Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЖЕРТВЫ КИБЕРБУЛЛИНГА И ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЯ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЖЕРТВЫ КИБЕРБУЛЛИНГА И ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
36
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЯ / КИБР-АГРЕССИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КИБЕРБУЛЛИНГ / RELATIONS / CYBER-AGGRESSION / INTERPERSONAL INTERACTION / CYBERBULLYING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Усмонова Р.Н.

В статье рассматриваются психологические особенности межличностного взаимодействия жертвы кибр-агрессии, а так же преследователя. Психологические особенности межличностного взаимодействия раскрываются в рамках отношений, как психологической категории имеющей ряд особенностей и компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Усмонова Р.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF INTERPERSONAL INTERACTION BETWEEN VICTIM OF CYBERBULLYING AND THE PURSUER

The article deals with the psychological features of interpersonal interaction of the victim of cyber-aggression, as well as the persecutor. Psychological features of interpersonal interaction are revealed in the framework of relations as a psychological category with a number of features and components.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЖЕРТВЫ КИБЕРБУЛЛИНГА И ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЯ»

УДК 159.9.072.422

Усмонова Р.Н. студент 4 курса факультет «Психолого-педагогический» Крымский инженерно-педагогический университет

Россия, г. Симферополь ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЖЕРТВЫ КИБЕРБУЛЛИНГА И

ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЯ

Аннотация. В статье рассматриваются психологические особенности межличностного взаимодействия жертвы кибр-агрессии, а так же преследователя. Психологические особенности межличностного взаимодействия раскрываются в рамках отношений, как психологической категории имеющей ряд особенностей и компонентов.

Ключевые слова: отношения, кибр-агрессия, межличностное взаимодействие, кибербуллинг.

Usmonova R.N.

Student

4 course, faculty "Psychology and pedagogical" Crimean engineering and pedagogical university

Russia, Simferopol PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF INTERPERSONAL INTERACTION BETWEEN VICTIM OF CYBERBULLYING AND THE

PURSUER

Annotation. The article deals with the psychological features of interpersonal interaction of the victim of cyber-aggression, as well as the persecutor. Psychological features of interpersonal interaction are revealed in the framework of relations as a psychological category with a number of features and components.

Key words: relations, cyber-aggression, interpersonal interaction, cyberbullying.

Постановка проблемы. Личность в ходе своего становления и развития вступает в межличностное взаимодействие, которое выступает неотделимый элемент социализации индивида. Отношения - это способ отражения личностью окружающей среды. По В.Н. Мясищеву образование отношений человека представляет собой результат сознательного отображения индивидом общественно объективных отношений социума в форме макро, микро функционирования в процессе жизнедеятельности.

Так автор выделял, что изоляция личности, исключение ее из системы взаимодействия, отношений невозможно. Своего рода «некорректные» отношения, в которых находятся человек, могут вести к нарушениям в формировании личностных особенностей. Отношения, носящие характер

«корректных», психологически и социально нормальных способствуют развитию морально-нравственного, психологического благополучия, образующие адекватные компоненты структуры личности.

В своей теории отношений В.Н. Мясищев указывал, что в отношения индивида входят личностные потребности, склонности, интересы, мотивы, эмоциональный компонент. От взаимодействия человека с окружающей средой, условий развития в которых он находится, взаимодействия с социумом зависит направленность данных особенностей. Так благодаря данной теории мы видим сложность отношений, например, человек чувствует по отношению к другому индивиду любовь или подавляет тяжелую ненависть, или когда дает некорректную оценку себе. При этом нарушение системы отношений, межличностного взаимодействия оказывает значительное влияние на социализацию личности.

С развитием технологического прогресса, появлением интернета, вовлечением численного количества людей в него, интернет-пространство выступает новой средой социализации личности [3].

