Научная статья на тему 'Детерминанты уровня эмоционального интеллекта'

Детерминанты уровня эмоционального интеллекта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2801
576
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЭКСТРАВЕРСИЯ / ИНТРОВЕРСИЯ / НЕЙРОТИЗМ / EMOTIONAL INTELLIGENCE / EXTRAVERSION / INTROVERSION / NEUROTICISM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Выскочил Нина Анатольевна

В статье экстраверсия и нейротизм рассмотрены как факторы, обуславливающие уровень эмоционального интеллекта. Выявлены различия в эмоциональном интеллекте экстравертов интровертов и эмоционально стабильных нестабильных людей. Показано, что экстраверсия и нейротизм, образуя разные стратегии взаимодействия с окружающим миром, задают рамки для развития эмоционального интеллекта.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article, extraversion and neuroticism are one of factors causing level of emotional intelligence. Emotional intelligence different at extroverts introverts, emotionally stable astable people. Results of research allow to assume that экстраверсия and нейротизм forming different strategy of interaction with world around set frameworks for development of emotional intelligence.

Текст научной работы на тему «Детерминанты уровня эмоционального интеллекта»

ДЕТЕРМИНАНТЫ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Выскочил Н. А.

В статье экстраверсия и нейротизм рассмотрены как факторы, обуславливающие уровень эмоционального интеллекта. Выявлены различия в эмоциональном интеллекте экстравертов - интровертов и эмоционально стабильных - нестабильных людей. Показано, что экстраверсия и нейротизм, образуя разные стратегии взаимодействия с окружающим миром, задают рамки для развития эмоционального интеллекта.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, экстраверсия, интроверсия, нейротизм.

In this article, extraversión and neuroticism are one of factors causing level of emotional intelligence. Emotional intelligence different at extroverts - introverts, emotionally stable - astable people. Results of research allow to assume that экстраверсия and нейротизм forming different strategy of interaction with world around set frameworks for development of emotional intelligence.

Key words: emotional intelligence, extraversion, introversion, neuroticism.

В условиях кардинальных социально-экономических и политических изменений российского общества особую значимость приобретают способности к адаптации к изменяющимся условиям, способности к осознанию и пониманию эмоций окружающих и собственных эмоций. Данные способности рассматриваются в рамках изучения концепции эмоционального интеллекта (emotional intelligence, ЭИ).

Рост интереса исследователей к проблеме ЭИ связан как со множеством белых пятен в изучении данного феномена, так и с потребностями прикладных исследований. Проблема ЭИ весьма активно рассматривается такими зарубежными учеными, как Дж. Мейер, П. Сэловей, Д. Кару-зо, Д. Гоулман, Г. Орме, Д Слайтер, X. Вейсингер, Р. Стернберг, Дж. Блок. В отечественной психологической науке понятие ЭИ изучали Д. В. Лю-син, Э. Л. Носенко, Н. В. Коврига, О. И. Власова, Г. В. Юсупова,

М. А. Манойлова, Т. П. Березовская, А. П. Лобанов, А. С. Петровская, Андреева И. Н. и др.

В современной психологии наблюдается дифференциация общего интеллекта на множество отдельных видовых форм: практический интеллект (Р. Стернберг), социальный интеллект (Э. Торндайк), натуралистический, духовный, экзистенциальный интеллект (Х. Гарднер), синтезированный интеллект (Ф. Дитман-Коли, П. Болтс), адаптивный интеллект (С. Берт, Д. Уотсон), эффективный интеллект (Р. Пеллегрино, М. Поли-тис), профессиональный интеллект (М. Смульсон), эмоциональный интеллект (Дж. Мэйер, П. Сэловей)

Различными авторами ЭИ трактуется достаточно неоднозначно, как: способность действовать с внутренней средой своих чувств и желаний; способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной

сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза; способность эффективно контролировать эмоции и использовать их для улучшения мышления; совокупность эмоциональных, личных и социальных способностей, которые оказывают влияние на общую способность эффективно справляться с требованиями и давлением окружающей среды; эмоционально-интеллектуальная деятельность.

Эмоциональный интеллект - устойчивая ментальная способность, часть обширного класса ментальных способностей; в частности, ЭИ может рассматриваться как подструктура социального интеллекта. Как ментальная способность, он является также частью более обширной группы свойств личности. Это один из многих факторов индивидуальности, скорее позитивных, чем негативных для межличностного взаимодействия.

