ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ОПРОСА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЦЫГАНСКОГО ЭТНОСА
Крылатова Наталья Владимировна
специалист негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский институт экономики,
социологии и права» РФ, г. Волгоград E-mail: Natalya.Krylatova@yandex. ru
PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF THE SURVEY OF MEMBERS OF
THE ROMA ETHNIC GROUP
Krylatova Natalya
specialist of the non-governmental educational institution higher professional education «Volgograd Institute of Economics, sociology and law» Russia Volgograd
АННОТАЦИЯ
Автор исследовал психологические особенности проведения опроса кэлдэрар (молдавских цыган) и предложил тактику противодействия их гипнозу с опорой на собственную практическую деятельность.
ABSTRACT
The author investigated the psychological characteristics of the survey Kaldarar (Moldovan Gypsies) and suggested tactics to combat their hypnosis based on own practice.
Ключевые слова: цыгане; гипноз; тактика; Россия.
Keywords: Gypsies; hypnosis; tactics; Russia.
Цыганский этнос или, как его ещё называют в научной литературе, цыгане — одно из самых многочисленных этнических меньшинств в Европе [6] индийского происхождения.
Известные этнологи Е. Марушиакова и В. Попов определяют их как МЕГРЭО — межгрупповое этническое образование [5].
Это обозначение характеризует особенности мозаичного расселения цыганских групп среди жителей разных стран и связанные с этим особенности формирования их современных идентичностей.
В России первые упоминания о представителях цыганского этноса встречаются в указе от 1733 г. Анны Иоанновны «О новых налогах на содержание армии» [5].
Далее, в процессе присоединения новых земель к территории Российской империи, в состав её населения входили различные группы цыган: азиатские люли, кавказские карачи и боша, ловари и унгари (ромунгры), а также кэлдэрары (молдавские цыгане).
Автор не случайно уделяет особое внимание истории цыган в России, т. к. именно с появлением кэлдэрар связывается активное применение психологического разговорного гипноза в преступных целях.
Гипноз в своей деятельности используют преимущественно молдавские женщины-цыганки [1], характерной чертой которых является их психоэмоциональное превосходство в данной сфере по сравнению с другими представителями цыганских групп (в том числе это превосходство проявляется по отношению к их соплеменникам противоположного пола [1]) и внешний облик, содержащий в себе отвлекающие внимание элементы (цветастые широкие юбки, причём под верхней юбкой обязательно находятся ещё несколько аналогичных с потайными карманами, и косынки на голове [1]).
Обычно они следуют определённой психотехнике наведения транса (психологического разговорного гипноза [8]), состоящей из таких элементов, как:
1. Привлечение внимания и установление контакта.
Чтобы привлечь внимание «жертвы» им достаточно задать простой вопрос («Вы не подскажите который час?», «У Вас не найдётся сигареты/спички/зажигалки...?») или же громко воскликнуть («Я тебя знаю! Ты здесь давно работаешь!», «На тебе порча!», «Дай погадаю!»).
Как правило, ничего не подозревающий человек на секунду задерживает своё внимание на цыганке и этого вполне достаточно, чтобы с ним началась гипнотическая работа по установлению контакта, который осуществляется путём незаметного копирования позы, дыхания или частоты моргания глаз (т. е.
она интуитивно или, обладая знанием, действует согласно закону симпатии и подобия) [2].
2. Фиксация и удержание внимания на каком-нибудь внутреннем или внешнем объекте, явлении и т. д. [3].
Фиксация и устойчивое удержание внимания человека в гипнозе кэлдэрар базируется на наличии обязательного (или очень желанного) исходного денежного, материального или иного интереса у «жертвы», о котором им становится известно в процессе общения с ней.
Развивая в себе способность воспринимать мир правым (животным) полушарием, т. е. языком чувств и интуиции, цыганки, тем самым, оттачивают (повышают) своё мастерство.
Для этого они стремятся контактировать не интеллектуально (с логическим доказательством необходимого им), а интуитивно-чувственно (на уровне подсознания).
Чтобы подобное получалось, и левое (логическое) полушарие не мешало, они тренируют четыре составляющих восприятия внешнего мира:
а. эмоции;
б. зрение;
в. кожно-мышечные ощущения;
г. слух.
Ко всему прочему молдавские цыганки учатся чувствовать эмоции собеседника, стараются быть наблюдательными и замечать мельчайшие детали видимого и слышимого мира.
