Научная статья на тему 'Психологические особенности чувства зависти у подростков'

Психологические особенности чувства зависти у подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
106
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Зависть / подростки / внутренняя конфликтность / самоотношение / самопринятие. / Envy / adolescents / inner conflict / self-relationship / self-acceptance.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы —

Статья посвящена изучению психологических особенностей чувства зависти у подростков. Поднимается вопрос чувства зависти как психологического феномена. Исследуется взаимосвязь порядка рождения детей в семье и выраженности чувства зависти, а также внутренней конфликтности и уровня самопринятия. В рамках исследования была выявлена закономерность: подросткам, являющимся старшими детьми в семье, свойственно более выраженное чувство зависти, а также внутренняя конфликтность, самообвинение и недостаточное самопринятие, что подтверждается с помощью методов математической статистики, таких как частотный анализ, корреляционный анализ Спирмена и H-критерий Крускала-Уоллиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological features of the feeling of envy in adolescents

The article is devoted to the study of psychological features of the feeling of envy in adolescents. The question about the feeling of envy as a psychological phenomenon is raised. The correlation between the order of birth of children in the family and the expression of the feeling of envy, as well as internal conflict and the level of self-acceptance is studied. The study revealed a pattern: adolescents who are the oldest children in the family are characterized by a more pronounced feeling of envy, as well as internal conflict, self-accusation and insufficient level of self-acceptance, which is confirmed by methods of mathematical statistics, such as frequency analysis, Spearman correlation analysis and Kruskal-Wallis H-criterion.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности чувства зависти у подростков»

Психологические особенности чувства зависти у подростков Psychological features of the feeling of envy in adolescents

Легкоступова Ксения Владимировна

Студентка 3 курса ГБОУВО РК "КИПУ имени Февзи Якубова" Россия, г. Симферополь e-mail: ksuwa2704@mail.ru

Legkostupova Ksenia Vladimirovna

3rd year student SBEIHE PC CEPU named after Fevzi Yakubov

Russia, Simferopol e-mail: ksuwa2704@mail.ru

Аннотация.

Статья посвящена изучению психологических особенностей чувства зависти у подростков. Поднимается вопрос чувства зависти как психологического феномена. Исследуется взаимосвязь порядка рождения детей в семье и выраженности чувства зависти, а также внутренней конфликтности и уровня самопринятия. В рамках исследования была выявлена закономерность: подросткам, являющимся старшими детьми в семье, свойственно более выраженное чувство зависти, а также внутренняя конфликтность, самообвинение и недостаточное самопринятие, что подтверждается с помощью методов математической статистики, таких как частотный анализ, корреляционный анализ Спирмена и H-критерий Крускала-Уоллиса.

Annotation.

The article is devoted to the study of psychological features of the feeling of envy in adolescents. The question about the feeling of envy as a psychological phenomenon is raised. The correlation between the order of birth of children in the family and the expression of the feeling of envy, as well as internal conflict and the level of self-acceptance is studied. The study revealed a pattern: adolescents who are the oldest children in the family are characterized by a more pronounced feeling of envy, as well as internal conflict, self-accusation and insufficient level of self-acceptance, which is confirmed by methods of mathematical statistics, such as frequency analysis, Spearman correlation analysis and Kruskal-Wallis H-criterion.

Ключевые слова: Зависть, подростки, внутренняя конфликтность, самоотношение, самопринятие.

Key words: Envy, adolescents, inner conflict, self-relationship, self-acceptance.

