I
SCIENCE TIME
I
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ, СНИЖАЮЩИЕ ВЕРОЯТНОСТЬ КОНФЛИКТОВ В КОЛЛЕКТИВЕ
Свиридова Елизавета Валерьевна, Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье анализируются современные исследования, раскрывающие с разных позиций психологические особенности личности, которые в той или иной степени предупреждают возникновение конфликта или предотвращают его активное развитие. В качестве основных показателей психологических особенностей снижающих вероятность конфликтов в коллективе рассматриваются черты характера, тип темперамента, особенности эмоциональной сферы личности, профессиональные и личностные качества, предпочитаемые стратегии поведения в конфликте. По итогам проведенного теоретического анализа установлено, что основными предполагаемыми психологическими особенностями личности, снижающими вероятность конфликтов в коллективе, могут выступать высокий уровень развития воображения личности; гипертимность и эмотивность как свойства характера; сангвинический и флегматический тип темперамента; средний и низкий уровень конфликтности; приверженность к проявлению таких стратегий поведения как сотрудничество, компромисс, избегание конфликтных ситуаций. Проведенный анализ работ и сделанные выводы указывают на необходимость проведения эмпирического исследования, направленного на изучение психологических особенностей личности, снижающих вероятность возникновения и развития конфликтов в коллективе.
Ключевые слова: психологические особенности, личностные особенности, конфликт, межличностные отношения, особенности характера, стратегии поведения в конфликте.
На сегодняшний день отношения между людьми в социальных сферах общества все больше характеризуются высокой степенью контактности, в силу возрастающей роли сферы услуг и растущей информатизации общества. В таких условиях конфликты и разногласия становятся довольно частым, а порой, даже практически неизбежным явлением в той или иной форме. Зачастую
1 SCIENCE TIME 1
возникновение конфликтов в коллективе связано не только с объективными причинами (недостаточностью проведения работы в организации, направленной на конструктивное разрешение и предупреждение конфликтных ситуаций на стадии их зарождения), так и с субъективными причинами, в качестве которых могут выступать личностные качества и психологические особенности сотрудников коллектива, которые в той или иной степени способствуют либо снижению вероятности возникновения конфликта, либо ее повышению [1]. Содержание и динамика развития ситуации конфликта напрямую связаны с психологическими особенностями конфликтующих сторон [2].
Современные исследователи (Н.И. Козлов, Е.Ю. Чернякевич и др.) отмечают, что психологические особенности людей включают в свое содержание свойства характера и темперамента, определенные способности и склонности человека, характерные особенности функционирования его психических процессов. Помимо этого, психологические особенности личности нередко проявляются в специфике поведения, общения, отношений, то есть являются выражением индивидуально-личностных качеств человека [2; 3].
Анализ ранее проведенных исследований позволяет отметить, что современным научным сообществом достаточно подробно рассмотрены и раскрыты психологические особенности конфликтных личностей, в то время как проблема психологических особенностей личности, снижающих вероятность конфликтов в коллективе, изучена еще недостаточно полноценно, что определяет актуальность изучения данной темы. Это позволяет нам выделить основную проблему исследования: каковы психологические особенности личности, снижающие вероятность конфликтов в коллективе? Исходя из этого, основной целью данной статьи становится теоретический анализ ранее проведенных исследований в рамках изучения психологических особенностей личности, снижающих вероятность конфликтов в коллективе, что позволит в дальнейшем более четко наметить направления предстоящего эмпирического исследования в рамках данной проблематики.
Анализ данных ранее проведенных исследований в обозначенной исследовательской области проводился с применением общенаучных теоретических методов: анализ, сравнение, систематизация и обобщение материала.
Результатами проведенного теоретического анализа различных публикаций и научно-исследовательских работ, затрагивающих обозначенную проблематику, является выделение ряда психологических особенностей, черт, личностных качеств, в определенной степени влияющих на снижение конфликтности личности и вероятности деструктивного развития конфликта.
Так, по данным исследований последних лет, в качестве основных факторов, снижающих вероятность появления и развития конфликта можно рассматривать такие показатели как черты характера, выраженность темперамента, уравновешенность, степень выраженности аффективного поведения, профессиональные и личностные качества [1; 4; 5]. По результатам
1 SCIENCE TIME 1
наблюдений Е.Ю. Чернякевич, основными личностными особенностями, снижающими вероятность возникновения конфликта, являются: способность проявить уважение к мнению другого, отсутствие склонности к объемному и стабильному высказыванию претензий, отсутствие стремления отстаивать свою точку зрения любым способом, способность эффективно контролировать свое эмоциональное состояние [3].