Ещё один их секрет — это прикосновение к правой руке. Научно это объясняется тем, что правая рука человека представлена в коре головного мозга более чем четвертью его площади.
Поэтому, овладев правой кистью, женщины-кэлдэрарки овладевают воздействием на кору головного мозга, т.е. воздействием на сознание и подсознание гипнотизируемого.
3. Установление раппорта.
Раппорт — это управляемый контакт с подсознанием [7].
Молдавские цыгане практикуют психотехнический приём, заключающийся в установлении контакта, привлечении и фиксации внимания гипнотизируемого на «приманке» с последующим контролем и удержанием внимания объекта на этой приманке до появления признаков суженного состояния сознания.
Такой метод генерации транса изменяет ориентацию человека с восприятия внешнего мира на восприятие внутреннего. Следовательно, цыганка работает с вниманием, а изменения получает в сознании.
В СК-науке [3] этот процесс образования и усиления устойчивого очага возбуждения в коре головного мозга человека называется образованием доминанты.
Доминанта обладает очень важным свойством: автоматически тормозит и подчиняет себе все соседние участки коры головного мозга, постепенно выключает все органы чувств, кроме слышания управляющего голоса гипнотизёра, тем самым, генерируя транс.
Таким образом, фразами «Дай ручку, погадаю, вот смотри!», «Эта линия жизни у тебя...», удерживая взгляд и внимание человека разговорами о «надвигающейся опасности» с постоянными командами «вот смотри», «вот видишь этот изгиб», цыганка устанавливает раппорт, генерирует транс и управление поведением объекта по вышеуказанному физиологическому механизму.
4. Углубление трансового состояния.
В процессе гадания или иного диалога цыганка, внимательно наблюдая за реакциями собеседника, начинает включать в свою речь гипнотические команды, цель которых — усилить признаки сна, снизить чувствительность к внешним помехам и воспринимать только её голос [7].
Абсолютно всем молдованским цыганам хорошо известны внешние признаки глубоких гипнотических состояний человека, поэтому они, только заметив признак какого-нибудь гипнотического феномена, сразу же стремятся
его развить, тем самым, погружая «жертву» в более глубокое состояние гипноза.
Внешними признаками того, что человек «провалился» в гипнотическое состояние, является изменение цвета кожи лица (покраснение или побледнение), закрывание глаз или фиксация расфокусированного взгляда, а также каталепсия позы, в некоторых случаях происходит даже «замирание» дыхания [7].
5. Достижение цели [7].
Итог гипноза представителей цыганского этноса во всех без исключения случаях является одним единственным — завладение ценными вещами или иным имуществом загипнотизированного человека, после чего гипнотизёр скрывается в неизвестном направлении.
С описанной психотехникой наведения транса автор работы столкнулся в своей практической деятельности, когда по заданию прокурора района вызвал для дачи объяснения представительницу цыганского этноса, оказавшейся, как в последствии выяснилось, представительницей кэлдэрар.
Задание было дано в связи с проведением проверки прокуратурой Ворошиловского района города Волгограда поступившей информации из районного отделения Пенсионного Фонда России по Волгоградской области о том, что гр. О.З.М., дабы получить материнский капитал в размере около трёхсот семидесяти пяти тысяч рублей, указала в своём заявлении рождение третьего ребёнка, хотя при этом была лишена родительских прав на первых двух детей [4].
Учитывая, что в следственно-криминалистической литературе внимание даче объяснений не уделяется, особый упор делается на разработку тактики допроса, и автору не хотелось подвергаться цыганскому гипнозу, то ему пришлось противодействовать своему собеседнику: на каждую из стадий транса немедленно находить противодействие.
Например, когда цыганка попыталась привлечь его внимание, крикнув с порога: «Я тебя знаю! Ты здесь давно работаешь! — автор исследования
спокойно отреагировал. — Проходите в кабинет и присаживайтесь, пожалуйста, на стул».
Присев, она предприняла попытку зафиксировать внимание: «Я ничего не понимаю! Меня сейчас в тюрьму отправят? Ах, я ведь правду написала! Хотела, чтобы всё было по справедливости! Я знаю, что не имела права совершать это действие, но ведь всё ради детей! Я их так люблю!» — «Успокойтесь, пожалуйста. Давайте начнём разговор с самого начала».
