Научная статья на тему 'Проблема отношения к другому в психолого-педагогической литературе'

Проблема отношения к другому в психолого-педагогической литературе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1269
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
КОМПОНЕНТЫ / КРИТЕРИИ И ТИПЫ ОТНОШЕНИЙ / ОТНОШЕНИЕ / ATTITUDE / COMPONENTS / CRITERIA AND TYPES OF RELATIONSHIPS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Неверова Анастасия Александровна

В статье рассматриваются понятие «отношение», его структурные компоненты, типы, факторы, механизмы формирования отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of attitude in psychological and pedagogical literature

The article discusses the concept of “attitude”, its structural components, types, factors, mechanisms of its formation relations.

Текст научной работы на тему «Проблема отношения к другому в психолого-педагогической литературе»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Неверова А. А. Проблема отношения к другому в психолого-педагогической литературе // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 12. - ART 75189. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75189.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

ART 75189 УДК 159.9

Неверова Анастасия Александровна,

педагог-психолог МКДОУ «Д/с № 2 “Родничок”», г. Шадринск [email protected]

Проблема отношения к другому в психолого-педагогической литературе

Аннотация. В статье рассматриваются понятие «отношение», его структурные компоненты, типы, факторы, механизмы формирования отношений. Ключевые слова: отношение, компоненты, критерии и типы отношений.

Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Проблемы, связанные с категорией «отношение» всегда были значимы как для социологии, педагогики, так для психологии и являлись отправной точкой при решении различных вопросов жизни общества, поэтому исследование отношений, как психологической категории, открывает значительные перспективы развития науки и заслуживает самого пристального внимания.

Изучением проблемы отношений занимались как зарубежные ученые (К. Роджерс, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни), так и отечественные (А. А. Бодалев, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, Н. Н. Обозов, А. В. Петровский, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн). Данными исследователями рассмотрены понятие «отношение», структурные компоненты, типы, факторы, детерминирующие развитие отношения к другому, и механизмы его формирования.

Впервые о феномен «отношение» был запечатлен в трудах Аристотеля, который понимал данную категорию как «способ бытия и познания», в котором взаимосвязаны все предметы и явления (Аристотель [2]).

В психолого-педагогической литературе, посвященной проблемам отношения к другому, указывается на то, что отношение - это взаиморасположение объектов и их свойств (А. В. Петровский); многоуровневая система межличностных связей, система индивидуальных избирательных связей личности с различными сторонами объективной действительности (В. Н. Мясищев); индикатор и средство выражения, объективации всех действий человека (Б. Г. Ананьев).

Следует также отметить, что понятие «отношение» несколько отличается от близких ему понятий «взаимоотношения», «межличностные отношения» и «межгрупповые отношения». В частности, термины «отношение» и «взаимоотношение» применяют для обозначения стадий динамики отношений. Л. Я. Гозман [3] показал, что в процессе становления отношение представляет собой «индивидуальный феномен», который включает в себя направление от субъекта отношения к объекту отношения; по мере развития индивидуальное отношение превращается во взаимоотношение, или «диадическое отношение».

Т. А. Репина [5] в своем исследовании описывает, что взаимоотношения - это многообразная и устойчивая система избирательных взаимодействий между членами контактной группы, которая определяются в совместной деятельности. Взаимоотношения выражаются не только в общении и поведении людей, но и в переживаниях членов контактной группы.

Рассматривая межличностные отношения, Г. М. Андреева [1] утверждала, что это вид отношений личности, раскрывающийся в субъект-субъектном отношении, ко-

1

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Неверова А. А. Проблема отношения к другому в психолого-педагогической литературе // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 12. - ART 75189. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75189.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

торое является одним из компонентов системы отношении личности наряду с самоотношением и отношением к предметам окружающего мира.

Из этого следует, что «отношение» отражает все стороны объективной действительности; взаимоотношения и межличностные отношения передают лишь одну сторону этой действительности, а именно отношения между людьми, то есть субъ-ект-субъектные отношения. В отличие от межличностных отношений под межгрупповыми отношениями понимают «субъективное отражение (восприятие) многообразных связей, возникающих между специальными группами, а также обусловленный им способ взаимодействия групп» [6].

Таким образом, среди понятий «отношение», «межличностное отношение», «взаимоотношение», «межгрупповые отношения» самым широким является понятие «отношение», как связь субъекта с объектом, где объектом может выступать другой человек, предмет или явление окружающего мира. Понятие «межличностные отношения» охватывает область отношений между людьми, а «межгрупповые отношения» - между социальными группами. Понятие «взаимоотношение» отражает качество сложившихся отношений, а именно: их взаимность, степень симметричности [6].

