Научная статья на тему 'ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ИНВАЛИДАМИ'

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ИНВАЛИДАМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
118
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИДНОСТЬ / ОСУЖДЕННЫЕ / ИМЕЮЩИЕ ИНВАЛИДНОСТЬ / ИНВАЛИДИЗИРУЮЩЕЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПЕРЕЖИВАНИЕ ИНВАЛИДНОСТИ / УСЛОВИЯ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сундукова Виктория Викторовна

В статье раскрывается содержание понятия «инвалид», характеризуются факторы, повлекшие за собой нарушения в функционировании организма лица, имеющего инвалидность. Эти нарушения не только носят устойчивый характер, но и значительно ограничивают возможности человека и ухудшают качество его жизни. Перечисляются причины, создающие осужденным инвалидам сложности при адаптации в обществе. Приводятся статистические данные о численности в местах лишения свободы лиц, имеющих инвалидность (численность этой категории осужденных постоянно растет). Характеризуются меры, принимаемые в уголовно-исполнительной системе для облегчения процесса исполнения наказаний в отношении осужденных, имеющих инвалидность. Описываются специфические особенности лиц, имеющих инвалидность, которые следует учитывать в процессе осуществления их психологического сопровождения. Анализируются особенности эмоциональной, когнитивной и поведенческой сфер личности лиц, имеющих инвалидность. Описывается содержание авторской программы психологического сопровождения осужденных, имеющих инвалидность. Приводятся результаты психологической диагностики лиц, имеющих инвалидность и отбывающих наказание в исправительной колонии Управления федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области. В заключение отмечается важность и значимость психологического сопровождения осужденных инвалидов, создания индивидуальных и групповых психокоррекционных программ для данной категории осужденных, а также включения их в деятельность, в которой они находили бы смысл своего существования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROGRAM OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF CONVICTS WHO ARE DISABLED

The article reveals the content of the concept of "disabled person", characterizes the factors that led to violations in the functioning of the body of a person with a disability. These violations are not only persistent, but also significantly limit a person's capabilities and worsen his quality of life. The reasons that create difficulties for convicted persons with disabilities in adapting to society are listed. Statistical data are provided on the number of persons with disabilities in places of deprivation of liberty (the number of this category of convicts is constantly growing). The measures taken in the penal enforcement system to facilitate the process of execution of sentences in relation to convicts with disabilities are characterized: The specific features of persons with disabilities are described, which should be taken into account in the process of their psychological support. The features of the emotional, cognitive and behavioral spheres of the personality of persons with disabilities are analyzed. The content of the author's program of psychological support of convicts with disabilities is described. The results of psychological diagnostics of persons with disabilities and serving sentences in a correctional colony of the Federal Penitentiary Service of the Ulyanovsk region are presented

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ИНВАЛИДАМИ»

DOI 10.37523/SUI.2022.50.4.017 УДК 159.9

Сундукова Виктория Викторовна

кандидат психологичесих наук,

старший преподаватель кафедры пенитенциарной

психологии и педагогики,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: vika.sundukova94@mail.ru

Victoria V. Sundukova

Candidate of Psychology

Senior Lecturer of Penal Psychology and Pedagogy Department, Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 24v, Rylskaya str., Samara, Russia, 443022, e-mail: vika.sundukova94@mail.ru

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ИНВАЛИДАМИ

Аннотация. В статье раскрывается содержание понятия «инвалид», характеризуются факторы, повлекшие за собой нарушения в функционировании организма лица, имеющего инвалидность. Эти нарушения не только носят устойчивый характер, но и значительно ограничивают возможности человека и ухудшают качество его жизни. Перечисляются причины, создающие осужденным инвалидам сложности при адаптации в обществе. Приводятся статистические данные о численности в местах лишения свободы лиц, имеющих инвалидность (численность этой категории осужденных постоянно растет). Характеризуются меры, принимаемые в уголовно-исполнительной системе для облегчения процесса исполнения наказаний в отношении осужденных, имеющих инвалидность.

Описываются специфические особенности лиц, имеющих инвалидность, которые следует учитывать в процессе осуществления их психологического сопровождения. Анализируются особенности эмоциональной, когнитивной и поведенческой сфер личности лиц, имеющих инвалидность.

