Научная статья на тему 'Психологические особенности несовершеннолетних преступников: возможности психологической диагностики'

Психологические особенности несовершеннолетних преступников: возможности психологической диагностики Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
преступность несовершеннолетних / антисоциальное поведение / подростковый возраст / группы / авторитет / семейная среда / образовательная среда / juvenile delinquency / antisocial behavior / adolescence / groups / authority / family environment / educational environment

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Екатерина А. Степанюк

В статье рассмотрен вопрос о психологических особенностях преступности несовершеннолетних. Актуальность обуславливается увеличением подростковых правонарушений одиночно и в группах и необходимостью психологической работы по их профилактике. Несовершеннолетние правонарушители – это большая проблема в нашем обществе. Они могут стать угрозой для окружающих и самих себя, а также могут стать причиной социальных проблем. В разделе «Теоретическое обоснование» автор анализирует типы несовершеннолетних преступников, объективные и субъективные причины преступлений, факторы и условия причин, из-за которых подросток может встать на путь правонарушений и как формируются различные подростковые преступные и противоправные группировки. Рассмотрен вопрос как влияет организация досуга детей и подростков на формирование системы жизненных ориентаций и что из этого следует. Были обозначены основные методы по выявлению подростков «группы риска», которые были созданы такими исследователями как: Сурикова, Кеттел, Кук-Медлей, Орел и др. Методы направлены для диагностики определения личности, склонности к различным формам девиантного и саморазрушительного поведения, поиска ощущений, враждебности, поведения в трудных ситуациях. Рассмотрены способы профилактики в работе с ними, включая комплексы мер для данного мероприятия и способы профилактики групп. В разделе «Обсуждение результатов» автор приходит к выводу о том, что молодые люди, не являющиеся зрелыми личностями, имеют большую податливость на манипуляции преступных группировок и взрослых, которые занимаются преступлениями. Понимание психологических особенностей несовершеннолетних преступников является важным шагом в борьбе с подростковой преступностью. Необходимо оказывать систематическую помощь детям и подросткам, которые подвержены риску встать на путь правонарушений, а также создавать условия для предупреждения таких ситуаций. Поскольку данная проблема остается одной из наиболее актуальных в нашем обществе, работа с ней должна быть постоянной и всесторонней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Characteristics of Juvenile Delinquents: Possibilities of Psychological Diagnostics

The article considers the issue of the psychological features of juvenile delinquency. The urgency is caused by an increase in juvenile delinquencies singly and in groups and the need for psychological work to prevent them. Juvenile delinquents are a big problem in our society. They can become a threat to others and themselves and can also cause social problems. In the section «Theoretical justification», the author analyzes the types of juvenile delinquents, objective and subjective causes of crimes, factors, and conditions of causes due to which a teenager can embark on the path of offenses and how various juvenile criminal and illegal groups are formed. The question of how the organization of leisure activities of children and adolescents affects the formation of a system of life orientations and what follows from this is considered. The main methods for identifying adolescents of the «risk group» were identified, which were created by such researchers as: Surikova, Kettel, Cook-Medley, Orel, etc. The methods are aimed at diagnosing personality determination, propensity to various forms of deviant and self-destructive behavior, search for feelings, hostility, behavior in difficult situations. Methods of prevention in working with them are considered, including sets of measures for this event and methods of prevention of groups. In the section «Discussion», the author comes to the conclusion that young people who are not mature individuals have a greater susceptibility to manipulation by criminal groups and adults who are engaged in crimes. Understanding the psychological characteristics of juvenile delinquents is an important step in the fight against juvenile delinquency. It is necessary to provide systematic assistance to children and adolescents who are at risk of taking the path of offenses, as well as create conditions for the prevention of such situations. Since this problem remains one of the most urgent in our society, the fight against it must be constant and comprehensive.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности несовершеннолетних преступников: возможности психологической диагностики»

LAW PSYCHOLOGY

Научная статья УДК 159.9

https://doi.org/10.21702/ncpb.2023.2.5

Психологические особенности несовершеннолетних преступников: возможности психологической диагностики

Екатерина А. Степанюк1*

1 Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация *E-mail: estepanyuk@sfedu.ru

Аннотация

В статье рассмотрен вопрос о психологических особенностях преступности несовершеннолетних. Актуальность обуславливается увеличением подростковых правонарушений одиночно и в группах и необходимостью психологической работы по их профилактике. Несовершеннолетние правонарушители - это большая проблема в нашем обществе. Они могут стать угрозой для окружающих и самих себя, а также могут стать причиной социальных проблем. В разделе «Теоретическое обоснование» автор анализирует типы несовершеннолетних преступников, объективные и субъективные причины преступлений, факторы и условия причин, из-за которых подросток может встать на путь правонарушений и как формируются различные подростковые преступные и противоправные группировки. Рассмотрен вопрос как влияет организация досуга детей и подростков на формирование системы жизненных ориентаций и что из этого следует. Были обозначены основные методы по выявлению подростков «группы риска», которые были созданы такими исследователями как: Сурикова, Кеттел, Кук-Медлей, Орел и др. Методы направлены для диагностики определения личности, склонности к различным формам девиантного и саморазрушительного поведения, поиска ощущений, враждебности, поведения в трудных ситуациях. Рассмотрены способы профилактики в работе с ними, включая комплексы мер для данного мероприятия и способы профилактики групп. В разделе «Обсуждение результатов» автор приходит к выводу о том, что молодые люди, не являющиеся зрелыми личностями, имеют большую податливость на манипуляции преступных группировок и взрослых, которые занимаются преступлениями. Понимание психологических особенностей несовершеннолетних преступников является важным шагом в борьбе с подростковой преступностью. Необходимо оказывать систематическую помощь детям и подросткам, которые подвержены риску встать на путь правонарушений, а также создавать условия для предупреждения таких ситуаций. Поскольку

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

данная проблема остается одной из наиболее актуальных в нашем обществе, работа с ней должна быть постоянной и всесторонней.

