Студенты пишут
ЛОМОВСКАЯ Софья Анатольевна — студентка Томского государственного педагогического университета (634061, Россия, г. Томск, ул. Киевская, 60; ххх_ sofi_ [email protected]) ПОНОМАРЕВ Евгений Андреевич — студент Томского государственного педагогического университета (634061, Россия, г. Томск, ул. Киевская, 60)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ТЕРРОРИСТА В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ СКУЛШУТИНГА
Аннотация. В статье приводятся статистические данные, актуализирующие важность проблемы терроризма. Рассматривается личность террориста, его внешние признаки, дается нравственно-психологическая характеристика преступника. Авторы выявили, что существуют определенные признаки, которые могут помочь на ранней стадии распознать и предотвратить террористические инциденты. В заключение отмечается, что на формирование личности влияют многие факторы, и основной целью профилактики терроризма и скулшутинга должно быть уменьшение влияния этих факторов на развивающуюся психику.
Ключевые слова: терроризм, скулшутинг, скулшутеры, террористические атаки, психология, психологические особенности, личность террориста, характеристика террориста
На протяжении практически всей свой долгой истории человечеству приходилось сталкиваться с самыми разными формами и проявлениями такого общественно опасного явления, как терроризм. Терроризм получил особенно широкое распространение в конце прошлого века и до сих пор остается одной из самых трагических по ее последствиям проблем XXI столетия. Согласно статистическим данным, за последние 20 лет террористические акты унесли жизни практически 170 тыс. чел. Примечательно, что ответственность за подавляющую часть этих жертв несут радикальные исламистские организации в Ираке, Афганистане, Пакистане. На этих территориях каждый второй человек становится жертвой террористического акта [Терроризм... 2015: 35]. Однако не только исламистские организации используют террор для достижения своих целей.
В последние годы население России все чаще сталкивается с таким явлением, как скулшутинг (феномен насильственных инцидентов с расстрелами школьников или стрельбой в школах). Несмотря на то что массовые убийства в школах и университетах различных стран мира известны еще с 1970-х гг., настоящую «популярность» скулшутинг получил в 1999 г., когда подростки из США совершили нападение на старшую школу Колумбайн. Впоследствии подражатели из России переняли опыт американцев, планируя и осуществляя массовые убийства в учебных заведениях. Широко известны происшедшие за последние несколько лет печальные инциденты в керченском политехническом колледже, в казанской гимназии № 175 и в Пермском государственном университете. Сегодня такие насильственные инциденты не относят к преступлениям террористического характера, однако, т.к. они обладают схожими механизмами их планирования и совершения и террор - это устрашение путем физического насилия, вполне могут быть к ним приравнены [Рогожкин, Барышников, Цедрин 2021: 59].
Значительное число жертв и тяжелые последствия обусловливают необходимость предотвращения таких событий на как можно более ранних стадиях, поэтому целью данной статьи явилось выявление психологических особенностей личности людей, которые причастны к совершению террористиче-
ских актов, и в т.ч. скулшутинга. Психологический потрет террориста помогает как понять мотивы преступления, так и предотвратить будущие подобные теракты.
Федеральный закон РФ «О борьбе с терроризмом» определяет терроризм как особую деструктивную разновидность человеческой деятельности. Его целями являются прежде всего нанесение ущерба, запугивание людей, насилие над ними или физическое уничтожение в угоду идеологиям и взглядам различного характера, а также получение какой-либо выгоды. Существует несколько основных мотивов деятельности террористов, среди которых можно выделить идеологические мотивы, мотив власти над людьми, самореализации и др.