Л.И. Демидова, исследуя индивидуальные особенности личности в ситуации конфликта на студенческой выборке, уделяет особое внимание психологическим особенностям личности, проявляющихся в рамках темперамента индивида: поведенческие реакции, эмоциональное реагирование на стрессовые, конфликтные ситуации во взаимодействии [6]. На основе анализа исследования, проведенного Л.И. Демидовой, мы сделали вывод о том, что в наибольшей степени насыщены психологическими особенностями, снижающими вероятность возникновения конфликта в коллективе, являются такие типы темперамента как сангвиник и флегматик, поскольку данные типы являются сильными и уравновешенными. Сангвиник, обладая сочетанием свойств экстраверта и эмоциональной стабильности, в ситуации взаимодействия проявляет инициативность и активность, общительность и открытость, характеризуется высокой работоспособностью и оптимизмом, демонстрирует проявления жизнерадостности и эмпатии, отличается выразительностью мимики и уверенной речью [6]. Наличие всех перечисленных свойств и особенностей зачастую позволяет сангвиникам предупреждать, избегать и эффективно разрешать конфликты еще на стадии их зарождения. Одновременно с этим, стоит отметить, что сангвиникам присущи такие особенности как негативное отношение к однообразной и монотонной работе, а также изменчивость настроения, которые могут стать причиной разногласий и потенциальных конфликтов в коллективе. По данным исследования, проведенного Л.И. Демидовой, в ситуации конфликта для сангвиников характерным является такой стиль поведения как сотрудничество. Флегматик, являясь типом темперамента, несущим свойства сильной, уравновешенной, инертной нервной системы, имеет сочетание свойств интроверта и эмоциональной стабильности. Флегматики зачастую характеризуются достаточно низким уровнем активности в поведении и деятельности, что с одной стороны может выступать причиной возникновения конфликтов в коллективе, однако спокойствие, сдержанность, миролюбивость, уравновешенность и терпеливость в отношениях в большей степени способствует предотвращению ситуации возникновения конфликта в коллективе. При возникновении конфликтной ситуации по данным проведенного исследования, флегматики выбирают такие стратегии поведения как компромисс и избегание [6].
Н.М. Лугуева, изучая особенности студентов в ситуации возникновения и преодоления конфликтов в межличностных отношениях, выявила, что способность личности к активизации репродуктивного и креативного воображения создает необходимый ресурс, который может эффективно
»
54
1 SCIENCE TIME 1
использоваться для проектирования и ментального проигрывания возможных ситуаций межличностных отношений [5]. На основании этих данных, можем сделать вывод, что достаточно высокий уровень развития воображения способен создавать необходимый фундамент для образной реконструкции ситуации конфликта и выработки эффективных стратегий и тактики предупреждения и преодоления межличностных конфликтов различной направленности.
Как отмечает И.В. Куцевич, в трудовом коллективе повышению способности конструктивно и объективно разрешать конфликтные ситуации способствуют навыки перцептивного межличностного взаимодействия, освоение техники бесконфликтного общения, развитие умений профессионально разрешать возникающие противоречия и конфликт [7]. По данным исследования М.И. Бекоевой, в качестве основных психологических особенностей личности, снижающих вероятность возникновения конфликтов в коллективе, можно выделить следующие: способность эффективно контролировать свое поведение, чувства и эмоции; стремление личности к формулированию четких и конкретных пожеланий и целей для достижения обоюдного согласия; учет уровня компетентности оппонента в спорном вопросе; учет характера эмоциональности, самообладания противоположной стороны [1].
