ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ
Т.А. Шилова, Л.И. Костерева
Кафедра социальной психологии Московский городской педагогический университет 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, Москва, Россия, 129226
В статье рассматриваются проблемы психологических особенностей направленности личности старшеклассников, обучающихся на дому. Представлены методы и результаты исследования взаимосвязи направленности личности с мотивацией и саморегуляцией. Изложены возможности использования полученных результатов на практике.
Ключевые слова: старшеклассники, обучающиеся на дому; направленность личности; мотивация; саморегуляция; психологическое сопровождение.
В последнее время актуальными становятся вопросы организации образования учащихся, обучающихся на дому. Однако существуют некоторые проблемы психологического плана, связанные с затруднениями старшеклассников при адаптации, саморегуляции в условиях образовательной интеграции. Системное психологическое сопровождение старшеклассников, обучающихся на дому, организовано так, что ученики стремятся занять удовлетворяющее их положение в группе сверстников. Однако, по результатам исследований различных авторов, старшеклассники оказываются нередко дезадаптированными, не способными вписаться в социум. В этой связи возникает необходимость нахождения особых подходов к организации психологического сопровождения и созданию условий, способствующих развитию адаптивных качеств личности у старшеклассников. Это являлось целью нашего исследования, которое состояло в изучении направленности личности учащихся, обучающихся на дому.
Направленность личности в психологии является одним из важнейших компонентов структуры личности. Психологические особенности направленности личности измеряются системой, в которую включена совокупность доминирующих мотивов, потребностей, интересов, склонностей, а также идеалов, убеждений. Определение направленности личности впервые в отечественной психологии дано С.Л. Рубинштейном. Он рассматривал направленность через установки и тенденции, потребности, интересы, мотивы. Направленность личности как совокупность различных тенденций, в основе которых лежат потребности, мотивы деятельности: «Проблема направленности — это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь, определяясь целями и задачами» [4. С. 519]. Автор подчеркивает, что с изменением общественного строя изменяется и содержание мотивов, лежащих в основе направленности личности.
Изучая направленность личности старшеклассников, В.Э. Чудновский выделял ведущие мотивы их поведения, отношение человека к себе и обществу,
выявил такие виды направленности, как общественная, при которой в поступках человека преобладают мотивы, связанные с интересом коллектива, общества, и личностная направленность. При изучении проблемы соотношения коллективизма и конформизма в структуре направленности личности Т.А. Шиловой было выявлено, что чем ниже уровень коллективистической направленности, тем выше уровень конформизма. Учащиеся с личной и лично-престижной направленностью в большей степени подвержены конформным реакциям [5. С. 67].
Образование — неотъемлемое право человека. Однако далеко не все дети имеют возможность учиться в общеобразовательных школах. Некоторые учащиеся вынуждены обучаться на дому. Для развития учащимся необходимо общение со сверстниками. У них, как и других детей, есть свои интересы, увлечения, мечты «кем-то стать, когда вырастешь», обрести профессию и самореализоваться [2. С. 29].
Одним из важных аспектов при осуществлении работы со старшеклассниками, обучающимися на дому, является обеспечение психологического сопровождения. Следует отметить, что при взаимодействии с ними педагогу-психологу приходится сталкиваться с различным спектром проблем. Часто у данной категории учащихся прослеживается негативное отношение к окружающему миру, снижение активности деятельности, им свойственны трудности мотивационной и волевой сфер, что в дальнейшем может привести к дезадаптации личности.
Цель нашего эмпирического исследования состояла в рассмотрении направленности личности и особенностей ее взаимосвязи с мотивацией, волевой активностью, саморегуляцией старшеклассников, обучающихся на дому.
Исследование проводилось на базе Федерального бюро медико-социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. В исследовании приняли участие 60 старшеклассников, в возрасте 15—16 лет, проживающие в Москве: 30 учащихся общеобразовательной школы, 30 человек обучающихся на дому.
