Научная статья на тему 'Источники информации по вопросам репродуктивного здоровья и сексуальности в старшем юношеском возрасте и их типология'

Источники информации по вопросам репродуктивного здоровья и сексуальности в старшем юношеском возрасте и их типология Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
376
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ / СЕКСУАЛЬНОСТЬ / СТАРШИЙ ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Девятых С. Ю.

В статье представлены результаты эмпирического исследования источников информации по вопросам сохранения репродуктивного здоровья и сексуальности в старшем юношеском возрасте. Установлено, что наиболее значимыми источниками информации для юношей и девушек являются средства массовой информации. Выявлены различия в источниках формирования сексологических знаний юношей и девушек, которые (различия) связаны с гендерными особенностями протекания процесса половой социализации. Дана типология источников сексологической информации, которая включает в себя следующие группы: социальное окружение, компетентный значимый, опыт, средства массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Источники информации по вопросам репродуктивного здоровья и сексуальности в старшем юношеском возрасте и их типология»

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ПО ВОПРОСАМ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ И СЕКСУАЛЬНОСТИ В СТАРШЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ И ИХ ТИПОЛОГИЯ

ДЕВЯТЫХ С.Ю.

УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет» кафедра психологии и педагогики

Резюме. В статье представлены результаты эмпирического исследования источников информации по вопросам сохранения репродуктивного здоровья и сексуальности в старшем юношеском возрасте. Установлено. что наиболее значимыми источниками информации для юношей и девушек являются средства массовой информации. Выявлены различия в источниках формирования сексологических знаний юношей и девушек. которые (различия) связаны с гендерными особенностями протекания процесса половой социализации. Дана типология источников сексологической информации. которая включает в себя следующие группы: социальное окружение.

компетентный значимый. опыт. средства массовой информации.

Ключевые слова: репродуктивное здоровье. сексуальность. старший юношеский возраст.

Abstract. The article focuses on the problem of ascertaining the interconnection between the age of pubescence and the age of entering into sexual intercourse. On the basis of the questionnaire results (sample - 1000 people) it has been determined that early pubescent youths enter into sexual intercourse earlier and lead a more active sexual life at their late teen age. It is shown that the age of pubescence affects the dynamics of teenagers’ entering into sexual intercourse. as well as the intensity of their sexual life at the late teen age. but this influence is mediated by various extrabiological (social) factors.

Адрес для корреспонденции: Республика Беларусь. 210015. г.Витебск. Московский пр-т. д.11. к.2. кв.29. тел. дом. 21-21-82. -Девятых С.Ю.

В современных психологических науках сексуальное поведение рассматривается как специфически человеческий тип социального поведения. А это предполагает, что оно в своих социально приемлемых и принимаемых формах усваивается индивидом в процессе онтогенетической социализации.

Как процесс трансляции, усвоения и воспроизводства социального опыта социализация предполагает, с одной стороны, источники этого опыта (институты и агенты социализации), а с другой - реципиентов (ими становится

каждое новое поколение), которые этот опыт перенимают, а затем претворяют в системе социально значимых связей.

Одним из структурных элементов процесса социализации является половая социализация, под которой обычно понимают процесс передачи обществом норм, связанных с сексуальностью, восприятие этих норм индивидом и последующую реализацию в ролевом поведении в качестве участника сексуальных отношений.

Исследователи процесса половой социализации (С. Голод, И. Кон, Б. Шапиро) полагают, что в современных социокультурных условиях процесс половой социализации приобретает особенные черты, отличающие его от такового в обществах традиционного типа.

Исходя из теории социализации И. С. Кона [1], можно выделить ряд таких особенных черт:

- снижение значимости взрослых в качестве ролевых моделей для подражания, копирования и дальнейшего претворения в реальном поведении;

- усиление социализирующего влияния сверстников;

- расширение возможностей сексуальной самосоциализации (за счет упрощения доступа и расширения числа источников сексологической информации) и сексуального экспериментирования (за счет ослабления антисексуальных добрачных норм и смягчения социальных санкций за их нарушение).

Полагаем, что указанные особенности процесса сексуальной социализации, проявляющиеся в современных социокультурных условиях, особым образом выстраивают тот набор источников, из которых молодые люди формируют свои знания из области сохранения репродуктивного здоровья и сексуальности.

