4. Informatsionnoe pravo: Uchebnik / Pod red. akad. RAN B. N. Topomina. SPb., 2005. 725 s.
5. Kerimov D. A. Potrebnost', interes i pravo: K voprosu ob objektivnom i subjektivnom v prave // Pra-vovedenie. 1971. № 4. S. 95-103.
6. Kolokol'tsev V A. Obespechenie gosudarstvennyh interesov Rossii v kontekste kontseptsii natsion-al'noj bezopasnosti: Avtoref. dis. ... d-ra urid. nauk. SPb., 2005. 53 s.
7. KustarevA. Gosudarstvennyj suverenitet v uslovijah globalizacii // Pro et Contra. — 2006. T. 10. № 4. S. 72-88
8. Lashkov E. A. Institutsional'no-pravovoe oformlenie natsional'nyh interesov v postsovetskoj Rossii :Avtoref. dis. ... kand. urid. nauk. Rostov n/D, 2006. 30 s.
9. Lopatin V N. Informatsionnaja bezopasnost' Rossii: Chelovek; Obshchestvo; Gosudarstvo SPb.: MVD Rossii; Sankt-Peterburgskij universitet, 2000. 424 s.
10. Ozhegov S. I. Slovar' russkogo jazyka / Pod red. N. Ju. Shvedovoj. M., 1984. 816 s.
11. Panarin S. Bezopasnost' i jetnicheskaja migratsija v Rossiju // Pro et Contra. 1998. T. 3. № 4.
S. 5-27.
12. Pappje Ja. Parusnik v otkrytom more // Pro et Contra. 1998. T. 3. №4. S. 28-44.
13. Poljakova T. A. Pravovoe obespechenie informatsionnoj bezopasnosti pri postroenii informatsion-nogo obshchestva v Rossii: Avtoref. dis. ... d-ra jurid. nauk. M., 2008. 38 s.
14. Prosvirnin Ju. G. Aktual'nye problemy gosudarstva i prava v uslovijah informatizatsii obshchestva // Pravovaja nauka i reforma uridicheskogo obrazovanija. Voronezh, 2004. Vyp. 16. S. 214-224.
15. Stepashin S. V. Teoretiko-pravovye aspekty obespechenija bezopasnosti Rossijskoj Federatsii: Avtoref. dis. ... d-ra jurid. nauk. SPb., 1994. 42 s.
16. Studenikina S. V. Natsional'nye interesy v pravovoj politike Rossii: Avtoref. dis. ... kand.jurid. nauk. Rostov n/D, 2009. 23 s.
17. SuvorovM. A. Administrativnoe proizvodstvo: ponjatie, vidy, klassifikatsija // Sibirskij uridicheskij vestnik. 2002. № 3. S. 25-32.
18. Tiunova L. B. Problema obshchesotsial'noj bezopasnosti i pravovaja gosudarstvennost' // Pravove-denie. 1991. № 5. S. 23-33.
19. Tkachenko M. A. Juridicheskaja zawita nacional'nyh interesov Rossii v novom geojekonomicheskom poijadke: Dis. ... kand. urid. nauk. Rostov n/D, 2009. 27 s.
20. Jarochkin V I., Buzanova Ja. V. Teorija bezopasnosti. M., 2005. 176 s.
21. Emerging Electronic Highways: New Challenges for Politics and Law / Ed. by V. Bekkers. London, 1996. 187 p.
И. Е. Пиков
УЧЁТ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА И ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА
В ПРОЦЕССЕ ЕГО ДОПРОСА
Обосновывается целесообразность учета особенностей темперамента и характера человека в процессе его допроса. Описываются основные типы темперамента и акцентуаций характера, а также способы их диагностики.
Ключевые слова: характер, темперамент, диагностика, допрос.
I. Pikov
Taking into Account the Person’s Temperament and Character in the Process of Interrogation
It is argued that it is reasonable to take into account the person’s temperament and character in the process of interrogation. The types of temperament and character accentuations, and the ways of diagnosing them are described.
Keywords: character, temperament, diagnostics, interrogation
Личность человека — сложное и многомерное явление, его можно определить совокупностью врожденных и социальных качеств. Так, по определению П. И. Немова, «Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих» [9, с. 77]. Как правило, в структуру личности обычно включают: темперамент, характер, волевые качества, способности, социальные установки и мотивационный компонент.
Для научного обоснования подхода к анализу свойств личности допрашиваемого, лицу, проводящему допрос, необходимо уметь хорошо разбираться в проблемах психологии личности.
