проведение более детального исследования анализируемой проблемы с целью выявления доминирующих факторов, оказывающих прямое воздействие на достижение спортсменами успешности в танцевальном спорте.
Литература
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М. 1991.
2. Гаврилушкин С.А. Ответственность как профессиональное качество личности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 1. С. 106—115.
3. Дементий Л.И. К проблеме меры ответственности // Личность. Культура. Общество. 2004. Вып. 3(23). С. 264-274.
4. Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». 2006. № 1. С. 63-73.
5. Кудинов С.И., Кудинов С.С., Кудинова И.Б. Психологический анализ проявления патриотичности личности у студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». 2013. № 2. С. 5-14.
6. Кудинов С.И., Кудинова И.Б. Роль ответственности в проявлении патриотичности личности // Российский научный журнал. 2014. № 2 (40). С. 162-168.
7. Прядеин В.П. Ответственность как системное качество личности: Учеб. пособие. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2001. - 209 с.
8. Муздыбаев К. Психология ответственности. - Л., 1983.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВЛАДАНИЯ СТУДЕНТОВ СО СТРЕССОМ, АССОЦИИРОВАННЫМ С ПАНДЕМИЕЙ COVID-19
Леоненко Наталия Олеговна (Санкт-Петербург, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии и психологической помощи, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. E-mail: [email protected]
Аннотация. Психологическое содержание совладания студентов со стрессом операционали-зировано в характеристиках жизнестойкости. В качестве индикатора совладания используется показатель качества сна. У респондентов без нарушения сна выявлены высокий уровень показателей осмысленности жизни, жизнестойкости, толерантность к неопределенности, спокойствие как актуальное психическое состояние. Данные характеристики рассматриваются в качестве предиктора успешного совладания и мишени оказания психологической помощи.
Ключевые слова: жизнестойкость, студенческий возраст, пандемия COVID-19, совладание, толерантность к неопределенности, смысловая регуляция, инсомния.
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF COPING OF STUDENTS WITH STRESS ASSOCIATED WITH PANDEMIC COVID 19
Leonenko Natalia Olegovna (St. Petersburg, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Clinical Psychology and Psychological Assistance, The Herzen State Pedagogical University of Russia. E-mail: [email protected]
Abstract. The psychological content of the coping of students with stress is operationalized in the characteristics of hardiness. A sleep quality indicator is used as a coping indicator. Respondents without sleep disturbance revealed a high level of indicators of meaningful life, resilience, tolerance to uncertainty, calm as an actual mental state. These characteristics are considered as a predictor of successful coping and a target for providing psychological assistance.
Keywords: hardiness, student age, pandemic COVID-19, coping, tolerance to the uncertainty, semantic regulation, insomnia.
Современный мир характеризуется беспрецедентной степенью сложности и неопределенности. Отсутствие устойчивости во внешних условиях жизни предъявляет высокие требования к внутренним ресурсам личности. Ситуация пандемии СОУГО-19 предельно заострила проблему поиска и обоснования ресурсов совладания личности с новыми вызовами. Отсутствие знаний и прогнозов относительно последствий лечения и вакцинации в отношении психического и соматического здоровья населения, а также опыта совладания с подобными ситуациями придали пандемии характер беспрецедентного кризиса, поставившего человека перед необходимостью переосмысления ценностей в ситуации антропологического риска [1]. Впервые психологические проблемы становятся не следствием, а содержанием кризиса. Если результатом социальных кризисов становилась поляризация общества по политическим и иным взглядам, то психологический кризис разделил людей по способности совладания с тревогой небытия и навязанными условиями существования. И это задает новый тренд в дифференциальной психологии — исследование психологических особенностей и условий совладания людей с неизвестными ранее вызовами.
Опасность стрессогенного влияния пандемии заключается не только в непосредственном воздействии ситуации, но и в пролонгированном характере. Опыт работы с последствиями экстремальных воздействий на человека показал, что количество обращений за помощью в сравнении с первыми двумя годами после психотравмирующих событий возрастает еще на 200—300 % в течение последующих 10 лет [5]. В этой связи возрастает практическая значимость обоснования маркеров, позволяющих своевременно выявлять проявления дезадаптации в целях предотвращения пролонгации постстрессовых реакций. Одним из таких наиболее информативных индикаторов стрессового состояния является нарушение сна (инсомния).
