Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

3111
385
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ОДИНОЧЕСТВО / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Игнатович Светлана Сергеевна, Магдалинова Юлия Денисовна, Мамбеталина Алия Сактагановна

Введение . В статье освещена проблема эмоционального развития подростков. Вопрос гармоничного единства эмоций и когнитивных процессов является актуальным именно в этом возрасте. Отмечено, что особое значение приобретает проблема диагностики и развития эмоциональной сферы в подростковом возрасте. Подростковый возраст является главной ступенью для вхождения во взрослую жизнь, на которой происходят важнейшие изменения в жизни человека. Цель : выявить и охарактеризовать особенности эмоционального развития детей в подростковом возрасте. Методы . В статье использованы методы анализа, синтеза, обобщения, систематизации (для обобщения теоретико-методологических подходов и определения концептуальных основ исследования); методика исследования волевой саморегуляции А. Зверкова и Э. Эйдмана; методика В.В. Бойко; методика исследования импульсивности В. Лосенкова. Результаты . Выявлены психические новообразования эмоциональной сферы личности подростка, к которым относятся: повышенная эмоциональная возбудимость; большая устойчивость эмоциональных переживаний; основа дружбы - общность интересов и нравственных чувств; «комплекс эмоциональности»; появление эмоциональных переживаний и противоречивости чувств. Выводы и з аключение . В процессе взросления могут появиться эмоциональные нарушения, а как следствие - нарушения психики. Поэтому так важно в этом возрасте заложить здоровый эмоциональный фундамент, научить подростка заботиться о своих и чужих чувствах, не быть эмоционально чёрствым, а главное демонстрировать на собственном примере, не скрывая ничего, чтобы эмоциональный багаж все время пополнялся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Игнатович Светлана Сергеевна, Магдалинова Юлия Денисовна, Мамбеталина Алия Сактагановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE EMOTIONAL SPHERE AND MENTAL PROCESSES IN ADOLESCENCE

Introduction. The article highlights the problem of the emotional development of adolescents. The question of harmonious unity of emotions and cognitive processes is actual at this age. It is noted that the problem of diagnostics and development of the emotional sphere at the adolescent age acquires special value. Adolescence is the main stage for entering adulthood, at which the most important changes in human life occur. Objective: to identify and characterize the features of the emotional development of children in adolescence. Methods. The methods of analysis, synthesis, generalization, systematization (for generalization of theoretical and methodological approaches and determination of the conceptual foundations of the research); methods of research of volitional self-regulation A. Zverkov and E. Eidman; V. V. Boyko; methods of research of impulsiveness V. Losenkov. Results. Mental newformations in the emotional sphere of the adolescent personality were revealed, which include: increased emotional excitability; greater stability of emotional experiences; basis for friendship - common interests and moral feelings; "emotionality complex"; occurrence of emotional experiences and inconsistency of feelings. Conclusions and implications. In the process of growing up, emotional disorders may appear, and as a consequence - mental disorders. That is why it is so important at this age to lay a healthy emotional foundation, to teach the teenager to take care of their own and other people's feelings, not to be emotionally stale, and most importantly to demonstrate by example, without hiding anything, so that the emotional baggage is constantly replenished.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ»

Психологические науки Psychological Sciences

Научная статья

DOI: 10.17748/2686-9969-2023-6-1-2-170-191 УДК 316.6: 37

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ И ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Светлана Сергеевна Игнатович

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» канд., пед. наук., доц. каф. педагогики и психологии г. Краснодар, Россия https://orcid.org/0000-0003 -0479-6117 E-mail: ssign67@mail.ru

Юлия Денисовна Магдалинова

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-7005-195X E-mail: yuliaone2000@mail.ru

Алия Сактагановна Мамбеталина

Евразийский национальный университет (ЕНУ) им. Л. Гумилёва ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4158-8368 г. Нур-Султан, Казахстан E-mail: mambetalina@mail.ru

Аннотация. Введение. В статье освещена проблема эмоционального развития подростков. Вопрос гармоничного единства эмоций и когнитивных процессов является актуальным именно в этом возрасте. Отмечено, что особое значение приобретает проблема диагностики и развития эмоциональной сферы в подростковом возрасте. Подростковый возраст является главной ступенью для вхождения во взрослую жизнь, на которой происходят важнейшие изменения в жизни человека. Цель: выявить и охарактеризовать особенности эмоционального развития детей в подростковом возрасте.

Методы. В статье использованы методы анализа, синтеза, обобщения, систематизации (для обобщения теоретико-методологических подходов и определения концептуальных основ исследования); методика исследования волевой са-

морегуляции А. Зверкова и Э. Эйдмана; методика В.В. Бойко; методика исследования импульсивности В. Лосенкова.

Результаты. Выявлены психические новообразования эмоциональной сферы личности подростка, к которым относятся: повышенная эмоциональная возбудимость; большая устойчивость эмоциональных переживаний; основа дружбы - общность интересов и нравственных чувств; «комплекс эмоциональности»; появление эмоциональных переживаний и противоречивости чувств. Выводы и заключение. В процессе взросления могут появиться эмоциональные нарушения, а как следствие - нарушения психики. Поэтому так важно в этом возрасте заложить здоровый эмоциональный фундамент, научить подростка заботиться о своих и чужих чувствах, не быть эмоционально чёрствым, а главное демонстрировать на собственном примере, не скрывая ничего, чтобы эмоциональный багаж все время пополнялся.

Ключевые слова: подростковый возраст, одиночество, эмоциональная сфера, социальная ситуации развития

Для цитирования: Игнатович С.С., Магдалинова Ю.Д., Мамбеталина А.С. Психологические особенности развития эмоциональной сферы подростков // 2023. Том 6. № 1-2. С. 170-191 DOI: 10.17748/2686-9969-2023-6-1-2-170-191

Благодарность: благодарим анонимного рецензента за детальные и убедительные советы по совершенствованию данной статьи.

