Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ В СРЕДЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ В СРЕДЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
154
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА / ПОДРОСТКИ / КОНКУРЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шишкин К.А.

В статье рассматриваются отдельные моменты в жизни старшеклассников. В частности, подробно описывается конкуренция, свойственная ученикам старших классов. Рассмотрены основные виды данной конкуренции, описаны распространенные факторы ее появления. Выделены основные признаки нездоровой конкуренции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF COMPETITION IN THE MEDIUM OF OLD SCHOOLS

This article discusses some highlights of a senior's life. In particular, it details the competition inherent in the pupils of the high classes. The main types of this competition, describes the common factors of its occurrence. The main signs of unhealthy competition.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ В СРЕДЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

Инфра-М, 2014. - 280 с.

5. Волков О.И., Девяткин О.В. Экономика предприятия (фирмы): учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М, 2013. - 601 с.

6. Горфинкель В.Я., Швандар В.А., Аврашков Л.Я., Антонова О.В. Экономика предприятия: учебник для вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юнти-Дана, 2014. - 670 с.

7. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: учебник. Практикум. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2013. -336 с.

8. Дубровский В.Ж., Чайкин Б.И. (ред.) Экономика и управление предприятием. учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2014. - 426 с.

9. Официальный сайт Министерства экономического развития Республики Башкортостан [режим доступа]: https://economy.bashkortostan.ru (дата обращения 30.11.2017)

УДК 37.013.77

Шишкин К.А. студент магистратуры 1 курса факультет «Государственное и муниципальное управление»

Московский государственный психолого-педагогический университет

Россия, г. Москва ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ В СРЕДЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Аннотация:

В статье рассматриваются отдельные моменты в жизни старшеклассников. В частности, подробно описывается конкуренция, свойственная ученикам старших классов. Рассмотрены основные виды данной конкуренции, описаны распространенные факторы ее появления. Выделены основные признаки нездоровой конкуренции. Ключевые слова: Школа, подростки, конкуренция

Shishkin K.A. Graduate student

1 course, faculty "State and municipal management" Moscow State Psychological and Pedagogical University

Russia, Moscow

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF COMPETITION IN THE MEDIUM OF OLD SCHOOLS

Annotation:

This article discusses some highlights of a senior's life. In particular, it details the competition inherent in the pupils of the high classes. The main types of this competition, describes the common factors of its occurrence. The main signs

of unhealthy competition.

Keywords: school, teenagers, competition

Жизнь каждого человека в современном обществе связана со школой. Школа занимает значительный период в становлении личности и так или иначе с ней связаны многие воспоминания у любого человека. Зачастую ученики сталкиваются с такой проблемой, как конкуренция. Впервые с конкуренцией сталкиваются в семьях с несколькими детьми. Дети вынуждены осваивать навыки конкурентного поведения из-за дефицита внимания со стороны их родителей. В этот период у детей формируется устойчивость восприятия к ситуациям соперничества. В семьях, где только один ребёнок, с конкуренцией сталкиваются за пределами дома, что ведет к сильному стрессу для ребёнка. Если в младших классах конкуренция проявляется в отдельных моментах, то у старшеклассников она является неотъемлемой частью становления подростков. В определённый период взросления ученики проходят существенные морфофункциональные изменения, кульминацией которых является половая и физическая зрелость. В эти изменения входят развитие репродуктивных органов, появление вторичных половых признаков, а также быстрый рост организма. Все эти изменения выпадают именно на период старших классов. Как девушки, так и юноши начинают испытывать интерес друг к другу, что является одним из факторов, порождающих конкуренцию среди старшеклассников. Половое созревание у школьников необязательно проходит одновременно, что является еще одним фактором возникновения конкуренции, ведь как у юношей, так и у девушек происходят существенные изменения во внешности [1]. У юношей начинают проявляться черты мужчины, что с точки зрения психологии негативно влияет на тех, у кого созревание происходит позже. У противоположного пола аналогичная ситуация. Наблюдаются существенные отличия в общении и межличностных отношениях с противоположным полом. Как одно из новообразований у взрослеющих школьников в общении со своими сверстниками является дифференциация и освоение таких чувств, как любовь и дружба. У учеников старших классов наступает период активного мировоззренческого поиска, а также, как отмечают психологи, это время является критическим периодом проявления разных психопатий. В этом возрасте старшеклассники проявляют свой характер, что провоцирует соперничество между учащимися.

