Научная статья на тему 'Социально-психологические особенности проявления чувства зависти в период ранней юности'

Социально-психологические особенности проявления чувства зависти в период ранней юности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1396
386
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАВИСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / САМООТНОШЕНИЕ / САМООЦЕНКА / СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ENVY / SOCIAL ADAPTATION / SELF-ATTITUDE / SELF-ESTEEM / SUBJECTIVE WELL-BEING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пилишина Анастасия Владимировна, Раскумандрина Марина Евгеньевна, Турчин Анатолий Степанович

Рассматриваются психологические особенности проявления чувства зависти в юношеском возрасте. Выясняются социально-психологические и индивидуальнопсихологические детерминанты зависимости как качества затрудняющего адаптацию личности к социуму и существенно меняющего условия ее саморазвития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF MANIFESTATIONS OF ENVY IN THE EARLY YOUTH

The article discusses the psychological characteristics of the expression of feelings of envy in young adulthood. The authors single out the socio-psychological and individual psychological determinants of envy as a quality hindering the adaptation of an individual to society and significantly changing the conditions of its self-development

Текст научной работы на тему «Социально-психологические особенности проявления чувства зависти в период ранней юности»

УДК 316.6

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ПРОЯВЛЕНИЯ ЧУВСТВА ЗАВИСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ

ЮНОСТИ

А.В. Пилишина, М.Е. Раскумандрина, А.С. Турчин

Рассматриваются психологические особенности проявления чувства зависти в юношеском возрасте. Выясняются социально-психологические и индивидуально-психологические детерминанты зависимости как качества затрудняющего адаптацию личности к социуму и существенно меняющего условия ее саморазвития.

Ключевые слова: зависть, социальная адаптация, самоотношение, самооценка, субъективное благополучие.

Проблема возникновения, формирования и проявления чувства зависти является малоизученной в социальной психологии, психологии личности и педагогической психологии. Особый интерес оно представляет для специалистов в области психологии развития, поскольку может быть оценено как важный социально-психологический феномен, существенным образом влияющий на поведение и социализацию личности в группе.

При рассмотрении внешних и внутренних факторов, определяющих становление этого чувства как компонента эмоционально-личностной сферы в литературе, касающейся истории данной проблемы, нет единства мнений.

В своей статье мы будем солидаризовываться с научной позицией Е.П. Ильина, рассматривающего зависть как моральное чувство [4] при ее ситуативном проявлении и как эмоциональную установку, т.е. собственно чувство, при ее устойчивом проявлении по отношению к определенным объектам. Отнесение зависти к моральным чувствам соответствует и научной позиции С.Л. Рубинштейна, отмечавшего не только то, что данный вид чувств отражает многообразие человеческих отношений, но и тот факт, что в них объективно общественно значимое переживается и как личностно значимое [8].

В психологии обыденного сознания зависть обычно объясняют через отношение человека к жизненному успеху других людей. При этом зависть считается неизбежным компонентом человеческих отношений человека. Ее последствий («сглаза») надо остерегаться и ритуализировать процесс преодоления ее последствий.

В христианстве зависть считается греховным чувством, и осуждение ее включено в «десять заповедей».

В отечественной научной литературе проблематика зависти не рассматривалась в качестве значимой. Возможно, это объясняется тем, что в

советский период зависть воспринималась как порок, присущий миру капитала. А.Ю. Согомонов малое количество исследований зависти в отечественной науке связывает с тем, что она не вписывается в узко обозначенные рамки предмета этики, социологии или психологии [9].

И. Кант делил зависть на «черную», сущность которой состоит в стремлении лишить блага другого, и простую недоброжелательность [5].

К.К. Платонов включает в структуру этого чувства соревнование, страдание от мысли, что у другого есть то желанное, чего у него самого нет, и вызванную этим ненависть к другому [7].

Согласно М.И. Еникееву, зависть - это эмоционально-негативная оценка достижений и успехов других людей, интерпретируемая как угроза личному благополучию, побуждающая к блокированию и дискредитации чужого успеха [2].

