Научная статья на тему 'Развитие кризисной помощи и проблемы при ее оказании (на опыте работы суицидологической службы г. Омска)'

Развитие кризисной помощи и проблемы при ее оказании (на опыте работы суицидологической службы г. Омска) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
325
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Суицидология
Область наук
Ключевые слова
СУИЦИД / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / SUICIDE / PSYCHOLOGICAL HELP

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чеперин А. И., Степанова О. Н., Михайличенко И. Н., Сазонова Л. А.

В последние годы в г. Омске активно и динамично развивается суицидологическая служба. Введена сотовая линия «Телефона доверия», открыты 2 кабинета, улучшена статистика, создана межведомственная рабочая группа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чеперин А. И., Степанова О. Н., Михайличенко И. Н., Сазонова Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF CRISIS CARE AND PROBLEMS WITH ITS DELIVERY (on the experience of sui

In recent years, in Omsk actively and dynamically suitsidologicheskaya service . Introduced cellular line "helpline" open 2 offices , improved statistics , an interdepartmental working group .

Текст научной работы на тему «Развитие кризисной помощи и проблемы при ее оказании (на опыте работы суицидологической службы г. Омска)»

РАЗВИТИЕ КРИЗИСНОЙ ПОМОЩИ И ПРОБЛЕМЫ ПРИ ЕЕ ОКАЗАНИИ (на опыте работы суицидологической службы г. Омска)

А.И. Чеперин, О.Н. Степанова, И.Н. Михайличенко, Л.А. Сазонова

Клиническая психиатрическая больница им. Н.Н. Солодникова, г. Омск E-mail авторов: okpb.buzoo@gmail.com

Суицидологическая служба, как подразделение клинической психиатрической службы города Омска, в этом году отметит 20-летие своего существования. Долгое время отделение было представлено одним круглосуточным каналом «Телефона доверия» и кабинетом медико - психологической помощи. С 2009 года, при активной поддержке Министерства здравоохранения Омской области, была проведена реорганизация службы.

В настоящее время оказание экстренной дистантной медико-психологической (кризисной) помощи ведется на дневном психологическом «Телефоне доверия», где работают медицинские психологи в дневное время, и круглосуточном «Телефоне доверия», где консультирует врач-психиатр, врач-психотерапевт или врач-нарколог круглосуточно и психолог, работающий в дневное время, один день в неделю, в дневное время консультируют православные священники. С 2009 г. на круглосуточном «Телефоне доверия» открыта сотовая линия - введены бесплатные трафики основными сотовыми операторами: МТС, ТЕЛЕ-2, Мегафон и Билайн. Это расширило возможности службы по оказанию кризисной помощи лицам, находящимся в кризисном, суицидоопасном состоянии и с суицидальным поведением. Теперь из любого района Области они могут незамедлительно получить профессиональную консультацию специалиста и кризисную помощь. Благодаря этому решению, количество обращений на «Телефон доверия» от кризисных пациентов в течение 2010 г. выросло на 160%, появились звонки из других регионов и даже из-за рубежа. Всего на сотовый канал «Телефона доверия» в 2010 г. принято 4496 звонков - это 33,6% от всех обращений.

Одной из задач службы является сбор и обработка статистической информации о суицидальных попытках и завершенных суицидах. Долгое время информация была неполной — сведения поступали только со Станции скорой помощи, токсикологического отделения Больницы скорой медицинской помощи (БСМП) и детской областной больницы, Бюро судебно - медицинской экспертизы и из некоторых ЛПУ города. В 2009 г. была организована работа «защищенного» рабочего места У1Р№1:, куда ежемесячно стекается вся информация по суицидам из ЛПУ города и районов Области. За последний год поступление сведений из 32 районов Омской области происходит регулярно и своевременно. Кроме того, была создана подпрограмма (по

форме 2150) в отделе АСУ больницы для подсчета числа больных, находящихся под диспансерным наблюдением и совершивших суицидальные попытки. Ведется учет суицидов по полу, возрасту и способу совершения суицида, в последнее время дополнительно введена рубрика «Алкогольное опьянение», поскольку количество суицидальных попыток, совершаемых в алкогольном опьянении, является значительным и продолжает расти.

Было заключено соглашение между УВД Омской области и БУЗ ОО «КПБ им. Н.Н. Солодни-кова» об организации взаимного обмена информацией по электронной почте на базе интегрированного банка данных УВД по Омской области, что позволило проанализировать достоверность получаемых службою сведений о попытках и завершенных суицидах. При сопоставлении сведений из УВД и суицидологической службы установлено, что количество суицидов по данным суицидологической службы значительно превышает данные из УВД. Например, в августе 2011 г. в службе зарегистрировано 108 случаев суицидальных попыток и завершенных суицидов, за этот же период по сведениям из УВД их было -56, совпали сведения в 30% случаев. Исходя из того, что информация, поступающая от сотрудников правоохранительных органов, является достоверной и подтверждается протоколами обследования мест происшествия и сведениями, получаемыми от родственников и самих суици-дентов, мы предположили, что часть сведений, поступающих в службу, например, из токсикологического отделения БСМП или со Станции скорой медицинской помощи являются завышенными. Это объясняется тем, что, используемые нами для статистики сведения при поступлении пациентов, часто при выписке не подтверждаются и являются субъективными, используемый сотрудниками скорой помощи термин «суицидальный настрой» и, передаваемый как «суицидальная попытка», не подтверждается при беседе с психиатром. Мы считаем, что получение полной и достоверной информации о суицидальных попытках и завершенных суицидах по городу Омску и Омской области возможно только при объединении усилий суицидологической службы и УВД.

