Научная статья на тему 'ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ПРЕДПОСЫЛКА УСПЕШНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ТАНЦЕВАЛЬНОМ СПОРТЕ'

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ПРЕДПОСЫЛКА УСПЕШНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ТАНЦЕВАЛЬНОМ СПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
89
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Личность / ответственность / переменные / свойство / респонденты / танцевальный спорт / Personality / responsibility / variables / characteristic / respondents / dance sports

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кудинова Ирина Борисовна, Кудинов Владислав Сергеевич, Кудинова София Сергеевна

В статье представлены материалы эмпирического исследования. Анализируется соотношение уровней проявления ответственности спортсменов и их успешность в танцевальном спорте. Установлена определенная закономерность: чем выше уровень сформированности ответственности как свойства личности, тем быстрее спортсмены достигают высоких результатов в танцевальном спорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кудинова Ирина Борисовна, Кудинов Владислав Сергеевич, Кудинова София Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESPONSIBILITY AS A PRECONDITION FOR THE SUCCESS OF AN INDIVIDUAL IN DANCE SPORT

The article presents materials of empirical research. The ratio of the levels of manifestation of responsibility of athletes and their success in dance sports is analyzed. A certain regularity has been established: the higher the level of formation of responsibility as a personality trait, the faster athletes achieve high results in dance sports.

Текст научной работы на тему «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ПРЕДПОСЫЛКА УСПЕШНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ТАНЦЕВАЛЬНОМ СПОРТЕ»

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ПРЕДПОСЫЛКА УСПЕШНОСТИ ЛИЧНОСТИ

В ТАНЦЕВАЛЬНОМ СПОРТЕ

Кудинова Ирина Борисовна (Москва, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, Российский университет дружбы народов. E-mail: i.b.kudinowa2012@ yandex.ru

Кудинов Владислав Сергеевич (Москва, Россия), аспирант кафедры психологии и педагогики, Российский университет дружбы народов. E-mail: kudinov_vlad@mail.ru

Кудинова София Сергеевна (Москва, Россия), магистр кафедры психологии и педагогики, Российский университет дружбы народов. E-mail: Kudinova.sofia2017@yandex.ru

Аннотация. В статье представлены материалы эмпирического исследования. Анализируется соотношение уровней проявления ответственности спортсменов и их успешность в танцевальном спорте. Установлена определенная закономерность: чем выше уровень сформированности ответственности как свойства личности, тем быстрее спортсмены достигают высоких результатов в танцевальном спорте.

Ключевые слова. Личность, ответственность, переменные, свойство, респонденты, танцевальный спорт.

RESPONSIBILITY AS A PRECONDITION FOR THE SUCCESS OF AN INDIVIDUAL

IN DANCE SPORT

Kudinova Irina Borisovna (Moscow, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy, Peoples' Friendship University of Russia. E-mail: i.b.kudinowa2012@yandex.ru

Kudinov Vladislav Sergeevich (Moscow, Russia), Postgraduate student of the Department of Psychology and Pedagogy, Peoples' Friendship University of Russia. E-mail: kudinov_vlad@mail.ru

Kudinova Sofia Sergeevna (Moscow, Russia), master's degree of the Department of Psychology and Pedagogy, Peoples' Friendship University of Russia. E-mail: Kudinova.sofia2017@yandex.ru

Abstract. The article presents materials of empirical research. The ratio of the levels of manifestation of responsibility of athletes and their success in dance sports is analyzed. A certain regularity has been established: the higher the level of formation of responsibility as a personality trait, the faster athletes achieve high results in dance sports.

Keywords. Personality, responsibility, variables, characteristic, respondents, dance sports.

Несмотря на то, что танцевальный спорт не является пока еще олимпийским, он привлекает внимание огромного количества детей, молодых людей и лиц третьего возраста. Научные исследования и практический опыт показывают, что танцевальный спорт способствует как развитию скелетной мускулатуры и координации движений, так и повышению самооценки, улучшению адаптационных механизмов, развитию коммуникативности, эмоционально-волевой сферы личности и эстетичности. На достижение успехов в танцевальном спорте оказывают влияние в первую очередь способности субъекта, его психофизические и личностные качества. Одним из таких качеств, по мнению многих специалистов, выступает ответственность личности. В разное время к феномену «ответственность» обращались выдающиеся психологи мира, такие как Э. Фромм, В Франкл и др.