Ключевые слова

преступность несовершеннолетних, антисоциальное поведение, подростковый возраст, группы, авторитет, семейная среда, образовательная среда

Для цитирования

Степанюк Е. А. Психологические особенности несовершеннолетних преступников: возможности психологической диагностики. Северо-Кавказский психологический вестник, 21(2), 45-59. https://doi.Org/10.21702/ncpb.2023.2.5

Psychological Characteristics of Juvenile Delinquents: Possibilities of Psychological Diagnostics

Ekaterina A. Stepanyuk1*

Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia *E-mail: estepanyuk@sfedu.ru

Annotation

The article considers the issue of the psychological features of juvenile delinquency. The urgency is caused by an increase in juvenile delinquencies singly and in groups and the need for psychological work to prevent them. Juvenile delinquents are a big problem in our society. They can become a threat to others and themselves and can also cause social problems. In the section «Theoretical justification», the author analyzes the types of juvenile delinquents, objective and subjective causes of crimes, factors, and conditions of causes due to which a teenager can embark on the path of offenses and how various juvenile criminal and illegal groups are formed. The question of how the organization of leisure activities of children and adolescents affects the formation of a system of life orientations and what follows from this is considered. The main methods for identifying adolescents of the «risk group» were identified, which were created by such researchers as: Surikova, Kettel, Cook-Medley, Orel, etc. The methods are aimed at diagnosing personality determination, propensity to various forms of deviant and self-destructive behavior, search for feelings, hostility, behavior in difficult situations. Methods of prevention in working with them are considered, including sets of measures for this event and methods of prevention of groups. In the section «Discussion», the author comes to the conclusion that young people who are not mature individuals have a greater susceptibility to manipulation by criminal groups and adults who are engaged in crimes. Understanding the psychological characteristics of juvenile delinquents is an important step in the fight against juvenile

LAW PSYCHOLOGY

delinquency. It is necessary to provide systematic assistance to children and adolescents who are at risk of taking the path of offenses, as well as create conditions for the prevention of such situations. Since this problem remains one of the most urgent in our society, the fight against it must be constant and comprehensive.

Keywords

juvenile delinquency, antisocial behavior, adolescence, groups, authority, family environment, educational environment

For citation

Stepanyuk E. A. (2023). Psychological Characteristics of Juvenile Delinquents: Possibilities of Psychological Diagnostics. North-Caucasian Psychological Bulletin, 21(2), 45-59. (in Russ.). https://doi.org/10.21702/ncpb.2023.2.5

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что преступность несовершеннолетних является одним из видов социально значимых преступлений и остается достаточно распространенным явлением в современной России. Несмотря на значительное снижение количества осужденных несовершеннолетних в последние годы, согласно статистике Судебного департамента, в 2021 году осудили 14 855 несовершеннолетних россиян, что всё еще является довольно значительным числом.

Совершение правонарушений несовершеннолетними имеет особенности, связанные с физическим, психическим и нравственным развитием социально незрелой молодежи. Преступность взрослых и преступность несовершеннолетних тесно взаимосвязаны, поскольку подростки этого возраста, вставшие путь совершения преступлений, становятся резервом для преступной деятельности во взрослом возрасте.

В России наблюдается изменение криминального поведения: увеличивается количество запланированных и мотивированных взрослыми преступлений. В этом случае обществу необходимо принимать меры по предотвращению таких преступлений. После проведения своевременной профилактики появляется возможность вмешаться в процесс трансформации личности и направить его на закрепление положительных качеств.

Теоретическое обоснование

Преступность несовершеннолетних определяется как совокупность правонарушений, ответственность за которые наступает до достижения совершеннолетия лицами в возрасте от 14 до 17 лет, совершившими эти преступления на определенной территории (город, район, область, страна) в определенный период времени (месяц, квартал, год, пять лет и т.д.) с количественно-качественными характеристиками.

В. Е. Эминов выделяет четыре возрастные категории несовершеннолетних преступников в России: 14, 15, 16 и 17 лет. Наибольшее количество преступлений совершают подростки 16-17 лет (Эминов, 2017). Согласно ч. 2 ст. 20 УК РФ уголовной ответственности за преступления, предусмотренные настоящей частью, подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста. Как правило, у головной ответственности может быть привлечено лицо,

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

достигшее шестнадцатилетнего возраста (УК РФ, 1996). Так, этот период определяет судьбу каждого подростка, поскольку в этом возрасте происходит формирование характера и становление личности человека.

Структурный анализ преступности несовершеннолетних является важной задачей для криминологов, так как он позволяет выявить особенности и причины правонарушений, совершаемых молодыми людьми. Несмотря на то, что данный анализ применяется к ограниченному числу видов правонарушений, он является важным инструментом для разработки эффективных мер по предотвращению и борьбе с преступностью несовершеннолетних. Одним из основных результатов структурного анализа является выявление наиболее распространенных видов правонарушений среди несовершеннолетних. Как показывают исследования, наиболее часто совершаемыми преступлениями являются кражи личного имущества, хулиганство и причинение тяжких телесных повреждений.