Original article

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE EMOTIONAL SPHERE AND MENTAL PROCESSES IN ADOLESCENCE

Svetlana S. Ignatovich

Kuban State University Krasnodar, Russia ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0479-6117 E-mail: ssign67@mail.ru

Julia D. Magdalinova

Kuban State University Krasnodar, Russia ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-7005-195X E-mail: yuliaone2000@mail.ru

Aliya S. Mambetalina

Eurasian National University (ENU) named after L. Gumilyov Nur-Sultan, Kazakhstan ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4158-8368 E-mail: mambetalina@mail.ru

Annotation. Introduction. The article highlights the problem of the emotional development of adolescents. The question of harmonious unity of emotions and cognitive processes is actual at this age. It is noted that the problem of diagnostics and development of the emotional sphere at the adolescent age acquires special value. Adolescence is the main stage for entering adulthood, at which the most important changes in human life occur. Objective: to identify and characterize the features of the emotional development of children in adolescence. Methods. The methods of analysis, synthesis, generalization, systematization (for generalization of theoretical and methodological approaches and determination of the conceptual foundations of the research); methods of research of volitional self-regulation A. Zverkov and E. Eidman; V. V. Boyko; methods of research of impulsiveness V. Losenkov.

Results. Mental newformations in the emotional sphere of the adolescent personality were revealed, which include: increased emotional excitability; greater stability of emotional experiences; basis for friendship - common interests and moral feelings; "emotionality complex"; occurrence of emotional experiences and inconsistency of feelings.

Conclusions and implications. In the process of growing up, emotional disorders may appear, and as a consequence - mental disorders. That is why it is so important at this age to lay a healthy emotional foundation, to teach the teenager to take care of their own and other people's feelings, not to be emotionally stale, and most importantly to demonstrate by example, without hiding anything, so that the emotional baggage is constantly replenished.

Keywords: adolescence, loneliness, emotional sphere, social situation of development

For citation: Ignatovich S.S., Magdalinova J.D., Mambetalina A.S. Psychological characteristics of the emotional sphere and mental processes in adolescence // Pedagogy: History, Prospects. 2023. Vol. 6. № 1-2. p. 170-191. (In Russ.). DOI: 10.17748/2686-9969-2023-6-1-2-170-191

Acknowledgement: We thank the anonymous reviewer for his detailed and persuasive advice on how to improve this article.

«Эмоции делают человека человеком, делают нас теми, кто мы есть.»

Роберт Кийосаки

«Старшие поколения росли с идеалами и жизненными ценностями. Их можно было принимать или нет, но они были. Жизнь сегодняшних подростков трагична.

У них сложилось ощущение своей ненужности в обществе. Чем в основном озабочены родители и педагоги?

Накормить, одеть, дать образование. Зачем, ради чего, как жить дальше? На эти вопросы нет ответов у старших, ни у самих подростков.»

А.Н. Тубельский

Введение.

В последнее время проблема эмоционального развития становится все более актуальной. Ученые считают этот возраст особенно эмоционально насыщенным, а исследования в этой сфере относятся к малоразработанным направлениям психологии. Преимущественное значение приобретает проблема диагностики и развития эмоциональной сферы в подростковом возрасте.

Возрастные особенности подросткового периода способствуют становлению внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта в рамках ведущей деятельности и социальной ситуации развития подростка, поэтому вопрос гармоничного единства эмоций и когнитивных процессов является актуальным именно в этом возрасте.

Подростковый возраст является важнейшей ступенью развития между детством и взрослостью, которая считается основополагающей в развитии личности. Синонимами к данному возрастному периоду ученые относят следующие прилагательные: «переходный», «переломный», «трудный», «критический». В момент перехода от одного периода жизни к другому происходят очень важные и сложные процессы. Эмоциональная сфера подростков наиболее чувствительна и отличается рядом особенностей, среди которых возбудимость, высокая чувствительность, тревожность, устойчивость эмоциональных переживаний, противоречивость чувств.

В результате перестройки организма и самосознания по всем направлениям развития происходит становление качественно новых образований:

- чувство взрослости и новые способы социального взаимодействия, влечение к общению со сверстниками;

- формирование нравственных ценностей и жизненных перспектив;

- осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов;

- формируются личностные смыслы жизни (общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее);

- сознательная регуляция поступков, умение считаться с чувствами и интересами других и способность идентифицировать себя с ними.

Подросток в процессе активного включения в общественную жизнь получает собственный опыт, «набивает шишки», и, благодаря этому, возникают новообразования. Центральным новообразованием в сфере чувств подростка выступает, так называемое, «чувство взрослости». Оно присуще каждому подростку, обозначающее субъективное переживание готовности быть полномочным и равноправным членом коллектива старшего поколения, стремление и возможность показать свою «взрослость», желание оказаться в глазах взрослого быть уважающей личностью. Как можно заметить проявление этого чувства? Ключевым признаком будет подражание внешним проявлениям взрослости, социальной и интеллектуальной зрелости.

Период общего созревания организма начинается с полового созревания. Активизация половых гормонов в организме подростка вызывает морфологические изменения - стремительный рост (у девушек раньше, но у мальчиков -сильнее), изменения внешности, развитие первичных и вторичных половых признаков. Также происходит усиление полового диморфизма различий между ребятами из-за активизации половых гормонов (тестостерона у мужчин и эстрогена у женщин). О.А. Бантышева считает, что от тестостерона зависит агрессивность, а эстроген обуславливает депрессию, поэтому степень агрессии и депрессии подростков сильно отличаются в зависимости от пола. У девочек в наибольшей степени выражены нарушения эмоционального плана. Это объясняется тем, что они слишком уязвимы, могут «ни с того, ни с сего» заплакать, у них непрерывно меняется настроение [1].

Ребятам-подросткам в большей степени, чем девушкам свойственна повышенная склонность к агрессии, риску, насилию («синдром молодого мужчины»). В ходе эволюции мужчины, рисковавшие, чтобы иметь власть и положение, в среднем имели больше детей, чем те, которые не рисковали. Разница между полами подтверждает то, что молодых мужчин -преступников в 10 раз больше, чем женщин, кроме того, это свойственно в большей степени молодым мужчинам, чем пожилым. Многие насильственные преступления спровоцированы неуважением, пренебрежением к их положению или местью за унижение.

Таким образом, биологи возражают против одностороннего взгляда психологов, что различия в поведении мальчиков и девочек формируются благода-

ря подражанию поведению взрослых, закреплению рефлексов и другим формам социального обучения.

Целью исследования было выявить и охарактеризовать особенности эмоционального развития детей в подростковом возрасте.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

1. На основе теоретико-методологического анализа проблемы рассмотреть

психологические особенности эмоциональной сферы и психических процессов в подростковом возрасте.

2. Выявить психологические особенности эмоциональной сферы в подростковом возрасте.

3. Охарактеризовать особенности работы психических процессов в подрост-

ковом возрасте.