В МКБ-10 инсомния определяется как первично психогенное состояние с эмоционально обусловленным нарушением качества, длительности или ритма сна. Инсомния оказывает серьезное негативное воздействие на психическое и соматическое здоровье, иммунитет, продолжительность жизни [2]. В то же время нормализация сна в условиях стресса предотвращает его негативные воздействия и повышает адаптивные возможности человека (там же). Таким образом, качество сна представляет собой интегративный критерий целостного функционирования человека, что определяет его диагностическую и прогностическую ценность в исследовании и улучшении качества совладания со стрессом.
Еще большую актуальность проблема своевременного выявления и психологического сопровождения обретает в отношении студенческого периода как наиболее стрессогенного этапа жизни. Обучение в вузе сопряжено не только с личностным и профессиональным самоопределением (Э. Эриксон, И. Кон, Ф. Зеер и др.), но с необходимостью налаживать собственный быт и личную жизнь, совмещать обучение с работой и т.п. В период пандемии студенты испытали колоссальные нагрузки, связанные с переходом на дистанционный формат обучения, с потерей возможности заработка для оплаты обучения и др. В свою очередь, от качества совладания студентов с закономерными возрастными и новыми вызовами зависит возможность и качество их дальнейшей самореализации. Этот тезис определил актуальность нашего исследования.
Теоретический анализ позволил в качестве ключевых предикторов посттравматического роста личности, оказавшейся в пограничной ситуации, выделить смысл (К. Яс-перс, В. Франкл и др.) и приложение личностью усилий (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М. Чинксентмихайи и др.). В экзистенциальной психологии такое понимание зафиксировано в понятии экзистенциального мировоззрения, которое предполагает восприятие личностью действительности как тотальной неопределенности, внесение определенности в которую возможно только самой личностью при условии вступления
ее в диалог с другими людьми и миром для верификации адекватности своих действий (по Д.А. Леонтьеву) [4]. Условием совладания является диалог в целях получения обратной связи от других. В отечественной психологии идея саморегуляции на основе обратной связи методологически обоснована Н.А. Бернштейном.
Личные усилия, смысловая саморегуляция на основе обратной связи могут быть операционализированы в понятии жизнестойкости (hardiness), введенным С. Мадди и С. Кобейса [3; 6]. Жизнестойкость представляет собой системную способность личности к зрелым и сложным формам саморегуляции, позволяющим сохранять внутренний баланс, душевное и физическое здоровье, снижать внутреннее напряжение за счет стойкого совладания со стрессом и восприятия стрессогенных факторов как менее значимых [3].
Системный характер жизнестойкости отражен в структуре, включающей три установки (вовлеченность, принятие риска и контроль) и практические навыки их реализации (эмоциональная саморегуляция, когнитивные стратегии совладания, коммуникативные навыки, навыки здорового питания и физической активности). Таким образом, жизнестойкость включает в себя совладание на всех уровнях функционирования — соматическом, психологическом, социальном и экзистенциальном. Последний определяет само восприятие действительности как вызова сложности, требующего совладания, и регулирует жизнестойкие навыки на всех остальных уровнях. Феноменологически этот уровень соотносим с ноэтическим измерением в структуре личности, иерархически подчиняющим себе психологические и соматические уровни (В. Франкл), с внутренними условиями, через которые преломляются внешние воздействия (С.Л. Рубинштейн), с бытийной траекторией жизни против дефицитарной в иерархии потребностей А. Маслоу и др. Упомянутые психологические модели выводят смысловой уровень саморегуляции в доминирующий статус, подчиняющий себе персональные потребности, ситуативные раздражители, соматические и психические функции. В условиях тотальной неопределенности, моментального устаревания опыта, отсутствия внешней точки опоры стойкое и зрелое совладание определяется именно этими характеристиками.
