Научная статья на тему 'Психологические особенности развития мотивации студентов в достижении успеха в образовательном процессе'

Психологические особенности развития мотивации студентов в достижении успеха в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ВЫБОР / СИСТЕМА / СТУДЕНТЫ / МОТИВ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ / БИОЛОГИЧЕСКИЙ / ПОВЕДЕНИЕ / ИНТЕРЕСЫ / ПОТРЕБНОСТИ / СЛОЖНЫЙ / МЕТОД / СОЦИАЛЬНЫЙ / MOTIVATION / CHOICE / SYSTEM / STUDENTS / MOTIVE / EMOTIONAL / BIOLOGICAL / BEHAVIOR / INTERESTS / NEEDS / COMPLEX / METHOD / SOCIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хосилов Мислиддин Шарипович

Данная статья рассматривает вопросы психологических особенностей развития мотивации студентов в достижении успеха в образовательном процессе. По мнению автора, мотивация основывается на мотивах, под которыми имеются в виду конкретные побуждения, стимулы, заставляющие личность действовать и совершать поступки. Если говорить о мотивации студентов, то она представляет собой процессы, методы и средства их побуждения к познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. В качестве мотивов могут выступать в связке эмоции и стремления, интересы и потребности, идеалы и установки. Поэтому мотивы представляют собой сложные динамические системы, в которых осуществляются выбор и принятие решений, анализ и оценка выбора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGIC FEATURES OF STUDENTS’ MOTIVATION DVELOPMENT IN ACHIEVING SUCCESS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The article under discussion considers the issues of psychological peculiarities of development of students' motivation in achieving success in the educational process. In the author's opinion, motivation is an internal energy, including human activity in life and at work. It is based on motives, by which we mean specific motives, stimuli that make a person act and do things. Speaking about students' motivation, it represents processes, methods and means of their motivation to cognitive activity, active development of educational content. Motives can be a combination of emotions and aspirations, interests and needs, ideals and attitudes. Motives are therefore complex dynamic systems in which choices and decision-making, analysis and evaluation of choices are made.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности развития мотивации студентов в достижении успеха в образовательном процессе»

Список литературы /References

1. Идея национальной независимости: основные понятия и принципы.Ташкент. Узбекистан, 2001. С. 3-7.

2. Новейший социологический словарь. Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин и др. Книжный дом, 2010. С. 34-38.

3. Эркаев А. Глобализация: информационная атака и популярная культура. Мысль, 2008. № 4. С. 45-49.

4. Эргашев У.А., Уринбаева М.С., Умурзаков А.М. Рынок и нравственность // Проблемы Науки, 2019. № 10 (143). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rynok-i-nravstvennost/ (дата обращения: 04.12.2019).

5. Азимов У.А., Умурзаков А.М., Абдурахмонов Г.З. Духовное мировоззрение и его влияние на национальные ценности // Вестник науки и образования, 2019. № 19-3 (73). [Электронный ресурс]. Режим доступа: КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovnoe-mirovozzrenie-i-ego-vliyanie-na-natsionalnye-tsennosti/ (дата обращения: 04.12.2019).

6. Олтмишева Н.Г., Эргашев У.А. Нравственное сознание и поведение молодежи в современных условиях // Проблемы Науки, 2019. № 11-1 (144). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nravstvennoe-soznanie-i-povedenie-molodezhi-v-sovremennyh-usloviyah/ (дата обращения: 04.12.2019).

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ В ДОСТИЖЕНИИ УСПЕХА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Хосилов М.Ш. Email: [email protected]

Хосилов Мислиддин Шарипович - преподаватель, кафедра общественных наук, факультет механики - машиностроения, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: данная статья рассматривает вопросы психологических особенностей развития мотивации студентов в достижении успеха в образовательном процессе. По мнению автора, мотивация основывается на мотивах, под которыми имеются в виду конкретные побуждения, стимулы, заставляющие личность действовать и совершать поступки. Если говорить о мотивации студентов, то она представляет собой процессы, методы и средства их побуждения к познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. В качестве мотивов могут выступать в связке эмоции и стремления, интересы и потребности, идеалы и установки. Поэтому мотивы представляют собой сложные динамические системы, в которых осуществляются выбор и принятие решений, анализ и оценка выбора. Ключевые слова: мотивация, выбор, система, студенты, мотив, эмоциональный, биологический, поведение, интересы, потребности, сложный, метод, социальный.

PSYCHOLOGIC FEATURES OF STUDENTS' MOTIVATION DVELOPMENT IN ACHIEVING SUCCESS IN THE EDUCATIONAL

PROCESS Khosilov M.Sh.

Khosilov Misliddin Sharipovich - Teacher, SOCIAL SCIENCES DEPARTMENT, MECHANICS - MACHINE BUILDING FACULTY, FERGHANA POLYTECHNIC INSTITUTE, FERGHANA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article under discussion considers the issues of psychological peculiarities of development of students' motivation in achieving success in the educational process. In the author's opinion, motivation is an internal energy, including human activity in life and at work. It is based on motives, by which we mean specific motives, stimuli that make a person act and do things. Speaking about students' motivation, it represents processes, methods and means of their motivation to cognitive activity, active development of educational content. Motives can be a combination of emotions and aspirations, interests and needs, ideals and attitudes. Motives are therefore complex dynamic systems in which choices and decision-making, analysis and evaluation of choices are made.

Keywords: motivation, choice, system, students, motive, emotional, biological, behavior, interests, needs, complex, method, social.