По Ю. А. Агафонову, для это возрастной категории характерны чрезмерные категоричные суждения, эмоциональная неустойчивость и неспособность спрогнозировать ситуации и результаты, учитывая все обстоятельства. Преступные действия совершаются с особой озлобленностью и жестокостью по отношению к жертве (Агафонов, 2007).

Среда жизни и воспитания ребенка сочетает в себе две противоположные тенденции по своему качественному влиянию наличность. То есть, она может положительно влиять наличность и способствовать развитию положительных качеств и правовой культуры, а может сделать человека уязвимым перед неблагоприятными внешними условиями и криминогенными ситуациями.

Повышенная опасность для общества возникает, когда подросток совершает противоправные и антисоциальные действия, в основном несовершеннолетние к ним тщательно подготавливаются, из-за максимализма повышается изощренность и дерзость. Важно понимать, что групповая преступность легче поддается выявлению, что позволяет реально видеть и знать, с кем и как бороться, если оценивать это с позиции борьбы с преступностью.

А. В. Кудрявцев утверждает, что большинство несовершеннолетних правонарушителей - это люди, у которых уже сформировались привычки, наклонности и устойчивые стереотипы антисоциального поведения. Только некоторые из них совершают преступления случайно. Для остальных характерны следующие черты:

- постоянное проявление пренебрежения к нормам общественного поведения (например, матерные выражения, появление в нетрезвом виде, домогательства к людям, порча общественного имущества и т. д.);

- склонность к негативным питейным привычкам и традициям, любовь к алкоголю, наркотикам и азартным играм; бродяжничество, побеги из дома, школы и других учебных заведений, которые становятся системными; ранние сексуальные отношения и распущенность;

- систематические проявления гнева, мстительности, грубости и агрессивного поведения, даже в мирных ситуациях;

- создание конфликтных ситуаций и постоянные ссоры в семье, терроризирование родителей и других членов семьи;

- враждебное отношение к другим малым группам, которые выделяются своей успеваемостью и дисциплинированным поведением;

LAW PSYCHOLOGY

- привычка безнаказанно забирать все, что можно забрать у слабого (Кудрявцев, 1997).

По мнению В. Н. Бурлакова, для подростков, вступивших на путь правонарушений, присущи многочисленные случаи грабежей, вымогательств, разбоев и краж. Выборочные исследования показывают, что около 70% несовершеннолетних преступников, осужденных за кражи, совершают более одного преступления в период уголовного преследования (Бурлаков, 2003).

В то же время А. А. Бакаев отметил, что преступность несовершеннолетних характеризуется высоким показателем скрытности, однако сюда не входят причины, связанные с низкой раскрываемостью, возрастом, когда начинается уголовная ответственность и изменениями в законах. Высокий показатель латентности обусловлен тем фактом, что о совершении большого количества преступлений, которые совершаются подростками в семье или в учебном коллективе не узнают правоохранительные органы. Это происходит потому, что родители не будут говорить на своего ребенка, защищая его и себя, т. к. ответственность за преступление, которое совершил несовершеннолетний, несут и его родители. Если же, действительно, есть угроза жизни, имуществу, здоровью, то заявления поступают в правоохранительные органы от членов семьи (Бакаев, 2009).

Есть две основные причины, по которым учебные заведения не сообщают в полицию. С одной стороны, потому что они считают, что действия, совершенные учащимися, не являются общественно опасными, а с другой стороны, потому что они пытаются сохранить иллюзию благополучия в коллективном контексте учебного заведения. В то же время на эту ситуацию во многом влияет недоверие семьи, образовательных учреждений и населения в целом к деятельности правоохранительных органов.

Многие преступления совершаются несовершеннолетними против таких же сверстников. Однако неверные представления о товариществе, долге и чести, а в некоторых случаях страх перед возмездием со стороны преступника заставляют молодых людей скрывать эти факты.

Так, В. Е. Эминов выделяет следующие признаки преступности несовершеннолетних:

1) значительная часть преступлений совершается в отношении членов семьи, родственников, знакомых;

2) жертвы также являются несовершеннолетними и часто принадлежат к семейному кругу преступника;

3) большинство правонарушений являются так называемыми уличными преступлениями, а сами правонарушения преимущественно квалифицируются как хулиганство;

4) примерно половина всех правонарушений совершается подростками после двадцати двух часов вечера;

5) преступления совершаются группами;

6) в преступной группе несовершеннолетних правонарушителей есть взрослые лидеры, имеющие уголовную судимость;

7) необоснованная жестокость при совершении правонарушений (Эминов, 2017).

В последние годы правонарушения несовершеннолетних становятся все более независимыми от правонарушений взрослых, особенно в результате их возросшего

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

желания и возможности жить финансово независимо от взрослых. В результате молодежные антисоциальные объединения становятся все более разнообразными. Растет конфликт интересов между несовершеннолетними, молодежью и взрослыми преступными группировками в вопросах контроля за производством и продажей наркотиков, проституцией и т.д. Для организации индивидуального предупреждения преступности подростков, полезно разделение несовершеннолетних преступников на типы.