На основании вышеизложенного мы предположили наличие достоверных различий в уровне выраженности жизнестойких характеристик у студентов с клинически значимым проявлением инсомнии и без нарушений сна.
В целях проверки гипотезы в период с июня по июль 2020 года было организовано эмпирическое исследование, выборку которого представили студенты РГПУ им. А.И. Герцена численностью 39 человек, из которых 15 юношей и 24 девушки (средний возраст — 20,6 лет). Опрос проводился посредством Google-forms, в которую были включены Шкала тяжести инсомнии (по Ch. Morin), Шкала «Спокойствие — тревога» опросника Л.В. Куликова «Актуальное состояние (АС)», Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. Леонтьева, Тест жизнестойкости С. Мадди, адаптированный Д.А. Леонтьевым и Е.И. Рассказовой, Методика диагностики толерантности к неопределенности MSTAT-II (шкалы Д. Маклейна в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.Н. Осина, Е.Г. Луковицкой). Статистический анализ осуществлялся в программе STATISTICA 6.0 с применением U-критерия Манн—Уитни.
Анализ результатов исследования позволил установить у студентов без выраженных нарушений сна достоверно более высокий уровень следующих показателей: вовлеченность (p=0,00), контроль (p=0,002), принятие риска (p=0.00), интегральный показатель жизнестойкости (p=0,00), спокойствие (p=0,00), цели в жизни (p=0.00), результативности жизни (p=0,00), локус контроля — Я (p=0,00), локус контроля — жизнь (p=0,00), осмысленность жизни (p=0,00), толерантность к неопределенности (p=0,00).
Соотнесение математико-статистических данных с описательными статистиками позволяет характеризовать студентов без клинически значимых нарушений сна как обладающих достоверно более высоким уровнем осмысленности жизни, толерантностью
к неопределенности, воспринимающими риск как вызов, ответ на который усиливает собственный потенциал, даже если исход риска не является явно положительным. Эти студенты значительно более активно вовлечены в процесс жизни (настоящее), способны контролировать в пределах возможного ситуацию и собственную активность, опираться на опыт прошлой самореализации, ставить цели на будущее. Доминирующим психическим состоянием является спокойствие, в отличие от респондентов с клинически-выраженными признаками инсомнии, находящимися преимущественно в состоянии тревоги.
Полученные выводы согласуются с содержанием и логикой теоретического обоснования нашего исследования. Высокая осмысленность жизни переводит уровень саморегуляции с дефицитарного и реактивного на проактивный, в котором психический, соматический, психологический, социальный уровни в иерархии подчиняются смысловому. Речь не идет об игнорировании биологических ограничений и обстоятельств действительности, но самочувствие и психологическое благополучие ими не определяется, а регулируется с их учетом. Тот факт, что характеристики респондентов без нарушений сна включают в себя все три временные позиции по тесту смысложизненных ориентаций, свидетельствует о сбалансированности временной перспективы.
Принятие своего прошлого опыта обеспечивает больший спектр возможных средств совладания. Включенность в процесс настоящего способствует сбалансированному распределению эмоциональных реакций на разные объекты, тогда как при слабой насыщенности настоящего интересами все эмоции концентрируются вокруг стрессогенного фактора и способствуют росту напряжения. В теории поля этот феномен освещается в терминах регионов поля, количество которых определяет степень психологической зрелости и устойчивости личности (К. Левин). С другой стороны, сосредоточенность на процессе настоящего обеспечивает ту степень чуткости к нему, которая необходима для адекватной оценки и реализации обратной связи. К. Роджерс описывает подобное состояние в терминах полностью функционирующей личности, которая максимально открыта происходящему, организмически (на всех своих уровнях) оценивает и, соответственно, максимально точно и гибко настраивается на актуальное происходящее.