Интересно, что в составе террористических организаций можно встретить людей из различных слоев общества. Они отличаются национальной и религиозной принадлежностью, идеологическими убеждениями. В психолого-правовой литературе преступник-террорист характеризуется как ущербная, неполноценная личность, аутсайдер социальной группы, т.е. в большинстве случае он выходец из групп риска [Гадельшин, Потапов 2021: 185]. Террорист может подвергаться жестоким издевательствам и унижениям в школе, университете или на рабочем месте, переживать психологическое или физическое насилие в семье либо быть лишенным родительской заботы и внимания с раннего возраста, не иметь моральной поддержки в виде близкого круга друзей. Таким образом, террористами становятся дезадаптированные и несостоявшиеся люди, которые, попав в террористическую группировку, получают там поддержку, понимание, чувство психологической компенсации неполноценности. Преступники безусловно повинуются своей группировке. Впрочем, в последние годы чаще можно встретить случаи терроризма, в которых фигурируют террористы-одиночки, что особенно характерно для, например, скулшутинга.
В некоторых случаях психиатры объясняют действия террористов комплексом биогенетических (например, наследственная патология, черепно-мозговая травма) и онтогенетических (в частности, воспитание, особенности социальной среды) факторов [Сербина, Мацута, Гойко 2021: 168]. Кроме того, личность террориста зачастую характеризуется неустойчивой, неадекватной самооценкой, причем она может быть как завышенной, так и заниженной. Отмечается, что именно такая нестабильная самооценка является одним из важнейших факторов экстремального поведения.
Террористы чаще всего испытывают жалость к себе, которая сочетается с агрессивным, ненавистническим отношением к «противнику». Преступникам присуще желание любыми методами достичь своих целей, их не волнует, пострадают ли при этом люди.
Таким образом, к нравственно-психологическим характеристикам личности террориста можно отнести следующие факторы:
- примитивное, религиозно-фанатическое, поляризованное мировосприятие (бинарная система взглядов: добро-зло, черное-белое);
- наличие слепой веры в правоту своего дела, а также убежденность в оправданности применения террора для достижения цели [Муфтахова, Кашапов, Осипова 2020: 65];
- ощущение собственного превосходства над целевой аудиторией, что снижает разборчивость в средствах террора;
- малая чувствительность в отношении своих и чужих страданий при постоянной готовности причинять вред, убивать, а также наличие высокой профессиональной подготовленности. Конечно, в ситуациях скулшутинга преступники чаще всего не имеют особого опыта обращения с оружием, однако и тот
факт, что они беспрепятственно могут приобрести его на черном рынке или в специализированном магазине, уже вызывает опасения [Попова 2021: 50];
- способность не задумываясь жертвовать своей жизнью.
Существует много мнений и споров о том, являются ли психические заболевания реальной причиной формирования личности террориста. Однако несмотря на то, что в качестве причины терактов в большинстве своем упоминаются психические нарушения, многие исследователи все-таки считают, что психиатри-зация терроризма является фактором отвлечения внимания от политической стороны вопроса. Безусловно, обывателю, который наблюдает хладнокровные, беспощадные действия террористов, может показаться, что такое способен совершить лишь сумасшедший [Павлик, Боричев 2020: 110]. Однако необходимо упомянуть о результатах исследования, проведенного в конце XX в., которое наглядно продемонстрировало, что вероятность стать жертвой человека, который обращался к психиатру, в 10 раз ниже по сравнению с теми, чей анамнез не включает психические заболевания [Королев 2019: 16].
Еще одна важная особенность становления личности террориста в современном мире: терроризм все больше становится уделом непрофессионалов.
Английский биолог-эволюционист Ричард Докинз утверждает, что идеи подобны генам - стремятся к воспроизводству [Дресвянин 2004: 75]. Некая идея может размножаться в умах людей, практически как вирус. Может ли пропаганда террористических групп являться такой идеей? Безусловно. В современном обществе сохраняются представления о том, что некоторые концепции могут оказать негативное воздействие на неокрепшие умы. Террористу необходимо найти то, что вызовет в нем отклик, как, впрочем, и любому другому человеку [Пимакова 2018: 56].