В связи с этим, целью настоящего исследования явилось выявление наиболее значимых источников формирования сексологических знаний юношей и девушек и построение их типологической классификации на основании сходства и объема социализирующего воздействия в процессе половой социализации.

Методы

Изучение источников информации по вопросам сохранения репродуктивного здоровья и сексуальности в старшем юношеском возрасте было осуществлено нами в сентябре 2006 - мае 2007 гг. на выборке юношей и девушек в возрасте 17-21 лет, студентов вузов и ссузов г. Витебска. Выборка пропорционально-квотная по полу и по возрасту; шаг возрастной квоты - один год; общий объем выборки - 1000 человек.

В качестве инструмента исследования мы использовали анкетный бланковый опрос в режиме самозаполнения.

На первом этапе исследования респондентам было предложено ответить на вопрос: «Выбери из списка те источники (но не больше четырех), которые, по твоему мнению, в большей степени сформировали твои представления о репродуктивном здоровье и сексуальности и подчеркни их».

Обработка эмпирического материала и уровень достоверности различий между подвыборками юношей и девушек (он определялся при помощи критерия Манна - Уитни) осуществлялась при помощи статистического пакета SPSS.

На втором этапе исследования мы ставили перед собой цель построения типологической классификации источников сексологической информации на основе процедуры упорядочивания их в сравнительно однородные классы. Для достижения поставленной цели полученные данные были подвергнуты процедуре кластерного анализа (при помощи статистического пакета SPSS) методом средней связи (Average Linkage).

Результаты и обсуждение

Ответы респондентов на вопрос анкеты и результаты оценки различий между подвыборками юношей и девушек представлены в таблице 1.

Таблица 1

Источники информации для юношей и девушек по вопросам сексуально сти

и репродуктивного здоровья, %

Наименование источника Юноши Девушки Достоверность различий, p <

Телевидение 60.0 57.0 0.336

Книги, журналы 50.8 67.0 0.000

Собственный опыт 46.8 27.2 0.000

Ближайший друг 45.4 32.0 0.000

Старший товарищ 24.0 15.0 0.000

Сексуальный партнер 22.4 29.0 0.000

Интернет 18.4 4.4 0.000

Брат 11.0 3.8 0.000

Отец 10.1 6.4 0.013

Мать 9.2 32.6 0.000

Учитель, воспитатель 7.8 8.6 0.645

Другой родственник 7.6 6.4 0.457

Знакомый взрослый 7.2 7.2 1.000

Медицинский работник 6.0 15.4 0.000

Сестра 3.4 13.2 0.000

Из представленных данных видно, что средства массовой информации являются основным источником сексологической информации для юношей: так две трети из них отметили телевидение, а более половины в качестве таковых называют разнообразную печатную продукцию. Для каждого второго юноши источником информации стали ближайшие друзья-сверстники. Примечательно и то, что почти каждый второй юноша в качестве фактора, определившего его сексуальную компетентность, назвал сексуальное экспериментирование (собственный опыт).

Среди менее значимых источников юноши отмечают тех людей, которые составляют их социальное окружение: родителей, других взрослых

родственников и компетентных специалистов (медицинских работников и педагогов). Обратим внимание на то, что отец и мать фактически на равных являются информаторами юношей по вопросам репродуктивного здоровья и сексуальности. В качестве таковых их назвали каждый десятый юноша, из числа принявших участие в опросе.

Девушки, так же, как и юноши, к основным источникам, посредством которых они получили сексологическую информацию, относят книги и журналы (две трети) и телевидение (чуть более половины из числа опрошенных девушек).

Каждая третья девушка получала информацию такого рода из уст матери или ближайшей подруги-сверстницы.

Среди наименее значимых источников девушки называют, так же, как и юноши, учителей, других взрослых родственников или знакомых взрослых.

Остановимся на некоторых выявленных различиях между юношами и девушками.

Почти половина юношей в своих ответах указали на то, что их сексуальный опыт определил их информированность в вопросах отношения полов, в то время как среди девушек на это указали только треть из числа опрошенных. Это, на наш взгляд, не столько свидетельствует о несколько большей сексуальной активности юношей (хотя, и об этом тоже), сколько о том, что их сексуальное экспериментирование началось еще до того, как сексологические знания ими были обретены. В связи с этим можно говорить о том, что сексологические знания девушек, в большей степени, чем юношей, носят «упредительный» характер.

