Научная статья на тему 'Мир социальных сетей: опыт виртуальной этнографии на материале ВКонтакте. Ru'

Мир социальных сетей: опыт виртуальной этнографии на материале ВКонтакте. Ru Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
314
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ОНЛАЙНОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ВИРТУАЛЬНАЯ ЭТНОГРАФИЯ / КОЛЛЕКТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / РЕАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНОСТЬ / ВИРТУАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНОСТЬ / ВКОНТАКТЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сергеева О.В.

Автор считает актуальной социальную регулируемость онлайнового поведения, видение виртуального не как отрицания, а как продолжения социального. Чтобы понять коллективные отношения, воссозданные в Интернете, их важно рассматривать через медийные особенности компьютерной технологии: каким образом развитие средств коммуникации определяет развитие групп, как осмыслить влияние онлайновой среды на нашу повседневность? Взаимосвязь реальной социальности и социальности виртуальной исследуется на материале российской социальной сети ВКонтакте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мир социальных сетей: опыт виртуальной этнографии на материале ВКонтакте. Ru»

О. Сергеева

МИР СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ: ОПЫТ ВИРТУАЛЬНОЙ ЭТНОГРАФИИ НА МАТЕРИАЛЕ ВКОНТАКТЕ^

На начальном этапе развития Интернета виртуальное пространство провозглашалось полем освобождения от традиционных иерархий, архипелагом равноправия. Тем самым инженеры-разработчики Интернета, специалисты информационных технологий старались сделать легитимным свой проект и продемонстрировать его социальное значение. Сегодня, спустя примерно 20 лет с момента появления Интернета как инструмента массового взаимодействия, можно внести поправки в ранние представления об этом явлении. В частности, по моему мнению, актуальной является постановка вопроса о социальной регулируемости онлайнового поведения и в целом — видение виртуального не как отрицания, а как продолжения социального. При всем при этом, чтобы понять коллективные отношения, воссозданные в Интернете, их важно рассматривать, принимая во внимание медийные особенности компьютерной технологии. Такая точка зрения позволяет понять, каким образом развитие средств коммуникации определяет развитие групп. В настоящей работе взаимосвязь реальной социальности и социальности виртуальной исследуется на материале российской социальной сети ВКонтакте1.

О методе

Можно без преувеличения сказать, что лидерами в эмпирических исследованиях компьютерно-опосредованной коммуникации являются ученые-лингвисты. В силу того, что этот вид взаимодействий начал развиваться преимущественно с обмена письменными сообщениями, лингвисты одними из первых включились в работу с материалом сетевых коммуникаций. Вклад эмпирической социологии в изучение онлайнового поля представлен традиционными количественными данными о разнообразных действиях интернет-пользователей. Я полагаю, что сегодня для исследования Интернета актуально обращаться не только к количественным социологическим методам, но и к качественным процедурам, называемым в социологии этнографическими. Представляемая статья обобщает опыт виртуальной этнографии популярного российского сайта.

«Виртуальная этнография» — так с недавнего времени обозначают комплекс методов, направленных на изучение участников компьютерно-опосредованной коммуникации2.

В традиционных этнографических исследованиях социолог физически сталкивается со средой, которая его интересует, он вступает в контакт с информантами, используя свои навыки межличностного общения. Вместо этого социолог, проникающий в социальный мир Интернета, должен совершенствовать навыки анализа текстовых вербальных данных и изображений. Кроме того, исследователю интернет-коммуникаций необходимо иметь в виду, что это пространство обеспечивает информантам большие, по сравнению с общением лицом к лицу, возможности для конструирования образа себя и сохранения анонимности.

Сайт ВКонтакте.ш, объединивший в апреле 2010 года 70 млн. пользователей3, развивается как инструмент общения и знакомств, деловых, дружеских и романтических. В «Контакт» вступают, организуя свою персональную страницу или профиль, содержание которой помимо текстов, фотографий, рисунков включает мультимедиа информацию — аудио- и видеофайлы. Стремясь описать социальные взаимодействия ВКонтакте, я опиралась на технику анализа дискурса, на разработки аналитиков современного городского фольклора, на идеи визуальных исследований. Эмпирическим материалом стали персональные страницы 62 участников ВКонтакте, отмеченных на моей странице этого сайта в качестве друзей. Из 62 человек 44 — это студенты, магистранты, выпускники, у которых я вела или веду занятия в университете, 18 — это друзья, родственники, коллеги. Строго говоря, техника виртуальной этнографии в выполненной работе сочетается с автоэтнографией — методикой, эксплицирующей личный опыт исследователя.