Были рассмотрены различные взгляды психологов о самой сущности эмоций. Помимо этого также проблемным полем представлена и диагностическая сфера эмоций, поскольку они не имеют объективных методов исследования.

Однако эмоции диагностируются без привязки к предметному миру.

Е.А. Пырьев отмечал, что различие эмоции и свойства личности в том, что последние могут существовать безотносительно к предметному миру, а эмоции привязаны к предметному окружению человека. Одни направлены на разрыв связей с предметом, другие на укрепление, третьи -на их содержание и т.д. [2].

Методы

В работе использованы методы анализа, синтеза, обобщения, систематизации, поскольку требовалось обобщить теоретико -методологические подходы и определить концептуальные основы нашего исследования.

Обзор литературы

В современной науке развилось целое направление исследования эмоциональной сферы, ведущими представителями которого стали: Л.М. Аболин, И.Д. Бех, В.К. Вилюнас, Л.С. Выготский, В. Вунд, Б.И. Додонов, О.В. Запорожец, К.Е. Изард, И.С. Кон, О.И. Кульчицкая, А.М. Леонтьев, В.С. Мухина, Е.З. Неверович, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов, О.Я. Чебыкин, Т.М. Чебыкина.

Исследователи Л.В. Гаврилова и М.А. Козлова отмечают, что «эмоции в жизни человека значимы для индивидуального опыта: они относятся к действиям внутренней регуляции поведения. Находясь на мотивационном уровне, эмоции препятствуют или же наоброт способствуют осуществлению деятельности, они побуждают и направляют её. Также выражают оценочное отношение к отдельным условиям» деятельности [3]. Предшествие эмоций начинается

после удовлетворения потребностей, так как они являються субъективной формой их выражения. Рассмотрение сущности эмоций обращает на себя внимание многих авторов во время разработки эмоциональных теорий. На сегодняшний день можно найти множество различных толкований определению «эмоция» [3].

Е.П. Ильин говорит следующее: «Эмоциональная сфера личности - это многогранное образование, включающее, помимо самих эмоций разнообразные эмоциональные явления» (эмоциональный тон, эмоциональные состояния, эмоциональные свойства личности, эмоциональные устойчивые отношения (чувства) [4].

По мнению А. Валлона, «ребенок способен к психической жизни только благодаря эмоциям. Именно эмоции объединяют ребенка с его социальным окружением, в эмоциях осуществляется симбиоз органического и психического, происходит как бы «переливание» одного в другое» [5].

Выявление особенностей формирования и функционирования эмоциональной сферы у подростков выступает важной проблемой.

Родителям не обходимо способствовать рзвитию эмоциональной сферы своих детей, если они хотят добиться устшного школьного обучения, а также высоко развитой личности. В период становления личности ребёнка пнимание собственных эмоций и эмоций окружающих является принципиальным моментом. Всем известно, что эмоциональная сфера тесно связана с мотивационной, в этот моментона тоже активно развивается, также формируется самосознание подростка.

В современном мире, напичканном гаджетами, можем наблюдать картину, где у детей живое общение со взрослыми и сверстниками уходит на второй план, а виртуальноеобщениестановитсяимкомфортне, гдеимгораздоинтереснее «зависнуть» в телефоне, телевизоре или компьютере. И это давольно плачевная ситуация, потому чтообщение в значительной степени обогащает чувственную сферу личности. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

Эмоция - «физиологическое состояние организма, имеющее ярко выраженную субъективную окраску и охватывающее все виды чувствований и переживаний человека - от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения» [6]. Психолог говорит: «Эмоциональная сфера - это чувствительность, импульсивность и другие свойства, характеризующие силу и динамизм проявления чувств» [7].

Эмоциональная сфера занимает одну изважнейшихпозиций, определяющих поступки и стиль жизни человека (философы - Р.В. Валетт, Л.С. Выготский, И. Кант, С.Л. Рубинштейн, А. Эйнштейн и др.; педагоги и психологи - Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, В. Вундт, Б.И. Додонов, Е.П. Ильин, А.М. Леонтьев, П.В. Симонов, П.М. Якобсон и др.) Корни понятия «эмоция»

заложены на латинскомязыке, в переводе с котрого означаетволновать, возбуждать.

Анализнаучнойлитературыпоказал, что на сегодняшний день существует большое количество определений понятия эмоции (П.К. Анохин, Р.С. Немов, Б.И. Додонов, М.С. Лебединский, В.М. Мясищев, К.Э. Изард).

Эмоции принадлежат особому классу психических процессов и состояний. Они имеют прямую свiязь с потребностями и мотивами, а также возможность отражаться в виде переживаний значимых явлений и ситуаций, которые воздействуют на человека и различаются, по мнению исследователей: непосредственные, ретроспективные и проспективные (Т. Браун); сенсуальне и интеллектуальные (И. Кант); презентативные чувства, возникающие при действии внешних раздражителей, презентативно-репрезентативные (страх), репрезента-тивне (вызваны поэзией), абстрактне (чувство справедливости) (Г. Спенсер). Число оттенков эмоционального тона опущений более пятдесяти тысяч (В. Вундт), в речи недостаточно слов для их обозначения; удовлетворение и неудовольствие (Э. Титченер).

Несмотря на значительные выработки в вопросе классификации эмоций

и их

эмоции как силы, направляющие поведение: побуждающие стремиться к объекту или избегать его, волевые и астенические эмоции и т.д. (П.В. Симонов); гнев, страх, отвращение, удивление, печаль и радость (П. Экман); разрушение (гнев) - защита (страх); принятие (одобрение) - отвержение (отвращение); воспроизведение (радость) - лишение (печаль); исследование (ожидание) - ориентация (удивление) (Р. Плутчик); гнев, презрение, отвращение, дистресс (горе-страдание), страх, вину, интерес, радость, стыд, удивление (К. Изард).

Базовые эмоции:

- обладают ясными и характерными нервными субстратами;

- выявляются с помощью мимики;

- влекут осознаваемое, четкое и своеобразное чувство;

- возникают в результате эволюционно-биологических процессов и служат

адаптации человека;

- проявляют концентрирующее и мотивирующее воздействие на личность.

- присущи не только человеку, но и животным.

К. Изард отмечает, что чувство вины не имеет четкого мимического и пантомимического выражения [7]; радость и печаль (С.Л. Рубинштейн) [8]; первичные и вторичные эмоции - гордость (гнев и радость, любовь); любопытство (удивление и принятие, скромность) (Р. Плутчик) [9]; переживания, ситуативные эмоции (обусловленные) (В.К. Вилюнас ) [10].

