Научная статья на тему 'Влияние различных факторов на процесс обучения студентов'

Влияние различных факторов на процесс обучения студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
733
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОР / ВЛИЯНИЕ / ПРОЦЕСС / ОБУЧЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРИНЦИП / FACTOR / INFLUENCE / PROCESS / LEARNING / PSYCHOLOGICAL FEATURES / INTELLECTUAL DEVELOPMENT / EMOTIONAL DEVELOPMENT / PRINCIPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умурзаков Ахмаджон Махамадович

В данной статье рассматривается влияние различных факторов на процесс обучения студентов. Автор статьи считает, что как бы разнообразны ни были рассмотренные учебные ситуации, концепции обучения, виды учебных и обучающих действий, мотивы и источники учебной деятельности, все они имеют нечто общее. Их конечная задача направить усилия студента на то, чтобы чему-то научиться. Если нет усилий, направленных к учебной цели, то нет и самого учения. В статье раскрывается проблема усвоения материала, в процессе которого приоритетом являются и интеллектуальные особенности учащихся. Приведены внутренние и внешние факторы, определяющие успешность обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF DIFFERENT FACTORS ON THE PROCESS OF STUDENTS’ EDUCATION

In the article under discussion depicts the influence of various factors on the process of students' education. The author of the article believes that no matter how diverse the considered learning situations, learning concepts, types of learning and teaching activities, motives and sources of learning activities, they all have something in common. Their final task is to direct the student's efforts to learn something. If there is no effort to achieve the learning objective, then there is no teaching itself. The target article reveals the problem of mastering the material, in which the priority is given to the intellectual peculiarities of the students. Internal and external factors determining the success of learning are given.

Текст научной работы на тему «Влияние различных факторов на процесс обучения студентов»

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ НА ПРОЦЕСС

ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ Умурзаков А.М. Email: [email protected]

Умурзаков Ахмаджон Махамадович - преподаватель, кафедра общественных наук, факультет механики - машиностроения, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматривается влияние различных факторов на процесс обучения студентов. Автор статьи считает, что как бы разнообразны ни были рассмотренные учебные ситуации, концепции обучения, виды учебных и обучающих действий, мотивы и источники учебной деятельности, все они имеют нечто общее. Их конечная задача — направить усилия студента на то, чтобы чему-то научиться. Если нет усилий, направленных к учебной цели, то нет и самого учения. В статье раскрывается проблема усвоения материала, в процессе которого приоритетом являются и интеллектуальные особенности учащихся. Приведены внутренние и внешние факторы, определяющие успешность обучения. Ключевые слова: фактор, влияние, процесс, обучение, психологические особенности, интеллектуальное развитие, эмоциональное развитие, принцип.

THE INFLUENCE OF DIFFERENT FACTORS ON THE PROCESS OF STUDENTS' EDUCATION Umurzakov A.M.

Umurzakov Akhmadjohn Makhamadovich - Teacher, SOCIAL SCIENCES DEPARTMENT, MECHANICS - MACHINE BUILDING FACULTY, FERGHANA POLYTECHNIC INSTITUTE, FERGHANA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in the article under discussion depicts the influence of various factors on the process of students' education. The author of the article believes that no matter how diverse the considered learning situations, learning concepts, types of learning and teaching activities, motives and sources of learning activities, they all have something in common. Their final task is to direct the student's efforts to learn something. If there is no effort to achieve the learning objective, then there is no teaching itself. The target article reveals the problem of mastering the material, in which the priority is given to the intellectual peculiarities of the students. Internal and external factors determining the success of learning are given.

Keywords: factor, influence, process, learning, psychological features, intellectual development, emotional development, principle.

УДК 304.2

Успешность, темп и направленность процесса обучения во многом зависят от организации учебной деятельности обучаемого, его непосредственной работы, направленной на понимание материала, его осмысление, заучивание, использование для решения различных задач. На этот процесс влияют как внутренние, так и внешние факторы. К внутренним относятся: психологические особенности человека, влияющие на своеобразие выполнения деятельности, а также мотивация. Она во многом определяет усилия, направляемые учащимся на изучение нового материала. Источниками мотивации активности человека могут быть потребности, как биологические, так и социальные. Ограничение того и другого ведет к дефектам интеллектуального, волевого и эмоционального развития и порождает такие отрицательные состояния, как утомление и скука, ни в коей мере не стимулирующие

учебную деятельность. Задача преподавателя - оценить имеющиеся потребности, опереться на стимулирующие обучение и нейтрализовать мешающие [1].