Поскольку изучение ЭИ является интенсивно разрабатываемым направлением в современной психологии, в настоящее время существует несколько моделей его объяснения, которые условно можно разделить на три группы.

К моделям, рассматривающим ЭИ как способность, относится модель Дж. Мэйера и П. Сэловея, в рамках которой ЭИ определяется как набор иерархически организованных способностей, связанных с переработкой эмоциональной информации [12]. Особого внимания заслуживает модель Д. В. Люсина, в которой ЭИ раскрывается как способность к пониманию и управлению эмоциями, выделяются его виды - внутриличностный (понимание и управление своими эмоциями) и межличностный (понимание и

управление эмоциями другого человека) [6].

Рассмотрение ЭИ как черты положено в основу модели Р. Бар-Она. В ней ЭИ определяется как все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с разными жизненными ситуациями.

Понимание ЭИ как сочетания способностей и черт характерно для модели Д. Гоулмана, рассматривающего самосознание, самоконтроль, социальное понимание и управление взаимоотношениями в качестве составных частей ЭИ [11].

Множественность теорий ЭИ не позволяет создать целостную картину данного конструкта в структуре личности и его взаимосвязей с другими психическими процессами и свойствами. Поэтому актуальным является исследование, позволяющие выявить психические свойства, обуславливающие индивидуальные различия в понимании эмоций и управлении ими.

На наш взгляд, факторами, обуславливающими уровень ЭИ, являются экстраверсия и нейротизм - основные базовые измерения индивидуальных различий личностной сферы человека, во многом наследуемые и биологически обусловленные [1]. Они определяют характеристики эмоциональной сферы и разные стратегии взаимодействия с миром, тем самым обуславливая уровень ЭИ. Данные положения экспериментально подтверждены в ходе нашего исследования. Цель данного исследования состояла в выявлении психических свойств, обуславливающих уровень ЭИ.

В процессе работы были ис-

пользованы следующие методики: личностный тест EPI Г. Айзенка (адаптация В. М. Русалова) [10] - для оценки индивидуально-психологических особенностей личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: нейротизма(эмоциональная стабильность - нестабильность), экстраверсии, интроверсии; «Опросник ЭмИн» Д. В. Люсина (ЭмИн) [6]

- для оценки уровня ЭИ; метод контрастных групп и критерий Манна-Уитни - для обработки результатов, количественный анализ которых осуществлен с использованием пакета статистических программ Statistica v 8.0.

Участниками проекта были студенты вторых, третьих и четвертых курсов высших учебных заведений г. Москвы. Общее их количество (после исключения результатов, превышающих установленные значения по корректурной шкале личностного теста EPI) составило 292 человека (юношей

- 83, девушек - 209), добровольно изъявивших желание участвовать в данной работе.

Результаты исследования сведены в единую базу данных, в которой для каждого участника представлены сведения по шкалам «Экстраверсия», «Нейротизм», «Корректурная», «Межличностный ЭИ», «Внутрилич-ностный ЭИ», «Понимание эмоций», «Управление эмоциями» и субшкалы «Понимание своих эмоций», «Управление своими эмоциями», «Понимание чужих эмоций», «Управление чужими эмоциями», «Контроль экспрессии».

В итоге нами получены данные о

базовых личностных чертах экстраверсия - интроверсия, эмоциональная стабильность - нестабильность, измеренных с помощью опросника EPI и уровне ЭИ, измеренном с помощью опросника ЭмИн. На первом этапе обработки данных выборка была разбита на контрастные группы по уровню выраженности личностных черт, далее, для сравнения показателей, использовался критерий Манна-Уитни. Данный критерий является непараметрическим критерием, позволяющим оценить различия между двумя выборками по уровню исследуемого признака. Он был выбран для проведения статистического анализа в нашем исследовании по следующим причинам:

- шкалы, в которых измерен исследуемый признак в нашем исследовании, являются порядковыми и позволяют использовать только непараметрическую статистику;

- с помощью контрастных групп выборка разбивалась на две группы (экстраверт-интроверт; эмоционально стабильный - эмоционально нестабильный), поэтому необходимо было выявить, существуют ли различия между этими группами по уровню выраженности эмоционального интеллекта, что позволяет сделать выбранный нами критерий. Использование суммы тестовых баллов, на наш взгляд, было бы менее информативно, так как сумма тестовых баллов не позволяет определить и приводить в таблице эмпирическое значение критерия, который отражает то, насколько велика зона совпадения между рядами.