Помимо того, что в психологическом понимании эмоции обусловлены обнаружением условий ее возникновения, описанием ситуации, благодаря ко-

торой они рождаются, также еще они способны взаимодейсьвовать с сознанием.

На все действия человека влияет эмоциональная направленностьв большей или меньшей степени. Сравнивая эмоции со временем, отметим общую черту - определенное направление в продолжительности.

Это подтверждаетсячастойсменойэмоциональногопереживания, наверняка, каждыйиз нас замечалэто за собой. Нопочему такпроисходит, с чем этосвя-зано? Это происходит за счет перемен содержательности растянутых в продолжительности процессов, которые пережиавются и осознаются личностью как способ существования.

Психологические предпосылки и результаты развития эмоциональной сферы ребенка в подростковом возрасте

По мнению А.Е. Личко: подростковый комплекс включает «перепады настроения - от безудержного веселья до уныния - без достаточных причин, а также другие полярные качества, выступающие попеременно» [11]. Яркий оптимизм сменяется мрачным пессимизмом [12].

Когнитивное развитие в подростковом возрасте согласно теории Пиаже соответствует стадии формальных операций. Способность к формальным операциям позволяет подросткам рассуждать логически, мыслить гипотетически, применять дедукцию в отвлеченном контексте.

Жан Пиаже предупреждает об особом виде эгоизма подростков (мир должен подчиняться идеальным схемам, а не реальности) [13].

Дэвид Элкинд развил теорию подросткового эгоцентризма и выделил его черты: эгоизм состоит в вере, что окружающие уделяют внимание тем вещам, которые самому подростку кажутся важными. Также подростковый эгоцентризм проявляется в чувстве своей неповторимости, уникальности, которое Эл-кинд назвал «сказкой о себе самом». «Сказка о самом себе» также вызывает уверенность в том, что неприятности происходят с другими, поэтому беспорядочный секс, езда в нетрезвом виде, наркотики являются примерами безрассудного поведения подростков, которые уверены, что «со мной этого никогда не произойдет» [14].

Изменения в социальных контактах подростков переориентируются на общение со сверстниками своего пола на общение с противоположным полом.

Декстер Данфи (Dunphy, 1963), [15]) выделяет 5 стадий изменений в отношениях подростка со сверстниками:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) стадия клики;

2) стадия смешанной групп;

3) стадия компании;

4) стадия расцвета компании;

5) стадия распада компания на пары, вступающие в сообщество взрослых

людей [16].

Для первой стадии характерны хорошо сплочённые группы подростков одного пола приблизительно по 5-6 человек. Они могут проводить много времени вместе.

Для второй группы характерно также как и для первой проведение общего времени в однополой клике, но отличие в том, что здесь может наблюдаться редкие объединения в смешанные группы.

Для третьей стадии - смешанные группы однополых групп. На этой стадии подростком совсем не обязательно тесно общаться.

А вот уже для четвертой стадии характерно полноценное смешение групп, которое основывается на репутации, стиле одежды и стереотипах.

В отношениях между подростками и их родителями с началом полового созревания чаще наблюдается отчуждение, сопровождающееся эмоциональным напряжением и конфликтами. В период созревания дети снова проходят этап борьбы с родителями за свою независимость. Процесс эмансипации ребенка от родителей сложен и многомерен.

По мнению И.С. Кона эмансипация может быть:

- эмоциональной - отношения, базирующиеся на взаимопонимании, уважении, но свободные от эмоциональной зависимости;

- поведенческой, которая проявляется в том, как жестко родители регулируют поведение ребенка;

- нормативной, что связано с ориентацией ребенка на нормы и ценности родителей или на другие ценности [17].

Подростки начинают осознавать пределы собственной взрослости, связанные со степенью самостоятельности и ответственности.

Самостоятельность подростков является скорее возрастающей уверенностью в себе, стремлением проявлять инициативу, сопротивляться давлению, умению отвечать за свои действия, также самостоятельность проявляется в смещении приоритетов - на место подчинения родителям приходят отношения со сверстниками. С развитием когнитивных способностей подростки могут видеть «слабые места» и недостатки родителей, ранее считавшихся безупречными, воспринимают их критически.

Л.С. Выготский полагает, что подростковый возраст распадается на две фазы - отрицательную и положительную. Негативная связана со сворачиванием и отмиранием прежде устоявшейся системы интересов, положительная - с вызреванием нового ядра интересов [18].

Что же характерно для эмоциональной жизни подростков? Если говорить об отрицательных эмоциях, то в начале периода такие эмоции подростки испытывают больше, затем они слабеют. Но стоит отметить, что девушки склонны к отрицательным эмоциям дольше.

У юношей улучшение эмоционального состояния становится заметнее. Все мы помним себя в подростковом возрасте, что ещё характерно для него?

Естественно это сильные эмоции. Они очень часто и быстро сменяются [4].Также можно добавить в этот список чувство неловкости, стеснение, волнение, испытывают апатию и скуку. Скучание обычно связывают с безразличием. Но необходимо подчеркнуть, что в период созревания она в большей степени связана с негативными эмоциями. К таким можно отнести страх и злость. В таком возрасте сразу возникает ассоциация с нехваткой энергии и мотивации. По мнению учителей, это подтверждается тем, что именно те, кто скучал в школе, особенно «трудны» (преодоление этапа становления своего психо-социального развития прошло неблагополучно, наблюдаются отклонения в развитии и поведении от общепринятой нормы).

Конфликтность подростков, по мнению исследователей, придумана. Но вербальные выражения конфликта увеличиваются в начале периода и затем слабеют. К ним можно отнести выражение несогласия, стремление переубедить собеседника.

Подростки чаще конфликтуют с родителями, чем со сверстниками, и чаще с матерью, чем с отцом. И это считается вполне здоровым проявлением эмоциональности. Это традиционный разрыв связи с родителями, стремление к самостоятельности. А вот как раз таки недостаток разногласий рассматривают вредным для развития в подростковый период. Но мнения ученых расходятся, и другие специалисты придерживаются противоположной точки зрения. Семья - опора и защита ребёнка в любом возрасте, в ней он должен чувствовать себя комфортно, защищенно, в ней должны царить гармония и стабильность, а ссоры, скандалы, недомолвки могут негативно отразиться на развитии ребенка [19].

