Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ИНВАЛИДОВ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ИНВАЛИДОВ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
90
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИДНОСТЬ / ОСУЖДЕННЫЕ / ИМЕЮЩИЕ ИНВАЛИДНОСТЬ / ИНВАЛИДИЗИРУЮЩЕЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ / ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСУЖДЕННЫХ ИНВАЛИДОВ / УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛЯЦИИ / ЛИЧНОСТЬ ИНВАЛИДОВ / МЕСТА ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сундукова Виктория Викторовна, Денисов Дмитрий Алексеевич

В настоящее время в местах лишения свободы количество лиц, имеющих инвалидность, составляет примерно 5-7 % от общей численности осужденных, и разработка программ сопровождения указанной категории лиц является одной из актуальных задач уголовно-исполнительной системы. Это связано со сложностью работы с осужденными, имеющими инвалидность, что обусловлено психологическими особенностями лиц, имеющими инвалидность, а также определенными социально-психологическими стереотипами восприятия инвалида и установками по отношению к ним. Необходимо отметить, что инвалидизирующее заболевание, психическое и физическое отклонение, дефект ставят человека в особые жизненные условия, таким образом создавая для человека особую социально-психологическую ситуацию, которая определяет развитие у них определенных психологических особенностей. При отбывании наказания в местах лишения свободы у осужденных, имеющих инвалидность, возникает ряд социально-психологических проблем, к которым можно отнести условия социальной изоляции, фрустрацию, завышенную самооценку, искажение ценностно-смысловой сферы. С целью изучения психологических особенностей данной категории лиц нами было проведено психодиагностическое исследование осужденных, имеющих инвалидность II и III группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES CONVICTS WITH ISABILITIES

Currently, the number of persons with disabilities in places of detention is approximately 5-7 % of the total number of convicts. At the same time, the problem of developing support programs for this category of persons is one of the urgent tasks of the penal enforcement system. This is due to the immediate difficulty of working with convicts with disabilities. In our opinion, the complexity of working with this category is due to the following factors: firstly, this is due to the psychological characteristics of persons with disabilities; secondly, certain socio-psychological stereotypes of the perception of a disabled person and attitudes towards them. It should be noted that a disabling disease, mental and physical deviation, defect, put a person in special living conditions, thus creating a special socio and psychological situation for a person, which determines the development of certain psychological characteristics in them. Serving a sentence in places of deprivation of liberty, convicts with disabilities face a number of socio-psychological problems. These include conditions of social isolation, frustration, overestimated self-esteem, distortion of the value-semantic sphere. In order to study the psychological characteristics of this category of persons, we conducted a psychodiagnostic study of convicts with disabilities of groups II and III.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ИНВАЛИДОВ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ»

DOI 10.37523/SUI.2023.52.1.018 УДК 159.9

Сундукова Виктория Викторовна

кандидат психологических наук,

старший преподаватель кафедры пенитенциарной

психологии и педагогики,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: у1ка.8ипёикоуа94@таН.ги

Victoria V. Sundukova

Candidate of Psychology,

Senior Lecturer Penal Psychology and Pedagogy Department, Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 24v, Rylskaya str., Samara, Russia, 443022, e-mail: vika.sundukova94@mail.ru

Денисов Дмитрий Алексеевич

преподаватель кафедры физической подготовки и спорта,

Академия ФСИН России,

390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1,

e-mail: denisovdmitriyl99494@gmail.com

Dmitriy A. Denisov

Lecturer of the Department of Physical Training and Sports of the Psychological Faculty,

Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, 1, Sennaya str., Ryazan, Russia, 390000, e-mail: denisovdmitriy199494@gmail.com

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ИНВАЛИДОВ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Аннотация. В настоящее время в местах лишения свободы количество лиц, имеющих инвалидность, составляет примерно 5-7 % от общей численности осужденных, и разработка программ сопровождения указанной категории лиц является одной из актуальных задач уголовно-исполнительной системы. Это связано со сложностью работы с осужденными, имеющими инвалидность, что обусловлено психологическими особенностями лиц, имеющими инвалидность, а также определенными социально-психологическими стереотипами восприятия инвалида и установками по отношению к ним.