Описывается содержание авторской программы психологического сопровождения осужденных, имеющих инвалидность. Приводятся результаты психологической диагностики лиц, имеющих инвалидность и отбывающих наказание в исправительной колонии Управления федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области.

В заключение отмечается важность и значимость психологического сопровождения осужденных инвалидов, создания индивидуальных и групповых психокоррекционных программ для данной категории осужденных, а также включения их в деятельность, в которой они находили бы смысл своего существования.

Ключевые слова: инвалидность, осужденные, имеющие инвалидность, инвалидизирующее заболевание, уголовно-исполнительная система, переживание инвалидности, условия отбывания наказания.

THE PROGRAM OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF CONVICTS WHO ARE DISABLED

Summary. The article reveals the content of the concept of "disabled person ", characterizes the factors that led to violations in the functioning of the body of a person with a disability. These violations are not only persistent, but also significantly limit a person's capabilities and worsen his quality of life. The reasons that create difficulties for convicted persons with disabilities in adapting to society are listed. Statistical data are provided on the number of persons with disabilities in places of deprivation of liberty (the number of this category of convicts is constantly growing). The measures taken in the penal enforcement system to facilitate the process of execution of sentences in relation to convicts with disabilities are characterized:

The specific features of persons with disabilities are described, which should be taken into account in the process of their psychological support. The features of the emotional, cognitive and behavioral spheres of the personality of persons with disabilities are analyzed.

The content of the author's program ofpsychological support of convicts with disabilities is described.

The results of psychological diagnostics of persons with disabilities and serving sentences in a correctional colony of the Federal Penitentiary Service of the Ulyanovsk region are presented

Keywords: disability, convicts with disabilities, disabling disease, penal enforcement system, experiencing disability, conditions of serving a sentence.

В последние годы отмечается тенденция увеличения в местах лишения свободы числа осужденных, имеющих инвалидность. В обзоре деятельности ФСИН России за I полугодие 2021 г. отмечается, что на фоне общего снижения численности взрослых осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы (уже на 01.07.2021 за квартал численность снизилась на 3954 чел.),

© 2022 Сундукова В. В.

число осужденных, имеющих инвалидность, выросло и составляет 4,9 % (17 763 чел.) от общего числа осужденных, при этом 2,4 % из них имеют I группу инвалидности (425 чел.); 40,8 % (7243 чел.) -II группу инвалидности; 56,8 % (10 083 чел.) - III группу инвалидности.

В связи с этим в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации (далее - УИС) принимается ряд мер, облегчающих процесс исполнения наказаний в отношении осужденных, имеющих инвалидность:

- перевозка этой категории осужденных осуществляется в спецавтомобилях типа «АС», в которых предусмотрены камеры, оборудованные с учетом потребностей лиц с ограниченными возможностями, и специальные подъемники (механические или электрические);

- производство усовершенствованных моделей этих автомобилей (оснащенных биотуалетами и кондиционерами);

- оснащение и обустройство территорий для инвалидов [1].

Можно выделить следующие причины, создающие осужденным-инвалидам сложности при адаптации в обществе:

- утрата трудовых профессиональных навыков (в случае если у осужденных нерабочая группа инвалидности);

- разрушение отношений с близкими людьми из-за того, что раздражение, вызванное своими ограниченными возможностями, инвалиды достаточно часто вымещают на близких людях (деструктивный потенциал, которым характеризуется инвалидность как социально-психологический феномен);

- личностная деформация, произошедшая у них под влиянием криминальной среды;

- отсутствие социальных навыков, необходимых для проживания в современном обществе из-за ограниченности жизнедеятельности, которая усугубляется условиями социальной изоляции от общества;

- консерватизм и нежелание что-либо менять в своей жизни (отсутствие целей, преобладание материальных ценностей).

Эти процессы усугубляются, если инвалидность была получена в местах лишения свободы.

Как правило, когда речь заходит о лицах, имеющих инвалидность, то основной акцент делается на мерах их социальной поддержки. Не случайно содержание понятие «инвалид» раскрывается в Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Инвалид - это человек, у которого нарушения в функционировании организма носят устойчивый характер. Причинами этих нарушений могут быть какой-либо врожденный дефект, травмы и/или их последствия, а также заболевания. Критерием оценки состояния человека в данном случае выступает невозможность человека самостоятельно и в полном объеме из-за имеющихся ограничений жизнедеятельности обеспечить себе полноценное существование, поэтому он нуждается в социальной защите.