Умение подростков контролировать свои отрицательные эмоции в большей степени зависит от отношений в семье.

Для разрешения конфликтов в семье имеет значение:

- во-первых, право голоса; в семьях, где родители дают ребенку право высказывать свою точку зрения - подростки были увереннее и лучше справлялись с проблемой; тем же, кто занимал подчиненное положение в семье, не было права и возможности высказать своё мнение, были беспомощны в проблемной ситуации, находились в депрессии;

- во-вторых, эмоциональный климат в семье, низкий уровень негативных эмоций, отсутствие злобы, а также умение родителей контролировать свои чувства. Ребёнок как губка, он впитывает всё, что ему преподносят, поэтому так важно показать именно на своём примере.

Подростков, уверенных в хорошем отношении родителей их друзья воспринимали как более общительных, кротких, более спокойных, также они реже испытывают стресс и лучше владеют своими чувствами. Таким образом, спокойные, ровные и надежные отношения в семье обеспечивают подростку эмоциональную поддержку в преодолении эмоциональных трудностей, в том числе при общении со сверстниками.

По мере взросления ребенка отношения с родителями становятся равноправными. Важно в этот период стать другом для своего ребёнка. Также в этот момент наблюдается ожидание родителей от детей более взрослых поступков и ответственности [19].

О сверстниках можно сказать, что отношения с ними напрямую влияют на эмоциональное развитие подростка. Здесь подростки учатся управлять своими эмоциями, появляется возможность их выплеснуть.

Если родителям не удалось стать другом подростку, то на помощь приходит общение со сверстниками. Здесь обеспечивается эффективная эмоциональная поддержка и защищенность в новых жизненных ситуациях. Это можно считать «светом в конце тоннеля», во время общения происходит укрепление самооценки и уверенности, получаемых вне семьи. Подросткам кажется, что сверстники лучше их понимают, а отношения равенства позволяют ощутить единство и поддержку. Однако не все подростки получают эту поддержку. Рассмотрим на примере звёзд и изгоев. Обычно популярные подростки имеют лучшего друга или подругу. А вот те, кто не симпатизирует никому, считают, что дружба не дает им поддержки, и что на друзей нельзя положиться.

Дружеские отношения подростки воспринимают очень эмоционально. И у мальчиков, и у девочек преобладают негативные эмоции при общении с друзьями противоположного пола. Но при этом девочки ссорятся не только с противоположным полом. У них можно наблюдать частую смену «лучших подруг», ссоры, злословие, язвительные комментарии. Но это ненадолго, по мере взросления это всё прекращается, и к шестнадцати-семнадцати годам они становятся отзывчивыми и тактичными подругами. Происходит отстранение от собственных переживаний и восприимчивость эмоций другого человека.

Если для детей друзья - это те, с кем можно поиграть, то для подростков друзья - те, с кем можно поделиться секретами, и с кем можно чувствовать отношения близости, когда они чувствуют и поддерживают друг друга.

Непопулярные подростки с низким уровнем социальных навыков хуже общаются со сверстниками, их дружба оказывается недолговечной. Но почему? Ответ прост. Они не чувствуют себя комфортно, защищенно в этих отношениях, не могут довериться. Начинают проявлять доминантность, общаясь приказами, и не прислушиваются к мнению других [20].

Гендерный анализ показывает, что общение ребят в однополых группах отличается. Да, ребятам свойственно собираться большими группами, они предпочитают игры, связанные с соревнованиями и риском, они чаще проявляют агрессию к сверстникам. Девушки обычно играют маленькими группами, общаются более тесно и доверительно, чем ребята.

Ребятам свойственно устанавливать жесткую систему иерархии в отношениях, при этом используя тактику прямого физического превосходства и словесных образов.

Девушки демонстрируют преимущество не столь явно, используя при этом сплетни, интриги и давая советы, при этом ссоры могут перерастать в бойкот, который может продолжаться на днях. Девочке-лидеру сверстники льстят, просят об услуге, просят совета и подражают, тогда, как в группе мальчиков такого не происходит.

Девушки в дружбе ценят близость: они чаще откровенно делятся секретами с подругами, говорят о своих чувствах, просят помощи, чтобы разобраться с событиями, часами обсуждая по телефону все, что произошло. При этом девушки не остаются безразличными, они оказывают подругам эмоциональную поддержку и сами обращаются за поддержкой.

Ребятам дружба позволяет почувствовать себя защищенными и осознать, что они занимают в обществе определенное положение, их эмоциональная поддержка выражается в форме конкретных действий - времяпрепровождения, предложения помощи. В дружбе ребята больше всего ценят преданность, их дружба продолжается очень долго. Эмоциональная поддержка - то, что ценят в дружбе и парни и девушки [21].

Отношения с противоположным полом у подростков часто обусловлены отношениями с родителями: подростки из благополучных семей чаще поддерживали друг друга, чаще сталкивались и чаще целовались, из неблагополучных - реже улыбались, реже смотрели друг другу в глаза, их любовные отношения продолжаются недолго, около четырех месяцев.

Мальчики и девочки по-разному подходят к любовным отношениям: девочки больше внимания уделяют личным качествам, а мальчики - внешней привлекательности. Также недостаточно развито когнитивное восприятие сложных эмоциональных состояний, и то, что встречающиеся с партнерами подростки в эмоциональном отношении более неуравновешенные, чем не встречающиеся, ведет к тому, что они часто ошибаются, пытаясь определить намерения партнера, что приводит к негативным эмоциям, таким как ревность, разочарование, смятение.

По мере обретения подростками эмоционального опыта, связанного с развитием интимных отношений сексуального характера, их отношение к себе тоже меняется. Подросток стремится осознать свою личность. Согласно концепции психосоциального развития Эриксона стадия с 12 до 19 лет носит название осознания собственной личности. Психосоциальный параметр на положительном полюсе развития выступает в виде эго-идентичности, на отрицательном полюсе - в виде ролевого смешения. На пути взросления подросткам предстоит решить непростую задачу - собрать все существующие знания о самом себе и объединить многочисленные образы себя в личностную идентичность.

Неспособность достичь личностной идентичности приводит к тому, что Эриксон назвал кризисом идентичности или смешением ролей. К сожалению, данного рода конфликт встречается нередко в подростковом возрасте. Он спо-

собен вызвать ужасное чувство бесполезности, душевного расстройства и бесцельности. Ребёнок ощущает неприспособленность и отчужденность, что ска-зываетсяна негативной идентичности.