Исследовательская логика виртуальной этнографии позволяет детально описать опыт компьютерно-опосредованной коммуникации как нового образца социальных отношений. В отличие от количественных социологических исследований этнографические разработки не показывают степени распространенности явления, преимущество этих методов — обнаружение и интерпретация того или иного образца, а также — предоставление «голоса» самим участникам изучаемых явлений. Полученные выводы, думаю, будут полезны для «насыщенного описания» (по К. Гиртцу) культуры, вызванной к жизни компьютерными технологиями.

Хронотоп персональных страниц участников ВКонтакте.ги

Поскольку практика общения ВКонтакте реализуется посредством текстов, кажется целесообразным взять для анализа некоторые концепты теории дискурса, прежде всего рассмотреть хронотоп персональных

страниц. Анализ хронотопа позволяет говорить о границах и точках пространства, о глубине и ритмах времени, характеризующих мир социальной сети ВКонтакте. Фиксация пространства и времени обычно представлена в таких разделах персональной страницы участника, как «день рождения», «родной город», «образование», «карьера», «места». Время пульсирует в сообщениях на «стене» («стена» — специальный раздел на странице, где каждый участник может оставить свою запись, видимую не только хозяином страницы, но и всеми посетителями). Хронологические параметры, касающиеся личной биографии владельца страницы, бывают показаны «прямо» и «косвенно». Говоря о себе «прямо», владелец страницы показывает даты биографии, заполняя все разделы информацией о себе. При косвенной стратегии самопрезентации метки времени и местоположения человека им не указываются, но могут быть найдены в общем тексте страницы. Принадлежность к определенному поколению маркируется часто выбором аудиозаписей, группами, надписями на стене, в целом — контекстом страницы. Таким образом, происходит игра со временем и пространством. К таким играм относятся прежде всего вымышленный год рождения, период учебы, службы в армии. Если же информация в разделах отсутствует или целенаправленно конструируется для поддержания экстравагантной «маски», то участник коммуникации превращается в «фантом» или в модель личности. Такие эксперименты не редкость (например, Дантист Люблю Орбит Стамотологович4), понятно, что за фантомами стоят реальные люди, «экспериментаторы». Но общение с персоной Дантиста при условии, что вы не знаете человека, пишущего под маской, является игрой, карнавальной шуткой.

Признаки времени и географии наблюдаемы не только по разделам с биографическими данными, но и по названиям групп, в которых участвует владелец страницы, по аудио- и видеозаписям, фотоальбомам. Вот, например, как звучит время в названиях фотоальбомов, созданных ВКонтакте: «Алые паруса 21 июня 2008 года», «Новый год 2009», «Европейский вояж 2008», «Школа 1999-2009», «16. 05. 09» и т. д. Темпоральность в названия групп: «Наша Родина — СССР», «Рожденные в СССР», «Дети шестидесятых», «Музыка 80-х»,

«Выпускники-2005»,

«Школа 185 СПб.,.7 февраля встреча выпускников в 15.00»,

«Всех с Новым годом 2009»,

«Вы выросли в 90-е, если..»,

«14 февраля или День Всех Влюбленных»,

«Мисс vkontakte 2009»,

«Юность 80-х 90-х годов»,

«Настоящие мамочки 2008»,

«Оцифровка видеокассет до 31.01.2009 - 130 рублей за 60 минут» «Жду тебя лето 2009», «Выпуск 2010»,

«Социологический киноклуб имени «Ленина в 1918 г.» и т. д. Темпоральность текстов, которые создаются участниками ВКонтакте, объединяет все три вектора времени — прошлое, настоящее, будущее — это подобно тому, как ориентировано социальное поведение и за пределами Сети. Но характерной особенностью бытования онлайновых текстов является тенденция развеществления. Развеществление как эфемерность и ускользающая реальность взаимодействий, материализованных текстами на экране, проявляется в скорости обмена сообщениями, надписями, заметками. Приверженность постоянству противоречит природе компьютерно-опосредованной коммуникации. Контактировать «здесь-и-сейчас» — писать, рисовать, удалять и изменять. Тем более, что завтра появится новое технологическое усовершенствование, которое станет базой для создания обновленной социальной сети. Все страницы, столь популярные сегодня, рожденные благодаря скорости цифровой технологии, потенциально готовы к изменениям-обновлениям, закрытию. Именно сквозь призму развеществления можно говорить, что время ВКонтакте подчинено настоящему. Хотя письменные коммуникации всегда ассоциировались с поддержанием истории, оцифрованные и перенесенные на экран компьютера, они потеряли устойчивость. Подчеркну, что ВКонтакте нет безвременья, прошлое зримо и даже аудиально присутствует, будущее ожидается, однако в руках этого сообщества есть инструменты постоянной корректировки истории. В Сети селекция исторических фактов, которые надо запечатлеть или убрать, происходит молниеносно.