В современной науке существует значительное количество типологий отношения. Исследователи выделяют:

1. Познавательные отношения - другой человек выступает как предмет восприятия, понимания или познания (Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, Я. Л. Коломински, В. А. Лабунская, А. А. Реан).

2. Эмоциональные отношения - другой человек, как предмет симпатии или других эмоций (Л. Я. Гозман, В. Н. Мясищев, Н. Н. Обозов, Т. Рибо, К. Роджерс).

3. Практические отношения - субъект - субъектная модель воздействия на другого (Б. C. Братусь, Л. М. Митева, А. В. Петровский)

4. Развивающие отношения - другой человек рассматривается как неотъемлемая часть мира и условие человеческого существования (М. Бубер, К. Ж. П. Сартр, И. Ялом).

В. П. Куницына и В. П. Панферов [6] представили свою классификацию типов отношений людей, в которой выделяют:

Психические отношения, отражающие притягательность объекта взаимодействия для человека в «избирательной объективной направленности его психической активности».

Психологические отношения - совокупность индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности, которые включают потребности, чувства, интересы, убеждения, мотивы, воля.

Социально-психологические отношения - взаимосвязь людей в совместной жизнедеятельности на основе общения.

Взаимоотношения - отношения людей, проявляющиеся в групповых эффектах сотрудничества, соревнования, сплоченности, совместимости, дружбы, взаимопомощи.

Личные отношения - связь человека с человеком как субъектом взаимодействия; отношение к личностным достоинствам и свойствам конкретного человека, которое может не совпадать по содержанию со сложившимися взаимоотношениями.

По мнению В. А. Лабунской [6], существуют критерии, на основе которых выделяются виды отношений:

Первая группа критерии - формально-динамические параметры отношений: знак, интенсивность, направленность: выделяются позитивные, негативные и безразличные отношения или положительные, отрицательные, нейтральные отношения, амбивалентные (наличие как позитивного, так и негативного отношения к одно-

2

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Неверова А. А. Проблема отношения к другому в психолого-педагогической литературе // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 12. - ART 75189. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75189.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

му и тому же явлению). Выделяются три вида направленности отношения; 1) отношение к предметам внешнего мира; 2) отношение к человеку и группе людей; 3) отношение к себе. По степени устойчивости отношения делятся на устойчивые и неустойчивые, по критерию прочности - на прочные и непрочные, по степени глубины - на глубокие и поверхностные, по параметру стереотипности - на индивидуализированные и стереотипные отношения.

Вторая группа критериев - это содержательные характеристики отношений, их качество или модальность: выделяются отношения дружбы, вражды, симпатии, привязанности, любви, антипатии, неприязни, ненависти.

К третьей группе критериев относятся этические критерии. По этическому критерию устанавливают отношения кооперации, обмена, объединения личностей (индивидуальностей); высший тип отношений - утверждение в другом человечности.

Четвертая группа критериев связана с этапами развития личности. В соответствии с ними выделяют отношения, формирующиеся в период «бессознательного детства», и отношения, складывающиеся в течение сознательной жизни человека.

К пятой группе относятся состоящие из деятельности человека и структуры его личности, в связи с чем зафиксированы предметно-практические взаимоотношения, коммуникативные, когнитивные, эмоциональные, волевые, ролевые, правовые, моральные, нравственные, коллективистические отношения.

К шестой группе относятся те критерии, фиксирующие степень близости или дистантности между партнерами; валентность, т. е. позитивность — негативность отношений; вид позиции или «пристройки» друг к другу в процессе общения. Выделяют близкие отношения (Мы); далекие (Они); позитивные (Свои); негативные (Чужие); отношения снизу (Вы); отношения сверху (Ты).

К седьмой группе принадлежат критерии, указывающие на степень конструктивности складывающихся отношений; выделяют деструктивные и конструктивные отношения.

К восьмой группе относятся критерии взаимности отношений (симметричные — асимметричные), степени их субъектности, «личностности» (отношения персонификации, персонализации или отношения доминантные, отвергающие, симбиотические отношения) [6].

Таким образом, существует несколько групп критериев, которые классифицируют отношения по разным аспектам.

На современном этапе развития в психологии существуют два основных направления в исследовании отношений личности: динамическое, которое рассматривает отношения как процесс с момента появления и до его разрушения (В. Н. Мясищев, К. А. Абульханова-Славская); структурное - исследует разные элементы отношения, проводит диагностическое измерение «отношения». В структуре отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты (А. А. Бодалев, Я. Я. Коломинский, С. Л. Рубинштейн).

