Научная статья на тему 'Психологические особенности инклюзивного обучения'

Психологические особенности инклюзивного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2797
827
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ДЕТИ / ПЕДАГОГ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / TEACHING PROCESS / CHILDREN / TEACHER / INCLUSIVE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокоумова С. Н.

Статья посвящена подготовке педагогов к работе с детьми с «ограниченными возможностями здоровья» в условиях инклюзивного обучения. Особое внимание уделено организации учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сорокоумова С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL TEATURES OF INCLUSIVE TRAINING

The article is devoted to the preparation of teachers for work with children with «the limited possibilities of health» in conditions of inclusive training. The special attention is given to the organization of educational process

Текст научной работы на тему «Психологические особенности инклюзивного обучения»

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

© 2010 С.Н.Сорокоумова

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

Статья поступила в редакцию 18.01.2010

Статья посвящена подготовке педагогов к работе с детьми с «ограниченными возможностями здоровья» в условиях инклюзивного обучения. Особое внимание уделено организации учебного процесса.

Ключевые слова: учебный процесс, дети, педагог, инклюзивное обучение

На современном этапе значительно вырос интерес к интеграции детей с «особыми образовательными нуждами» в общеобразовательную среду. Очевидно, что скоро произойдет переход от единичных случаев удачной интеграции к более широкому применению такого подхода в обучении и воспитании во всей системе образования. Такой подход в современном образовании получил называние инклюзивного или включенного образования (франц. inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю) - термин, используется для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении и воспитании детей.

В настоящее время болонское соглашение, в части инклюзии как реформы, поддерживающей и приветствующей различия и особенности каждого ученика (пол, раса, культура, социальный класс, национальность, религии, а также индивидуальные возможности и способности), начинает свои первые шаги в России. Инклюзия рассматривается зачастую исключительно как обучение детей с инвалидностью в общеобразовательных школах вместе с их сверстниками1. Инклюзивное обучение даёт возможность детям развивать социальные отношения через непосредственный опыт. В основе практики инклюзивного обучения лежит

Сорокоумова Светлана Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии. E-mail: [email protected]

1Сабельникова, C.И. Развитие инклюзивного образования. Справочник руководителя образовательного учреждения. http://edu.resobr.ru/archive/year (дата обращения 04.11.2008).

идея принятия индивидуальности каждого учащегося и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребёнка.

Образовательный процесс при инклюзивном подходе позволит обучающимся приобрести необходимые компетенции, согласно образовательным стандартам. Для людей с особыми образовательными потребностями должны учитываться определенные условия, без которых обучение будет весьма затруднительным: 1) обеспечение соблюдения прав учащихся на осуществление полноценного образования; 2) эргономически доступная среда (пандусы, лифты, специально оборудованные туалеты, профилакторий, ЛФК, медицинский кабинет, специально оборудованный спортивный зал и др.); 3) организационно-методическая поддержка учебного процесса (индивидуальные учебные программы; инновационные информационные технологии в учебном процессе; воспитательная работа, используемая в учебном процессе; текущий и итоговый контроль знаний учащихся); 4) мониторинг инклюзивного образования (отслеживание индивидуальных образовательных достижений учащихся и др).

Как показывает опыт, инклюзивный подход направлен на более полное взаимодействие всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов и персонала). Совместное сотрудничество создает особую среду и культуру, в которой абсолютно все будут равноценны и причастны. Практика совместной работы и участия основывается и поддерживается совместно разделяемыми ценностями учеников и персонала школы, в соответствии с которыми учитывались особенности каждого ребенка или взрослого. Эти ценности отражались не только на том, как персонал школ относится к детям, но и на взаимодействии взрослых, искренней радости талантам и особенностям каждого человека.

Что же касается высшей школы, этот процесс кажется нам затруднительным. Профессиональное сообщество педагогов должно гибко приспосабливаться к изменениям в запросе общества на

Психология

качество образования. Но практикующие педагоги не готовы работать с учащимися с «особыми образовательными потребностями». Здесь существуют пробелы как в качестве подготовки самих специалистов (это зачастую связано с незнанием специфического развития детей как на физическом, так и на психическом уровне), так и неготовности самих учреждений принимать таких учеников.

В вузах работает «щадящая модель» приема, конкурса и отбора «особых» абитуриентов, и круг получаемых профессий уже предопределен, где не учитываются их желания и интересы детей. Специфика получаемых специальностей строго очерчена медицинским диагнозом. Главная задача состоит в том, чтобы сделать высшую школу более «сензитивную» по отношению к детям с ограниченными возможностями. Предоставить им большую свободу выбора, основанную, прежде всего на стремлении студентов получить интересную для себя профессию. Одно из главных направлений деятельности на этом пути -устранение всевозможных барьеров в образовании, основывается на социальном подходе к таким студентам. Социальный подход пропагандирует равноправие всех студентов и предоставление всем равных стартовых возможностей при получении качественного образования, следовательно обеспечивая равные права и возможности для всех обучающихся. Психологические особенности этого подхода таковы: если студент не может выполнять функциональное действие из-за своего диагноза, проблема вновь ищется не в том, как организованно это действие и как его лучше организовать, а в самом студенте, который не может это действие произвести. Студент фактически расходуется на адаптацию к существующей среде, а не наравне с другими участвует в жизни вуза. В то время как адаптационные задачи можно решать, не находясь в той же среде и не задумываясь о перспективе. Интегративный подход предполагает несколько большие знания о цепочке сред, сквозь которые необходимо «провести» студента. Для интегративного подхода характерно качественное сопровождение студента. При этом сопровождающий должен отследить, что его нужно вовремя переместить другую среду, более отвечающую возможностям студента и задачам его развития. Те люди, которые сопровождают обучающегося в процессе интеграции и отслеживают его индивидуальный маршрут, находятся вместе с ним в той же среде, наблюдая за его развитием. Адаптационные задачи включены как этапы в более общий образовательно-воспитательный процесс.

