ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЦ МОЛОДОГО ВОЗРАСТА, УПОТРЕБЛЯЮЩИХ ПСИХОСТИМУЛЯТОРЫ
Работа представлена кафедрой психологии поведения и превенции поведенческих аномалий Санкт-Петербургского государственного университета.
Научный руководитель - доктор медицинских наук, профессор Б. Д. Лысков
Данная статья затрагивает значимую проблему злоупотребления психостимуляторами в современных молодежных сообществах, проводящих свой досуг в ночных танцевальных клубах и на массовых танцевальных фестивалях (ренвах). Главная научная ценность исследования, представленного ниже, заключается в оправданной попытке выделить феноменологическое наличие у молодежи, вовлеченной в употребление «клубных наркотиков», специфических психологических особенностей посредством сравнения трех групп: потребителей психостимуляторов, потребителей героина и группы молодежи, не употребляющей наркотики, а также выявить взаимосвязи внутри этих групп.
The article touches upon the relevant problem of psychostimulants abuse in modern youth communities of nightclub and rave dancers. The main scientific value of the research presented below is the justifiable attempt to mark out the phenomenoiogic occurrence of essential psychological peculiarities of youth, involved in «club-drug» consumption, through the comparison of the three groups: psychostimulants users, heroin users and non-users, and correlations' exposure within these groups.
В контексте традиционных представлений о чужеродности наркотизма всем основным направлениям развития современной культуры можно было бы утверждать, что стремление к потреблению психоактивных веществ в цивилизованном обществе должно ослабевать. Однако пока можно говорить лишь об увеличении потребительского спроса как на легальные, так и на запрещенные препараты. С одной стороны, это свидетельствует о «падении нравов», о
тяжести культурных последствий социальных перемен нашего столетия, об ослаблении ценностных категорий человеческого существования перед лицом всеобщей технологизации и ухода духовного мировоззрения из жизни большинства людей. Потребность в подобного рода ощущениях можно рассматривать как стремление покинуть обыденное состояние сознания со свойственной ему озабоченностью и неудовлетворенностью. С другой стороны,
появлением опасных психоактивных веществ мы обязаны научно-техническому 1
прогрессу .
По данным глобального обзора, проведенного Отделом по наркотикам и преступлениям при ООН в 2003 г., Санкт-Петербург признан одним из основных центров по нелегальному производству синтетических наркотиков в Российской Федерации. Производство стимуляторов амфетаминовой группы постепенно вытесняет традиционный рынок кустарно изготов-2 ' ляемых опиатов .
С 1980-х гг. все большую популярность приобретают рейвы. Рейвы (от англ. rave-бесноваться; бушевать; бредить) представляют собой ночные танцевальные вечеринки, которые изначально проходили в помещениях больших пустых складов или на заброшенных фермах, а в последние годы стали проводиться в более «официальных» помещениях, таких, как концертные залы, спортивные комплексы или подземные ав-
я 3
томобильные стоянки .
В таких вечеринках могут принимать участие до 20 тысяч человек. Рейвы посещают в основном 15-25-летние представители среднего класса, которые узнают о них через официальную рекламу по телевизору, радио, из афиш, журналов, Интернета или от знакомых. Рейв может представлять собой двухдневный «поток» танцев, света
и электронной музыки, обычно направля-„ 4
емый известным ди-джеем .
Запредельные звуковые частоты, навязчивые, вводящие в транс ритмы, многотысячные столпотворения, круглосуточные танцы «на износ», отсутствие на рейвах спокойных, тихих мест для отдыха - даже идеально здоровому организму не по силам в одиночку справиться с этим безжалостным информационным потоком. Все это искусственно формирует единственно возможный вариант для «нормального» времяпровождения в условиях модного «культурного мероприятия» — психостимуля-торная тонизация организма.
Среди чаще всего употребляемых в России «клубных наркотиков» - амфетамин,
3,4-метилен-диокси-метамфетамин (MDMA, «экстази») и кокаин. Каждый из этих наркотиков может вызывать серьезные осложнения для здоровья или даже смерть, несмотря на популярное заблуждение, что прием этих препаратов способствует безопасному усилению ощущений от танце-„ 5
вальной вечеринки .