Пространственные координаты участников, по сравнению с хронологией личной биографии, в избытке даются на персональной странице. Очень интересны идентификации с местом на карте, служащие основанием для создания групп. Вся палитра идентичностей от «макро» до «микро» может быть представлена в списке групп. Например:

«Россия — великая страна», «Казань — лучший город в мире!!!», «Я люблю Казань!», «Севастополь — столица мира», «Санкт-Петербург»,

«Московский район Санкт-Петербурга»,

«Озерки-Просвет!»,

«улица Савушкина» и т. д.

Внимание к географии и постоянная ее репрезентация наталкивает на мысль о том, что коммуникация он-лайн, предоставляя безграничные возможности для преодоления пространственных барьеров общения, тем не менее, актуализирует обозначение «своих» мест. Причинами этого, предполагаю, могут быть, во-первых, желание найти или поддержать коммуникацию с земляками, во-вторых, это очень простой способ самопрезентации — я тот, где я жил или живу.

Воспроизводство хронотопа сайта ВКонтакте обусловлено особенностями онлайновой коммуникации — максимально быстрым установлением гиперличных отношений «здесь-и-сейчас» и глобальным охватом.

Фольклор «made in ВКонтакте.ш»

То, что мы видим, читаем, слышим, зайдя в мир социальных сетей, поддается систематизации, если рассматривать этот материал глазами этнографа современного общества как постфольклор. Постфольклор, или городской фольклор, — произведения, отличающиеся от исторически предшествующих устных традиций крестьянства и архаических сообществ, вызваны к жизни развитием субкультур города. Репертуар охватывает как песни, стихи, анекдоты, фразеологические клише (например, киноцитаты и рекламоцитаты), «страшные истории», так и семиотические ансамбли, включающие орнаментику и содержимое рукописных альбомов, украшения, жесты, татуировки, граффити, магические письма5. Так, поддержание персональной страницы ВКонтакте, думаю, во многом продолжает развитие одной из постфольклорных форм — современной альбомной традиции.

Изучая современную альбомную словесность, исследователи обращаются к наиболее известным видам альбомов — девичьим альбомам, тетрадям малолетних преступников, блокнотам солдат срочной службы. Становление альбомов относится к концу XVIII — первому десятилетию XIX века, когда возникали новые контуры социальной жизни — кружки и салоны6. Альбом, таким образом, функционирует как средство самопрезентации

своего хозяина, организует коммуникацию и служит мемориальным целям, сохраняя информацию «на память». Повторяя альбомную форму, страницы «Контакта» в полной мере содействуют самопрезентации, творчеству и коммуникации владельца, но в силу медийной специфики нового носителя — не бумага, а текст на экране — возвращаться к ним как постоянному архиву, думаю, невозможно.

Жанровый состав страниц ВКонтакте.ги включает альбомную лирику, дидактическую поэзию, эротическую поэзию, афористику, гадалки, анкеты. Эти тексты переходят из одной среды — среды оффлайновых взаимодействий — в другую, онлайновую, сохраняя семантику и стилистику городского фольклора. К праздникам общим или личным распространяются, например, тексты пожеланий:

(Электронный документ, проверен 20 мая 2010 года) С днем Студента!

Студенческая дивная, веселая пора Не позабудется тобою никогда. Свободный гражданин, еще не взрослый, Еще не мучают житейские вопросы. Не очень далеко уплыть успело детство, А зрелость мудрая уж ходит по соседству. Прощайся с играми, встречай большую жизнь И в ней, пожалуйста, смотри, не оступись!!!!!!!!!! (Электронный документ, проверен 20 мая 2010 года) Ниночка, с Днем влюбленных тебя поздравляю, И хочу, чтоб в дороге твоей Ни конца не сыскалось, ни края Для счастливых и радостных дней. Чтоб любовная лодка не знала Ни штормов, ни поломок, ни гроз, И надежда-штурвал управляла Кораблем твоей жизни всерьез.

