ISSN 2304-120X
Маралов В. Г. Психологические особенности ненасильственного отношения к себе // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15157. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15157.htm. - ISSN 2304-120X.
кониепт
научно-методический ^ электронный журнал
ART 15157 УДК 159.923
Маралов Владимир Георгиевич,
доктор психологических наук, директор института педагогики и психо логии, профессор кафедры психологии и педагогики ФБГОУ ВПО «Чере повецкий государственный университет», г. Череповец vgmaralov@vandex.ru
Психологические особенности ненасильственного отношения к себе
Аннотация. Статья посвящена проблеме ненасильственного отношения к себе. Показывается, что условием ненасильственного отношения к себе является принятие собственной личности, а его стратегическим ориентиром выступает принцип «заботы о себе». Описываются частные стратегии самосовершенствования: приобретения, избавления, ограничения и преобразования. Показывается, что с позиций ненасильственного отношения к себе конструктивными стратегиями являются преобразование и приобретение, деструктивной - избавление. Ключевые слова: позиция ненасилия, ненасильственное отношение к себе, «забота о себе», стратегии самосовершенствования.
Раздел: 02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Каждый человек рано или поздно в своей жизни сталкивается с ситуациями и жизненными обстоятельствами, которые приводят к неудовлетворенности собой, своим поведением, результатами деятельности, личностными качествами и мн. др. В итоге такой неудовлетворенности возникает естественное желание либо изменить ситуацию, либо измениться самому, либо изменить ситуацию и измениться самому одновременно. Неудовлетворенность собой - естественное состояние человека, которое может запускать механизмы самоизменения личности. Такое изменение может носить позитивный характер, когда человек своим упорным трудом, деятельностью преодолевает препятствия, добивается значимых результатов, приобретает новые возможности и личностные качества, то есть осуществляется процесс его саморазвития и личностного роста. Но одно дело, как об этом писал И. С. Кон, неудовлетворенность гения, для которого даже самые большие достижения кажутся ничтожными и неудовлетворительными. Другое дело - низкое самоуважение невротика, который не видит возможностей для изменения себя и ситуации в лучшую сторону [1]. Известно также, что в ряде случаев неудовлетворенность собой, которая сопровождается негативными переживаниями, приводит не к позитивному изменению себя и своей жизни, а к самоуничтожению или самоуничижению личности. Иными словами, возможны две линии поведения и отношения человека к себе: насильственное и ненасильственное.
К сожалению, мы должны констатировать, что существует немало людей, которые выбирают насилие над собой в качестве наиболее приемлемого способа выхода из сложной ситуации.
К крайней форме насилия над собой относится суицид. Мы не можем здесь привести статистику, сколько людей кончают жизнь самоубийством, но такая статистика действительно удручающа. В то же время можно понять человека, кончающего жизнь самоубийством, в силу того, что он доведен до отчаяния своей болезнью, той нестерпимой болью, которая не снимается никакими лекарствами, но таких случаев не так уж и много. Очень трудно понять таких людей, суицидные устремления которых обусловлены стремлением кому-то и что-то доказать. Такие случаи Э. Берн называет «играми» с трагическим, но в общем-то прогнозируемым концом [2]. До сих пор еще
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Маралов В. Г. Психологические особенности ненасильственного отношения к себе // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15157. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15157.htm. - ISSN 2304-120X.
встречаются случаи членовредительства, когда это касается службы в армии или желания устраниться от своих обязанностей, ухода в болезнь из-за стремления вызвать жалость, внимание, сочувствие других и мн. др.
Не в меньшей мере проявляется насилие по отношению к себе, когда люди пренебрежительно относятся к своему здоровью, вредят ему из-за стремления удовлетворить какие-то свои «квазипотребности» (т. е. потребности, которые «не заложены» изначально в человеке). Сюда относится, прежде всего, употребление наркотиков, спиртных напитков, курение смесей, табака и т. п., пренебрежение занятиями физической культурой и спортом. Или наоборот, насилие над собой, когда человек «надрывается» физически на тяжелой работе, не умеет рассчитывать свои силы и др.