К. Муздыбаев в качестве необходимых признаков зависти выделяет восприятие субъектом чьего-то превосходства, чувство досады, неприязненное отношение к тому, кто превосходит, желание или причинение ему вреда и желание иди реальное лишение его предмета превосходства. По мнению данного исследователя, зависть может фиксироваться на трех уровнях:

- на уровне сознания как осознание своего более низкого положения;

- на уровне эмоционального переживания как чувство досады, раздражения или злобы из-за такого положения;

- на уровне реального поведения как разрушение, устранение предмета зависти [6].

Оценки функции зависти в научно-популярной литературе весьма противоречивы, хотя никто не отрицает ее роль в качестве существенного фактора общественной жизни. Зависть может выступать как фактор стагнации, блокируя акме-потенциалы личностей [10]. С другой стороны, она может провоцировать острые социальные конфликты, побуждая к деструктивным и антиобщественным поступкам. В этом случае зависть не побуждает субъекта к саморазвитию, приложению усилий по самоизменению. Она направлена на ограничение активности других, своеобразное «выравнивание», в том числе и социальное, по «нижнему краю». Так называемая «белая зависть» в литературе точно не определена и рассматривается обычно как стимул к повышению конструктивной активности субъекта, ориентирующегося на общественноценные цели.

В качестве социально-психологических детерминант чувства зависти выделяют социальное сравнение. Второй детерминантой считают наличие превосходства другого человека и осознание своего положения как более низкого. Называют также такие детерминанты зависти, как похожесть и социальная близость, которые делают поступки других более обозримыми и поэтому доступными анализу и сравнению. Еще одной детерминантой зависти могут выступать личностные особенности человека.

Зависть может маскировать некомпетентность, леность, деструкции, деформируя целостное развитие личности, формируя скрытность, тревожность, одиночество. К. Изард отмечает, что она не свойственна людям самодостаточным, независимым, увлеченным собственным делом [3]. К зависти склонны люди честолюбивые, тщеславные, ленивые и эгоистичные [6].

Целесообразно различать зависть и завистливость. Последняя действительно является качеством личности. Л.А. Дьяченко и М.И. Кандыбо-вич рассматривают зависть как социально-психологическую черту личности, проявляющуюся в недовольстве, недоброжелательстве по отношению к другим людям, более удачливым и успешным в жизни. Они оценивают зависть как порок, как признак ограниченности ума и мелочности [1]. Это противоречит мнению Е.П. Ильина [4], который подобную трактовку относит к характеристике завистливости.

Особый интерес к развитию эмоционально-чувственной сферы в психологии развития связан с выяснением ее динамики на фоне изменений самосознания личности. В этом плане возрастной период ранней юности представляется достаточно интересным как в плане становления всех компонентов структуры личности, так и в отношении социальных чувств.

В современной психологии юношеского возраста подчеркивается необходимость внимательного отношения к проблемам психоэмоционального характера, в том числе и связанным с отсутствием сдерживающих негативные проявления и мешающие нормативной адаптации и социализации личности в группе.

В современной ситуации развития общественных отношений нарастает стремление личности быть автономной, что не исключает чувства зависти по отношению к более успешным и самодостаточным. Неудачи в достижении желаемого результата могут стимулировать его нарастание, превращение его в устойчивое поведенческое качество, проявляющееся в пассивной форме борьбы.

Важной предпосылкой в формировании зависти является низкая самооценка, но в отличие от других качеств личности она весьма изменчива, зависит от возрастной ситуации развития, конкретных событий, влияющих на мировосприятие личности. Самооценку можно повысить в процессе самовоспитания, но для этого нужны реальные успехи в деятельности, что не всегда возможно получить в короткий срок.

Успешность социально-психологической адаптации также определяет выраженность чувства зависти. Так, если человек более успешно адаптирован к условиям социальной среды, принимает ее нормы и ценности, адекватно воспринимает поступки членов общества и группы, в которую включен, то является более самодостаточным и уверенным в себе и, значит, причин для зависти у него становится меньше.

Очень важно самоотношение человека, позитивный взгляд на свой внутренний мир. То, в какой степени человек живет в гармонии с самим собой, насколько ярко выражены и разрешимы его внутренние конфликты, продуктивны процессы его самопознания и анализа. Чрезмерно жесткое самоотношение, преувеличенная критика и самобичевание несут тяжкие последствия для личности. А присоединяемое к ним социальное сравнение, в свою очередь, повышает возможность формирования чувства зависти. Положительное эмоциональное отношение к себе и умение управлять своими эмоциями также ведут к формированию психически здоровой личности, избегающей возникновения чувства зависти и презрения к окружающим.

