ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СЕКСУАЛЬНОГО ВОЗДЕРЖАНИЯ В СТАРШЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ)
ДЕВЯТЫХ С.Ю.
УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский
университет»
Резюме: На материале эмпирического исследования рассматриваются психологические особенности мотивов сексуального воздержания юношей и девушек в возрастной группе от 17 до 21 года. Установлено. что мотивация сексуального воздержания отражает современное состояние матримониальной культуры общества. В качестве мотивов воздержания у юношей и девушек преобладают мотивы ситуативные. Представлены рекомендации по организации полового воспитания молодежи в образовательной среде.
Ключевые слова: половая социализация; сексуальное поведение;
сексуальность; старший юношеский возраст.
Abstract: Psychological peculiarities of the motives of the refrainment from sexual acts of young boys and girls at the age from 17 till 21 are considered on the base of empiric research. It’s a fact trot the motivation of sexual refrainment reflects modern state of matrimonial culture of the society. Situational motives of the refrainment are predominant. There are some references about the organization of sexual education of the youth in an educational environment.
Key words: sexual socialization. sexual behavior. sexuality. adolescence.
Адрес для корреспонденции: Республика Беларусь,
21015, г. Витебск, Московоский пр-т, д. 11, кор. 2, кв. 29, моб. + 375 (25) 609-13-36, е-таП: devyatych@mail.ru. -Девятых С.Ю.
Социально-психологические проблемы современной семьи могут говорить о том, что нарушены традиционные механизмы передачи социального опыта межполовых отношений. Относительно добрачной сексуальности это выражается в том, что молодые люди в своем большинстве уже не придерживаются традиционных стандартов целомудрия. Современные тенденции таковы, что сексуальная жизнь с партнером до и вне брака уже не
является социальной девиацией, а представляет скорее социальную норму. Так эмпирические исследования [2] показывают, что чем старше юноша или девушка, тем вероятнее, что он или она уже имеет опыт совершения полового акта. Однако гетеросексуальная инициация с необходимостью не предполагает, что сексуальная жизнь молодого человека принимает регулярный характер. Кроме того, во всех возрастных группах, от 17-летних к 21-летним, есть сексуально неискушенные юноши и девушки, воздерживающиеся от генитальных отношений с партнером.
В этой связи целью настоящего исследования было выявление особенностей сексуального воздержания в старшем юношеском возрасте.
Методы
Для реализации поставленной цели были опрошены 1000 студентов вузов и ссузов г. Витебска в возрасте 17-21 лет. Опрос бланковый, анонимный, в режиме самозаполнения. Выборка пропорционально-квотная по полу и возрасту.
Результаты и обсуждение
Респондентам, не имеющим опыта полового акта, в бланке анкеты был предложен вопрос: «Если Вы еще не пережили опыта полового акта с партнером противоположного пола, то что Вас удерживает от этого?» и варианты ответов к нему, из которых можно было выбрать не более трех. Ответы юношей и девушек представлены в таблице.
Таблица
Мотивы сексуального воздержания в старшем юношеском возрасте,
в %
Параметры Юнош и Девуш ки Р<
Отсутствие подходящего партнера 36.3 43.5 0.08
Робость. застенчивость 47.3 24.3 0.00
Страх заболеть 10.9 14.1 0.47
Мои родители против этого. не хочу их расстраивать 1.1 5.1 0.10
Страх забеременеть (боюсь. что подруга забеременеет) 10.9 30.1 0.00
Не умею этого делать 15.4 11.9 0.41
Боюсь оказаться несостоятельным (несостоятельной) 17.6 7.9 0.01
Еще к этому не готов (не готова) 13.2 49.7 0.00
По моральным и религиозным соображениям 23.1 43.5 0.00
Мне секс неинтересен 3.3 5.6 0.39
Не было случая 65.9 10.2 0.00
Нет для этого условий 70.3 6.8 0.00
Объем выборки. п = 91 177 х
Примечание: различия устанавливались при помощи
многофункционального ф-критерия Фишера.
Традиционно мотивы поведения классифицируются как диспозициональные и ситуативные [3]. Однако однозначное отнесение того или иного мотива по этому параметру не всегда возможно, поскольку и диспозициональные мотивы могут предполагать определенную ситуацию, «работать» в ней, равно как и ситуативные могут «отражать» факт определенным образом прочитанной ситуации, являть особенности социального «оснащения» человека-деятеля как личности.
В этой связи, все предложенные варианты мотивов сексуального воздержания были организованы в две группы - внутренние (позитивные и негативные), связанные с психологическим отношением молодых людей к самому содержанию сексуальной активности и внешние, учитывающие более широкий социальный контекст. Это, во-первых, мотивы «технические», предполагающие внутреннюю готовность вступить в половые отношения, при невозможности это сделать ввиду некоторых внешних обстоятельств: «нет условий», «не было случая», «нет достойного партнера». Полагаем, что в этих мотивах преобладает значительная ситуативная составляющая. Во-вторых, мотивы «позитивные», предполагающие ограничение сексуальной активности, проистекающее из внутренней убежденности в ее недопустимости: «не готов к этому», «по моральным (религиозным) соображениям», «секс не интересен». Мотивы этой группы в значительной степени отражают мировоззренческую позицию личности. В-третьих, мотивы «негативные». Их психологический смысл состоит в том, что ограничение сексуальной активности происходит не в силу внутренней убежденности личности, но под влиянием внешних фактов, способствующих возникновению у носителя мотива негативных эмоциональноустановочных позиций по отношению к сексуальной активности. Среди этих мотивов можно назвать следующие: «боюсь заболеть», «не хочу расстраивать родителей», «страх беременности», «боюсь оказаться несостоятельным», «не умею этого делать», «робость, застенчивость». Полагаем, что в процессе их развертывания взаимодействуют как внутренняя позиция личности по отношению к сексуальной активности, так и ситуация, не благоприятствующая ее (активности) развертыванию.