Введение

Заметным психологическим конструктом в подростковом возрасте является зависть, которая чаще всего определяется как неприятное, часто болезненное чувство, характеризующееся чувством неполноценности, негодования и враждебности к человеку, у которого имеется желаемое владение. Выраженность чувства зависти определяет отношение человека к другим людям, влияет на самоотношение и уровень внутренней конфликтности. У подростков чувство зависти формируется под влиянием многих факторов, один из них -положение в семье. Определяющим психологическим фактором формирования зависти в подростковом возрасте выступает характер взаимоотношений с родителями, их отношение к другим детям, уровень внутреннего комфорта ребенка. Проживая тяжелый жизненный период, подростки нуждаются в поддержке близких. При недостатке внимания у подростков может сформироваться чувство зависти, основанное на наблюдении желаемого у других. Выраженность описанного выше чувства может негативно отразиться на формировании самоотношения подростка и повышении внутренней конфликтности. Существует много исследований, посвященных изучению зависти, однако, у подростков эта тема остается малоизученной.

Целью статьи является изучение психологических особенностей чувства зависти у подростков.

Анализ литературы по проблеме исследования

Размышления о проблеме такого феномена как зависть появились много лет назад, и до сих пор он

порождает множество споров. Многие исследователи имели свой взгляд на определение понятия зависти.

Аристотель считал зависть болезненным чувством, вызывающим страдание при благополучии других людей [12]. Р. Декарт и Б. Спиноза полагали, что зависть вызывает ненависть, которая может приводить к внутренним разрушительным изменениям [8].

М. Кляйн утверждала, что зависть - злобное чувство, которое имеет свои корни в отношениях с матерью, особенно при недостатке удовлетворения потребностей младенца [14].

Т. Гоббс считал, что люди имеют одинаковые возможности и, следовательно, они идентичны в своих надеждах на достижение желаемого результата. Поэтому, когда люди не могут одновременно обладать определенным благом, возникает враждебность друг к другу [7].

Психоаналитик А. Адлер выделял зависть как желание превосходить других, сопровождающееся ощущением собственной неполноценности [1], [2].

В отечественной психологии первым о зависти сказал В.Н. Мясищев и рассмотрел этот феномен через призму отношений к другому человеку. Успешность объекта зависти может являться главным источником негативного отношения завистника, которое он тщательно скрывает [16].

Другие отечественные психологи подошли к трактовке зависти с иной стороны и назвали ее социально-психологической чертой личности, основными характеристиками которой можно считать неприязнь в отношении к тем людям, которые достигли определенного уровня успешности и достатка [10].

Н.В. Дмитриева отмечала, что зависть возникает при угрозе Я, когда человек не способен достичь желаемого. Таким образом, зависть можно назвать психологической защитой, которая снижает ущерб самооценке завистника [9].

Некоторые авторы сравнивают зависть с ревностью. Ю.М. Орлов и К.Л. Ерофеева полагают, что ревность является видом зависти, поскольку, по мнению субъекта, его любят меньше, чем другого человека [11], [17].

Помимо определения зависти, некоторые авторы также имеют разные взгляды на выбор основания для классификации зависти. Мыслители в античные времена выделяли два противоположных полюса зависти: деструктивную и конструктивную. Деструктивная зависть имела агрессивные и враждебные черты, являлась разрушительной для человека, а конструктивная - это некий соревновательный компонент, который является вспомогательным элементом в саморазвитии и достижении цели [12].

И. Кант в своей «цветной» классификации выделил «черную» и «белую» зависть. «Белая» зависть проявляется по отношению к человеку, который приложил огромные усилия, чтобы достичь успеха. Поэтому субъект зависти равняется на него, ставя себе в пример, который будет его подталкивать к достижению цели. «Черная» зависть имеет полностью противоположные черты: она не является стимулом для собственного развития, а носит исключительно деструктивный характер, который проявляется в желании нанести ущерб объекту зависти [13].

Другие авторы также выделяли публичную и приватную зависть. Публичная зависть проявляется открыто и без стеснения, так как она необходима человеку для достижения своих целей. Например, для достижения власти, общественного блага. Человек с публичной завистью в открытую добивается поставленных целей, не скрывая своих истинных чувств и намерений. Приватная зависть отличается от публичной своей скрытностью от посторонних. Человек с приватной завистью скрывает ее от окружения, не подавая виду что она у него есть. Характерной особенностью приватной зависти является ее разрушительная сила, так как она вредит ее обладателю и не помогает в достижении поставленных целей, а наоборот, мешает нормальной жизнедеятельности.