Все вышесказанное влияет не только на качество жизни данной категории лиц, но и на состояние человека, а также на характер его психической деятельности. Особенности личности таких людей, а также их негативный жизненный опыт и недоверие к миру создают определенные трудности при оказании им психологической помощи [2].

В случае попадания лиц, имеющих инвалидность, в места лишения свободы изоляция оказывает на их личность негативное, а в некоторых случаях удручающее воздействие, последствиями которого являются изменения, затрагивающие ценностно-смысловую сферу их личности, а также меняющие восприятие мира и отношение к себе [3].

Для выстраивания эффективной психологической работы с указанной категорией осужденных необходимо учитывать специфические особенности их личности.

Такие осужденные отличаются повышенной чувствительностью ко всем внешним изменениям, поэтому для них характерны высокий уровень личностной тревоги, чувство одиночества, депрессивное состояние, иногда носящее хронический характер. С одной стороны, осужденные, которые приняли факт своей исключительности, зачастую злоупотребляют этим, выдвигая свою инвалидность как аргумент для получения себе каких-либо дополнительных льгот. С другой стороны, они хотят жить полноценной жизнью и быть самостоятельными. Для них характерен внут-риличностный конфликт между зависимостью и стремлением быть режиссером своей жизни. Внутренние метания приводят к тому, что осужденные, имеющие инвалидность, воспринимают мир агрессивным (иногда наблюдаются параноидные тенденции) и становятся очень мнительными и подозрительными [4].

В качестве компенсаторного механизма такие люди склонны к продуцированию сверхценных идей, которые делают их более значимыми в своих собственных глазах (иногда эти идеи очень напоминают бредовые конструкции). Для многих из них характерен консерватизм, определенная инертность мышления, стремление смаковать события прошлого, избегая мыслей о будущем. Будущее ассоциируется в основном с негативными мыслями, связанными с ухудшением как жизненных условий и отношений с другими людьми, так и состояния здоровья [5].

Поведение этой категории осужденных противоречиво, оно характеризуется либо склонностью к конфликтному поведению, склочностью, либо стремлением сбежать из данной ситуации (стремление избегать новых контактов, суицидальное поведение (суицидальные попытки могут носить как скрытый, так и демонстративный характер (алкоголизация, запойные состояния, несмотря на то что раньше человек не был склонен к подобному деструктивному поведению) [5].

Трудности, возникающие при осуществлении психологического сопровождения этой категории осужденных, определяются как их уровнем развития (у таких людей часто наблюдаются отклонения в физическом и психическом развитии), так и определенными социальными стереотипами при восприятии лиц, имеющих инвалидность (следует отметить, что осужденные также характеризуются определенной стереотипностью восприятия) [6].

Все вышеперечисленное определяет актуальность разработки программ психологического сопровождения осужденных, имеющих инвалидность.

Основной целью данной программы является изменение и стабилизация психического состояния осужденных, имеющих инвалидность, а также коррекция их поведенческих установок и ценностно-смысловых ориентиров личности.

В соответствии с целью программы нами были выделены частные приоритетные задачи, направленные на реализацию психокоррекционной программы:

1. Коррекция эмоционального компонента личности;

- формирование навыков саморегуляции эмоционального состояния;

- стабилизация психоэмоционального состояния на протяжении психокоррекционного воздействия.

2. Коррекция поведенческих аспектов:

- развитие эффективных коммуникативных навыков в возможных конфликтных ситуациях;

- обучение стратегиям и тактикам выхода из кризисных ситуаций конструктивным способом;

- формирование навыков психической саморегуляции и личностного саморазвития;

- развитие конструктивных взаимоотношений с окружающими;

- формирование и развитие адекватного отношения к заболеванию;

- выработка и закрепление новых форм поведения.

3. Коррекция ценностно-смысловой сферы личности:

- формирование адекватной самооценки, адекватного восприятия себя и окружающего мира, соотношение ожидаемого и реального отношения окружающих;

- развитие позитивных качеств и установок на будущее.

При возникновении кризисных ситуаций в ходе реализации программы возможно проведение консультирования, как в индивидуальном, так и в групповом формате.