Личностные качества в самом общем виде, по мнению М. И. Еникеева [3, с. 114], определяются рядом взаимосвязанных психических особенностей: 1) направленностью личности — ее иерархически организованной ценностной системой; 2) природно-обусловленными особенностями психической регуляции — темпераментом; 3) устойчивыми, приобретенными в социальных условиях способами регуляции поведения
— характером; 4) социально-статусными психическими проявлениями.
Изучая личность допрашиваемого человека, в первую очередь необходимо обращать внимание на те её компоненты, которые были даны с рождения, в том числе на темперамент. «Темперамент является биологическим фундаментом, на котором формируется личность как социальное существо» [2, с. 198]. Как правило, он отображает динамические аспекты поведения человека, в основном — врожденного характера. В связи с этим особенности темперамента важно учитывать как при допросе обвиняемых, так и при допросе свидетелей или потерпевших. Учет особенностей неко-
торых видов темпераментов допрашиваемых позволит спрогнозировать их поведение на допросе.
Сангвиник. Основным его стремлением является импульс к наслаждению, связанный с небольшой экспансивностью чувств и с их короткой продолжительностью. Как правило, увлекается тем, что ему нравится. Его склонности неустойчивы, и на них не стоит слишком полагаться. Являясь доверчивым и легковерным, он любит начинать строить проекты, но вскоре их бросает. В то же время он быстро адаптируется к переменным условиям среды, также для него характерна высокая сопротивляемость трудностям. Сангвиник очень общителен и подвижен. Он легко сходится с новыми людьми, может становиться лидером, однако в общении постоянством не отличается. В ходе следственных мероприятий необходимо учитывать, что нахождение в изоляции, лишение широкого круга контактов и, как следствие, безделье может вызвать у него бурную аффективную реакцию. При постоянном возбуждении и наличии множества интересных занятий сангвиник энергичен, при их отсутствии становится вялым и скучным. Во избежание этого перед ним нужно постоянно ставить новые задачи, требующие внимания и сосредоточенности. У него сильная, уравновешенная нервная система, он имеет оптимально сбалансированные волевые и коммуникативные качества.
Холерик. Он, как правило, находится под воздействием страстей, обладает силой и энергией, возрастающими даже от незначительного препятствия. Сила его мстительности и честолюбия зачастую не знают предела. Обычно действует быстро, практически не размышляя. Процессы возбуждения в его нервной системе превалируют над торможением. Имея большую жизненную энергию, холерик, как правило, испытывает дефицит самообладания, вследствие чего вспыльчив и несдержан. Неуравновешенность нервной системы холерика определя-
ет цикличность в смене его активности и бодрости. Этому типу людей нелегко дается деятельность, которая требует плавных движений, спокойного, неторопливого темпа; он обязательно будет проявлять нетерпение, порывистость и резкость в движениях. В общении несдержан, криклив, необуздан, вспыльчив. По сравнению с сангвиником он более инертен и менее пластичен, отличается при этом малой чувствительностью, высокой активностью и реактивностью. Холерику, имея сильную неуравновешенную нервную систему, трудно бороться с самим собой. Такие люди вспыльчивы, не умеют ждать, сдерживать свои желания, терпеть. У них легко появляется агрессивность и раздражительность.
Флегматик — человек сдержанный и хладнокровный, ему не требуется прилагать существенных усилий, для того чтобы управлять своими чувствами. Он сначала все тщательно взвешивает и обдумывает, поэтому ему легче, чем другим, удержаться от быстрого решения. Флегматик редко жалуется, трудно раздражается, терпеливо переносит свои неприятности, но при этом не понимает страданий других людей. Этот человек реагирует медленно и спокойно, он не склонен к смене окружающих его людей. Успешно сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям. Флегматик всегда отличается выдержкой и самообладанием, это ровный и спокойный человек. Его интонации и мимика не выразительны и однообразны, даже о своих чувствах он говорит недостаточно эмоционально, что часто сильно затрудняет общение с ним. Человек с таким темпераментом медленно и нелегко сходится с новыми людьми, не сразу начинает вступать с ними в беседу, обращаться к ним с какими-нибудь вопросами. Ему свойственна замедленная реакция во время общения, он долго может общаться с одними и теми же людьми. Флегматик при значительных неприятностях остается внешне спокойным, что, однако, совсем не означает, что это всепрощающий и совер-
шенно безопасный человек. Как конденсатор, он долго поглощает, впитывая и накапливая в себе энергию неудовольствий, но при достижении определенного предела за этим может последовать «разряд», зачастую весьма неожиданный для его собеседника. Характерная для флегматика высокая активность значительно преобладает над его реактивностью. Его трудно рассмешить или опечалить, так как он обладает малой эмоциональностью и чувствительностью. Как правило, у него бедная мимика, движения не выразительны, медленные речь и темп движений. Он не находчив, трудно переключает внимание, медленно адаптируется при смене обстановки и также не быстро перестраивает привычки и навыки. При этом он упорен и работоспособен. Отличается самообладанием, выдержкой и терпеливостью. Обычно он интроверт, с трудом сходится с новыми людьми, слабо откликается на новые впечатления. При попадании в новое окружение он, вероятнее всего, отгородится от других и замкнется в себе, предпочтя одиночество. Однако в обстановке с вынужденным ограничением социальных контактов выдерживает эти условия довольно стойко за счет погружения во внутренний мир фантазий и размышлений. Как стратег он намного лучше, чем тактик, что обусловлено у него нехваткой лабильности. У флегматика сильная, уравновешенная, но при этом инертная нервная система.