Описывая общую характеристику данного возраста, стоит отметить, что именно в этот период подростки начинают использовать свои интеллектуальные способности не только в учёбе, но и в межличностном отношении. Главными задачами становятся подготовка ко взрослой жизни и выбор дальнейшей профессии [4].

Для подростков является важным моментом принадлежность к определенной социальной группе [2]. Кроме того, положение в

определённой социальной группе также имеет особое значение. Зачастую, именно в таких социальных группах проявляется конкуренция среди старшеклассников. Под конкуренцией понимается соперничество, поэтому в таких социальных группах идёт постоянная «борьба» за право находиться в ней и иметь значимое положение.

Конкуренция среди подростков в школе является частым явлением, но вовсе не обязательным. Само явление «конкуренция» рождается в ситуации ограниченного реального или воображаемого ресурса. Примером является признание окружающих, к которому стремятся ученики школы. Если говорить о пользе, то конкуренция, как межличностное соревнование, она меняет привычки, активизирует внимательность и вынуждает лучше использовать свои способности. Осознание своих минусов и плюсов помогает в развитии и поиске новых целей. Но, к сожалению, кроме пользы, конкуренция может привести и к негативным последствиям. В случае нездоровой конкуренции преимущества в чем-либо у одного сверстника вызывают неприятие у второго. Ребёнок может начать воспринимать своих одноклассников как тех, кого необходимо «победить». Как следствие, рождаются «победители по жизни», которые считают важным демонстрацию своих превосходств, таких как брендовая одежда, дорогие аксессуары и т.п.

Поведение подростков в конкурентной ситуации во многом зависит также от родителей, поскольку семья закладывает основу для формирования личности посредством семейных ценностей. Ценности - это приоритеты, лежащие в основе принятия решений. Например, если в семье ценится образование, то и подросток будет стремиться к тому, чтобы получить знания, а если в семье успехом считаются материальные ценности, то и ребёнок будет стремиться к обладанию ими.

Важно понимать, что жертвой нездоровой подростковой конкуренции не становятся одномоментно. Данное поведение закладывается окружающими. Постоянное сравнение с кем-либо, игнорирование интересов, критика и насмешки в адрес подростка, всё это формирует поведение ребёнка [3]. Стандартный портрет жертвы нездоровой конкуренции: вялость, скованные движения, сутулые плечи, опущенная голова, избегающий контакта взгляд и неуклюжая походка. Такой подросток постоянно испытывает неловкость и неуверенность в себе. В таком случае на помощь могут прийти родители, которые при своевременной поддержке и заботе изменят психоэмоциональное состояние ребенка в положительную сторону.

Родители в случае подростковой конкуренции являются самостоятельными участниками этого процесса, порой очень активными. Это проявляется в процессе формирования адекватной самооценки подростка. Не стоит сравнивать его с другими и критиковать, давать резко негативные оценки его действиям, равно как и следует избегать восторженных необоснованных похвал.

В крайнем случае при подростковой конкуренции бывает необходимо вмешательство психолога. Если подросток не имеет способностей

приспосабливаться к окружающей среде, а родители не понимают, что в таком случае нужно делать, то визит к психологу станет одним из путей разрешения сложившейся ситуации. При этом личный пример родителей и их своевременная поддержка могут помочь адаптироваться подростку к окружающей среде, где неизбежна конкуренция.

Тем самым психологические особенности проявления конкуренции в среде подростков, как и ее последствия в каждом конкретном случае индивидуальны и требуют индивидуального подхода.

Использованные источники:

1. Батюта М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2013. - 306 с.

2. Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2012. - 526 с.

3. Котова И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. - 480 с

4. Николаева А.А., Бокова А.С. Приоритетные направления молодежной политики в учреждениях профессионального образования в субъектах РФ / Вестник Университета (Государственный университет управления). 2017. № 3. С. 227-231.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.