Научная статья на тему 'Психологические особенности конфликтной речи'

Психологические особенности конфликтной речи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
295
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности конфликтной речи»

го-то наблюдения", "присутствует ощущение свободы", "это единственное мое место во всей школе" и т.п. Подобные высказывания употребляются слушателями по отношению к таким местам в пространственной структуре школы, как дендрарий, столовая, "все, что находится за забором", "курилка в казарме", "телевизионная комната", "класс, когда там нет занятий". При всех различиях этих помещений, в частности, по их размерам, количеству слушателей, одновременно находящихся там, эстетическим характеристикам и т.п., их объединяет несколько, на наш взгляд, наиболее значимых для комфортного состояния человека показателей, а именно — возможность свободного перемещения в них слушателей, социо-петальная, т.е. способствующая общению организация пространства и, наконец, отсутствие "внешнего" контроля, возможность самостоятельно регулировать свое поведение и характер общения в этих местах.

На другом полюсе шкалы предпочитаемые — отвергаемые места находятся следующие помещения школы: большинство слушателей (65%) отмечают казарму как самое нелюбимое место, далее - плац (59% слушателей), дня 43% слушателей самым нелюбимым является 2-й этаж (отмечается, что там находятся кабинеты начальствующего состава школы). Эти места всеми слушателями однозначно воспринимаются как отвергаемые. Иллюстрируют подобное негативное отношение слушателей к этим местам высказывания типа: "чувствую себя незащищенным младенцем", "там много офицеров", "место, утомляющее настроение", "чувствуешь обреченность, уныние", "чувствуешьтревогу" и т.п.

Все места, по отношению к которым были сделаны приведенные выше определения, отличаются тем, что в них поведение слушателей строго регламентировано офицером, преподавателем; пространственное перемещение слушателей также четко фиксировано. Важной особенностью большинства отвергаемых мест (казарма, коридоры и т.п.) является большая "скученность" слушателей, что, как известно, вызывает чувство пространственной стесненности, а это, в свою очередь, ведет к негативным изменениям не только психического, но и физического состояния человека. Отсутствие возможности персонализовать пространство ввиду большой скученности слушателей в казарме, где они живут, вызывает отвержение данного места, его однозначную оценку как "нелюбимого". Для многих слушателей отвергаемым местом является и та аудитория, где проходят учебные занятия. С одной стороны, подобное отношение может быть объяснено спецификой деятельности слушателей в данных местах, возможно, отсутствием у одних достаточной мотивации для учебной деятельности, а у других — неприятием конкретного учебного предмета или преподавателя. С точки же зрения особенностей пространственной организации, большинство помещений для учебных занятий имеют социофу-гальную, т.е. препятствующую общению органи-

зацию пространства, определяют и четко фиксируют пространственное поведение слушателей и отличаются расположением преподавателя "во главе" класса, т.е. его контролем. Все эти факторы во многом объясняют негативное отношение слушателей к этим местам в пространственной структуре Красноярской высшей школы МВД России. Таким образом, изучение представлений слушателей о различных территориях позволило сделать вывод, что существуют предпочитаемые и отвергаемые места, а разница в их оценке во многом объясняется особенностями пространственной организации данных мест.

Настоящее исследование обозначило несколько новых направлений для изучения, например: какими личностными, индивидуально-психологическими особеш юстями слушателей объясняется их отношение к различным местам в школе, существует ли возрастная динамика в изменении отношения к местам в школе, зависит ли отношение к различным помещениям от степени адаптации слушателя к системе обучения в школе МВД и т.п.

Изучение особенностей организации учебного пространства школы МВД России представляется необходимым как с точки зрения психологического обеспечения процесса обучения, так и для понимания психологических механизмов воздействия определенным образом организованного пространства на актуальное эмоциональное состояние и функционирование человека.

Литература

1. Sommer R. Personal space. - N.-Y., 1969.

2. Altmait I. The ecology of home environments. - Wash., 1972.

3. Хейдметс M. Социально-психологические факторы формирования пространственной структуры жилой среды: Автореф. дис... канд. - Таллинн, 1989. - 18 с.

