Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
114
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Игнатова Т.В., Вдовина Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ»

Игнатова Т.В. магистрант кафедра психологии Вдовина Н.А., к псих. н.

доцент кафедра психологии Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева Россия, г. Саранск ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ

В связи с развитием общественного строя, выведения экономики на новый уровень ежедневно происходить работа по развитию каждого индивида в социуме. Подвергаются изменениям социальные, экономические и духовные ценности, имеющие непосредственное влияние на жизнь человека. Творческая жизненная установка помогает справиться с меняющимися обстоятельствами, трансформировать их в решаемые задачи. Развитие творчества дает такие качества и способности, которые необходимы ребенку, чтобы иметь дело с неизвестными ситуациями и переменами и осознанно с ними справляться. Творческий ребенок находится в постоянном контакте с окружающим миром и принимает в нем живое участие.

Развитие креативности напрямую связано с развитием наук, культуры и общества. Важной задачей педагогов и психологов является помощь в открытие в себе у ребенка творческих задатков и их неуклонное развивать. Особенно необходимо проявить заботу о детях подросткового возраста, так как именно их интеллектуальные и творческие достижения имеют не просто личностный, а социальный смысл [2].

Теоретические предпосылки для изучения природы креативности, возможностей ее развития и диагностики были созданы благодаря успехам возрастной, дифференциальной, педагогической, генетической психологии, психологии развития и психологии личности. Исследования, проведенные в различных областях, помогли дать научное определение креативности как сложного, многокомпонентного психологического явления, которое нельзя отделить от целостной личности человека.

Современные представления о креативности предполагают связь человека с культурой, как результат его творческой деятельности, что способствует личностному развитию. В результате проведенного анализа, мы определяем понятие креативность как интегральное свойство личности, определяющее возможности социального взаимодействия между людьми, при которой специфическим свойством процесса, продукта и личности является их оригинальность мышления.

Включаясь в креативный процесс, человек активизируется в креативной среде, приобретая черты креативной личности и затем актуализируясь в креативном продукте [1].

Именно креативность как «черта творчества» может объяснить продуктивность введения иного способа восприятия мира, переработки информации. В психологических словарях креативность (от английского слова «creativity») рассматривается как уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Креативность - это способность творить, создавать, привносить что-то новое в этот мир. В своё время изучением креативности занимались такие выдающиеся психологи, как 3. Фрейд, К. Роджерс, Дж. Гилфорд, Э. Торренс, Р. Стернберг, Т. Амабайл, Я. А. Пономарев, Д. Б. Богоявленская, A. M. Матюшкин, С. Л. Рубинштейн, А. Маслоу, Б. М. Теплов, В. Ф. Вишнякова, Р. Мэй, Ф. Баррон, Д. Харрингтон и другие. В то же время, понятие креативности в данный момент нельзя назвать четко определенным и устоявшимся как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях [4].

Главная особенность подросткового возраста - это осознание собственной индивидуальности непохожести, неповторимости. Для старшеклассников личностные качества становятся особой ценностью. Также важны ситуации, связанные с напряжением и риском. Заметное развитие получают волевые черты характера и усиление индивидуальных различий между подростками. Если весьма значительная часть учащихся характеризуется отсутствием интереса к познавательной деятельности, то существует и другая часть подростков, которая проявляет подлинный интерес к творчеству и учебе. Старшеклассник может осознано ставить перед собой творческую или учебную задачу, выполнять её. Соответственно, одним из важнейших направлений работы становится побуждение подростка к принятию такого решения.

Подростковый возраст является переходным от детства к взрослости. В этот период увеличивается внимание к себе, своим физическим особенностям, обостряется реакция на мнения окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. В подростковый период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования. Это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, обретение новой социальной позиции. Вместе с тем теряется детское мироощущение, появляется чувство тревожности и психологического дискомфорта [3, с. 14].

Специфическими свойствами креативного процесса, продукта и личности являются их оригинальность, состоятельность, валидность, адекватность задаче. Креативные продукты могут быть очень различны по природе: новое решение проблемы в математике, открытие химического процесса, создание музыки, картины или поэмы, новой философской или религиозной системы, инновация в юриспруденции, свежее решение социальных проблем и др.