Анализ исследования влияния характерологических особенностей личности педагога на поведение в конфликтной ситуации проведенного А.С. Васильевой, А.С. Вокуевой, А.А. Николаевой позволил нам отметить, что в качестве основных психологических особенностей, снижающих вероятность возникновения конфликта можно назвать эмотивность и гипертимность личности, низкий уровень тревожности, низкий уровень циклотимности [4]. Анализируя в научной литературе сущность и проявления эмотивности как личностной особенности, нам удалось отметить, что, проявляясь в эмоциональности, высокой чувствительности и склонности индивида к глубоким реакциям в области тонких эмоций, эмотивность способна склонять индивида к пассивному поведению, к избеганию ситуации конфликта, поскольку эмотивные люди сдерживают негативные проявления эмоций, а потому редко выступают инициаторами конфликта, поскольку чувствуют себя в них неуверенно. По итогам анализа проявлений такой особенности как гипертимность личности, удалось установить, что она проявляется преимущественно в хорошем настроении, активности, жажде новой деятельности, высоком жизненном тонусе. Гипертимные личности склонны к конфликтам только в условиях жесткой дисциплины и нравоучений, а также при высоком уровне монотонности в работе. В целом, мы сделали вывод о том, что гипертимность может выступать особенностью, снижающей вероятность возникновения конфликтов в коллективе по той причине, что такие люди смотрят на жизнь оптимистично и склонны преодолевать ситуации разногласия без особого труда благодаря своей активности и деятельности.
Мы полагаем, что вероятность возникновения в коллективе напряженной атмосферы и конфликтных ситуаций так или иначе связана с адаптивными
1 SCIENCE TIME 1
способностями членов коллектива к постоянно изменяющимся условиям. Н.Н. Мельникова в своих работах выделяет основные показатели адаптивного поведения - контактность, активность и двусторонние изменения [8], которые также на наш взгляд можно отнести к психологическим особенностям, снижающим вероятность возникновения конфликтов в коллективе. Способность личности к оптимальному установлению реального контакта со средой, проявление активных сознательных действий, способствует одновременному изменению личности и среды, создавая фундамент для творческого выстраивания новой системы взаимодействия [8].
Н.В. Степанова, рассматривая особенности адаптивного поведения в межличностных конфликтах, уделяла особое внимание интернальному преодолению, которое включает в свое содержание следующее сочетание психологических особенностей: наличие когнитивной рефлексии, позволяющей решать возникающие проблемы, способность к адекватной оценке и переоценке ситуации, стремление к поиску компромиссов, способность к принятию ситуации. При этом интернальное преодоление исключает из своего содержания стремление к избеганию проблем, вытеснению [9].
На основе анализа результатов исследования, проведенного Н.В. Степановой, в качестве психологических особенностей, снижающих вероятность возникновения конфликтов в коллективе, на наш взгляд, можно рассматривать основные характеристики адаптивного совладающего поведения: конструктивное приспособление к ситуации, готовность индивида решать жизненные проблемы, умение использовать определенные средства для преодоления трудностей [9].
Важным стабилизирующим фактором, способствующим предупреждению конфликтов в коллективе (С.А. Амбалова [10], Н.В. Ванюхина [11], Е.С. Романюк [12], А.М. Шевцов [13], Т.Ю. Тулупникова [12] и др. [14; 15; 16]), является наличие в нем высокой организационной культуры как совокупности осмысленных и бессознательных представлений, запретов, ценностей, норм, правил, традиций, разделяемых всеми сотрудниками организации.
В рамках обсуждаемой проблемы необходимо обратить внимание на один важный момент - наличие положительных традиций как значимых ограничительных рамок для конфликтного человека [17]. Положительные традиции служат дополнительной нормой социальной регуляции поведения. Их необходимо одобрять, считает А.Ю. Воротникова [18], но при этом не забывать, что и в этом деле нужна мера, иначе они станут самоцелью и тогда уже -конвенциальным фактором.
Конфликтный человек, как правило, все же зависим от отношений окружающих, их оценок, мнений и т.д. Конфликтуя, он может оказаться в изолированности (О.И. Суховеева, В.В. Тесленко), что воспринимает болезненно, вследствие чего готов перестать конфликтовать. Коллективы с выраженной организационной культурой характеризуются согласованным общественным мнением, выступающим также сильным регулятором поведения членов коллектива [19; 20].
»
56
1 SCIENCE TIME 1
На основе анализа результатов исследования психологических особенностей бесконфликтной личности, проведенного Н.Ю. Корнеевой, Е.И. Шаталовой [21], мы сделали вывод о том, что особенностями, снижающими вероятность конфликтов может выступать средний уровень стрессоустойчивости (выраженная способность противостоять трудностям повседневной жизни, находить выход из сложной ситуации); стремление к партнерству, готовность жертвовать собственными интересами, низкий уровень агрессивности, склонность испытывать в ситуации конфликта чувство вины, угрызения совести.