Особенностью пополнения персональной страницы в Контакте по сравнению с традиционными альбомами является расширение возможностей поиска и использования цитат, афоризмов, стихов. Содержательные компоненты традиционных альбомов всегда тиражировались, сегодня же информационные технологии позволяют индустриализировать процесс цитирования. Поэтому нестандартность онлайновой страницы как способа самопрезентации может проявляться в цитатах из речи каких-либо людей, известных только группе

участников коммуникации. В этом случае, например, студенты цитируют преподавателей, декана, друзей. Человек, самостоятельно выделивший афоризм из речи знакомых, действует творчески, создает ауру единичного (по В. Беньямину) в общем потоке технического тиражирования.

Заслуживает исследовательского внимания проникновение в онлайновую коммуникацию магических писем. Характеризуя это явление, петербургский фольклорист А. А. Панченко пишет о существовании в городском обиходе святых писем и писем счастья, имеющих устойчивую нарративную модель и инициирующих акт переписывания и рассылки определенного текста, который обладает магической силой7. Магические письма состоят из эпической части или рассказа о чуде и из предписаний получателю. Хождение таких писем, по мнению А. А. Панченко, отражает динамику национальной религиозности и соответствует социальной ситуации города с его анонимностью, массовостью, многообразием коммуникации8. Судя по всему, именно специфика коммуникации в онлайновых комьюнити — постоянное общение в группе и потенциальное общение с большим количеством людей — провоцирует круговорот магических писем. Тексты писем ограничиваются преимущественно любовно-эротической тематикой и включают элементы гадания.

(Электронный документ, проверен 20 мая 2010 года). Ужасная новость, завтра конец света. А мы с тобой одни в комнате, у тебя последняя возможность... Что ты со мной сделаешь?

1. Кинешь в меня табуреткой

2. Прижмешь к своей груди

3. Сбежишь, куда подальше

4. Поцелуешь взасос

5. Пошлешь на ...

6. Займешься со мной сексом

7. Поделишься своими тайными желаниями

8. Станцуешь стриптиз

9. Выпьешь со мной последнюю бутылку пива

10. Разденешь меня глазами...

Ответ пришли мне, а текст разошли своим контактам и узнаешь много интересного! через 3 дня тебе кто-то признается в любви, тот, кто по - настоящему любит тебя!!! Если ты прервешь цепь, то ты будешь всегда неудачлив(а). Тот человек полюбит другую (ого). Итак, посылай это сообщение 15 людям как минимум. Жду ответа =)

(Электронный документ, проверен 9 февраля 2010 года). Попробуй сыграть в эту игру. Главное правило — не читай все сразу! Читай по строчке

и не дальше, Ок? Девушка, которая оставила эту игру в комментариях одного человека, написала, что у нее все совпало. У меня тоже кое-что совпало, остальное надо проверить =) СТРОГО выполняй все пункты. Попробуй, может, это покажется интересным. Короче, это займет 3 минуты. Тот, кто ей прислал это, сказал, что его желание исполнилось через 10 минут после того, как он все прочитал. Но не жульничай! Сначала найди ручку и бумагу. Когда ты будешь писать имена, выбирай их так, чтобы это были имена тех людей, которых ты знаешь, а также повинуйся своему первому инстинкту. Прокручивай вниз по строчке - не читай все подряд без остановки. Прокручивай текст ниже по строчке и шаг за шагом выполняй задание. Это займет всего пару минут! Поехали:

1. Сначала напиши в столбик числа от 1 до 11.

2. Потом, напротив 1 и 2 напиши любые два числа.

3. Напротив 3 и 7 напиши имена противоположного пола. (Не смотри дальше, если не дописал, а то все будет неверно.)

4. Напиши любые имена (например друзей или членов семьи) в 4, 5 и 6-м номере. (Не мухлюй, а то потом будешь рвать на себе волосы.)

5. Напиши четыре названия песен в 8, 9, 10 и 11 (не мухлюй, а делай все шаг за шагом!)

6. И, наконец, загадай желание!

А теперь ключ для игры...

1.Ты должен рассказать об этой игре стольким людям, какое число написал рядом с номером 2.

2. Человек под номером 3 — это тот, кого любишь.

3. Человек под номером 7 — это тот, который нравится, но с которым ты все никак не можешь оказаться рядом.

4. Больше всего ты заботишься о человеке под номером 4.

5. Человек под номером 5 знает тебя очень хорошо.

6. Человек под номером 6 — это твоя «звезда удачи».

7. Песня номер 8 ассоциируется с человеком под номером 3.