Эта проблема приобретает особую значимость в современном обществе, где абсолютно все события широко освещаются СМИ. В ситуации со скулшутин-гом даже был выявлен так называемый колумбайн-эффект - массовая волна подражающих инцидентов со стрельбой в школах в результате интенсивного освещения одноименных событий в США в 1999 г. Таким образом, молодые люди еще сильнее подвержены воздействию пагубных идей. Трагедия, из которой СМИ делают сенсацию, подает идеи лицам, которые склонны к радикализации: «если вы совершите подобный теракт, вы приобретете популярность, о вас будут говорить, ваши помыслы и убеждения будут услышаны и транслированы на весь мир, а если вы еще и докажете наличие у вас психического расстройства - то и вовсе не понесете наказания за совершенное преступление». Нельзя отрицать, что это дает толчок к совершению подражающих инцидентов, причем в большей степени подростками, т.е. способствует формированию их личности как лица с террористическими намерениями [Динеева, Стуколова 2019: 122].
Итак, выяснив, что психические расстройства в редких случаях становятся триггером становления личности террориста, необходимо понимать, что ответственность за это несут внешние факторы.
Социологическое исследование скулшутинга, проведенное в России в 2021 г., показало, что основными мотивами, склонившими преступника к совершению нападения, стали: месть за унижения, издевательства, поиск славы, личные проблемы (семейные, финансовые, зависть), буллинг, кибербуллинг, конфликты с одноклассниками и сверстниками. Как видно, практически все показатели из этого списка связаны с внешними факторами - отношениями в семье, учебном заведении и доступностью информации в СМИ. Следовательно, на этих категориях лежит ответственность за профилактику формирования у подростка личности с террористическими намерениями. Государству необ-
ходимо усилить контроль над информацией, публикуемой в СМИ по поводу инцидентов скулшутинга, а самим СМИ быть более ответственными за предоставление фактов, которые провоцируют «заражение» молодежи деструктивными идеями. Учителям необходимо больше времени уделять своим ученикам и пресекать конфликты и буллинг на корню. Что касается родителей, их задача прежде всего - любить своих детей, заботиться о них, воспитывая в атмосфере здоровых семейных отношений, а также пристально следить за любыми настораживающими знаками в их поведении [Кудрявцева 2017: 55].
В частности, А.Ю. Карпова и Н.Г. Максимова в своем исследовании по проблеме скулшутинга в России выделяют несколько предупреждающих знаков, на которые родители должны обратить внимание [Карпова, Максимова 2021: 100-108]. Так, согласно статистике, группу риска составляют лица мужского пола, средний возраст которых - 15-18 лет. Опасение должно вызывать участие подростка в сообществах социальных сетей, где пропагандируются, обсуждаются истории жизни серийных убийц, скулшутеров, массовых убийц, громкие инциденты скулшутинга.
В большинстве своем скулшутеры, готовясь к преступлению, оставляют в социальных сетях предупреждающие знаки - это могут быть записи на «стене» социальной сети ВКонтакте, комментарии под сообщениями на форумах, посвященных терроризму и скулшутингу, заявления о готовящемся теракте в предсмертных записках, манифестах, видеообращениях. Сообщения иногда отправляют конкретному человеку, например лучшему другу, а иногда -более широкой аудитории. Такие сообщения не должны оставаться без внимания, ведь их игнорирование может привести к трагическим последствиям [Александров 2004: 170].
Иногда преступники вынашивают план молча, не сообщая о нем на тематических форумах и пытаясь максимально скрыть от всех свои действия. Но несмотря на то что скулшутеры нередко являются затворниками или же изгоями в реальной жизни, большинство из них активно пользуются Интернетом, поддерживая там социальные связи. Не следует полагать, что все преступники - одиночки по жизни: в одиночку они идут лишь на совершение преступления, а в остальное время вполне могут быть активными членами различных социальных групп. Многие скулшутеры не особо стараются скрыть свои планы, явно пренебрегая обеспечением его безопасности, и это, безусловно, открывает массу возможностей для обнаружения и пресечения их преступной деятельности, а также предотвращения трагических инцидентов.