Наиболее часто осуществляется насилие над собой в нравственно-психологическом плане. Спектр проблем, которые пытается решить личность подобным образом, настолько широк, что породил сотни разного рода психологических, психотерапевтических направлений, призванных оказывать помощь людям в преодолении трудностей. Если предельно упростить формы принуждения по отношению к себе, то активная форма может быть описана как борьба с собой, своими личностными качествами, действиями и поступками, привычками. Пассивная форма - как переживания различного рода, в том числе и внутренних, психологических противоречий в виде страдания, стыда, чувства вины, обиды и мн. др. Активная борьба с собой - одна из распространенных форм принуждения. Например, человек говорит: я борюсь со своей ленью, и действительно борется с ней, буквально истязает себя, заставляет заниматься чем-то неприятным. Когда же человек не знает, как бороться с собой, или исчерпывает формы активного воздействия на себя и свою жизнь, он начинает испытывать отрицательные эмоции, которые буквально захлестывают его. И у него возникает лишь одно желание - избавиться от них. Если это стыд или вина - в сознании проигрываются прошлые сцены с попыткой что-то исправить, но в сознании исправить то, что было в реальности, невозможно. Если это обида - то нередко вынашиваются планы мести и т. п. Однако и стыд, и вина, и обида - все это также достояния личности, формы отрицательных эмоций и чувств: человек не был бы человеком, а был бы всего-навсего роботом, машиной.
Описанные формы принуждения по отношению к себе, конечно же, следует признать опасными для жизни, здоровья и психологического благополучия человека. Каков же выход из этого положения? В чем же суть ненасильственного отношения к себе? Постараемся ответить на эти вопросы
Под ненасильственным отношением к себе мы понимаем особый тип отношений, который базируется на знании человеком своих сильных и слабых сторон личности, высоком уровне самоуважения и самопринятия, доверии к себе, уверенности. В результате он отказывается от действий, в основе которых лежит принуждение.
В настоящее время ненасильственное отношение к себе и к другим людям изучается в рамках направления в современной науке, которое получило название педагогики и психологии ненасилия [3]. Его предметом исследования являются позиция ненасилия и психологические условия ее принятия человеком. Под позицией ненасилия понимается система взглядов, ценностей, установок, мотивов, где выражается стремление человека строить отношения с другими людьми, природой, с самим собой, миром в целом на ненасильственной основе, без открытых и скрытых форм принуждения, что достигается посредством свободного и ответственного выбора, умения совершать ненасильственные действия и оказывать ненасильственное сопротивление. Анализ имеющихся работ в этой области показывает, что большая часть из них посвящена вопросам ненасильственного взаимодействия человека с миром и с другими людьми. Проблема ненасильственного отношения к себе как-то уходит в «тень», и на нее меньше обращается внимания.
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Маралов В. Г. Психологические особенности ненасильственного отношения к себе // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15157. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15157.htm. - ISSN 2304-120X.
Мы полагаем, что ненасильственное отношение к себе является основополагающим фактором для соответствующего отношения и к другим людям. В силу сказанного необходимость проведения специальных психологических исследований отношения к себе с позиций педагогики и психологии ненасилия следует признать достаточно актуальной.
В качестве основного психологического условия формирования ненасильственного отношения к себе выступает принятие собственной личности. Одним из первых, кто обратил внимание на роль самопринятия в личностном становлении человека, был, как это хорошо известно, К. Роджерс [4]. В то же время следует констатировать, что он рассматривал самопринятие в обобщенном виде, как принятие себя в целом. Это положение конкретизируется, расшифровывается автором как признание себя и безусловная любовь к себе, отношение к себе как личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору, а также означает веру в себя и свои возможности, доверие собственной природе, организму. Не подвергая сомнению правоту К. Роджерса в определении роли и значимости самопринятия в жизни человека как некоторой монады, отметим в то же время, что чаще всего индивид, принимая себя как личность в целом, остается не удовлетворенным какими-то отдельными чертами и качествами своего характера, своим поведением в той или иной ситуации. Например, индивид не может смириться со своей нерешительностью, ленью, неуверенностью, неумением строить отношения и мн. др. Это ему мешает, от этого он страдает и, как следствие, хотел бы избавиться.
