Психологические особенности эмоциональной осведомлённости личности с различным
уровнем экстраверсии
Psychological features of emotional awareness of a person with different levels of extroversion
Щедова Полина Андреевна
Студентка 2 курса ГБОУВО РК «КИПУ имени Февзи Якубова» Россия, г. Симферополь e-mail: shhedova1993@mail.ru
Schedova Polina Andreevna
2nd year student SBEIHE RC CEPU named after Fevzi Yakubov;
Russia, Simferopol e-mail: shhedova1993@mail.ru
Научный руководитель Зекерьеяев Руслан Ильвисович
Кандидат психологических наук, Доцент кафедры Психологии ГБОУВО РК «КИПУ имени Февзи Якубова» Россия, г.Симферополь e-mail: ruslan51291@mail.ru
Scientific supervisor Zekeriaev Ruslan Ilvisovich
PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Psychology SBEIHE RC CEPU named after Fevzi Yakubov
Russia, Simferopol e-mail: ruslan51291@mail.ru
Аннотация.
Статья посвящена изучению психологических особенностей эмоциональной осведомлённости личности с различным уровнем экстраверсии. Поднимается вопрос эмоционального интеллекта как психологического феномена. Исследуется взаимосвязь показателей экстраверсии личности с уровнем эмоциональной осведомлённости. В рамках исследования была выявлена закономерность: уровень экстраверсии оказывает влияние на эмоциональную осведомлённость личности, что подтверждается статистической значимостью с помощью метода математической статистики U-критерий Манна-Уитни, частотного анализа и корреляционного анализа Спирмена.
Annotation.
The article is devoted to the study of psychological features of emotional awareness of a person with different levels of extroversion. The question of emotional intelligence as a psychological phenomenon is raised. The interrelation of indicators of personality extraversion with the level of emotional awareness is investigated. The study revealed a pattern: the level of extraversion affects the emotional awareness of the individual, which is confirmed by statistical significance using the method of mathematical statistics Mann-Whitney U-test, frequency analysis and Spearman correlation analysis.
Ключевые слова: эмпатия, эмоциональная осведомлённость, эстраверсия, интроверсия, взаимосвязь эмоциональной осведомлённости с уровнем экстраверсии.
Key words: empathy, emotional awareness, estroversion, introversion, the relationship of emotional awareness with the level of extroversion
Введение
Эмоциональный интеллект представляет собой способность человека распознавать, понимать и управлять своими эмоциями, а также эмоциями окружающих. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта лучше справляются с эмоциональными вызовами и устанавливают здоровые отношения. Это важно
для личностных отношений, работы и общей благополучности. Уровень эмоционального интеллекта зависит от различных факторов, включая уровень экстраверсии личности. Однако, уровень эмоционального интеллекта различается у людей, а одним из факторов, который влияет на его развитие, является уровень экстраверсии личности. Несмотря на большое количество исследований, связь между различными уровнями экстраверсии и психологическими особенностями эмоционального интеллекта остается недостаточно изученной. Целью статьи является изучение психологических особенностей эмоциональной осведомлённости личности с различным уровнем экстраверсии.
Анализ литературы по проблеме исследования
Д. Гоулман определяет эмоциональный интеллект как способность управлять своими и чужими эмоциями, что является ключевым фактором в достижении личной и социальной эффективности. Он также разработал модель эмоционального интеллекта, состоящую из пяти компонентов. Первый компонент -самопознание, позволяет отслеживать свои эмоции и их влияние на поведение, а также определить сильные и слабые стороны личности. Второй компонент - мотивация, позволяет использовать эмоции для достижения поставленных целей. Третий компонент - эмпатия, включает понимание чувств других людей и способность сопереживать им. Четвертый компонент - саморегуляция, проявляется в контроле своих эмоций и управлении импульсами. Пятый компонент - социальные навыки, включает в себя умение эффективно устанавливать отношения с окружающими и направлять людей в нужном направлении. [5]
Л. С. Выготский подчеркивал, что эмоции играют существенную роль в когнитивных процессах и являются неотъемлемым элементом психической жизни человека, взаимодействуя с мышлением и влияя друг на друга. Он утверждал, что только всестороннее формирование эмоциональной сферы ребенка может привести к гармоничному развитию личности и создать условия для единства интеллекта и аффекта. Поэтому развитие эмоционального интеллекта с раннего детства является ключевым фактором формирования всесторонне гармонично развитой личности. [4]