Наибольшее количество работ на тему зависти в современной психологии имеет Т.В. Бескова. Она утверждает, что зависть интериоризирована в личности через социальные стандарты и общественный опыт, которые порождают отрицательные отношения. Основным компонентом формирования зависти в этой теории является механизм социального сравнения. Автор отмечает, что сравнение может происходить не только с другими людьми, но и с самим собой. В данном случае человек сравнивает свои реальные возможности и ресурсы с желаемым результатом, который он хотел бы достичь. Если не хватает необходимых ресурсов для устранения разрыва между "Реальным Я" и "Идеальным Я", возникает зависть. Еще одним механизмом формирования зависти является сравнение с определенными категориями людей, которые могут быть похожи на субъект по социальным и психологическим характеристикам.

Т.В. Бескова утверждает, что основным предварительным условием появления зависти является различие между людьми по различным критериям, таким как социальный статус, работа, доход и другие. Автор также указывает на универсальные причины зависти, которые включают:

1. Неудовлетворение определенных потребностей по различным причинам, что вызывает чувство фрустрации.

2. Субъективное ощущение преимущества объекта, на которого направлена зависть.

Следующие причины относятся к социальным особенностям и процессам. Т.В. Бескова выделяет макро-

и микросоциальные детерминанты. Так, например, к макросоциальным детерминантам относится культура, менталитет, особенности политики и экономики. К микросоциальным причинам относится особенности процессов, протекающих в малых группах. Сюда относится воспитание в семье или конкурентные отношения в других группах [5].

Зависть также может быть вызвана недостатком уверенности, привязанности или самоуважения. Дети, которые всегда хотят иметь больше или делать лучше, чем другие, часто считают, что, если они этого не сделают, их не будут слушать, любить или ценить.

Феномену самоотношения посвятили свои работы многие исследователи, и определили его как сложную по структуре систему представлений о себе, в которую входят оценки, убеждения и особенности поведения, а также мера принятия или непринятия личностью самой себя.

Теоретические основы понимания самоотношения как компонента самосознания личности были заложены И.И. Чесноковой, которая ввела понятие «эмоционально-ценностного самоотношения», как специфического вида «эмоционального переживания», в котором отражается собственное отношение личности к тому, что она понимает, «открывает» относительно самой себя [20].

Концептуальная модель самоотношения как социальной установки была наиболее детально разработана Н.И. Сарджвеладзе [19]. Исходным основанием данного подхода является утверждение, что самоотношение в качестве своих отдельных сторон включает самосознание, самопознание, самооценку, эмоциональное отношение к себе, самоконтроль и саморегуляцию. Самоотношение здесь определяется как отношение субъекта потребности к ситуации ее удовлетворения, которое направлено на самого себя.

По мнению Н.И. Сарджвеладзе, самоотношение имеет трехкомпонентное строение и включает когнитивный, эмоциональный и конативный компоненты. Когнитивный компонент связан с самопознанием и самооценкой. Он помогает принимать себя в расчет в процессе активности и оценивать свои свойства и возможности. Эмоциональный компонент включает установки по отношению к себе, такие как аутосимпатия, самоуважение, удовлетворенность собой или неудовлетворенность. Конативный компонент относится к внутренним действиям в собственный адрес или готовности к таким действиям. Он включает манипуляторно-инструментальное и диалогическое отношения к себе, самоуверенность, самопоследовательность, самопринятие,

самообвинение, самоснисходительность, самобичевание и т.д.