В нашем понимании самопринятие - это признание человеком права на существование всех аспектов собственной личности и личности в целом. Как сильные стороны, так и слабые, как положительные стороны, так и отрицательные - все имеет равное право на существование, функционирование, какие бы отрицательные эмоции и переживания эти слабые стороны, отрицательные черты ни вызывали.
Далее возникает вопрос: предположим, что человек принимает себя или какие-то свои качества, но что дальше? Известно немало случаев, когда принятие себя приводит не к развитию, а к самодовольству, которое не стимулирует человека на дальнейший личностный рост. Как было показано в диссертационных исследованиях С. М. Рогожниковой [5] и Е. П. Киселевой [6], выполненных под нашим руководством, оптимальным для саморазвития личности является вариант, когда высокий уровень самопринятия сочетается со стремлением человека к самосовершенствованию. С. М. Рогожниковой он был назван самоактуализирующимся типом. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что и здесь не все так просто. Даже оптимальное сочетание принятия себя и стремления к самосовершенствованию не гарантирует ненасильственного отношения личности к себе. Многое будет зависеть от того, какую стратегию самосовершенствования выбирает человек.
Прежде чем рассмотреть конкретные стратегии самосовершенствования и оценить их с позиций ненасильственного отношения к себе, обратимся к наиболее общему стратегическому ориентиру, на базе которого и возможно возникновение ненасильственного отношения в себе. Таким ориентиром является принцип «заботы о себе».
«Забота о себе» рассматривается в настоящее время как одна из стратегий личностного саморазвития человека. В частности, М. Фуко, говоря о стратегиях достижения совершенных нравственных состояний, в качестве таковой выделяет «заботу о себе», которая представляет собой «тот поиск, ту практическую деятельность, тот опыт, посредством которых субъект осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для постижения истины» [7]. Е. Е. Сапогова в специальной статье, посвященной этой проблеме, отмечает: «"Забота о себе” есть своеобразная экзистенциональная направленность взрослого субъекта на изменение своего бытия в процессе познания и самопознания, внутреннее стремление совершать определенные усилия по "самоочеловечива-
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Маралов В. Г. Психологические особенности ненасильственного отношения к себе // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15157. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15157.htm. - ISSN 2304-120X.
нию”, обретения собственной аутентичности» [8]. И далее: «В идею "заботы о себе” входит все, что человек способен отрефлексировать как необходимое именно ему и только ему, совершаемое исключительно “ради самого себя”, ради своей «само-для себя-быт-ности» [9]. Понятно, что данный стратегический ориентир исключает по определению насилие, направляет человека на бережное отношение к себе, а также на такое самопостроение личности, которое было бы, с одной стороны, созидательным, а с другой - не нарушало бы резко сложившийся тип личности.
По большому счету «забота о себе» - это создание таких внешних и внутренних условий существования, которые не наносили бы ущерб личности, а отрицательные переживания не были бы чрезмерными и деструктивными. Это не борьба с собой, а создание соответствующих установок у себя с переориентацией на позитив. Например, в терапии саногенного мышления Ю. М. Орлова показывается, что совершение какого-либо поведения, которое не нравится человеку, может зависеть от установки на принуждение или от установки на ненасилие. Такого рода установки зависят от предвосхищения эмоционально позитивных или эмоционально негативных последствий осуществляемого действия. Поясним это примерами автора: «Мне нужно, к примеру, читать лекцию, но мне не хочется. Я могу принудить себя: "Срыв лекции приведет к неприятному разговору с деканом”. В этом случае моя профессиональная деятельность приобретает черты защитно-оборонительного поведения, направленного на избавление от предполагаемого выговора за срыв лекции... Я могу принять установку на ненасилие. В этом случае у меня возникают мысли, радикально меняющие ситуацию: "Мне предстоит выступить с лекцией. Я снова имею случай быть в приятном общении с моими прекрасными слушателями, которые дадут мне возможность поделиться с ними моими мыслями и испытать наслаждение коллективного познания”» [10]. Таким образом, способность управлять собою с опорой на ожидания положительных переживаний является признаком саногенного мышления, в отличие от мышления патогенного. В соответствии с этим автор отмечает, что «одним из существенных признаков саногенного мышления является стремление уменьшить степень насилия над собой или полностью его исключить как из собственной жизни, так и из жизни других» [11 ].