Психолог Джеймс Марсия разработал методику исследования подростком своей идентичности, в которой разные особенности характера рассматриваются с двух основных позиций: приверженности убеждениям и исследованию нового.

Марсия выделил четыре уровня развития идентичности, с которыми тесно связано эмоциональное развитие подростков:

- рассеянная идентичность - преданность духовным ценностям и жизненным целям у подростка отсутствует, а отсутствие нового оказывается либо поверхностным, либо тоже отсутствует;

- стадия предрешения - высокий уровень приверженности и крайне низкий уровень исследования; подростки принимают определенный набор ценностей и убеждений, не подвергая их сомнениям и не стремясь изучить;

- стадия моратория - ребенок выбирает для себя род занятий, разрабатывает схему общения с людьми и воспринимает определенные ценности; на этой стадии он занят исследованием новых возможностей и формированием своих убеждений;

- стадия достижения - завершающий этап развития, в ходе которого человек осознает себя как независимую личность и претворяет в жизнь свои убеждения, принятые им после периода исследования (моратория) (22 цит. по: [Казанская В.]).

Подростки на стадии достижения осознали свою идентичность, они успешно приспосабливаются к разным условиям, умеют сопереживать людям. В обучении стремятся превзойти самих себя - часто выбирают сложные предметы, учатся целенаправленно и получают более высокие баллы, чем их сверстники. Они преуспевают и в других сферах жизни, демонстрируют творческий подход и уверенность в себе.

В отношениях со сверстниками пользуются популярностью. Они не склонны уступать давлению - возможно потому, что у них сформировались устойчивые убеждения. Они не склонны противоречить окружающим, полностью способны контролировать свои эмоции и ослаблять напряжение. Подростки, осознавшие свою идентичность, достигают близости с другими людьми и чувствуют свою связь с ними, поэтому умеют учитывать мнение окружающих, если им необходима помощь. Они способны пройти через сложности переходного возраста, сохраняя контроль над собой и уверенность в своих силах, что позволяет им справиться со сложными ситуациями.

Подростки в стадии моратория, считающейся стадией исследования в области мыслей и поведения людей, находятся в состоянии постоянного и хро-

нического стресса, и им тяжело контролировать свои эмоции. Эта стадия самопознания наиболее нестабильна. Состояние кризиса может проявиться в их заинтересованности в сексуальности и употреблении наркотиков. Подростки в стадии моратория доверяют людям, оказывающим на них влияние гораздо меньше, чем своим сверстникам, они склонны подчиняться и тем и другим. Таким образом, они отходят от авторитетов, но еще не знают, куда направляются.

Подростки в стадии предрешения приобретают убеждения и принимают ценности, предложенные родителями. Они достаточно авторитарны и воспринимают мир через призму стереотипов, отчетливо чувствуют, что правильно, а что нет, и редко ставят под сомнение правильность собственной позиции.

По мнению А.В. Игнатович, А.С. Мамбеталина «Родители должны представлять себе определенные модели и образцы своего поведения в общении с детьми. Сегодня очень важно учитывать современные особенности воспитания и использовать самые передовые методы развития ребенка» [23, с. 11].

На этой стадии подростки реагируют на происходящее именно так, как ждут от них окружающие, что означает их стремление соответствовать ожиданиям авторитетных людей, следовать их указаниям. На этом этапе подростки менее всего страдают от беспокойства и неуверенности, часто бывают очень общительны и самоуверены, особенно девочки.

На стадии рассеянности личности подростки сталкиваются с трудностями во всех областях жизни: отношения с родителями становятся тяжелыми, к их ценностям они не проявляют никакого интереса; по обучению они не стремятся ник каким целям, отказываются от сложных задач, обвиняют в неудачах не себя, а других или стечение обстоятельств, что типично при отсутствии внутреннего контроля. Они не популярны среди сверстников, особенно среди осознавших свою идентичность. Часто подвергаются чужому давлению, ведут легкомысленный образ жизни, за которым скрывают беспокойство и неуверенность кажутся скучающими и безжизненными, лишенными мотивации, что может отражать их нежелание принимать устойчивые жизненные ценности.

А.В. Петровский писал: «Все что сложилось и отстоялось в личности, возникло благодаря совместной с другими людьми деятельности и в общении с ними и для этого предназначено. Человек включает в деятельность и общение существенно важные ориентиры для своего поведения, все время сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чувствами и требованиями. ... Человек, уже зная, кое -что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его личностным качествам, поступкам, проявлениям; все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие» [24].

Таким образом, мы рассмотрели психологические особенности эмоциональной сферы и психических процессов в подростковом возрасте.

Изучили различные стадии отношений в этом возрасте, автором которых является Декстер Данфи. Обогатили знания мнением И.С. Кона о том, что очень важен процесс эмансипации, а также психолога Джеймса Марсии, что развитие идентичности тесно связано с эмоциональным развитием подростков.

Также нами были рассмотрены отношения в подростковом возрасте с родителями и между разными полами.

Итак, вспомнив весь путь, пройденный нами в этом возрасте, расширив кругозор об эмоциональных различиях между полами, без сомнения можем сказать, что эмоциональный опыт - это уникальный путь каждого индивида, который он должен получить для нормального развития и идентичности личности.

Психические новообразования эмоциональной сферы личности подростка

Разберём глубже психические новообразования эмоциональной сферы в подростковом возрасте. Психологи относят к этому списку следующие особенности:

- во-первых, данный возрастной период характеризуется легкой вспыльчивостью, возбудимость, эмоции меняются в один миг, а чувства начинают проявляться более бурно и страстно, их можно легко увлечь новыми интересными делами, но если они почувствуют малейшую несправедливость в их сторону или в сторону своих друзей, то готовы «взорваться», в этот период они подобны бомбе с часовым механизмом. Всему этому есть логическое объяснение - повышенная эмоциональная возбудимость, которая обусловливается не только психическими, но и физиологическими изменениями;

- во-вторых, если сравнивать подростковый возраст и предшествующий ему младший школьный, то здесь имеет место быть большая устойчивость эмоциональных переживаний, а также основой дружбы теперь является общность интересов и нравственных чувств, а не игра;

- в-третьих, «комплекс эмоциональности» обычно относят к рассматриваемому нами периоду [25]. Он характеризуется как причинными, так и беспричинными перепадами настроения. И это считается абсолютной нормой;

- в-четвёртых, советский психиатр А.Е. Личко говорил о противоречивости чувств . «Сентиментальность уживается с черствостью; болезненная застенчивость - с развязностью; желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью; борьба с авторитетами - с обожествлением своих кумиров» [11];

- в-пятых, развивается самосознание, формируется самооценка, появляется эмоциональное переживание. В основном влияет неодобрение сверстников, чем неодобрение учителя. П.И. Якобсон подростки добрые и сочув-

ствующие, могут «жертвовать своими запросами и потребностями ради

других людей» [26].