У меланхолика доминирующей наклонностью является грусть. Его желания несут в себе печальный оттенок, ему невыносимы собственные страдания, но они лучше любых утешений. У меланхолика слабый тип нервной системы, для него характерно быстрое падение работоспособности, он нуждается в длительном отдыхе, реагирует даже на небольшие воздействия, слишком эмоционально реагирует на трудности. Люди с таким темпераментом не выносят резких или длительных напряжений, легко плачут, пугливы, среди них многим присуща повышенная внушаемость. Меланхоли-
ки часто заторможены и пассивны, так как плохо умеют сопротивляться влиянию мощных стимулов, воздействие которых также может повлечь нарушение поведения. В поведении меланхоликов часто наблюдается беспокойство и боязливость, пониженная выносливость, тревожная слабость. Новые люди и новая обстановка вызывают страх, меланхоличный человек смущается, теряется, из-за этого опасается контактировать с другими людьми, уединяется, замыкается в себе. Этот тип людей характеризуется малой реактивностью и высокой чувствительностью. Любой незначительный повод при повышенной чувствительности и большой инертности может вызывать у меланхолика слезы. У него тихий голос, движения и мимика бедны и невыразительны. Он болезненно чувствителен и слишком обидчив, как правило, робок, не уверен в себе, даже при малом затруднении в решении проблем опускает руки. Для людей с таким типом нервной системы характерны заторможенность всех психических процессов, неустойчивость внимания, по большей части они интроверты [2, с. 237].
Знание темперамента, присущего человеку, дает возможность спрогнозировать вероятную динамику его поведения — общительность, замкнутость, уравновешенность, эмоциональную устойчивость или неустойчивость, толерантность — и направить его поведение внутрь, если он интроверт, или вовне, если он экстраверт.
Темперамент человека связан с его характером. Он проявляет себя во внешней форме выражения характера и накладывает своеобразный отпечаток на проявление характера. Темперамент проявляет личность со стороны ее динамических свойств, характер — со стороны ее содержания.
Характер отличается от темперамента тем, что возникает и формируется в процессе жизни человека, в его совместной деятельности и общении с другими людьми. Характер человека взаимосвязан с его потребностями, интересами и больше всего
выражается в том, что важно для человека. Объединяясь и взаимодействуя между собой, все психические качества личности создают характер, который является индивидуальным сочетанием устойчивых психических особенностей человека, определяющих в конкретных ситуациях типичные способы его поведения и жизнедеятельности.
Характер человека — это одновременно и изменяющееся, и устойчивое образование. Изменяющееся — из-за того, что сами черты характера могут меняться при воздействии внешних факторов (профессиональной активности, условий жизнедеятельности и т. п.). Устойчивое — в связи с тем, что черты характера являются причиной определенного поведения индивида.
Для изучения характера имеется ряд подходов. Некоторые из них рассматривают характер как комплекс основных особенностей в поведении личности. Изучение свойств характера дает возможность выделить четыре крупных блока свойств, которые характеризуют отношение человека к различным сторонам жизни:
- отношение к людям — откровенность, общительность, доброта, чуткость, застенчивость, замкнутость, властолюбие, высокомерие и т. п.;
- отношение к деятельности — трудолюбие, добросовестность, небрежность, инициативность, безответственность, консерватизм и т. п.;
- отношение к общественной и личной собственности — бережливость, аккуратность, неряшливость, экономность, скупость и т. п.;
- отношение к себе — самокритичность, скромность, требовательность, самоуверенность, самолюбие, эгоизм, тщеславие и т. д.
На протяжении всей истории изучения характера неоднократно принимались попытки построить его типологию. Все попытки исходили из ряда общих идей: формирование характера человека происходит индивидуально, довольно рано, и в течение
остальной жизни человека проявляется в более или менее устойчивой форме.