Можно выделить некоторые предпосылки актуализации чувства зависти в юношеском возрасте. К ним относят выражение чрезмерной симпатии родителей по отношению к другим детям, игнорирование успехов и достижений своего ребенка, его эмоциональных состояний по отношению к различиям со сверстниками. Тем самым можно утверждать, что определяющим психологическим фактором формирования зависти в юношеском возрасте выступает характер взаимоотношений с родителями в детстве, их отношение к другим детям, уровень внутреннего комфорта ребенка.

В литературе также отмечают такие значимые факторы формирования зависти, как особенности самосознания, характер самоотношения, уровень субъективного благополучия, трудности социальной адаптации. Таким образом, можно заключить, что недостаточно выяснена структура факторов, влияющих на динамику зависти, а также соотношение внутренних и внешних детерминант. При этом практически всеми исследователями признается определяющая роль воспитания личности.

Методика

Для эмпирической проверки гипотезы о том, что важной социально -психологической предпосылкой выраженности чувства зависти являются особенности социальной адаптации, нами было проведено исследование на базе средней образовательной школы №15 г. Иваново.

Цель исследования - изучение социально-психологических предпосылок чувства зависти в юношеском возрасте.

Объект исследования - учащиеся 11 класса.

Предмет исследования - взаимосвязь затруднений в социальной адаптации с выраженностью чувства зависти у старшеклассников.

Выборка исследования составила 40 учащихся 11-х классов (32 девушки и 8 юношей в возрасте 16-17 лет).

Для проведения исследования использовались такие общенаучные методы, как психологическое тестирование, метод анкетного опроса, метод беседы. Для подтверждения значимости различий в данной работе использовались методы математической статистики.

Помимо авторской анкеты, использовались:

1) методика исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантелеева;

2) вербальная диагностика самооценки личности; тест социально-психологической адаптации (К.Роджерс, Р. Даймонд);

3) Шкала субъективного благополучия (М.В. Соколовой).

Все диагностические методики взяты в варианте, опубликованной в работе Фетискина Н.П. и др. [11].

Процедура эмпирического исследования.

Испытуемые были поделены на четыре группы. Исследование проводилось открыто, в специальной аудитории. Испытуемые по одному сидели за партами. Им были даны гарантии соблюдения конфиденциальности. Были даны разъяснения инструкций к опросникам; при необходимости давались ответы на вопросы, возникающие в аудитории в процессе тестирования.

Результаты исследования выраженности чувства зависти у старшеклассников фиксировались на основе авторской анкеты. Испытуемые должны были определить самостоятельно выраженность чувства зависти у себя на основе критериев, представленных в литературе (см. выше). По результатам анкетирования было вычислено среднее значение выраженности чувства зависти. При помощи шкалы стенов все респонденты были разделены на три группы с высокой, средней и низкой выраженностью чувства зависти (табл.1.).

Таблица 1

Группы с различной степенью выраженности чувства зависти

Выраженность чувства зависти Количество респондентов

Низкая 9

Средняя 20

Высокая 11

Был применен также метод экспертной оценки: каждому старшекласснику предлагалось оценить по определенным критериям 7 своих одноклассников.

Для установления связи между самооценкой зависти респондентов и экспертной оценкой со стороны одноклассников необходимо определить Сиду корреляционной связи между данными показателями. С этой целью был выполнен корреляционный анализ Пирсона с использованием программы SPSS -13. Была выявлена значимая корреляция между самооценкой и экспертной оценкой.

Были рассмотрены особенности воспитания как детерминанта выраженности чувства зависти у выделенных выше групп респондентов. Далее будем обозначать группу с низкой выраженностью чувства зависти цифрой 1, со средней - 2 и высокой - 3. Данные приведены в табл.2.