Преимуществом инклюзивного образования является создание благоприятных условий для их скорейшей социализации и индивидуализации,

где эти процессы понимаются в более широком смысле. Социализация как проявление индивидуального и творческого потенциала каждого студента. Основой такой индивидуализации является возможность вести каждого конкретного ребенка в направлении образовательного стандарта своим путем, не снижая в целом уровня образования. Такой принцип изменяет не содержание, а методы и пути обучения. Разнообразие методов и путей обучения, нацеленность на повышение образовательного уровня студента - вот то, к чему следует стремиться. Только это позволит гибко выстраивать индивидуальный образовательный маршрут каждого студента, включенного в этот процесс. Поэтому для образовательного учреждения принципиально необходимо взаимодействие профессионалов разных уровней: они должны очень точно взаимодействовать в работе с каждым конкретным студентом. Самая сложная проблема в этом - интеграция профессионального знания. Интеграция - это продуктивная совместная и творческая субъект-субъектная деятельность всех участников образовательного процесса, это единое системное воздействие, выработанное совместными усилиями профессионалов разных профилей, которые научились обсуждать обучающего на одном языке2.

Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычных условиях школы или вуза. Администрация и педагоги принимают абитуриентов с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей. Для осуществления этого необходимо в первую очередь подготовить специалистов, которые на различных образовательных ступенях помогут детям получить эти знания. Учитывая значительную вариативность индивидуального развития детей, образовательным учреждением предусматривается несколько моделей совместного обучения - от постоянного до эпизодического, с сохранением во всех случаях необходимой специализированной психолого-педагогической помощи3. Для этого необходимо создать модель психолого-педагогического сопро-

2Сорокоумова С.Н. Формирование эмоциональной культуры в детско-родительском взаимодействии // Психология образования: Профессионализм и культура. Докл. регион. научн.-практ. конференции. Н.Новгород, НИРО. 2005. - С. 71 - 80.

3Шипицына, Л.М. Актуальные аспекты интегрированного обучения детей с проблемами развития в России // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. - СПб.: 1996. - С.19 - 30.

вождения и индивидуальные образовательные маршруты для таких обучающихся, где на каждой образовательной ступени была оказана необходимая помощь специалистами учреждений.

Специфика детей с «особыми образовательными нуждами» такова, что они вынуждены брать отпуск по состоянию здоровья, и им в условиях вуза на это время может быть предоставлена, так называемая «дистанционная помощь» или осуществлено дистанционное обучение, под ним понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых студентам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии. Для реализации дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, кодо-скоп, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь студента с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с учащимися в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему по электронной почте, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения. То есть стратегия вузовской подготовки заключается в том, основная нагрузка будет оказана педагогами в организации самостоятельной работы для учащихся, где особое внимание уделяется содержательной оценке о результатах совместной деятельности студента и преподавателя. Главная задача - выявить индивидуальные положительные особенности в каждом студенте, зафиксировать его умения, приобретенные за определенное время, наметить возможную ближайшую зону и перспективу совершенствования приобретенных навыков и умений и как можно больше расширить его функциональные возможности.

Многие педагоги испытывают трудности при работе с такими студентами, в этом случае на помощь приходит психологическая служба вуза и студенческий профилакторий, которые оказывают квалифицированную помощь и обеспечивают более продуктивный учебный процесс: 1) Осуществляют консультации и семинары «на рабочем месте» для педагогов; 2) Отслеживают индивидуальные маршруты студентов; 3) Проводят психодиагностическую и коррекционно-развивающую работу; 4) Осуществляют профилактическую и медицинскую помощь по охране и укреплению физического и нервно-психического здоровья студентов и мн.др.

В рамках инклюзивного подхода нам видится планирование каждым вузом еще на этапе своей деятельности, образовательных программ и т.д. учитывать ожидаемые и реальных возможности всех учащихся с их индивидуальными потребностями. Именно такого подхода требует современная школа. Основой такого подхода ориентир на нормальное психическое развитие каждого ученика, а не на отклонения в виде девиации или патологии (иногда некоторые нарушения фактически являются нормой). Некоторые нарушения могут причинять значительные «психические страдания», тем не менее они не должны определять жизнь будущего специалиста.

Понимание и принятие такого подхода позволяет повышать самооценку людей с ограниченными возможностями здоровья и дает им право на равные права и возможности. Такой подход имеет огромное значение для системы отечественного образования, а ее положительный опыт, имеющийся в каждом вузе будет использоваться на благо интеграции.

PSYCHOLOGICAL TEATURES OF INCLUSIVE TRAINING

© 2010 S.N. Sorokoumova"

Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering

The article is devoted to the preparation of teachers for work with children with «the limited possibilities of health» in conditions of inclusive training. The special attention is given to the organization of educational process

Key words: teaching process, children, teacher, inclusive education.

"Sorokoumova Svetlana Nikolaevna, The candidate of psychological sciences, the senior lecturer of pedagogics and psychology department. Е-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.