Необходимо отметить, что инвалидизирующее заболевание, психическое и физическое отклонение, дефект ставят человека в особые жизненные условия, таким образом создавая для человека особую социально-психологическую ситуацию, которая определяет развитие у них определенных психологических особенностей. При отбывании наказания в местах лишения свободы у осужденных, имеющих инвалидность, возникает ряд социально-психологических проблем, к которым можно отнести условия социальной изоляции, фрустрацию, завышенную самооценку, искажение ценностно-смысловой сферы.

С целью изучения психологических особенностей данной категории лиц нами было проведено психодиагностическое исследование осужденных, имеющих инвалидность II и III группы.

Ключевые слова: инвалидность; осужденные, имеющие инвалидность; инвалидизирующее заболевание; пенитенциарные учреждения; психологические особенности осужденных инвалидов; условия социальной изоляции; личность инвалидов; места лишения свободы.

Summary. Currently, the number ofpersons with disabilities in places of detention is approximately 5-7 % of the total number of convicts. At the same time, the problem of developing support programs for this category of persons is one of the urgent tasks of the penal enforcement system. This is due to the immediate difficulty of working with convicts with disabilities. In our opinion, the complexity of working with this category is due to the following factors: firstly, this is due to the psychological characteristics of persons with disabilities; secondly, certain socio-psychological stereotypes of the perception of a disabled person and attitudes towards them.

It should be noted that a disabling disease, mental and physical deviation, defect, put a person in special living conditions, thus creating a special socio and psychological situation for a person, which determines the development of certain psychological characteristics in them. Serving a sentence in places of deprivation of liberty, convicts with disabilities face a number of socio-psychological problems. These include conditions of social isolation, frustration, overestimated self-esteem, distortion of the value-semantic sphere.

In order to study the psychological characteristics of this category of persons, we conducted a psychodiagnostic study of convicts with disabilities of groups II and III.

Keywords: disability, convicted persons with disabilities, disabling disease, penitentiary institutions, psychological characteristics of convicted persons with disabilities, conditions of social isolation, personality of disabled persons, places of deprivation of liberty.

PSYCHOLOGICAL FEATURES CONVICTS WITH ISABILITIES

© 2023 Сундукова В. В., Денисов Д. А.

Социально-психологическая среда жизнедеятельности осужденных инвалидов в учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание, не отличается от условий, в которых находятся другие осужденные. Люди с отклонениями в физическом и психическом развитии есть как среди лиц, содержащихся под стражей, так и среди уже осужденных, отбывающих наказание во всех видах исправительных учреждений [1].

При этом психологические особенности осужденных, являющихся инвалидами, и условия социальной среды в пенитенциарном учреждении нередко способствуют возникновению межличностных конфликтов, своевременное разрешение которых является условием сохранения стабильной обстановки в учреждении.

Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ ©О социальной защите инвалидов» «инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

Инвалидность как особое психофизическое состояние ставит перед осужденными ряд определенных социально-психологических проблем. К наиболее значимым из них относятся условия социальной изоляции, фрустрация, завышенная самооценка, а также перестройка ценностно-смысловой сферы. Рассмотрим их более конкретно.

Фрустрация - это особое психическое состояние, которое вызвано неуспехом в удовлетворении потребности и желаний. Она возникает в конфликтной ситуации, когда удовлетворение потребностей сталкивается с преградами и сопровождается различными отрицательными переживаниями, тревожностью. У инвалидов подобное состояние возникает, когда они получают инвалиди-зирующее заболевание, так как ситуация инвалидности несет в себе деструктивный потенциал. Ограничение активной жизнедеятельности, изоляция от общества, которая вызвана рядом объективных и субъективных причин, а также неопределенность инвалида приводят к истощению его психических сил [2].

Самооценка, отношение к самому себе представляет собой существенную характеристику для инвалидов. Характеризуя самооценку инвалидов, психологи обращают внимание на ее противоречивый характер. Это проявляется и в резких различиях оценки себя по отдельным качествам, и в несовпадении осознаваемых и подсознательных компонентов самооценки, и в большей выраженности у инвалидов тенденции давать себе крайние оценки, в то время как у здоровых людей преобладает тенденция к средним показателям самооценки [3]. Завышенная самооценка в большей степени выступает в качестве механизма психологической защиты, при этом проявляясь в утрате критичности собственного поведения. Исследователи выяснили также, что высокая оценка себя часто присутствует лишь на вербальном уровне, углубленное же психологическое исследование обнаруживает у многих инвалидов неудовлетворенность собой [4].

Говоря о ценностно-смысловой сфере инвалидов, стоит отметить, что она подвергается изменению, качественной перестройке, что непосредственно связано с приобретением инвалидности.