По словам А.В. Петровского совместная деятельность людей крайне важна в жизни каждого человека, она поражает все, что сложилось и отстоялось в личности. Он говорит: «Познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выбирать собственную оценку» [24]. В деятельность и общение человек включает важнейшие ориентиры поведения, познаёт качества другого индивида, сравнивая свои действия с ожиданиями окружающих. Благодаря этому он способен наблюдать за собой, сопоставлять и сравнивать себя с другим, «предполагает, что и тот небезразличен к его личностным качествам, поступкам» [24]. По мнению психолога, это определяет психологическое самочувствие человека и называется самооценкой личности.

Таким образом, мы выявили психические новообразования эмоциональной сферы личности подростка, к которым относятся:

- повышенная эмоциональная возбудимость;

- большая устойчивость эмоциональных переживаний;

- основа дружбы - общность интересов и нравственных чувств;

- «комплекс эмоциональности»;

- появление эмоциональных переживаний и противоречивости чувств.

И еще раз убедились в том, что подростковый возраст является важной ступенью для вхождения во взрослую жизнь, на которой происходят важнейшие изменения в жизни человека. «Подростки овладевают монологической речью, они могут трансформировать тексты, высказывать собственные мысли, аргументировать свою точку зрения.»

Как отмечает Е.В. Гелясина, благодаря результатам исследовательской деятельности, проводимой в Психологическом институте Российской академии образования с 1998 года (А.Б. Воронцов, В.С. Лазарев, Г.А. Цукерман, Е.В. Чудинова, Б.Д. Эльконин), оформлен новый взгляд на особенности подросткового возраста, отличный от представленного в советской психологической и педагогической литературе 60-80-х гг. XX века: «пока традиционная образовательная практика такова, что не позволяет выкристаллизоваться «культурным формам проживания подросткового периода» и не создает условия для безболезненного вхождения большинства подростков в юношеский возраст. В результате старшеклассник продолжает жить с нерешенными подростковыми проблемами, не позволяющими ему взрослеть.» [30, с. 8].

Заключение

Подростковый возраст - важнейшая ступень во взрослую жизнь, поэтому в эмоциональной сфере происходят существенные изменения. В про-

цессе взросления могут появиться эмоциональные нарушения, а как следствие - нарушения психики. Поэтому так важно еще в этом возрасте заложить здоровый эмоциональный фундамент, научить заботиться о своих и чужих чувствах, не быть эмоционально -чёрствым, а главное демонстрировать на собственном примере, не скрывая ничего, чтобы эмоциональный багаж все время пополнялся.

На основе анализа литературных источников можно заключить, что эмоции - это некое субъективное состояние человека, которое возникает за счет переживания различных раздражителей. Они основаны на чувственном отражении значимости внешних воздействий, а также выступают в качестве импульсивного регулятора поведения. Существует огромное количество определений понятия «эмоции». Они все различны, но в тоже время имеют и сходства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ

1. Бантышева О.А. Взаимосвязь эмоционального интеллекта со склонностью лиц юношеского возраста к виктимному поведению /

О.А. Бантышева // Вестник ЧГПУ им. Шевченко. - 2014. - С. 25-30.

2. Пырьев, Е.А. Эмоциональный и смыслообразующий мотивы /

Е.А. Пырьев // Вестник ОГУ. - Оренбург: 2014. - No 172. - С. 158 - 166.

3. Гаврилова Л.В., Козлова М.А. Теоретические аспекты изучения эмоциональной сферы начинающего учителя // Преподаватель XXI век. 2018. №1-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-izucheniya-emotsionalnoy-sfery-nachinayuschego-uchitelya (дата обращения: 18.03.2022). Теоретические аспекты изучения эмоциональной сферы начинающего учителя [Текст] / Л. В. Гаврилова, М. А. Козлова // Преподаватель XXI век. - 2018. - № 1, ^;URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-izucheniya-emotsionalnoy-sfery-nachinayuschego-uchitelya/pdf (дата обращения: 04.04.2022).

4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб., 2001.

5. Валлон А. Психическое развитие ребенка / под ред. К.В. Тарасова. -Москва: «Просвещение», 1967.

6. Анохин П.К.

7. Изард К. Эмоции человека. - М. - 1999.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - Т. 2. - М. - 1998.

9. Плутчик Р. Эмоции: психоэволюционная теория. Подходы к эмоциям. -Хилсдейл, 1984. - С. 57 - 63.

10. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Астрель, 2000. - 265 с.

11. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - СПб.: СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2010. - С. 8. - 256 с.

12. Фрейд А. Эго и защитные механизмы. - М. : Эксмо, 2003. - 256 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Пиаже Ж. Теория, эксперименты, дискуссии / под ред. Л.Ф. Обуховой, Г.В. Бурменской - М., 2001. С. 106,124-186.

14. Элкинд Д.Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни: [Пер. с. англ.] / Д. Элкинд. - М.: Когито-центр, - 1996.

15. Dunphy D.C. The social structure of urban adolescent peer groups. Sociome-try, 26(2) - 1963. - 230-246. https://doi.org/10.2307/2785909

16. Гадаев А.В. Товарищество, дружба, привязанность - СПб.: ЕВРОЗНАК, 2004.

17. Кон И.С. «Социология личности». - М., 1997

18. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский // Собрание сочинений: в 6 т. / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - Москва: Педагогика, 1982. - Т. 2. Проблемы общей психологии. - С. 5-361.

19. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков / П. Лафренье.

- Санкт-Петербург: прайм - ЕВРОЗНАК, 2004. - 256 с. (проект «Психологическая энциклопедия»).

20. Хухлаева О.В. Психология подростка. - М., 2004.

21. Изотова Е.И. Эмоциональная сфера дитя. М.: Академия, 2004. 288 с.

22. Казанская В. Подросток. Трудности взросления / 2 -е издание, дополненное: Питер; Спб., 2008.

