Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1611
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ДЕТСКАЯ ИГРА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тишининова Екатерина Алексеевна

В данной статье рассматриваются психологические особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста, их влияние на развитие психики и других сторон детского организма. Исследование опирается на таких авторов, как Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, В. Штерн, К.Д. Ушинский, Дж. Дьюи, также мысли З. Фрейда. Исследование направлено на изучение влияния игры на развитие психических качеств дошкольников, развитие сюжетно-ролевой игры, особенностей действий, манипуляций с предметами и включения их в игру. Рассматривается как игровая деятельности влияет на развитие других видов деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF GAMING ACTIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN

This article discusses the psychological features of the play activity of preschool children, their influence on the development of the psyche and other aspects of the child's body. The study is based on such authors as D.B. Elkonin, A.N. Leontiev, J. Piaget, V. Stern, K.D. Ushinsky, J. Dewey, also thoughts of Z. Freud. The study is aimed at studying the influence of the game on the development of the mental qualities of preschoolers, the development of role-playing games, the features of actions, manipulations with objects and their inclusion in the game. It is considered how gaming activity affects the development of other activities.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Психологические особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста Psychological features of gaming activity of preschool children

Тишининова Екатерина Алексеевна

Студент, Северный (Арктический) Федеральный университет,

Россия, г. Архангельск, Katia0703@yandex.ru

Tishininova Ekaterina Alekseevna

Student, Northern (Arctic) Federal University, Russia, Arkhangelsk, Katia0703@yandex.ru

Аннотация.

В данной статье рассматриваются психологические особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста, их влияние на развитие психики и других сторон детского организма. Исследование опирается на таких авторов, как Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, В. Штерн, К.Д. Ушинский, Дж. Дьюи, также мысли З. Фрейда. Исследование направлено на изучение влияния игры на развитие психических качеств дошкольников, развитие сюжетно-ролевой игры, особенностей действий, манипуляций с предметами и включения их в игру. Рассматривается как игровая деятельности влияет на развитие других видов деятельности.

Annotation.

This article discusses the psychological features of the play activity of preschool children, their influence on the development of the psyche and other aspects of the child's body. The study is based on such authors as D.B. Elkonin, A.N. Leontiev, J. Piaget, V. Stern, K.D. Ushinsky, J. Dewey, also thoughts of Z. Freud. The study is aimed at studying the influence of the game on the development of the mental qualities of preschoolers, the development of role-playing games, the features of actions, manipulations with objects and their inclusion in the game. It is considered how gaming activity affects the development of other activities.

Ключевые слова. Дошкольный возраст, детская игра, деятельность, игровая деятельность, развитие, психическое развитие.

Key words: Preschool age, children's play, activity, play activity, development, mental development.

Игровая деятельность является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста. Именно в игре ребенок учится правилам и нормам поведения, познает окружающий мир, взаимодействует со сверстниками. В процессе этой деятельности у дошкольника формируются его личностные качества, качества его психики, от которых будет зависеть его дальнейшее освоение учебной, трудовой и других деятельностей. Психологами и педагогами дошкольных организаций игровая деятельность используется как способ достижения воспитательных, образовательных и развивающих целей.

Целью нашего исследования является: изучение психологических особенностей игровой деятельности детей дошкольного возраста. Задача: рассмотреть теоретические аспекты психологических особенностей детской игры.

Развитие игровых действий наиболее важное влияние оказывает на развитие детей дошкольного возраста. Определение детской игры, предложенное Д.Б. Элькониным, - это воссоздание какого-либо вида деятельности, при котором из нее выделяется социальная суть - ее принципы, условия и нормы, регулирующие отношения между ее участниками [6, с. 22]. Игра оказывает влияние на психическое, социальное, интеллектуальное, физическое развитие ребенка. В процессе игровой деятельности дети дошкольного возраста знакомятся с трудом взрослых, различными эмоциональными состояниями, развивают навыки общения с партнерами по игре. Особое значение игра оказывает на развитие творческих способностей и фантазии детей дошкольного возраста.

Проблема игровой деятельности детей дошкольного возраста, оказывающей значительное влияние на развитие психических качеств, вызывала интерес у многих мыслителей с начала развития дошкольного воспитания. Исследуя аспекты общего развития ребенка, ученые в первую очередь рассматривали уровень развития его игровой деятельности, динамику и стороны развития его игры. Наше исследование направлено на изучение психических особенностей игровой деятельности детей дошкольного возраста, рассмотрение взглядов психологов и педагогов на детскую игру, как игра влияет на развитие психических качеств дошкольников.