В свою очередь, способность к изменениям личности синхронно внешним изменениям, освобождает ее от страха неопределенности. Последнее нашло отражение в более высоких показателях толерантности к неопределенности и принятия риска у студентов без инсомнии. Способность к целеполаганию у респондентов, успешно совладающих со стрессом, придает осмысленность и уверенность настоящему, что способствует восприятию трудностей как одного из многих этапов жизни. В теории поля К. Левина развивающий механизм целеполагания описан через волевое поведение, полярное полевому, позволяющее подняться над полем и принимать решения не реактивно в соответствии с сиюминутными раздражителями, а по своему усмотрению в соответствии с желаемым образом будущего.
Само приложение усилий для ответа на этот вызов может интерпретироваться как механизм эволюции (развития, усиления) личности, описанный в концепции потока М. Чинксентмихайи. Автор рассматривает развитие как следствие приложения усилий личностью в решении задач на грани сложности, что вызывает не только ощущение потока (оптимальной мотивации, счастья, экзистенциальной исполненности), но и желание это ощущение повторить. Однако задачи пройденного уровня сложности подобного переживания не приносят, что требует постановки задач более высокого уровня.
Наша гипотеза получила эмпирическую поддержку — у студентов с инсомнией и без нарушения сна существуют значимые различия в уровне выраженности характеристик
жизнестойкости. Практическая значимость результатов обеспечена научным обоснованием прогностической ценности показателя качества сна и характеристик жизнестойкости в определении и оптимизации качества совладания студентов со стрессом. Результаты исследования позволяют наметить ключевые направления психологической помощи студентам в условиях стресса: развитие смысловой саморегуляции, деятельностное насыщение настоящего и оптимизация временной перспективы в целом.
Литература
1. Асмолов А.Г. Психические расстройства в период пандемии COVID-19 // Психологическая газета, 2020. URL: https://psy.su/feed/8819 (Дата обращения: 13.03.2021).
2. Ковров Г.В., Рассказова Е.И., Лебедев М.А., Палатов С.Ю. Инсомния и нарушение дневного функционирования // Медицинский Совет. 2013. (12). С. 55—59. URL: https://doi. org/10.21518/2079-701X-2013-12-55-59
3. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. — М.: Смысл, 2006. — 63 с.
4. Леонтьев Д.А., Е.Н. Осин, Е.Г. Луковицкая. Диагностика толерантности к неопределенности: шкалы Д. Маклейна. — М.: Смысл, 2016. — 60 с.
5. Решетников М.М. Неотрефлексированные вызовы современной эпохи. Психологическая газета, 2020. URL: https://psy.su/feed/8321 (Дата обращения: 13.03.2021).
6. Maddi S.R. Hardiness: An operacionalisation of existential courage // Journal of Humanistic Psychology. 2004. Vol. 44, No 3. P. 279-298. URL: doi.org/10.1177/0022167804266101
ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19
Михайлова Ольга Борисовна (Москва, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, Российский университет дружбы народов. E-mail: olga00241@ yandex.ru
Аннотация. В статье представлены данные эмоционального выгорания у педагогов начальной и средней школы. Исследование проводилось в период дистанционного обучения. В результате получены значимые различия в проявлениях выгорания у педагогов начальной и средней школы. Кроме того, были выявлены связи уровня выгорания с уровнем самооценки и особенностями уверенности педагогов. Сформулирован ряд рекомендаций по профилактике выгорания в период дистанционного обучения и внедрения цифровых технологий в образовательный процесс.
Ключевые слова: выгорание, самооценка, уверенность в себе, педагоги начальной и средней школы.
MANIFESTATIONS OF EMOTIONAL BURNOUT IN PRIMARY AND SECONDARY SCHOOL TEACHERS DURING COVID-19 PANDEMIC
Mikhailova Olga Borisovna (Moscow, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogics, Peoples' Friendship University of Russia. E-mail: [email protected]
Abstract. The article presents data on emotional burnout among primary and secondary school teachers. The research was carried out during the period of distance learning. As a result, significant differences were obtained in the manifestations of burnout among primary and secondary school teachers. In addition, there were identified links between the level of burnout and the level of self-esteem and the characteristics of teachers' confidence. A number of recommendations have been formulated for the prevention of burnout during distance learning and the introduction of digital technologies in the educational process.
Keywords: burnout, self-esteem, self-confidence, elementary and high school educators.