Установлено, что трудности в обучении студента могут быть обусловлены многими факторами, которые присущи самому студенту. Ниже перечислены некоторые из важных факторов, которые могут повлиять на процесс обучения:

• Интеллектуальный фактор

Этот термин относится к индивидуальному ментальному уровню. Успехи в учёбе, как правило, тесно связаны с уровнем интеллекта. Студенты с низким интеллектом часто сталкиваются с серьезными трудностями в овладении аудиторными заданиями. Низкий балл по одному предмету и его баллы по другим предметам указывают на возможное наличие особого недостатка.

• Психологические факторы

Отношение попадает под действие ментальных факторов, отношения складываются из органических и кинестетических элементов. Их не следует путать с эмоциями, которые характеризуются внутренними висцеральными нарушениями. Отношения более или менее определённого рода играют большую роль в психологической организации и общем поведении человека. Отношения также важны для развития личности. Среди этих установок огромный интерес, жизнерадостность, привязанность, предрассудки, открытость и преданность студентов. Отношения оказывают стимулирующее воздействие на скорость обучения и преподавания, а также на успеваемость в учёбе.

На эффективность ежедневной работы и скорость, с которой она достигается, влияет благоприятное психологическое отношение. Фактор интереса очень тесно связан по своей природе с фактором символического стремления и вознаграждения.

• Эмоциональные и социальные факторы

Личностные факторы, такие как инстинкты и эмоции, а также социальные факторы, такие как сотрудничество и соперничество, напрямую связаны со сложной психологией мотивации. Общепризнанным является тот факт, что различные реакции индивидуума на различные виды стимулов определяются самыми разными тенденциями. Некоторые из этих врожденных тенденций носят конструктивный характер, а другие вредны. По какой-то причине у студента может развиться неприязнь к какому-то предмету, потому что он может не осознавать его ценности или не иметь под собой оснований. Эта неприязнь приводит к плохому эмоциональному состоянию. Некоторые студенты находятся в состоянии постоянного несчастья из-за страха стать жертвами неодобрения со стороны своих преподавателей и одногруппников. Это нездоровое отношение в значительной степени влияет на процесс обучения. Часто это является результатом плохой подготовки студентов. Социальное недовольство возникает из знания или заблуждения о том, что человек ниже других по уровню благосостояния [2].

• Личность преподавателя

Преподаватель как индивидуальная личность является важным элементом учебной среды, неудач и успеха студента. То, как его личность взаимодействует с личностями обучающихся, помогает определить характер поведения, возникающего из учебной ситуации. Высокая оценка преподавателя заключается не в регулярном выполнении повседневных обязанностей, а в его способности вести за собой и вдохновлять студентов через влияние его нравственной личности и примера. Строго говоря, личность состоит из всех факторов, которые делают человека таким, какой он есть, сложным образцом характеристик, который отличает его от других в своем роде. Личность - это результат действия многих объединяющих сил.

Другими словами, личность человека представляет собой совокупность его физической внешности, умственных способностей, эмоционального поведения и отношения к другим людям. Эффективное преподавание и обучение - это результат интегрированной личности преподавателя.

• Экологический фактор

Физические условия, необходимые для обучения, зависят от факторов окружающей среды. Одним из факторов, влияющих на эффективность обучения, является состояние, в котором происходит обучение: аудитории, учебники, оборудование, учебные принадлежности и другие материалы.

В высшем учебном заведении и дома условия для обучения должны быть благоприятными и адекватными, чтобы преподавание давало желаемые результаты. Нельзя отрицать, что тип и качество учебных материалов и оборудования играют важную роль в эффективности преподавания в вузе.

Трудно выполнять хорошую работу по преподаванию в плохих зданиях и без соответствующего оборудования и учебных материалов [3].

Список литературы /References

1. Madaminov A.A., Abdurakhmonov G.Z., Sodikov S.S. Political technologies as a main factor of the society's development in globalization period // Вестник науки и образования, 2019. № 19-3 (73). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/political-technologies-as-a-main-factor-of-the-society-s-development-in-globalization-period/ (дата обращения: 12.12.2019).

2. Эргашев У.А., Уринбаева М.С., Умурзаков А.М. Рынок и нравственность // Проблемы Науки, 2019. № 10 (143). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/rynok-i-nravstvennost/ (дата обращения: 12.12.2019).

3. Азимов У.А., Умурзаков А.М., Абдурахмонов Г.З. Духовное мировоззрение и его влияние на национальные ценности // Вестник науки и образования, 2019. № 19-3 (73). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovnoe-mirovozzrenie-i-ego-vliyanie-na-natsionalnye-tsennosti/ (дата обращения: 12.12.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.