Данная психокоррекционная программа включает в себе четыре этапа: информационно-аналитический; диагностический; психокоррекционный и этап оценки эффективности психокор-рекционной программы.

На первом этапе программы были проанализированы основные научные источники по вопросам изучения психологии инвалидов, индивидуально-психологических особенностей осужденных-инвалидов, а также рассмотрены основные направления социально-психологического сопровождения.

На диагностическом этапе было проведено обследование осужденных-инвалидов, отбывающих наказание на базе ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области, целью которого являлось выявление индивидуальных особенностей, оценка психологического состояния и отношения к своему заболеванию осужденных-инвалидов. С этой целью был использован следующий комплекс методик: методика исследования акцентуаций характера Х. Смишек (Смишек); методика исследования самоотношения (МИС). На основе анализа полученных результатов была дана психологическая характеристика экспериментальной группы: определены актуальные эмоциональные состояния, диагностирована система отношений осужденных к самому себе и ожидания от окружения.

На третьем этапе было организовано проведение разработанной психокоррекционной программы. В качестве основной задачи данного этапа выступало осуществление психокоррекцион-ного воздействия, изменение и стабилизация психологического состояния осужденных, имеющих инвалидность.

На завершающем этапе осуществлялся анализ полученных результатов с использованием методов математической статистики. На основании проведенного анализа были сформулированы выводы, даны практические рекомендации, проведена оценка эффективности психокоррекционной программы.

Таким образом, для этой категории осужденных характерны следующие особенности:

- осужденные-инвалиды в большей степени, чем остальные осужденные, реагируют на негативные изменения, происходящие в их социальном окружении;

- законодательно закреплено требование создания для данной категории осужденных льготных условий отбывания наказаний;

- у многих осужденных инвалидов существует обида как на других людей, не имеющих инвалидности, так и на свою судьбу, что затрудняет непосредственное взаимодействие с ними;

- если инвалидность получена в местах лишения свободы, то это накладывает отпечаток на всю личность осужденного, затрагивая не только его мотивационно-волевую сферу (изменение целей и отношения к жизни, переоценка ценностей и приоритетов в жизни и т. д., по сути, это пересмотр ответа на следующие вопросы: что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир и общество; чего избегает, против чего готов бороться), но и эмоциональную, когнитивную и поведенческую сферы, что способствует формированию у них дезадаптивного поведения;

- многие осужденные-инвалиды испытывают негативные эмоциональные состояния (депрессивные состояния, апатия, фрустрация, стресс).

Депривация хотя бы одной из потребностей человека негативным образом сказывается на его психическом состоянии.

В случае когда речь идет об инвалидах, то в силу их особенностей у них была депривация не одной потребности, что приводило их либо к внутренним, либо к внешним конфликтам, попадание в места лишения свободы приводит к депривации еще определенных потребностей, увеличивая, тем самым внутреннее напряжение у этой категории осужденных. В связи с этим многие осужденные-инвалиды являются зачинщиками или участниками межличностных конфликтов.

Таким образом, для нормального социального функционирования осужденных-инвалидов необходимо включение их в деятельность, в которой они находили бы смысл своего существования.

Наличие данных психологических особенностей, безусловно, затрудняет процесс адаптации осужденных к условиям социальной изоляции, негативно влияет на выстраивание взаимоотношений с другими осужденными. Наличие у этой категории осужденных определенных отклонений, как в физическом, так и в психическом развитии делает их особенно уязвимыми для негативного влияния со стороны осужденных, придерживающихся криминальным традициям (социальный статус данных осужденных в местах лишения свободы, как правило, достаточно низкий).

Тем не менее, описанные выше негативные личностные изменения в эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферах, могут проявляться у разных людей в разной степени (и не проявляться вовсе), ведь многое зависит от ценностно-мотивационной направленности личности самого инвалида, его отношения к себе и своему особому телу. Поэтому в работе с осужденными-инвалидами следует опираться на присущие им положительные качества (их опыт, знания, общую эрудицию и т. п.), нейтрализовать отрицательные возрастные особенности и особенности заболеваний. Этого можно достичь, если исходить из основного принципа социальной работы с этой категорией осужденных - сделать жизнь этих лиц деятельной. Отсюда вытекает потребность в труде, в труде творческом, в котором раскрывались бы основные способности этих осужденных. Отсутствие этой фундаментальной человеческой потребности - основной показатель социальной деформации личности этой категории осужденных.