Психологические особенности конфликтной речи

Кандидат филологических наук Г. И. Л обжани дзе Омский юридический институт МВД России

В последнее время наше общество подвержено политической, экономической и иной нестабильности. Язык как средство отражения объективной реальности получил определенную направленность: большое место в нем стали занимать конфликтные диалоги. Они распространены как в просторечии, так и в кодифицированной речи. Конфликтная речь, в силу своей специфики, не может не отражать резко полярные точки зрения и, в связи с этим, не способствовать формированию общественного мнения.

Как образец кодифицированного выражения конфликта интересна И познавательна речь депутатов парламента и иных политических лидеров. Выступая перед аудиторией, лидер преследует цель повлиять на формирование общественного мнения с выгодой для себя и своих сторонников.

Достижению этой цели обычно помогают позитивные и негативные оценки. Первые даются для того, чтобы улучшить отношение аудитории к себе и своим соратникам. Вторые — с целью изменить к худшему отношение к оппоненту со стороны аудитории, дискредитировать его.

Конфликтная речь содержит обычно несколько видов суждений: оценочные, обосновывающие, аналитические, суждения-определения и др. Fie случайно при характеристике конфликтной речи применяются термины, определяющие направление общественного мнения. Через речь можно видеть скрытые интенции человека, состояние его психики. Ситуация конфликта представляет своего рода модель, отражение акценгуиро ванных, а потому упрощенных форм речевого поведения. Одна из наиболее явных интенций состоит в оценивании событий, людей, их поступков. В обществе с развитой системой социальных норм речевая активность конфликтующей стороны в большей мере состоит в трансляции своей точки зрения, внедрении в сознание слушателей собственных представлений о конфликтах. Это вызвано стремлением оказать психологическое давление как на оппоненга, так и па третьих лиц, позиция которых оказывается порой достаточно существенной и проявляется, например, посредством голосования. В связи с этим повышается значимость того, как оцениваются действия и особенности сторон, на которые возлагается ответственность за его инициацию и т.п. Если общество признает справедливой систему оценок одной из сторон, это открывает перед ней дополнительные возможности влияния на оппонента, позволяет в определенной,степени выйти из-под контроля социальных норм и легитимизировать жесткие тактики воздействия, вплоть до физического насилия. Тогда негативные оценки даются с целью изменить к худшему отношение к оппоненту со стороны аудитории, дискредитировать его. И наоборот: положительные оценки себя и своих соратников служат улучшению отношения к себе и к ним.

Проанализировав речь политических лидеров в средствах массовой информации, мы выделили несколько видов оценочных суждений.

Наиболее часто встречаются следующие варианты негативных оценок:

1) использование неаргументированных утверждений по типу "он плохой";

2) негативные аргументированные оценки:

— некомпетентность в различных областях;

— нанесение ущерба России и ее жителям;

— негативный моральный облик;

— психическое нездоровье;

— чрезмерное стремление к власти;

— стремление к дальнейшей конфронтации;

— нечестность;

3) утверждение сходства объекта дискредитации с некоторым (литературным, историческим) образом, чья негативная оценка общепризнанна. В результате объект дискредитации получает отрицательную оценку (схема: "Он похож на Гитлера, значит он тоже плохой");

4) обвинение объекта дискредитации в дружбе (знакомстве) с негативно оцениваемыми людьми (схема: "Он знаком с нечестными, жестокими людьми, значит, сам такой").

Позитивные оценки представляют одну из сторон конфликта в социально желательных, привлекательных для слушателей красках, т.е. осуществляют ее апологизанию. Можно выделить 4 вида таких оценок:

1) использование неаргументированных утверждений (схема: "Он хороший");

2) позитивные аргументированные оценки. В данном случае у объекта апологизации отмечаются:

— высокие моральные качества;

— следование интересам народа;

— высокая компетентность;

— миролюбие;

3) выявление сходства объекта апологизации с некоторым (литературным, историческим) образом, чья позитивная оценка общепризнанна, и распространение на объект апологизации этой оценки (схема: "Он похож на Петра I (как реформатор), значит, сам хороший");

4) сообщение о дружбе (знакомстве) объекта апологизации с позитивно оцениваемыми людьми (схема: "Он знаком с честными, умными людьми, значит, сам такой").

В конфликтной речи, кроме оценочных суждений, встречаются также и суждения-определения.

Имеются и обосновывающие суждения.

Проанализированный материал позволяет сделать вывод о том, что конфликтная речь включает в себя все составные элементы общественного мнения и отражает ситуацию в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.