Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЙ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЙ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
94
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / СТРАТЕГИИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ / СТУДЕНЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бортякова В.А.

В статье приведены результаты теоретического и эмпирического исследования психологических особенностей реализации стратегий конфликтного поведения современной студенческой молодежи. Показана взаимосвязь уровня конфликтности и доминирующих стратегий поведения в конфликте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF IMPLEMENTATION OF STRATEGIES OF CONFLICT BEHAVIOR OF STUDENT YOUTH

The article presents the results of a theoretical and empirical study of the psychological features of the implementation of conflict behavior strategies for modern student youth. The relationship between the level of conflict and the dominant strategies of behavior in the conflict is shown.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЙ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

доминирующей стратегией поведения «избегание» Более того, высокие показатели агрессивности объясняются проявлением еще одной стратегии как соперничество.

Использованные источники:

1. Анцупов, А. Я. Конфликтология: учебник для вузов. 3-е изд. / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - СПб: Питер, 2007

2. Кармин, А.С. Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. - СПб.: Лань, 1999

3. Социальные конфликты в современном обществе / под ред. С.В. Пронина [и др.] - М.: Наука, 1993

УДК 159. 922. 7(045)

Бортякова В. А. Bortyakova V.A.

научный руководитель: Король О.Ф., к.психол.н.

доцент

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЙ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ

МОЛОДЕЖИ

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF IMPLEMENTATION OF STRATEGIES OF CONFLICT BEHAVIOR OF STUDENT YOUTH Аннотация: в статье приведены результаты теоретического и эмпирического исследования психологических особенностей реализации стратегий конфликтного поведения современной студенческой молодежи. Показана взаимосвязь уровня конфликтности и доминирующих стратегий поведения в конфликте.

Abstract: The article presents the results of a theoretical and empirical study of the psychological features of the implementation of conflict behavior strategies for modern student youth. The relationship between the level of conflict and the dominant strategies of behavior in the conflict is shown.

Ключевые слова: конфликт, стратегии конфликтного поведения, студенчество.

Keywords: conflict, conflict behavior strategies, students.

Актуальность исследования, психологических особенностей стратегий поведения студентов в ситуациях конфликта, с одной стороны обусловлена недостаточной изученностью закономерностей и механизмов социально - психологического развития студенчества, особенностей его поведения в конфликте в современный период и теоретической, и практической значимостью данной проблематики, с другой.

Цель статьи: изучение психологических особенностей реализации стратегий конфликтного поведения студенческой молодежи.

Изложение основного материала. Исследования в этой области

значимы в связи с тем, что возраст студенчества - это период хронических стрессогенных воздействий, высокого психологического напряжения, которое обусловлено рядом психо-травмирующих факторов. Это может быть, неопределенность, проблемы адаптации, неспособность к решению личностных проблем и др., это период кризисов различной типологии (возрастной кризис, профессиональный, кризис идентичности). В связи с этим исследование особенностей психологических стратегий конфликтного поведения приобретает важное практическое значение и способствует оптимизации развития социально - компетентных молодых людей в нашей стране.

В психологической науке проведено большое количество научных исследований, которые посвящены психологии конфликта и особенностям конфликтного поведения. Феноменологический анализ конфликтного поведения, анализ определения терминов конфликт и конфликтность, обобщены результаты эмпирических исследований в этой области, что позволяет говорить о том, что специфические стили поведения в конфликте являются определяющими, прежде всего, психологические особенности личности как целостной индивидуальности [2]. При этом в качестве основных детерминирующих факторов поведения в конфликтной ситуации, выступают свойства всех уровней индивидуальности (личностной, субъектной, индивидной) в единстве и взаимосвязи.

В студенческом возрасте происходит закономерная смена социальных ролей, изменяется внешность, функции и способы восприятия себя и внешнего мира порождает внутренний беспорядок, и приводят к определенному искажению идентичности, т. е. устойчивости внутреннего образа «Я» [5]. Молодые люди находятся в конфликтном состоянии не только с окружающим миром, но и самими собой, пытаясь понять, кем он стал, уже не ребенок, но и не взрослый. Перед взрослеющим человеком возникает множество задач, которые в свою очередь затрудняют идентификацию [3].

Совпадение кризисов на этапе студенчества, безусловно, влияет на поведение молодых людей и особенности их взаимодействия с другими людьми. Конфликтное поведение - это форма взаимодействия, которую молодые люди довольно часто используют в общении друг с другом.