Так, согласно одной из типологий, используемых в криминологии, Н. Ф. Кузнецова выделяет следующие типы:

- случайный: совершение преступлений в результате случайной ситуации, например, по неосторожности или неподготовленности к противодействию ситуации, в отличие от общей позитивной направленности личности;

- ситуационный: совершение преступления из-за зависимости, ведомости, в связи с неустойчивой общей направленности личности;

- неустойчивый: характеризуется негативной направленностью личности, но не на уровне постоянного предпочтения преступного поведения другим альтернативным путям;

- злостный: устойчивая, доминирующая и агрессивная антисоциальная направленность личности, которая в основном определяет общее поведение молодого человека (Кузнецова, 1998).

Определив понятие, виды и типы правонарушений несовершеннолетних, можно сделать вывод, что это особый вид преступления, являющийся составной частью общеуголовной преступности, для которого характерны определенные признаки и высокий уровень скрытности, а также структурные особенности, обусловленные главным образом характеристикой соматического, психического и нравственного развития несовершеннолетних, в том числе их социальной незрелостью.

Говоря о преступности несовершеннолетних, следует понимать, что существуют причины, которые Н. Ф. Кузнецов объясняет через экономические, политические, правовые и семейно-психологические факторы, которые оказывают влияние на количество возникающих правонарушений (Кузнецов, 1984).

Р. А. Баймурзаева разделила причины на объективные и субъективные. Субъективные причины преступлений несовершеннолетних могут быть определенны как элементы социальной психологии подростков, противоречащие установленным нормам права и запретов, общепризнанной морали и нравственности. Объективные причины преступлений несовершеннолетних - это конкретные проблемы в общественном бытии, экономике и социальной жизни людей (Баймурзаева, 2006).

Семейное неблагополучие проявляется и в таком негативном явлении, как беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних. Несмотря на деятельность многочисленных субъектов по предупреждению этого негативного социального явления его уровень остаётся высоким. Основными видами заработков являются попрошайничество, воровство, подсобная работа на рынке, проституция для обоих полов, участие в криминальных группах от распространения наркотиков до группового разбоя.

В качестве важных семейных криминогенных факторов Ю. М. Антонян относит следующие: во-первых, негативные процессы в семье, где имеется нежелание оказывать ребенку необходимую помощь, а также эмоциональное тепло, во-вторых, жестокое обращение, оскорбление, пренебрежение и изгнание из дома, негативный пример старших, с которыми есть эмоциональный контакт.

LAW PSYCHOLOGY

Также, следует отметить, что у многих осужденных родственники находились в местах лишения свободы, употребляют спиртные напитки, имеют наркотическую зависимость. Как следствие, дети в таких семьях убегают из дома из-за сложных семейных отношений, сопровождающихся скандалами и насилием со стороны родителей. Несовершеннолетний легче вовлекается в преступную среду, если один из родителей или близких родственников содержится в местах лишения свободы, дома распивают алкогольные напитки, происходят драки, ссоры. Он видит это и выбирает для себя соответствующую линию поведения (Антонян, 2019).

В своем исследовании С. С. Рыжаков отмечает, что еще одной важной причиной подростковой преступности является ухудшение экономического положения населения, которое стало постоянной тенденцией. Снижение уровня жизни больше всего сказывается на подростках, так как несовершеннолетние составляют наиболее "уязвимый" сегмент общества. Одним из негативных последствий экономического кризиса является сокращение занятости населения, что приводит к безработице и снижению доходов и существенно влияет на экономическое положение семей. Невозможность легально заработать деньги приводит многих молодых людей к совершению правонарушений. Многие молодые люди выбирают «улицы», чтобы заработать на жизнь. Это часто негативно сказывается на их общем развитии и обучении. Некоторые сами бросают школу, других исключают из-за плохой успеваемости (Рыжаков, 2009). В результате большая группа молодежи оказывается предоставленной самой себе, не учится и не занимается официальной работой. Таким образом, социализация молодых людей происходит не в семье или дома, а в неформальных группах сверстников.

Группы оказывают большое влияние на жизнь молодых людей, особенно при отсутствии эмоциональных связей с родителями, при неадекватном школьном образовании, так что неформальные малые группы сверстников являются единственными контактными группами в жизни молодого человека. Личность несовершеннолетнего преступника характеризуется, прежде всего, социальной и психологической незрелостью, несформированностью идеалов и целей. Несовершеннолетний преступник еще не знает и не понимает, чего он или она стоит как личность. Поэтому они могут согласиться на совершение преступлений, особенно если их предлагает группа или человек, пользующийся большим уважением или авторитетом. Их принимают и понимают, и группа становится своего рода семьей.

Уровень групповых преступлений, совершаемых детьми, в два-три раза превышает уровень групповых преступлений, совершаемых взрослыми, и имеет тенденцию к росту. Усиливается корыстный характер, при котором несовершеннолетние в группах совершают преимущественно тяжкие преступления, преобладают группы предварительного сговора из двух-четырех человек, а взрослые правонарушители имеют тенденцию к усилению своего влияния на преступность несовершеннолетних.

Е. А. Арманова отмечает, что крайние формы вымогательства и умышленные убийства также распространены в делах о вымогательстве. Взрослые организаторы преступных групп играют роль «воспитателей», обучая несовершеннолетних психологии «зоны», воровскому жаргону, как запутать следствие и как вести себя в суде, как воздействовать на потерпевших и свидетелей, чтобы они давали нужные показания. В последние годы стала отчетливо видна специализация несовершеннолетних преступных групп (кражи со взломом, грабежи, разбои и т.д.). Они стали более безжалостными и используют оружие и различные средства передвижения для совершения своих преступлений. (Арманова, 2009).