Рассмотренные нами психологические проблемы негативно отражаются на установлении взаимоотношений и отрицательно сказываются на общем восприятии индивида. Проблема выстраивания взаимоотношений с другими осужденными также часто является одной из характерных черт данной категории осужденных, что обуславливает актуальность темы исследования.

С целью изучения психологических особенностей осужденных, имеющих инвалидность, нами было проведено психодиагностическое исследование. Выборку исследования составили осужденные инвалиды II и III группы, отбывающие наказание в учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание.

В качестве основных целей диагностики нами были поставлены следующие цели:

1) оценка психоэмоционального состояния осужденных;

2) выявление отношения к своему заболеванию;

3) изучение терминальных и инструментальных ценностей;

4) выявление индивидуальных особенностей, негативно влияющих на систему взаимоотношений «я и окружение» и самоотношение.

В качестве психодиагностического инструментария нами были использованы следующие методики исследования: «Индивидуально-типологический опросник» Л. Н. Собчик (ИТО), «Методика исследования самоотношения» (МИС) В. В. Столина, С. Р. Пантелеева; методика ценностных ориентаций М. Рокича.

В таблице 1 представлены результаты по методике МИС (автор Р. С. Пантелеев).

Таблица 1

Сравнительный анализ средних (М) и наиболее часто встречаемых значений (Мо) по параметрам методики МИС (автор Р. С. Пантелеев) в группах осужденных, имеющих инвалидность 11 и III группы

№ п/п Наименование параметров М Мо

1. Открытость 4 3

2. Самоуверенность 3,7 3

3. Саморуководство 2,8 1

4. Отраженное самоотношение 3,1 7

5. Самоценность 5,3 3

6. Самопринятие 6 4

7. Самопривязанность 5 0

8. Внутренняя конфликтность 4,15 2

9. Самообвинение 2,9 2

Согласно данным, представленным в таблице 1, для испытуемых 2 из 9 параметров показатели 7 шкал (открытость, самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение, самоценность, внутренняя конфликтность, самообвинение) попадают в диапазон низких значений (от 1 до 5), оставшиеся шкалы («самопринятие», «самопривязанность») попадают в диапазон средних значений (от 5 до 7). Следует отметить, что практически по всем измеряемым параметрам методики МИС за исключением шкалы «Внутренняя конфликтность» имеются различия, подтвержденные на высоком уровне незначимости и-критерием Манна-Уитни, что свидетельствует о том, что испытуемые склонны отрицать наличие проблем и внутренних противоречий.

Низкие значения по ряду шкал «открытость», «самоуверенность», «саморуководство», «самоценность», «самообвинение» отражают наличие у осужденных определенных особенностей. Так, низкие показатели по шкале «открытость» свидетельствуют о низкой рефлексивности осужденных, готовности к осознанию того, что с ними происходит, но при этом отсутствие критики собственного поведения.

Возможно, принятие факта инвалидизирующего заболевания, снижая позитивное отношение к самому себе, приводит к осознанию трудности излечения своего недуга, и поэтому осужденные не отрицают свою проблему, а, наоборот, признают ее, открыто говорят об этом. Они стараются принять болезнь и считают правильным и возможным говорить окружающим о своей проблеме. Возможно, это связано с недостатком внимания как со стороны осужденных, так и со стороны администрации учреждения, а также с потребностью в сочувствии и получении помощи пусть даже на эмоциональном уровне.

Данным осужденным присуща неудовлетворенность собой и своими возможностями в повседневной жизни. Шкала «самоуверенность» показывает именно такое состояние у испытуемых. Недостаточное уважение со стороны других осужденных приводит к пониманию незаинтересованности других в них самих, что влияет на снижение уверенности в себе как личности, в своей способности уверенно решать какие-либо проблемы, отстаивать свое мнение и самостоятельно принимать решения. Причиной таких последствий является само инвалидизирующее заболевание, которое в большинстве случаев, по словам самих осужденных, не дает возможности полноценно жить жизнью учреждения, принимать участие в различных мероприятиях и иметь широкий круг взаимодействия.

Личность таких осужденных подвластна влияниям обстоятельств, которые произошли с ними и которые происходят в момент отбывания наказания, чего нельзя сказать про осужденных из инфекционного отделения. Низкие значения по шкале «саморуководство» отражают неготовность осужденных управлять своей жизнью. Поэтому при осознании заболевания и трудностей борьбы с ним осужденные сводят свое желание в принятии решений относительно себя к минимуму, отдавая это право другим людям.