Затем поступило эмоциональное предложение: «Давай я тебе погадаю! — Нет, спасибо. — Давай я тебе погадаю! Всю правду расскажу! Ай, какая же ты умница! Давай погадаю тебе бесплатно, золотая!».
Учитывая психо-эмоциональные особенности личности опрашиваемого лица, автор применил при проведении опроса вопросно-ответную форму тактики допроса.
Поскольку первая стадия транса не увенчалась успехом, цыганкой была предпринята попытка копирования позы опрашивающего и ведения разговора с ним таким же, как и у него, спокойным голосом, а также фиксации и удерживания его внимания на интересующем событии — признании умышленного совершения неправомерных действий.
От данных действий гр. О.З.М. в последствии отказалась в связи с их неэффективностью.
Затем кэлдэрарка О.З.М. попыталась установить раппорт. Всячески подчёркивая свою любовь к детям, одновременно повторяя, что не знает законодательство России, и, предлагая показать ей правую руку для бесплатного гадания, она добивалась положительного ответа от лица, производящего опрос, несмотря на поступавшие отказы. Предприняв несколько безрезультатных попыток, опрашиваемая успокоилась.
Оставшиеся две стадии транса цыганка не применяла, т. к. в дальнейшем опрос проводился в жёсткой вопросно-ответной форме. Опрашивающим чётко и ровным голосом задавались вопросы на конкретную тему, отвлечения от неё пресекались.
На бурные возгласы цыганки ответная эмоциональная реакция отсутствовала.
Дополнительно, к нейтрализации возможного психологического противодействия со стороны гр. О.З.М., автор уделил особое внимание дистанции между ней и собой. Она сидела на стуле на расстоянии двух метров сбоку от лица, проводящего опрос, во избежание постоянного прямого визуального контакта.
В целом же опрос строился по принципу уважения чести и достоинства личности с соблюдением норм федерального законодательства Российской Федерации и регионального законодательства.
Результатом его (опроса) явилось признание представительницей цыганского этноса совершения умышленных противоправных действий, что в дальнейшем послужило поводом к возбуждению уголовного дела, предусмотренного частью 1 статьи 159 УК РФ, и привлечения гр. О.З.М. к уголовной ответственности по приговору суда.
Таким образом, следует отметить, что применению психологического разговорного гипноза можно противодействовать следующим образом:
1. Не реагировать на диалог с представителями цыганского этноса, т. к. кэлдэрары, в частности, применяют свои знания и способности лишь по отношению к тем людям, которые обладают нужной внушаемостью [7];
2. Пресекать попытки применения данной техники, если в силу объективных причин общение с указанными представителями необходимо.
Список литературы:
1. Дегтярев А. И ещё немного о цыганском гипнозе. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://otkrmirromane.ucoz.ru/publ/stati/i eshhe nemnogo o cyganskom gipno ze/2-1-0-10 (дата обращения 07.04.2014).
2. Зелинский С. А. Психотехнологии гипнотического манипулирования сознанием. Цыганский гипноз. [Электронный ресурс] — Режим доступа.
— URL: http: //p syfactor. or g/lib/zelinski2-0 9. htm (дата обращения 07.04.2014).
3. Кандыба В.М. Техника гипноза СК. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://svitk.ru/004 book book/2b/309 kandiba-tehnika_gipnoza_sk.php (дата обращения 07.04.2014).
4. Материалы прокуратуры Ворошиловского района г.Волгограда за 2012 г. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http: //volgoproc.ru/newversion/cgi-
bin/run.pl?mod=infcatalog.mod&dirmod=mod&func=view&id=96(дата обращения 07.04.2014).
5. Материалы сайта «Википедия». Цыгане. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D6%FB%E3%E0%ED%E5#cite note-10 (дата обращения 07.04.2014).
6. Материалы сайта «Центр новостей ООН». Каждый второй из проживающих в Европе детей цыган не заканчивает начальную школу. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.un.org/russian/news/fullstorynews.asp?NewsID=14290 (дата обращения 07.04.2014).
7. Материалы сайта «Мagicjournal. ru». Цыганский гипноз. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.magicjournal.ru/tsyiganskiy-gipnoz/ (дата обращения 07.04.2014).
8. Цыганский психологический гипноз. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://blog.i.ua/user/243354/503729/ (дата обращения 07.04.2014).