В концепции другого автора, самоотношение выступает как самооценка, которая носит субъективный характер и легко изменяется в зависимости от ситуации, являющейся для личности субъективно значимой. В то же время положительное самоотношение приравнивается к позитивной Я-концепции, в итоге «стираются» границы между самоотношением, самооценкой и Я-концепцией [15].

Большинство авторов отмечают, что самым критическим в формировании самоотношения является подростковый возраст (И.С. Кон, B.C. Мухина, И.И. и др.). Это обусловлено тем, что неоднозначность и противоречивость развития подростков на данном возрастном этапе характеризуется различными аспектами: многочисленные ограничения, свойственные данному возрасту, и появление новой потребности быть взрослым, требуют от подростка не малой работы над собой, а главное над отношением к себе [4].

Согласно взглядам отечественного психолога Л.С. Выготского, подростковый возраст - это самый неустойчивый и изменчивый период, который насыщен стрессами и конфликтами, в котором доминируют нестабильность, энтузиазм и смятение [6]. Именно в этом периоде развития личности на основе нового характера, структуры и состава деятельности подростка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Подростковый возраст играет важную роль в процессе становления человека как личности, который на основе новой структуры и состава деятельности ребенка закладывает начало сознательного поведения, формирование нравственных представлений и социальных установок. В это время на ребенка оказывают влияние различные факторы. На подростков, являющихся старшими детьми, значительно влияет положение в семье.

Довольно часто старшие дети в семье сталкиваются с проблемой борьбы за внимание и любовь родителей с младшими братьями и сестрами. А. Адлер описывает специфику формирования психологии младшего ребенка следующим образом: ему чаще всего присваивается статус «особенного», он растет в атмосфере любви и ласки со стороны родителей и получает удовольствие от своего положения [3]. Старшие дети, являющиеся подростками, зачастую остаются в стороне, обделенные вниманием, так как ошибочно считаются уже взрослыми и по мнению родителей могут быть более самостоятельными.

Но мало кто учитывает, что подростковый возраст - это нестабильный и критический период развития человека, насыщенный значимыми изменениями, когда ему больше всего нужна поддержка и забота близких. У подростка, находящегося в конкуренции за внимание родителей, может неправильно сформироваться самоотношение, которое очень важно для формирования личности подростка. То, в какой степени личность живет в гармонии с собой, насколько ярко выражены и разрешимы ее внутренние конфликты, продуктивны процессы ее самопознания и анализа. Чрезмерно жесткое самоотношение, критика и самобичевание несут тяжкие последствия для личности. А присоединяемое к ним социальное сравнение, в свою очередь, повышает возможность формирования деструктивного чувства. К предпосылкам актуализации чувства зависти относят выражение чрезмерной симпатии родителей по отношению к другим детям, игнорирование успехов и

достижений своего ребенка, его эмоциональных состояний и отношений со сверстниками [18].

Если подросток находится в поле повышенной конкуренции (наличие сиблингов или просто недостатка внимания со стороны заботящихся о ребенке людей), то при такой атмосфере потенциалы зависти запускаются «в рост», хотя внешне могут маскироваться довольно удачно, поскольку ребенок уже усваивает социальное неодобрение зависти.

Зависть старших детей может выражаться в различных формах: от проявления пренебрежения и агрессии до крайней пассивности и отказа от любой формы контакта со своими братьями и сестрами. Однако, помимо внешних действий, зависть может приводить к внутреннему страданию, о котором подростки не всегда готовы

или не могут говорить вслух. Отчужденность и самокопание подростков могут привести к развитию внутренней конфликтности и неправильному формированию самоотношения.

Организация и методы исследования

Эмпирическую базу исследования составили 30 человек, в возрасте от 13 до 17 лет. Испытуемых привлекали, используя оповещения в социальных сетях о проведении исследования.

В ходе исследования был использован ряд методик:

1. «Методика исследования самоотношения» (С. Пантилеев, В. Столин).

2. «МИЗЛ» (Т. Бескова).