Анализ эмпирического материала показал, что доминирующими мотивами воздержания юношей стали мотивы внешние, «технические» -отсутствие случая или условий для совершения полового акта. На них указали две трети опрошенных. Негативные мотивы представлены у юношей во вторую очередь, к примеру, только около половины опрошенных отметили такой их них, как «робость, застенчивость». Мотивы воздержания, связанные с ценностным отношением к добрачной девственности (позитивные мотивы) представлены у юношей в последнюю очередь. Так только четверть из них воздерживались от сексуальных отношений по моральным или религиозным соображениям.
Несколько иную психологическую картину представляют ответы девушек; у них в мотивации сексуального воздержания примерно в равной степени представлены как внешние, «технические», так и внутренние как
позитивные, так и негативные мотивы. Почти половина девушек воздерживалась по моральным (религиозным) соображениям или по причине ощущения своей неподготовленности к этому. так же как и по отсутствию партнера («технический» мотив по нашему определению) примерно половина из них еще не имела опыта гетеросексуального полового акта. При этом негативные мотивы все же менее представлены: только треть девушек мотивировали свое воздержание страхом перед беременностью.
Таким образом. у юношей доминирующими оказались мотивы ситуативные. а это может предполагать. что с изменением ситуации их сексуальное поведение может радикально менять свое направление: от воздержания к сексуальному экспериментированию. В свою очередь. у девушек доминировали мотивы как ситуативные. так и диспозициональные. что. по нашему мнению. может говорить о более сложной психологической «организации» их сексуального поведения в целом.
Обратим внимание на различия в представленности тех или иных мотивов воздержания у юношей и девушек. Полагаем. что они (различия) в значительной степени обусловлены историческими тенденциями развития сексуального поведения и отражают культурную обусловленность сексуальности.
В качестве иллюстрации высказанного предположения остановимся на нескольких из них.
Юноши достоверно чаще. чем девушки. «оправдывают» свою
сексуальную неискушенность ситуативными факторами. Здесь. как нам думается. находят свое отражение традиционные социосексуальные нормы. предписывающие мужчинам быть не только сексуально искушенными. но и проявлять инициативу вступления в сексуальные отношения. Сходный психологический смысл имеет и мотив «боюсь оказаться несостоятельным». который так же достоверно чаще представлен у юношей. В свою очередь. у девушек достоверно чаще. чем у юношей. представлены мотивы морального плана. «изнутри» ограничивающие сексуальную активность их носителя. что так же отвечает традиционным социокультурным стереотипам и нормам женской сексуальности. не только наделяющим женщин большей сексуальной сдержанностью. но и предписывающий девушкам более жесткий самоконтроль над собственными телесными позывами. Таким образом. мотивация сексуального воздержания не только оказывается социально обусловленной. но и открывает возможности для управления ею в педагогическом процессе.
В этой связи. а так же оценивая полученные данные в их совокупности. выскажем несколько соображений психолого-педагогического характера. учет которых. как нам представляется. необходим при организации работы по половому воспитанию подростков и молодежи:
- во-первых. ввиду различий сексуальной мотивации. связанных с полом. представляется важным дифференцировать содержание воспитательного воздействия. направленного на юношей и девушек;
- во-вторых. в психолого-педагогической работе. направленной на оптимизацию установок молодых людей в сфере отношения полов. следует
избегать моментов, эксплуатирующих страх перед последствиями сексуального поведения в связи с тем, что мотивы страха (или их элементы) последствий сексуального поведения присутствуют лишь у незначительного числа юношей и девушек;
- в-третьих, низкая ориентация юношей и девушек на мнения родителей может свидетельствовать о том, что традиционно-репрессивные запреты на добрачную сексуальную активность уже не выступают в качестве регуляторов добрачного полового. С учетом этого, психолого-профилактическая работа с молодыми людьми должна быть направлена на формирование у молодых людей морально-психологических мотивов воздержания, ориентирующих их не только на избирательность чувства к половому партнеру, но и на полную социальную ответственность за последствия собственного сексуального поведения.
Заключение
Психологические особенности мотивации сексуального воздержания в старшем юношеском возрасте, являясь социально обусловленными, отражают современное состояние матримониальной культуры общества. В качестве мотивов воздержания от сексуальной жизни у юношей и девушек преобладают мотивы ситуативные. В этой связи целью воспитательного процесса в рамках учебного заведения может стать формирование у них моральнопсихологических мотивов воздержания.
Литература
1. Девятых С.Ю. Динамика освоения партнерских практик в контексте процесса половой социализации юношей и девушек / С.Ю. Девятых // Известия Смоленского государственного университета. - 2010. - № 1(9). С. 289-297.
2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002.
- 512 с.