В психическом развитии ребенка дошкольного возраста наиболее значимым фактором является ролевая игра. Игра возникает тогда, когда у дошкольника появляется интерес к изучению окружающего мира. Игра является для него отражением социальной действительности, в своих сюжетах дошкольник подражает, копирует действия взрослых, например, играя в «больницу», он повторяет действия доктора, к которому ходил на прием во время болезни, наблюдая за продавцами в магазинах, он отражает их действия в сюжетах своей игры, и так далее. Психологи и педагоги в своих исследованиях выделяют такую особенность игры, как особая чувствительность к социальным видам деятельности взрослых. Эта особенность проявляется, когда дошкольник узнает для себя новую социальную роль, например, приходя на курсы подготовки к школе, он открывает для себя мир «школы» и роль «учитель», после в детском саду, дома он начинает «учить» своих сверстников, игрушки, родителей, беря на себя роль учителя, т. е. повторять те действия, которые наблюдал ранее в школе. Особенно интересно, что до посещения курсов эта социальная роль мало увлекала дошкольника, а стоило ему побыть субъектом этой деятельности, как ребенок стал активно включать ее в сюжеты своих игр.

С развитием игровой деятельности у ребенка дошкольного возраста прежде всего идет развитие познавательных способностей, улучшается процесс воображения, происходит развитие всех видов памяти, на новый уровень выходят навыки коммуникации и речи, расширяются понятия абстрактность и обобщение, появляются новые потребности, мотивы и чувства [1, с. 91]. Можно сказать, что, выполняя свою основную деятельность - игровую, дошкольник становится субъектом развития познавательной деятельности. Открывая для себя новый сюжет игры, дошкольник узнает что-то новое, недоступное ему ранее. Игру как специфический вид деятельности выделяют ее особенности: наличие предметов-заместителей, когда при отсутствии нужного ребенку предмета, он заменяет его другим условным предметом; создание ребенком воображаемой ситуации и совпадение мотива игры с её целью.

Алексей Николаевич Леонтьев делал акцент на том, что в игре развивается познавательный мотив. Рассмотрим его анализ простой детской игры - езда верхом на палочке, отображение действия взрослого - езда верхом на лошади. Он пишет, что психологический анализ игры должен брать начало от рассмотрения реальной деятельности ребенка, чтобы понять изменения в его сознании и затем вскрыть как изменившееся сознание влияет на дальнее развитие деятельности [4, с. 2]. Ребенок старается действовать как взрослый - ехать верхом на лошади, но это действие ему недопустимо, он этого не умеет, поэтому дошкольник берет предмет и происходит замещение - место лошади занимает предмет-заместитель - палочка. Целью данной игры выступает не конечное место (приехать куда-то), а само действие (езда верхом). Итак, действие, совершаемое ребенком во время игрового процесса, это действие, извлечённое им из реальной жизни, но оно психологически независимо от реального результата. Также выполняя действие с предметом, дошкольник учитывает все особенности этого предмета, например, замещая мотоцикл стулом, ребенок будет обращаться с ним как со стулом, а не как с мотоциклом, также и с палочкой. Следуя из вышеупомянутых утверждений, ребенок дошкольного возраста выполняет игровое действие следуя мотиву выполнять это действие, а не конечному результату.

Согласно взглядам многих отечественных и зарубежных психологов, игра - это создание детского собственного мира, отдельного от взрослых. Многие дети, пережившие травматический опыт, строгость

родителей, отделение от матери и другие, повторяют в игре свои переживания, обыгрывая эти ситуации, проживают их. Так игра для них носит терапевтический характер. Следуя мыслям Ж.Пиаже для ребенка дошкольного возраста, существует два мира - мир игры и мир взрослой реальности, но мир игры также реален для ребенка, как и мир взрослых. В начале своего развития дошкольник живет в своем мире - мире игры, этот мир имеет для него большее значение, так как ребенок стоит его сам, основываясь на своих чувствах и мечтах. С включением ребенка в мир взрослых, мир социальных отношений, происходит вытеснение мира игры и большую значимость для ребенка приобретает реальный мир отношений со взрослыми и сверстниками.

Следуя этой точки зрения, нельзя сказать, что мир ребенка — это полная противоположность миру взрослых. Ребенок создает свои фантазии на основе предметов, находящихся в реальном мире. Также неотъемлемой частью мира ребенка является близкий взрослый - это мама и папа. Именно они составляют главное содержание мира ребенка, т. к. близкий взрослый осуществляет в первую очередь удовлетворение психологических потребностей ребенка. Таким образом, детский мир является для ребенка способом вхождения в мир взрослых.

