деформация, которую сопровождает эмоциональное выгорание, в сфере профессий «человек-человек, имеет экзистенциальную природу. Если есть духовная составляющая в работе врача, то нет и эмоционального выгорания.
В психотерапевтической практике известны феномены переноса и контрпереноса как проекции испытываемых ранее чувств и отношений, помогающих или мешающих терапевтическому процессу. В обоих случаях используется механизм отреа-гирования.
Кроме бессознательных явлений переноса и контрпереноса, существует реальное общение между врачом и больным, которое представляет собой связь между двумя взрослыми людьми, вступившими в «терапевтический союз». В такой модели переносу, подразумевающему проекции, противопоставляется подлинное общение. При этом симпатии и антипатии, проявляющиеся в процессе общения, оправданны и продиктованы реальным поведением партнера. Возникающие реакции переноса и контрпереноса служат терапевтическим инструментом для настройки на внутренний мир пациента. В этой модели механизм отреагирования может служить мостиком для возникновения диалога. Если учесть, что данные феномены являются внутренними откликами чувств, интериоризиро-ванных мыслительных форм пациента и психотерапевта, закономерен вопрос: можем ли мы говорить о присутствии внутреннего диалога во время психотерапевтического процесса общения. На наш взгляд, отреагирование эмоций невозможно без мыслительного и речевого сопровождения внутреннего диалога, сторонами которого является переживание чувств прошлого в человеке (объектно), вызванного значимыми другими при помощи психотерапевта (субъектно).
Г.В. Дьяконов отмечает, что проекцию можно рассматривать как перенос некоторого психического содержания в направлении от субъекта к объекту, а интроекцию - как перенос содержания от объекта к субъекту. Данное толкование проекции и интроекции как механизмов прямой и обратной связи субъекта и объекта (в нашем случае врача и клиента) как двуединства процессов «отношения» (от субъекта к объекту) и «приношения» (от объекта к субъекту) существенным образом обогащает общепсихологическое понимание психотерапевтического процесса, рассматриваемого традиционно однозначно феноменологически.
Следующим непременным условием диалога в общении психотерапевта, врача и пациента является личностный и духовный взаимный интерес. Такое общение может стать онтологическим механизмом развития личности, как пациента, так и психотерапевта. Подобное общение можно назвать общением душами, когда проблемы пациента психотерапевт воспринимает душой, сердцем. И это не означает принятие боли пациента на себя. Это
подразумевает проявление человечности, понимания человека, принятие его таким, какой он есть.
Г.В. Дьяконов утверждает, что механизм про-екций-интроекций имеет более глубокий характер, чем механизм анализа-синтеза, который является механизмом детерминации взаимодействия врача и больного в болезнецентрической парадигме, поскольку его содержанием является сам материал -больной, его болезнь, диагноз, лечебный процесс. Сама по себе личность пациента остается в стороне. Не случайно в парадигме «врач-больной» важен только процесс клинического и диагностического мышления. Во второй парадигме - здраво-центрической: «терапевт-клиент» - присутствует механизм проекций-интроекций, который может стать механизмом полноценного диалогического общения.
Подтверждение нашим рассуждениям мы нашли в великолепной работе Клауса Дернера «Хороший врач» (2006), «учебнике основной позиции врача», немецкого врача-психиатра, социолога и философа. Он выделяет три модели отношений врача-пациента: субъект-объект (паттерналистиче-ская позиция), объект-субъект позиция (обусловленная требованиями Другого, а именно: врача), субъект- субъект (позиция партнерства или противостояния). В третьей модели врач-субъект признает пациента также субъектом и делает возможной встречу на равном для обоих уровне. Дернер отмечает, что последняя приводит к возникновению этики диалога с общей целью победить болезнь. Недостаток этой модели заключается в том, что стороны не готовы довериться системе, пытаются превзойти друг друга, особенно в ситуации противников.