Таблица 2

Выраженность предпосылок чувства зависти (средний балл)

№ п/п Предпосылки Низкая Средняя Высокая

1 Сравнение с успехами товарищей 1,1 1,8 1,6

2 Выражение симпатии к другим детям 1,6 2,4 3

3 Похвала за хорошие отметки 2,8 2,6 2,2

4 Приведение в пример сверстников 1 1,9 1,9

5 Ощущение переживания неприятных чувств при награждении сверстника 0,3 1,2 1,4

6 Зависть по поводу покупок сверстникам 0,9 1 1,6

7 Ощущение себя менее успешным и способным, чем другие 0,6 1,3 2,2

Для выяснения значимости различий между особенностями воспитания и выраженностью зависти для каждой из групп мы использовали ^ критерий Стьюдента, применяемый для сравнения выборочных величин, принадлежащих к двум совокупностям данных, и для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга.

Были установлены значимые различия между 1-й и 2-й, 1-й и 3-й группами по фактору «Выражение симпатии к другим детям». Исходя из этого можно сделать вывод, что в детстве родители испытуемых с более высоким уровнем чувства зависти чаще выражали свою любовь и симпатию другим детям, что и способствовало усилению склонности к зависти у данной категории старшеклассников.

Установлены значимые различия между 1-й и 2-й, 1-й и 3-й группами по фактору «Ощущение переживания неприятных чувств при награждении сверстника». Следовательно, испытуемые с высоким чувством зависти чаще испытывали неприятные переживания по поводу награждения других детей, нежели испытуемые с низким уровнем чувства зависти.

Между всеми группами были выявлены значимые различия между предпосылками зависти по фактору «Ощущение себя менее способным и успешным, чем другие». Старшеклассники с более высоким уровнем чувства зависти чаще чувствовали себя менее способными, чем учащиеся с низким уровнем.

По прочим предпосылкам (табл.2) значимых различий не выявлено. Следовательно, можно выделить в качестве значимых факторы воспитательного характера, провоцирующие усиление чувства зависти: «Выражение симпатии к другим детям», «Ощущение переживания неприятных чувств при награждении сверстника», «Ощущение себя менее способным и успешным, чем другие».

Результаты исследования самоотношения в группах с различной степенью выраженности чувства зависти были получены с помощью МИС, включающей 9 шкал: закрытость, самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение, самоценность, самопривязанность, внутренняя конфликтность и самообвинение.

Первоначально был проведен анализ выраженность данных характеристик у всей выборки в целом (табл.3).

Таблица 3

Средние значения по МИС

1 2 3 4 5 6 7 8 9

За- Само- Самору- Отражен- Само- Само- Само- Внут Само-

кры- уве- ко- ное цен- приня- при- р. об-

тость рен- водство самоотноше- ность тие Вязан- конф. вине-

ность ние ность ние

Сред- 5,6 6,6 6,4 5,7 6,9 6,1 6,3 5,3 5,2

нее

значе-

ние

Феномен самоотношения исследовался у юношей и девушек с различной выраженностью чувства зависти. Средние значения представлены в табл. 4.

Таблица 4

Уровень самоотношения представителей групп

с различной степенью выраженности чувства зависти

№ Шкалы Низкая Средняя Высокая

п/п

1 Закрытость 6,7 5,5 4,8

2 Самоуверенность 7,3 6,7 5,6

3 Саморуководство 7,5 6,1 6,1

4 Отраженное самоотношение 6,8 5,3 5,4

5 Самоценность 7,7 7,1 6,0

6 Самопринятие 6,2 6,1 5,8

7 Самопривязанность 7,1 6,6 5,3

8 Внутренняя конфликтность 3,3 5,5 6,6

9 Самообвинение 4,2 5,2 6,1

Многие характеристики по шкалам среди групп заметно различаются. Исходя из этого можно утверждать, что чувство зависти взаимосвязано с особенностями самоотношения. При помощи ^критерия Стьюдента была установлена значимость различий между показателями самоотношения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Установлено, что, чем выше уровень зависти, тем ниже показатель по шкале «Закрытость», т.е. менее завистливые старшеклассники более конформны, у них более выражена мотивация социального одобрения. Они склонны избегать открытого самоотношения. Напротив, более завистливые критичны к себе, внутренне более открыты, склонны к личностной ре-

флексии, самокопанию, приводящему к «открытию» у себя все новых недостатков.

