Научная статья на тему 'Психологические особенности личности актера'

Психологические особенности личности актера Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2138
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
структура личности / направленность личности / влечение / желание / интерес / мировоззрение / опыт личности: знание / навыки / умение / привычки / сущность и показатель темперамента / акцентуации характера / the structure of the identity / direction / desire / interest / worldview / experience personality: knowledge / skills and habits / the essence and markers of temperament and character

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — А. Л. Гройсман

В исполнительской деятельности актера его личность проецируется на характер персонажа. Этот «эффект личностного присутствия» обнаруживается в характере, темпераменте и других особенностях личности, которые и описаны в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PERSONALITY OF ACTOR

In performing activities an actors identity is projected on the nature of the character This effect of personal presence is found in nature, temperament and other features of personality, which are described in this article.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности личности актера»

А. Л. Гройсман, доктор медицинских наук, доктор психологических наук, профессор (г. Москва)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ АКТЕРА

Статья рекомендована к печати Народным артистом СССР, профессором В.А. Андреевым, главным режиссером театра им. М.Н. Ермоловой, зав. кафедрой актерского мастерства РАТИ-ГИТИС, доктором психологических наук, профессором М.Ф. Секачем.

Аннотация. В исполнительской деятельности актера его личность проецируется на характер персонажа. Этот «эффект личностного присутствия» обнаруживается в характере, темпераменте и других особенностях личности, которые и описаны в данной статье.

Ключевые слова: структура личности, направленность личности, влечение, желание, интерес, мировоззрение; опыт личности: знание, навыки, умение, привычки; сущность и показатель темперамента, акцентуации характера.

УДК 316.317

Психологическую сущность театрального искусства А. А. Гончаров усматривал в гуманистической проблеме личности: «для человека, о человеке, через человека»[1].

Индивидуальность художника как личности раскрывается философами (Е. Я. Басин [2], И. И. Резвицкий [3]) в виде особой формы бытия в обществе, где творец проявляет себя как относительно автономная и неповторимая система, обладающая способностью к саморегуляции и к саморазвитию (самоусовершенствованию) в рамках общества. Эта способность художника быть верным самому себе, сохранять свою целостность и относительную независимость в условиях непрерывных внутренних и внешних изменений, помогает, в частности, объяснить, почему художники, живущие в одну и ту же эпоху, в одной стране, принадлежащие к одному классу, тем не менее, создают неповторимые по своей индивидуальной природе произведения. По мнению Е. Я. Ба-сина, относительно замкнутый, автономно-обособленный характер саморегуляции (самодеятельность неотделима от индивидуальности, по Л. Фейербаху [4]) обуславливает такую особенность индивидуальности художника, которая позволяет с психологической точки зрения и в психологическом аспекте объяснить ключевой для психологии художественного творчества факт несовпадения художника-человека и художника-творца. Наиболее полно это было показано М. М. Бахтиным, который считал, что художническое «Я» является конкретной, социально-психологической формой творческого «Я» личности [5].

В исполнительской деятельности актера его личность проецируется на характер персонажа. «Личность исполнителя, пусть опосредованно, не прямым путем, непременно должна быть выражена в сценическом создании. Даже если актер играет человека, во многом себе противоположного, он сам должен быть виден», - пишет А. А. Гончаров о так называемом «эффекте личностного присутствия», необходимой прерогативе творчества актера.

Кроме искусствоведения, изучением личности занимались многие другие науки: философия, психология, педагогика, филология, социология, психиатрия, психотерапия и др. Однако до настоящего времени ученым не удалось дать единого, всеми принятого определения. Совокупность различных взглядов позволяет назвать личностью конкретного человека как субъекта преобразования мира на основе его знания, переживания и отношения к этому миру. В нашем понимании личность - это человек как носитель сознания, общественное существо, субъект активного преобразования мира, обладающий активной формой его отражения.

Наиболее серьезной ошибкой в учении о личности является то, что она в целом подменяется либо ее отдельными психическими функциями, либо ее опытом, либо типологическими свойствами, либо направленностью. Такие односторонние взгляды существуют до сих пор. Личностный же подход требует обязательного учета всех подструктур, входящих в динамическую функциональную структуру личности.

По К. К. Платонову, динамическая функциональная психологическая структура личности имеет четыре подструктуры.

Первая - объединяет направленность, отношения и моральные черты личности. Эта подструктура формируется путем воспитания, она социально обусловлена. Ее можно назвать мо-тивационной, или подструктурой направленности личности.