23. Игнатович А.В., Мамбеталина А.С. Особенности современного воспитания ребенка. Педагогика: история, перспективы. - 2019. - Том. 2. - №6. -С. 07 - 11.

24. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский.

- Москва: Издательство политической литературы, 1 982.

25. Раттер М. Помощь трудным детям. - М.: Прогресс, 1987.

26. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации / П.М. Якобсон. - Воронеж: МОДЭК; Москва: Институт практической психологии, 1998. -304 с.

27. Гелясина Е.В. Современный подросток в школе: особенности организации обучения. // Навукова-метадычная платформа Народная Асвета. 4 - 2019 - с. 8.

REFERENCES

1. Bantysheva O.A. Interrelation of emotional intelligence with the propensity of adolescents to victimizing behavior / O.A. Bantysheva // Bulletin of Chevchenko State Pedagogical University. 2014. С. 25-30.

2. Pyryev, E.A. Emotional and sense-making motives / E.A. Pyryev // Vestnik OGU. Orenburg: 2014. No 172. С. 158 - 166.

3. Gavrilova L.V., Kozlova M.A. Theoretical aspects of the study of the emotional sphere of the novice teacher // Teacher XXI century. 2018. №1-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7teoreticheskie-aspekty-izucheniya-emotsionalnoy-sfery-nachinayuschego-uchitelya (date of reference: 18.03.2022). Theoretical aspects of the study of the emotional sphere of the novice teacher [Text] / L. V. Gavrilova, M. A. Kozlova // Teacher XXI century. 2018. No. 1, p.; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-izucheniya-emotsionalnoy-sfery-nachinayuschego-uchitelya/pdf (date of reference: 04.04.2022).

4. Ilyin E.P. Emotions and feelings. SPb., 2001.

5. Vallon A. Mental Development of the Child. ed. by K.V. Tarasov. Moscow: "Education", 1967.

6. P.K. Anokhin.

7. Izard, K. Human emotion. M., 1999.

8. Rubinstein S.L. Fundamentals of general psychology: In 2 vols. T. 2. M., 1998.

9. Plutchik R. Emotions: a psycho-evolutionary theory. Approaches to emotion. -Hillsdale, 1984. C. 57-63

10. Viliunas V.K. Psychology of Emotional Phenomena. Moscow: Astril, 2000. 265 c.

11. Psychopathy and Character Accentuations in Adolescents. SPb.: SPb. V. M. Bekhterev Research Institute, 2010. P. 8. 256 p.

12. Freud A. The ego and defense mechanisms. M. : Eksmo, 2003. 256 c.

13. Piaget J. Theory, experiments, discussions - ed. by L.F. Obukhova, G.V. Bur-menskaya - M., 2001. C. 106,124-186.

14. Elkind D. Erick Erickson and the eight stages of human life: [Review of English] / D. Elkind. Moscow: Cogito-Center, 1996.

15. Dunphy D.C. The social structure of urban adolescent peer groups. Sociome-try, 26(2), 1963. 230-246. https://doi.org/10.2307/2785909

16. Gadaev, A. Felicity, friendship, and affection -SPb: Evroznak, 2004. 20.

17. Kon I.S. "Sociology of Personality"M., 1997.

18. Vygotsky, L.S. Thinking and speech / L.S. Vygotsky // Collected Works: in 6 vol. Vygotsky / L.S. Vygotsky, ed. by V.V. Davidov. Moscow: Pedagogica, 1982. Vol. 2. Problems of General Psychology. C. 5-361.

19. Lafreniere P. Emotional development of children and adolescents / P. Lafreniere. - St. Petersburg: Prime - EUROZNAK, 2004. 256 c. (Project "Psychological encyclopedia").

20. Psychology of the Adolescent. M., 2004.

21. Izotova E.I. Emotional sphere of a child. Moscow: Academy, 2004. 288 c.

22. Kazanskaya V. Teenager. Difficulties of growing up / 2nd edition supplemented: Peter; Saint-Petersburg, 2008.

23. Ignatovich A.V., Mambetalina A.S. Peculiarities of the modern education of the child. Pedagogy: history, perspectives. 2019. Vol. 2. No 6. С. 07 - 11

24. Petrovsky A.V. Personality. Activity. Collective / A.V. Petrovsky. Moscow: Publishing House of Political Literature, 1982.

25. Rutter M. Aid to difficult children. - Moscow: Progress, 1987.

26. Yakobson P.M. Psychology of Senses and Motivation / P.M. Yakobson. Voronezh: MODEK; Moscow: The Institute of Practical Psychology. 1998. 304 с.

27. Gelyasina E.V. The modern teenager in school: Features of the organization of learning. // Navukovaya metadicheskaya platform Narodnaya Asveta. 4. 2019. с. 8

Информация об авторах: Светлана Сергеевна Игнатович, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», канд., пед. наук., доцент, кафедра педагогики и психологии г. Краснодар, Россия

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0479-6117 ResearcherID Web of Science: AAD-7258-2019 E-mail: ssign67@mail.ru

Юлия Денисовна Магдалинова, студентка ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-7005-195X E-mail: yuliaone2000@mail.ru

Алия Сактагановна Мамбеталина, PhD психологических наук, доцент,

Евразийский национальный университет (ЕНУ) им. Л. Гумилёва

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4158-8368

Scopus Author ID: 55704832000

г. Нур-Султан, Казахстан

E-mail: mambetalina@mail.ru

Information about the authors: Svetlana Sergeevna Ignatovich, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "Kuban State University", Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology г. Krasnodar, Russia

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0479-6117 ResearcherID Web of Science: AAD-7258-2019 E-mail: ssign67@mail.ru

Julia Denisovna Magdalinova, Student of Kuban State University, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-7005-195X E-mail: yuliaone2000@mail.ru

Aliya Saktaganovna Mambetalina, PhD in Psychology, Associate Professor, Eurasian

National, National University (ENU) named after L. Gumilyov

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4158-8368

Scopus Author ID: 55704832000

г. Nur-Sultan, Kazakhstan

E-mail: mambetalina@mail.ru

Статья поступила в редакцию / The article was submitted:

Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision:

Принята к публикации / Accepted for publication:

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. / The authors declare no conflicts of interests

© Игнатович С.С. 2023 © Магдалинова Ю.Д. 2023 © Мамбеталина А.С.2023 © «Педагогика: история, перспективы» 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.