Процесс обвинения себя в случившейся ситуации отрицается почти полностью, поскольку приобретение инвалидизирующего заболевания вызывает негативное отношение ко всему произошедшему и не дает возможности признать себя виновным в происходящем. Возникает внутренняя дезадаптация, чаще всего сопровождающаяся кризисными ситуациями, требующими пси-хокоррекционных вмешательств со стороны психолога ИУ.

Действительно, если человек осознал свою проблему наряду с невозможностью ее решить самостоятельно, то у него происходит обесценивание своих возможностей и имеющихся ресурсов. В таких случаях чаще всего осужденные стараются обратить на себя внимание со стороны окружающих людей разными способами, надеясь в основном на проявление сочувствия, сожаления по отношению к ним, а также попустительского отношения со стороны администрации учреждения. Таким образом, они стремятся извлечь какую-либо выгоду для себя в создавшейся ситуации.

Шкала ©самоценность» показывает, как человек ценит собственную личность и проявляет интерес к своему внутреннему миру. Для данной категории осужденных характерно повышение самооценки, что приводит к развитию у них чувства важности собственной персоны.

Средние значения по шкале «самопринятие» говорят о наличии согласия с самим собой, планов на ближайшее будущее. Однако результаты не позволяют говорить о заметном одобрении и принятии себя как состоявшейся личности. Осужденные в определенной степени принимают свои недостатки, но неизвестно при каких ситуациях и в каких конкретных случаях. Проявление внутренней дезадаптации сказывается на отношении к самому себе и снижает активность в реализации своих желаний и реализации планов. В таких случаях очень сложно определиться со стратегией дальнейшего поведения в местах лишения свободы, следовательно, можно прогнозировать снижение уровня коммуникации и позитивного принятия окружающего мира.

При определенной ригидности своего образа «Я» у данной категории осужденных присутствуют признаки стремления изменить отношение к себе, а также желание меняться в лучшую сторону. Средние значения по данной шкале позволяют предположить, что у осужденных есть желание изменить себя, но неуверенность не позволяет сделать это по причине ожидания помощи со стороны других и ее реального отсутствия. Возможно, у таких осужденных есть собственный идеал, которому они хотят следовать и желают сделать это с учетом своих возможностей. Скорее всего, осужденные имеют даже определенную тактику изменения себя в лучшую строну, но никому не сообщают об этом в целях неразглашения личных интересов.

С помощью методики ценностных ориентаций М. Рокича была изучена система ценностных ориентаций, определяющих содержательную сторону направленности личности, ее отношения к окружающему миру, к другим людям, к себе самой (см. табл. 2).

Испытуемым были предложены два списка утверждений, отражающих набор терминальных и инструментальных ценностей, для ранжирования их по субъективной значимости: «терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойств личности является предпочтительным в любой ситуации» [5].

Таблица 2

Анализ «предпочитаемых» и «отвергаемых» ценностей в группе осужденных, имеющих инвалидность II и III группы

Название групп ценностей Ценностные ориентации «предпочитаемые» Частота встречаемости ценностей Ценностные ориентации «отвергаемые» Частота встречаемости ценностей

Терминальные ценности 1. Здоровье 60 % 18. Развлечения 80 %

2. Продуктивная жизнь 56 % 17. Познание 80 %

3. Любовь 48 % 16. Красота природы 60 %

Инструментальные ценности 1. Твердая воля 72 % 18. Высокие запросы 76 %

2. Ответственность 60 % 17. Образованность 44 %

3. Независимость 40 % 16. Непримиримость 32 %

Полученные данные показали, что осужденные 1 и 11 группы на первое место в терминальных ценностях ставят здоровье, так как беспокоятся за свое физиологическое, физическое благополучие. В связи с этим ценность «развлечения» попадает в диапазон отвергаемых ценностей, поскольку, имея проблемы со здоровьем и возможности полноценно заняться их решением, у испытуемых снижается потребность в затрате времени на свои интересы и хобби.

Анализ терминальных ценностей выявил отсутствие мотивации к познанию, о чем повторно свидетельствуют данные из группы отвергаемых инструментальных ценностей, отражающих незаинтересованность осужденных в образованности, поскольку испытуемые считают свой уровень образования достаточным для существования в обществе.