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

К. Е. Игошев считает, что одной из специфических причин подростковой преступности на современном этапе жизни общества является катастрофическое положение с организацией досуга детей и молодежи по месту жительства, что влияет на формирование системы ценностных ориентаций. Определенную роль в этом, как и в формировании мировоззрения, играет массовая коммуникация. Через массовую коммуникацию в молодежную среду проникают повседневные стандарты поведения, не совместимые с ценностями цивилизованного общества, такие как поклонение власти, жестокость, наркотики, сексуальная распущенность, которые считаются нормой для современной молодежи (Игошев, 2009).

Так, выделив различные причины и условия возникновения преступности несовершеннолетних, из всего вышесказанного следует, что причинами могут являться как субъективные, так и объективные влияния на личность несовершеннолетнего.

Негативные показатели подростковой преступности в последние годы -это актуальная проблема не только в нашей стране, но и в большинстве государств мира. Диагностика несовершеннолетних важна, поскольку они не становятся внезапно в момент совершения преступления преступниками, все антисоциальные свойства его личности формируются задолго до правонарушения.

Условия, которые необходимо соблюсти во время диагностики:

1. Детальное исследование характера и особенностей личности подростка;

2. Выявление антисоциальных свойств личности несовершеннолетнего и создание установки на изменения;

3. Способность адекватно и позитивно формировать представления своего будущего и ориентация на ценности;

4. Организация совместной работы специалистов.

Один из главных методов - это наблюдение, он служит для оценки поведения подростка: склонности к конфликтам, возбудимости, враждебности, импульсивности и т. д. Для продуктивного использования этого метода подойдет «Карта наблюдений несовершеннолетних». В ней рассматривается его учебная деятельность, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, способы проведения свободного времени, отношение к труду, поведение и поступки.

Использование в диагностике методов беседы и психологического тестирования служат для определения асоциальных мотивов поведения, уровня социальной адаптации, жизненных ценностей и смыслов, которые имеют не последнее значение для жизни подростка. Конечно, вся работа не должна быть направлена только на ребенка, важную роль играют и родители, поэтому необходимо их включение, для этого подойдет беседа с ними и использование метода анкетирование. Анкета «Определение детей «группы риска» Н. В. Суриковой, которая имеет 33 вопроса, ответить на которые «да» или «нет» предлагается учителям или родителям.

Кроме того, необходимо использовать методики на выявление характера и особенностей личности подростка. Как отмечает А. Н. Капустина, для этого можно использовать «14-факторный опросник личности Р. Кеттелла», состоящий из 142 вопросов и который в адаптации предназначен для детей-подростков (Капустина, 2004). Особое значение имеют факторы, которые показывают возбудимость, конформность, эмоциональную стабильность, моральную нормативность, степень групповой зависимости.

LAW PSYCHOLOGY

По мнению М. И. Рожкова и М. А. Ковальчук, для выявления подростков, склонных к различным формам девиантного поведения, необходимо использовать методику «Первичная диагностика и выявление детей «группы риска». Методика состоит из 74 вопроса и 5 шкал: отношение в семье, агрессивность, недоверие людям, неуверенность в себе, последняя шкала расшифровывает акцентуацию характера. Стоит отметить, что авторы рассматривают нарушение внутрисемейных отношений как важный критерий исследования (Рожков, 2004).

0. В. Барканова представила методику «Шкала враждебности Кука-Медлей» (Авторы У. Кук, Д. Медлей, адаптация Л. Н. Собчик) для диагностики склонности к враждебному и агрессивному поведению. В этой методике 27 вопросов и 3 шкалы: цинизм, агрессивность, враждебность (Барканова, 2009).

Методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» А. Н. Орела, предназначена для измерения склонности подростков к различным формам девиантного поведения, включая агрессивное, саморазрушительное и самоповреждающее поведение, зависимость и преступность.

Данная методика состоит из 98 вопросов и 7 шкал (последняя, седьмая шкала, отвечает за искренность испытуемого):

1. Шкала установки на социальную желательность;

2. Шкала склонности на социальную желательность;

3. Шкала склонности к аддиктивному поведению;

4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению;

5. Шкала склонности к агрессии и насилию;

6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций.

Методика не акцентирует внимание на патологических формах девиантного поведения, которые, как правило, имеют прямое отношение к нервно-психическим расстройствам (Дмитриев и др., 2010).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ещё одна методика для психологической диагностики девиантного поведения у несовершеннолетних, предложена группой авторов (Дмитриев и др., 2010), они выбрали опросник «Решение трудных ситуаций» для определения особенностей поведения в ситуациях, являющиеся затруднительными для ребят-подростков. В опроснике предложено 55 вопросов, в результате которых мы получим 11 шкал для расшифровки, которые приблизят нас к диагнозу подростка. Мы сможем понять каким образом несовершеннолетний уходит от проблемных ситуаций, какие способы для этого использует, не используется ли аутоагрессия. Автором самой методики является Я. Боукал, модифицировала ее О. Ю. Михайлова.