Обратимся теперь непосредственно к частным стратегиям самосовершенствования и их оценке с позиций ненасильственного отношения к себе. Наши исследования, проведенные совместно с Н. А. Низовских, показывают, что существуют четыре стратегии самосовершенствования: приобретения, избавления, ограничения и преобразования.
Стратегия «приобретения». Приобретение означает, что в актах самосовершенствования человек обретает то, чего у него раньше не было. Это могут быть новые знания и умения, например способы разрешения конфликтов, а также новые качества, которые не были ранее присущи данной личности, например авторитетность.
Стратегия «избавления». Данная стратегия наиболее понятна каждому человеку. Многие хотели бы избавиться от вредных привычек, «дурных» наклонностей, лени, неуверенности, нерешительности, застенчивости и т. д. Нередко выбор данной стратегии приводит к борьбе с собой, что отрицательно сказывается на целостности личности и ее самоуважении. Тем не менее существует немало людей, которые считают, что самосовершенствование - это и есть избавление от отрицательных качеств и сторон своей личности.
Стратегия «ограничения». Данная стратегия предполагает не избавление от того или иного «отрицательного» свойства или качества, а ограничение его действия. Например, если человек не может сразу бросить курить, то он может ограничить количество выкуриваемых сигарет. Или если он агрессивен, то может попробовать методы перенесения агрессии с людей и животных на неодушевленные предметы.
Стратегия «преобразования». Данная стратегия предполагает не приобретение чего-то принципиально нового, а изменение личностью в себе уже имеющегося.
4
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Маралов В. Г. Психологические особенности ненасильственного отношения к себе // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15157. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15157.htm. - ISSN 2304-120X.
Какая же из названных частных стратегий самосовершенствования личности является оптимальной с позиций ненасильственного отношения к себе?
В качестве деструктивной и, следовательно, неоптимальной следует признать стратегию избавления. Действительно, разве можно бороться с собой, стараться изживать то, что в себе не нравится и якобы мешает жить, работать и позитивно относиться к людям? Но ведь борются с собой, со своими отрицательными качествами, прилагают невероятные волевые усилия, чтобы изжить что-то в себе. Менее деструктивной является стратегия ограничения, когда человек не изживает что-то в себе, а ограничивает сферы или времени применения того или иного личностного качества или поведенческой реакции. Другими словами, используя названные стратегии, особенно стратегию избавления, человек вынужден совершать к себе акты принуждения, которые нарушают целостность его личности и отрицательно сказываются на личностной безопасности.
В качестве конструктивных стратегий следует признать стратегию приобретения и стратегию преобразования. Особый эффект они оказывают при синергетическом взаимодействии друг с другом.
Обратимся теперь к анализу возможных механизмов, которые обусловливают выбор той или иной стратегии самосовершенствования. Человек, попадая в ту или иную сложную ситуацию, обнаруживает свою несостоятельность и идентифицирует то личностное качество, которое, по его мнению, не позволило ему добиться результата. Пусть это будет нерешительность. По поводу своей нерешительности возникают негативные эмоциональные переживания, и появляется желание использовать стратегию избавления. Далее возможен выбор либо активных, либо пассивных форм борьбы с этим личностным свойством. Чаще всего использование активных форм, например, намеренно ставить себя в ситуации, где нужно принять решение, не дает значимого эффекта. Другими словами, решение вновь либо не принимается, либо принимается поспешно, без обдумывания и взвешивания последствий. Все это только усиливает отрицательные эмоциональные переживания и непринятие нерешительности.
Для того чтобы принять в себе то, что раздражает, и осуществить ненасильственные действия по отношению к себе, необходимо изменить знак эмоций. Это возможно сделать, используя технологию позитивной психотерапии Н. Пезешкиана [12]. Важно задать себе вопрос: «Если это качество во мне существует, значит, оно мне необходимо? Что оно мне дает? Как взаимодействует с другими моими личностными свойствами?» Иными словами, найти позитивные аспекты, в нашем случае, своей нерешительности. Когда человек убеждается, что без данного личностного качества он жить не может и многое теряет, прежде всего уникальность и неповторимость своей личности, тогда высока вероятность того, что он откажется от стратегии избавления в пользу выбора других стратегий самосовершенствования. На первом этапе важно осознать, в каких ситуациях человек действительно проявляет нерешительность, а в каких - принятие решения не составляет труда. На втором этапе можно использовать стратегию ограничения: «Я позволю себе проявлять нерешительность только с близкими людьми и только в решении бытовых вопросов». На третьем этапе - стратегию приобретения: «Я буду продолжать проявлять нерешительность в ограниченных ситуациях, но одновременно я хочу быть решительным, например, в ситуациях, связанных с работой. Для этого мне необходимо повысить квалификацию».