При проведении второго этапа реализации программы нами была осуществлена психологическая диагностика осужденных - инвалидов II и III группы, отбывающих наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области.

В качестве основных целей диагностики нами были поставлены следующие цели:

1) оценка психоэмоционального состояния испытуемых;

2) выявление отношения к своему заболеванию;

3) выявление индивидуальных особенностей, негативно влияющих на систему взаимоотношений «я и окружение» и самоотношение.

Для реализации поставленных целей были использованы следующие методики: методика исследования акцентуаций характера Х. Смишек (далее - Смишек); методика исследования самоотношения (далее - МИС).

После проведения диагностики были получены следующие результаты по методике Смишек и МИС (см. рис. 1).

25

20

15

10

1 || 1 1 1111

1 1.1111111

"До

Х° ^ Х° X® X® ^ X® X® X® X

V .о <59

& зР с

лО }Р ^ .И

/ у

У

5

0

Рис. 1. Результаты исследования по методике Смишек и МИС до проведения психокоррекционной программы

На рисунке представлены обобщенные результаты всех испытуемых. Анализируя результаты, представленные в диаграмме, можно сделать вывод о том, что у респондентов наблюдаются повышения по следующим шкалам:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- по методике Смишек диагностируются повышения по шкалам «Застревание», «Циклотимия», «Возбудимость», «Дистимность», «Демонстративность». Повышение по шкале «Застревание» характеризуют испытуемых как субъектов, отличающихся длительностью эмоциональных и чувственных переживаний, упрямством, трудностью переключения с одной проблемы на другую, чувствительностью к обидам и огорчениям, уязвимостью и подозрительностью. Результаты по шкалам «Демонстративность» и «Возбудимость» характеризуют респондентов как эмоциональных и чувствительных к внешним изменениям людей, внешне экспрессивных, раздражительных и импульсивных в личностно значимых ситуациях. Высокие показатель по шкале «Циклотимия» и «Дистимность» отличает респондентов частой сменой настроения с большим преобладанием пессимистического восприятия происходящих с ними событий, низким уровнем критичности к себе и высоким уровнем претензий к окружающим людям.

По методике МИС высокие результаты выявлены по параметрам «Саморуководство», «Самоценность», «Самопринятие», «Самопривязанность», «Внутренная конфликтность». Результаты по параметру «Саморуководство» говорят о следующем - респонденты считают, что их дальнейшая жизнь находится только в их руках, и никто в полной мере не сможет понять всю трудность их заболеваний, поэтому они принимают управление своей судьбой на себя. Высокие показатели шкалы «Самоценность» свидетельствуют о том, что осужденные заинтересованы в собственном Я, проявляют любовь к себе, сконцентрированы на собственной личности и удовлетворении собственных сиюминутных потребностях.

Следует отметить, что осужденные-инвалиды склонны во всех своих бедах винить внешние факторы, отрицая при этом свою вину.

На основании результатов, полученных после проведения двух методик, можно дать характеристику личностных особенностей осужденных, имеющих ограниченные возможности здоровья. Это люди, эмоциональная сфера которых характеризуется лабильностью, проявлением импульсивности в личностно значимой ситуации. При этом они чаще всего склонны к длительному переживанию и трудно переключаются с одной проблемы на другую, чувствительны к обидам и огорчениям, уязвимы и подозрительны, наблюдается частая смена настроения с большим преобладанием пессимистического восприятия происходящих с ними событий. Для них характерен низкий уровень критичности к себе и высокий уровень претензий к окружающим их людям. Сконцентрированы на себе и собственной личности, переносят ответственность на окружающих за устранение барьеров на пути к достижению цели, считают, что никто в полной мере не сможет понять всю трудность их заболеваний.

По результатам первичной диагностики была выделена экспериментальная группа, с которой была проведена разработанная нами психокоррекционная программа. Психокоррекционное воздействие осуществлялось в рамках арт-терапевтической концепции, методов гештальт-ориентированной и когнитивно-поведенческой терапии и психодрамы. В качестве инновационных методов психокоррекции проведились сеансы релаксации с использованием в качестве фона классической музыки с прочтением специально отобранных стихотворений, направленных на коррекцию психоэмоционального состояния. В процессе осуществления психокоррекционной программы мандалы приобретают широкий спектр красок, изменяется цветовая гамма в сторону ярких красок.