Вторая - включает знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте, путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически обусловленных свойств личности. Ее иногда называют индивидуальной культурой или подготовленностью; кратко она может быть названа подструктурой опыта.

Третья - охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов или психических функций. Влияние биологически обусловленных особенностей здесь видно еще более отчетливо. Взаимодействуя с остальными, данная подструктура формируется путем упражнения. Коротко ее можно назвать подструктурой форм отражения.

Четвертая - объединяет следующие свойства личности: типологические (темперамент), половые, возрастные, а также ее патологические органические изменения. Нужные черты, входящие в эту подструктуру формируются (точнее, переделываются) путем тренировки. Они несравнимо больше зависят от физиологических и даже морфологических особенностей мозга, чем от социальных влияний на человека, и потому данную подструктуру можно назвать биологически обусловленной.

Если социальная подструктура личности -направленность - формируется путем воспитания, социально-биологическая подструктура профессионального и личностного опыта - с помощью обучения, то биосоциальная подструктура устойчивых особенностей отдельных психических процессов личности формируется путем упражнения. Биологически обусловленные задатки и особенности высшей нервной деятельности поддаются тренировке.

Направленность личности

Направленность личности - это процесс социального формирования личности, определяющий ее интересы и склонности, идеалы и

убеждения, мотивы и мировоззрение. Она характеризуется отношениями, качеством и формами. Отношения входят в структуру всех форм направленности и проявляются, прежде всего, в отношениях человека к другим людям и к социуму. В них проявляются такие черты характера, как коллективизм, общительность, а также чувство собственного достоинства, профессиональная гордость, самокритичность, выражающие отношение человека к самому себе.

Качества направленности классифицируются следующим образом: уровень, широта, интенсивность, устойчивость, действенность. Под уровнем направленности понимается общественная значимость личности. При высоком уровне мотивов иногда наблюдается узость направленности личности, в противоположность которой выделяют понятие широты. Интенсивность направленности имеет разный диапазон, часто связанный с эмоциональной окрашенностью: от смутных влечений, осознанных желаний, активных устремлений до полной убежденности. Устойчивость направленности характеризуется ее постоянством на протяжении определенного времени, а важнейшее качество - действенность - определяет активность в реализации целей.

Среди форм направленности можно назвать следующие.

Влечение - наименее дифференцированное смутное стремление без четкого осознания цели. Желание - более высокая форма направленности, имеющая цель своего стремления. Интерес, как осознанная форма познавательной направленности, и склонность, как стремление к определенной деятельности, являются основой для формирования идеалов, воплощающихся в конкретном образе.

Мировоззрение - более высокая степень направленности, характеризующаяся системой взглядов о мире и его закономерностях, определяемая общественным бытием человека.

Если миросозерцание определяется как пассивное мировоззрение, то убеждение является высшей формой направленности личности.

Кроме мировоззрения в понятие направленности личности входят и иные «самооценочные» подструктуры, такие, как совесть, чувство стыда, которым нелегко дать определение. Совесть выступает как нравственная оценка человеком своих поступков; близко к этой ка-

тегории стоит и чувство стыда - моральное чувство, переживаемое как неудовлетворенность собой, своими поступками. В этих качествах самооценки проявляются нормы общества, где под моралью разумеют отражение в общественном и индивидуальном сознании нормы нравственных явлений и поступков.

В отношении к своему делу проявляется инициативность, настойчивость, трудолюбие, добросовестность и др.

По своей форме направленность личности может быть более биологизированная, например, в виде потребностей, биологически отражающих нужду организма, и более социализированная, отражающая духовные потребности личности -интеллектуальные, моральные и эстетические.

Направленность личности связана с другими личностными подструктурами, и ее влияние распространяется не только на знания и опыт личности, ее индивидуальные психические свойства, тип высшей нервной деятельности, но даже на биологические системы организма. Например, великий итальянский просветитель Томмазо Кампанелла за свои убеждения был посажен в каземат. В это время он был тяжело болен острой формой туберкулеза. Однако, благодаря психологической установке и своему мировоззрению (он писал тогда свое знаменитое произведение «Город солнца»), вышел на свободу здоровым. Другой пример, более близкий по времени. Во время войны люди слабого типа (с инертными, неуравновешенными процессами высшей нервной деятельности) вместо «нервных срывов», демонстрировали не только решимость, подвижность, пластичность и переключаемость нервных процессов, но и чудеса героизма.