Таким образом, заключаем следующее: Диалог возможен в здравоцентрической парадигме, в которой главной мишенью оказывается не болезнь, а личность пациента. Механизм проекций-интроекций характерен для психологического диалога. Диалог возможен, когда феномены переноса и контрпереноса оказываются терапевтическим инструментом настройки на внутренний мир пациента. Духовно-ценностное общение врача и пациента является непременным условием развития их диалогического общения, способствующего личностному росту участников этого процесса. Диалогическое общение может стать онтологическим механизмом развития личности, как пациента, так и психотерапевта. Идентификация в психотерапевтической практике должна происходить на мыслительном уровне, а индивидуация (обособление) на эмоциональном. Врач, работая с пациентом, должен соблюдать границы перехода идентификации и индивидуации с учетом своего энергоинформационного потенциала и уровня духовного развития.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТАЖА СЛУЖБЫ
Н.Н. Смирнова, А.Г. Соловьев
Северный ГМУ, г. Архангельск
E-mail авторов: [email protected]
Резюме. Проведен анализ психологических особенностей сотрудников органов внутренних дел (ОВД) в зависимости от стажа службы. Определено, что длительность службы снижает частоту использования асоциальных действий, как стратегии выхода из стрессовых ситуаций, повышает самокритичность и эмоциональную напряженность. Предложено использование данных для психологического сопровождения сотрудников ОВД.
Ключевые слова: сотрудники органов внутренних дел, профессиональная деятельность, стаж службы, психологические особенности.
Работа в правоохранительных органах предъявляет высокие требования к психологическому состоянию сотрудников [1]. Экстремальный характер службы, а также ее продолжительность, могут привести к изменению психологических характеристик, способствовать развитию деструктивных проявлений [3]. Изучение личностных особенностей сотрудников ОВД оказывает значительную помощь при выявлении профессионально важных характеристик, необходимых для успешной работы в условиях экстремальной профессиональной деятельности [2]. В связи с этим актуальным является своевременный мониторинг психологического статуса сотрудников милиции в процессе службы.
Целью исследования явилось выявление психологических особенностей сотрудников ОВД в зависимости от стажа профессиональной деятельности.
Материал и методы.
Обследовано 120 сотрудников мужского пола районного ОВД г. Архангельска - милиции общественной безопасности и криминальной милиции, постоянно проживающих на Европейском Севере России, в возрасте 30 лет (Qi=25; Q3=36).
Для исследования психологических особенностей использовались методы: стандартизованного многофакторного исследования личности (СМИЛ), модифицированный Л.Н. Собчик [5], тест Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан [4], опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS) С. Хобфолла [6].
В зависимости от стажа службы сотрудники ОВД были разделены на группы: I - до 5 (40,8%), II - 5,5-10 (23,4%), III - 10,5 и более лет (35,8%).
Результаты и обсуждение.
Исследование самооценки с использованием методики Дембо-Рубинштейн показало, что, в целом, сотрудники милиции характеризовались на-
личием реалистической, адекватной самооценки, сравнительно высоким уровнем притязаний и достаточно высоким личностным потенциалом для дальнейшего развития. С увеличением службы указанные характеристики остаются относительно стабильными.
В зависимости от служебного стажа наблюдались некоторые изменения личностной структуры сотрудников. С его увеличением повышалась самокритичность, усиливалась эмоциональная напряженность, вероятно, связанная с часто испытываемым переутомлением и состоянием стресса, что и нашло отражение в повышении шкалы достоверности (p<0,05). Статистически значимо повысились баллы по шкале мужественности в III гр. по сравнению со II (p<0,05); тем не менее, данное повышение не превысило порог узкого коридора нормы и может отражать закономерные возрастные изменения мужского организма.
Анализ результатов по опроснику SACS выявил, что с увеличением срока службы сотрудники поменяли стиль своего поведения в стрессовых ситуациях только относительно применения асоциальных - жестоких, догматических, циничных и негуманных действий. Так, во II гр. проявилась тенденция к увеличению использования указанных действий, однако статистически не подтвержденная. В III гр. применение данной стратегии статистически значимо снизилось по сравнению с I и II гр. (p<0,05). Тем не менее, следует отметить, что данная стратегия, как и прежде, осталась при средней степени выраженности, что является важным показанием для психологической коррекции действий, используемых в профессиональной деятельности.
Таким образом, с увеличением продолжительности службы повышается самокритичность и эмоциональная напряженность сотрудников ОВД; частота применения асоциальных действий, как стратегии выхода из стрессовых ситуаций, снижается; уровень самооценки и притязаний - не изменяются. Полученные данные позволяют разрабатывать рекомендации по повышению эффективности оказания психологической помощи в условиях экстремальной профессиональной деятельности сотрудников ОВД.
Литература:
1. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы. - М.: Институт психологии РАН, 2006. - 623 с.
2. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. 2-е изд. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 511 с.