УДК 304.2

Мотивация определяется как процесс, которая инициирует, направляет и поддерживает целенаправленное поведение. Мотивация - это то, что заставляет вас действовать. Мотивация включает в себя биологические, эмоциональные, социальные и когнитивные силы, которые активируют поведение. В повседневном использовании термин мотивация часто используется для описания того, почему человек совершает определенное действие [1].

Мотивация не просто относится к факторам, которые активируют поведение; это также включает факторы, которые направляют и поддерживают эти целенаправленные действия. Такие мотивы редко наблюдаются напрямую. Психолог предлагают разные теории мотивации, в том числе теории влечений, инстинктов и гуманистические теории. Есть три основных компонента мотивации: активация, настойчивость и интенсивность.

Активация включает в себя решение начать поведение, например, записаться на курс по психологии.

Упорство - это постоянное стремление к цели, хотя могут существовать препятствия. Примером настойчивости может быть усвоение курса по психологии для достижения определенной цели, хотя это требует значительных затрат времени, энергии и ресурсов.

Интенсивность можно увидеть в концентрации внимания и энергии, которая также направлена на достижение цели. Например, один студент может без особых усилий отставать, а другой студент будет регулярно учиться, участвовать в дискуссиях и использовать возможности исследований вне аудитории. Первому студенту не хватает интенсивности, в то время как второй преследует свои образовательные цели с большей интенсивностью [2].

Что же на самом деле побуждает нас действовать? Психологи предложили разные теории для объяснения мотивации:

• Инстинкты: инстинктивная теория мотивации предполагает, что поведение мотивируется инстинктами, которые являются фиксированными и врожденными моделями поведения. Психологи, включая Уильяма Джеймса, Зигмунда Фрейда, предложили ряд основных человеческих побуждений, которые мотивируют поведение. Такие инстинкты могут включать биологические инстинкты, которые важны для выживания организма, такие как страх, чистота и любовь.

• Стимулы и потребности: многие из действий, таких как еда, питье и сон, мотивированы биологией. У любого живого существа есть биологическая потребность в еде, воде и сне. Таким образом, люди мотивированы есть, пить и спать. Теория побуждения предполагает, что у людей есть базовые биологические побуждения и, что поведение мотивируется необходимостью выполнять эти побуждения.

Мотивация для студентов является наиболее эффективным способом улучшить процесс обучения. Мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения материала. Мотивация к обучению достаточно непростой и неоднозначный процесс изменения отношения личности, как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу. Мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, в том числе, и в процессе формирования будущего профессионала.

Мотивация влияет на успеваемость студентов в зависимости от их характера. Студенты мотивированы по своей природе, если они любят или наслаждаются тем, что делают, даже если за это нет вознаграждения или стимула. Учителя часто поощряют внутреннюю мотивацию, поскольку в долгосрочной перспективе она. приносит больше преимуществ студентам в будущем. Некоторые планы действий по повышению внутренней мотивации включают стимулирование интересов студентов, удовлетворение их любопытства, оказание помощи обучающимся в постановке целей и обеспечение того, чтобы они действительно учились в ходе этого процесса. Помимо внутренней мотивации, полезным может оказаться и внешняя мотивация. Однако это следует использовать только в том случае, если студенты не заинтересованы в том, что им нужно сделать или чему они должны научиться. Мотивация извне может помочь в развитии внутренней мотивации, если студенты не просто выполняют свои задачи из-за вознаграждения, но, как правило, наслаждаются и чувствуют себя комфортно в изучении этих "неинтересных" вещей [3].

Мотивация поднимает энтузиазм студентов по отношению к представленным им мероприятиям. Как только они мотивированы для достижения чего-то, выполняя поставленные задачи, они в конечном итоге приложат все свои усилия, время и энергию. Таким образом, студенты становятся решительными или настойчивыми в достижении целей, даже если это не в их интересах. Но некоторые студенты могут испытывать апатию по отношению к обучению, когда: они боятся неудачи; когда они не чувствуют важности обучения; когда у них возникают эмоциональные проблемы или когда им требуется особое внимание. Согласно некоторым исследованиям, мотивация студентов к обучению или приобретению нового набора навыков может измениться за короткий промежуток времени или с некоторыми препятствиями на этом пути. Следовательно, в качестве мотивов могут выступать в связке эмоции и стремления, интересы и потребности, идеалы и установки. Поэтому мотивы представляют собой сложные динамические системы, в которых осуществляются выбор и принятие решений, анализ и оценка выбора.

Список литературы /References

7. Эргашев У.А., Уринбаева М.С., Умурзаков А.М. Рынок и нравственность // Проблемы Науки, 2019. № 10 (143). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/rynok-i-nravstvennost/ (дата обращения: 11.12.2019).

8. Азимов У.А., Умурзаков А.М., Абдурахмонов Г.З. Духовное мировоззрение и его влияние на национальные ценности // Вестник науки и образования, 2019. № 19-3 (73). [Электронный ресурс]. Режим доступа: КиберЛенинка: https://cyberleninka.rUartide/n/duhovnoe-mirovozzrenie-i-ego-vliyanie-na-natsionalnye-tsennosti/ (дата обращения: 11.12.2019).

9. Олтмишева Н.Г., Эргашев У.А. Нравственное сознание и поведение молодежи в современных условиях // Проблемы Науки, 2019. № 11-1 (144). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7nravstvennoe-soznanie-i-povedenie-molodezhi-v-sovremennyh-usloviyah/ (дата обращения: 11.12.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.