Также в ходе исследования были использованы методы математико-статистической обработки данных: частотный анализ, корреляционный анализ Спирмена, Н-критерий Крускала-Уоллиса.

Гипотезой исследования выступило предположение о том, что подросткам, являющимся старшими детьми в семье, свойственно более выраженное чувство зависти, и, в связи с этим недостаточное самопринятие, самообвинение и повышенная внутренняя конфликтность.

Представление и анализ результатов исследования

На первом этапе исследования было обнаружено, что в изучаемой выборке присутствуют люди с низким, среднем и высоким уровнями зависти (Рисунок 1).

■ Низкий уровень ■ Средний уровень ■ Высокий уровень Рисунок 1. Соотношение людей с низким, средним и высоким уровнями зависти

На следующем этапе исследования было выявлено соотношение показателей зависти и порядка рождения детей в семье (Рисунок 2).

Рисунок 2. Соотношение показателей зависти и порядка рождения в семье (1 - старший ребенок, 2,3,4 ■

младшие дети в семье)

Из рисунка 2 видно, что у большинства старших детей показатели зависти превышают средние значения и достигают максимальной отметки по шкале, а у младших детей преобладают средние значения по показателю выраженности чувства зависти. Предположительно, это связано с отношением родителей к детям. Младшие дети в семье чувствуют себя более комфортно, так как получают достаточно любви и заботы от родителей. Они получают достаточное количество внимания, что способствует правильному и позитивному формированию их самоотношения. В отличие от них, старшие дети, особенно подростки, испытывают больше зависти. Это может быть связано с недостатком внимания и поддержки со стороны родителей. Они ощущают себя ненужными и развивают чувство зависти по отношению к сверстникам, которым родители уделяют больше внимания и чаще выражают свою любовь.

Для обоснования существования взаимосвязи между выраженностью чувства зависти и порядком рождения в семье, был использован корреляционный анализ Спирмена (Таблица 1).

Таблица 1. Результаты корреляционного анализа Спирмена.

N Зависть Ранг А Порядок рождения Ранг В d(ранг А -ранг В) d2

1 2 1.5 1 8 -6.5 42.25

2 2 1.5 2 21 -19.5 380.25

3 3 5 3 28 -23 529

4 3 5 2 21 -16 256

5 3 5 2 21 -16 256

6 3 5 2 21 -16 256

7 3 5 4 30 -25 625

8 4 8.5 2 21 -12.5 156.25

9 4 8.5 1 8 0.5 0.25

10 5 11.5 2 21 -9.5 90.25

11 5 11.5 3 28 -16.5 272.25

12 5 11.5 2 21 -9.5 90.25

13 5 11.5 2 21 -9.5 90.25

14 6 14.5 2 21 -6.5 42.25

15 6 14.5 3 28 -13.5 182.25

16 7 16.5 1 8 8.5 72.25

17 7 16.5 1 8 8.5 72.25

18 8 20 21 -1 1

19 8 20 1 8 12 144

20 8 20 1 8 12 144

21 8 20 1 8 12 144

22 8 20 1 8 12 144

23 9 24.5 1 8 16.5 272.25

24 9 24.5 1 8 16.5 272.25

25 9 24.5 21 3.5 12.25

26 9 24.5 1 8 16.5 272.25

27 10 28.5 1 8 20.5 420.25

28 10 28.5 1 8 20.5 420.25

29 10 28.5 1 8 20.5 420.25

30 10 28.5 1 8 20.5 420.25

Суммы 465 465 0 6500

Результат: г8 = -0.446 (при р < 0,05)

В ходе корреляционного анализа было обнаружено, что существует взаимосвязь между порядком рождения детей в семье и выраженностью чувства зависти (р = 0,36). Чем старше ребенок, тем больше у него выражено чувство зависти. Это связано с проживанием трудного жизненного периода и необходимостью в поддержке от родителей. При недостатке поддержки от родителей, связанному с переключением внимания на младшего ребенка, у старшего подростка формируется установка, что он не имеет никакого значения и не нужен своей семье. В это время, подросток может наблюдать желаемое в других семьях и формировать в себе чувство зависти. Следовательно, между порядком рождения в семье и выраженностью чувства зависти есть взаимосвязь.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На следующем этапе исследования были выявлены средние показатели младших и старших детей по компонентам самоотношения (Рисунок 3).