Может быть принято и такое объяснение: для юношей сексуальное экспериментирование (и, прежде всего, гетеросексуальный дебют) продолжают оставаться фактом большего, чем для девушек социального смысла; именно в сексуальном дебюте значительная часть юношей не только формирует своеобразное «самопризнание» своей мужественности, но и сексуальной адекватности. Предложенное толкование вполне согласуется с данными о том, что именно первый половой акт для мужчины является ключевой точкой в формировании его гендерной идентичности [2], тогда как для женщины такой точкой становится рождение первенца [3]. Впрочем, это положение всеже требует дополнительной эмпирической проверки.

Полученные данные также показывают, что юноши в своей сексологической информированности в большей степени зависят от тех лиц, которые составляют микросреду их неформального общения. Как уже указывалось выше, почти половина из опрошенных в качестве основного источника сексологической информации указали на друзей-сверстников (среди девушек - только каждая третья) или на приятелей старшего возраста (каждый четвертый юноша против каждой шестой девушки).

Девушки, в отличие от юношей, в большей степени формируют свою сексологическую компетентность в общении с взрослыми: так каждая третья

девушка указала на мать (и только каждый десятый юноша), а каждая шестая в качестве источника информации соответствующей тематики назвала медицинских работников (среди юношей таковых оказалось только десятая часть от числа всех, принявших участие в опросе). И это понятно, мать для дочери-девушки традиционно является одним из основных (а иногда и единственным) источников сексологической информации, а специальные медицинские обследования для девушек-школьниц уже давно стали обязательными и регулярными.

Примерно каждый десятый от числа опрошенных юношей и девушек отметил в качестве информаторов сиблинга одного с ними пола: юноши -братьев, а девушки - сестер.

Оценивая полученные данные во всей их совокупности, следует отметить, что средства массовой информации являются основным источником сексологической информации и для юношей, и для девушек, а компетентные взрослые - родители, медицинские работники и педагоги - в целом оказываются в числе менее значимых источников. А это значит, учитывая массовый, шаблонный характер информации, предоставляемой СМИ, что юноши и девушки усваивают не ту информацию, в которой фактически нуждаются, а ту, которая им предоставляется без учета их реальных индивидуальных потребностей.

Следующим шагом настоящего исследования было построение типологической классификации источников сексологической информации с использованием процедуры кластерного анализа. Результаты анализа представлены на рисунках 1 и 2.

Здесь следует отметить, что результаты кластерного анализа выступали в качестве предварительного шага для распределения объектов по содержательно однородным группам. Решение же относительно включения того или иного источника в ту или иную группу источников принималось с учетом некоторых социальных и социально-психологических параметров протекания процесса половой социализации. Среди таковых можно отметить способ передачи информации от адресанта к адресату (непосредственный и опосредованный), степень формализации отношений (ролевые или неформальные), а также характер неформальных отношений (приятельские / несексуальные или партнерские / сексуально окрашенные). Целесообразно, как нам думается, выделить четыре группы относительно независимых источников и в подвыборке юношей, и в подвыборке девушек: 1) социальное окружение, 2) компетентный значимый, 3) опыт, 4) средства массовой информации.

Рассмотрим качественное содержание выделенных групп.

Так в выборке юношей (рис. 1), в группу «социальное окружение» помимо родителей (матери и отца) можно включить и других взрослых (взрослые родственники и знакомые, педагоги, медицинские работники), а также сиблингов (брат и сестра). К этой группе возможно отнесение и Интернета. Хотя Интернет и является одной из разновидностей массмедиа, однако, особенности его использования значительно отличаются от других средств массовой информации. Во-первых, в Интернете можно получить

информацию по запросу. а во-вторых. Интернет может стать посредником непосредственного межличностного общения. общения с обратной связью [4].

ПЕРЕМЕННЫЕ 0 5 10 15 20 25

Наименование № +-----1------1------1-------1------+

Сестра 4

Мед. работник 9 -О-tf О

Знакомый взрослый 8

Взрослый родственник 5

Педагог 10 -C^^tf

Мать 1 ^x^^^tf

Отец 2 -&tf О

Брат 3 О

Интернет 13 О

Половой партнер 15 О

Старший товарищ 7 О

Друг-сверстник 6

WWWWWWWWWWWO'WWWWWWWWWtf О О

Собственный опыт 14

WWWWWWWWWWWWWWVWWWWWWWtf О

Телевидение 11

WWWWWWWWWWWWWWVWWxWWWWWWWQrtf Книги, журналы 12

Рис. 1. Результаты кластер-анализа методом средней связи (Average Linkage)

ответов юношей.