Гностический или когнитивный компонент отношений включает в себя все психические процессы, связанные с познанием окружения и самого себя (например, ощущения, воображение, мышление, память, представление, восприятие), и наиболее ярко проявляется в феномене понимания и взаимопонимания партнеров по от-ношениям(В.Н. Мясищев, А.Л. Попов);

Эмоциональный компонент отношений проявляется в разнообразных эмоциональных состояниях и реакциях, проявляется в виде положительных и отрицательных эмоций, конфликтности (внутриличностной и межличностной), эмоциональной

3

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Неверова А. А. Проблема отношения к другому в психолого-педагогической литературе // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 12. - ART 75189. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75189.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

чувствительности, удовлетворенности собой и партнером (В. Н. Мясищев, А. А. Бодалев, Л. Я. Гозман, В. Н. Мясищев, Н. Н. Обозов, В. В. Столин).

Поведенческий компонент отношений способствует осуществлению выбора стратегий и тактик поведения личности по отношению к значимым (ценным) для нее объектов среды, людей и самому себе. Поведенческая сторона отношения выражается посредством потребностей, поскольку сама потребность, указывая на свой предмет, тем самым дает и косвенное указание па способ достижения этого предмета (В. Н. Мясищев); реализуется в конкретных действиях. Если партнер нравится другому, поведение будет доброжелательным, а если наоборот, то интерактивная сторона общения будет затруднена (В. А. Лабунская).

Все рассмотренные компоненты находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, постоянно воздействуют друг на друга, регулируют отношения между субъектами.

Кроме видов, структуры отношения к другому в литературе рассматриваются механизмы его формирования.

По мнению многих исследователей (К. Роджерс, К. Хорни, К. А. Абульханова-Славская, А. А. Бодалев, Л. Я. Гозман, В. Н. Мясищев, Н. Н. Обозов, В. В. Столин), отношение к другому неразрывно связано с отношением к себе и самооценкой. Считается, что отношение к себе, несмотря на возможные различия в содержании этого понятия и противоречивые традиции в его измерении, имеет вполне определенный объект, а именно: самого себя. В то же время объект измерения «отношений к другому» в разных исследованиях может быть совершенно различным по смыслу. Это либо некий обобщенный другой, и тогда изучается обобщенная установка на людей, причем в основном ее когнитивный аспект, либо конкретный индивид, незнакомый для испытуемого или знакомый, с которым он вовлечен в определенные отношения. (Ю. В. Александрова, Л. Я. Гозман, В. В. Столин).

В. В. Столин [6] полагает, что отношение к себе проецируется в форме отношения к другому, и выделяет разные уровни самопринятия субъекта. Первый уровень -развитая личность, у которой симпатия и уважение к себе сочетаются с симпатией и уважением к другому. Второй уровень - менее развитая личность, у которой симпатия и уважение к себе сочетаются с отсутствием симпатии и уважения к другому. Третий уровень - противоречивая личность, у которой отсутствие уважения к себе сочетается с антипатией к другому. Четвертый уровень - глубоко конфликтная личность, у которой бессознательное неприятие себя сочетается с преувеличенным пиететом в адрес других, олицетворяющих не-Я черты. С точки зрения ученого, уровень самопринятия определяется уровнем самосознания личности, который не только детерминирует отношения к окружающим, но и обусловливает стиль и характер общения с ними, то есть поведенческий аспект отношений.

Собственное «Я» также может восприниматься как совокупность конкретных качеств, которые могут быть определены и оценены. Именно в этом контексте, как правило, изучается самосознанием ребенка, понимаемое как «образ себя» или «самооценка» (В. Г. Щур). Однако, данное понимание с нашей точки зрения, не исчерпывает всей действительности самосознания. Собственное «Я» всегда является незавершенным; до конца не определенным и приобщенным к другим людям изнутри. Как и отношение к другому, отношение к себе колеблется между этими двумя пределами, не достигая их до конца. Вместе с тем, в сознании человека всегда живет другой, который делает возможным осознание себя, т. е. самосознание.

М. Бубер [6] также подчеркивает необходимость взаимопереходов двух позиций «ты» и «я»: каждому Ты в этом мире по сути своей предписано превратиться в вещь или вновь и вновь возвращаться в вещность. Отношение к Ты может существовать в

4

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Неверова А. А. Проблема отношения к другому в психолого-педагогической литературе // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 12. - ART 75189. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75189.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

реальной и в латентной форме и в смене этих форм суть его осуществления. Ту же двойственность в человеческих отношениях подчеркивает С. Л. Франк, который считает, что эта двойственность вытекает из самой природы человека, который, с одной стороны, есть телесное, эмпирическое существо, живущее в материальном мире, а с другой - существо духовное, изнутри приобщенное к другим и к абсолюту. Человеческая личность есть с одной стороны, как она осознает себя во внутреннем самопереживании, бесконечно живой внутренний мир, изнутри связанный с бытием и укорененный в нем в целом, а с другой - «извне» она является душой единичного тела.