Однако наиболее эффективной и ненасильственной является стратегия преобразования. Применительно к описываемому случаю это будет замена нерешительности на такое качество личности, как осторожность. Тогда утверждение будет звучать совсем иначе: «Я не нерешительный, а осторожный». Умение быть осторожным несет в себе уже иной более позитивный смысл и легче принимается личностью. От осто-
5
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Маралов В. Г. Психологические особенности ненасильственного отношения к себе // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15157. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15157.htm. - ISSN 2304-120X.
рожности избавляться не нужно. Осторожный человек не принимает скоропалительных решений, прежде чем совершить тот или иной поступок, он действует обдуманно, тщательно взвешивая свои возможности. Осторожный человек старается поступать так, чтобы не нанести ущерба другим людям и т. п.
Если попытаться сделать некоторые обобщения применительно к использованию стратегии преобразования, то можно отметить следующее:
- стратегия преобразования предполагает качественное развитие того или иного свойства личности или поведенческой реакции. Например, личность уже умеет достаточно эффективно общаться с другими людьми, однако, поработав над собой, она еще в большей степени развивает в себе коммуникативные способности;
- стратегия преобразования может проявляться как активное использование силы того или иного качества, которое человек раньше считал слабостью. Например, человек полагал, что упрямство - это его слабая сторона, которая мешает во взаимодействии с другими людьми, однако, под влиянием определенных условий, он начинает понимать, что данное качество помогает ему, поскольку через «упрямство» он реализует свою потребность в справедливости. Этот вариант стратегии самосовершенствования предполагает самопринятие и использование потенциала «слабых» сторон собственной личности;
- стратегия преобразования, как в описанном нами ранее случае, предполагает замену личностного качества, которое не принимается человеком, на аналогичное по сути, но несущее уже позитивный смысл и подчеркивающее достоинства личности.
В заключение следует отметить, что выбор конструктивных стратегий самосовершенствования не исключает наличия волевых усилий. От препятствий и трудностей человеку никуда не деться, они составляют неотъемлемую сторону любой деятельности, в том числе и деятельности по преобразованию себя. Но в данном случае волевые усилия мы не относим к принуждению. При наличии выраженного мотива самосовершенствования, при безусловном принятии себя волевое усилие и преодоление трудностей будут переживаться положительно. А наградой будет успех в достижении поставленных жизненных целей и целей саморазвития.
Итак, на основании всего сказанного можно сделать следующие выводы.
Ненасильственное отношение к себе - важнейшее проявление позиции ненасилия, условие для ненасильственного отношения к другим людям и одновременно фактор обеспечения личностной безопасности. Ненасильственное отношение к себе имеет свою структуру и проявляется в знании человеком своих сильных и слабых сторон личности, высоком уровне самоуважения, базирующемся на самопринятии, доверии к себе и уверенности, в системе специфических действий, исключающих принуждение.
Стратегическим ориентиром для формирования ненасильственного отношения к себе является «забота о себе» как способность создавать для себя комфортные внешние и внутренние условия существования и полноценного функционирования как личности.
В процессе самосовершенствования человек может использовать различные частные стратегии: приобретения, избавления, ограничения и преобразования. С позиций ненасильственного отношения к себе в качестве конструктивных следует признать стратегии преобразования и приобретения, к деструктивной стратегии относится стратегия избавления. Стратегия ограничения занимает промежуточное положение.
Все сказанное со всей очевидностью свидетельствует о том, что одной из задач теории и практики ненасилия является разработка специальных программ, форм, методов работы с использованием уже имеющегося опыта, накопленного в гуманистической психологии и педагогике, по формированию ненасильственного отношения к себе у людей на разных этапах онтогенетического развития.