Методика «Шкала поиска ощущений Цукермана» предназначена для исследования уровня потребности в ощущениях различного рода у детей школьного возраста, предлагаемая Е. П. Ильиным, при высоком уровне диагностирующая наличия возможно неконтролируемого влечения к новым, «захватывающим» впечатлениям, что часто может привести субъекта к участию в рискованных приключениях и действиях (Ильин, 2004).

Мы перечислили методы и методики диагностики несовершеннолетних. Они направлены на определение личностных характеристик, акцентуации характера подростков, их поведения, моральной нормативности, склонности к насилию, агрессии, враждебности, отношения в семье и другие характеристики, которые участвуют в зарождении антисоциального поведения и как следствия преступности. Данные методики адаптированы для школьников от 14 до 17 лет.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Профилактическая работа с несовершеннолетними - это сложный, многоаспектный и длительный процесс. Вовремя замеченные отклонения в поведении подростков и правильно организованная психологическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям.

Профилактика несовершеннолетних станет более продуктивной и эффективной, если в сотрудничестве будут работать специалисты, работающие в следующих организациях: правоохранительные органы, образовательные, медицинские, различные социальные и некоммерческие организации.

Сотрудники, исполняющие обязанности воспитания молодого поколения нередко совершают ошибки: чаще всего это формальный подход в работе, нацеленный на конкретный результат, к примеру, нравоучительная беседа, попытка вызвать чувство вины и стыда, что приводит к более пагубных ситуациям. К сожалению, мало кто использует психодиагностику для получения базы знаний о реальной ситуации в жизни несовершеннолетнего, которая привела его к такому исходу. Все это итог того, что они недостаточно ознакомлены с психологией детей, что приводит к низкому качеству исполнения своих обязанностей.

В список участников, работающих с детьми, мы решили добавить родителей, так как уверены, что они должны принимать участие в жизни своего ребенка и направлять также, как субъекты организаций. Не стоит забывать тот факт, что чаще всего, к сожалению, подростковая преступность исходит из семьи, в большей степени такие «семьи отличаются педагогической безграмотностью и родительской безответственностью» (Пивоваров и др., 2002). Как правило, в таком случае образовательные организации должны компенсировать школьным благополучием семейное неблагополучие.

А. В. Гайнуллина и О. Ф. Халитов выделили мероприятия, в которых заключается суть профилактической работы:

- правовое просвещение несовершеннолетних (просвещение детей в области знаний о законах в обществе, разъяснение правовых актов, с целью формирования убежденности в необходимости их соблюдения и предотвращения правонарушений и преступлений);

- диагностика несовершеннолетних, их исследование; определение их социометрического статуса в коллективе, наблюдение за их поведением в различных ситуациях (диагностика личностных характеристик, окружения ребенка, микросреды, в которой он растет и его поведения);

- психокоррекционная работа (консультации по исправлению неправомерного поведения, противоречащее правовым нормам; выведение подростков из под отрицательного влияния их окружения, группы и присвоение им социальных норм и культурных ценностей с формированием положительных интересов, например, больший уклон на учебную и внеучебную деятельность, привлечение к спортивным играм или развитие творческого потенциала; активное участие обучающихся в общественной деятельности; организация эффективного дня, досуга и отдыха; развитие личности и обучение навыкам общения);

- взаимодействие с семьей (диагностика положения несовершеннолетнего в семье, изучение внутрисемейных отношений, посещение его на дому, проведение бесед с родителями, подключение их в работе над ребенком, так как необходимо сотрудничество со всеми взрослыми, которые его окружают, коррекция нарушений отношений в семье при необходимости, повышение педагогической грамотности);

LAW PSYCHOLOGY

- обращение к медицинским специалистам, в случае необходимости (патологий, психозов, аномалий психики);

- обучение вышеперечисленных субъектов организаций навыкам поведенческого анализа для профилактики и коррекции антисоциального поведения несовершеннолетних (Гайнуллина и др., 2022).

Г. Г. Шиханцов выделил три комплекса мер для профилактики правонарушений несовершеннолетних:

- профилактика семейного неблагополучия;

- профилактика школьного неблагополучия;

- профилактика негативных влияний стихийных подростковых групп (Шиханцов, 1998).

В случае нарушения обязанностей в воспитании ребенка предусмотрена семей-но-правовая ответственность родителей. Таким образом, защищаются интересы ребенка и интересы общества в целом. Мерами этой ответственности являются: лишение родительских прав, изъятие ребенка и передача его другим лицам или обеспечение его детским домом. Отличительная особенность этих мер в том, что семейно-правовая ответственность может наступить независимо от существования негативных последствий, законодатель должен предотвратить эти последствия, изолируя ребенка от негативного влияния родителей. Это касается криминогенных семей и не несущих ответственность за ребенка.

Еще одно частое явление безответственности со стороны родителей - записывание несовершеннолетнего ребенка в разные секции, кружки, внеучебные деятельности, в которых дети больше проводят времени, чем дома с папой и мамой, другими словами, перекладывание этой ответственности, заботы и попечения на других людей: тренеры, педагоги, аниматоры.

К безответственности относится самоустранение отцов. Следовательно, на детей-безотцовщин это имеет пагубное влияние. Особенно к этому подвержены мальчики. Они ищут эту любовь и внимание в криминальных группах, если там есть «вожак» или криминальный авторитет, получают негативное влиянию среди взрослых и ребят постарше из компаний, чаще всего уличных.