Исходя из сказанного выше, линия человеческих отношений, которая выражается в терминах «я - ты», или персонификация, или внутренняя духовная слитность, в принципе не поддается традиционному научному анализу. Вместе с тем можно полагать, что она заключает в себе не только суть и смысл человеческих отношений, но и возможность развития индивидуального сознания. Мы считаем, что онтогенетическое развитие самосознания ребенка можно представить как сложное переплетение и взаимосменяемость этих двух начал в отношении ребенка к себе и к другому (сверстнику).

Анализируя исследование В. А. Лабунской [6] по проблеме отношений, позволяет выделить факторы, которые влияют на формирование и изменение системы отношений личности:

К первой группе факторов традиционно относят факторы, детерминирующие становление и развитие системы отношений человека в онтогенезе: способность устанавливать взаимоотношения с другими людьми, нормы, традиции, возрастные кризисы развития человека.

К второй группе «личностных» факторов относятся социально-демографические характеристики (пол, возраст, национальность, место проживания); социальные характеристики (образование, профессия); индивидные характеристики (конституция, внешность); особенности вербального и невербального поведения. Важное место среди «личностных факторов занимают личностные особенности субъектов: статус, роль, самооценка, общительность, эмоциональная устойчивость, самоконтроль, социальная смелость.

Третья группа «ситуативных» факторов включает в себя время; экологический фактор (физические условия общения); пространственную близость; влияние культурных норм и ценностей.

Четвертая группа факторов формирования и динамики отношений содержит процессы групповой динамики, т. е. образование малой группы, лидерство и руководство, принятие решений, сплоченность, контроль, групповые конфликты, е цели и задачи совместной групповой деятельности.

Обзор психолого-педагогических источников показывает, что решающий фактор в формировании отношения и действительности, когда высокие человеческие ценности становятся его собственными ценностями, является отношение как к нему, так и к окружающему его миру, в положительном смысле субъективно значимых для него людей и общностей. При формировании отношения человека к людям, важно, чтобы это отношение было гуманным в своей основе.

Теоретико-поисковый анализ литературы о феноменологии «отношения» подвел нас к следующим выводам:

- «отношение» - это взаимосвязь личности и среды, которая проявляется в действиях, поступках, поведении человека в целом, составляют структуру личности;

- существуют два направления в исследовании отношений личности: динамическое и структурное;

5

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Неверова А. А. Проблема отношения к другому в психолого-педагогической литературе // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 12. - ART 75189. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75189.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

- механизмами формирования отношения к другому являются сопоставление воспринятых с общепринятыми нормами себя с другими людьми, идентификация себя с другим человеком, сличение и прогнозирование, самоидентификация и обратная связь;

- на формирование отношений личности оказывают влияние факторы: социально-демографические характеристики, социальные характеристики, экологические факторы, факторы пространственной близости, культурно-исторические факторы, особенности вербального и невербального поведения; индивидуальные психологические особенности людей.

Ссылки на источники

1. Андреева Г. М. Психология социального познания. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 288 с.

2. Аристотель. Поэтика. Риторика. - СПб.: Азбука, 2000. - 119 с.

3. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений / под ред. Л. Я. Гозмана. - М.: МГУ, 1987. - 175 с.

4. Мясищев В. Н. Психология отношений: избр. психол. тр. / под ред. А. А. Бодалева. - М.; Воронеж, 2004.

5. Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М.: Педагогика, 1988. - 231 с.

6. Социальная психология личности в вопросах и ответах: учеб. пособие / под ред. проф. В. А. Ла-бунской. - М.: Гардарики, 2001. - 397 с.

Anastasia Neverova,

educational psychologist MKDOU “Rodnichok”, Shadrinsk [email protected]

The problem of attitude in psychological and pedagogical literature

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract. The article discusses the concept of “attitude”, its structural components, types, factors, mechanisms of its formation relations.

Key words: attitude, components, criteria and types of relationships.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»; Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук

Поступила в редакцию Received 20.02.2015 Получена положительная рецензия Received a positive review 22.02.2015

Принята к публикации Accepted for publication 22.02.2015 Опубликована Published 08.04.2015

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Неверова А. А., 2015

ISSN 2304-120Х

www.e-koncept.ru

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.