Менее завистливые характеризуются большей самоуверенностью, смелостью в общении, доминированием мотива успеха, более довольны собой, своей компетентностью и способностью к решению проблем. Более завистливые чаще проявляют неуважение к себе, не доверяют своим решениям, избегают контактов с людьми, испытывают внутреннюю погруженность в себя.

Не имея возможности давать пространный комментарий результатов по всем шкалам, отметим, что исходя из полученных данных можно утверждать, что на выраженность чувства зависти влияют такие факторы, как «Закрытость», «Отраженное самоотношение», «Самоценность», «Самопривязанность», «Саморуководство», «Внутренняя конфликтность», «Самообвинение». Подтвердилось предположение о влиянии характера самоотношения на выраженность чувства зависти.

Результаты исследования сомооценки в группах с различной степенью выраженности чувства зависти представлены в табл.5.

Таблица 5

Показатели самооценки в группах

Уровень самооценки Количество испытуемых

Высокий 6(15%)

Средний 22(55%)

низкий 12(30%)

Для подтверждения гипотезы о том, что чем ниже самооценка, тем выше уровень зависти, был вычислен средний балл по каждой из групп (табл.6).

Таблица 6

Уровень самооценки представителей групп с различной степенью выраженности чувства зависти

Самооценка Низкий Средний Высокий

Среднее значение 26,2 38,8 43,8

Особенностью интерпретации результатов является то, что, чем ниже балл по данной шкале, тем выше уровень самооценки. Опираясь на данные таблицы, можно отметить, что выраженность чувства зависти обратно пропорциональна уровню самооценки. То есть люди, которым в большей степени присуще чувство зависти, обладают более низкой самооценкой. Менее завистливым присущ более высокий уровень самооценки. Можно также предположить, что возникновение данного чувства, в свою очередь, может приводить к снижению уровня самооценки.

В процессе сравнения уровня социально-психологической адаптации в группах испытуемых были подсчитаны средние баллы по каждой шкале

опросника для старших школьников с низкой, средней и высокой степенью выраженности завистливости. Результаты представлены в табл. 7.

Таблица 7

Уровень социально-психологической адаптации групп с различной степенью выраженности чувства зависти

№ п/п Шкалы Низкая Средняя Высокая

1 Адаптация 63,1 57,1 48,4

2 Самопринятие 84,9 72,6 70,9

3 Принятие других 68,9 64,1 57,6

4 Эмоциональный комфорт 56,1 47,9 35,6

5 Интернальность 72,8 70,1 61,4

6 Стремление к доминированию 64,4 61,6 56,5

Для выявления значимости различий между составляющими социально-психологической адаптации для групп с различной степени выраженности зависти мы использовали ^критерий. По средним показателям обнаружены различия между 1-й и 3-й, 2-й и 3-й группами по шкале «Адаптация», которая интегрирует все последующие шкалы. Можно заключить, что выраженность чувства зависти обратно пропорциональна уровню адаптации. Менее завистливые старшеклассники лучше приспособлены к условиям социальной среды, более адекватно воспринимают систему отношений с социальными объектами, лучше принимают нормы и ценности социальной среды и в целом чувствуют себя более комфортно в процессе социального взаимодействия в отличие от более завистливых.

По шкале «Самопринятие», которая отражает степень дружественности - враждебности к собственному «Я», установлена зависимость различий между 1-й и 2-й, 1-й и 3-й группами. Таким образом, менее завистливые испытуемые более одобрительно относятся к себе, у них выше уровень самооценки. Более завистливые чаще замечают у себя недостатки, отличаются более низким уровнем самооценки, в большей степени склонны к самообвинению. Результаты свидетельствуют о значимости различий по данной шкале, соотносятся с данными по методике на самооценку, а также со шкалой «Самопринятие» из методики исследования самоотношения, что еще в большей степени подтверждает влияние уровня самооценки на выраженность чувства зависти у испытуемых-старших школьников.

