Научная статья на тему 'Психологические особенности проявления архетипа Персоны у молодежи в сети Instagram'

Психологические особенности проявления архетипа Персоны у молодежи в сети Instagram Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
612
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Маричева Анастасия Викторовна, Паламар Назар Олегович

Социальные сети занимают значительное место в жизни людей. Они позволяют обмениваться большими объемами информации за короткий промежуток времени на разных дистанциях. Таким образом, благодаря им, появляется такая новая форма коммуникации, как виртуальная (сетевая) коммуникация. Посредством нового компьютерного виртуального мира с его качественно другой структурой, возможностями и функциями человек конструирует новую личность виртуальную. В нашей работе мы рассматриваем психологические особенности личности с точки зрения глубинной психологии, а именно психологические особенности проявления архетипа Персоны. Таким образом, мы будем рассматривать эти особенности как одну из сторон виртуальной личности, как новую особенность проявления архетипа Персоны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности проявления архетипа Персоны у молодежи в сети Instagram»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ПРОЯВЛЕНИЯ АРХЕТИПА ПЕРСОНЫ У МОЛОДЕЖИ

В СЕТИ Ш8ТАСЯАМ

1 "2 Маричева А.В. , Паламар Н.О.

1Маричева Анастасия Викторовна - кандидат психологических наук, доцент,

кафедра глубинной психологии и психотерапии;

2

Паламар Назар Олегович - магистрант, факультет психологии, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского,

г. Симферополь

Аннотация: социальные сети занимают значительное место в жизни людей. Они позволяют обмениваться большими объемами информации за короткий промежуток времени на разных дистанциях. Таким образом, благодаря им, появляется такая новая форма коммуникации, как виртуальная (сетевая) коммуникация. Посредством нового компьютерного виртуального мира с его качественно другой структурой, возможностями и функциями человек конструирует новую личность — виртуальную.

В нашей работе мы рассматриваем психологические особенности личности с точки зрения глубинной психологии, а именно психологические особенности проявления архетипа Персоны. Таким образом, мы будем рассматривать эти особенности как одну из сторон виртуальной личности, как новую особенность проявления архетипа Персоны.

Актуальность. С появлением персональных компьютеров, сетевых технологий и Интернета, другие научно-технические достижения сделали возможным появление особого мира. Конец XX — начало XXI ознаменован появлением такого феномена, как компьютерный виртуальный мир или

виртуальная реальность. Этот новый мир становится отражением, моделью или идеализацией реального мира.

Сейчас, в XXI веке, появляются новые сферы исследования в связи с появлением глобальной сети Интернет, в частности с таким сегментом, как социальные сети. Социальная сеть — платформа, онлайн-сервис и вебсайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений в Интернете.

Пользователи социальных сетей предоставляют часть своих качеств на всеобщее обозрение, формируя и изменяя их под влиянием других участников. Таким образом, эти пользователи конструируют качественно новую личность, точнее сказать новую Персону, превращаются в визуальные образы и могут влиять, воздействовать на других людей в социальных сетях.

Таким образом, любого рода изменения представлений человека о себе самом, отраженные в виртуальном пространстве, в частности, в социальных сетях, представляются актуальной проблемой современного общества и ценным материалом для исследования.

Для того чтобы рассмотреть психологические особенности проявления архетипа Персоны у молодежи сети 1ш1а§гаш, рассмотрим определение архетипа Персоны в аналитической психологии К.Г. Юнга и постъюнгианцев, сравним понятия «Маска» и «Лицо» как психологическое отражение архетипа Персоны, а также рассмотрим визуальность в социальных сетях как новый способ самопрезентации.

К.Г. Юнг рассматривал Персону как архетип, имея в виду, что она неизбежна. Даже тогда, когда мы не можем приспособиться к чему-либо, наши роли продолжают работать (выражение отказа) [2, с. 37].

Персона — производное от латинского слова регебпа и обозначает маску античного актера; относится к социальной маске или к лицу человека, обращенного к внешнему миру. Индивид сознательно или бессознательно может проявлять определенные аспекты собственной личности через Персону.

На протяжении жизни можно носить множество масок, по несколько одновременно [4, с. 59].

К.Г.Юнг назвал Персону «согласованным архетипом». Она ограждает Эго и психику от различных социальных сил, которые сталкиваются с ними [7, с. 36].