Составляющие характер человека сочетания личностных особенностей не являются случайными. Они создают хорошо различаемые типы, которые позволяют выявлять и строить типологию характеров. На основании такой типологии большинство людей можно разделить на группы. В частности, Э. Кречмером [4, с. 53] было выделено и описано три чаще других встречающихся типа строения тела или конституции человека: пикнический, атлетический, астенический. Не имея должного научного основания, он каждый из указанных типов связал с особым типом характера.
Несмотря на то, что типология Кречмера строилась умозрительно, в ней содержался ряд жизненно правдивых наблюдений. Позже было обнаружено, что у людей, имеющих определенный тип строения тела, имеется склонность к заболеваниям, сопровождающихся акцентуациями соответственных черт характера. Позднее классификации характеров строились, как правило, на описании этих акцентуаций. Одна из них была предложена известным отечественным психиатром А. Е. Личко [7, с. 32]. Он предложил патохарактерологический диагностический опросник, который считается типологическим подходом к исследованию личности.
Наиболее близкой к классификации, предложенной А. Е. Личко, является разработанная немецким ученым К. Леонгардом типология характеров [6, с. 421]. На ее основании все свойства личности можно разделить на основные и дополнительные. Предложенный Леонгардом характерологический опросник позволяет выделить один из 10 типов акцентуаций, произвольно поделенных на две группы: акцентуации характера и акцентуации темперамента.
Ведущее место в психодиагностических исследованиях среди других личностных опросников, использующихся для анализа характера и темперамента, занимает миннесотский многоаспектный личностный оп-
росник (Minnesota Multiphasic Personaliti Inventory, MMPI). Его в 1940 году предложили С. Хатуэем и Дж. Маккнили. В указанном опроснике реализован типологический подход в изучении личности [10, с. 95].
Существуют также его сокращенные варианты. К одному из наиболее известных относится Мини-Мульт, который состоит из 71 утверждения, отобранного из MMPI при помощи факторного анализа.
Все опросники эффективны в том случае, если тот, кто изучает характер, не знаком с тем, чей характер он изучает (это часто бывает в ситуации между следователем и допрашиваемым), и для изучения характера другие возможности отсутствуют. Имеющиеся в литературе данные свидетельствуют о том, что лучше всего характер можно изучить, лично зная человека продолжительное время и общаясь с ним.
Так, Н. Д. Левитов к методам изучения характера относит: наблюдение, эксперимент, самонаблюдение и самоанализ, анализ продуктов деятельности, анкету, беседу, свободное сочинение. К источникам познания характера, по его мнению, относятся: письма, дневники, автобиографии, биографии, мемуары, художественные произведения [5, с. 209].
По мнению Леонгарда, к важнейшему средству определения особенностей человека также относится наблюдение за реакциями во время беседы и за его поведением в разных ситуациях — дома, на работе, в кругу друзей, в больших или малых группах людей. В таких ситуациях необходимо обращать особое внимание на интонации, жестикуляцию и мимику, которые дают возможность определить, соответствуют ли содержания высказываний человека его истинным переживаниям [6, с. 153].
Леонгард считал, что методы наблюдения и выяснения фактов более достоверны, чем тесты или вопросники, которые возможно использовать, но с некоторыми оговорками. Так как важно не только то, что отвечает человек на заданный вопрос, а то,
как он отвечает, понят ли вопрос, в каком контексте дается ответ.
Самой характерной чертой методик диагностики характера является возможность его диагностики через определение акцентуаций, то есть через чрезмерное усиление некоторых свойств характера, вследствие чего отмечаются находящиеся в пределах нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Некоторыми опросниками выявляются не только акцентуации характера, но также и акцентуации темперамента. Характер влияет на направление интересов человека, а также на форму его реакций. Темперамент оказывает влияние на темп и глубину эмоциональных реакций. Темперамент и характер не имеют четкой границы. Подробное изучение и анализ темперамента и акцентуаций характера дает возможность выявить и стимулировать позитивные акцентуации человека для их активизирования и использования в линии поведения индивида в процессе его допроса.
Допрашиваемые с более сильной разновидностью высшей нервной системы (флегматик, холерик, сангвиник) к внешним воздействиям более устойчивы. В свою очередь меланхолики при допросе, обладая более слабым типом высшей нервной системы, намного более сензитивны и более восприимчивы к эмоционально-этическим воздействиям.