Выбор инструментальных ценностей подтверждает вышесказанное, поскольку на первом месте стоит жизнерадостность (чувство юмора), определяющая дальнейшее поведение таких осужденных. На втором месте среди предпочитаемых ценностей - ценность «высоких запросов».

Воспитанность также попадает в «предпочитаемые» ценности, поскольку сами осужденные считают свое воспитание достойным.

Анализ результатов по методике «Индивидуальный типологический опросник» Л. Н. Собчик показал, что осужденные имеют высокие значения по шкалам «экстраверсия», «коммуникативность», «сензитивность», «лабильность», «лидерство» (см. рис.).

Рис. Средние показатели осужденных по методике Л. Н. Собчик «Индивидуально-типологический опросник»

Примечание. L - ложь, А - аггравация, К - коррекция, Ext - экстраверсия, Int - интроверсия, Sp - спонтанность, Agr - агрессивность, Rg - ригидность, Sn - сензитивность, Anx - тревожность,

Lab - лабильность

Высокие показатели по данным шкалам свидетельствуют о том, что для осужденных, имеющих инвалидность, характерна легкость в общении в сочетании с высоким уровнем вербальной агрессии, они способны легко налаживать контакты с окружением, импульсивны в вопросах собственного здоровья. При взаимодействии с людьми общительны, легко находят общий язык, но при этом способны проявлять конфликтность. Способны проявлять настойчивость и предприимчивость в сложных жизненных ситуациях. В личностно значимых ситуациях могут проявлять враждебность, чувствительны к критическим замечаниям в свой адрес. Отличаются выраженной изменчивостью настроения, повышенной эмоциональностью и высоким уровнем тревожности, чертами демонстративности.

Средние значения были получены по шкалам «конформность», «агрессивность», «спонтанность». Это говорит о наличии у осужденных активной деятельности, возможно проявление самоутверждения за счет высокого уровня экстравертированности. Для данной категории осужденных характерно самоутверждение в агрессивной манере, вплоть до агрессивных высказываний и действий.

Таким образом, эмпирическое исследование показало следующие результаты: осужденные I и II группы имеют положительное отношение к себе, которое, скорее всего, проявляется как форма психологической защиты по причине специфики заболевания и отношения осужденных к таким заболеваниям. У таких осужденных общая позитивная самооценка и одобрение своего образа сочетается с низкими рефлексивными возможностями, отсутствием критики собственных действий, проявляющимися в неготовности осужденных анализировать свой внутренний мир и противоречия, возможно, в ней присутствуют ориентации на здоровую и продуктивную жизнь, достижение которой осужденные связывают с твердой волей, ответственностью и независимостью. Поэтому можно сказать, что в данной группе преобладают ценности, позволяющие в определенной степени ставить собственное здоровье на первое место, тем самым показывая свою мотивированность на выздоровление.

Библиографический список

1. Вилкова А. В. Расстройства личности у осужденных в пенитенциарной практике // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2015. № 1. С. 49-54.

2. Глоточкин А. Д., Пирожков В. Ф. Психические состояния человека, лишенного свободы. М., 1968. 42 с.

3. Авакумова Л. О. Основы клинической психологии. СПб.: Питер, 2013. 351 с.

4. Психология инвалидности: метод. указания / сост. Н. А. Соловьева. Ярославль, 2004. 47 с.

5. Абрамова Г. С. Практическая психология. М., 2007. 368 с.

References

1. Vilkova A. V. Rasstrojstva lichnosti u osuzhdennyh v penitenciarnoj praktike [Personality disorders in convicts in penitentiary practice]. Vestnik instituía: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie [Bulletin of the institute: crime, punishment, correction], 2015, no. 1, pp. 49-54 [in Russian].

2. Glotochkin A. D., Pirozhkov V. F. Psihicheskie sostoyaniya cheloveka, lishennogo svobody [Mental states of a person deprived of liberty]. Moscow, 1968, 42 p. [in Russian].

3. Avakumova L. O. Osnovy klinicheskoj psihologii [Fundamentals of clinical psychology]. Saint-Petersburg, 2013, 351 p. [in Russian].

4. Psixologiya invalidnosti: metod. ukazaniya [Psychology of disability]. Yaroslavl, 2004, 47 p. [in Russian].

5. Abramova G. S. Prakticheskaya psihologiya [Practical psychology]. Moscow, 2007, 368 p. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.