Опыт личности

Профессиональный и жизненный опыт личности составляет так называемую социально-биологическую подструктуру, в которую входят знания, навыки, умения, привычки. В общем плане опыт определяет культуру человека, в профессиональном - его подготовленность. Рассмотрим их в последовательности, соответствующей степени уменьшения социализации.

Знания - есть система понятий, усвоенных человеком. Физиологическим механизмом приобретения знаний являются условные рефлексы,

то есть система временных связей, в образовании которой ведущее значение имеет аналити-ко-синтетическая деятельность коры головного мозга. Приобретение знаний осуществляется за счет активности процессов мышления и памяти; оно зависит от интереса к самим знаниям, а также от их объема и качества. Поэтому знания оцениваются по широте, глубине, последовательности приобретения и прочности освоения. Догматизм и начетничество противопоказаны творческому усвоению знаний, свобода от шаблона способствует гибкости их использования.

Навыки - автоматизированные компоненты целенаправленной сознательной деятельности. Способность работать автоматизированно, но под контролем сознания, достигается в процессе упражнения. Навыки классифицируются по профессиональным принципам: школьные, студенческие, спортивные, актерские, а также по степени усвоения: сформировавшиеся или нет, простые или сложные, разрозненные и комплексные, стандартные и гибкие, продолжительные или непродолжительные. Навыки могут быть умственные и волевые, сенсорные и двигательные. Навыки образуются неравномерно. Положительное воздействие ранее закрепленных навыков называется переносом, а отрицательное - интерференцией. В первом случае происходит выработка новых динамических стереотипов, являющихся физиологической основой навыков и привычек. Во втором - репродуктивное торможение разрушает навыки, а ассоциативное - затрудняет их выработку. Внутреннее, или условное торможение, то есть угасание неподкрепленных связей, выражается деавтоматизацией навыка. Так, происходит деавтоматизация музыкального навыка у неупражняющегося пианиста, распад двигательного навыка у танцовщицы. Скорость утраты и приобретения навыков зависит от степени их сложности, от возрастных особенностей исполнителя и состояния его нервной системы (усталости или работоспособности), сознательности и мотивов поведения.

Умения - это способность человека на основе знаний и навыков продуктивно, качественно и своевременно выполнять работу в новых условиях. Формирование умений начинается с первичного этапа «проб и ошибок». Вторая фаза характеризуется недостаточно уме-

лой деятельностью, осуществляемой за счет ранее приобретенных, но не специфических для нее умений. На третьем этапе происходит выработка общих умений и переход к четвертому высокоразвитому и высокомотивированному умению. Пятый этап отличается профессиональным мастерством с надежным творческим использованием различных умений.

Привычка - это такие незакрепленные действия, выполнение которых в определенных условиях становится для человека потребностью. Они бывают полезными, неуместными, вредными, угрожающими безопасности человека.

Между подструктурами личности существуют прямые и обратные связи. Духовная устремленность влияет на приобретение жизненного и профессионального опыта.

«Если артист действительно личность, если он человечески богат и неординарен, он будет интересен залу, даже если профессионально он не очень оснащен, потому что человеческое богатство уже само по себе артистично, и наоборот, технологически оснащенный, но духовно бедный человек интереса к себе не вызовет. Закрыться ремеслом, спрятать за ним свою человеческую несостоятельность становится все труднее» (А. А. Гончаров [6]).

Профессиональный опыт накапливается актером в ежедневной репетиционной и творческой практике, а также в ходе восприятия всех видов искусств. Наблюденный опыт - это освоение чужих способов поведения, чужой логики мышления и чувств с помощью собственного наблюдения в качестве очевидца, в отличие от косвенного опыта, приобретаемого из различного информационного материала. Воспроизведение наблюденного поведения осуществляется актером в процессе творческой деятельности, поэтапно, средствами копирования, имитации, подражания и перевоплощения.