Были использованы следующие методики: методика выявления направленности личности (В. Смекал, М. Кучер); методика диагностики самооценки мотивации одобрения (Д. Марлоу и Д. Краун); методика исследования волевой саморегуляции (А.В. Зверьков и Е.В. Эйдман)
Результаты исследования по методике выявления направленности личности (В. Смекал, М. Кучера) приведены на рис. 1.
Общение
Дело
□
Старшеклассники, обучающиеся в школе
н Старшеклассники, 1—1 обучающиеся на дому
Рис. 1. Результаты исследования направленности личности по методике В. Смекала и М. Кучера
На рис 1. видны выраженные различия в направленности личности старшеклассников. Среди учеников, посещавших общеобразовательную школу, направленность на себя показали 42%, 44% — направленность на общение, 10% — направленность на дело. Среди испытуемых, У 57% испытуемых, обучающихся на дому, преобладает личностная направленность (на себя), которая проявляется в стремлении к личному превосходству и престижу. В работе испытуемые видят возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других. У 30% старшеклассников, обучающихся на дому, преобладает коллективистская направленность (на взаимодействие, на общение). Они стремятся поддерживать хорошие отношения с окружающими, они ориентированы на социальное одобрение, зависимы от группы. 13% испытуемым свойственна деловая направленность (на задачу). Они стремятся сотрудничать с коллективом.
Данные по исследованию уровня мотивации одобрения приведены на рис. 2.
□ Старшеклассники, обучающиеся в общеобразовательной школе
н Старшеклассники, 1—1 обучающиеся на дому
Высокая Средняя Низкая
мотивация мотивация мотивация к одобрению к одобрению к одобрению
Рис. 2. Результаты определения уровня мотивации одобрения (Д. Марлоу и Д. Краун)
Как видно на рис. 2, среди старшеклассников, посещавших общеобразовательную школу, имеют высокую мотивацию к одобрению 13%; 67% — среднюю мотивацию к одобрению; 20% — низкую мотивацию к одобрению. Среди испытуемых, обучающихся на дому, — высокую мотивацию к одобрению показали 60% старшеклассников, 23% имеют среднюю мотивацию к одобрению, 17% — низкую мотивацию к одобрению. Мы наблюдаем тенденцию к возрастанию уровня потребности в одобрении у старшеклассников, обучающихся на дому. Большое влияние на высокую потребность в одобрении имеет отрицательный опыт общения, несмотря на это, у них высока потребность в самореализации, стремление к самопознанию. Желание удовлетворить потребности в самосовершенствовании и самоутверждении, взаимодействуя с дефицитарной социальной ситуацией развития, будет приводить старшеклассника к поиску путей развития своей личности, и здесь будет необходима помощь педагога и психолога.
Данные исследования волевой саморегуляции показаны на рис. 3.
Анализируя данные исследования волевой саморегуляции, следует отметить, что 7% старшеклассников, посещавших общеобразовательную школу, получили
высокий балл по общей шкале волевой саморегуляции, 30% — средний балл, 63% — низкий балл по данной шкале. У 23% старшеклассников, обучающихся на дому, отмечается средний балл по общей шкале волевой саморегуляции, у 77% — низкий балл по данной шкале, высоких баллов не набрал никто.
90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
_ □
Старшеклассники, обучающиеся в школе
н Старшеклассники, '—' обучающиеся на дому
Высокий балл Средний балл Низкий балл
Рис. 3. Результаты методики исследования волевой саморегуляции (А.В. Зверьков и Е.В. Эйдман)
Следовательно, общий уровень волевой регуляции у старшеклассников развит недостаточно как у учеников общеобразовательной школы, так и испытуемых, обучающихся на дому. Это чувствительные, эмоционально неустойчивые личности. Общий фон активности которых снижен, им свойственны импульсивность и неустойчивость намерений. Можно предположить, что это может быть связано как с незрелостью, так и с выраженной утонченностью личности, не подкрепленной способностью к рефлексии и самоконтролю.
На следующем этапе нашего исследования мы обратились к использованию корреляционного анализа с целью выявить устойчивые взаимосвязи между исследуемыми свойствами направленности личности старшеклассников, обучающихся на дому.