Рост употребления психостимуляторов в молодежной среде - это во многих отношениях обычная современная потребительская действительность. Главным поставщиком «запроса» в данном случае (как и во многих других) является мода. Отечественные сферы развлечения, досуга и рекламы отчаянно эксплуатируют опыт западных стран, создавая моду на определенный стиль жизни и, в конечном итоге, моделируя желательный образ своей целевой аудитории: молодежь, некритичная к себе, не тратящая время на рефлексию и «самокопание», активная и экзальтированная, протестующая против правил и стереотипов, постоянно меняющаяся, гибкая в вопросах морали и этики.
Анализ литературы по проблемам психологии наркомании показывает, что наименее исследованным аспектом психики индивида, употребляющего наркотики, являются особенности его самосознания и механизмы их формирования.
Научная литература, посвященная данной проблематике, освещает вопросы формирования и особенностей самосознания инъекционных (в основном героиновых) наркопотребителей. В проведенном нами исследовании мы пытались выяснить, какие психологические особенности (в первую очередь самосознания) имеет молодежь, вовлеченная в употребление «клубных» (или так называемых «рекреационных») наркотиков (по определению Национального института исследования проблем злоупотребления наркотиками -NIDA, США).
Для сохранения сущностной целостности в своем исследовании мы использовали понятие «психостимуляторы», так как в нашем случае наиболее важным оказался
именно активирующий компонент их воздействия на психику и организм.
В фокус нашего исследования попали такие психологические особенности, как стремление к самоактуализации, система субъективных отношений, структура Я-об-раза, социальные установки и реакции личности, особенности восприятия временной перспективы, стилевая саморегуляция поведения. Кроме того, благодаря специально разработанным нами анкетам были получены данные о веществах, употребляемых в сочетании с психостимуляторами, и общий список употребляемых субстанций, а также особенности досуговой сферы (в частности, ночной клубной жизни молодежи).
В исследовании приняли участие три группы испытуемых - молодежь 18-25 лет. Экспериментальную группу составила выборка из 56 человек (25 девушек, 31 юноша), употребляющих психостимуляторы. Первую контрольную группу составила выборка из 38 человек (29 молодых людей, 9 девушек), употребляющих героин. Вторую контрольную группу составила выборка из 64 человек (32 юноши, 32 девушки) из числа студентов нескольких вузов Санкт-Петербурга, не употребляющих наркотики.
Причина, по которой в исследование была включена группа героиновых потребителей, заключалась в том, что одной из его целей было именно научно обоснованное выделение представителей современной молодежи, употребляющих «клубные наркотики», как специфической социальной группы, имеющей свои психологические особенности, отличающиеся от особенностей потребителей внутривенных наркотиков и, следовательно, заслуживающей отдельного психологического изучения.
Главной сложностью в организации исследования оказался поиск представителей молодежи, употребляющих психостимуляторы. В отличие от героиновых наркопотребителей, находящихся либо в наркологическом стационаре, либо наблюдающихся амбулаторно, испытуемых для группы употребляющих клубные наркоти-
ки приходилось искать через знакомство с представителями локальных сообществ. Таким образом, посредством контакта с относительно небольшой группой молодых людей можно было выйти на более многочисленные компании, более или менее постоянно проводящие время вместе на различных мероприятиях (массовых, клубных или домашних вечеринках), связанных с употреблением экстази, амфетамина, кокаина и других наркотических веществ.
Группы сравнивались между собой по всем средним показателям переменных с учетом значимости различий по t-критерию Стьюдента для независимых выборок. Затем проводился корреляционный анализ: выявлялись и описывались значимые корреляции между признаками внутри каждой группы; проводился общий анализ тенденций и результатов корреляционного анализа. Также интерпретировались результаты авторских анкет.
В своем исследовании мы пользовались следующими методиками:
1. Самоактуализационный тест (CAT) .
2. Методика изучения стилевой саморе-
7
гуляции поведения (ССП-98) .
3. Гиссенский личностный опросник .
4. Методика «Неоконченные предложе-
9
ния» Сакса и Леви .
5. Тест 20 ответов М. Куна и Т. Макпар-тленда «Кто я?».
6. Методика «Жизненный путь», где испытуемому предлагалось представить свою жизнь в виде отрезка (предоставлялся отрезок в 15 см) и поставить на нем точку, которая бы определяла его настоящее. Данный способ получения информации позволил представить субъективное оценивание испытуемым своего жизненного пути вне зависимости от реального возраста.
7. Две авторские анкеты по злоупотреблению психоактивными веществами и особенностям досуга.
Проанализировав экспериментальные данные, мы пришли к следующим выводам.