6
ISSN 2304-120X
Маралов В. Г. Психологические особенности ненасильственного отношения к себе // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15157. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15157.htm. - ISSN 2304-120X.
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ссылки на источники
1. Кон И. С. Социологическая психология. - М.; Воронеж, 1999. - С. 101.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М., 1998.
3. Маралов В. Г., Ситаров В. А. Педагогика и психология ненасилия в образовании. - М., 2012.
4. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994.
5. Рогожникова С. М. Принятие себя как фактор ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми // Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми. - М., 2005. - С. 55-94.
6. Киселева Е. П. Самопринятие и стремление к самосовершенствованию, их влияние на отношение к учебной деятельности у студентов // Студент как субъект саморазвития и отношения к учебнопрофессиональной деятельности. - М., 2011. - С. 143-160.
7. Фуко М. Герменевтика субъекта // Социо-Логос. - М., 1991. - С. 286.
8. Сапогова Е. Е. «Забота о себе» как способ саморазвития // Психология саморазвития: материалы IV Всерос. науч. конф. с междунар. участием. 3-5 июня 2014 года, г. Киров. - Киров, 2014. - С. 41.
9. Там же.
10. Орлов Ю. М. Психология ненасилия. - М., 1997. - С. 27-28.
11. Там же. - С. 28.
12. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. - М., 1996.
Vladimir Maralov,
Doctor of Psychological Sciences, Professor, Cherepovets State University, Cherepovets vqmaralov@yandex.ru
Psychological features of non-violent attitude to yourself
Abstract. The paper deals with the problem of non-violent attitude to yourself. It shows that the condition of non-violent attitude to yourself on the self-adoption of a person, and its strategic goal is the principle of “taking care of yourself”. The private cultivation strategies are acquisition, disposal, control and conversion. From the standpoint of non-violent attitude, constructive strategies are conversion and acquisition, and destructive one is deliverance.
Key words: position of non-violence, non-violent attitude to yourself, “taking care of yourself”, self-improvement strategy References
1. Kon, I. S. (1999) Sociologicheskaja psihologija, Voronezh, Moscow, p. 101 (in Russian).
2. Bern, Je. (1998) Igry, v kotorye igrajut ljudi. Ljudi, kotorye igrajut v igry, Moscow (in Russian).
3. Maralov, V. G. & Sitarov, V. A. (2012) Pedagogika ipsihologija nenasilija vobrazovanii, Moscow (in Russian).
4. Rodzhers, K. (1994) Vzgljad na psihoterapiju. Stanovlenie cheloveka, Moscow (in Russian).
5. Rogozhnikova, S. M. (2005) “Prinjatie sebja kak faktor orientacii pedagogov na lichnostnuju model' vzai-modejstvija s det'mi”, Psihologicheskie osobennosti orientacii pedagogov na lichnostnuju mo-del' vzai-modejstvija s det'mi, Moscow, pp. 55-94 (in Russian).
6. Kiseleva, E. P. (2011) “Samoprinjatie i stremlenie k samosovershenstvovaniju, ih vlijanie na otnoshenie k uchebnoj dejatel'nosti u studentov”, Student kak sub#ekt samorazvitija i otnoshenija k uchebno-profes-sional'noj dejatel'nosti, Moscow, pp. 143-160 (in Russian).
7. Fuko, M. (1991) “Germenevtika sub#ekta”, Socio-Logos, Moscow, p. 286 (in Russian).
8. Sapogova, E. E. (2014) “’Zabota o sebe’ kak sposob samorazvitija”, Psihologija samorazvitija: materialy IV Vseros. nauch. konf. s mezhdunar. uchastiem. 3-5 ijunja 2014 goda, g. Kirov, Kirov, p. 41 (in Russian).
9. Ibid.
10. Orlov, Ju. M. (1997) Psihologija nenasilija, Moscow, pp. 27-28 (in Russian).
11. Ibid., p. 28.
12. Pezeshkian, N. (1996) Pozitivnaja semejnaja psihoterapija: sem'ja kak terapevt, Moscow (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 05.05.15 Получена положительная рецензия 07.05.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 07.05.15 Опубликована 30.05.15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Маралов В. Г., 2015
www.e-koncept.ru
7