Ш кал ы М И С ■ пока за! ел и младших детей

Рисунок 3. Средние показатели младших и старших детей по шкалам МИС

Из рисунка 3 видно, что существуют значительные различия в средних показателях старших и младших детей по таким компонентам самоотношения, как самопринятие, внутренняя конфликтность и самообвинение. У старших детей заметно недостаточное самопринятие, высокая внутренняя конфликтность и самообвинение. Это

происходит вследствие формирования деструктивного чувства зависти, которое влияет на общий эмоциональный фон подростка и его отношение к себе в целом. Уровень внутренней конфликтности возрастает в связи с укоренением чувства зависти, так как оно понижает самооценку и заставляет подростка искать в себе недостатки для объяснения причины проявления холодного отношения родителей к себе. Так у ребенка усиливается самообвинение, потому что он начинает заниматься самокопанием и приписывает вину за недостаток внимания от родителей к себе и своим качествам, считая себя недостойным любви, сравнивая при этом со сверстниками и их родителями. Это сильно влияет на общее самоотношение подростка. У младших детей заметно выше самопринятие, низкий уровень внутренней конфликтности и самообвинения. Эти дети чувствуют себя комфортно. Им хватает внимания и ласки со стороны родителей, так как те проводят с ними гораздо больше времени и окружают их своей теплотой. В связи с этим, у младших детей формируется здоровая самооценка и практически отсутствует внутренняя конфликтность, так как им не свойственно сравнивать себя со сверстниками в поисках собственных недостатков и приписывания себе вины за холодное отношение родителей.

Существование значимых различий между выраженностью чувства зависти и компонентов самоотношения у подростков было подтверждено Н-критерием Крускала-Уоллиса (Таблица 2).

_Таблица 2. Результаты Н-критерия Крускала Уоллиса.

Шкалы Эмпирическое шаченне критерия Уровень значимости р

Зависть 1793,5 0,05

Самопрннятне 1354.5 0.05

Внутренняя 1904 0,05

конфликтность

Самообвинение 2208 0.05

Статистика Н = 10.3276 (Л = 120); р=0.1598

Из таблицы 2 видно, что существуют значимые различия между выраженностью чувства зависти и некоторыми компонентами самоотношения у подростков (при р <0,05). Чем выше уровень зависти, тем ниже самопринятие и выше внутренняя конфликтность и самообвинение. А также, чем ниже уровень зависти, тем выше самопринятие и ниже показатели внутренней конфликтности и самообвинения.

Выводы

Зависть является одним из наиболее распространенных эмоциональных состояний у подростков. Ее определение сложно выявить из-за большого количества трудов, но чаще всего ее определяют как неприятное и деструктивное чувство. Зависть характеризуется чувством неполноценности, негодования и враждебности к тому, кто обладает желаемым. Уровень выраженности этого чувства неизбежно сопровождает процесс формирования личности и осознания своего места в обществе. Подростки, испытывающие зависть, могут чувствовать себя неудовлетворенными, что может негативно сказаться на их эмоциональном и психологическом благополучии. Более того, зависть может привести к неправильному развитию самоотношения, как и оно, в свою очередь, может привести к развитию чувства зависти.

Самоотношение представляет собой сложную систему представлений о себе, включающую оценки, убеждения, поведенческие особенности и меру принятия себя. Оно влияет на картину мира человека и его общее состояние. Неверно сформированное самоотношение может привести к повышенной внутренней конфликтности, недостаточному самопринятию и повышенному самообвинению.