Неполные семьи негативно влияют на ребенка, как сказано ранее, что более важно для рассмотрения - развод в семье, который произошел на глазах ребенка. Подросток может винить себя в этом, поэтому если развод произошел, немаловажно сделать все, чтобы сохранить нормальные отношения и дать ему свободно видеться с обоими родителями. К сожалению, преступность несовершеннолетних выходит из неполных семей, ввиду этого, следует сохранять браки, предугадывая отрицательные последствия разрыва семейных отношений.

Таким образом, в качестве профилактики направить силы на преодоление отчуждения, возникшего между родителями и детьми, установление между ними крепких эмоциональных взаимоотношений, воспитание родительской ответственности и педагогической культуры, создание нравственно-психологической атмосферы в семье.

Профилактика школьного неблагополучия имеет не менее важную роль. Учителя должны работать так, чтобы ребенок мог нормально социализироваться, необходимо обращать внимание на его адаптацию в коллективе, следить за поведением и знать психологию, обеспечивать демократизацию учебного процесса. Учитель выполняет

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

не только учебные функции, как обучить, каким способом, чему обучать, но и воспитательные.

Нередко стоит прибегнуть к индивидуальному подходу к каждому ученику, для восполнения его потребностей во внимании, принятии и уважения со стороны коллектива и самого учителя, а также доверие к нему, использовать метод поощрения в работе. Если все это не выполнять, то учитель и весь коллектив может столкнуться с явным негативизмом, конфликтностью, пренебрежительного отношения со стороны несовершеннолетнего. Если же выполнить эти условия, то в ребенке зародится потребность в самовоспитании.

Учитель является образцом для подражания, для учеников он авторитет, поэтому так важно иметь школьное благополучие, даже если его нет в семейном аспекте.

Профилактика негативных влияний стихийных подростковых групп должна максимально учитываться в нашей работе. Когда ребенок чувствует отчуждение от семьи, не социализирован в школе, является уже трудновоспитуемым, ему некуда примкнуться, кроме как уличных компаний и преступных группировок, так как именно там он найдет понимание и почувствует причастность к чему-то.

Профилактика таких групп является достаточно проблематичной, есть два выхода из этой ситуации:

1. Принудительно разобщить группы для предотвращения правонарушений и преступлений (этот метод применяется, если другие попытки были безуспешны, то есть, несовершеннолетних направляют в учреждения закрытого типа, либо они меняют место жительства или школы, а лидеров направляют в учреждения со строгим педагогическим режимом);

2. Создать все условия, чтобы группа поменяла ориентацию в позитивную сторону (наиболее распространённый метод воздействия воспитания на криминогенные подростковые группы).

Применение второго метода основано на идее А. С. Макаренко о двух видах педагогического воздействия на человека: индивидуальном воздействии и параллельном через коллектив (Макаренко, 1981). Здесь больше идет направление на какие-то внешкольные мероприятия, чтобы подростки, не руша дружеских отношений, имели, к примеру, спортивные интересы и вкладывали силы туда. Таким образом, идет положительное влияние, поведение и появление самоутверждения среди сверстников и взрослых.

Молодое поколение, еще не сформировавшее в себе основных ценностей и жизненных ориентиров, является легкой добычей. Несовершеннолетними легко манипулировать взрослым или подростками постарше, которые являются лидерами в криминогенных группах. Такие дети, не имеющие навыка самовоспитания, не задумываются о последствиях, поэтому, те, кто совершили преступления или другие правонарушения в юном возрасте, с высокой вероятностью станут в будущем преступниками на постоянной основе, поэтому ранняя профилактика правонарушений является важнейшей задачей всех, кто сними связан, а это все субъекты организаций.

Обсуждение результатов

Актуальность и значимость темы исследования «психологические особенности преступности несовершеннолетних» определяется особенностями соматического, психического и нравственного развития подростков, которые являются социально незрелыми.

LAW PSYCHOLOGY

Преступность несовершеннолетних является частью преступности, но в то же время оно имеет преимущественно возрастные особенности и может быть рассмотрено как самостоятельный вид правонарушений. В связи с этим, по мнению В. Д. Малкова, необходимость такого выделения обусловлена в основном особенностями соматического, психического и нравственного развития несовершеннолетних и их социальной незрелостью (Малков, 2011).

Для раскрытия понятия преступность несовершеннолетних мы взяли за основу следующее определение: «Преступность несовершеннолетних - это совокупность преступлений и ответственность, за которые наступает до совершеннолетия лиц, а именно в возрасте от 14 до 17 лет». Выделили основные виды, признаки и типы преступлений несовершеннолетних. Также мы изучили данные криминологических исследований последних лет, где видно, что в подростковом возрасте происходит более глубокая деформация личности. Дети из асоциальных семей, лишенных средств к существованию, часто вовлекаются в нерегламентированные и криминальные сферы деятельности.

Мы рассмотрели и проанализировали психологические методы и методики и социально-психологические основы для профилактики правонарушений несовершеннолетних. Выделили условия для успешной диагностики. Были представлены сотрудники организаций, которые выполняют свою работу, непосредственно в целях уменьшения преступной деятельности среди подростков. Подробно рассмотрели профилактические мероприятия и три комплекса мер для эффективной работы.

Литература

Агафонов, Ю. А., Ильяшенко А. Н. (2007). Факторы семейного неблагополучия в генезисе преступного поведения несовершеннолетних. Краснодар: Издательство Краснодар, МВД России.