Итак, психологический портрет личности террориста во многом схож с психологическим портретом скулшутера. Существуют определенные признаки, которые могут помочь на ранней стадии распознать и предотвратить печальные инциденты. На формирование личности влияют многие факторы, и основной целью профилактики терроризма и скулшутинга должно быть уменьшение влияния этих факторов на развивающуюся психику: следует оказывать поддержку ребенку в разрешении конфликтных ситуаций в семье и школе, а также адекватно ограждать его от идеологически направленных сообществ и людей, идеализирующих образ преступников и террор как средство достижения целей.
Список литературы
Александров А. 2004. Террорист-самоубийца: психологический портрет. -Россия и мусульманский мир. № 1. С. 168-173.
Гадельшин А.А., Потапов Е.А. 2021. Оружейная культура в РФ. Причины скулшутинга и пути его предотвращения. - Вопросы российской юстиции. № 13. С.183-190.
Динеева Ю.С., Стуколова Л.С. 2019. Психология личности террориста. -E-Scio. № 1(28). С. 120-124.
Дресвянин С.П. 2004. Психологический портрет террориста. -Психопедагогика в правоохранительных органах. № 2. С. 75-76.
Карпова А.Ю., Максимова Н.Г. 2021. Скулшутинг в России: что имеет значение? - Власть. Т. 29. № 1. С. 93-108.
Королев И. А. 2019. Личность и мотивация террориста. - Закон и право. № 3. С. 15-18.
Кудрявцева И.С. 2017. Психологические особенности личности террориста. - Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. № 1. С. 53-57.
Муфтахова Ф.С., Кашапов Ф.Ф., Осипова Н.Ю. 2020. Когнитивные, аффективные и личностные особенности психики террористов. - StudNet. № 4. С. 64-69.
Павлик М.Ю., Боричев К.В. 2020. Терроризм одиночек: основные тенденции и особенности противодействия. - Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. № 1(85). С. 106-112.
Пимакова О.Г. 2018. Личность преступника террориста. - Виктимология. № 4(18). С. 54-58.
Попова Л.И. 2021. Глобальная угроза терроризма: современное состояние и меры противодействия. - Вопросы безопасности. № 2. С. 41-53.
Рогожкин Н.А., Барышников Ю.В., Цедрик В.А. 2021. Криминологическая характеристика личности преступника-террориста: социально-демографические аспекты. - Юридическая наука. № 1. С. 59-61.
Сербина Г.Н., Мацута В.В., Гойко В.Л. 2021. Анализ связи психологических характеристик пользователей социальной сети «ВКонтакте» с подписками на сообщества с девиантным контентом. -Вестник Томского государственного университета. № 467. С. 164-169.
Терроризм в современном мире (под ред. А.П. Кошкина). 2015. Вып. 5. М.: Изд-во РЭУ им. Г.В. Плеханова. 108 с.
LOMOVSKAYA Sofia Anatol'evna, student of Tomsk State Pedagogical University (60 Kievskaya St, Tomsk, Russia, 634061; [email protected])
PONOMAREV Evgenij Andreevich, student of Tomsk State Pedagogical University (60 Kievskaya St, Tomsk, Russia, 634061)
PSYCHOLOGICAL FEATURES
OF THE TERRORIST PERSONALITY
IN THE CONTEXT OF THE SCOOLSHOOTING PROBLEM
Abstract. Terrorist activity is one of the most serious problems, causing irreparable damage to the public life of the population throughout the world, including the population of the Russian Federation. The article provides statistical data that actualize the importance of the problem of terrorism. The authors pay special attention to such an offshoot of terrorism as school shooting. They consider personality of the terrorist, his external signs, give the moral and psychological characteristics of the criminal. The article gives the recommendations on the recognition and prevention of terrorist incidents, as well as training situations. The authors tell of warning signs, which can help in the initial stages to detect and prevent the commission of a terrorist attack by a hypothetical school shooter. They also pay attention to the role of social networks. In conclusion, the authors note that many factors influence the formation of personality, and the main goal of preventing terrorism and school shooting should be to reduce the influence of these factors on the developing psyche.
Keywords: terrorism, school shooting, school shooters, terrorist attacks, psychology, psychological characteristics, personality of terrorist, characteristic of terrorist