Научная статья на тему 'Направленность в структуре личностных свойств студентов различных профилей обучения'

Направленность в структуре личностных свойств студентов различных профилей обучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
343
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ПРОФИЛЬ ОБУЧЕНИЯ / ТВОРЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / PERSONAL ORIENTATION / TRAINING PROFILE / CREATIVE MAJOR DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кирсанов Вячеслав Михайлович

В статье анализируются результаты диагностики личностной направленности студентов творческих и нетворческих специальностей (профилей обучения). В исследовании приняли участие студенты младших и старших курсов дневного и заочного отделений, обучающихся в вузах городов Челябинска, Екатеринбурга, Костаная (Республика Казахстан).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кирсанов Вячеслав Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Orientation in Structure of Personality Properties in Students of Various Education Profiles

The results of the orientation diagnostics of the students with creative and non-creative major disciplines (training profiles) are analyzed in the article. The students of the first and senior years of the day and correspondence departments took part in the research. The sample included the students who are training in the higher education institutions of the cities of Chelyabinsk, Yekaterinburg, Kostanay (Republic of Kazakhstan).

Текст научной работы на тему «Направленность в структуре личностных свойств студентов различных профилей обучения»

НАПРАВЛЕННОСТЬ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФИЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ*

В.М. Кирсанов

Кафедра психолого-педагогических дисциплин Челябинский государственный педагогический университет пр. Ленина, 69, Челябинск, Россия, 454080

В статье анализируются результаты диагностики личностной направленности студентов творческих и нетворческих специальностей (профилей обучения). В исследовании приняли участие студенты младших и старших курсов дневного и заочного отделений, обучающихся в вузах городов Челябинска, Екатеринбурга, Костаная (Республика Казахстан).

Ключевые слова: направленность личности, профиль обучения, творческие специальности.

Направленность согласно многомерно-функциональному подходу является одним из «центров притяжения» в структуре личностных свойств. Направленность соединяет в систему доминирующие ценности и смыслы, мотивы и цели, которые в своем единстве выступают общим ориентиром жизнедеятельности человека [7. С. 51]. Б.Ф. Ломов рассматривал направленность как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад. Именно в этом свойстве выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам деятельности, вся система ее характеристик. В глобальном плане направленность можно оценить как отношение того, что личность получает и берет от общества (имеются в виду и материальные, и духовные ценности), к тому, что она дает, вносит в его развитие [4. С. 106—107].

В психологии подчеркивается взаимосвязь понятий «направленность» и «мотивация». Мотивационная сфера личности человека, в которую включаются различного рода и вида мотивы, смыслы, ценности, представляет системное, целостное образование. В этой целостности главный стержень образует направленность личности [7. С. 38—39].

Исследования творчества, творческой деятельности также затрагивают континуум направленности. Как отмечает ряд авторов, основным мотивационным механизмом творческой активности является творческая направленность личности. Она не только отвечает за активацию действия, но и формирует ориентацию субъекта на эффективное использование индивидуального потенциала и отвечает за регулирование поведения согласно принятому намерению (выбору цели, иерархии ценностей). Творческая направленность личности связана с творческими способностями. Вместе они «как бы ведут за собой личность», определяют ее дальнейшее развитие. Главными движущими силами творческой активности являются

* Исследование выполнено при поддержке гранта Ректората ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»

(№ УГ-13/12/МУ).

потребности (мотивы). Дополняющие друг друга, взаимозависимые потребности (мотивы) выстраиваются в определенную систему, иерархию и определяют ведущую мотивацию, которая придает деятельности субъективный личностный смысл. Наиболее специфической и способствующей творческой активности является мотивация самопобуждающего характера, источник которой находится в самой творческой личности [5. С. 13—14]. В основе этой мотивации лежат три потребности: потребность в творчестве (как ведущая, доминирующая), познавательная и потребность в самоутверждении. Эта мотивация обеспечивает поддержку на пути к цели, она способствует реализации ценностей, позволяет быть независимым от неблагоприятных внешних условий, а также получать удовлетворение от самого творческого процесса, а не только от его результатов. Кроме того, она поддерживает или увеличивает стремление к дальнейшему осуществлению творческих действий [5. С. 13—14].

Стремление к собственной значимости, которое, в свою очередь, можно трактовать как один из видов направленности, — главный фактор, определяющий источник творческой активности человека, его силу и особенности. Не последнее место в культивировании этого источника занимают социокультурные условия (семья, ближайшее окружение, школа, конкретный социум, престиж в профессии и т.д.) [7. С. 41].

Целью данного исследования являлось изучение личностной сферы студентов, обучающихся по специальностям творческого профиля и студентов, обучающихся по другим (не относящимся к творческим) специальностям. В рамках комплексной диагностики личностных свойств указанных групп испытуемых нами было проведено изучение континуума направленности личности.