Антонян, Ю. М. (2019). Криминология: учебник для академического бакалавриата. Москва: Издательство Юрайт.

Арманова, Е. А. (2009). Групповая преступность несовершеннолетних. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 2-1, 85-91.

Баймурзаева, Р. А. (2006). Причины и условия преступности несовершеннолетних (на примере Республики Дагестан). Вопросы ювенальной юстиции. http://www.juvenjust.org/ txt/index.php/t355.html

Барканова, О. В. (2009). Методики диагностики эмоциональной сферы. Красноярск: Литера-Принт.

Бурлаков, В.Н. (2003). Криминология: Учебник для вузов. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет.

Гайнуллина, А. В., Халитов, О. Ф. (2022). Психологические аспекты профилактики правонарушений несовершеннолетних. Право: ретроспектива и перспектива, 3 (11), 28-33.

Дмитриев, М. Г., Белов, В. Г., Парфенов, Ю. А. (2010). Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков. Санкт-Петербург: ЗАО Пони.

Игошев К. Е. (2005). Опыт социально-психологического анализа личности несовершеннолетних правонарушителей. СПб.: Знание.

Ильин, Е. П. (2004). Психология индивидуальных различий. Санкт-Петербург: Питер.

Капустина, А. Н. (2004). Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. Санкт-Петербург: Речь.

Кудрявцев, А. В. (1997). Криминология:учебник. Москва: Юристъ.

Кузнецов, Н. Ф. (1984). Проблемы криминологической детерминации. Москва: МГУ.

Кузнецова, Н. Ф. (1998). Криминология: Учебник. Москва: Издательство БЕК.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Макаренко, А. С. (1981). Педагогическая поэма. Москва: Популярная литература.

Малков, В. Д. (2008). Криминология: Учебник для вузов. Москва: Юстицинформ.

Пивоваров, П. Г., Соловьев, В. Н. (2002). Психологическая характеристика преступлений несовершеннолетних, их профилактика. Учебное пособие. Домодедово: ВИПК МВД России.

Рожков, М. И., Ковальчук, М. А. (2004). Профилактика наркомании у подростков. Москва: Владос.

Рыжаков, С. С. (2009). Причины и условия преступности несовершеннолетних в фокусе психолого-криминологического интереса. Психопедагогика в правоохранительных органах, 1, 37-40.

Шиханцов, Г. Г. (1998). Юридическая психология. Учебник. Москва: Издательство Зерцало.

Эминов, В. Е. (2017). Криминология: учебник. Москва: Норма.

References

Agafonov, Yu. A., Ilyashenko A. N. (2007). Factors of family trouble in the genesis of criminal behavior of minors. Krasnodar: Krasnodar Publishing House, Ministry of Internal Affairs of Russia.

Antonyan, Y. M. (2019). Criminology: textbook for academic undergraduate studies. Moscow: Yurayt Publishing House.

Armanova, E. A. (2009). Group delinquency of minors. Bulletin of St. Petersburg University. Sociology, 2-1, 85-91.

Baimurzaeva, R. A. (2006). Causes and conditions of juvenile delinquency (on the example of the Republic of Dagestan). Issues of juvenile justice. http://www.juvenjust.org/txt/index.php/ t355.html

Barkanova, O. V. (2009). Methods for diagnosing the emotional sphere. Krasnoyarsk: Litera-Print.

Burlakov, V.N. (2003). Criminology: A textbook for universities. St. Petersburg: St. Petersburg State University.

Dmitriev, M. G., Belov, V. G., Parfenov, Yu. A. (2010). Psychological and pedagogical diagnosis of delinquent behavior in difficult adolescents. St. Petersburg: Poni.

Eminov, V. E. (2017). Criminology: textbook. Moscow: Norma.

Gainullina, A. V., Khalitov, O. F. (2022). Psychological aspects of the prevention of juvenile delinquency. Law: Retrospective and Perspective, 3(11), 28-33.

Igoshev K. E. (2005). Experience of socio-psychological analysis of the personality of juvenile delinquents. SPb.: Knowledge.

Ilyin, E. P. (2004). Psychology of individual differences. St. Petersburg: Piter.

Kapustina, A. N. (2004). R. Cattells multifactorial personality technique. St. Petersburg: Speech.

Kudryavtsev, A. V. (1997). Criminology: textbook. Moscow: Jurist.

Kuznetsov, N. F. (1984). Problems of criminological determination. Moscow: Moscow State University.

Kuznetsova, N. F. (1998). Criminology: Textbook. Moscow: BEK Publishing House.

Makarenko, A. S. (1981). Pedagogical poem. Moscow: Popular Literature.

Malkov, V. D. (2008). Criminology: Textbook for universities. Moscow: Yustitsinform.

Pivovarov, P. G., Solovyov, V. N. (2002). Psychological characteristics of juvenile crimes, their prevention. Tutorial. Domodedovo: VIPK MIA of Russia.

Rozhkov, M. I., Kovalchuk, M. A. (2004). Prevention of drug addiction in adolescents. Moscow: Vlados.

Ryzhakov, S. S. (2009). Causes and conditions of juvenile delinquency in the focus of psychological and criminological interest. Psychopedagogy in Law Enforcement, 1, 37-40.

Shikhantsov, G. G. (1998). Legal psychology. Textbook. Moscow: Zertsalo Publishing House.

LAW PSYCHOLOGY

Информация о конфликте интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.