Копирование репродуцирует отдельные движения и операции, идет вслед за восприятием, пытаясь продублировать образец в реальном плане. Имитация моделирует физическое действие в условных обстоятельствах. Подражание дает незеркальное субъективное отражение и является индивидуальным способом «присвоения» наблюденного действия в материале психофизической фактуры наблюдателя. На этих этапах решающее значение имеет эмпатия (сочув-

ствие, сопереживание). По нашим данным, эм-патия осуществляется не только на эмотивном уровне (сопереживание), но и на когнитивном (перевоплощение в мысли) и конативном (волевом) уровнях с переходом к внешнему выражению в психомоторике. В. Б. Кисин справедливо выделяет на этом этапе «внутреннюю пластичность» как способность совершать действия «про себя» во всей полноте психофизических ощущений. На стадии «перевоплощения» прогнозируется и воссоздается присвоенная логика поведения и внутренняя жизнь персонажа в ситуациях, непосредственно не наблюдавшихся («в предлагаемых обстоятельствах»).

Перевоплощение реализуется с помощью многократного наблюдения, восприятия и формирования внутренней модели с переходом к внешнедви-гательному активированию психомоторики. Важной чертой перевоплощения в образ является воссоздание сущности многих характеров с рождением новой, многогранной личности в условном материале и в воображенных обстоятельствах.

Сущность и основные показатели темперамента

Биологически обусловленная подструктура личности является одной из ее сторон и проявляется в типе высшей нервной деятельности. Хотя И. П. Павлов отождествлял тип высшей нервной деятельности и темперамент, но они не совсем одинаковы, ибо темперамент включает также соматическую организацию личности, проявляющуюся силой, уравновешенностью и подвижностью личности. С психологической стороны темперамент определяется индивидуальными особенностями эмоциональной возбудимости человека в целом. У одних возбудимость возникает быстро, отличается силой и устойчивостью, у других она слаба и неустойчива. Темперамент проявляется и в целостной системе поведенческих особенностей личности, отражая силу, подвижность и уравновешенность нервной системы.

Тип нервной системы - понятие физиологическое, темперамент - психологическое.

Сангвиник - легко переключающийся, урав-нове-шенный, подвижный тип. Холерик - безудержный тип, неуравновешенный, порывистый, но сильный, склонный к сменам настроений, агрессивный. Флегматик - медлительный, невоз-

мутимый, малоподвижный, инертный, но уравновешенный и сильный, упорный и прилежный в работе. Меланхолик - человек легко ранимый, эмоциональный, чувствительный, неуравновешенный, склонный к глубокому переживанию.

Нельзя сказать, что один темперамент лучше другого. Психорегулирующие воздействия способствуют совершенствованию личностных качеств, преодолению имеющихся недостатков, например: взрывчатости у холерика, непостоянства у сангвиника, индифферентности у флегматика, ранимости у меланхолика. Известно, что черты того или иного типа темперамента не помешали быть великими творцами ни Пушкину (холерик), ни Крылову (флегматик), ни Гоголю (меланхолик).

В качестве иллюстрации можно привести следующий пример. Четыре человека с различными темпераментами опоздали в театр. Холерик вступил в спор с билетером, пытаясь в возбуждении доказать, что он никому не мешает и должен пройти на свое место. Сангвиник, отличающийся сообразительностью и подвижностью, увидел, что есть свободные места на ярусе и поспешил наверх. Флегматик, опоздав, решил, что первый акт неинтересен и пошел в буфет. Меланхолик, проклиная себя за всегдашнее невезение, расстроенный, уехал домой.

Темперамент тесно связан как с особенностями самой личности, так и с характером профессиональной деятельности человека. Типологически малоподвижный студент может производить впечатление не знающего урок; поспешность и импульсивность холерика приводит к ошибочности в ответах; чувствительность меланхолика заставляет задуматься о необходимости проявления по отношению к нему такта. Каждый вид деятельности требует также и своего профессионального ритма. Для творческой деятельности актера благоприятны качества холерика и сангвиника, имеющих быстроту и хорошую подвижность, переключаемость нервных процессов. Впрочем, сценическим обаянием иногда наделены и флегматики.

Каждому темпераменту свойственны свои положительные и отрицательные качества, диалектически связанные между собой. Однако надо отличать темперамент самого актера как личности от темперамента действующего лица, ибо актер, наделенный подвижным от природы

темпераментом, «входит в образ» и живет по законам темперамента своего персонажа.

Главное в профессиональной деятельности режиссера, - пишет А. А. Гончаров, - «совпадение направленности темперамента автора с направленностью темперамента режиссера».

Активность - сердцевина самостоятельности и одно из важнейших условий продуктивной самостоятельной учебной, творческой и профессиональной деятельности.