Молодые люди, употребляющие психостимуляторы, имеют особенности процесса самовосприятия, которые заключаются
в принятии себя вне зависимости от своих достоинств и недостатков. Они часто характеризуют себя как легкомысленных, подвижных, активных, некритичных людей и отвергают образ «депрессивного», высоко критичного к себе и своим поступкам человека. Проявления самокритики, рефлексии имеют субъективную связь с депрессивным настроением и снижают уровень самоуважения.
Юноши, употребляющие психостимуляторы, характеризуются высокими показателями гибкости поведения, которые способствуют более эффективному приспособлению к гласным и негласным требованиям молодежных субкультур, более успешной коммуникации с их представителями, избеганию огорчений и эффективному решению повседневных проблем. Общий фактор гибкости у данных испытуемых проявляется не только в поведении, но и в целом в процессе его саморегуляции, который характеризуется перманентно высокой степенью активации.
В группе употребляющих психостимуляторы отмечены следующие особенности процессов саморегуляции:
• недостаточная сформированность осознанного планирования деятельности (планы этих испытуемых редко осуществляются в первоначальном варианте, подвержены частой смене, поставленная цель редко бывает достигнута, планирование не действенно, малореалистично);
• сравнительно недостаточная индивидуальная развитость потребности в осознанном программировании своих действий (либо не умеют, либо не желают продумывать свои действия, часто действуют путем проб и ошибок, иногда предпочитают действовать импульсивно, часто сталкиваются с неадекватностью полученных результатов целям деятельности и при этом не вносят изменений в программу действий);
• достижение автономности в организации собственной активности, в способности самостоятельно планировать деятельность и поведение связано с затратой больших усилий, отказом от легкомысленного,
беззаботного поведения, что, в свою очередь, вызывает повышение уровня психического напряжения и тревожности;
• относительно оценки результатов -не рассматривают себя как людей, адекватно оценивающих результаты своей деятельности.
Молодые люди, употребляющие психостимуляторы, уверены в своей положительной социальной репутации, привлекательности, популярности, способности добиваться поставленной цели, уважении и высокой оценке других людей, несмотря на то что эти убеждения далеко не всегда соответствуют действительности. Чувство самоуважения у юношей, употребляющих психостимуляторы, иногда принимает гипертрофированную форму. Принятие себя часто не зависит от оценки своих достоинств и недостатков.
Таким образом, в данной группе можно наблюдать весьма интересную особенность сферы целеполагания и достижения результатов: с одной стороны, они считают себя способными достигать поставленные цели, несмотря на всю малореалистичность этих целей и недостаточную осознанность процесса планирования,с другой стороны, они не считают себя способными адекватно оценить достигнутые результаты.
Для употребляющих психостимуляторы юношей характерны такие черты личности, как неаккуратность, непостоянство, склонность к беззаботному поведению, легкомысленным поступкам,неумение распоряжаться деньгами.
Употребляющие психостимуляторы молодые люди проявляют тенденцию к негативной оценке своего прошлого и актуальной интимной сферы.
В сравнении с группой героиновых наркопотребителей молодые люди, употребляющие клубные наркотики, имели более высокие показатели по факторам (методика CAT): «поддержка» (что свидетельствует о большей интернальности последних), «ориентация во времени», «спонтанность», «самоуважение», «самопринятие». У героиновых наркозависимых средние показате-
ли длины «жизненного пути» по одноименной методике составили 7,74 см (из 15 см), в экспериментальной и нормативной группах -- 3,54 и 3,24 см соответственно.
Юноши, употребляющие психостимуляторы, характеризуются высоким уровнем полинаркотизма: 100% испытуемых пробовали и продолжают употреблять марихуану, другие производные конопли и кокаин; 96,4% пробовали и продолжают употреблять амфетамин; 89,3% испытуемых пробовали и продолжают употреблять экстази; 39,3% испытуемых пробовали героин и не употребляют его в настоящем; 7,1% испытуемых пробовали первитин («винт» - кустарно изготовляемое производное эфедрина) и не употребляют его в настоящем; 10,7% испытуемых пробовали эфедрон и не употребляют его в настоящем; 71,4% испытуемых пробовали LSD (из них 35% продолжают употреблять); 85,7% испытуемых пробовали псилоцибиновые галлюциногенные грибы (из них 37.5% продолжают употреблять); 28,6% испытуемых пробовали РСР (фенциклидин) (данные об употреблении в настоящем отсутствуют); 7,1 % испытуемых пробовали мескалин (данные об употреблении в настоящем отсутствуют); 39,3% испытуемых пробовали другие психоактивные вещества (в основном оксибутират натрия, феназепам и кетамин) (данные об употреблении этими веществами в настоящем отсутствуют).