Создана Межведомственная рабочая группа по взаимодействию в целях предупреждения социально-стрессовых расстройств, кризисных состояний и суицидального поведения среди населения Омской области. В состав группы вошли представители Министерства здраво-

Суицидология № 2, 250

охранения Омской области, Министерства труда и социального развития Омской области, Министерства культуры Омской области, Министерства образования Омской области, Министерства по делам молодежи, физической культуре и спорту Омской области. Результатом работы группы явилось создание единого Паспорта служб, оказывающих кризисную помощь населению города Омска и Омской области. На расширенном заседании Межведомственной рабочей группы обсуждались вопросы алгоритма действия консультантов «Телефонов доверия» в сложных кризисных и суицидоопасных состояниях с привлечением служб экстренного реагирования МЧС и полиции, взаимодействия консультантов различных служб при оказании помощи, вопросы обучения специалистов, оказывающих кризисную помощь, разработка единого кодификатора обращений на «Телефон доверия», создание единой базы и системы учета суицидов и суицидальных попыток.

РАЗВИТИЕ КРИЗИСНОЙ ПОМОЩИ И ПРОБЛЕМЫ ПРИ ЕЕ ОКАЗАНИИ (на опыте

работы суицидологической службы г. Омска)

А. И. Чеперин, О Н. Степанова, И.Н. Михайличенко, Л.А. Сазонова

КПБ им. Н.Н. Солодникова, г. Омск

В последние годы в г. Омске активно и динамично развивается суицидологическая служба. Введена сотовая линия «Телефона доверия», открыты 2 кабинета, улучшена статистика, создана межведомственная рабочая группа.

Ключевые слова: суицид, психологическая помощь.

THE DEVELOPMENT OF CRISIS CARE AND PROBLEMS WITH ITS DELIVERY (ON THE EXPERIENCE OF SUIODAL SERVICE OMSK)

A.I. Cheperin, O. Stepanov, I.N. Mickle, L.A. Sazonov

Clinical Psychiatric Hospital, Omsk, Russia

In recent years, in Omsk actively and dynamically suitsidologicheskaya service. Introduced cellular line "helpline" open 2 offices, improved statistics, an interdepartmental working group.

Keywords: suicide, psychological help.

ОРГАНИЗАЦИЯ КАБИНЕТА «ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ» В СТРУКТУРЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ДИСПАНСЕРА №1

А.Ф. Давыденко, Н.Б. Семенова, Ю.Н. Щеглова, Е.Е. Долгушина, Е.С. Коцарева, М.Н. Кузьмина, О.В. Тропина, Г.Р. Гайнутдинова

Красноярский краевой психоневрологический диспансер №1, г. Красноярск

E-mail авторов: www.terpsihora6664@rambler.ru

Телефонная помощь для людей, находящихся в состоянии психологического кризиса или решивших расстаться с жизнью, была открыта 6 сентября 2010 года на базе краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения Красноярского краевого психоневрологического диспансера №1. Телефон доверия представляет собой телефонную службу, куда может обратиться нуждающийся абонент в поисках потенциального помощника по поводу возникшей проблемы или затрудненной жизненной ситуации, чтобы обсудить её или найти способ разрешения.

Актуальностью телефонной службы является, то что человек, который находится в кризисной ситуации и нуждающийся в экстренной психологической помощи и поддержке, может её получить не выходя из дома, анонимно, круглосуточно и бесплатно. Задачами службы является: оказание экстренной психологической помощи; эмоциональная поддержка; профилактика суицида; помощь в принятии решения в сложной жизненной ситуации; предоставление информации об организациях и социальных службах, куда может обратиться абонент.

Служба телефона доверия является первым звеном профилактики суицида, куда может обратиться абонент с суицидальными тенденциями или родственники, опасающиеся за близкого человека. Ведущая форма помощи - это беседа, собственно установление контакта между абонентом и консультантом, а так же действия предпринимаемые консультантом в целях изменения состояния и помощи в разрешении ситуации абонента.

Консультирование осуществляется бригадой специалистов, состоящей из медицинских психологов, врача психиатра и психотерапевта. График работы медицинских психологов является круглосуточным, посменным, врач психиатр и психотерапевт принимают звонки в определенные часы. Также введена услуга очного, анонимного консультирования у врача психотерапевта амбулаторного приема в психоневрологическом диспансере для абонентов телефона доверия. Уникальность этой услуги в том, что клиент имеет право выбора дальнейшего лечения: анонимного, платного консультирования, либо согласие на заведение карточки.

48

Суицидология № 2, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.