Анализируя особенности темпераментов индивидов по параметру «неуравновешенность — уравновешенность» нервных процессов, нужно иметь в виду, что более вспыльчивы, категоричны в суждениях, более импульсивны и менее переключаемы возбудимые типы (меланхолики, холерики). Флегматик, имеющий тормозной тип темперамента, более вынослив, спокоен, но в то же время и более стандартен в выборе тактической линии поведения, в оценках, суждениях [3, с. 72]. Сангвиников отличает нервная выносливость, устойчивость настроения.
По мнению И. М. Мостовой, следователю, для того чтобы успешно провести допрос, необходимо подготовиться к нему. При этом создание информационной базы допроса является одной из главных задач, стоящих перед следователем. Изучая личность допрашиваемого, следователь устанавливает социально положительные и социально негативные личностные качества, выполняемые им социальные роли и его социальный статус; при возможности — выясняет особенности темперамента, которые дают возможность судить о динамике поведения лица (эмоциональная устойчивость или неустойчивость, уравновешенность, общительность, замкнутость и т. д.) [8, с. 82].
Все это необходимо учитывать, готовясь к допросу и планируя его.
При допросе человека сильного и подвижного типа (сангвиник или холерик) ритм, темп допроса и его напряженность могут быть довольно высокими, переход между темами допроса может осуществляться без какой-либо подготовки. При допросе флегматика как человека сильного, уравновешенного, инертного типа, необходимо учитывать такую его динамическую характеристику, как медлительность, сочетающуюся с силой нервных процессов, так как у людей таких типов — относительно длительное время «втягивания». В связи с этим динамика допроса флегматика характеризуется сравнительно большой вводной частью, медленным переходом от обсуждения одного эпизода к другому, относительно замедленным ритмом беседы.
Допрашиваемые, имеющие слабый тип темперамента, во время допроса нуждаются в особом подходе. Необходимо учитывать, что слабые нервные системы совмещают в себе повышенную чувствительность, в связи с чем меланхолик более чувствительно, чем обладатели других типов нервной системы, реагирует на порицание или похвалу в свой адрес. Одной из характерных реакций на возникающие различные жизненные
трудности у меланхолика является склонность к охранительному запредельному торможению (в обычной жизни у людей с таким темпераментом это выражается в так называемом «экзаменационном ступоре»). У меланхолика при высоких темпах допроса в сопровождении с напряженностью может появиться состояние апатии и вялости [1, с. 319].
В данной статье нам удалось затронуть лишь некоторые аспекты учёта особенностей личности человека при производстве его допроса. Очевидно, дальнейшие исследования, проводимые в этом направлении, позволят существенно оптимизировать получение информации в процессе данного следственного действия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васильев В. Л. Юридическая психология. СПб., 1997. С. 491.
2. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. СПб., 1997. С. 377.
3. ЕникеевМ. И. Юридическая психология: Учебник для вузов. М., 2001. С. 162.
4. Кречмер Э. Строение тела и характер. М.: ЭКСМО, 2001. 336 с.
5. Левитов Н. Д. Вопросы психологии характера. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2009. 296 с.
6. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов н/Д: Феникс, 2000. 544 с.
7. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб.: Речь, 2010. 256 с.
8. Мостовая И. М. Юридическая психология. Киев: Вира-Р, 1998. С. 78-84.
9. Немов П. И. Общая психология: В 2 т. М., 1989. 350 с.
10. Собчик Л. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ (ММР1): Практическое руководство. М.: Речь, 2007. 224 с.
REFERENCES
1. Vasil'ev V L. Juridicheskaja psihologija. SPb., 1997. S. 491.
2. Granovskaja R. M. Jelementy prakticheskoj psihologii. SPb., 1997. S. 377.
3. EnikeevM. I. Juridicheskaja psihologija: Uchebnik dlja vuzov. M., 2001. S. 162.
4. Krechmer Je. Stroenie tela i harakter. M.: EKSMO, 2001. 336 s.
5. Levitov N. D. Voprosy psihologii haraktera. SPb.: Izd-vo Sankt-Peterburgskogo universiteta, 2009.
296 s.
6. LeongardK. Aktsentuirovannye lichnosti. Rostov n/D: Feniks, 2000. 544 s.
7. LichkoA. E. Psihopatii i aktsentuatsii haraktera u podrostkov. SPb.: Rech', 2010. 256 s.
8. Mostovaja I. M. Juridicheskaja psihologija. Kiev: Vira-R, 1998. S. 78-84.
9. NemovP. I. Obshchaja psihologija: V 2 t. M., 1989. 350 s.
10. Sobchik L. N. Standartizirovannyj mnogofaktornyj metod issledovanija lichnosti SMIL (MMPI): Prakticheskoe rukovodstvo. M.: Rech', 2007. 224 s.