Формирование самостоятельности - это развитие не индивидуализма, а индивидуальности. Наилучший путь развития самостоятельности человека - это вовлечение в коллективную совместную деятельность. Именно в коллективном труде учебной группы каждый из учащихся получает возможность объективно оценить свои знания, отличить самостоятельность от необоснованной самоуверенности, осознать свои промахи и ошибки. В условиях учебной совместной деятельности творческого коллектива, где один смотрится в другого, как в зеркало, решающую роль играет самостоятельность всего коллектива в целом. Общение с другими людьми создает предпосылки и для самовоспитания, ибо в общении, где имеет место так называемая «социальная перцепция», осуществляется восприятие человека человеком и познание людьми друг друга.

Акцентуации характера

Профессор Берлинского университета К. Леонгард ввел понятие акцентуированных личностей, которое учитывает преувеличение, отклонение от нормы как черт характера, выражающихся в особенностях мыслительной сферы, побуждениях человека, так и темперамента, влияющего на темп и глубину эмоциональных реакций, на реактивные качества личности, в частности, на темп и глубину эмоциональных проявлений.

Заострение некоторых особенностей характера, свойственных подростковому возрасту, может проявляться у человека во взрослом состоянии в виде так называемой акцентуации характера. В процессе взросления черты акцентуаций сглаживаются, что дает основание говорить о преходящих подростковых акцентуациях характера. Некоторые авторы, например, К. Леонгард (1968) вместо термина «акцентуации характера» используют другой: «акценту-

ированная личность». Однако для подросткового возраста целесообразнее пользоваться первым. Кроме того, под термином «акцентуированная личность» нередко подразумевается болезненная личностная деформация.

В рассказах М. Горького немало интересных зарисовок акцентуированных личностей. Так, например, в рассказе «Люди наедине с собою» М. Горький пишет: «...Наблюдая, как ведет себя человек наедине с собою, я вижу его «безумным» - не находя другого слова [7].

Впервые я заметил это еще будучи подростком, клоун Рондаль, англичанин, проходя пустынным коридором цирка мимо зеркала, снял цилиндр и почтительно поклонился своему отражению. В коридоре не было ни души, я сидел в баке для воды над головой Рондаля, он не мог видеть меня, да и я не слышал его шагов, я случайно высунул голову из бака как раз в тот момент, когда клоун раскланивался сам с собой. Потом я сообразил, клоун - да еще и англичанин - человек, ремесло или искусство которого - эксцентризм...

Но я видел, как А. Чехов, сидя в саду у себя, ловил шляпой солнечный луч и пытался - совершенно безуспешно - надеть его на голову вместе со шляпой. И я видел, что неудача раздражает ловца солнечных лучей, - лицо его становилось еще более сердитым. Он кончил тем, что, уныло хлопнув шляпой по колену, резким жестом нахлобучил ее себе на голову, раздраженно отпихнул ногою собаку Тузика, прищурив глаза, искоса взглянул в небо и пошел к дому... Он же долго и старательно пытался засунуть толстый красный карандаш в горлышко крошечной аптекарской склянки...

Л. Н. Толстой тихонько спрашивал ящерицу:

- Хорошо тебе, а?

Она грелась на камне в кустах по дороге в Дюльбер, а он стоял пред нею, засунув за ремень пояса пальцы рук, и, осторожно оглянувшись вокруг, большой человек мира сего сознался ящерице:

- А мне - нехорошо»[8].

В зависимости от степени выраженности, выделяются две степени акцентуации - явная и скрытая.

Явная акцентуация - это крайний вариант нормы с удовлетворительной адаптацией, с временными нарушениями и отклонениями в

поведении, но с постоянной выраженностью заостренных черт характера.

Скрытая акцентуация - обычный вариант нормы со слабо выраженными, заостренными, нервно-психическими расстройствами, проявляющимися лишь при чрезмерных психотрав-мирующих ситуациях.

Акцентуации характера занимают промежуточное положение между нормой и психопатией.

Психопатии отличаются от акцентуаций. Критериями при постановке диагноза психопатии являются тотальность, всеобщность и относительная устойчивость (стабильность) аномальных черт характера, продолжительные нарушения социальной адаптации, склонность к неизбирательной декомпенсации в любых пси-хотравмирующих условиях, к фиксации патологического стереотипа поведения, выходящего за рамки возможного в соответствующей микросоциальной среде.