Как видно из рисунка 1, эта группа источников достаточно неоднородна; здесь возможно выделить в качестве относительно автономных подгрупп родителей (мать и отец), однополого сиблинга и, собственно, Интернет.

Во вторую группу источников, которую мы обозначили как «компетентный значимый» следует отнести полового партнера и старшего по возрасту товарища.

В третью группу («опыт») соответственно - друга-сверстника и собственный сексуальный опыт. Объединение этих двух источников вполне оправдано, если учесть, что юноши, как правило, делятся с друзьями своими сексуальными победами, в отличие от девушек, которые нередко скрывают их от подруг [5].

Здесь заметим, что источники, сформировавшие и группу «компетентный значимый», и группу «опыт», занимают относительно автономные позиции относительно друг - друга и структурируются в общности только логически. Так, основанием для выделения этих двух групп могут стать следующие соображения: во-первых, сходство социализирующих функций в процессе половой социализации таких ее агентов, как «старший товарищ» и «половой партнер» (и тот, и другой выступают в качестве обучающих агентов), и, во-вторых, по сходству функционирования психологических механизмов половой социализации (переживание собственного опыта и сопереживание опыту другого в процессе межличностного общения). Таким образом, в первом случае

мы объединяем в единую группу такие источники, как «старший товарищ» и «половой партнер», а во втором случае, соответственно, «друг-сверстник» и «собственный опыт».

И, наконец, четвертая группа источников объединяет в себе средства массовой коммуникации (телевидение и разнообразная печатная продукция). Из дендрограммы, представленной на рис. 1, можно заключить, что эта группа источников относительно автономна от всех других групп.

Теперь обратимся к содержательной стороне типологии источников сексологической информации, составленной на основании ответов девушек.

ПЕРЕМЕННЫЕ 0 5 10 15 20 25

Наименование № +----------1----------1---------1----------1----------+

Брат 3

Интернет 13

Отец 2 О

Взрослый родственник 5 Знакомый взрослый 8

Педагог 10

Сестра 4 О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Старший товарищ 7

Мед. работник 9

Собственный оп 14

Половой партнер 15 О

Мать 1 О

О

Друг - сверстник 6

О

Телевидение 11

Книги, журналы 12

Рис. 2. Результаты кластер-анализа методом средней связи (Average Linkage)

ответов девушек.

Как видно на рис. 2. в группу источников «социальное окружение» входят почти те же компоненты. что и у юношей. Вместе с тем. в отличие от юношей. в число источников этой группы не входит мать. и. опять же. в отличие от юношей. не входит компонент. обозначенный как «старший товарищ».

Источники «брат». «отец» и «Интернет» можно рассматривать как относительно автономную подгруппу в рамках одной общей группы «социальное окружение». Относительно автономными в рамках этого же класса выглядят компоненты «старший товарищ» и «медицинский работник».

Группа источников «опыт» у девушек составили. как «собственный опыт». так и «половой партнер». Они выступают достаточно тесной группой. что может согласовываться с данными других исследований [5. 6. 7]. которые говорят о том. что значительная часть девушек начинает сексуальную жизнь с половым партнером. более старшим по возрасту. и более опытным сексуально.

Группа «компетентные значимые» у девушек включает в себя таких агентов, как «мать» и «подруга-сверстница». Объединение их в общность оправдано тем, что межличностным отношениям по оси «мать - взрослеющая дочь» и «девушка - девушка» присущи некоторые общие коммуникативные черты. И в том, и в другом случае, эти отношения, как правило, доверительные, эмоционально насыщенные, поддерживающие, если речь идет о социальноздоровых и психологически-полноценных отношениях этого типа [8, 9, 10].

Как и в случае юношей, у девушек группа «средства массовой информации» включает в себя телевидение и прессу. Так же, как и у юношей, эта группа источников относительно автономна от всех других.