Одним из характерных внешних проявлений полинаркотизма в современной молодежной среде является практика так называемых «коктейлей» из нескольких веществ, в отдельности оказывающих непохожие друг на друга эффекты на сознание.
Ночные танцевальные клубы и рейвы регулярно посещают 96,4% испытуемых. Употребление психостимуляторов, по мнению самих респондентов (71,4%), во многом обусловлено влиянием современной клубной танцевальной культуры.
Обобщая вышесказанное, можно отметить, что употребление психостимуляторов оказывает сильное влияние на самосознание, способствуя формированию целого
ряда специфических особенностей, которые проявляются в общей реакции ухода от действительности. Люди, употребляющие психостимуляторы, демонстрируют тенденцию к созданию максимально позитивного, расслабленного, некритичного, коммуникабельного и привлекательного образа самих себя, причем от успешности данного процесса зависит их самоуважение, са-мопринятие, настроение и степень социальной активности. Кроме того, реакции ухода способствует также наличие определенной дисгармонии в сексуальных отношениях, которая может компенсироваться поиском наиболее быстрых и эффективных способов реализации фрустрированной потребности в интимной близости посредством употребления психостимуляторов, которые способны значительно повышать эмпатию и активировать сексуальное поведение. Также было обнаружено наличие негативной оценки своего прошлого.
В период упадка культуры, ослабления семейных ценностей и социальной дезинтеграции производители дешевых психостимуляторов предоставляют молодому поколению фальшивые обещания помочь стать «хозяевами вселенной». Для многих людей данная сфера жизни современной молодежи остается абсолютно неизвестной. Отсутствие серьезной исследовательской и теоретической базы, беспристрастно освещающей проблему злоупотребления психостимуляторами в России, является одной из главных причин того, что данная проблема продолжает существовать и развиваться в «параллельном мире» - мире подрастающего поколения - и до сих пор не включена в сферу научного изучения.
Как бы то ни было, психостимуляторы прочно вошли в жизнь современного человека. Их легальные аналоги (энергетические коктейли) усиленно рекламируются по телевизору, на улице и в транспорте. Рейвы - гигантские фестивали танцевальной электронной музыки - продолжают собирать десятки тысяч «ускоренных» человек в одном месте, а отряды милиции продолжают собирать богатый «урожай» молодых
потребителей экстази, амфетамина и кокаина прямо у входа. Огромное количество молодых людей уже не видят смысла в посещении танцевальных вечеринок без употребления искусственных тонизаторов, а факт нелегальности этих веществ только добавляет остроты ощущениям, восполняя во многом естественную потребность в риске.
Главной задачей психологов и других исследователей и практиков в данном контексте должен стать специализированный фокус на современных тенденциях в жизни молодежи, их актуальных потребностях, удовлетворение которых по тем или иным причинам не происходит в безопасном для физического и психического здоровья русле.
ПРИМЕЧАНИЯ
' Петросян С. Р. Культура безумия. Проблема популярности психоактивных веществ. Электронное издание. 1998. http://www.ebdb.ru.
Ecstasy and amphetamines. Global survey 2003. United Nations. Office on Drugs and Crime, 28.
Weir E. Raves: A review of the culture, the drugs and the prevention of harm. Canadian Medical Association Journal, 2000. P. 843-1848.
4
Tong Т., Boyer E. W. Club drugs, smart drugs, raves, and circuit parties: An overview of the club scene. Pediatric Emergency Care, 2002. P. 216-218; Rieder M. J. Some light from the heat: Implications of rave parties for clinicians. Canadian Medical Association Journal. 2000. P. 1829-1830.
6 Leshner A. I. A club drug alert. NIDA Notes, 2000. P. 3-4.
Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие / Под ред. Д. Я. Райго-родского. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2002.
7
Моросанова В. И., Коноз Е. М. Методика изучения стилевой саморегуляции поведения. Руководство. Ярославль, 2002.
s Карвасарский Б. Д., Голынкина Е. А., Исурина Г. Л.и ф.Гиссенский личностный опросник (использование в психодиагностике для решения дифференциально-диагностических и психотерапевтических задач): Методическое пособие. СПб.: ПНИИ им. В. М. Бехтерева, 1993.
' Практическая психодиагностика. Методы и тесты.