В современных исследованиях ответственность становится предметом изучения в разных видах деятельности, включая педагогическую и спортивную [2; 6].

Интересно, что в разное время даже в рамках одной научной отрасли понимание ответственности имеет отличия у разных авторов. Так, например, К Муздыбаев рассматривал ответственность как волевое качество личности и отводил ему весомую роль в регуляции поведения и деятельности субъекта [8]. В то же время К.А. Абульханова-Славская проявление ответственности связывала с морально-ценностными мотивами

и ценностными ориентациями [1]. Анализируя ответственность, Л.И. Дементий проявление данного свойства объясняет уровнем осмысленности отношений личности к определенному реализуемому действию [3].

Несмотря на тактические расхождения в вопросах понимания данного феномена, большинство ученых сходится во мнении, что ответственность — это личностное образование, детерминированное внутренними и внешними факторами. Пожалуй, наиболее структурированная презентация анализируемого феномена представлена в диспозиционной концепции свойств личности и индивидуальности А.И. Крупнова и его учеников [4; 5; 7]. В отличие от всех предшествующих работ, касающихся изучения ответственности, автор принципиально по-новому подошел к анализу этого свойства, рассматривая его через призму системности. Данный подход позволяет наиболее качественно, детально изучить все признаки исследуемого свойства.

Настоящее исследование базируется на системном методологическом подходе и дис-позиционной концепции свойств личности и индивидуальности.

Эмпирическое исследование осуществлялось на базе Центра танцевального спорта ЦСК — Бутово. Исследование проводилось в течение 2018—2019 гг. В качестве респондентов выступили спортсмены в возрасте 12—16 лет, всего 114 человек в равных пропорциях по половому признаку. В качестве методов исследования использовались наблюдение, беседа, анкетирование, экспертная оценка и тестирование. Наблюдение и экспертная оценка осуществлялись тренерским составом в количестве шести человек. Все тренеры — спортсмены в танцевальном спорте, достигшие высоких результатов в России и за рубежом.

Эксперты оценивали уровень успешности танцоров и их ответственность во время тренировок, спортивных сборов, турниров и выполнения домашних заданий по десятибалльной системе. От 1 до 3 баллов — низкий уровень ответственности и успешности танцевальной деятельности; 4—7 баллов — средний уровень проявления указанных качеств и 8—10 баллов — высокий уровень ответственности и успешности в танцевальном спорте.

В процессе беседы выявлялись основные мотивы прихода в танцевальный спорт, степень удовлетворенности в спортивной деятельности и прогнозирование своей перспективы в танцевальном спорте. В результате анкетирования родителей спортсменов дополнительно была получена информация о проявлении ответственности спортсменов и уровне их мотивированности. Для исследования ответственности спортсменов также использовался бланковый тест ответственности (А.И. Крупнов).

Результаты исследования

В процессе обработки результатов эмпирического исследования (наблюдения, экспертной оценки и анкетирования) было обнаружено, что выборка в количестве 114 человек распределилась следующим образом: высокий уровень ответственности зафиксирован у 32 респондентов, низкий уровень отмечен в 37 случаях, у 45 человек обнаружен средний уровень ответственности. На следующем этапе исследования для диагностики ответственности были использованы «Тест суждений ответственности» и «Бланковый тест ответственности» (А.И. Крупнова).

Результаты, полученные по указанным методикам, показали идентичные данные с выявленными параметрами ответственности по другим методикам исследования. При сопоставлении с результатами анкетирования, экспертной оценки и наблюдения было установлено, что самые высокие показатели по мотивации ответственности, осмысленности проявления данного свойства, интернальной саморегуляции, выраженным стремлениям к проявлению ответственности и другим позитивным показателям, характеризующим успешность проявления данного свойства личности, зафиксированы у респондентов, условно выделенных в группу с высоким уровнем развития данного качества. В то же

время самые высокие показатели по низкой мотивации проявления данного свойства, экстернальной саморегуляции, низкой креативности реализации свойства и другим негативным параметрам выявлены у респондентов, условно включенных в группу с низким уровнем ответственности.

