МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» ISSN 2410-700X № 7 / 2021
УДК 159.9.07
О.Н. Исик
Студент
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»
Г. Краснодар, РФ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮБВИ В РАННЕЙ ЮНОСТИ
Аннотация
Актуальность выбранной темы обусловлена возрастающим интересом к исследованию подростковой любви, являющейся значимым компонентом психического развития личности. В статье рассматриваются особенности любви в раннем юношеском возрасте, значимость в развитии личности, а также гендерная специфика переживания данного чувства.
Ключевые слова:
Юность, любовь, психическое развитие, взросление, личность, подростки
Ранняя юность - возрастной период между отрочеством и взрослостью, периодизация которого в разных источниках имеет расхождения, однако условная граница юношеского возраста составляет от 15 -16 до 21 - 25 лет. Данная условность объясняется тем, что юность - наиболее поздно сформировавшийся период среди возрастов, предшествующих взрослости. Наиболее часто исследователи выделяют раннюю и позднюю юность.
Если изменения детского самосознания в основном выглядят плавными, постепенными, то отрочестве и юности происходит скачок, "второе рождение" и, в первую очередь, открытие собственного «Я». Собственное «Я» познается и через социальные связи, именно поэтому наблюдаются существенные изменения в области межличностных отношений у юношей и девушек. Психологическое новообразование раннего юношеского возраста - освоение и дифференциация дружбы и любви. То, как они объективно складываются и как субъективно переживаются, транслирует ситуацию возрастного развития.
Специфика любви в ранней юности состоит в её романтическом характере, который обусловлен разобщенностью романтического и эротического составляющих. Уже в данном возрасте возникает ожидание любви, неосознаваемая готовность к переживанию влюбленности, в общении юношей и девушек появляется эмоциональный окрас.
Продолжая тему эмоционального содержания юношеской любви, необходимо отметить ее сложный, амбивалентный характер: превознесение чувства сменяется отказом от него, поэтому новые переживания одновременно драматичны и романтичны. Юношеская любовь обусловлена стремлением к эмоциональному контакту, пониманию, душевной близости с объектом любви и характеризуется антимоничностью: одновременно фиксируется стремление к общению с предметом любви и склонности к избеганию его, уединению. Как правило, юношеская любовь возникает быстро, «с первого взгляда», так как срабатывает механизм запечатления.
Любовь в данном возрасте является субъективно-личностным, интрапсихологическим отношением, в структуре которого находятся эмоциональный, познавательный и поведенческий компоненты. Эмоциональный и познавательный компоненты подразумевают собой переживание и понимание ценности, необходимости, уникальности и неповторимости другого. Романтические отношения и чувства в ранней юности существует в идеальном плане, фантазийном, внутреннее богатство которого не реализуется в реальном поведении. Отношения с противоположным полом носят в этот период «пробный» характер.
Необходимо уточнить следующее: переживание романтического чувства становится предметом осмысления, понимания и регулирования эмоционально-волевой сферы подростка и находит свое отражение в создаваемой в этом возрасте концепции собственного будущего. Переживание романтической любви в ранней юности выступает важным условием личностного развития и имеет положительное воздействие на процесс психического развития.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
2410-700Х № 7 / 2021
В исследовании В.И. Слепковой выявлено, что любовь в ранней юности имеет половую специфику [1, с. 163]. У девушек романтическая любовь как субъективно-личностное отношение зачастую реализуется в интерпсихологическом плане - в установлении взаимоотношений с противоположным полом. Для девушек любовь - это, прежде всего, эмоциональное отношение, включающее притяжение партнера, стремление быть рядом, получать удовольствие от близкого общения; для девушек менее значимы уважение и понимание по отношению к любимому. Это является отражением особой значимости, престижности романтических отношений. Что касается романтической любви юношей, то она представляет собой более сложное и конфликтное интрапсихологическое отношение. Юношам так же, как и девушкам, свойственно общение с противоположным полом, однако чувственная сторона более выражена и скрыта от внешнего мира. Любовь для них предстает в форме понимания, эмоционального притяжения и референтности партнера; чувство любви формируется при наличии адекватности в восприятии личности любимой, умении интерпретировать мысли, настроения, прогнозировать поведение, чувствовать внутреннее состояние, не менее важны эмоциональная привлекательность, привязанность, ощущение психотерапевтического эффекта при общении с ней. Отметим, что конечная цель чувства еще не осознается в данном возрасте, оставаясь в отдаленной перспективе, в результате чего эффект юношеской любви приравнивается гипнотическому воздействию.
Юношеская любовь является переломным событием, «предвестием» того, что центром внимания становится другая личность. В данный период укрепляется роль отдачи, в отличие от предшествующего этапа жизни - периода потребления. Именно в романтических отношениях отчетливо осознается направленность на другого, происходит ускорение процесса принятия альтруистических ценностей. С другой стороны, для юношей и девушек характерно отведение внимания самому переживанию любви более, чем объекту любви. В исследованиях Т.В. Снегиревой показано, что благодаря формированию психологической близости с человеком противоположного пола, происходит отторжение детского «Я» [2, с. 31].
Подводя итог, необходимо сказать, что любовь в раннем юношеском возрасте выступает неотъемлемым компонентом психического развития и формирует психологическую готовность вступить в эмоциональную близость. Отличительной особенностью любви в раннем юношеском возрасте является ее романтический, однако сложный, амбивалентный характер, идеализация объекта любви, взаимоотношений с ним, направленность внимания не на объект любви, а на собственные внутренние переживания. Кроме того, переживание любви в данном возрастном периоде имеют гендерные особенности и специфику отношения юношей и девушек.
Список использованной литературы:
1. Слепкова, В. И. Полоролевая дифференциация брачно-семейных ориентаций старшеклассников / В. И. Слепкова. - Минск: Минский государственный педагогический институт, 1990. - 218 с.
2. Снегирева, Т. В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте / Т. В. Снегирева // Вопросы психологии. -1989. - № 2. - С. 27-35.
© Исик О.Н., 2021