Научная статья на тему 'Психологические особенности этнической и социальной толерантности старших школьников'

Психологические особенности этнической и социальной толерантности старших школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
68
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маркевич О.В., Мильман К.В.

Статья посвящена проблемам изучения социальной и этнической толерантности старших школьников. Рассмотрены понятия этнической и социальной толерантности. Проанализированы главные особенности социальной и этнической толерантности старших школьников. Также проведено эмпирическое исследование, целью которого было изучение особенностей толерантности, социально-этнических проблем и определение уровней социальной и этнической толерантности старших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF ETHNIC AND SOCIAL TOLERANCE OF OLDER SCHOOLCHILDREN

The article is devoted to the problems of studying the social and ethnic tolerance of senior schoolchildren. The concepts of ethnic and social tolerance are considered, the main features of social and ethnic tolerance of senior schoolchildren are analyzed. An empirical study was also conducted to study the characteristics of tolerance, socioethnic problems and determine the levels of social and ethnic tolerance of older schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности этнической и социальной толерантности старших школьников»

УДК 159. 923 - 053.5: 316.647.5

О. В. Маркевич К. В. Мильман ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ

СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины», Беларусь

Актуальность темы толерантности во всем мире очень широка. Это обусловлено тем, что в настоящее время в теории и практике развития толерантности у молодежи все большее внимание уделяется проблемам, связанным со становлением социально-этнической толерантности у старших школьников. В связи с этим формирование социально-этнической толерантности в старшем школьном возрасте является основой мирного сосуществования людей в будущем.

Следует отметить, что понятие толерантность является предметом изучения многих наук: философии, этики, политологии, медицины, педагогики, психологии. И многие авторы согласятся с тем, что научная проработанность этого понятия еще далека от совершенства. Но следует отметить разнообразие представленных в психологической литературе мнений авторов о границах, структурных компонентах, параметрах, факторах, детерминант толерантности. Мы же рассматривали термин толерантность как определенное качество взаимодействия между субъектом и объектом толерантности, характеризуемое готовностью субъекта принимать социокультурные отличия объекта, включающие в себя внешние признаки, высказывания, особенности поведения и т.д. Толерантность связана с самоопределением личности, ее целостности в деятельности и общении. Также толерантность рассматривается как личностная и общественная характеристика, предполагающая осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными.

Представленность феномена толерантности в общественной жизни находит отражение в работах Г.А. Бакиевой, P.P. Валитовой, В.А. Лекторского, А.А. Леонтьева, Л.В. Скворцова, В.А. Тишкова и др. Вопросы этнической толерантности просматриваются в работах (Г.А. Бакиева), принятия и уважения культурных различий (Г.Д. Дмитриева), позитивного образа иной культуры (Н.М. Лебедева, Ф.М. Малхозова), настроенности на диалог с другими (P.P. Валитова), сочувствия и сострадания к другим (А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова).

Особенности личностного развития старших школьников изучены в отечественной психологии (Л.И. Божович, JI.C. Выготский, М.Р. Гинзбург, И.С. Кон, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, СЛ. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.) и зарубежной науке (Ш. Бюлер, М. Кле, Э. Эриксон и др.). В исследованиях особое внимание уделялось старшему школьному возрасту, так как именно в этот период происходят личностные преобразования, которые характеризуются становлением Я-концепции,

формированием эталона личности и переструктурированием системы личных отношений.

По мнению В.А. Тишкова толерантность - это не вседозволенность и всепрощение, она заключает в себе и активное действие по отношению крайних форм ин-толерантности. Также он придерживается того мнения, что толерантность связана с самоопределением личности, ее целостности в деятельности и общении. Как личностная и общественная характеристика, предполагающая «осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными» и выражающаяся через две основные сферы: «на психологическом уровне - как внутренняя установка и отношение личности и коллектива, а на политическом - как действие или осуществляемая через закон и традицию общественная норма». В своей работе «О толерантности» В.А. Тишков предпринимает попытку определить субъект толерантности, для которого она «не врожденное групповое или индивидуальное свойство, а постоянное и направленное усилие на конструирование и осуществление определенных личностных и общественных ценностей и норм поведения», которые она в себе культивирует как самоограничение [1, с. 27].

Анализируя сущность понятия «толерантность», В.М. Золотухин в своей работе «Две концепции толерантности» определяет философский смысл толерантности в признании и учете многомерности общественного бытия. Толерантность, по его мнению, является, с одной стороны, нравственным принципом, регулирующим деятельность человека, формирующим особый тип мировоззрения, а с другой - это практический инструмент, позволяющей эффективно разрешать противоречия и конфликты [2, с. 63].