Социализация человека идет вместе с развитием и установлением межличностного взаимодействия. Процесс взаимодействия индивидов основан на обмене информацией, так взаимодействуя, индивиды наблюдают, переосмысливают воздействие друг на друга и должным образом реагируют на него. Взаимодействие в социуме является одним из аспектов формирования личности, а так же залогом успешного прохождения социализации.

Общаясь в реальном, а так же виртуальном мире ряд индивидов при отсутствии навыка решать конфликтные ситуации, при низком уровне эмпатии, стремлению к превосходству, мести, в качестве развлечения, субъективном чувстве неполноценности, а так же индивидуально -личностных особенностях могут нарушать социальные нормы взаимодействия. Так нарушение межличностного взаимодействия провоцирует развитие различного рода деструктивных форм коммуникации. В интернет - пространстве, такими видами деструктивных коммуникаций является тролилнг, моббинг, кибербуллинг [39].

Кибербуллинг, представляет собой особым видом деструктивной коммуникацией, которая внедрилась благодаря техническому прогрессу, электронных нововведений, а так же цифровых приспособлений индивидом и индивидами, вследствие которого, происходит неоднократные всплески агрессивного поведения, травля. Главной целью такого антисоциального поведения является нанесение вреда другим личностям или приведение других в неудовлетворительное состояние [14].

Пользуясь анонимностью, быстрой передачей информации, большой аудиторией, отсутствием цензуры, невысокой стоимостью связи, техническими возможностями подростки - агрессоры активно используют интернет пространство, а точнее электронную почту, чат, социальную сеть, различного рода сайты или средства мобильной связи для кибербулинга [40].

В своем исследовании межличностного взаимодействия жертв кибр-агрессии и преследователей мы рассматриваем отношения, как психологическую категорию, которая включает в себя ряд компонентов, личностных особенностей по Мясищеву, влияющих на коммуникативный процесс. Такими особенностями являются мотивы, самооценка, агрессивность, стратегии поведения в конфликтных ситуациях. В исследовании для выявления личностных особенностей жертв кибр-агрессии, а так же преследователей нами использовался следующий диагностический инструментарий: методика на выявление личностной самооценки Будасси; контент анализ сказок испытуемых, направленный на определение наличия агрессивной тенденции испытуемых; тест опросник Кеннета Томаса на определение способов регулирования конфликтов; методика для определения присущих мотивов интернет -пользователям А.И. Лучинкиной; авторская анкета, направленная на выявление буллеров и жертв кибербуллинга;

В данном исследовании принимали участие 82 подростка. Возраст испытуемых данной выборки 13-14 лет. Из 82 подростков испытуемых данной выборки 35 являлись мальчиками и 47 подростков девочками.

После выявления жертв кибр-агрессии, преследоватей с помощью анкетирования нами было выявлено то, что среди респондентов всей выборки 39% испытуемых являются жертвами кибербуллинга, личности, которые не подвергались буллингу, составили 43% респондентов, так же в данной выборке мы наблюдаем 18% испытуемых, которые являлись буллерами. Следует отметить, что в данной выборке испытуемых подростки являвшимися жертвами кибербуллинга и наблюдателями данного процесса не обращались за помощью к родителям, учителям и т.д.

При выявлении мифологем, присущих испытуемым нами было выявлено то, что у респондентов, которые являлись жертвами буллинга, чаще всего встречаются мифологемы «Одинокий герой», «Гадкий утенок», «Фантазер», «Золушка».

Испытуемым, относящимся к выборке подростков, которые не подвергались буллингу и относятся к наблюдателям процесса, чаще всего присваивались мифологемы «Волшебник», «Спасатель», «Король», «Доктор».

У респондентов являвшимися буллерами в данной выборке присуще наличие таких мифологем, как «Воин», « Страж», «Вождь», «Судья».