В ходе статистической обработки получены следующие результаты:

1. Различия в уровне ЭИ у экстравертов и интровертов (см. табл. 1).

Таблица 1

Результаты проверки значимых различий между экстравертами и инт-

ровертами по уровню ЭИ с помощью критерия Манна-Уитни (Ц)

Сумма рангов и эмп. р-1еуе1*

Интроверты (п=70) Экстраверты (п=65)

Основные шкалы ЭмИн Межличностный ЭИ 3835,500 5344,500 1350,500 0,000046

Внутриличностный ЭИ 4942,500 4237,500 2092,500 0,421066

Понимание эмоций 4497,500 4682,500 2012,500 0,246938

Управление эмоциями 4420 4760 1935 0,133718

Субшкалы ЭмИн Понимание чужих эмоций 4256,500 4923,500 1771,500 0,025797

Понимание своих эмоций 4815,000 4365,000 2220,000 0,807954

Управление чужими эмоциями 3713,000 5467,000 1228,000 0,000004

Управление своими эмоциями 4370,000 4810,000 1885,000 0,084620

Контроль экспрессии 5587,500 3592,500 1447,500 0,000254

Примечания.* - уровень значимости

С помощью метода контрастных групп, учитывая уровень выраженности экстраверсии - интроверсии, выборка была разбита на группы экстравертов (70 человек) и интровертов (65 человек). Обнаружены статистически достоверные различия между шкалами опросника ЭмИн: «Межличностный ЭИ», «Понимание чужих эмоций», «Управление чужими эмоциями», «Контроль экспрессии».

Обращает на себя внимание тот факт, что экстраверты превосходят интровертов в понимании и управлении эмоциями других людей, обладают более высоким межличностным ЭИ, а интроверты, в свою очередь, имеют более высокие показатели по уровню контроля экспрессии.

Полученные результаты хорошо согласуются с литературными данными о типичных формах поведения экстравертов и интровертов. Высокий уровень межличностного ЭИ у экстравертов можно объяснить тем, что они более общительны, обладают хорошей приспособляемостью к обстоятельствам [4], склонны к широким, разнообразным социальным контактам, легко устанавливая отношения с другими людьми, хорошо предвидят их действия и поступки [1], [7], что позволяет им учиться понимать эмоции других людей и управлять ими. Экстраверсия может являться платформой для развития межличностного ЭИ и рассматриваться в качестве его биологической предпосылки [3].

Типичные для экстраверта импульсивность, вспыльчивость, особенность открыто выражать свои эмоции приводят к неспособности контролировать проявление своих эмоций в отличие от интровертов, которые характеризуются как уравновешенные, сдержанные, контролирующие выражение своих мыслей и чувств [2]. Несмотря на склонность интровертов к самоанализу, направленностью на свой внутренний мир, они не отличаются от экстравертов по уровню понимания и управления своими эмоциями и не обладают более высоким внутриличностным ЭИ.

2. Различия в уровне ЭИ у эмоционально стабильных - нестабильных (см. табл. 2).

Используемый нами опросник Г. Айзенка «EPI», предполагает выделение четырех типов темперамента на основе сочетания шкалы «Экстраверсия» и «Нейротизм», с помощью чего изучают влияние типа темперамента человека на эмоциональный интеллект. Нами поставлена задача рассмотрения возможности экстраверсии и нейротизма, как ортогональных и различных стратегий взаимодействия с миром, обуславливать развитие разных областей эмоционального

Таблица 2

Результат проверки значимых различий между эмоционально стабильными и нестабильными по уровню ЭИ с помощью критерия

Манна-Уитни (Ц)

Сумма рангов U эмп. p-level

Эмоционально

стабильные (n=63) нестабильные (n=69)

Основные шкалы ЭмИн Межличностный ЭИ 4822,500 3955,500 1540,500 0,003880

Внутриличност-ный ЭИ 5841,000 2937,000 522,000 0,000000

Понимание эмоций 5279,500 3498,500 1083,500 0,000001

Управление эмоциями 5636,500 3141,500 726,500 0,000000

Субшкалы ЭмИн Понимание чужих эмоций 4705,500 4072,500 1657,500 0,018186

Понимание своих эмоций 5367,500 3410,500 995,500 0,000000

Управление чужими эмоциями 4720,000 4058,000 1643,000 0,015251

Управление своими эмоциями 5675,000 3103,000 688,000 0,000000

Контроль экспрессии 5427,000 3351,000 936,000 0,000000

Примечания.* - уровень значимости

интеллекта. Таким образом, нами делается попытка выявить, существуют ли различия в уровне и развитости отдельных компонентов эмоционального интеллекта у экстравертов и интровертов, эмоционально стабильных и эмоционально нестабильных.