С помощью психологических сопоставлений, проводимых методом обобщения независимых характеристик (по данным отзывов о работе студентов, составленных преподавателями), и стандартизированным методом исследования личности (СМИЛ), нами выделено четыре типологические группы акцентуированных личностей.

Первый тип - экспрессивный. Это студенты, обладающие экстравертированностью, общительностью, высоким градиентом общения, относительно хорошей приспособляемостью. У лиц экспрессивного типа почти не выявлялась неуспеваемость и нервно-психическая заболеваемость.

Для мышления этих студентов характерны качества, благоприятствующие профессиональному творчеству: умение схватывать суть явления, отыскивать нестандартные решения (дивергент-ность мышления). Лица этого типа преобладают среди студентов творческих вузов (30% студентов ГИТИСа и лишь 12% студентов МФТИ).

Экспрессивный тип не полностью гармоничен, ибо дивергентный характер мышления влияет на все поведение в целом, которое приобретает черты инфантильности и эксцентричности. Неблагоприятными, «угрожающими» особенностями этого типа акцентуаций является постоянное стремление к лидерству и повышенный уровень притязаний. Такие люди склонны также к нарушению режима умственного и твор-

ческого труда, вследствие чего нередко обнаруживают явления умственного эмоционального перенапряжения (гиперфатигации) и неврозов.

Второй тип - импрессивный. Для лиц, принадлежащих к данному типу, характерна интра-вертированность, дистантность, трудности интерперсональных отношений, повышенный самоанализ, тревожность, пониженный темп психической активности, а также высокие показатели тревожной мнительности и низкие показатели оптимизма. У них наблюдаются такие благоприятные качества, как лаконизм мышления, способность переходить от конкретной ситуации и сжатой формулировки к символике, умение улавливать нечеткость чужих формулировок и суждений. Люди этого типа демонстрируют хорошую успеваемость, но они склонны к излишней тревоге, снижению мотивации, уровня притязаний и самооценки, расположены к малоподвижному образу жизни и к нарушению режима отдыха.

Третий тип - импульсивный. К нему относятся инициативные люди, обладающие живостью характера, с колебаниями настроения, недостаточно сдержанные, негибкие в поведенческих реакциях. Они склонны к агрессивности, жесткому нонконформизму, к употреблению алкоголя. Данный тип дает самый высокий процент отчисленных из института - 56%. Среди лиц, учащихся на «хорошо» и «отлично», представители данного типа составляют лишь 19%. У импульсивных лиц чаще развиваются пограничные психические расстройства.

Благоприятными качествами мышления у них являются: малая инерционность, умение мыслить быстро, не подавляя эвристического и инсайтно-го характера мышления. К «угрожающим» качествам этого типа личности относятся: низкий контроль за эмоциями, лабильность установок и уровня притязаний, склонность к срывным реакциям, нарушению, а иногда и полному игнорированию режима умственного и творческого труда.

Четвертый тип - это ригидный тип акцентуированных личностей. Основные свойства: ограничение круга интересов, склонность к кон-венциализму, канонам, ригидность психических процессов, наличие черт упрямства и педантизма, склонность «к срывам» и «отказным» реакциям. Профиль четвертого типа характеризуют высокие показатели ипохондрии, тревоги,

психопатии и низкие показатели оптимизма. Лица, принадлежащие к четвертому типу, демонстрируют такие положительные качества, как инверсионность и реверсивность мышления, умение отыскивать сходное в различных и различное в сходных явлениях.

Среди студентов творческих вузов преобладали акцентуированные личности экспрессивного типа, а среди физико-технических вузов - им-прессивного. Из всех акцентуантов актерского факультета 60% составили лица экспрессивного типа, 30% - импульсивного, 5% - ригидного, 5%

- импрессивного. Из студентов физико-технических вузов 49% всех акцентуантов составляли лица импрессивного типа, 29% - экспрессивного, 14%

- импульсивного и 10% ригидного.

Классификация акцентуаций

А. Е. Личко на основании клинико-психо-логических исследований выделяет следующие типы акцентуации: Г - гипертимный, П - психастенический, Ш - шизоидный, Э - эпилепто-идный, Ц - циклоидный, Л - эмоционально-лабильный, С - сензитивный, А - астенонев-ротический, Н - неустойчивый, Р - паранойяльный, И - истероидный, К - конформный. Среди обследованных нами студентов актерских факультетов театральных вузов преобладающими были - циклоидный, истероидный, конформный, эмоционально-лабильный типы; у студентов технических вузов преобладали шизоидный, паранойяльный, психастенический типы. Таким образом, исследование специфического контингента актеров позволяет согласиться с правомочностью выделения Леонгардом демонстративного типа личности.