В своих трудах психологи для изучения феномена детской игры чаще всего использовали функционально-аналитический подход, рассматривая игру при этом как уже сформированную психическую способность. Одни ученые (Дж. Дьюи, А.И. Сикорский) говорили об игре, как о плоде развития мышления, другие (В. Штерн, К.Д. Ушинский и др.) как о проявлении фантазии и воображении. Но почти все исследователи, описывающие игру, говорят, что весомое влияния на детские сюжеты оказывает окружающая ребенка реальность или действительность. Но не всякая действительность может повлиять на игру ребенка. По ряду исследований учеными было выяснено, что на детскую игру в большей степени влияет те произведения литературы и те человеческие реалии, в которых в яркой степени фигурируют отношения между людьми, где показана деятельность человека в доступной для ребенка форме. Именно эти действия и эти социальные роли дошкольник хочет включить и воплотить в сюжете своей игры.

Еще одной психологической, не менее интересной, особенностью является наличие в детской игре воображаемой ситуации. Что такое воображаемая ситуация? Это, созданная ребенком, игровая обстановка со своими условиями и правилами. Воображаемая ситуация помогает ребенку установить сюжет игры и ее правила, она является основой сюжетно-ролевой игры. Игровая роль является неотъемлемой частью игровой воображаемой ситуации. Эти два компонента сюжетно-ролевой игры связаны с друг другом тем, что роль выступает в качестве конституирующего момента игры, а игровая ситуация, в свою очередь, результативным. Конституирующий момент представляется собой действие, выполняемое ребенком во время игры [4, с. 6]. В игре игровые атрибуты (вещи, игрушки, предметы-заместители) и обстановка получают свое игровое значение, которое сохраняется на протяжении всей игры и утрачивается после ее завершения. Дошкольники очень заинтересованы в своих ролях и стараются как можно правильнее выполнить их. Например, играя продавца дошкольник будет использовать в своей речи слова, услышанные в реальном магазине от продавца, соответствующие игровой ситуации, использовать униформу (если таковая имеется) и игровые атрибуты (касса, деньги). В игре дети будут подчиняться своей игровой роли и на основе этого строить сюжет.

Дети старшего дошкольного возраста воспроизводя сюжеты в своих играх используют различные предметы для реализации игровых правил. Если детям дать кубики они построят воображаемую ситуацию так, что кубики будут являться игровыми атрибутам, например, играя в магазин, они будут продавать их и замещать реальные предметы, играя в повара, они будут их готовить и так далее. Таким образом, страшим дошкольникам важно сохранять сюжет в игре и придерживаться своей роли, правильно выполняя ее требования. Чего нельзя сказать о младших дошкольниках. Еще не получив навыки сюжетно-ролевой игры, их ведущим видом

деятельности остается предметно-манипулятивная деятельность, то есть совершение различных манипуляций с предметами. Если дошкольникам этого возраста предложить поиграть с кубиками, они станут использовать их по прямому назначению - выстраивать различные конструкции из кубиком, раскладывать их и так далее. Но нельзя сказать, что в этих играх полностью отсутствует сюжет, он не явный. Дело решительно меняется, когда детям предоставляются сюжетные игрушки, которые будут наталкивать их на создание воображаемой ситуации и присвоение ролей. Таким образом, когда в игре возникает определенная ситуация и роль игра для дошкольника приобретает определенный смысл, наполненный эмоциями и чувствами, с которыми начинает знакомиться ребенок.

Подводя итог нашему теоретическому исследованию, можно сказать, что игровая деятельность занимает в жизни ребенка ведущую роль. На становление психических качеств и эмоциональное развитие ребенка активно влияют те сюжеты, которые он пережил в игре. Игровая деятельность является ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста. Игра позволяет совместить приятное с полезным, расширить кругозор ребенка, закрепить и углубить его знания, развить память, смекалку, находчивость, наблюдательность и другие индивидуальные способности. Полноценное развитие ребенка невозможно без включения его в игровую деятельность, ребенку важно в дошкольном возрасте познакомится с миром социальных отношений взрослых, попробовать на себе их профессиональные роли.

Список используемой литературы:

1. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академический проект. - 2005. - С. 256.

2. Брюхова Н. Г. Нравственное саморазвитие человека// European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2015. - № 7. - С. 289-301.

3. Коломинский Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя / Коломинский Я.Л., Панько Е.А. - М: Просвещение, 1988. - С. 190.

4. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. // Психологическая наука и образование. - 1996. - №3. - С. 19-31.

5. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник / В. С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия». - 2006. - С. 608.

6. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - 1999. - С. 360.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.