Р. Бар-Он предлагает расширить понимание концепции «эмоционального интеллекта». Он определяет это понятие как знание, компетентность и все не когнитивные способности, которые помогают людям успешно преодолевать различные жизненные ситуации. Автор выделяет четыре области компетентности, которые тождественны пяти компонентам эмоционального интеллекта. Первая область - это самопознание, которое включает самоактуализацию, уверенность в себе и осознание своих эмоций. Вторая область - это навыки межличностного общения, включающие эмпатию, социальную ответственность и межличностные отношения. Третья область - это способность к адаптации, которая включает способность решать проблемы, гибкость и связь с реальностью. Последняя область - это преобладающее настроение, которое включает настроение и оптимизм. [7, 8]
А. Р. Комарова рассматривает факторы, влияющие на развитие эмоционального интеллекта, включая социальные и биологические предпосылки. Среди социальных факторов автор выделяет процесс рационализации в определенном возрасте, уровень самосознания ребенка, качество эмоциональных отношений в семье, образование и доход родителей, гендерные особенности воспитания, локус контроля и религиозность. Относительно биологических факторов, автор указывает на наследственные особенности эмоциональных способностей, правополушарный тип мышления и высокий уровень экстраверсии как важные. [3]
Развитие личности представляет собой сложный и многогранный процесс, который зависит от множества факторов. Среди них особое значение имеют экстраверсия и интроверсия. Изучение этих факторов является важным для понимания личности, улучшения ее психического состояния и формирования качественных межличностных отношений. Понимание различий между экстравертами и интровертами помогает улучшить
коммуникацию и межличностные отношения, а также помогает людям выбирать более подходящую для них сферу деятельности.
К. Г. Юнг впервые ввёл такие термины как интроверсия и экстраверсия. Однако современная трактовка и использование отличаются от первоначального значения. К. Г. Юнг определял интроверсию как направленность на внутреннее психическое содержание, а экстраверсию как концентрацию интересов на внешних объектах. Основным критерием, по мнению автора, различающим экстравертов и интровертов, является «направление движения либидо». Согласно Юнгу экстраверты предпочитают социальные и практические аспекты жизни, операции с реальными внешними объектами, в то время как интроверты предпочитают погружение в мир воображения и размышлений. Экстраверсия проявляется в дружелюбном, разговорчивом и энергичном поведении, направлена растрачивание своей энергии на окружающие объекты. Интроверсия же проявляется в более замкнутом и уединённом поведении. Принято рассматривать то, что экстраверсия и интроверсия составляют единое пространство измерений, благодаря этому высокие показатели одной характеристики неизменно предполагают низкие показатели другой. [9, 10]
Г. Айзенк в создании своей диспозициональной модели заимствует у К. Г. Юнга термин «экстраверсия» Автор модели выявил закономерность, заключающуюся в том, что параметры личности, изученные различными исследовательскими группами, согласованно меняются в зависимости от степени ориентации на социальные отношения или рефлексию, переживания и чувства. Данные концепции представляют собой противоположности в рамках суперфактора - комплекса взаимосвязанных черт личности, которые имеют генетическое определение. Согласно концепции Г. Айзенка, типичные экстраверт - общителен, оптимистичен, импульсивен, обладает широким кругом знакомств, а также имеет слабый контроль над собственными эмоциями и чувствами. В то время как типичный интроверт, по мнению автора, спокоен, застенчив, держится вдали от других людей, планирует свои действия заранее, предпочитает порядок во всём и строго контролирует свои чувства. [1, 2]
И. В. Кучер обосновывая роль интроверсии в своей статье анализирует работы по классической психологии, современные исследования креативности и предварительные результаты эмпирического эксперимента, с целью объяснения взаимосвязи между интроверсией, креативным мышлением и художественно - творческой креативностью у художников. Автор демонстрирует, что интроверсия прямо связана с художественно - творческой креативностью и обратно пропорциональна креативному мышлению. Также автором было обнаружено то, что с увеличением интроверсии художники тратят меньше интеллектуальных усилий для достижения креативных результатов, в то время как с ростом экстраверсии они прилагают больше усилий. [6]
Организация и методы исследования
Эмпирическую базу исследования составили 40 человек, возрастное и гендерное распределение респондентов: 10 мужчин и 30 женщин в возрасте от 16 до 21 года. Испытуемые привлекались, посредством информирования о проведении исследования в социальных сетях. Также были привлечены студенты ГБОУВО РК «КИПУ имени Февзи Якубова».