Персона-это архетип, наиболее откровенно довлеющий над сознанием человека и одновременно наиболее поверхностный, и доступный в оценке сознания. К.Г.

Персона может быть выражена через внешние атрибуты. Это может быть одежда, украшения, манера поведения, походка, осанка, мимика, прическа, аксессуары, инструменты, например, лопата, портфель, магнитофон, интерьеры, например, театр и т.д. Эти объекты становятся символами идентификации. Эти символы могут проявляться во снах как репрезентация Персоны [7, с. 52].

Персона — не есть нечто индивидуальное, а есть маска, которая инсценирует нашу индивидуальность. В этом смысле ее можно определить как вторичную действительность, ибо в формировании индивидуальности большую роль играет не сам индивид, а окружающие. Персона формируется в онтогенезе, когда человек усваивает стандарты поведения, чувствования, реагирования и т. д. Соответственно, Персона сдержанного японца и темпераментного итальянца будут совершенно разными. Таким образом, Персона является культурно обусловленной [5, с. 25].

Делая вывод, можно сказать, что архетип Персоны обусловлен социальной природой человеческой психики, он необходимый элемент для адаптации к окружающей действительности. Однако, если его функции нарушены, он является препятствием на пути к индивидуации. Персона является лишь маской, заменителем индивидуальности.

Далее рассмотрим определение понятия «визуальность». В своей докторской диссертации «Феномен визуальности и эволюция визуальной культуры» [6, с. 68]. Е.В.Сальникова анализирует специфику визуального начала и говорит, что она состоит в бесплотности и неуловимости места нахождения. Человек взаимодействует только с хранителями, носителями,

трансляторами визуальности и является дистанцированным от созидаемой визуальной материи. Эта материя не является механическим телом, она может бесконечное количество раз исчезать и появляться вновь.

Далее Е.В.Сальникова в своей работе делает вывод, что визуальные явления не однородны. Они могут быть природными и искусственными. Природная может быть кратковременной, она связана с движением, перемещением человека, и стабильной, например, восприятие неба. Искусственные визуальные явления могут быть техническими: фотографии, кино, веб-страницы и т. д. Также они могут быть не техническими или «условными». Нам приводят в пример видимые тела, которые могут опасны для нас. К ним относятся ядовитые растения, опасные животные, огонь, электрические провода, шахта лифта, родственники (опасность инцеста), отдельные индивиды и т. д. Можно сказать, что причиной появления «условленной визуальности» является рациональное звено, связанное с требованием физического выживания.

Ж. Бодрийяр писал, что репрезентация является частным случаем симуляции. Он выстраивает следующую последовательность фаз развития образа:

1) он является отражением некой фундаментальной реальности;

2) он маскирует и искажает фундаментальную реальность;

3) он маскирует отсутствие фундаментальной реальности;

4) он вообще не имеет отношения к какой бы то ни было реальности, являясь своим собственным симулякром [1, с. 48].

То, что обнаруживает субъект в виртуальной сети (сленг, поведенческие паттерны, идеи, речевые обороты и др.), он будет повторять в реальной жизни. То, что реально, будет демонстрироваться в социальной сети. Однако, Ж. Бодрийяр отмечает, что явлению или предмету не обязательно существовать в реальной жизни человека, оно моет быть придумано, скопировано и таким образом преподнесено в киберпространство.

Одним их таких способов презентации себя, своего внутреннего мира, желаний являются социальные сети. Этот термин впервые был закреплен в 1954 году Дж. Барнсом [7, c. 103]. Он определял социальные сети как один из типов связей между малыми группами. Данный способ коммуникации и обмена информацией в интернете является удобным и быстрым способом рассказать о себе.

Рассмотрение такой социальной сети, как Instagram показывает, что коммуникация может происходить посредством обмена фотографий, картинок и коротких видео. В данном приложении имеется возможность написания цитат любого объема, а так же комментирование. Однако, основную информацию мы получаем через изображения.

Выкладывая, предоставляя личную информацию в социальных сетях, человек конструирует свою виртуальную личность, она может частично совпадать с реальной личностью, а может кардинально отличаться.