В группе со средним уровнем ответственности не выявилось четкой дифференциации между гармоническими и агармоническими показателями свойства. При анализе и интерпретации указанных переменных ответственности мы руководствовались работами О.А. Казанцевой, И.А. Куренкова, Н.А. Фоминой, С.В. Гаврилушкина, которые при анализе ответственности личности в контексте диспозиционной концепции свойств личности и индивидуальности опирались на выраженность и доминирование инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых показателей в иерархической структуре свойства.

Для подтверждения условно выделенных групп испытуемых по уровню развития ответственности был проведен кластерный анализ показателей. В ходе проведения кластерного анализа была доказана правомерность условного распределения вышеназванных групп респондентов. Так, в первый кластер вошли 34 человека, во второй — 44, в третий — 36. Фактором, доказывающим гомогенность и специфичность каждого из кластеров, выступили результаты сравнения дисперсий. Профили каждого из кластеров представлены на рисунке. где отчетливо прослеживаются различия в интенсивности выраженности отдельных показателей ответственности в разных кластерах. Данная архитектура количественных показателей свойства указывает на специфичность его проявления во всех трех группах.

10 -I-1-1-1-1-1---1-1-1-1-1-1-1—

сР> ^ <5? ^ ^ ^ & ^ ^ с?

Кластер 1 —а—Кластер 2 —»—КпастерЗ

Рисунок. Выраженность отдельных показателей высокого, среднего и низкого уровней ответственности

Для определения установленных отличий в разных группах был проведен сравнительный анализ с помощью 1-критерия Стьюдента между биполярными переменными в каждом компоненте ответственности. Так, в первом кластере, относящемуся к высокому уровню

ответственности, были установлены достоверные различия между такими показателями, как: эргичность (значительно превышает аэргичность; р<0,05); интернальный локус контроля ответственности, который количественно доминирует над экстернальным локусом контроля (р<0,01); стенические эмоции выражены более, чем астенические (р<0,01); а в когнитивном компоненте осмысленность превосходит осведомленность (р<0,05).

Второй кластер, относящийся к среднему уровню ответственности, также содержит ряд статистически значимых отличий между характеристиками внутри компонентов. В инструментально-стилевых характеристиках эргичность выражена больше аэргичности (р<0,04); астеничность доминирует над стеничностью (р<0,01); экстернальность превосходит интернальность (р<0,05). Личностно-значимые цели к проявлению ответственности существенно превосходят социально-значимые (р<0,001), а в продуктивном компоненте личностно-значимая результативность превышает предметно-коммуникативную (р<0,01), по другим компонентам различий не обнаружено.

В третьем кластере, соответствующем низкому уровню ответственности, доминирующая роль в основном принадлежит агармоническим переменным. Так, в динамическом компоненте аэргичность превосходит на статистически значимом уровне эргичность (р<0,05); в эмоциональном — астенические эмоции доминируют над стеническими (р<0,001); в регуляторном компоненте экстернальный локус контроля статистически значимо превосходит интернальный (р<0,01); в когнитивном компоненте осведомленность также статистически значимо превосходит осмысленность (р<0,001).

Обнаруженные статистически значимые различия внутри каждого из компонентов ответственности позволяют рассмотреть специфичность проявления данного свойства личности по одному из выявленных типов, характеризуя успешность либо неуспешность ответственного поведения. Иными словами, выявленные количественные отличия в разных кластерах характеризуют уровни проявления ответственности. Судя по доминированию переменных, можно утверждать, что в первый кластер вошли испытуемые с высоким уровнем проявления данного свойства. Второй кластер представляют испытуемые со средним уровнем выраженности обсуждаемого свойства, и третий кластер составили испытуемые, для которых ответственность не является необходимым свойством личности, то есть у них отмечается низкий уровень его проявления