3. Коноплева, И.Н. Организация психологической подготовки сотрудников милиции к оперативно-служебной деятельности // Электронный журнал PSYE-
№ 1, 2011 Тюменский медицинский журнал
43
D^J.тa.20\0.№3.URL:http://psyjournals.ru/psyedu_^■u/201 0/п3/Копор1еуа^ш1 (дата обращения: 06.01.2011)
4. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб: Речь, 2001. - С. 363365, 549-551
5. Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ. - СПб.: Речь, 2004. - С. 24-80.
6. Сидоров П.И., Соловьев А.Г., Новикова И.А.Синдром профессионального выгорания: учебное пособие. -Архангельск: Северный ГМУ, 2007. - С. 148-163
ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ ТЕЛЕФОННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОТОВЫХ ОПЕРАТОРОВ
О.Н. Степанова, А. И. Чеперин, И.Н. Михайличенко
КПБ им. Н.Н. Солодникова, г. Омск
E-mail авторов: [email protected]
Статистические данные о суицидальной активности населения свидетельствуют о том, что из общего числа всех попыток самоубийства на долю лиц с психическими заболеваниями приходится лишь 8%, остальные 92% суицидов осуществляются психически здоровыми людьми, находящимися в кризисных ситуациях. Как острый, так и хронический стресс может привести к дезадаптации, резкой смене социальных позиций и глубокой перестройке личностных смыслов, а нередко - и к потере смысла существования. В связи с этим значительно возрастает риск совершения суицидальных попыток; люди с суицидальными намерениями находятся в состоянии чрезвычайного эмоционального напряжения, которое они не в силах разрешить сами. Данное обстоятельство актуализирует проблему развития доступной эффективной и качественно антикризисной помощи.
Особенностью медико-психологической помощи по телефону является то, что она оказывается анонимно, круглосуточно, бесплатно и конфиденциально. При этом эффективность воздействия зависит от незамедлительности предоставления психологической помощи, что значительно снижает остроту кризисного состояния и предупреждает возможность дальнейшего развития стрессового расстройства.
На территории Омской области уже в течение
18 лет в структуре Областной клинической психиатрической больницы работает суицидологическая служба с круглосуточным телефоном экстренной медико-психологической помощи. Консультирование осуществляется бригадой специалистов, состоящей из врача-психиатра, психотерапевта или психиатра-нарколога, в дневное время работает медицинский психолог.
В целях обеспечения доступности экстренной медико-психологической помощи жителям Омской области с февраля 2010 года выделены бесплатные трафики основными сотовыми операторами для «Телефона доверия», благодаря чему жители самых отдаленных уголков Омской области имеют возможность получать бесплатную квалифицированную антикризисную помощь в любое время суток.
Уже в первый месяц работы сотовой линии «Телефона доверия» воспользовались данной возможностью 298 абонентов сотовой связи, что составило 38,3% от всех обращений, в течение года также произошла замена номеров сотовых операторов на упрощенные, что, безусловно, способствовало увеличению количества обращений абонентов.
Анализируя работу суицидологической службы, следует отметить, что общее число обращений на телефон доверия составило в 2009 году 8318, а в 2010 году - 13396 (увеличение на 60%). Выросло и число проблемных обращений, оно составило 10579 против 7288 в 2009 году. Часто за информацией о «Телефоне доверия» обращаются родственники или близкие люди тех, кто находится в кризисном состоянии и активно нуждается в оказании психологической помощи, чтобы в последующем дать им возможность ее получения. Значительных изменений в структуре проблемных обращений не произошло: в количественном соотношении во всех группах произошло увеличение числа звонков при сохраняющейся относительной структуре обращений. Увеличилось число лиц с кризисными состояниями до 2960 (в 2009 году - 1019) и с суицидальным поведением до 365 (в 2009 году - 233). В группе проблемных обращений, как и в предыдущие годы, на первом месте остаются обращения по поводу здоровья (37%), на втором месте - проблемы зависимостей (12%), на третьем месте -семейно-супружеские (11%) и на четвертом - дет-ско-родительские проблемы (9%).
Продолжает увеличиваться число районов Омской области, из которых поступают обращения абонентов на «Телефон доверия». Особенно часто лица в кризисных состояниях звонят на сотовые операторы ТЕЛЕ 2, предложившие упрощенный и легко запоминающийся номер - 670. Отметим увеличение количества телефонных обращений от лиц, находящихся в кризисных состояниях и проживающих за границей РФ, как правило - бывших