Исследование проводилось на базе научно-исследовательской лаборатории «Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Челябинский государственный педагогический университет». В качестве испытуемых нами были выбраны студенты вузов, получающие творческие специальности и студенты (группа сравнения), обучающиеся не по творческим специальностям (профилям обучения). Тем самым был принят за основу формальный признак творческих личностей — специальность (профиль) обучения и, соответственно, будущая профессия. В исследовании приняли участие студенты младших (I—II курс; 17—19 лет) и старших (IV— V курс; 20—22 лет) курсов дневного и заочного отделений. База исследования включала студентов, обучающихся в вузах городов Челябинска, Екатеринбурга, Костаная. Общая выборка испытуемых составила 472 человека (400 девушек, 72 юноши).

В возрастном аспекте все испытуемые могут быть отнесены к юношескому возрасту. Период юности, согласно устоявшимся в психологии развития представлениям, длится с 16 до 20—23 лет и представляет собой переход к зрелости. С биологической точки зрения юноша уже взрослый, но социальной зрелости еще не достиг. Юности свойственно чувство психологической независимости, хотя

человек еще не взял на себя никаких социальных обязательств. Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, поиски смысла жизни, формирование своего мировоззрения и самосознания, избрание спутника жизни [1].

С целью изучения направленности личности в батарею методик модели комплексной диагностики нами была включена методика О.П. Елисеева «Направленность личности», представляющая собой адаптированный вариант «Ориентировочной анкеты» В. Смейкала и М. Кучера [3]. Данная методика позволяет распределить испытуемых на три группы в зависимости от преобладающей направленности личности.

Направленность на себя. Отражает, в какой мере респондент описывает себя как человека, ожидающего прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы, которую он выполняет, или безотносительно сотрудников, с которыми работает. В представлении такого человека группа является буквально «театром», в котором можно удовлетворить определенные общие потребности. Остальные члены группы являются одновременно актерами и зрителями, перед глазами которых такой человек может показывать свои личные трудности, приобретать достоинство, уважение или общественный статус, быть агрессивным или господствовать. Такого человека коллеги обычно презирают, он интроспективен, властен и не реагирует на потребности окружающих его людей. Он занимается преимущественно самим собой, игнорирует людей или работу, которую обязан выполнять.

Исходя из корреляции показателей данной методики с личностными опросниками Р. Кеттела и Г. Айзенка можно дополнить преобладающий вид направленности определенными характеристиками личности. Лица с преобладанием направленности на себя могут быть охарактеризованы как неприятные, агрессивные, соперничающие, догматики, сенситивно-женственные, интровертированные, мнительные, ревнивые, напряженные, раздражительные, тревожные, с недостаточным самоконтролем, незрелые, лабильные, консервативные, неуверенные.

Направленность на взаимодействие. Отражает интенсивность, с которой человек старается поддерживать хорошие отношения с людьми, но лишь «на поверхности», что часто препятствует выполнению конкретных заданий или оказанию настоящей, искренней помощи людям. Такой человек проявляет большой интерес, когда речь идет о коллективной деятельности, но, по сути дела, сам не вносит никакого вклада в осуществление трудовых заданий группы. Лица с преобладанием направленности на взаимодействие стремятся завоевать симпатию, дружбу. Они зависимы от группы, не стремятся достичь хороших результатов, отличаются недостаточной автономностью, рассчитывают на заботу, поддержку со стороны окружающих, не агрессивные.

Направленность на задание. Отражает интенсивность, с которой человек выполняет задания, решает проблемы и в какой мере он заинтересован выполнять свою работу как можно лучше. Несмотря на свои личные интересы, такой человек

будет охотно сотрудничать с коллективом, если это повысит продуктивность группы (деятельности). В коллективе он изо всех сил стремится отстоять свое мнение, которое сам считает правильным и полезным для выполнения задания. Лица с преобладанием направленности на задание могут быть охарактеризованы как самостоятельные и решительные, волевые, упорные, холодные и необщительные, трезво рассуждающие, интровертированные, радикальные, недогматичные, без потребности в какой-либо помощи, агрессивные и соперничающие, спокойные, развитые, в том числе и в интеллектуальном плане [3].

Полученные данные обрабатывались с помощью методов математической статистики, в частности с помощью критерия ф* (угловое преобразование Фишера) [6].

В табл. 1 представлены полученные данные относительно распределения испытуемых по показателям направленности личности, а в табл. 2 — средние значения по методике «Направленность личности».

Таблица 1

Сводные данные распределения испытуемых по показателям направленности личности (п = 472)

Контингент испытуемых п Направленность(%)

на себя (НС) на взаимодействие (НВД) на задачу (НЗ)

Студенты, обучающиеся по специальностям (профилям обучения), относящимся к творческим 236 71,19 16,53 20,76

Студенты, обучающиеся по специальностям (профилям обучения) не относящимся к творческим 236 59,32 25,42 22,88

Примечание. По данной методике испытуемые могли набрать одинаковое количество баллов по нескольким шкалам, поэтому общая сумма процентных долей отличается от 100%.