Результаты экспертной оценки успешности в танцевальном спорте показали, что все респонденты с высоким уровнем ответственности и 10 % со средним уровнем данного качества оценены как успешные. Эти спортсмены, постоянно занимают призовые места на соревнованиях, систематически обновляют программу сложными и оригинальными элементами, длительно отрабатывают отдельные новые и сложные элементы самостоятельно вне тренировок. У них ярко выражена мотивация достижения успешности. Данные тестирования подтвердили результаты экспертной оценки и анкетирования родителей по количественному распределению уровней ответственности. Респонденты с низким уровнем ответственности показали слабые результаты в успешности танцевального спорта. Группа со средним уровнем ответственности в большинстве своем показала хорошую результативность в балльно-спортивных танцах, но без высоких достижений.

Для определения зависимости ответственности и успешности спортивной деятельности проводился корреляционный анализ (по Пирсону). Результаты корреляционного анализа показали значимую прямую зависимость между результативностью спортивной деятельности и высоким уровнем ответственности (р<0,01) и обратную зависимость между высоким уровнем достижений и низким уровнем ответственности (р<0,05).

Таким образом, проведенное исследование доказывает прямую зависимость между выраженным проявлением ответственности и достижением спортивных результатов в танцевальном спорте. Исходя из полученных данных, становится необходимым

проведение более детального исследования анализируемой проблемы с целью выявления доминирующих факторов, оказывающих прямое воздействие на достижение спортсменами успешности в танцевальном спорте.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М. 1991.

2. Гаврилушкин С.А. Ответственность как профессиональное качество личности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 1. С. 106—115.

3. Дементий Л.И. К проблеме меры ответственности // Личность. Культура. Общество. 2004. Вып. 3(23). С. 264-274.

4. Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». 2006. № 1. С. 63-73.

5. Кудинов С.И., Кудинов С.С., Кудинова И.Б. Психологический анализ проявления патриотичности личности у студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». 2013. № 2. С. 5-14.

6. Кудинов С.И., Кудинова И.Б. Роль ответственности в проявлении патриотичности личности // Российский научный журнал. 2014. № 2 (40). С. 162-168.

7. Прядеин В.П. Ответственность как системное качество личности: Учеб. пособие. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2001. - 209 с.

8. Муздыбаев К. Психология ответственности. - Л., 1983.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВЛАДАНИЯ СТУДЕНТОВ СО СТРЕССОМ, АССОЦИИРОВАННЫМ С ПАНДЕМИЕЙ COVID-19

Леоненко Наталия Олеговна (Санкт-Петербург, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии и психологической помощи, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. E-mail: sfleo@mail.ru

Аннотация. Психологическое содержание совладания студентов со стрессом операционали-зировано в характеристиках жизнестойкости. В качестве индикатора совладания используется показатель качества сна. У респондентов без нарушения сна выявлены высокий уровень показателей осмысленности жизни, жизнестойкости, толерантность к неопределенности, спокойствие как актуальное психическое состояние. Данные характеристики рассматриваются в качестве предиктора успешного совладания и мишени оказания психологической помощи.

Ключевые слова: жизнестойкость, студенческий возраст, пандемия COVID-19, совладание, толерантность к неопределенности, смысловая регуляция, инсомния.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF COPING OF STUDENTS WITH STRESS ASSOCIATED WITH PANDEMIC COVID 19

Leonenko Natalia Olegovna (St. Petersburg, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Clinical Psychology and Psychological Assistance, The Herzen State Pedagogical University of Russia. E-mail: sfleo@mail.ru

Abstract. The psychological content of the coping of students with stress is operationalized in the characteristics of hardiness. A sleep quality indicator is used as a coping indicator. Respondents without sleep disturbance revealed a high level of indicators of meaningful life, resilience, tolerance to uncertainty, calm as an actual mental state. These characteristics are considered as a predictor of successful coping and a target for providing psychological assistance.

Keywords: hardiness, student age, pandemic COVID-19, coping, tolerance to the uncertainty, semantic regulation, insomnia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.