8. Песня номер 9 — песня, которая относится к человеку под номером 7.

9. Десятый пункт — это песня, которая говорит о твоих мыслях, о тебе самом.

10. И 11 песня показывает твое отношение к жизни.

11. Что означает число под номером один — никто не знает, но что-то оно для Тебя значит, раз Ты его написал.

12. Пошли это 20 людям не позже, чем через час, после прочтения. Если ты это сделаешь, желание исполнится, а нет - не выполнится. Се-

годня в полночь твоя любимая половина поймет, насколько сильно тебя любит. Что-то хорошее произойдет с тобой завтра в 13:00-16:00ч. Это может произойти где и как угодно: через электронную почту, вне работы и т. д. Будь готов к самому большому шоку в жизни.

Магический акт переписывания в онлайновой коммуникации упрощен до технического копирования и рассылки. Тем не менее эти письма имеют хождение в пространстве «Контакта». Поэтому стоит задуматься о стереотипе «человек, взаимодействующий с техникой, рационален». Скорее, можно говорить о новых магических вещах и «кибершаманизме».

Компьютерные технологии дают участникам коммуникации принципиально иные по сравнению с письменной альбомной традицией возможности оперирования изображением и звуком. ВКонтакте как метаморфоза альбома использует не тексты песен, что было характерно для альбомов прошлого, а аудиозаписи. Значительной аттрактивной силой обладают видеосюжеты, доступные для просмотра со страниц ВКонтакте.

Сетевая жизнь под ликом аватара

Аватар, или графическое представление пользователя социальной сети, действует как наиболее направленная попытка самопрезентации. Типичные аватары ВКонтакте — это фотографии владельца страницы одного или с друзьями, некоторые выбирают фотографии предметов или животных, встречаются также рисунки и графические проекты, сочетающие фотографию и рисунок. В сущности, это изображение замещает тело человека в виртуальном пространстве. Когда пользователи ищут друг друга, они видят аватар, когда отправляют друг ругу сообщения, пишут комментарии, изображение-аватар располагается рядом с текстом.

Аватар неоднократно привлекал внимание аналитиков компьютерно-опосредованной коммуникации9. Обсуждались вопросы эффективного конструирования идентичности с помощью выбора аватара. Эти дебаты отражают сомнения по поводу онлайновой социализации, в процессе которой человек свободней формирует образ себя по сравнению с взаимодействием лицом к лицу. Тем более, что с появлением цифровой фотографии возрастает власть над процессом редактирования. То, что когда-то требовало профессиональных знаний и умений, может быть сделано любым владельцем компьютера и программы фоторедактирования. Чтобы полностью оценить потенциальную силу фотографий, действующих как форма самопрезентации, мы должны помнить, что переход от аналоговой к цифровой фотографии перефокусирует способ нашего обыденного понимания фотографии: сравните «снять кого-то на пленку» и «сделать изображение».

Идентичности, построенные с цифровым фото в онлайновом пространстве, могут быть гораздо более динамичны, чем это было в условиях использования аналоговой фотографии — компьютерная технология максимально облегчает процесс замены одного своего образа на другой. По новой «культуре аватаров» можно судить о том, каким образом цифровая технология инициирует настроение игры с фотографией, перенося акцент в ее использовании с традиционного сохранения памяти.

Персональные страницы участников социальных сетей могут быть осмыслены как визуально аттрактивные формы, которые английский антрополог, анализирующий сетевое общение, назвал «ловушками». Метафора «ловушка» Д. Миллера10 в полной мере отражает работу аватаров, используемых участниками «Контакта»: изображения способны захватить внимание, сложные и замысловатые образы заманивают в ловушку сознание наблюдателя, эстетические формы очаровывают. Концепт «ловушка» чрезвычайно эвристичен при рассмотрении развития Интернета, в частности, при изучении коммуникации в социальных сетях (Facebook, ВКонтакте, Одноклассники и др.). Рассчитывая на цепкость своих «ловушек», владельцы персональных страниц прибегают к разным творческим действиям — подчеркивают свою сексуальность (причем это встречается у представителей и женского, и мужского пола) или моделируют нетривиальный образ себя.

Однако, несмотря на возможность «изобретать» себя через манипуляцию цифровыми изображениями, степень конструктивистского способа самопрезентации ограничена, так как взаимодействия ВКонтакте строятся на основе реальных знакомств. В отличие от некоторых анонимных онлайновых сообществ, ВКонтакте не сказочная страна для ненормативного поведения, поэтому аватары, представленные на персональной странице, имеют связь с реальной идентичностью участника общения, хотя положительные черты могут подчеркиваться, а недостатки опускаться.