Значимые различия также были установлены между 1-й и 3-й группами по шкале «Принятие других», которая отражает уровень дружественности - враждебности к окружающим людям и к миру. Опираясь на полученные данные, можно сделать вывод, что менее завистливые в большей степени склонны к принятию других, одобряют их отношение к себе, ожи-

дают от окружающих позитивного отношения. Более завистливые в большей степени критичны к людям, раздражительны по отношению к ним, чаще испытывают презрение, ожидая негативного отношения к себе.

Между 1-й и 3-й, 2-й и 3-й группами различия значимы по шкале «Эмоциональная комфортность», отражающей характер преобладания эмоций в жизни человека. Анализируя полученные данные, можно отметить, что у менее завистливых испытуемых в жизни преобладают позитивные эмоции. Они в большей степени ощущают ее благополучие. У учащихся с более высокой выраженностью чувства зависти чаще отмечаются яркоокрашенные отрицательные эмоциональные состояния.

По шкале «Интернальность», отражающей в какой степени человек ощущает себя субъектом собственной деятельности и в какой - интенсивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств, также обнаружены значимые различия между 1-й и 3-й, 2-й и 3-й группами. Можно также отметить, что испытуемые с низкой выраженностью зависти более склонны полагать, что происходящие с ними события являются результатом их деятельности. Более завистливые чаще склонны допускать, что происходящие с ними события являются результатом действия внешних сил.

По шкале «Стремление к доминированию», отражающей степень стремления человека доминировать в системе межличностных отношений, значимых различий между группами не обнаружено.

По итогам применения данной диагностической методики можно заключить, что формированию чувства зависти в большей степени способствуют факторы, соотносимые с шкалами «Самопринятие», «Принятие других», «Эмоциональная комфортность», «Интернальность». То есть выраженность чувства зависти определяется успешностью социально-психологической адаптации. Нельзя исключать и наличие обратной связи, которая состоит в том, что наличие у испытуемых выраженного чувства зависти существенным образом влияет на успешность его адаптации к условиям социума.

Результаты исследования уровня социального благополучия представлены в табл.8.

Таблица 8

Уровень социального благополучия представителей групп с различной степенью выраженности чувства зависти

Суб. благополучие Низкая Средняя Высокая

Среднее значение 3,3 5,1 6

Особенности оценивания состоят в том, что, чем ниже балл по шкале, тем выше уровень субъективного благополучия.

Лицам с низким уровнем зависти присущ более низкий уровень выраженности качества, т.е. они в большей степени характеризуются умеренным субъективным благополучием. Можно сказать, что серьезные проблемы у них отсутствуют, но о полном социальном комфорте говорить нельзя. При помощи ^критерия была установлена значимость различий между выраженностью чувства зависти и уровнем социального благополучия респондентов.

Испытуемые с высокой выраженности зависти более предрасположены к комплексу неполноценности, не удовлетворены собой, своим положением, лишены доверия к окружающим и надежды на будущее, не-уравновешены, испытывают трудности в контроле выражения своих эмоций, ригидны, постоянно испытывают беспокойство по поводу реальных или вымышленных неприятностей.

Менее завистливые менее обеспокоены проблемами эмоционального характера, более успешны и активны, эффективно взаимодействуют с окружающими, более адекватно управляют своим поведением.

Данные корреляционного анализа (по Пирсону) в целом подтвердили первоначальную гипотезу, но целесообразно отметить некоторые факты, учет которых важен для построения воспитательной работы в старших классах школы.

Обнаружено наличие значимой связи между фактором «Самооценка зависти» и фактором, являющимся предпосылкой формирования зависти («Зависть по поводу покупок сверстникам»). То есть старшеклассники с более высокой выраженностью данного чувства уже в детстве чаще завидовали своим сверстникам.

Значима связь между фактором «Похвала за успеваемость» и уровнем субъективного благополучия, что свидетельствует о том, что учащиеся, родители которых в детстве их чаще хвалили за школьные успехи, и в старших классах оценивают свое эмоциональное состояние как стабильно благополучное. Также связь обнаружена между этим фактором и «Самопринятием» и «Принятием других». Из чего следует, что старшеклассники, которых в детстве чаще хвалили по сравнению со сверстниками, более позитивно относятся к себе, склонны к принятию других людей и имеют позитивные ожидания их отношения к себе.

