УДК 159 DOI 10.51980/2686-939X_2021_2_148
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ У КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE FORMATIO OF ANTI-CORRUPTION BEHAVIOR AMONG CADETS AND STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
Фомина Анна Михайловна,
доцент кафедры психолого-педагогического и медицинского обеспечения деятельности органов внутренних дел центра кадрового, психолого-педагогического и медицинского обеспечения органов внутренних дел Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России (г. Домодедово)
Ключевые слова:
антикоррупционное поведение, курсанты, слушатели, образовательные организации МВД России, формирование, психологические особенности.
В статье отражены результаты исследования, проводимого автором, проанализировано состояние разработанности проблемы в отечественной и зарубежной психологической литературе, создана эмпирическая и теоретическая модель психологического формирования антикоррупционного поведения у сотрудников органов внутренних дел, экспериментально выявлены психологические особенности коррупционности личности сотрудника, сформулированы рекомендации по созданию условий формирования антикоррупционного поведения сотрудников.
Keywords:
anti-corruption behavior, cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, formation, psychological features.
In the course of our research, the following activities were carried out: the state of development of the problem in the domestic and foreign psychological literature was analyzed, an empirical and theoretical model of the psychological formation of anti-corruption behavior among employees of internal affairs bodies was created,
the psychological features of the corruption of the personality of an employee of the Department of Internal Affairs were experimentally identified, recommendations were formulated for creating conditions for the formation of anti-corruption behavior of employees of the Department of Internal Affairs.
Актуальность исследования вопросов коррупции подтверждается официальными источниками статистических данных по коррупционным преступлениям среди правоохранительных органов. Ведущие специалисты в области психологии также занимаются исследованиями, предметом или объектом которых является коррупция. Российский психологи изучают теоретическую и практическую проблематику, исследуют содержание, структуру и условия формирования коррупционного поведения.
В проводимом нами исследовании целенаправленно изучались такие личностные особенности, которые при определенных условиях взаимодействия между сотрудниками могли привести к развитию коррупционного поведения. Целью исследования на основании теоретического анализа эмпирически являлись выявление психологических особенностей коррупционного поведения личности и на основе полученных результатов формулировка рекомендаций о создании условий для формирования антикоррупционного поведения.
Гипотеза исследования заключалась в предположении, что определенные комбинации отрицательных черт характера, воздействие социальной или профессиональной среды свидетельствуют о стремлении к коррумпированности, а такие внешние проявления, как уровень правовой культуры, этика, мораль могут уменьшить степень проявления коррупционного поведения, но не победить коррупцию.
Мы пошли от обратного и выявили психологические особенности и качества личности, провоцирующие коррупционные проявления, чтобы сформировать направление психологической деятельности, нацеленной на устранение и недопущение развития данных качеств личности сотрудника органов внутренних дел (далее - ОВД). На основании теоретического анализа нами экспериментально выявлены особенности коррупционного поведения личности и на основе полученных результатов сформулированы рекомендации о создании условий для формирования антикоррупционного поведения.
Склонность к коррупции - это интегративное проявление личности. В его основе - отношение к коррупции через призму ценностных, познавательных и волевых обусловливателей.
Анализ перечня психологических маркеров коррупционного поведения позволил установить, что их количество возрастает прямо пропорционально
иерархии психологической структуры личности. Чем выше иерархический уровень личностной сферы, тем более обширны и «неуловимы» для исследования и диагностики субъективные психологические факторы коррупции.
Нами была разработана теоретическая модель коррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел. В предложенной формулировке ведущего понятия задействована и такая педагогическая категория, как «формирование» [подр.: 1]. В нашей умозрительной модели в качестве основополагающих первой выступала группа психодинамических характеристик, вторая группа представляла собой свойства характера. Необходимость исследования эффективности процесса формирования у курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России антикоррупционного поведения потребовала от нас обращения к педагогическому эксперименту [подр.: 2]. Исследование доказало, что одна из фундаментальных причин коррупции как социального явления заключается в нравственной деградации самих служащих, готовых принести в жертву материальной выгоде требования закона, нормы морали и профессиональной этики. Мы исходили из того, что если обнаруживаются противоречия в выборах понятий (мораль, нравственность, деньги, честь, совесть), то этот человек в ситуациях профессионального усмотрения может снимать с себя нравственную ответственность за реализацию нормативно одобряемых ценностей в пользу своих личных, вполне возможно корыстных, устремлений.
Выявленный у респондентов низкий уровень личностных ресурсов (нервно-психической устойчивости, морально-нравственной нормативности, коммуникативного потенциала) не обеспечивает длительного сопротивления коррупционному давлению.
Полученные эмпирические данные подтвердили гипотезу исследования -формирование антикоррупционного поведения определяется непротиворечивым состоянием сущего и должного в структуре нравственного комплекса и ценностно-ориентированной направленностью поведения сотрудников.
В современной научной литературе проблемы коррупции занимают значимое место. Однако разработки коррупционных тем находятся на первоначальном этапе, когда не сформированы методологические подходы к изучению и решению вопросов, связанных с коррупционным поведением сотрудников органов внутренних дел.
Изучением коррупции занимаются ученые с мировыми именами, которые решают значимые социальные, политические и международные проблемы, но их работы отличаются утилитарностью и отсутствием системного подхода для анализа проблемы в целом, в том числе в теоретической ее части. Участниками коррупционного взаимодействия, а также объектами психологического исследования по данной проблематике выступают личность сотрудника органов
внутренних дел и личность гражданина. Отношение личности к коррупции находит отражение в так называемом экономическом сознании. В сознании большинства молодых людей неудовлетворительный уровень экономического благополучия провоцирует отрицательные эмоции и чувства, порождающие коррупционные мотивы. Молодежь считает, что коррупционные планы связаны с недостаточным экономическим уровнем жизни населения, а также с наличием сформированной в социуме коррумпированной среды, вовлекающей в свои ряды новых участников.
Что касается взрослой части населения, то их отношение к коррупции носит противоречивый характер. Часто противоречивые умозаключения по поводу коррупционного поведения оказывают отрицательное влияние на самочувствие взрослой части общества, что приводит к депрессиям и разного рода психическим расстройствам. Большая часть граждан считают коррупцию основополагающей проблемой современного общества, но, несмотря на это, признают, что стали бы участником коррупционного взаимодействия для получения разного рода экономических и социальных благ.
Эффективно бороться с проблемой коррупции в нашем обществе невозможно по причине коррумпированности большой части разного уровня государственных служащих и отсутствия работающих санкций против коррупционеров во властных структурах.
Таким образом, коррупционное поведение в современном мире является объективно сложной, требующей решения проблемой. Значимую помощь в этом может оказать обращение к социально-психологическим механизмам противодействия, на которые должен быть направлен фокус внимания психологии и права.
Библиографический список
1. Фомина, А.М. Модель формирования профессиональной компетентности научно-педагогического работника образовательной организации высшего образования МВД России / А.М. Фомина // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2019. - № 3(35). - С. 43-48.
2. Фомина, А.М. Организация и результаты эмпирического исследования по формированию профессиональной компетентности научно-педагогического работника образовательной организации высшего образования МВД России / А.М. Фомина // Успехи современной науки и образования. - 2017. -Т. 2. - № 5. - С. 125-128.