Приведем краткие характеристики типов акцентуаций, иллюстрируя их с помощью рассказа М. Горького «Чужие люди».

1. Гипертимный тип - отличается неугомонностью, шумливостью, подвижностью, общительностью, склонностью к озорству, неусидчивостью, приподнятым настроением. Им свойственна переоценка собственной личности, тяга к компаниям, подчас асоциальным.

2. Акцентуации по психастеническому типу выражаются в повышенном самоанализе и самобичевании, робости, тревожной мнительности, «умственной жвачке», навязчивых страхах, моторной неловкости и нерешительно-

сти. «Страшны черти колокольного звона. Они влекут к распутству и даже внешне напоминают женский орган... но еще страшнее черти лунных ночей. Это - пузыри. Они двигаются только по вертикали, вверх и вниз, и внушают человеку навязчивые мысли».

3. Шизоидному типу свойственны раздвоенность, замкнутость (аутизм), эмоциональная холодность, трудности в межличностных отношениях, склонность к вычурной фантазии, символике, «философской интоксикации». В качестве коммуникативного допинга используется алкоголь. Шизоиды обнаруживают неуклюжесть и вычурность в психомоторной сфере, раздвоенность сознания:

«Драповые черти напоминают формой своей гвозди с раздвоенным острием. Они в черных шляпах, лица у них зеленоватые и распространяют дымный, фосфорический свет. Они двигаются прыжками, напоминая ход шахматного коня. В мозгу человека они зажигают синие огни безумия».

4. При эпилептоидном типе акцентуации злобная гневность и жестокость уживаются с бережливостью, педантизмом и аккуратностью, повышенной ревнивостью, стремлением к властвованию. Алкогольное опьянение усиливает агрессию и сопровождается беспамятством, садомазохистскими наклонностями. «Животная сила этих людей не удивляла меня, - быки и жеребцы сильнее. Но было жутко наблюдать нечто враждебное в их отношении к женщинам, красотою которых они - только что - почти благоговейно восхищались. В их сладострастии я чувствовал примесь изощренной мести, и казалось, что эта месть возникает из отчаяния, из невозможности опустошить себя, освободить от чего-то, что угнетало и уродовало их. В каждом из них жило, ворочалось что-то темное, страшное. Женщины визжали от боли их укусов и щипков, но принимали жестокость как неизбежное, даже как приятное».

5. Циклоидному типу свойственна склонность к колебаниям настроения: период подъема с активностью, шутливостью, склонностью к алкоголизации (до 1 -2 недель) может сменяться понижением настроения до степени, не доходящей до истинной депрессии (субдепрессия). Мелкие неприятности тогда переносятся

тяжело. Появляются вялость, скука, разбитость, стремление к одиночеству.

«Есть, например, черти лиловые; они бесформенны, подобны слизнякам, двигаются медленно, как улитки, и полупрозрачны. Они занимаются распространением скуки. От них исходит кислый запах и на душе делается сумрачно».

6. Главной чертой лабильного типа является крайняя неустойчивость настроения, меняющегося от ничтожного повода. Это «люди настроения в данный момент», чуткие к знакам внимания, привязанные к родным и близким. У лабильных циклоидов фаза упадка короче (1-2 дня).

7. Сензитивный тип отличается впечатлительностью, тягой к интеллектуально-эстетическим увлечениям, переживанием своей неполноценности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высмеивая свою сензитивность, М. Горький так описывает встречу с В. Короленко, который обнаружил стилистические недостатки в произведениях молодого писателя: «Оказалось, что в моей поэме кто-то сидит «орлом» на развалинах храма. Место мало подходящее для такой позы, и она не столько величественна, как неприлична,-сказал Короленко, улыбаясь. Вот он нашел еще «описку», еще и еще. Я был раздавлен обилием их и, должно быть, покраснел, как раскаленный уголь. Заметив мое состояние, Короленко, смеясь, рассказал мне о каких-то ошибках Глеба Успенского, это было великодушно, а я уже ничего не слушал и не понимал, желал только одного - бежать от срама. Известно, что литераторы и актеры самолюбивы, как пуделя. Я ушел и несколько дней прожил в мрачном угнетенном духе».

8. Астеноневротический тип проявляется капризностью, раздражительностью, плохим сном и аппетитом, ипохондрией.