Таким образом, по итогам проведенного анализа научной литературы, появилась возможность описать ряд предполагаемых психологических особенностей личности, способных снижать вероятность возникновения и развития конфликтов в коллективе:
- высокий уровень развития воображения личности;
- гипертимность и эмотивность как свойства характера;
- сангвинический и флегматический тип темперамента;
- средний и низкий уровень конфликтности;
- склонность к проявлению таких стратегий поведения как сотрудничество, компромисс, избегание конфликтных ситуаций.
По результатам проведенного анализа современных публикаций и работ, можем сделать вывод о недостаточной степени изученности обозначенной проблемы в отечественной науке и практике, что актуализирует потребность проведения эмпирического исследования, направленного на изучение влияния различных личностных свойств и особенностей на вероятность возникновения и развития конфликтов в коллективе.
Литература:
1. Бекоева М.И. Организационно-управленческие условия предупреждения конфликтов в коллективе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - № 4. - С. 277-280.
2. Козлов Н.И. Психологос. Энциклопедия практической психологии. - М.: Юрайт. - 2017. - 1130 с.
3. Чернякевич Е.Ю. Психологические особенности бесконфликтной личности // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. -2020. - № 5. - С. 95-105.
4. Васильева А.С., Вокуева А.С., Николаева А.А. Влияние характерологических особенностей личности педагога на поведение в конфликтной ситуации // Вестник университета. - 2019. - № 2. - С. 157-163.
5. Лугуева Н.М. Студенты как субъекты возникновения и преодоления конфликтов в межличностных отношениях // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2019. - № 1. - С. 97-102.
1 SCIENCE TIME 1
6. Демидова Л.И. Индивидуальные особенности студентов бакалавров экономических профессий в ситуации конфликта // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». - 2016. - № 1. - С. 63-67.
7. Куцевич И.В. Управление конфликтом в трудовом коллективе. В сборнике: Инновационные технологии педагогики и психологии: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 56-60.
8. Мельникова Н.Н. Стратегии поведения в процессе социально-психологической адаптации. - СПб.: Питер, 1999. - 194 с.
9. Степанова Н.В. Особенности адаптивного поведения в межличностных конфликтах // Концепт. - 2016. - № 9. - С. 119-124.
10. Амбалова С.А. Психологические особенности диагностики и оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - Т. 6. - № 1 (18). - С. 252-254.
11. Ванюхина Н.В., Скоробогатова А.И. Профилактика коррупциогенного поведения в сфере образования // Карельский научный журнал. - 2013. - № 4. -С. 64-66.
12. Романюк Е.С., Тулупникова Т.Ю. Формирование навыков межкультурного общения и профилактика конфликтных ситуаций // Актуальные вопросы профессионального образования. - 2007. - Т. 4. - № 7 (33). - С. 123-125.
13. Шевцов А.М. Манипулирование толерантностью как компонент информационной войны // Карельский научный журнал. - 2014. - № 1. - С. 7577.
14. Чекалдин А.М. Причины организационных конфликтов и способы их устранения // Вестник НГИЭИ. - 2015. - № 9 (52). - С. 73-77.
15. Корнеева Н.Ю., Шаталова Е.И. Подготовка будущих педагогов к разрешению педагогических конфликтов в образовательной организации // Поволжский педагогический вестник. - 2015. - № 4 (9). - С. 142-148.
16. Карсанова Е.В. Беженцы и вынужденные переселенцы как социальная проблема современности // Карельский научный журнал. - 2016. - Т. 5. - № 1 (14). - С. 29-31.
17. Шайхутдинова А.Ф., Перевозова О.В. Управление конфликтными ситуациями и роль управленца в их профилактике // Инновационная наука. -2017. - Т. 2. - № 4. - С. 176-179.
18. Воротникова А.Ю. Профилактика конфликтных ситуаций в организации // Молодежь и наука. - 2016. - № 8. - С. 12.
19. Суховеева О.И. Конфликт в организации - проблема или возможность? // Безопасность и охрана труда. - 2014. - № 4 (61). - С. 60-62.
20. Тесленко В.В. Повышение эффективности управления конфликтами в организации // Научные записки ОрелГИЭТ. - 2013. - № 2 (8). - С. 314-316.
21. Корнеева Н.Ю., Шаталова Е.И. Подготовка будущих педагогов к разрешению педагогических конфликтов в образовательной организации // Поволжский педагогический вестник. - 2015. - № 4 (9). - С. 142-148.