В ходе исследования был использован ряд методик:
1. «Личностный опросник EPI» (Г. Айзенка)
2. «Тест эмоционального интеллекта» (Н. Холла)
Также в ходе исследования были использованы методы математико-статистической обработки данных: частотный анализ, корреляционный анализ Спирмена, U-критерий Манна-Уитни.
Гипотезой исследования выступило предположение о том, что существует взаимосвязь между уровнем экстраверсии и особенностями эмоционального интеллекта личности.
Представление и анализ результатов исследования.
В ходе исследования были выявлены различия эмоциональной осведомлённости респондентов с различным уровнем экстраверсии (Рисунок 1).
35,00 30,00 25,00 20,00 15,00 10,00 5,00 0,00
Эмоциональная осведомленность
■ Интроверты 1 Экстраверты
Рисунок 1. Сравнение эмоциональной осведомлённости людей с различным уровнем экстраверсии
Из рисунка 1 видно, что у респондентов с выраженной экстраверсией уровень эмоциональной осведомленности выше, нежели у респондентов с выраженной интроверсией. Данное различие проявляется в том, что экстраверты склонны лучше понимать свои эмоции, управлять ими, а также распознавать эмоциональные реакции других людей и эффективно выражать собственные чувства и эмоции.
Существование различий в уровне эмоциональной осведомлённости личности с различным уровнем экстраверсии было также подтверждено и - критерием Манна-Уитни (Рисунок 2).
Статистические критерии3
Эмоциональная осведомленность
и Манна-Уитни Асимптотическая значимость (2-сторонняя) 14,000 ,000
а. Группирующая переменная: Группа
Рисунок 2. и-критерий Манна-Уитни
Из рисунка 2, видно, что существует статистически значимое различие
между группами респондентов в проявлении такой характеристики как эмоциональная осведомленность (иэмп = 14,0; р <0,05).
Для обоснования взаимосвязи между уровнем эмоциональной осведомленности респондентов с различным уровнем экстраверсии также был использован корреляционный анализ Спирмена (Рисунок 3).
Корреляции
Балл
экстраверсии
РоСпирмана Балл экстрааерсии Коэффициент корреляции Знач. (2-х сторонняя) 1,000
N 40
Эмоциональная Коэффициент .732
осведомленность корреляции
Знач. (2-х сторонняя) ,000
N 40
Рисунок 3. Результаты корреляционного анализа Спирмена
В ходе корреляционного анализа было обнаружено, что существует сильная прямая взаимосвязь между уровнем экстраверсии и выраженность такого компонента эмоционального интеллекта, как эмоциональная осведомлённость (р = 732).
Выводы
В результате проведенного исследования была подтверждена гипотеза о связи между уровнем экстраверсии и эмоциональной осведомленностью личности. Люди с высоким уровнем экстраверсии проявляют более высокую эмоциональную осведомленность, чем те, кто склонен к интроверсии. Кроме того, результаты исследования показали, что увеличение уровня экстраверсии способствует повышению осознанности и пониманию своих эмоций, а также улучшает способность человека распознавать эмоциональные реакции других людей и эффективно выражать свои чувства. Это важно для сохранения психического здоровья и своевременного реагирования на негативные факторы.
Список используемой литературы:
1. Айзенк Г. Структура личности / Г. Айзенк. - Москва : КСП, 1999. - 463 с
2. Айзенк Г. Исследования человеческой психики / Г. Айзенк, М. Айзенк. - Москва : Эксмо-пресс, 2001. - 480 с
3. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. — Новополоцк: Полоцкий государственный университет, 2011. — С. 388
4. Выготский Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. - Москва : Смысл; Эксмо, 2005. -
1136 с.
5. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман. - Москва : АСТ, 2009. - 476 с.
6. Кучер И. В. Потенциал интроверсии в творчестве художника / И. В. Кучер // В сборнике: Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии субъекта жизнедеятельности. Сборник научных трудов Всероссийской научно - практической конференции. - Хабаровск. - 2023. - С. 84 - 90
7. Сергеева М. Г. Эмоциональный интеллект несовершеннолетних осуждённых как составная часть социального интеллекта / М. Г. Сергеева, Ю. Е. Суслов // Вопросы педагогики. - 2019. - № 5-2. - С. 278 - 280
8. Трубакова Д. И., Мохаммад С. М. А., Будильцева М. Б. Развитие социального интеллекта обучающихся в современных условиях/Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 247-253
9. Юнг К. Г. Психологические типы /К. Г. Юнг. - СПб. : «Ювента», 1995. - 129 с.
10. Юнг К. Г. Аналитическая психология / К. Г. Юнг. - Москва : Аст, 2020. - 400 с.