9. Неустойчивый тип характеризуется легкой подчиняемостью, безынициативностью. Эти лица часто попадают в сомнительные компании, склонны к отклоняющемуся (делинквен-тному) поведению, азартным играм, удовольствиям, праздному безделью.

10. Паранойяльная акцентуация характеризуется чрезмерной подозрительностью, напряженностью, недоверчивостью.

11. Истероидный тип отличается эгоцентризмом, стремлением во что бы то ни стало обратить на себя внимание. Представители это-

го типа любят выслушивать только похвалу в свой адрес, часто претендуя на роль лидера. Однако чувства их неглубоки, воля ослаблена, авторитет невысок, тем более, что они склонны к патологическому фантазированию и лжи. Если на первое место у истероидных личностей выступает стремление вызвать удивление и почитание, а также демонстративность поступков, то можно говорить о демонстративной (К. Леонгард) разновидности этого типа акцентуации. Во всех поступках такого типа наблюдается явная наигранность, неестественность, и позерство, даже в интимной сфере.

12. Конформный тип акцентуации характеризуется растворением личности в окружающих. Эти лица мимикрируют под любое окружение, поэтому, попав в хороший микросоциальный коллектив, они могут стать исполнительными работниками, в ином случае могут нарушать нормы поведения (например, «за компанию» спиваются).

Конформист, говоря словами М. Горького, тип «героя на час», который способен организовать народное движение, а потом - «спиться с круга», «скормить себя вшам» [9].

Если у одного и того же индивидуума встречаются сочетания нескольких черт, то говорят о смешанном типе акцентуации характера.

Когда профессия накладывает определенный отпечаток на поведение человека и на всю его личность в целом, то говорят о профессиональной акцентуации. Сюда входит и так называемый «профессиональный кретинизм», под которым образно подразумевают ограниченность диапазона познаний специалиста в силу односторонней профессиональной устремленности. К профессиональной акцентуации относится профессиональная одержимость. Не случайно Антонен Арто сравнивает актера, одержимого творчеством, с зачумленным: «Сходство между зачумленным, бегущим в бреду за видениями, и актером, в погоне за впечатлительно-

стью, человеком, который в бреду вообразил себе образы и воплощает их перед публикой, превращает театральное действие в настоящую эпидемию». А далее он справедливо добавляет: «Чтобы актер, доведенный до бешенства, удержался от преступления, надо больше добродетели, чем преступнику отваги для его свершения».

Одержимость делает актера акцентуированной личностью, но одержимость может быть великолепным качеством. Таким был, например, Дон Кихот.

Примечания:

1. Гончаров, А.А. Режиссерские тетради / А.А. Гончаров. - М., ВТО, 1980.- С. 312.

2. Басин, Е.Я. Сб.; Методология современного искусствознания / Е.Я. Басин. - М., 1983.- С. 83.

3. Резвицкий, И.И. Философские основы теории индивидуальности / И.И. Резвицкий. - Л., 1973.- С.14

4. Фейербах, Л. Соб. соч / Л. Фейербах. - М., 1967, т. 2.-С. 143.

5. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М., Искусство, 1979.- С. 423.

6. Гончаров, А.А. Режиссерские тетради / А.А. Гончаров. - М., ВТО, 1980.- С. 136.

7. Горький, М. Люди наедине с собой. Соб.соч / М. Горький. - М., ГИХЛ, 1951,т. 15.- С. 285.

8. Горький, М. Соб.соч / М. Горький. - М., ГИХЛ, 1951.т. 15.- С. 8

9. Горький, М. Соб.соч / М.Горький. - М., ГИХЛ, 1951.т. 15.- С. 33

10. Психогигиена творческого труда актера // Руководство по психотерапии. Ташкент: Медицина.- 1985.-С.125-129.

11. Психогигиена обучения. Опыт системного исследования // Социальная психология и общественная практика / Под ред. Е.В. Шороховой и В.П. Левкович. М.: Наука.- 1985.- С. 90-102.

12. Как овладеть элементами театральной педагогики / / Учителю о педагогической технике. М.: Педагогика.-1987.- С. 102-107.

13. Психология: личность, творчество, регуляция состояний (учебник для театральных ВУЗов), М.: Изд-во «Импринт»,- 1993.

14. Психология: личность, творчество, регуляция состояний (Руководство по театральной и паратеатральной психологии).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.