Так, коэффициент корреляции Спирмена между показателем волевой саморегуляции и показателем мотивации одобрения равен — 0,591 при р < 0,01. При этом данная взаимосвязь является отрицательной и указывает на то, что у подростков, обучающихся на дому, с высоким уровнем мотивации одобрения, часто наблюдается низкий уровень волевой саморегуляции.
Показатели волевой саморегуляции и коллективистской направленности связаны положительно (0,59,р < 0,01). Старшеклассники, обучающиеся на дому, с высоким уровнем волевой саморегуляции, стремятся к коллективистской направленности (на взаимодействие, на общение). Они стремятся поддерживать хорошие отношения с окружающими, они ориентированы на социальное одобрение, зависимы от группы.
Также статистически значимые взаимосвязи были установлены между показателями мотивации одобрения и личностной направленности (0,662,р < 0,01).
Преобладающая личностная направленность (на себя), которая проявляется в стремлении к личному превосходству, у старшеклассников, обучающихся на дому, ведет к высоким показателям мотивации одобрения.
Обобщая результаты анализа особенностей направленности личности старшеклассников, обучающихся на дому можно сделать следующие выводы.
Для более полного и глубокого изучения направленности личности, ее структуры необходимо изучение иерархии мотивов, выявление ведущих и второстепенных мотивов, а также саморегуляции. Анализ результатов исследования показал, что структура направленности личности старшеклассников, обучающихся в школе и обучающихся на дому, не одинакова.
Между уровнем волевой саморегуляции и показателем мотивации одобрения у старшеклассников, обучающихся на дому, установлена статистически достоверная отрицательная взаимосвязь. Выявлена прямая корреляция между показателем личностной направленности и показателем мотивации одобрения; между уровнем волевой саморегуляции и коллективистской направленностью.
В целом, полученные результаты дают системно-психологическое обоснование для необходимости проведения своевременной диагностики направленности личности старшеклассников, обучающихся на дому, проведение групповых тренингов, индивидуальных консультаций, направленных на выяснение механизмов социальной адаптации, условий реализации способностей старшеклассников, способствовать установлению контактов, помощь в профессиональном выборе, своевременное применение способов регуляции психофизиологических состояний.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Казаренков В.И. Творчество педагога как система // Системная психология и социология. — 2011. — № 3. — С. 109—114. [Kazarenkov V.I. Tvorchestvo pedagoga kak sistema // Sistemnaya psikhologiya i sociologiya. — 2011. — N 3. — S. 109—114.]
[2] КудиновС.И., КрупноеА.И. Системная модель самореализации личности // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2008. — № 1. — С. 28—37. [Kudinov S.I., Krupnov A.I. Sistemnaya model samorealizacii lichnosti // Vfestnik RUDN. Seriya «Psikhologiya i pedagogika». — 2008. — N 1. — S. 28—37.]
[3] Никиреев Е.М. Психологические особенности направленности личности. — М. 2007. [Nikireev E.M. Psikhologicheskie osobennosti napravlennosti lichnosti. — M. — 2007.]
[4] РубинштейнС.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2004. [RubinshtejnS.L. Osnovy obshchej psikhologii. — SPb.: Piter, 2004.]
[5] Шилова Т.А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков. — М.: Айрис-пресс, 2006. [Shilova T.A. Diagnostika psikhologo-socialnoj dezadaptacii detej i podrostkov: Prakticheskoe posobie. — M.: Ajris-press, 2006.]
PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF PERSONALITY ORIENTATION IN PUPILS, STUDYING AT HOME
T.A. Shilova, L.I. Kostereva
Department of Social Psychology Moscow City Pedagogical University 4, 2nd Selskokhozyaistvennyjproezd, Moscow, Russia, 129226
In the article the problems of psychological peculiarities of the personality orientation of the pupils, who study at home. The methods and results for investigating the relationship between the orientation of the personality, motivation and self-regulation are presented. The opportunities of using the obtained results in practice are outlined.
Key words: high school, studying at home; personality orientation, motivation, self-regulation, psychological support.