В результате исследования было установлено, что между юношами и девушками есть общие и особенные черты в структуре и социализирующем воздействии источников сексологической информации (и стоящих за ними агентов процесса половой социализации), формирующем их сексологическую компетентность, которые (черты) обуславливаются как различиями, так и сходством в половой социализации современной молодежи.

К таким особенным чертам, как нам думается, следует отнести следующие:

- эмоциональную близость девушки-дочери к матери и большую автономию сыновей-юношей от семьи [11];

- различия в характере отношений, которые складываются в гомогенных неформальных группах юношей и девушек. Так в сообществах юношей отношения строятся по инструментальному, ориентированному на задачу и достижения, типу, а в группах девушек - по экспрессивному, нацеленному на интимность, коммуникацию и эмоциональную вовлеченность [12];

- особенностью включения юношей и девушек в образовательные институты, проявляющихся особенно ярко в период школьного детства. К таковым особенностям мы отнесли: характер отношений с педагогами, особенности восприятия педагогами учащихся в связи с их половой принадлежностью, гендерными особенностями включения и взаимодействия мальчиков / юношей и девочек / девушек в учебном коллективе [13].

Среди общих черт следует указать на следующие:

- возможность доступа женщин и мужчин к образованию и возможностям карьерного роста, и, как следствие, нивелировка различий в общей направленности воспитания мальчиков и девочек [4, 14];

- сглаживание «двойного стандарта» половой морали, изменения в характере женской сексуальности, вызванные ослаблением в ней репродуктивного компонента [15]:

- всеобъемлющий характер воздействия средств массовой информации; унификация, нивелировка и минимализация различий в информации по вопросам сексуальности, предоставляемой потребителям разного пола [16];

- и, что особенно характерно для нашей страны и славянских стран бывшего СССР, низкий уровень сексологической компетентности самых широких слоев населения, относительная закрытость темы отношения полов для публичного обсуждения [17].

Источники информации по вопросам сохранения репродуктивного здоровья и сексуальности являются (точнее, стоящие за ними агенты и социальные институты) начальным звеном целостного процесса половой социализации юношей и девушек, поэтому их знание позволит более эффективно этот процесс направлять и корректировать.

Литература

1. Кон, И. С. НТР и проблемы социализации молодежи / И. С. Кон. -М.: Знание, 1987. - 64 с.

2. Клейн, Л. С. Другая любовь / Л. С. Клейн. - СПб.: Фолио-пресс, 2000. - 864 с.

3. Пайз. Д. Бессознательное использование женщиной своего тела / Д. Пайз. - СПб.: Б.С.К., 1097. - 198 с.

4. Мудрик, А. В. Социализация человека / А. В. Мудрик. - М.: Академия, 2006. - 304 с.

5. Кон, И. С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века / И. С. Кон. - Дубна: Феникс +, 2001. - 208 с.

6. Голод, С. И. Что было пороками, стало нравами. Лекции по психологии сексуальности / С. И. Голод. - М.: Ладомир, 2005. - 234 с.

7. Девятых, С. Ю. Социология юношеской сексуальности: сексуальное

поведение и установки студенческой молодежи / С. Ю. Девятых. - Витебск.:

ВГУ, 2005. - 54 с.

8. Борисов, С. Б. Мир русского девичества / С. Б. Борисов. - М.: Ладомир, 2005. - 234 с.

9. Клецина, И. С. Психология гендерных отношений / И. С. Клецина. -СПб.: Алетейя, 2004. - 404 с.

10. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. - 544 с.

11. Девятых, С. Ю. Юность детей и их взаимоотношения с родителями

(Опыт эмпирического исследования) / С. Ю. Девятых // Современные

психологические технологии влияния на личность. - Витебск, 2005. - С. 159 -166.

12. Кон, И. С. Дружба / И. С. Кон. - СПб.: Питер, 2005. - 329 с.

13. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. - СПб.: Питер, 2000. - 413 с.

14. Кон, И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон. - М.: Владос, 2003. - 269

с.

15. Гидденс, Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах / Э. Гидденс. - ПСб.: Питер, 2004. - 208 с.

16. Келли, Г. Основы современной сексологии / Г. Келли. - СПб.: Питер, 2000. - 891 с.

17. Кон, И. С. Сексуальная культура в России. Клубничка на березке / И. С. Кон. - М.: О.Г.И., 1997. - 464 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.