Результаты контент анализа показали, что у жертв буллинга, которые составляют 32 испытуемых, у 31,25% от всего числа жертв наблюдает агрессивная направленность. У буллеров данной выборки, которые составляют 15 испытуемых, мы наблюдаем агрессивную направленность у 66,67 %. Так же у лиц, не подвергавшихся кибербуллингу, которые составляют 35 испытуемых, нами наблюдается агрессивная направленность у 28,57 % испытуемых.

После статистической обработки полученных нами данных по

критерию Н - критерий Крускала - Уоллиса было определенно то, что различия между результатами этих трех групп статистически значимы при р<0,05 Ь =8.75, р = 0.012.

У испытуемых являвшимися жертвами буллинга мы наблюдаем низкий уровень самооценки, подобные показатели составляют в процентном соотношении 81% жертв кибербуллинга, данной выборки.

При выявлении самооценки респондентов нами было выявлено то, что уровень самооценки буллеров данной выборки является неадекватно высоким, так в процентном соотношении неадекватно высокой самооценкой обладают 67% испытуемых.

У респондентов являвшимися наблюдателями кибербуллинга мы наблюдаем наличие адекватно высокой самооценки у 70% испытуемых данной выборки нейтральных личностей по отношению к феномену кибербуллинга.

У респондентов, являвшимися жертвами буллинга в данной выборке, присуще наличие мотива личного пространства и мотива репликации образа. Подростков данной выборки, которые являлись буллерами присуще наличие мотива обозначенного присутствия, а так же мотив воплощения в роль. Респонденты, относящиеся к выборке нейтральных личностей, по отношению к кибербуллингу мы наблюдаем наличие мотива взноса, мотива репликации образа.

Так же при выявлении стратегий поведения в конфликте жертв кибр-агрессии, а так же преследователей мы выявили, что у жертв кибер -агрессии данной выборки мы наблюдаем наличие такой стратегии поведения в конфликте, как приспособление и избегание. У буллеров данной выборки, мы чаще всего наблюдаем наличие стратегии поведения соперничества, как ведущей стратегией поведения в конфликте. Для испытуемых являвшимися наблюдателями буллинга мы наблюдаем наличие такой стратегии поведения, как сотрудничество.

Выводы:

Исходя из анализа психологической литературы, результатов исследования мы видим, что личностные особенности индивидов оказывают воздействие на межличностное взаимодействие жертвы кибр-агрессии, а так же преследователей. Такими особенностями выступают мотивы интернет-пользователей, самооценка, агрессивность, стратегии поведения в конфликте.

Мы считаем, что для предотвращения развития кибер - агрессии, как специфической коммуникативной девиации необходимо развитие личностного информационно - психологического иммунитета.

Работа с укреплением информационно-психологического иммунитета должна начинаться с семьи. Семья на ранних этапах развития индивида должна учить его важным аспектам формирования информационно-психологического иммунитета, а именно эффективному взаимодействию с миром, эмоциональной грамотности. Далее в процессе обучения и

приобретения психологического иммунитета играют важную роль образовательные учреждения.

Использованные источники:

1. Андреева, А.О. Манипулирование в сети Интернет / А.О. Андреева // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи - 2015 - С. 21-28.

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Исследование конфликтов в психологии // Психология конфликта: Хрестоматия / Сост. и общ. ред. Н.В. Гришиной. -СПб.: Питер, 2001. - С.202-206.

3. Баранов, А.А. Психологический анализ причин подросткового кибербуллинга / А.А. Баранов, С.В. Рожина // Вестник удмуртского университета - 2015 - № 3. - С. 5-8.

4. Лучинкина, А.И. Специфика мотивации интернет - пользователей/А.И. Лучинкина // журнал « Ученые записки. Электронный журнал курского государственного университета» выпуск №6(12)/ 2014 URL http://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-motivatsii-internet-polzovateley (Дата обращения 05.11.17)

5. Лучинкина, А.И. Анализ девиантного направления интернет -социализации / А.И. Лучинкина // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, Выпуск№ 4 (36) / 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.