Частота конфликтных ситуаций в студенческой среде взаимосвязана с динамикой жизни на данном возрастном этапе и высокой социальной активностью студентов с окружающими, которая представляет собой установление отношений в различных сферах жизни, увеличение межличностных связей, становление и реализация новых социальных ролей. Чем больше студент общается, тем с большим количеством интересов, целей и ценностей разных людей ему приходится сталкиваться, что может привести к конфликтному взаимодействию, поскольку объективно цели и интересы разных людей не всегда совпадают. В этом отношении, можно согласиться с К. А. Абульхановой-Славской в утверждении о том, что не

существует общения, которое содержало бы только согласие, сочувствие, симпатию и доверие, поскольку человеческие взаимоотношения в процессе своего построения проходит через ряд противоречий [1].

Стилевые особенности поведения личности в ситуации конфликта определяются рядом факторов и условий: 1) мерой реализации своих интересов (личных или групповых) и степенью активности либо пассивности в их отстаивании; 2) на стиль поведения в конфликтной ситуации существенно оказывает влияние стремление удовлетворить или не удовлетворить интересы других участников (оппонентов) конфликтной ситуации, а также то, какие существуют приоритеты в действиях для отдельных лиц, социальных групп - индивидуальные или групповые [3]. Доминирующая стратегия поведения в ситуации конфликта зависит от разнообразных факторов и условий: индивидуально-личностные особенности участников конфликта, степень нанесенного оппоненту ущерба и собственного ущерба, наличие ресурсов для решения ситуации конфликта, социальный статус участников конфликта, предполагаемые последствия, значение решаемой проблемы, длительность конфликта во времени и др.

Более подробно стратегии были изучены и описаны Кеннетом Томасом и Ральфом Килменном, которые представили пять стратегий поведения в ситуации конфликта и представили их в графической форме. эта модель получила название: сетка Томаса-Килменна [4]. Согласно теории поведение в ситуации конфликта выстраивается в пространстве, которое задано системой координат, вертикальная ось - показатель степени настойчивости в удовлетворении своих интересов, свидетельствующая о приоритетности результатов, а по горизонтальной оси - показатели степени возможной уступчивости в удовлетворении интересов и потребностей других участников конфликта, свидетельствующая о важности взаимоотношений. Таким образом, минимальная (нулевая) заинтересованность по обеим осям, в точке пересечения относится к стратегии «избегание». Максимальная по вертикальной оси - относится к стратегии «соперничество», по горизонтальной - относится к стратегии «приспособление». Сочетание максимальной заинтересованности по обеим осям принадлежит стратегии «сотрудничество», срединное положение принадлежит стратегии по типу «компромисс», для которой равнозначно важны мотивы и достижения результата, и сохранения отношений.

В результате эмпирического исследования мы сопоставили, частоту конфликтных ситуаций студентов с доминирующими стратегиями поведения в ситуации конфликта. В результате установлено, что существуют статистически достоверные различия (при р=0,05) в реализации стратегий поведения в конфликтной ситуации студентов с различной частотой конфликтов в студенческой среде.

На основе анализа статистически достоверных различий (при р=0,05) установлено, что на курсах обучения с различной частотой конфликтных ситуаций наблюдается использование всего диапазона стратегий поведения в

конфликтной ситуации. Однако, обнаружены разные доминирующие стратегии в поведении в ситуации конфликта на курсах с высокой и низкой частотой конфликтных ситуаций. Студенты на курсах обучения, которые часто вступают в конфликтные ситуации, реализуя такие стратегии как: «соперничество» (при р=0,05), и «компромисс» (при р=0,05), которые являются различными по своей эффективности и направленности. Соперничество, как известно, является малоэффективной стратегией поведения в конфликте, оно направленно на удовлетворение интересов и потребностей лишь одной стороны конфликта, сотрудничество и компромисс - наиболее эффективны, они направленны на полное или частичное удовлетворение интересов и потребностей обеих сторон конфликта. На курсах с низкой частотой конфликтов доминирующей является индифферентная стратегия поведения в конфликтной ситуации -«избегание», направленное на уход из конфликта, без разрешения возникшего противоречия и удовлетворения собственных интересов и потребностей.

Вывод. Студенты с высокой частотой участия в конфликтных ситуациях чаще проявляют в качестве доминирующий стратегии -«конкуренцию», а студенты с низкой частой конфликтов стратегии -«избегание».

Использованные источники:

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1980. - 335 с.

2. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды : в 2 т. / Акад. пед. наук СССР. — М. : Педагогика, 1980. — (Труды действительных членов и членов-корреспондентов Акад. пед. наук СССР). Т. 2 / под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова, Н. В. Кузьминой. — 1980. — 286

3. Решмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Х. Решмидт. - М.:Мир, 1994. - 319 с.

4. Уткин Э.А. Конфликтология / Уткин Э.А. - М., Тандем, 2000.

5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. — М.: Прогресс, 1992. - 419 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.