Отрицательная корреляционная связь выявлена между фактором «Ощущение себя менее способным и успешным, чем другие» и шкалой «Закрытость» из МИС. Такая же связь обнаружена с уровнем самооценки, с уровнем социально-психологической адаптации и уровнем субъективного благополучия. Это сказывается на приспособляемости к социуму, когда низкий уровень самооценки провоцирует трудности со стороны самого субъекта.

Обнаружена отрицательная корреляционная связь между уровнем самооценки, уровнями социально-психологической адаптации и субъективного благополучия. Более неуверенные в себе люди хуже приспособлены к условиям социума, пессимистичны в своих ожиданиях, менее стрессоустойчивы.

Не обнаружено корреляции выраженности чувства зависти с полом, что возможно связано с немногочисленностью и неравновесностью выборки.

Вывод

В целом подтвердилось предположение о том, что социально -психологическими предпосылками чувства зависти и его выраженности в юношеском возрасте выступают особенности воспитания в родительской семье, успешность социально-психологической адаптации и личностные особенности старшеклассников.

Список литературы

1.Дьяченко Л.А., Кандыбович М.И. Психология высшей школы. Мн.: Изд-во БГУ им. В.И.Ленина, 1981. 383 с.

2.Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. М.: Проспект, 2006. 560 с.

3.Изард К. Психология эмоций. СПб: Питер, 1999. 464 с.

4.Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2001. 752 с.

5.Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. М., 2002.

472 с.

6.Муздыбаев К. Психология зависти // Психологический журнал. №6. 1997. С.3-7.

7.Платонов К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. 216 с.

8.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2000.

712 с.

9.Согомонов А.Ю. Феноменология зависти в Древней Греции // Этическая мысль: научно-публицист. чтения. / под ред. А.А. Гусейнова. М.: Мысль, 1990. С.109-111.

10. Турчин А.С. Акмеология и психолого-педагогическая практика // Материалы Международной научно-практической конференции «Национальная образовательная система в условиях глобальной конкуренции: проблемы, приоритеты, перспективы развития. 30-31 октября 2014 г. Орал-Уральск: ЗКГУ им. М. Утемисова, 2014. С.89-91.

11. Фетискин Н.П. Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во института психотерапии. 2002. 490 с.

Пилишина Анастасия Владимировна, доц., stassy335k@yandex.ru, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД Российской Федерации,

Раскумандрина Марина Евгеньевна, канд. психол. наук, доц., raskum@,mail.ru, Россия, Иваново, Ивановский государственный университет,

Турчин Анатолий Степанович, д-р психол. наук, проф., ast55@mail.ru, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД Российской Федерации.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF MANIFESTATIONS OF ENVY IN THE EARLY YOUTH

A.V. Pilishina, M.E. Raskumandrina, A.S. Turchin

The article discusses the psychological characteristics of the expression of feelings of envy in young adulthood. The authors single out the socio-psychological and individual psychological determinants of envy as a quality hindering the adaptation of an individual to society and significantly changing the conditions of its self-development.

Key words: envy, social adaptation, self-attitude, self-esteem, subjective well-being.

Pilishina Anastasia Vladimirovna, Associate Professor, stassy335k@yandex.ru, Russia, St. Petersburg, St. Petersburg Military Institute of Internal Troops of the Ministry of the Interior,

Raskumandrina Marina Evgenievna, PhD (Psychology), Associate Professor, raskum@mail.ru, Russia, Ivanovo, Ivanovo State University,

Turchin Anatoly Stepanovich, Doctor of Psychological Sciences, Professor, ast55@,mail.ru, St. Petersburg, St. Petersburg Military Institute of Internal Troops of the Ministry of the Interior.

УДК 159.95

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ: ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗА

А.О. Прохоров

Рассматривается образ психического состояния как составляющий компонент ментальной репрезентации состояния человека, отображающий субъективный (ментальный) опыт его переживания. Представлена модель психологических механизмов актуализации и закрепления образа в структурах сознания

Ключевые слова: ментальная репрезентация, образ, субъективный опыт, сознание, структура, модель

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 15-06-00884а

Изучение психических состояний человека неизбежно ставит вопрос о возникновении, становлении и упрочивании представлений о переживае-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.