Одной из задач нашей работы было экспериментальное определение эффективности разработанной программы психологической коррекции осужденных, имеющих инвалидность. Для этого была проведена повторная психодиагностика (см. рис. 2).

Рис. 2. Результаты исследования по методике Смишек и МИС до и после проведения психокоррекционной программы

Анализируя результаты, представленные на рис. 2, можно отметить снижение показателей по следующим шкалам методики Смишек: «Застревание», «Тревожность», «Циклотимия», «Возбудимость», «Дистимность» и «Демонстративность» - и параметрам методики МИС: «Саморуководство», «Самоценность», «Самопринятие», «Самопривязанность» и «Внутренняя конфликтность». Полученные результаты свидетельствуют о положительной динамике.

Таким образом, современные условия развития психологической службы УИС ставят перед ней задачу разработки универсальных программ психологической коррекции различных категории осужденных, в том числе и осужденных, имеющих ограниченные возможности здоровья.

В процессе экспериментального апробирования данной программы нами была дана характеристика личностных особенностей осужденных, имеющих ограниченные возможности здоровья. В результате проведенного исследования экспериментально апробирована технология коррекции осужденных с ограниченными возможностями здоровья с применением различных направлений психотерапии с целью определения эффективности психологического воздействия.

Библиографический список

1. Обзор информации о деятельности ФСИН России за I полугодие 2021 г. [Электронный ресурс] // Федеральная служба исполнения наказаний: официальный сайт. URL: https://fsin.gov.ru/statistics/obzor-informatsii-o-deyatelnosti-fsin-rossii-za-i-polugodie-2021-goda.php (дата обращения: 22.06.2022).

2. Инвалиды: группы взаимной поддержки / сост. и подготовка В. Крылова, О. Дроздовой. М., 2001. 63 с.

3. Авакумова Л. О. Основы клинической психологии. СПб.: Питер, 2013. 351 с.

4. Глоточкин А. Д., Пирожков В. Ф. Психические состояния человека, лишенного свободы. М., 1968. 42 с.

5. Харченко Т. Г. Особенности психологической коррекции личности осужденных с отклонениями психического развития // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. 2015. № 6 (203). Вып. 25. С. 204-210.

6. Вилкова А. В. Расстройства личности у осужденных в пенитенциарной практике // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2015. № 1. С. 49-54.

References

1. Obzor informacii o deyatel'nosti FSIN Rossii za I polugodie 2021 goda [Overview of information on the activities of the Federal Penitentiary Service of Russia for the first half of 2021]. Feder-al'naya sluzhba ispolneniya nakazanij:ofitsial'nyy sayt. [Federal Penitentiary Service]. URL: https: //fsin.gov.ru/statistics/obzor-informatsii-o-deyatelnosti-fsin-rossii-za-i-polugodie-2021-goda.php Accessed: 22.06.2022) [in Russian].

2. Invalidy: gruppy vzaimnoj podderzhki [Disabled people: mutual support groups]. Moscow, 2001, 63 p. [in Russian].

3. Avakumova L. O. Osnovy klinicheskoj psihologii [Fundamentals of clinical psychology]. Saint-Petersburg, 2013, 351 p. [in Russian].

4. Glotochkin A. D., Pirozhkov V. F. Psihicheskie sostoyaniya cheloveka,lishennogo svobody. [Mental states of a person deprived of liberty]. Moscow, 1968, 42 p. [in Russian].

5. Harchenko T. G. Osobennosti psihologicheskoj korrekcii lichnosti osuzhdennyh s otkloneni-yami psihicheskogo razvitiya [Features of psychological correction of the personality of convicts with mental development abnormalities]. Nauchnye vedomosti. Seriya Gumanitarnye nauki [Scientific bulletin. Humanities Series], 2015, no. 6 (203), vyp. 25, pp. 204-210 [in Russian].

6. Vilkova A. V. Rasstrojstva lichnosti u osuzhdennyh v penitenciarnoj praktike [Personality disorders in convicts in penitentiary practice]. Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie [Bulletin of the Institute: crime, punishment, correction], 2015, no. 1, pp. 49-54 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.