В связи с этим выборка по методу контрастных групп с учетом уровня выраженности «нейротизма» была разбита на эмоционально стабильных и эмоционально нестабильных. В результате получились группа эмоционально стабильных - 63 человека и группа эмоционально нестабильных - 69 человек. Между контрастными группами были обнаружены статистически достоверные различия по шкалам опросника «ЭмИн».

Данные свидетельствуют, что эмоционально стабильные люди в отличие от эмоционально нестабильных обладают высоким внутриличност-ным и межличностым ЭИ, а также лучше понимают и управляют своими и чужими эмоциями. Полученные результаты согласуются с данными других авторов о существовании отрицательных корреляций ЭИ и нейро-тизма [9].

Учитывая, что ЭИ является способностью распознавать и идентифицировать эмоции, понимать причины вызвавшие эмоцию и следствия, к которым она приведет, контролировать интенсивность эмоций, внешнее выражение и вызывать произвольно необходимую эмоцию [6], то вполне объяснимо, что эмоционально стабильные люди превосходят эмоционально нестабильных по уровню вышеперечисленных действий. Вероятно, это связано с такими характеристиками эмоционально нестабиль-

ных людей как пессимизм, мрачность и подавленность [2], что не позволяет им правильно распознавать и идентифицировать эмоции, так как в целом они все содержат негативный оттенок. Склонность слишком сильно эмоционально реагировать на возбуждение и с трудом возвращаться в нормальное состояние не позволяет контролировать проявление эмоций и произвольно их вызывать или менять [8].

Таким образом, экстраверты превосходят интровертов в понимании и управлении эмоциями других людей и обладают более высоким межличностным ЭИ, а у интровертов в свою очередь выше показатели по уровню контроля экспрессии. Эмоционально стабильные люди в отличие от эмоционально нестабильных обладают высоким внутриличностным и меж-личностым ЭИ, лучше понимают и управляют своими и чужими эмоциями.

Литература:

1. Айзенк Г. Ю. Структура личности. СПб.: Ювента; М.: КСП+, 1999.

2. Айзенк Г. Ю., Вильсон Г. Как измерить личность. М., 2000.

3. Андреева И. Н. Черты темперамента как биологические предпосылки эмоционального интеллекта // Наука 1 освгга, 2007. - № 8-9. - С. 4-8.

4. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев: Выща школа, 1989.

5. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Лю-сина, Д. В. Ушакова. М.: ИП РАН, 2004. - С. 29-36.

6. Люсин Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика, 2006. - № 4. - С. 3-22.

7. Мещеряков Б. М. Экстраверсия // Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зин-ченко. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. - С. 619.

8. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979.

9. Робертс Р. Д., Мэттьюс Дж., Зай-днер М., Люсин Д. В. Эмоциональный ин-

теллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1. - № 4. - С. 3-26.

10. Русалов В. М. Новый вариант адаптации личностного теста EPI // Психологический журнал. 1987. Т. 8. № 1. - С. 113126.

11. Goleman D. Emotional intelligence. New York: Bantam Books, 1995.

12. Salovey P., Mayer J. D, Emotional intelligence. Imagination, cognition and personality. 1990. 9. P. 185-211.

СТРУКТУРА ЦЕННОСТНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТУДЕНТОВ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Т. Ф. Вострокнутова

Анализируются результаты эмпирического исследования ценностей студентов классического университета с использованием модифицированной методики Rockeach M. Приводятся результаты исследования структуры ценностных предпочтений в двух группах студентов.

Ключевые слова: ценностные ориентации, структура ценностных ориен-таций, терминальные ценности, ценностные предпочтения.

The empiric research results of classic university students values are analyzed applying modified method of Rockeach M. The research results of the value preferences structure in two groups of students are given.

Key words: value orientation, structure of value orientation, terminal values, value preferences.

Изменения в политической, экономической, духовной сферах современного российского общества неизбежно влекут за собой радикальные изменения в психологии, ценностных ориентациях и поступках людей. В философско-социологическом аспекте система ценностей - одна из основополагающих составляющих куль-

туры [4]. Общепризнанной является значимость теоретического и практического анализа ценностей, поскольку ценности не только входят в число основных компонентов мотивации человеческой деятельности, но и во многом детерминируют специфику восприятия индивидом окружающей действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.