Можно согласиться с Л.И. Рюмшиной в том, что при изучении толерантности как устойчивой позиции в русле «ценностно-смыслового подхода, проблема эта предстает как проблема личностных установок, ценностей и смыслов, ибо именно они определяют с одной стороны внутренний мир личности, ее ощущения и переживания, с другой - являются мотиваци-онно-регулирующими коррелятами, определяющими реальное поведение личности» [3, с. 69].

Были проанализированы и рассмотрены исследования, посвященные социально-этнической толерантности. А также проведено эмпирическое исследование с целью диагностики социально - этнической толерантности. В исследовании применялся экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова). Наибольшее количество баллов имеет

Научные стремления. Выпуск 22

шкала со средним уровнем социально-этнической толерантности - 85% респондентов; наименьшее количество баллов имеет шкала с высоким уровнем общей коммуникативной толерантности - 7% опрошенных. Можно говорить о том, что такие результаты показывают испытуемые, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт, зависящих и от эмоционального фона испытуемого, того, как он настроен на ту или иную ситуацию: общее отношение к окружающему миру, отношение к другим людям, социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляется толерантность человека; отношение к некоторым социальным группам (психически больным, преступников и др.); коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к продуктивному сотрудничеству); отношение к людям иной расы, этнической группы; установки в сфере межкультурного взаимодействия. Меньшинство испытуемых (7% с высоким уровнем общей коммуникативной толерантности) относятся ко всему вышеперечисленному терпимо, т.е. толерантно, независимо ни от каких обстоятельств. И малая часть испытуемых (8%) категорически настроена в отношении к окружающему миру, в коммуникативных установках.

Подводя итог вышесказанного, можем говорить о том, что практическая готовность старших школьников к толерантному взаимодействию состоит в приобретении умений и навыков реагирования на разные социальные воздействия, в решении социально-психологических задач, уверенности в своих возможностях, а также выработке потребности в нравственном поведении. Быть терпимым по отношению друг к другу очень непросто, особенно для ребенка. Начинать воспитание толерантности необходимо с раннего возраста, так как это поможет ему успешно адаптироваться к окружающему миру, научиться осознавать непохожесть и отличие своей личности от личности

сверстника, т.к. толерантная личность - это человек с позитивным взглядом на мир, осознающий многообразие окружающего мира, социально активный человек, который понимает, что то, каким будет этот мир, зависит от каждого из нас.

Следует помнить о том, что учащиеся неосознанно копируют поведение близких людей, в первую очередь, родителей, т.к. семья является источником и опосредующим звеном, где старшему школьнику передается социально-исторический опыт, и, прежде всего, опыт эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. М.И. Рожков подчеркивает, в процессе обсуждения моральных дилемм у каждого ребенка накапливается определенный опыт социально полезного поведения, высоконравственные установки, которые не позволят ему в дальнейшем вести себя непорядочно, бесчестно [2, с. 36].

Семья является той социальной ячейкой, в которой создается психологическая ситуация, которая обеспечивает дальнейшее развитие ребенка. Развивая и воспитывая в детях стремление к любви, взаимоуважению, добру, сочувствию и состраданию, родители, тем самым, создают образ будущего мира. Невозможно ожидать, что дети станут высоконравственными личностями сами по себе, и что окружающий мир прекратит быть безнравственным и враждебным без наших усилий.

References:

1. Tishkov, V. A.Tolerantnost' i soglasie [Tekst] / V.A. Tishkova. - M.: Prosveshchenie, 1997. - 27 s.

2. Zolotuhin V. M. Dve koncepcii tolerantnosti. -Kemerovo: Kuzbass. gos. tekhn. universitet. - 1999. - 63 s.

3. Ryumshina, L. I. Biblioteka psihologii i pedagogiki tolerantnosti [Tekst] / L. I. Ryumshina // Voprosy psihologii. -2002. - №2. - S. 69 - 72.

4. Rozhkov, M. I. Vospitanie tolerantnosti u shkol'nikov [Tekst] / M. I. Rozhkov, L. V. Bajborodova, M. A. Koval'chuk. - YAroslavl': Akademiya razvitiya: Akademiya holding, 2003. - 36 s.

O. V. Markevich K. V. Milman PSYCHOLOGICAL FEATURES OF ETHNIC AND SOCIAL TOLERANCE OF OLDER

SCHOOLCHILDREN

Institution of education "Gomel state University named Skarina", Belarus

Summary

The article is devoted to the problems of studying the social and ethnic tolerance of senior schoolchildren. The concepts of ethnic and social tolerance are considered, the main features of social and ethnic tolerance of senior schoolchildren are analyzed. An empirical study was also conducted to research the characteristics of tolerance, socioethnic problems and determine the levels of social and ethnic tolerance of older schoolchildren.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.