Заключение

В данной статье предпринималась попытка этнографического описания социальной сети ВКонтакте.ги. Показ и обсуждение особенностей персональных страниц этого сайта раскрывает то, что представляет собой опыт современной компьютерно-опосредованной коммуникации. Считаю важным подчеркнуть, что количественные данные социологических исследований снабжают нас информацией о мере представленности онлайнового общения. А это лишь часть необходимой социологу информации. Например, данные ВЦИОМ свидетельствуют, что на осень 2009 года аудитория Интернета составляла примерно одну треть россиян (32%), чаще всего Интернет служит

для расширения кругозора (41%) и для общения (38%)п. Ограничения статистики состоят в «невидимости» для такого рода метода конкретных действий, из которых состоит онлайновое общение. Социальные формы языка, на котором общаются, способы самопрезентации и их социальная обусловленность, ритуалы, маски, игры участников коммуникации — все это оставалось бы за «кадром» академического внимания, если бы не этнографические методы.

Делая выводы о компьютерно-опосредованной коммуникации ВКонтакте, акцентирую важность видения социальной обусловленности этого явления. Реальное и виртуальное не являются взаимоисключающими пространствами, скорее, особенности социальных обстоятельств реальной жизни влияют на выстраивание онлайновой коммуникации (например, на эксперименты с возрастом, полом в анонимных сообществах или, наоборот, на практике, соответствующие возрасту и полу в персонифицированных комьюнити). Соединение языков, визуального и вербального, в сочетании с асинхронным характером общения позволяет конструировать свой образ более тщательно, чем при взаимодействии «лицом к лицу», и именно поэтому процесс поддержания персональной страницы выступает способом социальной активности для выхода в мир. Привлекательность персональной страницы складывается как за счет визуальных эффектов, так и формируется комментариями, заметками, надписями на «стене». В этом случае управление впечатлениями происходит за счет демонстрации своей социальной востребованности: вы тот, чьим мнением интересуются, чьи заметки читают и комментируют. Роль визитки ВКонтакте играет имя, которое многие пользователи разрабатывают и неоднократно меняют, добавляя эмоционально-экспрессивную лексику, нестандартное орфографическое написание.

Компьютерное продолжение взаимодействий человека изменяет его действия в реальном мире, создаются симбиозы ритуалов и групп, укорененных и офф- и онлайн. Перед исследователями сегодня встают разнообразные методологические вопросы, один из которых — как осмыслить границы онлайновой среды и ее влияние на нашу повседневность?

1 ВКонтакте — это один из вариантов популярных социальных онлайновых сообществ. Например, широко распространен в англоязычных странах Facebook, в Болгарии есть Netlog. Начало такого рода организаций связано с онлайновым общением в университетских кампусах.

2 См., например, Hine, C. Virtual Ethnography / Hine C. — London: Sage, 2000; Leander, K.M., Mckim, K.K. Tracing the Everyday "Sitings" of Adolescents on the Internet: A Strategic Adaptation of Ethnography Across Online and Offline

Spaces / Leander K.M., Mckim K.K. // Education, Communication & Information. 2003. 3(2). Р. 211-240.

3 Википедия. — http://ru.wikipedia.org/wiki/

4 «Стамотологович» — здесь сохранена орфография профиля ВКонтакте.

5 Неклюдов С. Ю. Фольклор современного города / Неклюдов С. Ю. // Современный городской фольклор. — М.: Российск. гос. гуманит. ун-т. 2003. С. 11-13.

6 Калашникова, М. В. Современная альбомная традиция / Калашникова М. В. // Современный городской фольклор. - М. : Российск. гос. гуманит. ун-т. 2003. — С. 599.

7 Панченко, А. А. Магические письма / Панченко А. А. // Современный городской фольклор. — М.: Российск. гос. гуманит. ун-т. 2003. С. 620-633.

8 Там же. С. 628.

9 Williams, M. Avatar watching: participant observation in graphical online environments / Matthew Williams // Qualitative Research. 2007. Vol. 7 (1). P. 5-24; ?

10 Miller, D. The Fame of Trinis: Websites as Traps / Daniel Miller // Journal of Material Culture. 2000. Vol. 5. P. 5-24.

11 Зачем россиянам Интернет? http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/12441.html?no_cache=1&cHash=9d17460dfc

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.