Связь между чувством зависти и положением в семье также играет важную роль в психологическом развитии подростка. Старшим детям в семье свойственно чувство зависти больше, чем младшим, из-за отношения родителей к детям. Старшим подросткам часто не хватает внимания со стороны родителей, что может привести к неправильному формированию их самоотношения, возникновению внутренних конфликтов,

самообвинения и недостаточного самопринятия. Напротив, младшим детям достается больше внимания и любви со стороны родителей, что способствует правильному формированию их самоотношения. Различия в отношениях родителей с детьми приводят к различиям в формировании самоотношения у подростков и младших детей, а также к разной степени выраженности чувства зависти.

В ходе исследования гипотеза была подтверждена: подросткам, являющимся старшими детьми в семье, свойственно более выраженное чувство зависти, а также повышенная внутренняя конфликтность, самообвинение и недостаточное самопринятие.

Список используемой литературы:

1. Абыденова Я. А. Психологические механизмы формирования личностной значимости студентов педагогических специальностей: автореф. дис....канд. психол. наук: 19.00.07/ Я. А. Абыденова; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Н. Новгород, 2008. - 25с.

2. Адлер А. Наука жить/ А. Адлер.- Киев: Port Royal, 1997. - 290 с.

3. Адлер, Альфред. Понять природу человека. / Пер. с англ. Евгении Цыпиной. — М.: АСТ, 2021. —

320 с.

4. Андреева И.Г. Исследование особенностей самоотношения подростков / И.Г. Андреева // Гаудеамус. - 2016. - №2. - С.89-93.

5. Бескова Т.В. Психологические механизмы формирования зависти и ее детерминанты/ Т. В. Бескова // Электронный журнал «Вестник Московского государственного областного университета». - 2013. - № 1. - С.3.

6. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: АСТ, 2005. - 671 с.

7. Гоббс Т. Сочинения: В 2 т./ Т. Гоббс. - М: Мысль, 1991. Т. 2. С. 731.

8. Декарт Р. Страсти души. Соч. в 2-х т. Т. 1/ Р. Декарт. - М.: Мысль, 1989. - 654 с

9. Дмитриева Н.В. Психология зависти/Н.В. Дмитриева//Сибирский психологический журнал. - 2005. № 2. - С. 133 -141.

10. Дьяченко М. И., Кандыбович Л А. Психология: Словарь справочник/ М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск.: Хэлтон, 1998. - 399 с.

11. Ерофеева К. Л. Зависть: философский аспект проблемы/ К.Л. Ерофеева // Личность. Культура. Общество. -М., 2008.- Вып.1 (40). - С. 328-335

12. Ильин Е.П. Психология зависти, враждебности, тщеславия/ Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2014. - 208

с.

13. Кант И. Основы метафизики нравов/ И. Кант. - М.: Мысль, 1999. - 1472 с.

14. Кляйн. М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников/ М. Кляйн. - СПб.: Б.С.К., 1997. - 100 с.

15. Кочеткова, Т. Н. Специфика видов самоотношения личности в зависимости от выраженности эмоциональных и когнитивных компонентов: специальность 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии»: Диссертация на соискание кандидата психологических наук / Кочеткова, Т. Н. ; Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. — Ярославль, 2007. — 3-4 с.

16. Мясищев В.Н. Психология отношений/В.Н. Мясищев. - М.:МПСИ, 2005. - 158 с.

17. Орлов Ю. М. Стыд. Зависть/ Ю.М. Орлов. - М.: Слайдинг, 2005.- с.89

18. Пилишина, А. В. Социально-психологические особенности проявления чувства зависти в период ранней юности / А. В. Пилишина, М. Е. Раскумандрина, А. С. Турчин // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2014. - № 4-1. - С. 203-214.

19. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси, 1989.

20. Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии: монография. М. : Наука, 1977. 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.