Вопросом того, что подростковый возраст важен для развития креативности человека как период самовоспитания, саморазвития, самовыражения, т. е. как период становления личности, занимались такие

ученые как Е. Д Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. И. Слободчиков, Д. И. Фельдштейн, Б. Г. Цукерман, Д. Б. Эльконин. Подросток начинает осознавать себя в своей целостности, способности к саморазвитию и творчеству. Кроме того, именно в подростковом возрасте происходит развитие креативности как способности к творчеству, связанной с определённой сферой человеческой деятельности [3, с. 217]. В то же время большинство школьных учебных заведений не столько развивает личность будущего творца, сколько формирует инструментальные навыки. В результате появляются хорошие исполнители, а не творческие личности.

В учебно-воспитательном процессе редко учитывается, что именно в подростковом возрасте создаются и реализуются новые (по сравнению с предшествующими периодами развития) возможности развития личности. Уже в десять лет ребёнок проявляет стремление к самостоятельности и потребность в признании этой самостоятельности во взрослом мире. Возникающее в подростковом возрасте «чувство взрослости» приводит к появлению потребности в расширении возможностей самовыражения. По утверждению Е. Яковлевой, творческое самовыражение есть проявление индивидуальности через выражение чувств, адекватное ситуации и самому чувству [4, с. 12].

На подростковом этапе главным показателем изменения психического состояния является потребность в самостоятельности и самоутверждении, в индивидуальном подходе к решению поставленных задач. Особенно явно это проявляется у подростков с преобладанием креативного компонента мышления, включенных в традиционный процесс обучения. В старшем школьном возрасте педагоги отмечают резкое снижение у школьников уровня мотивации к обучению в традиционном учебном процессе.

Таким образом, в современной психологии креативность рассматривается как творческие способности человека, его способность не традиционно мыслить, отклоняться от шаблона, быстро решать проблемные ситуации. Внеурочная деятельность позволяет повысить уровень самостоятельности, потребности в познании, мотивации к достижению успеха. В таком случае подросток из объекта деятельности превращается в субъект, которому дозволено творить, порождать новое, создавать индивидуальные продукты. Тем самым мотивирую на мотивацию успеха. Следовательно, занимая эту позицию подросток осознает значимость своего индивидуального продукта деятельности, задавая новый критерий развития творчества.

Использованные источники:

1. Венгер, Л. А. Психология : учебник для студ. высш. учеб. заведений / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. - М. : Просвещение, 2010. - 335 с.

2. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2009. - 434 с.

3. Креативная педагогика: методология, теория, практика / под ред. Ю. Г. Круглова ; МГОПУ им. М. А. Шолохова. - М. : Альфа, 2002. - 240 с.

4. Халифаева, О. А. Развитие креативности подростков в образовательном учреждении / О. А. Халифаева // Психология обучения. - 2008. - №2 9. - С. 2325.

Карнавская Н.В. студент Яшина Ю.Е. студент Чернышева И.В. старший преподаватель Егорычева Е.В. старший преподаватель Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградский государственный технический университет

Россия, г. Волжский ВЛИЯНИЕ ДОПИНГА НА ЖИЗНЬ СПОРТСМЕНА

Про применение допинга в спорте мы слышим довольно часто, а в этом году все СМИ «кричали» о проверках на допинг перед олимпиадой в Рио-де-Жанейро. Было много скандалов на эту тему, где обсуждали и российских спортсменов. Что же такое допинг и как он влияет на организм спортсмена?

Допинг - это ряд биологически активных препаратов (официально запрещенных к употреблению во время соревнований), стимулирующих активность и увеличивающие силы организма. Зачастую, стремление к победе на соревнованиях, приводит спортсменов употреблению допинга, который плохо влияет на организм человека и является смертельно опасным. Именно факты смертей спортсменов, применяющих определенные лекарственные вещества, и послужили тому, что Международный Олимпийский комитет признал вред допинга и ввел запрет на его употребление.

В настоящее время к допинговым средствам относят препараты следующих 5 групп:

1. Стероиды - производные мужских гормонов (наиболее распространенная группа запрещенных препаратов). Действие их направлено на ускорение и усиление процесса синтеза новых веществ и структур в организме человека - анаболизма. Отрицательное воздействие анаболиков проявляется чаще всего в развитии патологии тканей, интоксикации органов, расстройствах психики, заболеваниях эндокринной, сердечно-сосудистой и других систем организма. У женщин при употреблении анаболических стероидов наблюдается вирилизация (проявление мужских половых признаков): огрубение голоса, уменьшение молочных желез, нарушение менструального цикла, рост волос на лице и другие признаки. Тяжелым последствием принятия этого вида допинга для женщин может стать бесплодие и гибель плода у беременных.

2. Наркотические анальгетики (морфий, марихуана и др.).

Действуют как сильное болеутоляющее средство, позволяя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.