Таблица 2

Сводные данные распределения средних значений по показателям направленности личности (п = 472)

Контингент испытуемых п Направленность (средние значения)

на себя (НС) на взаимодействие (НВД) на задачу (НЗ)

Студенты, обучающиеся по специальностям (профилям обучения), относящимся к творческим 236 35,14 26,39 28,40

Студенты, обучающиеся по специальностям (профилям обучения) не относящимся к творческим 236 33,75 29,14 27,11

Как видно из представленных в табл. 1—2 результатов (процент лиц с преобладанием определенного типа направленности и средние значения по методике), для обеих групп студентов характерно преобладание направленности на себя. В группе студентов, обучающихся специальностям творческого характера, доля лиц с преобладанием направленности на себя несколько выше, чем в группе студентов не творческих профилей обучения. Вероятно, это связано с ориентированностью обучения студентов творческих специальностей (профилей обучения)

на раскрытие индивидуальности, самореализацию личности, что, в свою очередь, способствует формированию приоритета эгоцентрической направленности индивида.

Проверка достоверности различий полученных показателей производилась с помощью критерия ф* (угловое преобразование Фишера). Различия между долями лиц с преобладанием направленности на себя в группе студентов, обучающиеся по специальностям, относящимся к творческим, и в группе студентов, обучающиеся по специальностям иного (не относящиеся к творческим) профиля являются достоверными, так как находятся в зоне значимости (ф*эмп. > ф*кр.; р < 0,01). Различия между долями лиц с преобладанием направленности на взаимодействие в сравниваемых группах находятся в зоне неизвестности (ф*кр.; р < 0,05 > ф*эмп. > > ф*кр.; р < 0,01). Различия между долями лиц с преобладанием направленности на задачу в сравниваемых группах не являются достоверными, так как не находятся в зоне значимости (ф*эмп. < ф*кр.; р < 0,05).

Выводы. Для обеих групп испытуемых характерно достоверное преобладание направленности на себя. Это позволяет описать обследуемый контингент как лиц (большей частью) интроспективных, занимающихся преимущественно самими собой, ожидающих прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы, которую они выполняют, безотносительно сотрудников, с которыми работают. Такие люди не реагируют на потребности окружающих, игнорируют людей или работу, которую обязаны выполнять.

Доля лиц с преобладанием направленности на себя достоверно выше в группе студентов, обучающихся по специальностям творческой направленности, чем в группе студентов не творческих профилей обучения.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Актуальные проблемы возрастной психологии [Электронный ресурс]. — URL: http://www.vashpsixolog.ru/ (дата обращения: 16.10.2012) [Actualnye problemy psikhologii [electronnii resurs]. — URL: http://www.vashpsixolog.ru/ (data obrashceniya: 16/10/2012)]

[2] Голубева Э.А. Опыт сравнения типологии В. Оствальда и И.П. Павлова в свете различных подходов к анализу индивидуальных различий // Художественный тип человека. Комплексные исследования / Науч. ред. В.П. Морозов, А.С. Соколов. — М.: Московская гос. консерватория, 1994. [Golubeva E.A. Opyt sravneniya typologii W. Ostwaldf i I.P. Pavlova v svete razlichnikh podkhodov k analizu individualnykh razlichii // Khudozhestvennii tip che-loveka. Kompleksnie issledovaniya / Nauch. red V.P. Morozov, A.S. Sokolov. — M.: Moskov-skaya gos. konservatoriya, 1994.]

[3] Практикум по психологии личности / Ред. О.П. Елисеев. — СПб.: Питер, 2000. [Praktikum po psickhologii lichnosti / Red. O.P. Eliseev. — SPb.: Piter, 2000.]

[4] Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликов. — СПб.: Питер, 2001. [Psikhologiya lichnosti v trudakh otechestvennikh psikhologov / Sost. i obsh. red. L. Kulikov. — SPb.: Piter, 2001.]

[5] Пуфаль-Струзик И. Структурно-иерархическая модель творческой активности личности: Дисс. ... докт. психол. наук. — М., 2003. [Pufal-Struzik I. Structurno-hierarkhicheskaya model tvorcheskoj activnosti lichnosti: Diss. ... dokt. psikhol. nauk. — M., 2003.]

[6] Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: Речь, 2002. [Sidorenko E. V. Metody matematicheskoj obrabotki v psikhologii. — SPb.: Rech, 2002.]

[7] Шаров А. С. Система ценностных ориентаций как психологический механизм регуляции жизнедеятельности человека: Дисс. ... докт. психол. наук. — Новосибирск, 2000. [Sharov A.S. Sistema cennostnikh orientacij kak psikhologicheskij mekhanism regulyacii activ-nosti cheloveka: Diss. ... dokt. psikhol. nauk. — Novosibirsk, 2000.]

ORIENTATION IN STRUCTURE OF PERSONALITY PROPERTIES IN STUDENTS OF VARIOUS EDUCATION PROFILES

V.M. Kirsanov

Chair of Psychology-Pedagogical Disciplines

Chelyabinsk State Pedagogical University Lenina Av., 69, Chelyabinsk, Russia, 454080

The results of the orientation diagnostics of the students with creative and non-creative major disciplines (training profiles) are analyzed in the article. The students of the first and senior years of the day and correspondence departments took part in the research. The sample included the students who are training in the higher education institutions of the cities of Chelyabinsk, Yekaterinburg, Kostanay (Republic of Kazakhstan).

Key words: personal orientation, training profile, creative major disciplines.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.