Визуальной особенностью в Instagram является «lifestyle», то есть стиль жизни. Чаще всего можно увидеть такие стили как здоровый образ жизни, «luxuriance life» - пышная, красивая, богатая жизнь. Выставляя фотографии, короткие видео, и фиксируя это цитатой или хештегом (тип пометки или тега облегчающий поиск сообщений по теме или содержанию) создается некий виртуальный «дневник» реальной жизни. Это непрерывный процесс самопрезентации и самоидентификации.

Создавая свой виртуальный образ, всегда есть время на его продумывание. Когда мы коммуницируем в реальной жизни, наше «лицо» конструируется бессознательно в большей степени, нежели в виртуальной сети. Наше настоящее лицо имеет некоторые неровности, недостатки, родинки, прыщи, синяки под глазами и т. д. Сфотографировав его, мы, во-первых, примем определенное выражение, после в специальной редактирующей программе уберем все недостатки, добавим фильтров, оттенков и даже задний фон! И вот перед нами уже виртуальное лицо. Эти все слои, которые наложены в редакторе и можно считать маской.

Таким образом, идентифицируясь со значимыми предметами, явлениями в социальной сети, которые гарантируют нам счастье, богатство и признание, мы нагружаем свою Персону новыми стандартами, законами, принципами, через которые в дальнейшем будет проявляться наша личность.

Для того чтобы определить психологические особенности проявления архетипа тени у млодежи в сети 1ш1а§гаш нами было исследование, которые было направленно на сравнение пользователей социальных сетей ВКонтакте и 1ш1а§гаш, так как в первой не фотографии не являются ключевым фактором в отличии от второй социальной сети. В ходе эмпирического исследования было опрошено 80 респондентов. Из них 40 человек, которые используют социальную сеть 1пв1а§гаш, и 40 человек, которые используют социальную сеть Вконтакте, а также проведен анализ данных социальных страниц наших респондентов.

Для обследования были использованы такие методики: модифицированный Ассоциативный тест, Личностный дифференциал и Контент-анализ социальных страниц. По результатам данных методик нами была проведена статистическая обработка для выявления достоверных различий между двумя выборками.

Для того чтобы удостовериться в значимости данных, мы проверили их на нормальность распределения. В итоге , наши данные нельзя отнести к нормальному распределению. Таким образом, для статистического анализа мы использовали непараметрический критерий U Манна-Уитни.

В результате эмпирического исследования архетипа Персоны в социальных сетях 1пБ1а§гаш и Вконтакте мы обнаружили различия между особенностями проявления архетипа Персоны у представителей возрастной категории от 17 до 25 лет в социальной сети 1ш1а§гаш и Вконтакте, которые заключаются в различиях между теми

фотографиями, которые пользователи загружают в социальные сети. Пользователи социальной сети 1ш1а§гаш сосредотачивают свое именно на фотографиях и их

визуальной составляющей, объясняя это тем, что данная социальная сеть была создана именно для этого, поэтому они используют её только с этой целью, в то же время социальная сеть ВКонтакте имеет более широкую составляющую, поэтому сосредотачивать своё внимание на визуальном оформлении своей страницы не имеет смысла. Следовательно пользователи социально сети Instagram загружают свои фотографии, где они выглядят более презентабельно, фотографии самых «красивых» мест, где они были и.т.д.

Список литературы

1. Грицанов А.А. Новейший философский словарь. Постмодернизм / А.А. Грицанов. М.: Современный литератор, 2007. 425 с.

2. Казаникова Е.В. Аналитическая психология К.Г. Юнга. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/154-obshhaya-psixologiya/1632-analiticheskaya/ (дата обращения: 25.12.2018).

3. Мур Б. Психоаналитические термины и понятия / Б. Мур, Б. Файн. М.: Класс, 2000. 304 с.

4. Ребеко Т. Архетип Персона [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //www.psysovet.ru/threads/3772/(дата обращения: 25.12.2018).

5. Сальникова Е.В. Феномен визуальности и эволюция визуальной культуры: автореф. дис. На соиск. учен. степени доктора культурологии..

6. Фрейджер Р. Теории личности и личностный рост / Р. Фрейджер, Д. Фэйдимен. Спб.: Прайм-Еврознак, 2004. 690 с.

7. Юнг К.Г. Психологические типы / Под ред. В. Зеленского; Пер. с нем. С. Лорие / Юнг К.Г. СПб.: Азбука, 2001. 736 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.