. - 2018. - № 5. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsionno-tsennostnyy-komponent

7. Мельников В.М., Юров И.А. Проблема индивидуальности в спортивной психологии // Спортивный психолог. - 2018. - № 2. С. 18.

8. Типы темпераментов и их психологическая характеристика. -[Электронный ресурс] // Психология жизни. - URL: http://www.psylive.ru/articles/118_tipi-temperamentov-i-ih-psihologicheskaya-harakteristika.aspx

9. Шведчикова Ю.С. Взаимосвязь спортивной мотивации с характеристиками индивидуальности у представителей различных видов спорта: автореф. Дисс. Канд. д-ра. Псих. Наук. Пермь, 2017.

10. Brewer Britton W. Handbook of Sports Medicine and Science. Sport // Survey Practice. 2019. Vol. 1, N 5. P. 140 -148.

11. Englert C., Graham J. D., & Bray S. R. Self-control in sport and exercise psychology [Electronic resource] // Sport, Exercise, and Performance Psychology. -2020.Vol. 9, N 2. - URL:https://doi.org/10.1037/spy0000205

12. Vallerand R.J., Losier G. An integrative analysis of intrinsic and extrinsic motivation in sport // Journal of Applied Sport Psychology. 2019. № 11. - URL: http://dx.doi.org/10.1080/10413209908402956.

13. Bryant J. Cratty Kretti Psychology in Modern Sports [Electronic

resource] // Sport, Exercise, and Performance Psychology. - 2017.Vol. 3, N 7. -URL: https://doi.org/physical-culture-as-the-method

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.